Почему древнегреческий театр называли школа гражданина

Обновлено: 08.07.2024

$1 1.

1. Васищева Вера Леонидовна

$1 2.

$1 3.

3. Учитель истории и обществознания

$1 4.

4. История

$1 5.

5. 5 класс

$1 6.

6. Базовый учебник - Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.: учебник для общеоб. учрежден./. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редак. А. А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2012.- 3с.: ил., карт.

7. Цели урока: Способствовать ознакомлению с зарождением театра в Древней Греции, развитию представлений о том, что театр для жителей Греции был самым массовым и любимым видом искусства; создавать условия для раскрытия одной из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств, пониманию того, что демократия способствует раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве.

8. Планируемые результаты:

личностные: развивать уважительное отношения к ценностям культур других народов; принятие правил делового сотрудничества: умение считаться с мнением другого человека; проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

метапредметные : готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

предметные: овладение представлениями о древнегреческом театре, уметь объяснять понятия: театр, скене, орхестра, трагедия, комедия, сатиры, дифирамбы; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

9.Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний/ урок- исследование.

10. Основное содержание темы, понятия и термины: Происхождение театра и его устройство. Как происходили театральные представления. Великие поэты Греции: Софокл, Аристофан. Сатиры, театр, орхестра, скене, трагедия, комедия.

11.Формы работы учащихся: индивидуальная работа, групповая, работа в парах, ролевая игра.

13.Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедиа проектор.

14.План изучения темы.

1. Возникновение театра.

2. Здание театра , актеры, хор.

3. Трагедии и комедии.

Структура и ход урока

I . Вводно-мотивационная часть.(1 мин)

- Хайрете, пайдес! Здравствуйте, дети!

- На каком языке я вас поприветствовала. Аргументируйте свой ответ.

Я рада видеть вас на нашем уроке! Мне хочется обратиться к вам словами французского просветителя XVIII века Ж.Ж. Руссо:

«Вы талантливые дети!

Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить это настроение до конца урока.

II . Актуализация знаний.(5 мин)

1. Работа с исторической картой.( ученик)

- Покажите часть п-ова, на котором расположена Греция.

- Море, названное в честь царя Афин, утонувшего в нем.

- Остров, где находился лабиринт Минотавра.

- Город с двойным названием.

- Город, где проходили Олимпийские игры.

- Город- родину демократии.

2. Работа по карточкам. ( По какому принципу слова объединены в группы)

- Молодцы. С заданиями справились. Вы готовы к новым целям и достижениям?

III . Определение темы урока. Постановка учебной задачи. (4 мин.)

2. Чтение стихотворения.

Уж полон зал. Вот-вот начало, Но всё же главное - не слава,
Надет костюм, наложен грим. Когда выходишь ты на сцену жить!
И ты готов, к восторгу зала, В нем женщины, мужчины – все актеры.
К нему прийти совсем уже другим! У них свои есть выходы, уходы,

Оваций шум и крики "Браво!" И каждый не одну играет роль…
Приятны, что уж там таить?!

3. Определение темы урока.

- Как вы думаете, какую тему мы будем изучать? Тема урока: Древнегреческий театр. (слайд)

4. Формулирование целей урока учащимися.

- - Были ли вы в театре?

- Что видели? Что понравилось?

- Я предлагаю вам сравнить древнегреческий театр и современный?

- Сможете вы это сделать? Почему?

- Сформулируем цели нашего урока.

- Мне бы хотелось, что бы вы показали , как умеете работать с различными источниками: учебником, документами, умеете думать, анализировать, делать выводы, высказывать свою точку зрения и работать в команде. (слайд с планом)

5. Постановка проблемы. (слайд)

- Как вы понимаете высказывание?

IV . Усвоение новых знаний и способов действий. ( 3 мин)

1. Фронтальная беседа.

- ( слайд) Театров много: драматический, оперный, балета, теней, театр жестов для инвалидов в Нижнем Новгороде.

В Курске – драмтеатр, театр кукол.

- Какие ассоциации возникают со словом театр?

- А что такое театр сегодня? Выберите нужный ответ. (слайд).

3. Возникновение театра. (слайд)- (5 мин.)

-А. Организация работы в группах. Выбор координатора.

Дионис- покровитель виноградарства и виноделия странствует по всей земле, окруженный толпами сатиров, своих верных спутников. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.

Задание: Прочтите миф и заполните пропуски в предложениях.

Греческий театр возник в честь бога ______________________. Его сопровождали верные спутники - ______________. Театральные зрелища проходили весной в конце ________________.

2-я гр: по линии времени определяет время возникновения театра.

4. Отчет групп.

- 2 группа: (слайд) Театр возник в 534 г до н. э.

5. ВЫВОД:

- Когда возник театр?

- В честь какого бога?

5. Здание театра , актеры, хор. - ( 7 мин)

1. Работа с иллюстрацией. (слайд)

- Как греки относились к театру?

- Театр располагался у подножия высокого холма, что все было видно, имел форму огромной чаши, которая как рупор усиливала звук человеческого голоса . Если бросить монету на площадку, где шло представление, то звон был слышен на задних рядах.

Посмотрите на рисунке записаны слова. Какие из них относятся к современному театру?

2. Работа в группах.

1-я гр: работая с текстом учебниками п. 39, п. 2 стр. 186, выяснить из каких частей состоял древнегреческий театр? Заполнить схему.

- Выяснить отличительные черты древнегреческого театра?

3. Отчеты групп. (слайды: части театра),

Слайд- особенности театра

Слайд - маски.

Театр был любимым зрелищем. Представления проходили несколько раз в году и длились 3 дня. В театр покупали билеты небольшую плату. Билет был из свинца или обожженной глины. На билете видны буквы. Буквой указывался один из секторов. (слайд- билеты). Мест указано не было, можно было занять любое место, начиная со второго ряда.

( слайд)

- Почему со второго ряда? На первом ряду сидели стратеги, архонты, победители олимпиад.(слайд)

По закону Перикла были введены “зрелищные деньги, которые раздавали бедным гражданам для посещения театральных зрелищ.

- А почему все могли посещать театр? (демократия)

- А мог бы театр возникнуть в Египте?

- Решение познавательной задачи: Греки брали с собой в театр узелок с пирожками, фляжку с вином, тёплый плащ, подушечку. Как вы думаете, зачем грекам нужна была подушечка?

- Как вы думаете, кто чаще посещал театр мужчины или женщины? Почему?

Почти в каждом греческом городе, включая колонии, был свой театр, а иногда и несколько. Каждый из древних театров вмещал по нескольку тысяч зрителей. Например , афинский театр имел около 17 тыс. мест.

Задумаемся над этими числами – нет ли тут противоречия: жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни.

- Чем это можно объяснить?

(театр был любимым зрелищем в Древней Греции, все жители стремились попасть на праздник Диониса. Но эти празднества устраивались не ежедневно, а лишь несколько раз в году.)

4. ВЫВОД:

- Назовите части театра.

- А какие современные слова образовались от слов скене, орхестра?

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (музыкальная)- ( 2 мин)

- Греки любили спорт и ЗОЖ. Они говорили «Движение – это жизнь! Давайте и мы отдохнем..

7. Трагедии и комедии.- ( 8 мин.)

- Какие театральные представления шли в театре Древней Греции?

1. Работа в группах.

1-я гр: работая с учебником параграф 39 п. 2. стр. 186-187, определить какие представления шли в театре. Заполнить схему.

2-я гр : инсценировать отрывок из театрального представления.

2. Отчет 1 группы.

В трагедиях обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и, часто, гибель.

В комедии – веселые, насмешливые представления, в которых герои выставлялись в смешном виде и критиковались за какие-то поступки. (слайд)

3. Зашифрованный текст . Давайте определим, какие недостатки высмеивали актеры (слайд ).

В Греции были два вида законов: неписанные и писанные. Неписаный закон — вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон — в каждом государстве свой, он установлен людьми, правителями, он не вечен, его можно издать и отменить. И вот одни люди почитали законы богов, другие царей .

4. Инсценировка отрывка. (слайд)

- Определить, что это трагедия или комедия?

- Оцените поступки героев произведения.

- Давайте познакомимся с именами древнегреческих авторов.

Наиболее известными были Софокл и Аристофан.(слайд)

5. ВЫВОД:

- Какие произведения ставились в театре Древней Греции?

- Как Аристофан называет поэтов?

- Почему он их так называет?

7. Решение проблемы. - ( 2 мин.)

- Возвращаемся к нашей проблеме.

8. ВЫВОД: Древнегреческий театр воспитывал, просвещал людей. Высмеивал зло, несправедливость, жадность, ложь, зависть, а воспитывал такие качества как, честность, порядочность, любовь к родине . Не случайно в Афинах так заботились о том, чтобы все граждане могли посещать театр.

V . Закрепление знаний и способов действий.( 5 мин)

1.Текст с историческими ошибками. Работа в парах. Взаимопроверка (слайд)

В Древней Греции очень любили театр. Каждый вечер ежедневно зрители спешили купить билеты и занять самые лучшие первые ряды. Они с интересом наблюдали за тем, как, обувшись в легкие сандалии, на орхестре выступают актеры. Известной актрисой была Аспасия. Она целыми днями пропадала в театре, репетируя и играя различные роли. Однажды ей даже довелось сыграть роль Антигоны в одноименной комедии Аристофана.

2. Составление сиквейна.

Развлекал Просвещал Воспитывал

Школа для взрослых

VI . Рефлексия. ( 2 мин.)

VII . Домашнее задание. ( 1 мин.)

П.39. 1) Интернет: Есть ли сейчас театры, в которых актерами являются только мужчины?2) Задание на выбор в учебнике на стр. 190.

Данная методическая разработка урока по истории предназначена для 5 класса.

ВложениеРазмер
v_teatre_dionisa.doc 65.5 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

  • Обучающие: знакомство с историей возникновения театра в Древней Греции, терминологией, особенностями зданий древнегреческих театров.
  • Развивающие: развитие аналитического мышления, творческого воображения.
  • Воспитательные: развитие эмоциональной и творческой активности учащихся, воспитание интереса к культуре и истории театра.

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, проблемный, наглядно-иллюстративный.

Методическое оснащение урока:

  • учебник, карта "Древняя Греция", карточки- термины: театр, комедия, трагедия, орхестра, скене;
  • компьютер.

Планируемые результаты: Умение рассказывать о появлении театра, сравнить Древнегреческий и современный театры, различать жанры пьес.

План изучения нового материала:

  1. Возникновение театра.
  2. Здание театра и театральные представления.
  3. Трагедии и комедии в древней Греции.

Изучение нового материала. Формирование темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о культуре Древней Греции. На прошлой неделе вы ходили с классом в театр. Что вам понравилось? Многие из вас любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Древней Греции приблизительно 2,5 тыс. лет назад. Напишите в тетрадях одно слово-ассоциацию, которое вызывает у вас слово "театр". ИГРА-АССОЦИАЦИЯ: учащиеся пишут слова-ассоциации. Озвучиваем, и учитель обобщает, предлагает написать термин, используя имеющиеся слова. Зачитываем результат.

И наша задача - познакомиться с древнегреческим театром и с историей его возникновения.

1. Возникновение театра.

Слово театр означает "место для зрелищ". Театральные постановки были любимым зрелищем греков наряду с олимпийскими играми.

В ходе урока вы узнаете:

  • Какова история возникновения тетра?
  • Из каких частей он состоял?
  • Кто играл в древнегреческом театре?
  • Какие пьесы исполнялись в древнегреческом театре?

Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окруженный толпой сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.

В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города, и останавливались где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа о Дионисе, то самого бога, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, были первыми театральными представлениями. Впоследствии для ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма.

Актеры меняли костюмы и маски. Зрители, стоя или сидя на склоне холма, наблюдали за представлением. Поэты стали писать для театра пьесы.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам перенестись в те далёкие, но столь чудесные времена и увидеть своими глазами, что собой представлял древнегреческий театр.

2. Здание театра и театральные представления.

В греческих городах с конца VI в. до н.э. строили для театральных представлений специальные здания. Почти в каждом городе, даже в небольшом был свой театр, а иногда и несколько (в Аттике, например, было больше десяти театров).

Что собой представляет здание современного театра, и сравним его с древнегреческим?

Заполнение таблицы: ( пояснение учителя )

Где происходят представления?

В особом здании под открытым небом

В особом здании, чаще всего в закрытом

До 17 тыс. зрителей

До 1тыс. человек

Как часто происходят представления?

Несколько раз в году или 1 раз в год в течении 3 дней

С утра и до захода солнца. Греки отправляющиеся в театр брали с собой: узелок с пирожками, фляжку с вином, тёплый плащ, подушечку. Как вы думаете, зачем грекам нужна была подушечка? (сидеть на скамье)Что касается публики, то большую часть зрителей составляли мужчины – граждане и приезжие греки. Женщины, постоянно занятые домашними делами, посещали театр значительно реже мужчин. Рабы попадали в театр только в качестве слуг, сопровождавших своих господ.

Детские представления с 11 часов, взрослые – вечером.

Из свинца или обожжённой глины (места в театре были не пронумерованы и поэтому места занимали с ночи) По закону Перикла были введены “зрелищные деньги” – феорикон, которые раздавали бедным гражданам для посещения театральных зрелищ.

Из бумаги (есть нумерация ряда и места)

Кто может быть зрителем?

Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов) и в основном мужчины

Любой, купивший билет

Кто играет в представлении?

Кто исполняет мужские и женские роли?

Мужчины (и не более трех человек)

Мужчины и женщины (число не ограничено)

Какие представления устраиваются?

Трагедии и комедии

Описывая устройство греческого театра, обратимся к карточкам-терминам:

  • Места для зрителей (по-гречески – "театр", позже этим словом стали называть все сооружение);
  • Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине;
  • Скене - примыкавшая к орхестре каменная постройка, к ней крепили декорации, внутри скене хранили костюмы.

В театре была прекрасная слышимость, если бросить монету в центре орхестры, звон ее будет слышен на самых задних скамьях. Актеры и хор выступали на орхестре и перед скене. Хор обязательно участвовал во всех театральных представлениях.

Обратите внимание на экран. Рассмотрите изображения. Почему актеры надевали маски?

Черты лица актеров плохо были видны издали, поэтому актеры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого они изображают. У стариков белые, редкие волосы, худые щеки. Если герой помоложе, волосы и борода делаются полуседыми. Среди юношей есть безбородые, слегка смугловатые, есть смеющиеся юные блондины. Маски молодых женщин чаще всего изображают траур и страдание. Они бледны, волосы их растрепаны, выражение лица грустное. Раба можно было узнать сразу - его черты выдают негреческое происхождение.

Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала "своя" маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера.

Бывало и хуже: если автор уж очень не нравился, его оскорбляли, бросали в него виноградом, оливками и даже камнями. Занавеса не было, действие разыгрывалось без антрактов, т.е. без перерывов.

3. Трагедии и комедии в древней Греции.

В Древней Греции было два главных вида представлений - трагедия и комедия. Как вы считаете, в чём разница между этими видами преставлений?

Трагедия - печальное представление, часто заканчивающаяся гибелью действующих лиц (Эсхил, Софокл, Эврипид).

Опираясь на текст учебника, иллюстрации ответьте на вопрос: почему греки больше всего ценили трагедии, чем комедии? ( Ведь они не просто развлекали зрителей, а учили их тому, что добро обязательно побеждает зло, а честность и порядочность всегда ценятся выше, коварства и предательства. В трагедиях сталкивались высокие чувства, кипели страсти, решались нравственные проблемы.) Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради неё и этих идеалов своей жизнью. Почему именно этим качествам авторы пьес уделяли особое внимание? Где и когда греки смогли проявить эти качества?

Комедия - веселое, насмешливое представление (Аристофан).

Двум учащимся заранее дается задание рассказать отрывок из комедии Софокла "Антигона" и трагедии Аристофана "Птицы".

Подведение итоги урока. Рефлексия.

Итак, сегодня на уроке вы узнали историю древнегреческого театра, познакомились с его особенностями. Сравнили древнегреческий театр и современный:

  1. Дайте определение слова "театр".
  2. В честь какого бога устраивались театральные представления?
  3. Из каких трех частей состояло здание театра?
  4. В чем главные отличия и сходства древнегреческого театра и современного театра?
  5. Назовите два главных вида представлений в греческом театре?
  6. Текст с ошибками.

В Древней Греции очень любили театр. Каждый вечер ежедневно зрители спешили купить билеты и занять самые лучшие первые ряды. Они с наслаждением и интересом следили за мимикой и жестами актеров, наблюдали за тем, как, обувшись в легкие сандалии, на орхестре танцует хор . Большой поклонницей театра была Аспасия - жена первого стратега Афин Перикла, которая, будучи актрисой, целыми днями пропадала в театре, репетируя и играя различные роли. Однажды ей даже довелось сыграть роль Антигоны в одноименной комедии Аристофана.
Учащиеся находят ошибки, исправляют их вслух.

Мы говорили о том, что театр просвещал и воспитывал в гражданах честность, доброту, любовь к родине, готовность к самопожертвованию. А как вы думаете, какие качества в людях должен воспитывать современный театр? (Честность, Любовь к Родине, доброту, милосердие, уважение к окружающим)

Параграф 39, подготовить рисунок любой понравившейся сцены из произведений Софокла или Аристофана.

Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса. Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.

Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой – комедия.

Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии. По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр. Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир. В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов. Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.

Феспид – это первый афинский трагический поэт. Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.

Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.

Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису. В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача-иностранца к больному и пр.). В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры. Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.

Пика своего расцвета греческое театральное искусство достигло во времена творчества трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Конечно, в то время жили и писали и другие драматурги, но их произведения, к сожалению, не дошли до наших дней. Иногда историкам и исследователям театра известны только имена греческих авторов, а из их произведений – небольшие отрывки.

Греческий театр периода демократических Афин

Поскольку театр в Древней Греции был учреждением государственным, то и организацией представлений занимались специально назначенные для этого люди.

Драмы давались три раза в год: на малых, или сельских, дионисиях, ленеях и великих, или городских, дионисиях. Чаще всего представления напоминали состязания драматургов. Обычно в этом действе принимали участие три трагика и три комика. Каждый трагик должен был представить по четыре произведения (три драмы и одну пьесу шутливого содержания, или сатировскую драму). Кроме того, три драмы должны были иметь единый сюжет, т. е. составлять трилогию. Только после этого можно было ставить сатировскую драму. Все вместе эти произведения являлись тетралогией.

Как правило, состязания длились три дня. Целый день зрителям предлагались трагедии и сатировские драмы, а под вечер ставилась комедия одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

Все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали огромное количество зрителей (например, афинский театр Диониса (рис. 1) был рассчитан на 17 000 человек) и состояли из трех основных частей: орхестры, тэатрона и скены.


Рис. 1. Театр Диониса в Афинах. Современный вид

Орхестра представляла собой круглую площадку, на которой размещались хор и актеры. Поначалу зрители рассаживались вокруг этой площадки, немного позднее возникли специальные места для публики, которые были расположены на склонах прилегающих к орхестре холмов. Скена находилась недалеко от орхестры, ее передняя стена – проскений, имела вид колоннады и изображала фасад храма или дворца. На обоих концах скены имелись боковые пристройки, которые назывались параскениями. В них обычно хранили всякое театральное имущество. В некоторых случаях, когда по сюжету пьесы требовалось несколько комнат, использовали параскении. Между скеной и зрительскими местами имелись пароды, представлявшие собой проходы, по которым актеры выходили на орхестру. В то время актеры играли представления прямо на орхестре перед проскением, потому что никаких сценических площадок еще не было.

С постепенным развитием древнегреческой драматургии происходила эволюция постановочной техники. На ранних стадиях в пьесах Эсхила использовались декорации, представлявшие собой мощные деревянные сооружения. Во времена Софокла стали появляться расписные декорации, которые в считанные минуты помогали превратить проскений в фасад дворца или храма, в стену палатки предводителя и т. д. Расписные доски или холсты устанавливали между колоннами проскения.

Античные театры строили с таким расчетом, чтобы в них была хорошая слышимость. Иногда для усиления звука в театрах устанавливали резонирующие сосуды, которые размещали среди мест для публики. Занавеса в таких театрах не было. Но изредка в некоторых пьесах кое-какие части проскения временно занавешивали.

В связи с тем что греческий театр был тесно связан с культом Диониса, а значит, и со всей общественной жизнью Афин, актеры пользовались большим уважением и почетом. Они занимали высокое общественное положение, избирались на высшие государственные должности, отправлялись в качестве послов в другие государства и т. д. Но актером мог стать только свободнорожденный житель Афин.

Поначалу победителями на драматических состязаниях могли стать только драматург и хорег (лицо, которое тренировало и обучало хор, а также обеспечивало хористов костюмами и деньгами). Но уже со второй половины V века до н. э. протагонисты принимали участие в состязаниях.

Обычно в постановках греческих драм участвовало по три актера. В связи с этим часто получалось так, что одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей. Но поскольку большая часть пьесы проходила не перед глазами зрителей (они узнавали о происшедших событиях от слуг, вестников, домочадцев и прочих), то появилась возможность обойтись малым количеством актеров. Если в драмах имелись немые роли, то их исполняли статисты.

В те времена женщин в театре не было. Их роли в драмах играли мужчины. Помимо хорошей дикции и умения декламировать стихи, актеры должны были хорошо петь. Это было нужно для того, чтобы в патетических местах пьесы исполнять монодии (арии). Для актеров были разработаны специальные упражнения, занимаясь которыми постоянно, они достигали наибольшей силы и звучности голоса, а также выразительности и безупречной дикции, т. е. они доводили певческое искусство почти до полного совершенства. Немного позднее в действие пьес стали вводиться некоторые элементы танцев, поэтому актерам нужно было учиться хорошо владеть своим телом.

Поскольку греческие актеры были в масках, то выразить удивление, восхищение или гнев при помощи мимики они не могли. Поэтому актерам приходилось много работать над выразительностью жестов и движений.

Появление масок в древнегреческом театре обусловлено связью с культом бога Диониса. Актер, который играл роль божества, всегда был в маске. В более позднее время в классическом театре маска утратила свое культовое значение. Но с ее помощью актеры могли создавать героические или карикатурно-комедийные образы. Кроме того, исполнение женских ролей мужчинами тоже требовало применения масок. Имелась еще одна причина использования масок – это размеры театра. Если бы актеры не надевали масок, то зрители последних рядов не смогли бы разглядеть их лица.


Рис. 2. Трагическая маска

Иногда маски вырезали из дерева, иногда изготовляли из полотна (рис. 2). Если маска была полотняной, то ткань натягивалась на каркас, обмазывалась гипсом, а потом расписывалась яркими красками. Маски были разного размера. Одни из них закрывали только лицо, другие – лицо и голову. В этом случае прическу закрепляли на маске, иногда к ней крепили и бороду. В комедийных пьесах маски должны были вызывать у публики смех, поэтому их делали карикатурными, даже гротесковыми. Когда авторы комедии описывали в своих произведениях современников, маски актеров выглядели как шаржированный портрет.

Для того чтобы придать фигуре объемность, актеры-трагики подкладывали под одежду специальные ватные подушечки. Актеры комедийного плана при помощи ватных подушек и прокладок придавали своему телу гротескный, смешной вид.

Для женских персонажей в комедиях использовали обычный женский костюм, для мужских – короткую куртку или плащ. При раскопках старинных поселений было найдено множество статуэток, которые изображали комедийных древнегреческих актеров. У статуэтки были оттопыренные живот и зад (подложены ватные подушки), вытаращенные глаза, безобразные рот и нос и пр.

В трагедийном представлении хор, как правило, изображал людей, близких к главному герою. В комедии хористы изображали не только людей, но и животных, и сказочных существ.

Представления в театрах шли с рассвета до заката. Поэтому зрители, которые находились в театре, там же пили и ели. Горожане надевали свои лучшие одежды, на голову – венки из плюща. Пьесы представлялись согласно жребию, о начале каждой из них возвещала труба.

Афинская публика выражала свои эмоции очень непосредственно. Если зрителям нравилось представление, то они громко кричали и аплодировали. Если же пьеса не интересовала зрителей, то они свистели, топали ногами, кричали. Иногда актеров прогоняли со сцены, бросая в них камни. Практически всегда успех драматурга зависел от суждения народа о его произведении.

Театральное искусство зародилось еще в древности. Процветания и наибольшего развития оно достигло тогда в Греции. Функцией его было распространять социально-этические, религиозные понятия, тем самым объединяя различные слои населения. Трагедии и комедии, образы и характеры, создававшиеся в то время поэтами, сегодня являются шедеврами литературной классики. С историей греческого театра, его особенностями познакомимся в данной статье.

греческий театр

История

Изначально греческий театр был связан с чествованием божества Диониса. Демократическое устройство, утвердившееся к 5 веку до н.э., способствовало быстрому росту популярности театра в Афинах, привлечению к нему мастеров поэтического слова. Нередко здания и площадки для представлений использовались для народных собраний, так как изначально при построении были рассчитаны на большое количество публики и вмещали от 10 тысяч человек. Священным атрибутом греческого театра того периода был алтарь Диониса. Он находился в центральной части здания – орхестре - и был своего рода напоминанием о религиозном начале искусства.

рождение греческого театра

Особенности постановок

Рождение греческого театра ознаменовало новый этап развития искусства, не только литературного и ораторского, но и сценического. В его основе лежали символические игры, культовые обряды. Еще в конце 6 века популярностью пользовались три театральных жанра: комедии, трагедии и сатировские драмы. Постановки проходили не только в Афинах, но и в других греческих полисах. Они были связаны с празднествами Дионисий и важными государственными событиями. Через хитросплетение характеров и действий персонажей можно было доносить до народа важные политические идеи и смеяться над злободневными проблемами.

В конце 4 века театр в Древней Греции потерял свою связь с религией. Теперь только важные государственные события отмечались драматическими представлениями. При этом авторы пьес и актеры старались так увлечь зрителей, что вся сценическая игра превращалась в единое переживание. И публика будто становилась действующим лицом.

сиракузы греческий театр

Архитектурные особенности

История греческого театра в архитектурном плане включает два основных периода: классический и эллинистический.

Образцом (т.е. классикой) служил театр Диониса. Он включал три части: орхестру – круглую площадку для выступлений актеров. В ходе археологических раскопок в 1895 году было установлено, что диаметр ее составлял примерно 27 метров. Сначала публика свободно размещалась вокруг площадки, затем появился театрон, или зрительный зал. Он стал второй обязательной частью театрального здания. Сиденья располагались на склонах холмов. Ряды строились один за другим и уходили вверх. Театрон был разделен вертикальными и горизонтальными проходами, образуя клинья. Первые ряды занимали влиятельные персоны. Сцену и зрительный зал отделял ров с водой. К третьей части относилось здание скены. Это помещение строили из дерева. Там хранился реквизит, декорации, переодевались и готовились к выходу актеры. Скена находилась на противоположной стороне сцены от зрительного зала.

Эллинистический период датируется 4 веком до н.э., когда был сооружен первый мраморный театр. Сиденья для зрителей были выполнены из камня, а места для влиятельных персон представляли собой художественные кресла. Переднюю стену орхестры украшали колоннами.

При Нероне орхестру и сцену перестроили по римскому примеру, применительно к гладиаторским боям. Теперь актеры играли на помосте, соединяющем колоннаду с передней стеной сцены. Высота его составляла около 3,5 метров над орхестрой.

Театры эллинистического периода вмещали до 17 тысяч зрителей в Афинах, а в мегаполисах – до 44 тысяч.

греческий театр история

Сиракузы

Одним из древнейших является греческий театр в Сиракузах – эллинской колонии на о. Сицилии. Он был сооружен в 5 веке до н.э. Его особенностью были трибуны, вырубленные в скале и обращенные к морю. На фоне живописного пейзажа стояла сцена. На ней словами и жестами "сражались" лицедеи. В амфитеатре также проводились народные собрания. Вместительность его составляла примерно 15 тысяч зрителей. Отголоском чествований Диониса стал длинный постамент, идущий к западу от театра. По заключению археологов, он был жертвенным алтарем, на который в свое время каждую весну приносилась в дар богам не одна сотня быков.

После того как Сиракузы захватили римляне, конструкцию театра изменили для проведения гладиаторских боев. В 18 веке извержение вулкана Этны разрушило Сиракузы, а вместе с ними и древнегреческое наследие. То, что уцелело, растащили местные жители.

Современным реставраторам удалось восстановить большую часть амфитеатра. И сегодня там по вечерам идут спектакли и концерты при свете факелов и специальных осветительных приборов.

греческий театр в таормине

Таормина

Еще одним памятником античного искусства считается греческий театр в Таормине (восточное побережье о. Сицилии). Его сооружение из известнякового камня относится к 3 веку до н. э. Зрительские места были также обращены к морю и рассчитаны на 10 тысяч человек. В 1 веке римляне перестроили здание театра. Великолепная акустика, которая должна была придавать голосам актеров волшебное звучание, теперь усиливала крики побежденных гладиаторов и взволнованной публики.

В 19 веке были проведены восстановительные работы. Участие в них приняли и русские архитекторы В. А. Косов и М. Е. Месмахер. Им достались реставрационные планы, фасады. Сегодня греческий театр в Таормине является гордостью города. Здесь проводятся культурные мероприятия. Одним из значительных является Международный фестиваль искусств, который проходит ежегодно весной.

Актеры и хор

В греческих театральных постановках музыкальное сопровождение осуществлял хор. Количество актеров по правилам не превышало трех. А персонажей по сценарию часто было больше. Поэтому одному актеру приходилось исполнять несколько ролей. Для этого он менял костюмы и надевал разные маски. Женщины в спектаклях не участвовали. Женские образы изображали мужчины.

Актеры греческого театра по уровню мастерства и важности ролей делились на три группы: протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Следили за сценическими играми высшие должностные лица – архонты. По жребию они выбирали актеров для авторов. В обязанность архонтов входил также отбор поэтов для театральных состязаний. Вознаграждение актеров и содержание хоров осуществлялись из государственной казны.

Спектакли проходили как состязания. В них участвовали три поэта. Каждый выступал с группой пьес. Она включала три трагедии и сатировскую драму. Постановки давались под открытым небом в течение трех-четырех дней.

Стоимость билетов

Сначала драматические спектакли в греческом театре имели свободный вход для мужчин и женщин, граждан и метэков (неполноправных жителей). Позднее была введена плата за зрительское место. По современным меркам она составляла примерно 500 рублей. Для того чтобы в театр мог прийти каждый, из государственной казны выдавались деньги. По этому поводу в 4 веке до н. э. даже была организована зрелищная касса. Ее пополняли остатки расходов на нужды государства.

актеры греческого театра

Влияние

Греческий театр античного периода признан основополагающим для европейского театра. До настоящего времени соблюдаются его принципы в архитектуре (наличие партера, амфитеатра, ярусов). Античная драма не раз ставилась на сцене нового театра. Медея и Антигона, Агамемнон и Прометей, Электра и Федра – эти герои получили вторую жизнь в современных трагедиях, операх и балетах. Греческому театру принадлежит то, что сейчас называют сущностью этого вида искусства, - драматический диалог и участие живого актера.

театр в древней греции

Интересные факты

Когда заканчивались показные спектакли-состязания, судьи, отобранные архонтами, определяли победителей и награждали их призами.

В театр разрешалось ходить всем. Только посещение комедий запрещалось замужним женщинам.

В греческом театре не было занавеса.

До Эсхила основой трагедий всегда служил миф. Древнегреческий драматург ввел второго актера, углубил конфликт пьес и расширил действие. Появление развернутых диалогов и декорационной живописи связано с творчеством Софокла.

Читайте также: