Приоритет охраны жизни и здоровья человека как принцип экологического права

Обновлено: 04.07.2024

• приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

• обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности че­ловека;

• научно-обоснованное сочетание экологических, экономиче­ских и социальных интересов человека, общества и государ­ства в целях обеспечения устойчивого развития и благопри­ятной окружающей среды;

• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения

благоприятной окружающей среды и экологической безо­пасности;

• платность природопользования и возмещения вреда окру­жающей среде;

• независимость контроля в области охраны окружающей среды;

• научно обоснованное сочетание экологических и экономи­ческих интересов общества, обеспечивающих реальные га­рантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

• рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружаю­щей природной среды, необходимости воспроизводства при­родных ресурсов и недопущения необратимых: последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;

• соблюдение требований природоохранительного законода­тельства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения;

• гласность в работе и тесная связь с общественными органи­зациями и населением в решении природоохранительных задач;

• обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновываю­щих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, соз­дать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

• ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

• международное сотрудничество в охране окружающей при­родной среды.

Кроме того принципы экологического права должны макси­мально соответствовать потребностям взаимодействия общества и природы.

В силу этого всем принципам экологического права присущи следующие черты.

1. Объективная обусловленность. Правовой принцип только то­гда можно признать верным, если он соответствует природе, исто­рии и обществу.

2. Историческая обусловленность. С изменением государствен­ной политики и государственного строя в первую очередь меняются принципы правового регулирования. Так. Если по Конституции СССР 1977 г. земля и природные объекты находились в исключи­тельной собственности государства, то по Конституции России 1993 г. они могут находиться и в частной собственности граждан, т.е. принцип исключительной государственной монополии на при­родные объекты изменен.

3. Системность. Bсе принципы экологического права можно классифицировать следующим образом:

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права

в основном закреплены в Конституции России и в силу этого пред­ставляют собой нормативные предписания, обладающие наивысшей юридической силой. К их числу относятся:

• принцип народовластия, предоставляющий возможность рос­сийскому народу осуществлять свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государ­ственной власти органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ);

• принцип гуманизма, выражающийся в том, что отношения экологопользования в стране и в сфере международных от­ношений строятъся, прежде всего с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений людей;

• принцип социальной справедливости, заключающийся в рав­ноправии всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ); в праве каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 конституции РФ); в гарантии судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нару­шаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и т.п.;

• принцип законности, выражающийся в точном и безусловном выполнении всех нормативных предписаний всеми субъек­тами экологических правоотношений, включает в себя три основных элемента;

• принцип всеобщности, предполагающий распространение всех нормативных предписаний на всех без исключения граждан и организации, которые являются субъектами эко­логических правоотношений;

• принцип безусловности, предполагающий недопустимость от­ступления от выполнения нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, за исключением пре­дусмотренных законом;

• принцип единства, предполагающий единообразное применение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологиче­ских правоотношений на любой территории России;

• принцип интернационализма, имеющий международную и на­циональную стороны; с международной стороны принцип

интернационализма в экологических правоотношениях предполагает международное сотрудничество в области ох­раны окружающей среды (ст.

• принцип равноправного положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм хозяйствования (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) определяется следующими нормативными положениями: пресечением монопольных тенденций, воз­никающих в ходе хозяйственной эксплуатации природных объектов; защитой от незаконного вмешательства в хозяйст­венную деятельность предприятий-природопользователей;

• принцип стимулирования надлежащего исполнения экологополь- зователями своих прав и обязанностей — законом предусмот­рен экологический механизм охраны окружающей среды с учетом платности за использование природных ресурсов, налоговые и иные льготы запри внедрении предприятиями малоотходных и безотходных технологий;

• принцип субъективного вменения, т.е. применение эколого­правовой ответственности только за виновные экологиче­ские правонарушения (ст. 75 Закона об охране окружающей среды);

• принцип единства прав и обязанностей субъектов экологиче­ских правоотношений (ст. 42 и 58). Конституции РФ, выра­жающийся в том, что осуществление прав и свобод неотде­лимо от исполнения гражданами своих обязанностей (каж­дый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на воз­мещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правонарушением);

Принципы, присущие Общей части экологического права, обуслов­лены спецификой регулируемого объекта — экологической системы

страны, состоящей из совокупности природных объектов. К ним относятся:

• принцип приоритете интересов народов, проживающих на территории, и защита прав отдельного человека (ч.

1 ст. 9 Конституции РФ); земля и другие природные ресурсы при­надлежат народам проживающим на соответствующей тер­ритории; природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу других государств, за исключением случаев опреде­ленных в законе и т.д.;

• принцип примата общегосударственного регулирования эколо- гопользования и охраны окружающей среды, устраняющий во­зобладание ведомственных интересов над общегосударст­венными;

• принцип строго целевого использования природных объектов, обязывающий каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым на­значением;

• принцип рационального и эффективного использования природ­ных объектов, который отражает возведенную в закон эко­номическую сторону экологопользования, выражающуюся в стремлении с минимальными затратами получать наиболь­ший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологиче­ского вреда;

• принцип приоритета охранительных мероприятий в использо­вании природных объектов, который обусловлен тем, что все природные объекты не застрахованы от отрицательных по­следствий хозяйственной эксплуатаций;

• принцип комплексного подхода в экологопользовании, опреде­ляющий использование природного объекта в взаимосвязи с другими природными объектами и с окружающей природ­ной средой в целом;

• принцип устойчивого экологопользования, обусловленный по­требностью стабильности в эксплуатации природных объек­тов (аренда объектов природопользования краткосрочная, долгосрочная для всех желающих экологопользователей);

Правовые принципы особенной части экологического права отра­жают приоритеты в использовании природных объектов. Среди них можно назвать:

• приоритет земель хозяйственного обеспечения, определящий, что данные земли предназначены для сельскохозяйственных целей;

• приоритет вод питьевого и бытового назначения, который ус­тановлен в водном законодательстве (ст. 133 BК РФ) и регу­лирует вопросы для питьевых и бытовых нужд населения;

• приоритет использования недр для разработки полезных иско­паемых (ст. 11 и 19 Закона о недрах), который касается воз­можности и запретов в области использовании недр земли;

• приоритет лесов защитного назначения, установленный в Лесным кодексе РФ 1997 г. и определяющий правовой ста­тус повышенной охраны лесных массивов;

• приоритет условий существования животных в состоянии ес­тественной свободы (ст. 1 Федерального закона о животном мире), согласно которому не допускается пользование жи­вотным миром в научных, культурных и просветительных целях, если это сопряжено с изъятием животных из природ­ной среды или это наносит вред фауне и флоре и среде оби­тания.

B истории развития экологического права и законодательства выделяются три периода — дореволюционный, советский и совре­менный российский, причем советский разделяется на несколько этапов: послереволюционный, довоенный, послевоенный, а также этап становления природоохранного законодательства (конец 1950 — начало 1980-х гг.) и завершающий этап (конец 1980-х гг.), который характеризуется осознанием экологического кризиса и необходимо­сти скорейшего осуществления правовых, организационных и иных мер по охране окружающей среды, принятием важнейших решений в сфере экологической государственной политики, формированием современных подходов к экологическому праву и законодательству.

Периодизация развития экологического законодательства может быть осуществлена по различным основаниям. Но если за ее основу взять развитие и углубление самого понятия охраны окружающей природной среды, то довольно четко выделяются три основных этапа.

Первый этап, который можно условно назвать консервационным, охватывает конец XIX — первую половину XX в. B этот период, особенно в начальной его стадии, под охраной природы понимали не охрану пощадной ее эксплуатации, а сохранение определенных видов флоры и фауны. Именно в этот период и в России создаются первые заповедники — Баргузинский, Астраханский и др.

Третий этап (примерно с начала 1980-х гг. и по настоящее вре­мя) характеризуется всеохватывающим пониманием охраны окру­жающей природной среды, а не только природных ресурсов. Речь, таким образом, идет об охране самой природной среды обитания человека, что является непременным условием не только дальней­шего прогресса нашей цивилизации, но и самого ее существования. Именно в этот период, который мы называем экологическим, поя­вилось само понятие экологического права, были введены новые нормативные акты об охране окружающей среды. Появились спе­циальные ведомства отвечающие за экологическую безопасность.

B настоящее время экологическая ситуация в мире характеризуется как неблагополучная. Ha земле происходит экологический кризис — обострение противоречий между экономикой и экологией, чему спо­собствует потребительский подход к природным ресурсам, развитие и размещение производительных сил без должной оценки экологиче­ских, социальных и экономических последствий. Недоучет аккумуля­ции вредных веществ в окружающей среде ставит под угрозу жизнь и благополучие настоящего и будущих поколений людей. Экологиче­ский прогноз сводится к единственной альтернативе: либо человечест­во преодолеет все разногласия и решит общими усилиями экологиче­ские проблемы глобального и регионального уровней и таким образом сохранит себя, либо глобальная экологическая катастрофа (а возмож­но, и серия региональных катастроф) приведет к уничтожению боль­шей части населения Земли, остальных вернет в архаическое состоя­ние. Таким образом, выживание человека базируется на активной при­родоохранительной деятельности всего мирового сообщества. Общая экологическая безопасность означает, что для ее обеспечения необхо­димо участие всех жителей планеты, развитие их экологического соз­нания, сочетание конкретной деятельности каждого и общего гло­бального сотрудничества.

Читайте также: