Проблема несостоятельности оон как результат преднамеренного нивелирования правосубъектности оон

Обновлено: 02.07.2024

Организация Объединенных Наций является наиболее универсальной системой, упорядочивающей современные международные отношения, высшим носителем и стра­жем современного международного права и в этом качестве пользуется наивысшим моральным авторитетом.

Но даже этот факт не превращает ООН в идеальный механизм, все функции которого были бы реализованы в полной мере. По­этому еще со второй половины прошлого столетия мировое сообщество начало обсуждение особой необходимости в ре­формировании Организации. Ключевым органом ООН яв­ляется Совет Безопасности, который отвечает за сохранение глобальной безопасности и соблюдение норм международ­ного права в данной сфере.

В настоящее время не только специалисты-международ­ники, но и представители неправительственных организаций выдвигают идеи коренной реформы ООН и радикального пересмотра её Устава.

По мнению Т. А. Дундуковой, целью преобразований должно стать укрепление центральной координирующей роли ООН в мировых делах, повышение эффективности Ор­ганизации, ее способности оперативно и качественно реаги­ровать на вызовы и угрозы современности.

В настоящее время в адрес Совета Безопасности выска­зываются резкие критические суждения, прежде всего, за не­способность применения всего арсенала средств и методов воздействия в случаях усиления международной напряжен­ности, опасной для международной безопасности.

Реформа Совета Безопасности ООН включает разработ­ку новых подходов к категориям членского состава, право вето, представленность регионов в Совете, отношения между Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН и ра­бочие методы СБ ООН. Актуальным направлением следует считать расширение состава Совета Безопасности, охватыва­ющее множество проблем, связанных с расширением состава постоянных членов, правом вето, укреплением потенциала Совета Безопасности в предотвращении и урегулировании конфликтов и повышении оперативности в исполнении его решений по проведению операций ООН по поддержанию мира.

Однако на практике постоянные члены Совбеза неред­ко применяют право вето не в интересах сохранения мира и безопасности, а исходя из собственных интересов и инте­ресов государств-союзников. Как справедливо указывается в литературе, наличие права вето приводит к тому, что многие жизненно важные вопросы даже не ставятся на обсуждение, поскольку изначально ясно, что необходимая резолюция не будет принята.

На наш взгляд, наиболее спорным пунктом данной ре­золюции является предложение о предоставлении новым постоянным членам равных прав с нынешними постоян­ными членами, в частности, право вето. Однако существует опасность, что расширение СБ ООН, и, в частности, предо­ставление новым постоянным членам права вето, приведёт к опасному дисбалансу сил на мировой арене, а также вызовет затруднения при принятии согласованных решений по клю­чевым вопросам, поскольку небольшой численный состав СБ ООН способствует оперативному проведению его заседаний и акций. Таким образом, на наш взгляд, в настоящее время, с учётом трансформирующегося миропорядка, ООН находит­ся еще далеко от консенсуса по таким ключевым вопросам как масштабы расширения Совета Безопасности ООН, уве­личение числа постоянных членов и право вето.

Среди основных проблем следует назвать проблему регионального представительства. Ряд регионов уже пред­ставлен в сегодняшнем составе Совета Безопасности ООН. В настоящее время в СБ не допредставлены развивающиеся страны, тогда как множество конфликтов в последние годы возникают как раз в этих государствах. Ряд стран полагают, что состав членов Совета Безопасности надо увеличить и в категории непостоянных, и в категории постоянных членов (Германия, Япония, Индия и Бразилия). Другие считают, что следует увеличить численный состав лишь за счет непостоян­ных членов (Аргентина, Канада, Колумбия и др.).

Некоторые авторы полагают, что реформа Совета Без­опасности ООН создает риск существенного перераспреде­ления политического влияния и в том числе регионального политического представительства в сравнении со сформиро­вавшимся к настоящему моменту.

Реформа Совета Безопасности ООН не ограничивается лишь расширением численности его состава или спорами о применении или ограничении права вето. Длительное время идут споры об активизации деятельности Военно-штабного Комитета и образования вооружённых сил ООН в качестве действенного способа, подавляющего рост терроризма, меж­религиозных и межэтнических конфликтов.

Думается, следует согласиться с К. И. Шафоростовой в том, что наиболее рациональной выглядела бы следующая формула предполагаемой реформы:

- расширить орган на 5 новых участников, без наделения их правом вето;

  • раз в 20 лет делать пересмотр этого состава и обнов­лять его (период, за который может значительно меняться глобальный баланс сил);
  • новых участников привлечь на основе вышеуказанных критериев отбора, предложенных в 2005 году;
  • нынешних постоянных членов СБ отставить в их ста­тусе.

В остальном же целесообразно реализовывать существу­ющий потенциал данного органа.

Такое решение представляется достаточно умеренным по масштабам предлагаемых изменений. А с другой сторо­ны, создает необходимые условия для максимально досто­верного и справедливого отражения расстановки сил на ми­ровой арене без угрозы эффективности работы органа.

В заключение можно сделать следующие выводы.

Необходимость реформирования Совета Безопасности требует от государств-членов ООН предпринять все усилия, чтобы на основе диалога достичь компромиссного решения, и в конечном итоге сформулировать проект приемлемого для всех стран варианта организационной реформы Совета Безопасности с тем, чтобы он более эффективно выполнял свою основную функцию, обозначенную Уставом Организа­ции Объединенных Наций - поддержание международного мира и безопасности.

Представляется важным сделать акцент на раскрытии и умножении нынешнего потенциала Совета Безопасности ООН в решении ключевых современных международных проблем. Недавними примерами такой успешной работы Совета стал его вклад в ликвидацию химического оружия в Сирии, решение иранского ядерного вопроса, а также при­нятые им меры в антитеррористической области.

АЛИЕВА Мадина Низамовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета

ГАЛИМОВА Севиль Руслановна
магистрант 2 курса кафедры конституционного и международного права Дагестанского государственного университета

Как известно, ООН была создана сразу после Второй мировой войны. Это самая большая по количеству членов и влиянию в мире международная организация.
Появление ООН было обусловлено разрушениями Второй мировой войны, необходимостью сотрудничества государств в целях поддержания мира и безопасности, упразднением неэффективной Лиги Наций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Обоснование реформ 4
Глава 2. Реформирование Совета Безопасности 5
Глава 3. Реформирование Генеральной Ассамблеи 8
Глава 4. Реформирование Секретариата 9
Глава 5. Реформирование 10
Международного суда ООН. 10
Глава 6. Проблемы, связанные с 11
финансированием ООН 11
Глава 7. Иные проблемы 13
Глава 8. Итоги 15
Заключение 18
Список литературы 19
Приложение I – Взносы на финансирование ООН 20

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное министерство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уральская Государственная Академия

Выполнил: студент 331 гр.

Проверила: доцент Рабцевич Олеся Ивановна.

Введение

Как известно, ООН была создана сразу после Второй мировой войны. Это самая большая по количеству членов и влиянию в мире международная организация.

Появление ООН было обусловлено разрушениями Второй мировой войны, необходимостью сотрудничества государств в целях поддержания мира и безопасности, упразднением неэффективной Лиги Наций.

Деятельность ООН проявляется в самых разных областях: экономика, здравоохранение, социальное развитие, поддержание мира и безопасности (в том числе миротворческими операциями), площадка для переговоров на высшем уровне и так далее.

И это далеко не единственная проблема реформирования ООН. В своем докладе я постараюсь раскрыть существенные проблемы и предложить некоторые пути их решения.

Глава 1. Обоснование реформ

В 2002 году Кофи Аннан охарактеризовал ООН в своем докладе по программе дальнейших преобразований. Эти слова отражают основную суть процесса реформирования данной международной организации. Она меняется вместе с тем, как меняется мир, его проблемы и потребности.

Основой ООН всегда были стабильность и единство государств, но с течением времени стабильность стала переходить в застой, а принцип единства раздирается противостоянием Запада и Востока, Севера и Юга, христианских и мусульманских стран.

Глава 2. Реформирование Совета Безопасности

Эти посылки порождают ряд проблем:

В соответствии с этим возникает множество вариантов решения этих проблем. Начнём по порядку:

А) Многие ученые высказываются за расширение общего количества членов Совета Безопасности. Называются различные цифры и различные принципы формирования. Наиболее популярным принципом формирования является географический - равное представительство государств от разных регионов, например: Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Океания (включая Австралию). При этом общее количество членов Совета Безопасности должно вырасти до 20-26 (в зависимости от количества представителей от региона). Такую схему в частности предлагал Кофи Аннан. Но есть и другие критерии, например, в зависимости от уровня развития, ВВП, роли в деятельности ООН. Муаммар Каддафи в своей критике указал на то, что функции СовБеза нужно передать Генеральной Ассамблее, чтобы важные решения принимались без дискриминаций.

Б) Что касается количества постоянных членов, то тут взгляды также не однозначны. Предлагается расширить количество постоянных членов, за счет государств, которые достигли более высокого уровня развития, чья демографическая политика имеет высокий темп, а также за счет государств, которые несут больше расходов по содержанию и финансированию ООН, не нужно также забывать о ядерных державах (Индия, Пакистан), которые как бы невзначай об этом упоминают. Ну и, наконец, есть точки зрения по отмене института постоянных членов, что юридически уравняет права всех участников ООН на представление в Совете Безопасности.

Г) Представительство государств – государства с низким уровнем развития, осуществляющие малый процент финансирования ООН практически не имеют шансов попасть в Совет Безопасности, так как не принимают существенного участия в деле обеспечения мира и безопасности. А, следовательно, их интересы мало кого интересуют и не учитываются при принятии решений.

Глава 3. Реформирование Генеральной Ассамблеи

Генеральная Ассамблея - главный совещательный, директивный и представительный орган ООН и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Генеральная Ассамблея состоит из представителей государств-участников ООН. Каждое государство-член имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

О проблемах Генеральной Ассамблеи и повышении эффективности деятельности и авторитета в первую очередь думает сама Генеральная Ассамблея. Меры по реформированию содержатся в: резолюциях 58/126 (19 декабря 2003 г.) и 58/316 (1 июля 2004 года).

Среди мер особо выделены:

      1. Подотчетность Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи и повышение качества предоставляемых им докладов о своей деятельности.
      2. Взаимодействие Председателей ГенАссамблеи, СовБеза, Экосос, тесное сотрудничество.
      3. Совершенствование методов работы – сессионный порядок, выработка расписания сессий.
      4. Рациональное использование средств финансирования.

    Но, пожалуй, главной проблемой является юридическая сила принимаемых решений. Генеральная Ассамблея – международный орган, включающий в себя абсолютное большинство государств, решения которого не обладают нормативной силой. Это самое главное противоречие Генеральной Ассамблеи.

    Глава 4. Реформирование Секретариата

    На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН.

    Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств — членов ООН.

    Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН. Генеральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

    О проблемах реформирования Секретариата ООН говорят значительно реже, чем о реформировании СовБеза. Да и предлагаемые реформы являются более мягкими.

    А) Также предлагалось расширить полномочия самого Генерального Секретаря ООН в выборе способов повышения эффективности результатов.

    Б) Внедрение новейших информационных, цифровых технологий и средств, для более быстрого сбора и обработки поступающей информации, а также дальнейшей координации деятельности ООН.

    Глава 5. Реформирование

    Международного суда ООН.

    Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Статут Международного Суда является неотъемлемой частью Устава ООН. Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда. Главная задача Международного суда ООН состоит в разрешении на основе международного права дел (международных споров), переданных ему сторонами (только государствами).

    В связи с тем, что количество государств на планете Земля приблизительно равно 200-м, то и споров, разбирательством которых занимается Международный суд ООН невелико. Тем более что ему подведомственные дела, участники которых сами обратились в этот орган.

    Основные проблемы Международного суда ООН:

    А) Международный суд ООН рассматривает международные споры только между государствами и только при их обращении. Он не имеет право самостоятельно инициировать судебные разбирательства, проводить расследования, собирать доказательства, исследовать факты.

    Б) Юридическая сила решений. Решения Международного суда ООН обязательны только для сторон в определенном споре и только в отношении этого дела.

    В) Повышение квалификации судей, их подготовки не только в области международного права, но и национального права. Порядок избрания судей.

    Г) Упрощение процедуры разбирательства.

    Д) Увеличение финансирования – Международный суд ООН является наименее затратным учреждением в ООН по сравнению с другими подобными судебными органами (Трибунал по бывшей Югославии). Возможно, увеличение финансирования приведёт к более качественному рассмотрению дел.

    24 октября День Организации Объединенных Наций, установленный в 1947 году

    Как реформировать ООН?

    Штаб-квартира Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке / Фото Depositphotos/ PhotoXPress

    Сегодня ООН критикуют многие, мол, она недостаточно эффективна и не справляется в полном объеме с решением стоящих перед ней задач

    ЧИСЛО ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ООН

    ИСТОРИЯ ВОПРОСА


    Для достижения указанных выше целей в ООН были учреждены шесть главных органов, в том числе Генеральная Ассамблея (ГА), Секретариат, Международный суд. Главная ответственность за поддержание международного мира была возложена на Совет Безопасности, сформированный из 11 (с 1963 года — 15) стран. Из них пять государств, победители во Второй мировой войне — Китайская Республика, Франция, СССР, Великобритания и США — получили статус постоянных членов и право вето при голосовании.

    Кстати, каким образом среди постоянных членов Совета Безопасности (СБ) оказался Китай? Для китайцев полномасштабная война развернулась не 1 сентября 1939 года, а раньше — в июле 1937 года с инцидента на мосту Лугоу. Противостояние с японцами продолжилось до сентября 1945 года. Поэтому Китай — одна из стран-победительниц во Второй мировой, наравне с другими получившая статус постоянного члена и право вето. В 1971 году по разным причинам место Китайской Республики в Совете Безопасности было передано КНР.


    НА СТРАЖЕ МИРА

    За 72 года деятельности ООН внесла существенный вклад в обеспечение мировой безопасности. Так, благодаря усилиям организации был заключен ряд важных международных документов, в том числе Договор о нераспространении ядерного оружия и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

    Помимо миротворческой деятельности, ООН занимается защитой окружающей среды, борется с болезнями (можно, например, вспомнить успешную ликвидацию оспы), нищетой, наркоманией и терроризмом, содействует соблюдению прав человека, оказывает помощь беженцам. Это лишь некоторые пункты из большого списка направлений деятельности общемировой структуры.

    За различные заслуги ООН в целом и ее различные специализированные учреждения неоднократно получали Нобелевскую премию мира. Так, Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев было удостоено этой награды в 1954 и 1981 годах, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) — в 1965 году, международные силы по поддержанию мира — в 1988 году. В 2001 году премия была вручена самой Организации Объединенных Наций. Среди лауреатов Нобелевской премии мира — и Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршельд (Швеция; награжден посмертно в 1961 году).

    Сергей Марков

    Сергей Марков политолог, директор Института политических исследований - В целом ООН вполне может существовать и в нынешнем виде. Но есть некоторые моменты. США хотят лишить Россию права вето в Совете Безопасности. Один из способов — добиться того, чтобы по вопросам, имеющим отношение непосредственно к самому государству-члену, у него не было возможности блокировать решение. Например, в этом плане речь могла бы идти о какой-то резолюции по Крыму без возможности у России ее ветировать. Другой вариант у американцев — размыть право вето, когда только два члена СБ сообща смогут подать один голос против. Но при таком сценарии Москва имеет возможность координировать свои позиции с Пекином.
    Уже наступило время для того, чтобы постоянными членами Совета Безопасности стали такие крупные страны, как Индия, Япония, Германия, Бразилия. Но в этом процессе встает вопрос взаимного блокирования. Так, Пекин не пустит Японию и Индию, Вашингтон, видимо, закроет дорогу Бразилии, а Париж — Германии.
    Объективно назрели преобразования в специализированных учреждениях ООН, как, например, Агентство по делам беженцев или Всемирная организация здравоохранения. У них огромный фронт работы, но выделяемые средства тратятся неэффективно.

    ДЕМОКРАТИЯ ПО-АМЕРИКАНСКИ

    Так, без мандата Совета Безопасности прошла натовская интервенция в Союзную Республику Югославия в 1999 году, поводом для которой стала война в Косове. Под предлогом гуманитарных целей — не в первый и не в последний раз — авиация НАТО в течение нескольких месяцев бомбила военные и гражданские объекты, промышленные предприятия, инфраструктуру. Обстрелу подвергся Белград, другие крупные города страны. Причиненный ущерб измерялся десятками миллиардов долларов США.

    Для интервенции в Ирак в 2003 году, опять же без санкции СБ, американцам хватило сфабрикованного обвинения в наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения. В этом плане можно вспомнить выступление бывшего госсекретаря США Колина Пауэлла в ООН, который в качестве доказательства позиции Вашингтона продемонстрировал всему миру пробирку с якобы биологическим оружием. Его в конечном итоге в Ираке так и не нашли. Зато пал режим Саддама Хусейна, сам он был казнен, а иракская кампания американцев положила начало дестабилизации всего Ближнего Востока.

    Владимир Джабаров

    Владимир Джабаров первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам - Очевидно, с 1945 года мир изменился. То, что было хорошо тогда, когда формировалась ООН, сейчас уже не во всем соответствует современным реалиям. Однако полагаю, кардинально менять устройство организации не следует. Если будет развалена действующая структура, а новой на замену ей нет, тогда наступит хаос. Реформировать ООН нужно, но делать это необходимо очень взвешенно, выверено и осторожно, иначе, как говорится, вместе с водой можно выплеснуть и ребенка. К сожалению, система сдержек и противовесов сейчас нарушена нашими американскими партнерами, начиная, например, с Косова. Если бы все страны соблюдали принципы ООН, может, тогда и не было бы этих проблем. Дело именно в нарушении базовых основ организации. Сначала необходимо научиться соблюдать все принципы ООН, а уже потом говорить о реформе.
    Нынешняя попытка модернизировать организацию преследует цель ограничить влияние РФ, в частности лишить нас права вето. Речь идет о сдерживании России. В таком виде реформа ООН нам не нужна. И без нас ее провести будет невозможно.

    СНОВА О РЕФОРМЕ

    Разговоры о необходимости трансформировать ООН ведутся далеко не одно десятилетие. В последние годы соответствующие призывы звучат все чаще. Понятно, что с момента основания организации мировые реалии сильно изменились. Увеличилось также число стран-членов — с 51 в 1945 году до 193 в нынешний период. Выявлены недостатки в функционировании некоторых структур ООН. Реформы назрели, но главный вопрос в том, как и на каких условиях модернизировать общемировую структуру. Ряд улучшений в работе организации уже реализован. Но по многим проблемным вопросам дискуссии продолжаются.

    Альтернативный вариант представила группа африканских стран. Он предусматривает создание в Совете Безопасности дополнительных 11 мест, включая шесть постоянных, на два из которых претендуют сами государства Африки. Важный момент предлагаемого проекта — предоставление новым постоянным членам СБ. таких же прерогатив и привилегий, как и у нынешних, включая право вето.

    В целом же при наличии множества имеющихся предложений по реформе Совета Безопасности большая проблема заключается в том, что нет согласия внутри самих региональных групп относительно стран, которые хотят стать членами СБ. А еще необходимо задумываться о соблюдения баланса между регионами мира.


    Одной модернизацией Совета Безопасности дискуссии о реформах не ограничиваются. Они ведутся также относительно функционирования различных специализированных агентств ООН и Генеральной Ассамблеи. Новое дыхание разговорам о порядке финансирования организации и ее миротворческих миссий придал президент Дональд Трамп.

    Дело в том, что регулярный бюджет ООН формируется за счет взносов стран-членов. А еще есть другие отчисления, в том числе на операции по поддержанию мира. Размер доли каждой страны рассчитывается по утвержденной ГА формуле и привязан в основном к показателю ВВП. Взнос США самый большой — 22 процента общего и 28 процентов миротворческого бюджета ООН. А это несколько миллиардов долларов. Вот Трамп в свойственной ему рачительной манере предпринимателя возмутился положением вещей. Он считает, что негоже США раскошеливаться на ООН, не получая при этом соответствующей отдачи от организации.

    Несмотря на всю критику, порой оправданную, а также желание многих перестроить ООН, по существу альтернативы данной общемировой организации нет. Ее компетенция, широкий состав стран-участниц, право вето постоянных членов Совета Безопасности и другие факторы позволяют искать и находить разумный компромисс в решении самых сложных международных проблем. Реформа ради реформы -самое опасное отношение. В этом деле без вдумчивого, учитывающего все нюансы подхода не обойтись.

    Организация призвана среди прочего гарантировать международный мир и безопасность. Именно об этом, пожалуй, необходимо помнить в первую очередь, когда речь заходит об очередном намерении перекроить эту структуру. Страшно представить, что станет с нашим миром, если будет утрачена ООН. Ее светло-голубой флаг по-прежнему остается знаменем жизни и надежды на будущее всего человечества.

    Здание ООН в Нью-Йорке Spencer Platt/Getty Images

    Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что Совет Безопасности ООН "уже не представляет мир сегодня", а право вето "стало инструментом, который используется слишком часто". При этом без реформы Совбеза не может быть полноценной реформы всей ООН, уверен генсек. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о некоторых предложениях по совершенствованию работы ООН, выдвинутых в разные годы.

    Механизмы поиска и принятия решений

    Необходимость в реформе продиктована изменениями реалий за 70 лет существования ООН, увеличением числа государств-членов (с 51 в 1945 году до 193 в настоящее время), выявлением недостатков функционирования ряда структур. Вопрос о модернизации организации обсуждался как в ходе международных форумов, так и на заседаниях руководящих органов ООН.

    Факты и легенды об ООН

    Еще в 1997 году генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (1997-2006) предложил план, в котором были сформулированы основные принципы реформы, направленной на оптимизацию работы организации. Для выработки предложений были созданы Специальная рабочая группа, Группа по операциям ООН в пользу мира, Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам ("Группа мудрецов"). Они представили свои рекомендации по пересмотру существующих обязательств государств-членов; проведению масштабной институциональной реформы; увеличению объемов финансирования.

    В 2002 году был разработан второй пакет реформ "Программа дальнейших преобразований", направленных на защиту прав человека, гуманитарной деятельности ООН и т. д. В 2005 году Аннан обнародовал доклад по реформированию ООН "В условиях большей свободы — к безопасности, развитию и соблюдению прав человека для всех", ставший основой для последующих дискуссий. Вступивший в должность генсека в январе 2007 года Пан Ги Мун (до 2017 года) инициировал межправительственные переговоры о выработке предложений по дальнейшему реформированию ООН.

    Часть рекомендаций по улучшению работы организации уже реализована, по ряду проблем дискуссии продолжаются. Они ведутся по нескольким направлениям: функционирование агентств в системе ООН, реформа Генеральной Ассамблеи (ГА), расширение Совета Безопасности (СБ) и права вето, финансирование организации и миротворческих операций и т. д.

    Для решения по всем вопросам реформы ООН при голосовании в Генеральной Ассамблее необходима поддержка 2/3 государств-членов. Кроме того, любое изменение Устава ООН для вступления в силу требует одобрения всеми постоянными членами СБ.

    Реформа Секретариата и организаций в системе ООН

    Реформа Секретариата ООН началась в 1997 году. Тогда в его структуре был образован Департамент по разоружению, а также была введена должность первого заместителя генерального секретаря ООН. В 2007 году масштабные изменения коснулись миротворческой деятельности — Департамент операций по поддержанию мира был разделен на две самостоятельные структуры, появился новый орган — Департамент полевой поддержки. В октябре 2014 года была образована независимая Группа высокого уровня по операциям в пользу мира. В настоящее время среди мер перестройки работы Секретариата рассматриваются предложения о расширении полномочий генерального секретаря.

    Василий Небензя: реформировать ООН нужно путем переговоров всех стран, а не деклараций

    Реформа коснулась и других организаций. Например, в 2005 году была учреждена Комиссия по мироустройству, в 2006 году Комиссию ООН по правам человека заменил более компактный и наделенный большими полномочиями Совет по правам человека. А в 2010 году была создана структура по вопросам гендерного равенства и расширения возможностей женщин — "ООН-женщины". В настоящее время государства-члены ООН прорабатывают вопрос о реформировании Международного суда.

    Реформа Генассамблеи

    Согласно уставу, Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН и форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов. При этом ее решения не обладают нормативной силой. В 2003 и 2004 годах Генассамблея приняла две резолюции (резолюции 58/126 от 19 декабря 2003 года и 58/316 от 1 июля 2004 года).

    В них изложены конкретные меры по упорядочению работы ассамблеи, рационализации ее повестки дня, улучшению практики и методов работы главных комитетов. Среди этих мер особо выделены: подотчетность Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи, взаимодействие председателей Генассамблеи, Совбеза, Экономического и Социального Совета, рациональное использование средств финансирования.

    Реформа Совета Безопасности

    Основные разногласия вызывает вопрос о будущем Совета Безопасности. В настоящее время это ключевой орган ООН, отвечающей за поддержание международного мира и безопасности. В его составе 15 членов. Пять постоянных членов — США, Великобритания, Россия, Франция и Китай — обладают правом вето. Непостоянные члены СБ избираются на двухлетний срок. Состав СБ расширялся лишь однажды — в 1963 году, когда количество членов СБ было увеличено с 11 до 15 за счет непостоянных членов. Причиной этой мини-реформы стало резкое увеличение членов ООН (с 51 до 113) и необходимость обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе СБ (поправка к Уставу вступила в силу в 1965 году).

    Читайте также: