Приведите примеры из мировой истории когда действия власти были незаконными но оказались легитимными

Обновлено: 02.07.2024

б) легитимность;
в) медиакратия;
г) кратология;
д) легальность;
е) охлократия;
ж) плутократия;
з) легальное господство;
и) теократия;
к) традиционное господство;
л) власть;
м) геронтократия.
1) юридическое обоснование законности политической власти;
2) власть мудрецов-старейшин;
3) форма правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства;
4) власть толпы;
5) наука о власти;
6) тип господства, опирающийся на освященные обычаем нормы;
7) власть, основанная на воздействии средств массовой информации;
8) один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами;
9) тип господства, основывающийся на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений господства и подчинения;
10) признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избрания;
11) форма власти, основным субъектом которой выступает наиболее богатый слой общества;
12) один из типов легитимного господства, который характеризуется отношением к политическому лидеру как к высшему, сверхординарному существу.

2. В современной политологической теории сформировалось несколько подходов к определению политической власти:

а) психологическое (бихевиористское) определение — тип поведения, основанный на изменении поведения других людей, проявлении особых психологических качеств политического руководителя (лидера).

б) телеологическое — достижение определенных целей;
в) инструменталистское — возможность в ходе реализации власти использовать определенные средства, например насилие;
г) структуралистское — особые отношения между управляющим и управляемым;
д) конфликтологическое - возможность принятия решения, регулирующего отношения (в частности, по распределению благ) в ходе разрешения конфликтных ситуаций;
е) марксистское — господство одного класса над другим.

Проанализируйте представленные подходы и оцените возможность использования данных определений для изучения современной политической действительности России.

Телеологическая
Бихевиористская
Психологическая
Системная
Структурно-функциональная
Реляционистская

4. Согласно М. Веберу, власть — это шанс на повиновение своему приказу. Польский ученый Е. Вятр определяет власть как возможность приказывать при условии, что объект приказания обязан повиноваться. В чем принципиальное отличие этих подходов к пониманию принципа функционирования власти?

Предложение норм для следования при помощи авторитета властиНавязывание элитарной группой стереотипов поведения

Убеждение
0 ис/1\Дсг1ИС ———————
Принуждение, насилие, террор

Демагогия, популистские заявления

Указание, информация о решенииПриказание, запрещение

ПоощрениеНаказание, угроза и применение санкций
Изучение и учет общественного мненияТотальный контроль, атмосфера шпиономании, засекречивания, гонения на инакомыслящих
Развитие плюралистической демократии, многопартийности, учет наличия оппозицииГосподство одной партии, партийной элиты, гонение на оппозицию, ее уничтожение, столкновение различных социальных и национально-этнических групп
Развитие предпринимательства, творчества, инициативы, акцент на экономических методах руководства, отказ от жесткой централизации

Жесткая централизация, централизованное распределение, уравниловка в трудовых отношениях и оплате труда

25. Определите, какие из приведенных характеристик свойственны харизматическому господству, а какие легальному:

Чью бы сторону в споре вы ни выбрали, рядом с вами всегда окажутся люди, с которыми вам не хотелось бы быть ни на чьей стороне. Яша Хейфец
ещё >>

Власть, которая руководит обществом, получает полномочия от граждан или в силу имеющихся традиций.

Легитимность - это признание народом права лидера осуществлять руководство страной.

Что такое легитимность

Легитимность является характеристикой органа государственной власти и говорит о том, насколько граждане признают за ним право управлять. Такая власть опирается на народный консенсус.


Граждане признают, что её право легитимно управлять носит естественный характер и поэтому подчиняются ей добровольно.

Полную легитимность можно противопоставить ситуации, когда власть была незаконно захвачена, узурпирована. Подчинение населения в последнем случае достигается главным образом путём применения насильственных мер. Мотивацией при этом выступает инстинкт самосохранения, страх насилия.

Типы легитимности

Различные виды легитимности редко существуют отдельно. На практике способность управлять и воздействовать основана на их сочетании, несмотря на разницу между ними.


Традиционная

Такая легитимная власть была распространена в древних и средневековых обществах. Считалось, что право управлять народом является божественным даром и передаётся по наследству. Она основана на праве наследования престола. Большую роль в поддержке лидера нации играла религия.

Демократическая


Этот способ предоставления властных полномочий популярен в настоящее время.

Он основывается на проведении выборов и подробно регламентируется действующим законодательством.

Подразумевается, что избиратели, изучив программу той или иной политической партии, сделают свой рациональный выбор, обеспечив явку.

Однако на практике существует много различных факторов, которые влияют на голосование.

Харизматическая

Народ может доверить управление политическому лидеру, который имеет особую харизму. Фактически речь идёт о наработанном в предыдущие годы авторитете и о вере граждан в наличие у него особых способностей к руководству страной.


В рассматриваемой ситуации доверие носит в основном эмоциональный характер. При передаче возможности управления, воздействия и навязывания своей воли такому руководителю обычно принижается важность формального выполнения необходимых юридических норм.

Технократическая


Государственная власть управляет судьбами миллионов людей. Цена ошибок, допущенных ею, очень велика.

Поэтому её способность эффективно решать задачи, возникающие в процессе управления страной, является одной из наиболее важных.

Технократическая легитимность относится именно к этому аспекту деятельности государственных органов. Она определяется не только конституцией, но и профессиональностью работы органов управления государством.

При этом необходимо принимать во внимание, что политика представляет собой профессиональную сферу деятельности, требующую соответствующего уровня квалификации. Если же к управлению страной приходят политики, действующие непрофессионально, то их деятельность со временем может превратиться в политиканство.

Чем большая степень эффективности демонстрируется в деятельности государственных органов, тем выше становится легитимность власти в глазах народа. Верно также и обратное утверждение: чем менее профессиональным является руководство, тем меньшей становится легитимность власти вследствие потери доверия граждан.

Онтологическая


Такой тип определения легитимности был широко распространён в древнем мире.

В наше время он существует в обществах, которые организованы на основе традиционных принципов.

Граждане воспринимают существующий порядок в качестве единственно возможного, а нарушение его - как анархию и катастрофу.

Благополучие связывается с личностью лидера, с успехом его действий. Считается, что в случае его смерти в обществе наступит хаос.

Легитимность политической власти

Понятие легитимизации государственной власти может использоваться в различных ситуациях.


Когда говорят о легитимной власти, это имеет следующее значение:

  • народ признаёт её полномочия;
  • она была выбрана на основе легальных процедур, предусмотренных законодательством.

Если имеется законным образом установленная власть, то государство, его президент, границы являются легитимными.

Границы государства признаются легитимными, если они зафиксированы законодательством страны, и это признается на международном уровне.

Изданные и утверждённые законной властью документы являются легитимными.

Отличия между легитимный и нелегитимный


Нелегитимность может проявляться следующим образом:

  • потеря эффективности руководства;
  • наличие коррупции;
  • проведены разрешённые законодательством процедуры импичмента президента;
  • в других аналогичных ситуациях.

Легитимация и делегитимация


Может случиться так, что управляющие страной в первое время имели легитимность, но в дальнейшем своими действиями ухудшили ситуацию.

Так может произойти в результате злоупотреблений или низкой эффективности управления.

Если произойдёт делегитимизация власти, то это может привести к политическому кризису.

В демократических государствах подобного рода ситуации предусмотрены действующим законодательством. Например, возможен импичмент президента.

В других ситуациях возможно нарастание протестов, способных убедить власть, которая показала, что она нелегитимна, уйти в отставку.

Легитимность и легальность власти

Рассмотрим разницу между понятиями легальная и легитимная власть.

Легитимность государственной власти означает, что народ признаёт её законность, а легальность означает, что государственные органы, её осуществляющие, были сформированы на основе применения предусмотренных законом процедур. Эти два понятия нельзя считать синонимами.


В некоторых обществах формирование органов власти осуществляется на основе существующих в течение долгого времени традиций. Примером такой ситуации может быть избрание вождя племенем. Ещё одним примером является передача данного права по наследству.

В современных обществах часто используется передача управления государством на основе применения легальных процедур, например, путём проведения выборов.

[warning]Стоит заметить: выполнение легальных требований в процессе передачи власти новому правительству не гарантирует её легитимности, признания авторитета.[/warning]

Принципы легитимности

Существует несколько уровней легитимности:

  1. Народная - характеризует отношение граждан к власти, которая ими управляет.
  2. Внешняя — это признание её в этой стране со стороны других государств.
  3. Индивидуальная - представление правящих кругов о себе, своих полномочиях и действия по их удержанию.


Принципы, на которых основана легитимность:

  1. Власть в обществе легитимна, если следует установленным, принятым здесь правилам.
  2. Указанные нормы основываются на той вере, которую разделяют руководители и граждане.
  3. Существуют формальные доказательства того, что обе стороны согласны на существование имеющейся власти.

Заключение

Количественно определить степень легитимности трудно, но это можно сделать косвенным образом. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют результаты выборов, данные, полученные от социологических опросов, существование и степень наличия протестного движения.

Понятие и сущность мирового политического процесса. Мировая политика. Международные отношения. Соотношение мировой политики и международных отношений. Основные теоретические школы в понимании мировой политики. Особенности мирового политического процесса. Возникновение и сущность геополитики. Глобальные проблемы современности. Международные организации. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Власть и властные отношения [4, 13]

1. Политическая власть: понятие, структура, функции.

2. Механизм осуществления власти.

3. Эффективность и легитимность власти.

4. Соотношение целей и средств в политике.

5. Кризис власти и пути выхода из него.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

2. По какому принципу действует механизм осуществления власти?

4. Назовите типы легитимности власти.

5. Охарактеризуйте различные периоды российской истории с точки зрения типов легитимности.

6. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждение. Как это соотносится с легитимностью?

7. В какой мере новые информационные технологии влияют на изменение характера, природы, средств власти, а также методов ее осуществления?

8. Приведите примеры из мировой истории, когда действия власти были незаконными, но оказались легитимными.

9. Назовите причины (ситуации), по которым власть может игнорировать политические права и свободы личности, а индивид высказывать недоверие властям.

Мнения и оценки

Согласно М. Веберу (1864–1920) немецкому социологу, философу, политологу, историку, политическому экономисту, власть – это шанс на повиновение своему приказу. Польский же ученый Е. Вятр (1931) определил власть как возможность приказывать при условии, что объект приказания обязан повиноваться.

В чем принципиальное отличие этих подходов к пониманию принципа функционирования власти?

Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни.

Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуемость феномена власти?

2. Политические элиты [1, 10, 17]

1. Возникновение понятия и теории элит.

2. Основные направления современной элитарной теории.

3. Типология, социальная результативность и рекрутирование элит.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

2. Назовите основные положения теории элит Г. Моски.

3. В чем суть концепции В. Парето и Р. Михельса?

4. Перечислите современные направления элитарных теорий и раскройте их положения (макиавелистская школа, ценностная теория, теория демократического элитизма, концепция плюрализма элит, леволиберальные концепции).

5. Назовите причины существования элит.

6. Сформулируйте типологии элит и дайте им характеристику.

7. Какова система рекрутирования элит?

8. Каким образом осуществляется социальная представительность элиты?

Мнения и оценки




1. Что сближает подходы Т. Карлейля и Г.В.Ф. Гегеля к определению роли личности в истории?

2. Выразите свою точку зрения по указанной научной проблеме.

3. Государство как институт политической системы [7, 14, 12, 16]

1. Сущность государства: понятие, структура, функции.

2. Теории возникновения государства.

3. Правовое социальное государство.

4. Устройство современного государства.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

2. Назовите основные теории происхождения государства.

3. Каковы причины происхождения государства?

4. Исторические рубежи в развитии государства.

5. Перечислите основные черты правового государства.

6. Каково соотношение социального и правового принципов в государстве?

7. Назовите формы правления государства и дайте им характеристику.

8. Каково возможное территориальное устройство государства?

9. Современные конституционные государства Запада прошли в своем развитии четыре стадии:

• установление внутреннего мира и достижение государственного суверенитета – независимости и верховенства государственной власти (т.е. создание государства как института);

• конституционное государство: разделение властей, гарантии неотчуждаемых прав и свобод человека, принцип парламентского большинства;

• осуществление принципа суверенитета народа, введение всеобщего избирательного права, политической демократии создают государство правовое, демократическое;

• социальное государство: развитая функция социальной защиты населения.

На каком этапе развития находится, по Вашему мнению, Российское государство?

Мнения и оценки

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и ученый.

. Всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа.

. Государство существует по природе и человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу природы своей, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек.

. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и не справедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу … государства. Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части…

Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо.

1. Как Вы понимаете тезис Аристотеля о том, что человек – существо политическое?

2. Попробуйте опираясь на приведенные извлечения из работы Аристотеля, сформулировать определение государства.

Государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная субстанционная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает.

. Государство это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею государства, надо иметь в виду не особенные государства, не особенные институты, а идею для себя, этого действительного Бога.

1. Что Вы думаете о взглядах Гегеля на проблемы государственности?

2. Как бы Вы объяснили тезисы Гегеля о том, что государство – власть разума, действительность нравственной идеи, шествие Бога мире?

3. В чем, по Вашему мнению, состоят положительные, а в чем – отрицательные стороны гегелевской трактовки государственности?

Было время, когда государства не было. Оно появляется там и тогда, где и когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые.

. По мере того, как возникает общество классовое, по мере этого возникает и упрочивается государство. Оно всегда было известным аппаратом, который выделялся т общества и состоял из группы людей, занимающихся только тем. чтобы управлять.

. Эту машину мы возьмем в руки того класса, который должен свергнуть власть капитала. Этой машиной или дубиной мы разгромим всякую эксплуатацию, и, когда на свете не останется возможности эксплуатировать, не останется владельцев земли, владельцев фабрик, не будет так, что одни пресыщаются, а другие голодают, – лишь тогда, когда возможностей к этому не останется, мы эту машину отдадим на слом.

2. Верите ли Вы в возможность такой ситуации, при которой государственная машина может быть отдана на слом? Почему?

3. Что в позиции В.И. Ленина, с Вашей точки зрения, соответствует действительности, какие его идеи вы бы одобрили и поддержали, а к каким относитесь отрицательно?

4. Политические партии и партийные системы [2, 3, 15]

1. Партия как политический институт.

2. Типология партий и партийных систем.

3. Политические партии в России: история и современность.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что такое политическая партия? Когда и при каких условиях возникают политические партии?

2. Каковы основные признаки и типы политических партий?

3. Какова основная цель политических партий?

4. В чем состоит специфика однопартийных, двухпартийных и многопартийных систем?

5. Почему наряду с политическими партиями в современном обществе возникают еще и политические движения?

6. В чем главное отличие общественно-политических организаций от партий и движений?

Мнения и оценки

Алферов Тимофее –. священник Русской Православной Церкви.

Политическая борьба неизбежна там, где религиозные интересы у народа почти отсутствуют: в хаосе этой бесплодной борьбы проходит вся история демократий древних и новых, старого и нового язычества. Этот хаос постоянно кипящих политических страстей лучше всего обнажает адскую, демоническую сущность демократии.

1. В чем касающемся оценки современного общества и его политической системы Вы согласны с автором, а что вызывает у вас возражения?

2. Каким, по мнению Т. Алферова, должен быть характер участия церкви в политической жизни?

3. Как Вы полагаете, становится ли церковь, в случае такого влияния на политику, политической организацией?

5. Личность и политика [6, 8]

1. Статус личности в политике.

2. Политическая социализация личности.

3. Понятие и роль политической культуры.

4. Структура политической культуры и ее типы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какое место занимает человек в системе политических отношений?

2. От каких факторов зависит тот или иной уровень политической активности личности?

4. Как осуществляется политическая социализация личности?

5. Какие этапы в процессе политической социализации выделяют в политической науке?

6. Какие типы политического сознания и политического поведения формируются в процессе социализации?

7. Как влияют на процесс социализации исторические, национальные, культурные особенности страны? Проиллюстрируйте на примере России.

9. Сравните, чем отличаются процессы политической социализации студентов и пенсионеров?

10. Назовите политические ценности и ориентации, к которым, по Вашему мнению, должны приобщаться российские граждане и которые могут, в свою очередь, обеспечить стабильность политической системы?

Мнения и оценки

1. Определите общие и различные черты в подходах Ф. Ницше и Г. Тарда к пониманию природы человеческого общества и путей общественного развития.

2. Сформулируйте Вашу позицию по вопросу о природе политического лидерства.

1. Чем отличается трактовка Г. Лебона роли личности от приведенных?

2. Каково подлинное значение роли масс в общественном процессе по Г. Лебону?

1. Основываясь на данной характеристике, приведите известные Вам примеры харизматического типа лидерства из мировой и российской истории.

2. Определите возможные перспективы возникновения и развития общественно-политических систем, использующих харизматический взгляд на природу политического лидерства.

6. Международная политика [5, 9, 11]

1. Понятие международной политики и основные вехи развития ее теории.

2. Основные школы в теории международной политики.

3. Центральные проблемы теории мировой политики.

5. Россия в системе международных отношений.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Назовите систему категорий, отражающих международную политику.

2. Каковы основные этапы в развитии теории международной политики?

3. Дайте характеристику идеалистической, реалистической школам.

4. Раскройте суть концепции неореалистов.

5. Перечислите основные проблемы теории мировой политики.

6. Что такое глобализация, и каким образом она повлияет на мировой порядок?

8. Что свидетельствует в пользу точки зрения, согласно которой, несмотря на наличие множества локальных конфликтов и региональных противоречий между странами, религиозными и идеологическими трениями, главная проблема мировой политики – выживание человечества как единой цивилизационной общности?

9. Охарактеризуйте приоритетные направления внешнеполитической деятельности России.

11. Каковы причины межгосударственных конфликтов в современных условиях?

12. Какие международные организации призваны предупреждать и разрешать конфликты?

Мнения и оценки

Н. Макиавелли (1469–1527) указывал, что всегда будут хорошими дела внутренние, если будут постоянно хорошими дела внешние.

1. Согласны ли Вы с ним?

2. Можно ли сказать наоборот?

3. В чем выражается взаимосвязь внешней и внутренней политики государства?

4. Справедлива ли точка зрения, согласно которой, внешняя политика является квинтэссенцией политики внутренней?

2. Как соотносится с ним идея военно-политических и экономических союзов, блоков? В какой степени отдельные страны жертвуют своей независимостью, вступая в них?

3. Определите, как влияет международный аспект на содержание и направленность политического процесса в нашей стране.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

МКОУ ГИМНАЗИЯ №3 ГОРОД ХАСАВЮРТ

Тема: Политика и власть

Батаева Айза Абубакаровна

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи урока:

Образовательная:

-рассмотреть структурные элементы политической власти;

- обосновать необходимость разделения властей;

2. Развивающая:

Развитие логического мышления; навыков и умений анализа политических документов.

Воспитательная:

-формирование активистского типа политической культуры студентов колледжа

-формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений

Оборудование урока:

Раздаточный материал (Конституция РФ)

Ход занятия:

Изложение нового материала

Подведение итогов проведенной работы

Выставление оценок учащимся

Выдача домашнего задания (разработать структурно-логическую схему)

1.Власть как социальное явление

2. Политическая власть: понятие и структура

1.Вл асть как социальное явление Власть - один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Структура власти выглядит следующим образом:

функции власти, ее основания и ресурсы;

В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знание, престиж, социальный и политический статус, тайна, интерес и т.д.

Субъект власти (индивид, организация, социальная общность и др.) воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Субъект определяет содержание властного отношения через:

- приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

- подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти - наказание
(санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;

- нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
Объектом власти может быть отдельный индивид, социальная группа, класс и т.д.

Функциями власти являются:

мобилизация и т.д.

Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта.

Ресурсы власти - это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований.

В обществе существует несколько видов власти: экономическая, политическая, правовая, духовная, семейная и др. (самостоятельная работа студентов с первоисточниками: Мухаев Р.Г. Политология, задание Характеристика видов властей)

2. Политическая власть: понятие и структура

Отличительными признаками политической власти являются:

легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

верховенство, обязательность решений политической власти для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

моноцентричность, т. е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, напр., от власти экономической);

- многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и др.). (объясните как Вы понимаете данные отличительные признаки политической власти)

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную власть. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой.

Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением

Государственная власть выполняет законодательные , исполнительные и судебные функции. В связи с этим ее подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

Целесообразность разделения властей обуславливается, во-первых, необходимостью четкого определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвями власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, приказание и подчинение; в-пятых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функций.

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенства права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться на законе. Действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть. В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей.

1.Какие из указанных функций характерны для законодательных органов:

-регулирование финансовой сферы

-определение целей политического развития

-контроль за исполнением законов

-политический контроль за деятельностью исполнительной власти

-легитимация принимаемых решений

-формирование политической элиты

-выработка внешней политики

2. Определите, какие из указанных ниже функций являются функциями исполнительной власти:

-политический контроль за деятельностью законодательных органов власти

-осуществление внешней политики

Формирование судебной власти

-реализация и исполнение существующих законов

-осуществление контроля за соблюдением прав человека

-отмена не правовых законов

-разработка и исполнение бюджета

-защита национальных интересов

3. Какие из ниже перечисленных функций могут быть отнесены к функциям судебных органов власти:

-создание новых законов

-правовой контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти

-участие в выработке внешней и внутренней политики

-контроль за соблюдением законов

-исполнение воли народа

2.1. Функции политической власти

Основные функции политической власти возникают и формируются в процессе реализации потребности управления, регулирования общественных отношений. Забота о сохранении социальной целостности всегда находится в центре внимания и усилий политической власти и находит воплощение в ходе реализации потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп. Условием оптимального сочетания властных функций служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышение над ними. Важнейший признак подобной автономии - преобладание интересов государства в случае конфликта с интересами экономически и политически господствующего класса.

Только при соблюдении такого условия политическая власть оказывается способной выполнить другую задачу - осуществление регулирования социальных отношений, поддержание стабильности функционирования социального организма, обеспечение сочетания разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом. Чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга. Так, ее важнейшей функцией служит не диктат и не вмешательство в производство и тем более не детальная регламентация потребления, а именно поддержание необходимых для общества пропорций в отношениях между ними

В ходе регулирования социальных отношений политическая власть прибегает как к стимулированию, поощрению одних действий и явлений, так и, к подавлению, ограничению других. Применяя для этого разнообразные инструменты: льготы, санкции, разнообразные формы давления (административные, экономические, психологические).

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

2.3.Творческие задания

1. Известно, что власть основывается на:

в) прямом насилии;

Можете ли вы дополнить этот список?

2. Всегда ли легитимная власть бывает эффективной, т.е. оперативно и успешно решать назревшие в обществе проблемы, удовлетворять интересы и потребности широких слоев населения? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффективности власти.

3. Какой ресурс власти в наибольшей степени зависит от средств массовой информации?

4. Охарактеризуйте различные периоды российской истории с точки зрения типов легитимного господства.

6. Определите, какие из приведенных характеристик свойственны харизматическому господству, а легальному:

а) осуществляется в период формирования индустриального общества;

в) она признании добровольно установленных юридических норм,
направленных на регулирование отношений господства и подчинения;

г) возникает, как правило, в условиях социально - политического кризиса;

д) авторитет власти не связан правовыми нормами;

е) основами для продвижения по иерархической лестнице являются служебная дисциплина и деловая компетентность, а не личная преданность;

7. Всегда ли легитимная власть бывает эффективной, т.е. оперативно и спешно решает, назревшие проблемы, удовлетворяет интересам и потребностям широких слове населения? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффективности власти?

9. На основе изложенного материала , охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

К структурным элементам власти относятся:

10.Ресурсы власти подразделяются:

11. В правовом государстве существует разделение власти на:

Выбранный для просмотра документ политика и власть 9 класс.ppt

Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (её институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, который влияет на качественное изменение их ролей и функций.

В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос: есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов? Так, ученые, связывающие кризис легитимности режима с дестабилизацией политической власти и правления, называют в качестве таких критериев следующие факторы:

- невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве не легитимного насилия (Ф. Били);

- отсутствие военных конфликтов и гражданских войн (Д. Яворски);

- невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);

- разрушение конституционного порядка (С. Хантингтон);

- отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач — составления бюджета и распределения политических функций среди элиты. Американский ученый Д. Сиринг считает: чем выше уровень политического участия в стране, тем сильнее поддержка политических структур и лидеров обществом; указывает он и на поддержание социально-экономического статус-кво. Широко распространены и расчеты социально-экономических показателей, достижение которых свидетельствует о выходе системы власти за рамки её критических значений.

- противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистиче­скими интересами властвующей элиты;

- противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;

- отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;

- нарастание бюрократизации и коррумпированности;

- национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в от­вержении федеральной власти;

- потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее о социальных противоречиях, столкновение разных ветвей власти.

В целом же урегулирование кризисов легитимности должно строиться с учётом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки. В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций для государства, где ценится мнение общественности, можно назвать следующие:

- поддержание постоянных контактов с населением;

- проведение разъяснительной работы относительно своих целей;

- усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;

- уравновешенность ветвей власти;

- соблюдение правил политической игры без ущемления интересов участвующих в ней сил;

- организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти;

- укрепление демократических ценностей в обществе;

- преодоление правового нигилизма населения и т.д.

5. Разница понятий легитимность и легальность власти.

Разницу между легитимностью и легальностью можно понять на следующем примере. Правительство любого суверенного государства имеет право при определенных обстоятельствах начать военные действия против какой-то державы, тогда как никакие иные организации и инстанции в суверенном государстве такого решения принять не могут. Легально начать войну имеет право только правительство. Легальность подобного акта, когда он осуществляется в соответствии с прописанными и законодательно закрепленными процедурами, не подлежит сомнению.

А вот конкретное объявление войны той или иной стране при тех или иных условиях может быть как легитимным, так и нелегитимным. Если история не оставляет иного выхода или если народ, общество одобряют такой поступок правителей, осознавая его необходимость, то вступление в войну будет и легально, и легитимно. Примером такого случая является начало войны СССР против нацистской Германии. Сталин имел право начать войну с точки зрения легальности, и это было полностью легитимным шагом, подтвержденным исторической необходимостью и волей народа к свободе от напавшего первым врага.

В другом случае, когда войны можно избежать, но правители все же принимают решение о ее начале, вопреки настроениям большинства, это легально, но не легитимно. Таковой была русско-японская война начала ХХ века.

И наконец, в исключительных случаях, когда законная власть парализована и не способна принять решение, какие-то группы людей могут сами приступить к боевым действиям, минуя легальные процедуры, но опираясь на легитимность истории и волю народа. Таким действием было собрание ополчения в Новгороде князем Мининым и гражданином Пожарским для борьбы с польско-литовскими оккупантами.

Именно народ и история его делают решение легитимным. Но народ и история постоянно движутся, никогда не стоят на месте. И поэтому все формальные нормы права, выработанные в других обстоятельствах и в другом историческом контексте, не могут угнаться за этой жизнью. Более того, есть случаи, когда легального выхода из положения просто нет - и в законе подобной ситуации не описано. Особенно это касается чрезвычайных ситуаций - политических кризисов, социальных волнений, природных катастроф, войн и смут. Основное определение легитимности - это совпадение воли народа и власти в конкретном действии, решении, выборе.

Читайте также: