Проблемы несовершеннолетних матерей как социальной группы

Обновлено: 30.06.2024

Цель курсовой работы: анализ феномена раннего материнства и социальной поддержки несовершеннолетних матерей.
Объект исследования: несовершеннолетние матери. Предмет исследования: условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами. Задачи:
- изучение психологической и научно – методической литературы по теме исследования;
- изучение исторического и социально – культурного контекста раннего материнства;
- изучение медико – социальных и психологических составляющих раннего материнства;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - анализ проблемы раннего материнства.docx

Проблема подросткового материнства в последние десятилетия становится более актуальной в связи с ростом сексуальной активности подростков, ведущей к возрастанию количества незапланированных беременностей и родов, и, следовательно, к увеличению количества юных матерей.

По данным Международной Федерации планирования семьи ежегодно в мире рожают более 15 млн девочек подростков, 5 млн вынуждены прибегнуть к прерыванию беременности. Несмотря на свободный доступ к современным средствам контрацепции идет омоложение ранней беременности, когда возраст роженицы едва достигает 15-16 лет, и статистику случаев беременности среди несовершеннолетних девушек уменьшить не удается. Психологическая практика в настоящее время сталкивается с недостаточной разработанностью теоретического, методического и организационного обеспечения растущего социального запроса на психологическую помощь матери – подростку в формировании адекватных адаптационных механизмов в новой социальной роли [15,29]. В настоящее время юные матери составляют одну из молодежных групп риска, и в отличие от прошлого, они все больше отчуждаются от родительской семьи, школы, макро- и микросреды в целом.

Также наблюдается снижение возраста "взросления". Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что возраст начала сексуальной жизни подростков снижается, причем интенсивнее среди девушек [10]. В рамках либерального дискурса это явление оценивается как положительное - стирается двойной стандарт поведения и в этой сфере отношений. Но раннее начало сексуальной жизни подростков происходит в достаточно специфических условиях, в числе которых - низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков, отсутствие специальной подготовки педагогов. Результатом этого являются, в частности, незапланированные беременности у несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: аборты у нерожавших; раннее материнство; стимулированные ранние браки; оставление ребенка на время в Доме малютки; отказ от ребенка. Эксперты ООН выделяют как наиболее актуальные в этом отношении аборты и сложности выживания для несовершеннолетних матерей [10,46].

Таким образом, юное материнство становится одной из актуальных социальных проблем, устойчивый интерес к которой наблюдается у специалистов во всем мире, т.к. эта категория матерей в силу неблагоприятных медицинских, психологических, социальных последствий беременности и деторождения без соответствующей поддержки практически фатально становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению.

До последнего времени матери-подростки никогда не выделялись в отдельную категорию социально незащищенных, никогда не выступали в качестве объекта специального внимания и воздействия с целью поддержки и реабилитации со стороны государственных органов. Тот факт, что эта проблематика приобретает особую актуальность в конце ХХ века не случаен. Дело в том, что в современном мире, когда темпы общественного и технического развития приобрели невиданный размах, особую, с точки зрения социальной успешности, роль начинает играть уровень и качество образования, а также наличие так называемой активной жизненной позиции. А их, в силу ряда обстоятельств, юным мамам трудно сформировать. Между тем, с конца 60-х до середины 90-х годов наблюдался значительный рост количества беременностей и родов среди несовершеннолетних во всем мире.

Социальная роль матери для несовершеннолетних воспринимается общественностью скорее как девиация, экстремальная ситуация, вызванная акселерацией и сексуальной революцией. Подобная практика вступает в диссонанс с социальной реальностью, повседневными практиками, потому что когда дело доходит до свершившегося факта рождения ребенка несовершеннолетней, то обнаруживается, что она незащищена как социально, так и юридически.

Чтобы предотвратить появление раннего материнства, работу с юными беременными необходимо начинать задолго до того, как они станут мамами. И эту деятельность можно разделить на 2 части. Первая часть - это разъяснительная работа среди подростков по вопросам контрацепции, последствий абортов, планирования семьи, консультирование по вопросам интимных отношений. Вторая - выявление и работа с юными беременными, а именно: психологическая и физическая подготовка к предстоящему материнству; помощь в решении кризисных социальных ситуаций, связанных с беременностью; подготовка к безопасным родам; обучение уходу за новорожденными и т.д.

Таким образом, комплексная деятельность по оказанию различных видов помощи несовершеннолетним матерям и их детям поможет решить проблему социальной адаптации этой категории населения к современным условиям. Результаты исследования показывают, что без поддержки государственных и общественных структур молодые мамы не могут самостоятельно обеспечить себя и своего малыша всем необходимым для полноценной жизни.

В ходе выполнения курсового исследования была определена цель, объект и предмет исследования, определены задачи и выдвинута гипотеза исследования.

Цель курсовой работы: анализ феномена раннего материнства и социальной поддержки несовершеннолетних матерей.

Объект исследования: несовершеннолетние матери.

Предмет исследования: условия и возможности реализации материнской роли несовершеннолетними женщинами.

- изучение психологической и научно – методической литературы по теме исследования;

- изучение исторического и социально – культурного контекста раннего материнства;

- изучение медико – социальных и психологических составляющих раннего материнства;

- изучение существующих направлений в организации социальной работы по профилактике раннего брака и материнства.

- выявление анализа проблемы раннего материнства.

Для достижения целей и проверки задач исследования была выдвинута гипотеза исследования.

Гипотеза исследования: предполагаем, что профилактика раннего материнства является приоритетной, реальной и возможной при активном участии самих подростков, их родителей, государства и общества.

Глава 1. Подростковое материнство как социокультурный феномен

1.1. Раннее материнство и отцовство

Вступление в половые отношения в подростковом возрасте, как правило, происходит по следующим обстоятельствам: скука, алкогольное опьянение, материальная выгода, желание привлечь к себе внимание и удержать партнера, для самоутверждения, как средство доказать свою взрослость, насилие.

Чаще всего эти половые связи приводят к таким последствиям:

- ранняя беременность, которая чаще всего заканчивается абортом со всеми его негативными последствиями;
- браки, заключенные между юношами и девушками, не достигшими половой зрелости, нередко бывают бесплодными, дети, рождающиеся у таких родителей, - слабыми;

- воспалительные заболевания половых путей и опасность заражения болезнями, передающимися половым путем;
- гинекологические заболевания как следствие аборта, беременности и родов в подростковом возрасте;
- трудноразрешимые социальные и морально-этические проблемы, связанные с ранним материнством;
- ранняя половая жизнь опасна тем, что приводит к нарушению гормональной регуляции репродуктивной системы, которая в этом возрасте только налаживается.

Наблюдатели полагают, что традиционный уклад и бедность вынуждают девушек- подростков выходить замуж в раннем возрасте. Замужняя школьница, обремененная семейными проблемами, становится привычным явлением для нашего общества, где в последние годы все большее распространение приобрело раннее вступление в брак. Если в свое время раннее вступление в брак было характерной особенностью для сельской местности, то сегодня подобные случаи можно встретить и в городе.
Статистику ранних браков вести крайне трудно, так как в большинстве случаев 15-16-летние невесты не регистрируются в ЗАГСе, а выполнение обряда бракосочетания берет на себя духовенство. И лишь когда в семье рождается ребенок, и на него нужно оформить свидетельство о рождении, молодые родители приходят в ЗАГС. Обратная сторона раннего замужества – это частые разводы.

Для малолетних невест замужество неизменно означает раннюю беременность, что становится самой распространенной причиной смерти девушек до 19 лет. Ранние браки, особенно для девочек, могут быть эмоционально и физически вредны. Выходя замуж в 15 – 16 лет, девушка еще не готова к половой жизни, к материнству, не сложилась психика, характер, несмотря на то, что девушка может выглядеть взрослой. Поэтому семейная жизнь превращается для нее в сплошной стресс, и впоследствии всего этого она может либо родить ребенка неполноценным, либо потерять его.
По мнению социологов, ранние браки лишают девушек одного из основных прав – права на образование, которое необходимо для полноценного вступления во взрослую жизнь.

Когда сегодняшний подросток что есть силы стремится выскочить замуж (жениться), иногда даже не дожидаясь разрешенного возраста - это для многих родителей, конечно, проблема. Причем зачастую неожиданная. Родители и педагоги начинают задавать вопрос о причинах ранних браков.
Ранний брак – это брак, заключенный до наступления брачного возраста по специальному разрешению административных органов. Но интересно то, что сегодня зачастую браки, заключенные в 18 – 20 лет, тоже считаются ранними. Так что может быть, именно с точки зрения психологической, а не юридической, не стоит привязываться в этом вопросе к конкретному возрасту.
И одна из причин ранних браков именно в том, что основная их причина – стремление сбежать от родителей. В тех семьях, где родители муштруют выросших детей, следят за ними, не уважают их достоинство, да если просто ребенку негде "голову приклонить", нет понимания, нет чувства дома – из таких семей подростки бегут куда угодно. И нередко самым простым выходом кажется ранний брак (причем в силу наших традиций чаще это делают девушки, потому что как правило, жена уходит жить к мужу, но если мальчик может уйти жить в семью жены – то и он может жениться, чтобы спастись от родительского диктата). Следующая причина - выросшие дети убегают от тяжелого климата в семье, от постоянных родительских распрей или от вечной войны между папой и мамой, когда даже в самом убранном и обустроенном доме постоянно ощущается не уют.
При нынешней сексуальной информированности и достаточной свободе есть родители, которые всеми силами регламентируют интимную жизнь детей хотя весь интерес детей к этой жизни определяется банальным любопытством. И оказывается, до сих пор имеется тенденция регистрации брака для того, чтобы получить право на интимную жизнь. Понятно, что как только любопытство удовлетворено, брак становится не нужным и легко расторгается. Социологи и педагоги говорят: "Ранние браки непрочны. " Но в том и слабость такой статистики, что браки – то разные. И непрочны именно те из них, которые и браками назвать сложно – пожалуй только фиктивными, потому что в таких браках нет изначального серьезного намерения создать семью.
Подросткам, которые серьезно готовятся к совместной семейной жизни, бывает нелегко сохранить прочность своего брака - легко говорить об "ответственности за семью", а кто этому научит. Ведь если в ранние браки убегают дети из откровенно проблемных семей - то понятно, какую "школу" и какие впечатления они получили в доме родителей. И именно по этой модели, даже бессознательно, они могут строить и свои семьи - потому что другой-то модели для них нет.

Еще одной проблемой раннего брака является так называемая игра в семью: именно потому, что негде научиться собственной семейной жизни, дети заключают такой брак как бы в шутку. Причем стремятся сделать это как можно раньше – чтобы было время в случае чего начать сначала.
Если ранний брак заключается с целью убежать из родительской семьи, поставить эксперимент на себе или на партнере, а то и еще хуже – насолить любимому (или любимой), который(ая) отверг(ла) чувства, - понятно, что из такого брака получится мало чего хорошего, такие браки не долгие.

1.2. Положение юных беременных и девушек - матерей

Юная девушка, став матерью, становится перед выбором: воспитывать ребенка одной или выйти замуж. Рождение ребенка всегда сопровождается серьезными материальными затратами и возникает вопрос, где взять эти средства. Наконец, несовершеннолетняя мама, как правило, является учащейся среднего учебного заведения. И снова проблема: продолжить учебу или идти зарабатывать деньги. Вся статусная система несовершеннолетней мамы видоизменяется.

Ситуация в Республике Беларусь на данный момент: каждая 13 жительница Беларуси начинает половую жизнь до 14 лет, каждая 5 жительница – к 16 годам. Средний возраст начала половой жизни составляет 14,5 лет, а 6,9 % родов в стране происходит у девушек в возрасте до 16 лет [15,31]. Материнство в юном возрасте таит в себе множество проблем, связанных с социальной и личностной незрелостью юных мам. Девушки-подростки не могут оценить важность, необратимость и ответственность этого события в их жизни. Они более чем кто – либо зависимы от установок собственных родителей и окружающих. Часто, рожая ребенка, юная мать имеет весьма неблагоприятную семейную ситуацию. Женщины младших возрастных групп в основном не замужем. Большинство юных матерей проживают с родителями. После рождения ребенка в семьях отношения часто становятся менее доверительными и более конфликтными. Факторами риска являются возможные нарушения социализации и развитие девиаций материнского поведения у юной женщины.

Проблема раннего материнства в последние десятилетия становится все более актуальной. Это связано с ростом сексуальной активности подростков, ведущей к возрастанию количества непланируемых беременностей и родов у несовершеннолетних девушек. Исследование посвящено изучению проблемы раннего материнства. Изучаются личностные особенности несовершеннолетних, предрасполагающие к определенному стилю общения и поведения в обществе, дефекты воспитания в родительских семьях. Выявлено, что личностные особенности несовершеннолетних, предрасполагающие к определенному стилю общения и поведения в обществе, дефекты воспитания в родительских семьях, нарушение эмоционального контакта между родителями и подростками способны косвенно способствовать возникновению ранней беременности. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученные результаты в просветительской, профилактической работе как в семьях, так и в образовательных учреждениях, в результате которой потенциальные матери получили бы максимум знаний от специалистов о необходимости и способах сохранения своего здоровья для будущего материнства.


2. Гурко Т.А. Женский опыт сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних. – 2002.

5. Куценко О. С. Аборт или Рождение? Две чаши весов: пособие для психологов и других специалистов, работающих с женщиной и ее семьей в ситуации репродуктивного выбора. – СПб., 2011.

6. Микиртумов Б.Е. Вопросы психического здоровья детей и подростков / Б.Е. Микиртумов, В.В. Поздняк. – 2005(5). – № 2.

7. Павлов О.Г. Медико-социальные аспекты беременности в юном возрасте: автореф. дис. . канд. мед. наук. – Рязань, 1996.

8. Синчихин С.П. Беременность и роды у несовершеннолетних / С.П. Синчихин, В.Ф. Коколина, О.Б. Мамиев // Школьная и подростковая педиатрия. – 2003.

10. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

11. Чечулина О.В. Особенности течения беременности и родов у юных женщин // Лекции для врачей общей практики, практическая медицина 02 (10) К 90-летию Казанской государственной медицинской академии. – Спецвыпуск КГМА, 2010.

Проблема раннего материнства в последние десятилетия становится все более актуальной. Это связано с ростом сексуальной активности подростков, ведущей к возрастанию количества непланируемых беременностей и родов у несовершеннолетних девушек. Следовательно, увеличивается и количество юных девушек, имеющих детей [6]. В ходе изучения проблемы беременности несовершеннолетних выяснилось, что с середины 90-х годов XX века наблюдается значительный рост количества беременностей и родов среди подростков. Беременность в юном возрасте – это следствие раннего начала половой жизни, неправильное или неприменение контрацептивов, неосведомленность подростков в этом вопросе [12, 13].

Раннее начало сексуальной жизни имеет множество негативных последствий, в первую очередь – это заболевания, передающиеся половым путем, и ранняя беременность.

Молодые мамы в преддверии рождения ребенка оказываются неосведомленными об элементарных особенностях его развития и своих функциях в уходе за ним и общении, что может послужить основанием для возникновения серьезных проблем в освоении родительской роли [10, 12].

Подростковое материнство существует практически во всех странах мира. Другое дело, что их количество то или иное государство может регулировать. Это становится возможным при четко проработанной и повсеместно действующей программе полового воспитания [14].

Личностные особенности несовершеннолетних, предрасполагающие к определенному стилю общения и поведения в обществе, дефекты воспитания в родительских семьях, нарушение эмоционального контакта между родителями и подростками могут косвенно способствовать возникновению ранней беременности. В то же время отсутствие грамотного и этичного полового воспитания в большинстве семей и школ приводит к наблюдаемому ныне высокому проценту незащищенных половых связей в среде подростков, нежелательных беременностей школьниц, венерических заболеваний и т.д. [1, 2].

Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов [1, 8, 9, 11].

Таким образом, юное материнство становится одной из актуальных социальных проблем, устойчивый интерес к которой наблюдается у специалистов во всем мире, т.к. эта категория матерей в силу неблагоприятных медицинских, психологических, социальных последствий беременности и деторождения без соответствующей поддержки практически фатально становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению. Этим объясняется выбор темы, продиктованный запросами практики.

Цель работы – проанализировать феномен юного материнства, выявить проблемы, с которыми сталкиваются несовершеннолетние матери.

– изучение исторического и социально-культурного контекста юного материнства;

– изучение медико-социальных и психологических составляющих юного материнства;

– изучение личностных особенностей и психологического статуса матерей в возрасте до 18 лет;

– проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявить особенности полового воспитания школьников в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения подростков;

– экспериментально выявить эмоционально-личностные особенности молодых матерей;

– составить психологический портрет юной мамы.

Испытуемыми были юные матери, не достигшие возраста 18 лет, учащиеся школ, лицеев и колледжей г. Перми и Кунгура, живущие в семье с родителями. Всего 22 человека.

Результаты исследования и их обсуждение

Испытуемым свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности. Беспокойство о будущем, ожидание неудач, излишняя строгость в оценке людей.

Эмоциональное состояние несовершеннолетних матерей характеризуется пониженным настроением, депрессией, склонностью ощущать себя оторванными от жизни, ранимостью и впечатлительностью, болезненным сосредоточением на своих недостатках и проблемах.

Одна из проблем несовершеннолетних матерей характеризуется также и определенными трудностями взаимоотношений с окружающими, заниженной самооценкой и, как следствие, неуверенностью в своих силах, стремлением к одобрению значимых близких людей и зависимости от их мнения. Эти результаты соотносятся с исследованиями Н.А. Деминой, которая выделяет следующие причины неудовлетворительного эмоционального состояния беременных несовершеннолетних девушек и несовершеннолетних матерей: материальные, жилищные проблемы, негативное влияние городской среды, конфликты с родственниками, ближайшим окружением, недовольство внешним видом, усталость от домашней работы и состояния беременности, критическое эмоциональное состояние [11].

Также можно сказать, что юные матери испытывают на себе сильное моральное давление общественности, так как их беременность расценивается обществом как асоциальное поведение. Это связано, прежде всего, с материальными проблемами, с отсутствием образования, профессии, собственного жилья, с зависимостью от своих родителей, недостатками навыков воспитания. Помимо осложнений медицинского характера несовершеннолетние матери испытывают глубокие эмоциональные переживания. Беременность, как правило, в этом возрасте не запланирована и нежеланна, и, как следствие, возникает негативное отношение юной матери к будущему ребенку.

Чтобы изменить ситуацию, необходима большая профилактическая работа как в семьях, так и в образовательных учреждениях, в результате которой потенциальные матери получили бы максимум знаний от специалистов о необходимости и способах сохранения своего здоровья для будущего материнства, о сущности и значении материнства, об умениях и навыках, необходимых для осуществления родительских обязанностей, об ответственности за эти обязанности и т.д.

Статья подготовлена в рамках проекта № 032-Ф Программы стратегического развития ПГГПУ.

Рецензенты:


Подростковая беременность является важнейшей социальной и экономической проблемой большинства стран мира. К основным психосоциальным проблемам подростковой беременности относятся невозможность получения полноценного образования, бедность, ограниченные профессиональные возможности, воспитание ребенка в неполной семье и быстрые повторные незапланированные беременности. Еще одним важным фактором является увеличение количества детей, родившихся вне брака. Частота рождения незаконнорожденных детей среди подростков в 2 раза выше, чем среди женщин старшего возраста, что, как считается, обусловлено увеличением среднего возраста вступления женщины в брак и изменением сексуальной активности подростков. Изменения сексуального поведения подростков может быть в значительной мере обусловлено воздействием СМИ, особенно телевидением. СМИ способствуют приобретению знаний подростками, и влияет на их сексуальное поведение. Показано, что в странах, в которых отсутствуют программы полового воспитания, СМИ становятся источниками обучения.

Важно отметить, что изменения в сексуальном поведении не сопровождаются увеличением частоты использования различных методов контрацепции, что приводит к увеличению числа беременностей среди не состоящих в браке женщин и количества детей, рожденных вне брака. Подростковая беременность зачастую приносит нежелательные социальные последствия в жизни подростков, таких как отказ от продолжения школьного образования, социальную изоляцию, незаконные аборты, халатность или отказ от детей.

К наиболее важным проблемам несовершеннолетних матерей также относятся трудности во взаимоотношениях с окружающими, заниженная самооценка и, как следствие, неуверенность в себе, стремление к одобрению поступков близкими людьми и сильная зависимости от их мнения. В исследовании, проведенном С.В. Скутневой (2009) были выявлены основные причины неудовлетворительного эмоционального состояния беременных девушек-подростков и несовершеннолетних матерей: материальные, жилищные проблемы, негативное влияние городской среды, конфликты с родственниками и ближайшим окружением, недовольство внешним видом, усталость от домашней работы и состояния беременности, критическое эмоциональное состояние.

Кроме того, молодые матери испытывают сильное моральное давление общества, так как зачастую беременность в юном возрасте расценивается как признак асоциального поведения. Это связано и с материальными проблемами, и с отсутствием образования, собственного жилья, с зависимостью от родителей, недостатками навыков воспитания. Помимо медицинских осложнений, несовершеннолетние матери испытывают эмоциональные переживания. Как правило, в этом возрасте беременность не является запланированной и желанной, что приводит к возникновению негативного отношения матери к ребенку.

Современная культура стимулирует раннее половое созревание подростков, однако не предоставляет полной и своевременной
информации о последствиях раннего начала половой жизни. С другой стороны, современные подростки имеют больше свободы и меньше ограничений в их повседневной жизни. В настоящее время наблюдается недостаточная доступность методов контрацепции, отсутствие знаний о риске беременности и заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем. Зачастую, низкий уровень осведомленности обусловлен неблагоприятным социально-экономическим статусом подростка, так, было показано, что от 64 до 86 % беременных девушек-подростков, проживают в семьях с низким уровнем обеспеченности. Эти подростки характеризуются наличием других факторов риска, таких как перенаселенность в доме, отсутствие систем социального обеспечения, отсутствие трудовой занятости главы семьи и других членов семьи. Это определяет доход, который является нерегулярным и недостаточным для удовлетворения основных потребностей семьи. В семьях с низким уровнем дохода, подростки зачастую чувствуют себя недооцененными не только со стороны своей семьи, но со стороны общества, а также имеют низкий уровень самооценки и статус материнства позволяет им ощущать себя самодостаточной личностью. Также у этих подростков имеются неудовлетворенные потребности привязанности, которые побуждают их искать удовлетворения этих потребностей в их партнерах. Кроме того, важным социокультурным фактором, который способствует подростковой беременности, является особенности некоторых общин, которые осуждают проявления сексуальности у подростков, но принимают раннюю беременность как нечто естественное. Значительная часть беременных подростков покидают школу из-за плохих отметок, неуспеваемости или отсутствия академической мотивации. Вполне возможно, что система образования не учитывает реальной образовательной потребности подростков из необеспеченных семей, применяя образовательные модели, которые не соответствуют их жизненным реалиям. Другой причиной может быть раннее начало трудовой деятельности, но наиболее часто матери подростков оставляют их дома для ухода за своими младшими братьями и сестрами или для помощи в домашних делах.

Разнообразные исследования показывают, что среднее число лет обучения в школе беременных подростков варьирует от 6 до 8 лет начального образования. Продолжение школьного образования беременными подростков сопровождается значительными трудностями, большинство из них никогда не может вернуться в школу. В исследовании, проведенном с участием 651 беременных подростков, 55 % учились, когда они забеременели, и только 69 % из них остались в школе после рождения ребенка. Продолжению школьного образования препятствуют личные, семейные и социальные факторы. Другим важным аспектом является изменение образовательных потребностей таких подростков, что обусловлено необходимостью быстрого окончания образования и начала трудовой деятельности.

Будущее беременной девушки подростка напрямую зависит от ее социально-экономического статуса и семейного положения. Наличие хорошего образования и профессиональной подготовки является залогом перспективного трудоустройства и приносит больший вклад в доход семьи и, таким образом, повышает самостоятельность подростка в принятии семейных решений и обеспечивает благополучие ребенка.

В настоящее время существует множество программ по предотвращению беременности у подростков. Наиболее успешные из них включают многочисленные и разнообразные подходы к проблеме, а также пропаганду воздержания и контрацепции. Информированность подростка, доступность контрацепции, половое воспитание, получение образования и профессиональной подготовки являются ключевыми факторами профилактики нежеланной беременности. Огромную роль в успешности профилактических программ играют родители подростка, школы, религиозные учреждения, врачи, социальные и государственные учреждения. Подобные совместные усилия, как на национальном, так и на местном уровнях доказали свою эффективность в снижении сексуальной активности и беременности среди подростков. Последние исследования показали, что программы полового воспитания и ВИЧ-образовательные программы оказывают положительное влияние на поведение и развитие молодежи, было показано снижение частоты наступления беременности на протяжении последнего десятилетия. Однако, несмотря на обнадеживающие тенденции, меры по предотвращению подростковой беременности должны постоянно обновляться с учетом быстро изменяющихся факторов социальной среды. За последние годы численность девочек-подростков в возрасте от 15 до 19 лет увеличилась на 10 %, таким образом, уменьшение частоты наступления беременности может и не означать уменьшения количества родов. Тем не менее, хотя частота использования презервативов подростками увеличилась незначительно, все чаще девушки-подростки используют гормональную контрацепцию длительного действия и другие гормональные методы, которые имеют самую высокую эффективность.

Таким образом, многочисленные исследования указывают на важнейшую роль сексуального образования подростков и общей сексуальной культуры общества в предотвращении ранних беременностей. Современные исследования показывают, что поощрение воздержания и пропаганда контрацепции приносит сопоставимые результаты. Кроме того, выявлено, что сексуальное образование не приводит к увеличению сексуальной активности подростков, а профилактические программы, пропагандирующие воздержание как самый безопасный и лучший подход, не приводят снижению использования средств контрацепции среди сексуально активной молодежи.


1. Андрющенко, О.Е. Формирование здорового образа жизни методами социальной работы у несовершеннолетних из неблагополучных семей /

Андрющенко О.Е. // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты VII Международная научно-практическая интернет-конференция: сборник статей.отв. ред. С. Т. Кохан. - 2016. - С. 505-509.

6. Стукалова А.В. Политика государственной поддержки малолетних матерей: механизмы и социальные технологии ее реализации // Социодинамика. — 2013. - № 1. - С.205-221.

Сегодня социальная поддержка семей с детьми осуществляется в рамках Концепции семейной политики России, которая выступает составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышения качества жизни семьи. Однако охрана и защита прав и интересовконкретно малолетних матерей в данной Концепции не прописана, в связи с чем, помощь, осуществляемая несовершеннолетним матерям, носит профилактический характер и осуществляется через государственные органы и учреждения, которые компетентны в сфере охраны и защиты прав и свобод человека. Они проводят мероприятия, направленные на улучшение правового статуса малолетних матерей, работающих матерей, одиноких родителей, воспитывающих детей, многодетных семей и других [6, с. 205].

Среди мер социальной помощи, на которые могут рассчитывать несовершеннолетние матери, особое значение отводится социальной поддержке, а именно, ее материальной составляющей. Пособия и льготы несовершеннолетним матерям финансируются из разных бюджетов. Размер социальных пособий определяется органами местной власти. Перечень государственных пособий, выплачиваемых в Волгоградской области в 2017 г. несовершеннолетним мамам включают в себя: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до полутора лет) составляет 40% от среднего заработка [3].Как мы видим, дополнительных мер социальной помощи экономического характера конкретно несовершеннолетним матерям не предоставляется и программ таковых на территории РФ нет. Выплаты и пособия, предоставляемые юным мамамидентичны тем, что получают и вполне обеспеченные семьи.

Не меньшая роль, чем социальным службам в работе с беременными и родившими девочками-подростками принадлежит учреждениям здравоохранения. В таких семьях вызов врача на дом является частым явлением. Возникает необходимость лечения, профилактика здоровья. Региональные центры занятости населения так же оказывают содействие несовершеннолетним матерям, обеспечивая местами по трудоустройству с приемлемым графиком работы. Учитывая специфику и обширный спектр проблем несовершеннолетних матерей, социальная работа с ними должна вестись по нескольким направлениям.

Первое направление социальной работы с несовершеннолетними матерями включает в себя: привлечение организаций и служб различной направленности деятельности (юридических, социальных, правоохранительных, здравоохранения, образования), а также общественных организаций и местных органов власти, которые могут предоставить свою помощь молодой матери. Помощь реализуется в соответствии с нуждами и потребностями семьи. Осуществляя свою деятельность социальный работник тесно взаимодействует с различными службами, благотворительными организациями и фондами.

Вторым направлением деятельности социального работника с несовершеннолетними матерями является его целенаправленная помощь юной матери. Эта деятельность практического содержания и включает в себя комплекс работ: выявляются, ставятся на учет беременные девочки-подростки, составляется характеристика семьи в различных аспектах: учитывается численность семьи, пол и возраст; материальные и жилищные условия; межличностные отношения в семье; уровень образования; состояние здоровья; круг интересов семьи; наличие асоциального поведения у членов семьи и др.

Указанные направления соответствуют проблемам несовершеннолетних матерей с детьми (здоровье, питание, доходы, образование и др.

Профилактической работе в деятельности с несовершеннолетними матерями уделяется особое место. Социальный работник взаимодействует с различными службами психического здоровья и правоохранительными органами. Социальному работнику необходимо взаимодействовать с общеобразовательными учреждениями, соседями, друзьями.

Таким образом, каждая семья нуждается в помощи и поддержке со стороны государства и общества, особенно несовершеннолетние матери с детьми, которые в силу специфических особенностей не способны в полной мере реализовать семейные функции. В Волгоградской области при работе с несовершеннолетними матерями особое значение отводится социальным службам, общеобразовательным, медицинским учреждениям и некоммерческим организациям.

Безусловно, названные выше учреждения и программы оказывают положительное влияние на разрешение проблем юных матерей, однако, есть значительный минус, тормозящий систему социальной защиты юных матерей в целом, который заключается в отсутствии четких правовых механизмов социальной защиты юных матерей, что обусловлено тем фактором, что юные матери не выделяются в отдельную категорию социально незащищенных, для них не предусмотрены дополнительные выплаты, или социальные пособия.

Читайте также: