Проанализировать эту сцену честен ли был жестокий приговор онегина как воспринимает его татьяна

Обновлено: 28.06.2024

Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал.
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал. (8, ХIV)

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал. (8, ХV)

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей.
Все тихо, просто было в ней,`
Она казалась верный снимок
Du comme il faut. (8, ХIV)

Неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы, (8, ХХVII)

………………. мой позор
теперь бы всеми был замечен
и мог бы в обществе принесть
вам соблазнительную честь. (8, XLIV)

Всем наотрез одно и то же:
Нейду. (7, ХХV)

Решающую роль, по нашему мнению, могла сыграть глубокая вера наивной сельской девушки, воспитанной няней, в приметы.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы. (5, V)

Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход. (5, IV)

Кроме этого, третье святочное гадание предсказало Тане имя будущего жениха.

Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных древний хор
Течет так тихо, так согласно…
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит….

Чу. снег хрустит. прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон. (5,IX)

Но мой Онегин вечер целый
Татьяной занят был одной…. (8, ХХVII)

Ума не внемля строгим пеням,
К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень. (8, ХХХ)

Понятно, что князь Агафон Онегин не мог захлопнуть дверь своего дома и двери других столичных домов перед близким родственником, чтобы не давать повода для сплетен. А в преданности и верности своей жены он был вполне уверен.

Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец. (1, III)

Перед Онегиным собрался
Заимодавцев жадный полк.
…………………………
Евгений, тяжбы ненавидя,
Довольный жребием своим,
Наследство предоставил им,
Большой потери в том не видя… (1,LI)

Получив в наследство богатое имение дяди,

… наш Онегин, сельский житель,
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный, а досель
Порядка враг и расточитель, (1,LIII)

В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил. (2,IV)

После его отъезда управляющий, разумеется, восстановил для своей пользы старые порядки в имении. Естественно, что после трех лет отсутствия, залезший в долги Онегин,

Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных (1, II)

появился в столице, надеясь узнать перспективу получения нового наследства от неженатого

Для всех он кажется чужим,
Мелькают лица перед ним
Как ряд докучных привидений. (8,VII)

Сомненья нет: увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен. (8, ХХХ)

О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай:
А без того вам рай не рай…. (8, ХХVII)

Что с ним? в каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? суетность? иль вновь
Забота юности – любовь? (8, ХХ I)

Возможны и другие версии. В частности, черная зависть Онегина к чужим успехам, радостям, как оборотная сторона его чувства превосходства над окружающими, и стремление во что бы то ни стало разрушить чужое благополучие, чужое счастье, как он поступил ранее с Ленским и Ольгой. Ведь сам Онегин,

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел. (8, ХII)

…………… лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать, (1, Х)

Еще одно нас разлучило.
Несчастной жертвой Ленский пал.
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал. ( 8 )

Возможно также, что, с целью решения своих материальных проблем, вновь обнищавший Онегин, всегда готовый

…………… денег ради,
На вздохи, скуку и обман, (1,LII)

…………..… с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь! (8, ХХVIII)

Работа содержит вопросы для анализа по главам романа А.С.Пушкинаи "Евгений Онегин". Предназаначена для обучающихся 9 класса.

ВложениеРазмер
voprosy_i_zadaniya_po_soderzhaniyu_romana.docx 16.67 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Вопросы и задания по содержанию романа

1.Каким предстает заглавный герой в начале романа?

- Богат он или беден?

-Серьезен или легкомыслен?

-Что автор говорит о его образовании?

-Как и почему к нему относится общество?

2.Как проходит день Онегина? Чем он занят?

-Как ведет себя герой театре? Зачем он туда ездит?

3.Каков интерьер комнаты Онегина?

4.Как одевается Евгений?

5.Что говорит Пушкин о балах в лирическом отступлении?

6.Какими эпитетами автор характеризует жизнь Онегина?

7.Счастлив ли Онегин? Почему? Чем это объясняет Пушкин?

8.Как Онегин пытается развеять свой сплин?

9.Чем похожи автор и Онегин (по мнению самого Пушкина)?

10.Как отнесся Онегин к изменениям в своей жизни, вызванными смертью дяди?

11.Как можно озаглавить первую главу романа?

1.В какую обстановку попадает Евгений в деревне? Почему он поехал в деревню?

2.Чем герой занялся в деревне? Как отнеслись к нему соседи (гл.№4)

3.Охарактеризуйте Владимира Ленского(№4) и т.д.

4.Похожи ли характерами, умом, отношением к жизни Онегин и Ленский? Как Пушкин характеризует их различие?(№13)

5.Что говорит Пушкин в лирическом отступлении о дружбе людей и об их отношении друг к другу?( №14)

6.В кого был влюблен Ленский? Найдите ее описание.

7.Как автор относится к Ольге?

8.Найдите описание Татьяны.

9.Охарактеризуйте Татьяну, опираясь на текст.

10.Что говорит автор о семейной жизни родителей Татьяны и Ольги?

11.Как можно озаглавить эту часть романа?

1.Что говорит Онегин о сестрах Лариных?

2.Как повлияло на Татьяну появление Онегина в их доме?

3.Как относится сам поэт к любви Татьяны к Онегину?

4.На какой разговор выводит Татьяна свою няню? Зачем ей это надо?

5.Что рассказывает няня о своей любви? Зачем Пушкин вводит эту сцену?

6.Что Пушкин говорит в очередном лирическом отступлении о поведении светских красавиц в любви? Отличается ли поведение Татьяны от их поведения ? Чем? На что решается Татьяна? Как это ее характеризует?

7.Прочитайте и прокомментируйте письмо Татьяны.

8.Какие чувства испытывает Татьяна, ожидая ответа Онегина?

9.Почему крестьянские девушки, собирая ягоду, поют?

1.Какой любовный опыт имел Онегин? К чему он привел героя?

2.Какое впечатление произвело на Онегина письмо Татьяны? Какое он принимает решение? Как это его характеризует?

3.Прочитайте исповедь Онегина и прокомментируйте.

4.В лирических отступлениях Пушкин говорит об изменчивости друзей, возлюбленных, родственников. Кому, по его мнению, может доверять человек? Кого может любить?

5.Успокоились ли чувства Татьяны после признания Онегина? Как это объясняет сам поэт? Согласны ли вы с мнением классика?

6.Как развиваются отношения Ленского и Ольги?

7.Найдите и зачитайте пейзажные зарисовки и размышления поэта о лете, осени, зиме.

1.Что рассказывает Пушкин о Татьяне в начале главы?

2.О какой Светлане упоминает Пушкин, рассказывая о гаданиях?

4.Какое событие отмечается в доме Лариных?

5.Что взбесило Евгения на именинах?

6.Почему, после чего Татьяна оживилась?

7.Кому, за что и как решает отомстить Онегин на балу?

8.Охарактеризуйте поступки, поведение Онегина, Ленского, Ольги.

1.Почему Татьяна не может понять поведения Онегина на балу?

2.На какой шаг решается Ленский? Кого он отправляет к Онегину?

3.Как Онегин отвечает на вызов? Почему? Почему он недоволен собой?

4.Как ведет себя Ольга при встрече с Ленским? Какие чувства испытывает Ленский при встрече с Ольгой?

5.Чем закончилась дуэль? Как описывает Пушкин смерть Ленского? На какие мысли наводит читателя это описание?

6.Прочитайте лирическое отступление Пушкина в конце главы и прокомментируйте его.

1.С каких описаний начинается глава?

2.Как изменилась судьба Ольги после гибели Ленского?

3.Как чувствует себя Татьяна в доме Онегина? Зачем она туда пошла?

4.Зачем Татьяна читает книги, которые читал Онегин? Найдите и прочитайте эти моменты.

5.Какое решение принимает мать Татьяны относительно ее судьбы?

6.Как Татьяна воспринимает это решение? С кем (чем) она прощается?

7.Найдите и зачитайте лирическое отступление Пушкина о дорогах.

8.Найдите и прочитайте описание Москвы.

9.Прочитайте, как родня встречает Лариных.

10.Почему молодые кузины Татьяны наперебой рассказывают ей свои душевные тайны, а Татьяна об Онегине ничего никому не говорит?

11.Как Пушкин глазами Татьяны оценивает московское дворянство?

12.Как воспринимает Татьяну московское общество? Почему? Подтвердите фрагментами из текста.

1.Прочитайте строфы 9-11( лирическое отступление) и прокомментируйте.

2.Мы вновь встречаемся с Евгением. Чего он достиг к 26-и годам?

3.Как изменилась ( и изменилась ли Татьяна)? Изменилось ли отношение общества к Татьяне?

4.Прочитайте, как проходит встреча Татьяны и Онегина?

5.Какие чувства испытывает Онегин к Татьяне?

6.Как ведет себя Татьяна с Онегиным?

7.Прочитайте и прокомментируйте письмо Онегина к Татьяне.

8.Найдите, прочитайте и прокомментируйте встречу Онегина и Татьяны наедине.

1.В чем проявилась народность романа?

3.Какие художественные средства использовал Пушкин, характеризуя Онегина?

4.Дорисуйте последующую судьбу заглавного героя.

6.В чем состоит своеобразие личности Татьяны и условий ее воспитания?

7.Охарактеризуйте ответный монолог Татьяны к Онегину. Является ли ее отказ неожиданным или противоестественным?

8.Почему герои не смогли обрести совместное счастье?

9.Какие черты Ленского вам особенно запомнились? О чем он спорит с Онегиным и о чем эти диспуты свидетельствуют?

11.В какой форме раскрывается образ автора? Каким предстает автор в романе?

13.В чем художественное своеобразие романа? Что делает его шедевром?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине со дня рождения А. С. Пушкина. Пушкинский бал. По страницам романа "Евгений Онегин"

Донести до сознания учащихся коррекционной школы величие творчества А. С. Пушкина, красоту и богатство русского языка при изучении внепрограммных произведений. Воспитывать и развивать нра.


Презентация к изучению романа "Евгений Онегин" А.С. Пушкина

В данной презентации собран теоретический материал и иллюстрации для проведения итогового урока.

Обеды Онегина. Материалы к работе над первой главой романа "Евгений Онегин".

"Энциклопедия русской жизни" включает и кулинарные страницы, важные для понимания романа.


Изучение художественного языка романа "Евгений Онегин"

В данной работе укзаны некоторые особенности художественного языка романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин", приведены примеры заданий-карточек для самостоятельной групповой работы над художественными особ.

Урок-путешествие по страницам романа "Евгений Онегин"

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ-по страницам романа "Евгений Онегин" IX класс Оборудование: Репродукции картин А.Г.Венецианова "Пряха", М.Шибанова "Крестьянская свадьба", Б.М.Кустодиева "Масле.


Контрольная работа по 1 главе романа "Евгений Онегин"

Работа проводится как "входной" контроль: проверка прочитанного материала.


Контрольная работа по 2 главе романа "Евгений Онегин"

Работа проводится как "входной" контроль: проверка прочитанного материала.

Наш корреспондент поработал репетитором по литературе

Фото: Алексей Меринов

— Ну непонятно, зачем Онегин так жестко Татьяну отшил вначале? Да и вообще, почему считается нормальным человек, который убил своего восемнадцатилетнего друга? Сегодня такого не пустили бы в приличное общество. По логике, Татьяна должна была остаться старой девой. Зачем она вышла замуж за пожилого генерала, которого не любила? Может быть, хотела отомстить Онегину или ей было настолько наплевать на себя, что она пошла по этой социально протоптанной тропинке? Ольга мне никогда не нравилась — вертихвостка. А Ленского жалко — такой наивный дурак!

Да уж, никого не пожалела, но Пушкиным все-таки восхищается, гений, — говорит. Успели обсудить дуэль, любовь, предательство и верность. При всех моих адвокатских поползновениях, выносит Онегину обвинительный приговор — холодный сноб.

Вопрос № 2: Отчего Татьяна так и не решилась быть с Онегиным?

Мнения на этот счет у двух моих учеников разделились. Один из них, будущий дизайнер, напоминающий Пушкина кудрявой шевелюрой, выдвинул социальную версию.

Другой мой подопечный, двухметровый юноша, собирающийся поступать на журналиста и занимающийся баскетболом, пошел через чувственный аспект.

— Отказывая Онегину, Татьяна все равно его любила, но она как замужняя женщина, дала клятву быть со своим мужем и не могла нарушить ее. Онегин же сначала не понимал, зачем живет, хотел нагуляться, грубо говоря.

Татьяне он не случайно отвечает (зачитывает отрывок из книги):

«Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я хоть миг единый, —

То верно б, кроме вас одной,

Невесты не искал иной.

В тот момент Онегин не хотел семьи. Он вообще одиночка. В финале тоже запутался. Он, думаю, понимает, что не сможет быть с Татьяной. Она уже сформировалась как личность, а он, короче, еще в поиске.

Хвалю за дельное замечание. Вот она мужская солидарность. Действительно, ну не может же человек даже в двадцать шесть знать, что ему надо от жизни?

Выйдя в приподнятом настроении со второго занятия, с нетерпением жду третьего. Новая ученица пишет картины, любит биологию, и из всех писателей больше всего почитает Толстого, за доброту.

— Не поняла Онегина. Он страшный, соблазняет девушек, чем он там только не занимается, убивает своего лучшего друга. Наверное, отвечал запросам тогдашнего общества, причем не самым лучшим. Да, это Онегина общество сделало таким и он перенял от него самое дурное. У Татьяны есть долг и честь. Я не думаю, что она только из гордости не согласилась быть с ним. Но на первом месте честь, когда ты не можешь переступить через свои принципы. Татьяна была человеком чести, в отличие от Онегина. Вот эта самая распространенная история, когда ты начинаешь ценить то, что потерял.

— В общем, он был прав, — говорю на четвертом уроке ученице, мечтающей податься в артистки. Дело тут даже не в том, что в своем стихотворном романе Пушкин отразил реалии начала XIX века, но и характеры, воплощенные поэтом, современны и по сей день. Пусть твердят, что вымерли романтики и остались циники. Однако ж и сегодня можно встретить такие порывистые натуры, как Ленский. Правда, часто они замкнуты и стесняются выразить свои чувства, но уж если выражают, то держитесь, юные красавицы. Да, кран нынешние Ленские вряд ли починят, но цветы подарят — и остается открытым вопрос, что важнее. Только бы рядом не оказалась холодная и равнодушная барышня вроде Ольги. Тогда пиши пропало — депрессия, эмоциональное выгорание и, не дай бог, алкоголизм.

Вопрос № 4: А какой он, современный Онегин? Моя собеседница чуть не упала со стула и воскликнула.

— Сегодня одни Онегины, только их и вижу! Это молодые люди, которые не знают, что им делать в своей жизни, они не задаются никакими целями, или задаются, но поверхностно. Увлекаются чем-то на какое-то время, а потом им это надоедает. Могут пойти в университет, потому что нужно, поступают дай бог на бюджет, заваливают сессии, — сообщает юная поклонница Пушкина, которая собирается поступать в театральный вуз. — Современный Онегин высокомерный, рэп он не слушает, предпочитает ретро, но такое раритетное непопсовое, что-то вроде джаза.

Вот уж не ожидал такого пассажа.

Блиц для всех моих учеников:

— А в каком бы сейчас университете учился Онегин?

— МГИМО — самый мажористый вуз, может еще в Вышке.

— Какая бы у него была машина?

— Порше-Кайен, не меньше, разъезжал бы по самым дорогим клубам Москвы, и мотался бы на Ибицу отдыхать, и фотки бы выкладывал бесконечные в Инстаграм.

— Может, если бы современный Онегин предложил Татьяне прокатить ее на БМВ, она бы купилась?

— Да, ну, глупость говорите. Татьяна честь бережет и деньги ей не нужны. Хотя таких Татьян мало сегодня.

Выводы репетитора:

— творческое мышление развито;

— книги читают и воспринимают по-своему, часто выходя за общепринятые шаблоны;


Задание 5 № 20

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.2. В чём особенности изображения природы в лирике С. А. Есенина?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)


Задания Д1 C1 № 17

1.1.1. В начале и в конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня?

1.2.1. Какой предстаёт в стихотворении природа, преображённая порошей?

1.1.1.Татьяна — любимая героиня Пушкина. Ей присуща высокая нравственность и чистота души. Первым признаться в любви во времена Пушкина мог только мужчина. Признание женщины считалось неприличным, так как нарушало каноны, сформировавшиеся в обществе. Признание Татьяны — поступок смелый и неординарный, поэтому она сама стыдится его.

Словно белою косынкой

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку…

Источник: Тренировочные варианты экзаменационных работ по литературе. А. В. Федоров, Л. В. Новикова и др. — 2013, вариант 5.

Комментарии к сочинениям

То, верно б, кроме вас одной Невесты не искал иной.

Скажу без блесток мадригальных:

Нашед мой прежний идеал,

Я, верно б, вас одну избрал В подруги дней моих печальных,

Всего прекрасного в залог,

И был бы счастлив. сколько мог!

Создание положительного персонажа — задача, напрямую связанная с утверждением тех ценностей, которые представляются писателю бесспорными. В этой связи стоит проанализировать образ Татьяны, который позволит глубже понять смысл всего романа, уяснить, что притягивает, а что отталкивает автора в людях.

Татьяна не просто умна, она обладает даром воображения, умеет интуитивно постигать мир. Ей присуща мудрость души, без которой был бы невозможен ее пророческий сон, в котором Онегин предстает в окружении бесов.

Но самое главное в Татьяне — способность глубоко и преданно любить, быть верной данному слову. Будучи внутренне свободным человеком, Татьяна знает законы нравственного долга и умеет им следовать. В острой ситуации выбора она принимает единственно правильное решение. На признание в любви Онегина Татьяна отвечает искренним признанием во взаимном чувстве и отказом перешагнуть границы дозволенного. Она принимает мудрое решение за двоих, не желая предавать мужа, понимая всю необратимость некогда принятых решений.

5.2. В чём особенности изображения природы в лирике С. А. Есенина?

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

Критерии оценивания грамотностиБаллы
ГК1. Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки2
Допущено две–четыре ошибки1
Допущено пять и более ошибок0
ГК2. Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок2
Допущено три–пять ошибок1
Допущено более пяти ошибок0
ГК3. Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка2
Допущено две-три ошибки1
Допущено четыре и более ошибки0
Максимальный балл6

Источник: Тренировочные варианты экзаменационных работ по литературе. А. В. Федоров, Л. В. Новикова и др. — 2013, вариант 5.

Урок проводится в конце изучения романа "Евгений Онегин". Предварительная подготовка: класс делится на 3 группы: обвинение, защита и суд с присяжными. Суд и присяжные заседатели - это наиболее подготовленные учащиеся. Они вынесут свое решение в конце урока. А остальные готовятся, подбирают материал, выбирают выступающих.

Оценить 287 1

(Сценарий мероприятия)

Предварительная подготовка: класс делится на 3 группы (обвинение, защита и судья с присяжными заседателями). Готовят материал ( кроме судьи и заседателей), который учитель просматривает и корректирует при необходимости до урока.

Слушается дело по обвинению Онегина Евгения, дворянина, 26 лет, в убийстве Ленского Владимира. Слово предоставляется обвинению.

Евгений Онегин 26 января 1821 года убил на дуэли Ленского Владимира, 18 лет. Он является виновником дуэли, так как злил Ленского своим поведением и довел его до нервного срыва. Ленский пообещал, что у Лариных не будет никого, а там оказалось много гостей, Онегин разозлился и решил взбесить Ленского. Его неприличное поведение подтолкнуло Ленского вызвать друга на дуэль. Но Онегин старше Владимира и мог бы отказаться от дуэли, извиниться, помириться с ним. Ничего этого он не сделал. Кроме того, он нарушил правила дуэли: взял в секунданты своего слугу. Этим он нанес оскорбление всем участникам дуэли.

Прошу пригласить свидетеля Буянова, бывшего в тот день в гостях у Лариных.

Пригласите свидетеля обвинения.

Свидетель Буянов.

Я помещик Буянов, сосед Лариных. 25 января у Лариных праздновали именины Татьяны. После ужина все пошли танцевать, и Онегин пригласил Ольгу. Я очень удивился, потому что Ольга была невестой Ленского, у них все уже шло к свадьбе, и вдруг она идет танцевать с другим. Больше того, она и второй, и третий танец танцует с ним. Онегин ей что-то на ушко шептал, руку жал, в общем, вел себя неприлично. Когда Ленский хотел пригласить Ольгу в котильон, она отказалась, потому что уже пообещала Онегину. В расстройстве Ленский выскочил из зала и уехал.

Судья.Спасибо. Садитесь. Обвинение, у вас есть еще что добавить?

Обвинение.Да, Ваша честь. Мы обвиняем Онегина в тунеядстве. Он не работал, не приносил никакой пользы обществу. Не умел и не хотел трудиться, а жил за счет наследства. Его жизнь в Петербурге и в деревне – сплошное развлечение и проматывание денег.

Слово предоставляется защите.

1-й Защитник.

Да, наш подзащитный убил Ленского, но это было случайное убийство на дуэли. Он подвергался такой же опасности, как и погибший Ленский.

Во-первых, инициатором дуэли был Ленский, который взял себе в секунданты Зарецкого, известного дуэлянта. И если бы Онегин отказался, его бы сочли трусом, и Зарецкий ославил бы его на весь свет. Все правила дуэли были соблюдены, а слугу он пригласил, потому что больше некого было. Он не общался с соседями, и времени было мало. Да и Зарецкий не лучше этого слуги: сам в молодости был картежным шулером.

Во-вторых, дуэли хоть и были запрещены по закону, но поощрялись обществом.

2-й Защитник.

Онегин не зарабатывал себе на жизнь, потому что все дворяне так жили. Он получил по закону наследство от дяди. В этом не было ничего незаконного, он же не воровал.

А не служил нигде, потому что не находил для себя достойного занятия. Зато когда он приехал в деревню, то сразу же начал преобразования: заменил барщину оброком для своих крепостных. Он много читал, был образованнее многих своих современников, знал латынь. Ему многое не нравилось в современном устройстве государства, но он не верил, что может что-то изменить , и решил совсем не служить нигде.

Слово предоставляется обвиняемому.

Я, конечно, признаю свою вину в убийстве Ленского. Но я не собирался его убивать, и даже готов был помириться с ним, но вмешался Зарецкий – человек бесчестный, сплетник, который мог оболгать человека, а я не хотел, чтобы обо мне ходили сплетни и меня посчитали трусом. Мне важно общественное мнение.

Когда я понял, что Ленский мертв, я испытал ужас, угрызения совести, и я очень сильно изменился после этого, страдал, пересмотрел всю свою жизнь. Я не мог больше оставаться в тех местах, где все напоминало о дуэли. Я очень сожалею о содеянном и раскаиваюсь. Я и так уже наказан своими переживаниями.

По второму обвинению могу сказать, чтоя хоть и вел праздную жизнь, но не испытывал ни радости, ни удовлетворения, был недоволен собой. Я не мог, да и не хотел бороться с этой жизнью, а просто разочаровывался, злился, замыкался в себе. Я страдал. Сейчас я уже совсем не тот, что был три года назад.

Читайте также: