Принимают ли участие в отправлении правосудия народные заседатели и арбитражные заседатели

Обновлено: 04.07.2024

Своеобразие статуса привлекаемых к отправлению правосудия представителей народа (присяжных и арбитражных заседателей) в зна­чительной мере обусловлено тем, что они выполняют свои обязаннос­ти по разбирательству судебных дел на временной основе, а не посто­янно, как это делают судьи-профессионалы. По закону заседатели не считаются судьями (см. ч. 1 ст. 11 Закона о судебной системе). Одна­ко важность выполняемых ими функций сближает их положение с по­ложением, занимаемым судьями.

Это проявляется, например, в том, что арбитражные заседатели при принятии решений в ходе рассмотрения дел, подведомственных ар­битражным судам, пользуются теми же правами, что и судьи-профессионалы . Голос ар­битражного заседателя равнозначен голосу судьи , с которым такой за­седатель рассматривает конкретное дело (ст. 19 АПК).

Несколько иначе обстоит дело с ролью присяжного заседателя . Его голос не обладает подоб­ным свойством , поскольку он привлекается только для решения глав­ным образом вопросов о виновности или невиновности подсудимого по уголовному делу, а также о том, заслуживает или нет данный под­судимый снисхождения. Однако, судья-профессионал не вправе при поста­новлении приговора произвольно игнорировать решение (вердикт) присяжных заседателей.

В силу большой значимости и ответственности выполняемых при­сяжными или арбитражными заседателями функций они наделяются при отправлении правосудия такой же независимостью, что и судьи-профессионалы . Оказание незаконного влияния на представителей на­рода с целью склонить их или понудить к вынесению неправосудного решения так же порицаемо, как и оказание его в отношении судей.

Кроме того, участвующим в отправлении правосудия представи­телям народа, наряду с правами, обеспечивающими их активность не­посредственно при принятии решений, предоставлены также доста­точные права по исследованию всех рассматриваемых в суде доказа­тельств и создаются надлежащие условия для их полной, всесторон­ней и объективной оценки, которая необходима для вынесения закон­ных, обоснованных и справедливых итоговых судебных решений. И в этом тоже проявляется сходство статуса заседателей со статусом судей-профессионалов.

Вместе с тем правовое положение представителей народа, привле­каемых к участию в отправлении правосудия, определяется не только теми правами и обязанностями, которые они могут осуществить при разбирательстве судебных дел и принятии решений по ним, а также мерами их защиты от постороннего влияния. Оно в значительной сте­пени определяется также порядком наделения их соответствующими полномочиями.

Основы правового статуса присяжных заседателей

Для характеристики статуса присяжных заседателей важным является не только то, что они наделены в определенных пределах правом участвовать в решении вопросов, возникающих при рассмотре­нии конкретных уголовных дел, но и то, что они получают свои пол­номочия в порядке, детально регулируемом законом.

Такой порядок исходит прежде всего из необходимости учета требований, предъявляемых к присяжным заседателям. Требования подробно изложены в ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

    1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
    2. имеющие непогашенную или неснятую судимость;
    3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
    4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

    К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

    1. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
    2. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
    3. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя определены ст. 10 Закона, в которой говорится, что граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

    Ст. 12 Закона определяет, что на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей , установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
    Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Основы правового статуса арбитражных заседателей

    Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" определяет правовой статус арбитражных заседателей.

    Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, они независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

    Арбитражный заседатель при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов арбитражный заседатель, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

    Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

    Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

    Арбитражными заседателями не могут быть:

    1. лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость;
    2. лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
    3. лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
    4. лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;
    5. судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
    6. лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

    Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном ст. 3 закона.

    В случае, если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу.

    Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей регулируется ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

    Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с АПК и другими федеральными законами по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

    В случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

    Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, указанное дело рассматривается судьей единолично.
    При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

    Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

    Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.


    Председатель Совета судей РФ посчитал, что рассматриваемые ими дела могут распространяться и на гражданско-правовые отношения

    Он отметил, что суд присяжных – это инструмент, который позволяет повысить доверие общества путем участия граждан в отправлении правосудия и, как следствие, повысить легитимность судебного постановления.

    По мнению Виктора Момотова, к категории рисков относится то, что к участию в отправлении правосудия допускаются люди, которые далеки от юриспруденции.

    Судья Верховного Суда посчитал, что необходимо развивать альтернативный способ решения споров. Например, чтобы суд присяжных участвовал в гражданских спорах. Он счел необходимым, чтобы досудебные процедуры стали обязательными и предшествовали разбору дела. Суд – это уже итог, где ставится точка в отправлении правосудия.

    Так, адвокат АП г. Москвы, доцент кафедры уголовно-процессуального права МГЮА Сергей Насонов воспринял инициативу распространения суда присяжных на отдельные категории гражданских дел положительно. По его словам, длительный опыт рассмотрения таких дел с участием присяжных в ряде зарубежных стран показывает, что они справляются с возложенной на них задачей.


    Представляется, что к подсудности суда присяжных следует отнести только те категории гражданско-правовых споров, где от жюри не будет требоваться сугубо юридической оценки правоотношений рассматриваемого дела, где присяжные будут отвечать только на вопросы о доказанности определенных обстоятельств (фактов) и определять размер взыскания по иску.

    Адвокат указал, что в США с участием присяжных рассматривается широкий спектр гражданских дел (неисполнение договора, нарушение авторских прав, лишение родительских прав, диффамационные иски и т.д.).


    Инициатива, высказанная председателем Совета судей России о распространении суда присяжных на гражданские дела вряд ли будет реализована в ближайшее время, если только не будет внесена соответствующая поправка в Конституцию.

    Однако, считает Светлана Добровольская, и в этом случае надо понимать, будут ли рассматриваться судом присяжных споры между юридическими лицами или же это будут дела, возникающие у граждан и рассматривающиеся сейчас в обычных районных судах. Все это, отметила адвокат, требует проработки в деталях.

    В целом речь Виктора Момотова затрагивает наиболее острые проблемы суда присяжных, посчитала адвокат. По ее мнению, важно, что в Верховном Суде РФ понимают актуальные проблемы организации и деятельности суда присяжных. Адвокат выразила надежду, что в Верховном Суде в качестве обратной связи будут услышаны и вопросы, поднимаемые по суду присяжных российской адвокатурой.

    Адвокат АП Республики Башкортостан Николай Герасимов положительно отнесся к инициативе более обширного применения суда присяжных при отправлении правосудия в Российской Федерации. По его мнению, суд присяжных является одним из важнейших институтов гражданского общества и правового демократического государства и существенно повышает доверие общества к органам государственной, в том числе судебной, власти.

    Адвокат добавил, что, в отличие от уголовных дел, где в большинстве случаев для вынесения справедливого и обоснованного вердикта действительно достаточно обычного житейского опыта и сформировавшихся в обществе представлений о морали и нравственности, гражданские дела могут быть весьма сложными для человека, не обладающего специальными юридическими познаниями. Николай Герасимов полагает, что этот вопрос глобально может быть поставлен и решен лишь в будущем, когда суд присяжных устойчиво и прочно войдет в повседневную жизнь граждан, наработает значительно больший опыт и практику применения.


    В то же время, по моему мнению, уже сейчас более чем обоснованным будет распространение компетенции суда присяжных на отдельные категории гражданских и административных дел, связанных в первую очередь с взаимодействием граждан и юридических лиц с органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, а также крупными субъектами предпринимательской деятельности. В этом случае суд присяжных может сыграть положительную роль и существенно повысить уровень доверия как к представителям судебной власти, так и к иным субъектам властных полномочий.

    Что касается указанной Виктором Момотовым проблемы сложности формирования коллегии присяжных в связи с низкой активностью кандидатов и зачастую недобросовестным исполнением ими своих обязанностей, адвокат полагает, что она может быть решена лишь комплексом мер, направленных как на повышение уровня правовой грамотности граждан и их осознанного гражданского долга, так и исключительно юридических, связанных с более четким законодательным регулированием процедуры и увеличением ее эффективности.

    Денис Рева полагает, что наличие или отсутствие юридического образования у присяжных не имеет значения. В том числе и по этой причине, как отмечено Виктором Момотовым, в судебные постановления вносится свежий взгляд.


    Что касается инициатив по сокращению сроков рассмотрения дел до одного месяца и перечня вопросов перед присяжными, то считаю, что такие меры приведут к ограничению прав сторон. В частности, установление такого срока ограничит возможность представления доказательств, поскольку их можно просто не успеть представить (например, обеспечить явку свидетеля). А сокращение перечня вопросов лишит сторону защиты права постановки вопросов, влекущих улучшение положения подсудимого, в частности переквалификацию действий подсудимого на менее тяжкую статью.

    Также, по мнению адвоката, проблему набора коллегии присяжных можно решить, например, путем повышения размера оплаты за их участие и установления строгой ответственности, вплоть до уголовной, за неисполнение обязанностей присяжного заседателя.

    Адвокат АП Республики Крым Анатолий Туйсузов указал, что инициатива распространения суда присяжных на гражданские дела – очень хорошее и полезное дело:


    В наших современных условиях, когда в большинстве случаев к российским судам у людей нет доверия, это решение поднимет авторитет суда и правосудия в целом, а самое главное – даст надежду на справедливость.

    Смирнова В.А., аспирант Хабаровской государственной академии экономики и права.

    В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном порядке к правосудию присяжных, народных и арбитражных заседателей. Народными заседателями являются лица, наделенные в установленном законе порядке полномочиями по осуществлению правосудия по гражданским и уголовным делам и исполняющие обязанности судей на непрофессиональной основе .

    Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 158.

    До 2 января 2000 г. народные заседатели избирались и участвовали в отправлении правосудия в соответствии с Законом РСФСР 1981 г. "О судоустройстве" и Законом СССР от 4 августа 1989 г. "О статусе судей в СССР". Согласно ст. 22 Закона РСФСР и ст. 10 Закона СССР народные заседатели районных (городских) народных судов избирались на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели вышестоящих судов - соответствующими Советами народных депутатов. Народные заседатели всех судов избирались сроком на пять лет и призывались к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывалось необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием.

    Указом Президента РФ от 22 марта 1995 г. N 299 "О продлении сроков полномочий народных заседателей районных (городских) судов" , а затем Указом от 23 января 1997 г. N 41 "О продлении срока полномочий народных заседателей верховных судов республик, краевых, областных судов, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, суда автономной области, автономных округов, районных и военных судов" было установлено, что народные заседатели районных (городских) судов исполняют свои полномочия впредь до принятия соответствующего федерального закона.

    Указ Президента РФ от 22 марта 1995 г. N 299 "О продлении сроков полномочий народных заседателей районных (городских) судов" // СЗ РФ. 1995. N 13. Ст. 1122.
    Указ Президента РФ от 23 января 1997 г. N 41 "О продлении срока полномочий народных заседателей верховных судов республик, краевых, областных судов, Московского и Санкт-Петербургского городских судов, суда автономной области, автономных округов, районных и военных судов" // СЗ РФ. 1997. N 4. Ст. 525.

    В 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "Об избрании народных заседателей федеральных судов общей юрисдикции". В соответствии с данным Законом кандидаты в народные заседатели выдвигаются органами местного самоуправления. Заседатели избираются законодательными (представительными) органами субъектов РФ в порядке, установленном законами субъектов РФ . Однако данный Закон был отклонен Президентом РФ со ссылкой на ч. 5 ст. 32 Конституции РФ. В указанном Законе право граждан на участие в отправлении правосудия фактически преобразуется в пассивное право граждан быть выдвинутыми кандидатами в народные заседатели, то есть вопрос об их участии в отправлении правосудия передается органам местного самоуправления, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Президент РФ указал, что концепция формирования института народных заседателей должна быть иной: ". весь процесс выдвижения и избрания народных заседателей должен быть урегулирован федеральным законом и осуществляться от имени Российской Федерации".

    Как формировать корпус народных заседателей // Рос. юстиция. N 10. 1997. С. 10.

    И только 2 января 2000 г. был принят Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ", который определил новый порядок наделения полномочиями народных заседателей и сроки исполнения ими полномочий. Статья 2 Федерального закона установила, что общий список народных заседателей районного суда формируется соответствующим представительным органом местного самоуправления на основе списков избирателей района, на территорию которого распространяется юрисдикция данного районного суда. При этом число народных заседателей определялось из расчета 156 народных заседателей на одного судью районного суда. Общий список утверждался законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации и представлялся им в соответствующий районный суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий народных заседателей, включенных в предыдущий общий список. Срок полномочий народных заседателей, включенных в общий список, пять лет. В соответствии со ст. 9 Закона народные заседатели привлекались к исполнению своих обязанностей в районном суде на срок 14 дней, а в случае если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок - на срок рассмотрения данного дела. Статья 13 Федерального закона "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ" отменила действие статей Закона "О судоустройстве РСФСР", на основании которых избирались прежние народные заседатели. С вступлением в силу Закона утратили свою силу Указы Президента РФ о продлении полномочий народных заседателей, так как срок их действия был ограничен моментом принятия Закона о народных заседателях. Таким образом, сложилась ситуация, когда новые народные заседатели еще не наделены полномочиями, а срок полномочий предыдущих уже прекращен. В связи с этим был издан Указ Президента РФ от 25 января 2000 г. N 103 "О продлении срока полномочий народных заседателей судов общей юрисдикции в Российской Федерации", который фактически откладывал введение в действие Федерального закона "О народных заседателях судов общей юрисдикции РФ" на неопределенный срок и продлил срок полномочий народных заседателей, уже участвующих в рассмотрении дел по пять-семь лет, впредь до представления в соответствующие суды общих списков народных заседателей, утвержденных законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Срок представления этих списков в законе не был установлен. Это значит, что в Российской Федерации в течение более чем двух лет решения и приговоры выносились незаконными составами судей, что несовместимо с требованиями гражданского процессуального и уголовного процессуального законодательства, а также требованиям международного права, в частности ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Хотелось бы отметить, что изменить подобную ситуацию было практически невозможно: во-первых, Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде РФ" не предусматривает право граждан обжаловать в Конституционный Суд РФ указы Президента РФ; во-вторых, отводы, заявляемые в уголовных и гражданских процессах на основании отсутствия у заседателей полномочий, составом суда не принимались. В определениях об отказе в удовлетворении отвода суд ссылался на то, что полномочия народных заседателей были продлены указами Президента РФ и требования об отводе необоснованны. Кроме того, в некоторых случаях, отказывая в отводе народных заседателей, суд указывал, что порядок избрания народных заседателей не влияет на независимость и беспристрастность суда, а потому оснований для отвода нет. Таким образом, законность выносимых решений и приговоров вызывает определенные сомнения .

    Деменева А.В. Народные заседатели "засиделись" в своих креслах. // Гражданин и право. 2003. N 6.

    Правовая проблема участия народных заседателей в отправлении правосудия стала предметом рассмотрения Европейского Суда в деле "Посохов против России" , рассматривавшемся против Российской Федерации 4 марта 2003 г.

    Европейский Суд по правам человека: дело "Посохов против России" // Рос. газета. 2003. 8 июля.

    Европейский Суд по правам человека принял беспрецедентное для России решение о признании нарушения права заявителя на рассмотрение его дела судом, созданным на основании закона. Суд признал, что рассмотрение уголовного дела заявителя народными заседателями является несовместимым с требованиями ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    Необходимо отметить, что ситуация, которая рассматривалась Европейским Судом по правам человека в данном деле, имела место во всех субъектах Российской Федерации, и признание Европейским Судом нарушения в отношения конкретного заявителя приводит к выводу, что в течение нескольких лет во всей стране выносились приговоры и решения незаконными составами судей. Незаконным такой состав суда признал Европейский Суд, решение которого для Российской Федерации обязательно. В соответствии со ст. 413 УПК РФ рассматривает установленное Европейским Судом по правам человека нарушение Конвенции при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако необходимо учитывать, что нарушение установлено в отношении конкретного гражданина Посохова, в связи с конкретным уголовным делом и касалось конкретного состава суда. Возникает вопрос, могут ли другие граждане, чьи дела также рассматривались незаконным составом суда, ссылаться на решение Европейского Суда по правам человека "Посохов против России" в обоснование того, что международное правосудие признало несоответствие российской судебной системы ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и нарушения, допущенные в деле, аналогичны нарушениям, установленными в деле Посохова. Можно предположить, что данное основание может относиться к "иным основаниям" пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

    Интересно в связи с этим Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. N 309-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Посохова Сергея Витальевича на нарушение его конституционных прав Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции" и Указом Президента Российской Федерации "О продлении срока полномочий народных заседателей судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

    С.В. Посохов в своей жалобе в Конституционный Суд РФ указывал на то, что Федеральный закон не предусматривает для сторон, участвующих в деле, возможности ознакомления с документами, фиксирующими результат жеребьевки, путем которой были отобраны народные заседатели, тем самым ограничивает конституционные права граждан и противоречит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, а Указ Президента Российской Федерации не соответствует ч. 3 ст. 90 Конституции РФ в той мере, в какой он устанавливает срок исполнения народными заседателями обязанностей судей свыше 14 дней в году и отменяет процедуру случайной выборки и жеребьевки при отборе заседателей для участия в конкретных делах. Однако Конституционный Суд РФ в своем Определении указал, что проверка по жалобам конституционности нормативных указов Президента РФ в компетенцию Конституционного Суда не входит, это возможно только по запросам Совета Федерации, Государственной Думы и других перечисленных в ней органов государственной власти и лиц. Кроме этого, было указано, что положения Федерального закона "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции" непосредственно не затрагивают конституционные права и свободы. Эти положения устанавливают лишь сам порядок формирования списков народных заседателей и процедуру последующего отбора народных заседателей для участия в рассмотрении дел в судах различного уровня и никоим образом не регламентируют права участников судопроизводства, связанные с осуществлением ими контроля за соблюдением порядка привлечения народных заседателей к рассмотрению конкретных дел. На наш взгляд, отсутствие положений, предусматривающих возможность осуществления контроля, непосредственно затрагивает права и интересы лиц, участвующих в конкретном деле. Невозможность осуществления контроля за порядком отбора народных заседателей приводит в последующем к тому, что состав суда является созданным с нарушением норм законодательства и ограничивает права человека, предусмотренные Конституцией РФ и международным правом.

    Представляется вполне целесообразным внести изменения в Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции" и предусмотреть институт контроля за порядком отбора народных заседателей. В соответствии с ранее действовавшим законодательством избрание народных заседателей предполагало обсуждение кандидатур и избрание лиц, пользующихся доверием коллектива и отвечающим определенным нравственным критериям. Метод случайной выборки при наделении граждан правом участия в отправлении правосудия при всех своих преимуществах имеет и определенные минусы. Судьями могли оказаться люди, недостойные участвовать в отправлении правосудия. В связи с этим гласность и контроль сторон процесса за отбором народных заседателей, за составлением списков - важная гарантия правосудия.

    Таким образом, контроль за отбором народных заседателей является необходимым условием, повышающим доверие к суду.

    Однако в настоящее время граждане могут участвовать в рассмотрении дел судами только в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Институт народных заседателей, по существу, упразднен в связи с принятием Уголовно-процессуального кодекса и Гражданского процессуального кодекса РФ. В результате этого не действует в полной мере Федеральный закон "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции". Этот Закон был признан утратившим силу в части, касающейся гражданского судопроизводства с 1 февраля 2003 г. и уголовного судопроизводства с 1 января 2004 г. Таким образом, народные заседатели перестали участвовать в рассмотрении судами гражданских и уголовных дел.

    Вместе с тем федеральные законы, то есть УПК РФ и ГПК РФ, отстранившие народных заседателей от деятельности по отправлению правосудия, вошли в противоречие с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", поскольку его нормы, предусматривающие участие народных заседателей, не отменены.

    К сожалению, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ, обладая меньшей юридической силой по сравнению с вышеупомянутым Федеральным конституционным законом, лишили граждан одного из их конституционных прав, а именно права на участие в отправлении правосудия. Это не соответствует основным принципам Конституции РФ и положениям, касающимся ограничения конституционных прав граждан.

    Сейчас все гражданские дела и подавляющая часть уголовных дел рассматриваются профессиональными судьями судов общей юрисдикции без участия граждан. Хотя некоторые уголовные и гражданские дела могут рассматриваться судьями коллегиально, а ряд уголовных дел - с участием присяжных заседателей.

    Совершенно ясно, что единоличное рассмотрение дела одним судьей далеко не оптимальная форма отправления правосудия. В юридической литературе отмечается, что участие народных представителей в уголовном судопроизводстве является действенным сдерживающим фактором для профессиональных судей. Участие народных заседателей в отправлении способствует улучшению функционирования судебной системы.

    Институт народных заседателей далеко себя не исчерпал. Целесообразным было бы изменить порядок отбора народных избранников и вовлечь в этот процесс представителей управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ и управлений Министерства юстиции РФ в субъектах Федерации. Следует согласиться с мнением В.И. Руднева, что в данном процессе и субъекты Федерации также вправе внести определенную лепту в законодательное урегулирование процесса участия народных представителей в отправлении правосудия судами общей юрисдикции. Это исходит из того, что согласно п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому подбор кандидатов на должности народных заседателей, их подготовка и обучение могут регламентироваться законодательством субъектов Федерации наряду с федеральным законодательством .

    Руднев В.И. Необходимость участия народных заседателей в отправлении правосудия как гарантия реализации конституционных прав граждан // Адвокат. 2005. N 8. С. 15.

    В УПК РФ и ГПК РФ необходимо предусмотреть участие народных заседателей в отправлении правосудия. Суд с участием народных заседателей мог бы взять на себя рассмотрение подавляющего большинства уголовных дел. Именно он в сочетании с судом присяжных, рассматривающим дела о наиболее тяжких преступлениях, мог бы обеспечить реализацию предусмотренного в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ права граждан участвовать в отправлении правосудия.

    Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

    Одной из форм народовластия является участие граждан в отправлении правосудия. Законодательство предусматривает привлечение граждан к осуществлению правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1 ФКЗ “О судебной системе в РФ”).

    Статус присяжных и арбитражных заседателей регулируется целым рядом федеральных законов, в том числе: Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, ФКЗ “О судебной системе в РФ”, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации” (в ред. от 29.12.2010 N 433-ФЗ), Федеральным законом от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ “Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации” (в ред. от 04.06.2014 N 143-ФЗ), Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” (в ред. от 03.02.2014).


    Законодательство РФ предусматривает гарантии независимости непрофессиональному судье от любых попыток воздействия на него со стороны и обеспечение механизма противодействия в случае такого реального воздействия. Эти гарантии можно объединить в три группы: процессуальной независимости, организационно-правовые гарантии, социально-правовые гарантии.

    Гарантии процессуальной независимости заседателей – это установленная законом процедура участия заседателей в осуществлении правосудия, предусматривающая полную независимость заседателей в рамках их полномочий в судебном процессе.

    Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом (ч. 2 ст. 5 ФКЗ “О судебной системе в РФ”).

    Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

    Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ч. 5 ст. 5 ФКЗ “О судебной системе в РФ”).
    Конкретные формы участия заседателя в осуществлении правосудия и гарантии независимости заседателя в рамках его полномочий в судебном процессе изучаются в соответствующих курсах арбитражного и уголовного процесса.

    Арбитражные заседатели -> принимают участие в рассмотрении дел, подсудных арбитражному суду субъекта РФ, и решают все вопросы по делу вместе с профессиональным судьей. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

    Присяжные заседатели -> участвуют в осуществлении правосудия в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах при рассмотрении этими судами уголовных дел с участием присяжных заседателей по первой инстанции.

    Суд присяжных – особый институт судебной власти, в котором сочетается самостоятельность судей права (юристы-профессионалы) и судей факта (коллегии присяжных заседателей). Коллегия из 12 непрофессиональных судей (жюри присяжных заседателей) принимает решение только относительно виновности или невиновности подсудимого.

    Организационно-правовые гарантии независимости присяжных и арбитражных заседателей как субъектов самостоятельной государственной судебной власти – это установленный законом порядок отбора и наделения присяжных и арбитражных заседателей полномочиями по участию в правосудии, ограничения гражданских прав и свобод заседателей как граждан, неприкосновенность присяжных и арбитражных заседателей и т.п.

    В связи с разной ролью присяжных и арбитражных заседателей в судебном процессе различается и порядок привлечения гражданина к осуществлению правосудия в качестве присяжного либо арбитражного заседателя.

    Арбитражный заседатель – гражданин Российской Федерации, наделенный в порядке, установленном Федеральным законом “Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации”, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений (см. табл. 9 (СД)).

    Периодически арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений формируют списки арбитражных заседателей, представляют их в Верховный Суд РФ, где они утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ.

    Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее 2 арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

    Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2 лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в том же порядке.

    Основания для приостановления и прекращения полномочий арбитражного заседателя (ст. 5 ФЗ об арбитражных заседателях). При наличии соответствующих оснований полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются председателем соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации, а прекращаются – Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

    Арбитражный заседатель приступает к своим обязанностям по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном АПК РФ, которое может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу. Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется из одного судьи и 2 арбитражных заседателей.

    Судья является председательствующим в судебном заседании.
    Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу.

    Присяжный заседатель – гражданин, включенный в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванный в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела (см. табл. 10 (СД)).

    Порядок привлечения граждан к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей установлен ФЗ “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”.

    На основании представления председателя суда субъекта РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ, и направляет их в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

    Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда.

    Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”, путем случайной выборки установленного числа граждан и представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

    Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случаях:

    • выявления обстоятельств, по которым граждане не могут быть присяжными заседателями;
    • подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:
    • лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
    • лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
    • лицом, достигшим возраста 65 лет; лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
    • военнослужащим;
    • судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); священнослужителем.

    При необходимости формирования суда присяжных по конкретному делу граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, – на все время рассмотрения этого дела.

    Социально-правовые гарантии независимости арбитражных и присяжных заседателей. Разный процессуальный статус арбитражных и присяжных заседателей влечет за собой различие в объеме социально-правовых гарантий независимости арбитражных и присяжных заседателей.

    Арбитражные и присяжные заседатели подлежат государственной защите в соответствии с Федеральным законом “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”.

    Своеобразие статуса привлекаемых к отправлению правосудия представителей народа (присяжных и арбитражных заседателей) в зна­чительной мере обусловлено тем, что они выполняют свои обязаннос­ти по разбирательству судебных дел на временной основе, а не посто­янно, как это делают судьи-профессионалы. По закону заседатели не считаются судьями (см. ч. 1 ст. 11 Закона о судебной системе). Одна­ко важность выполняемых ими функций сближает их положение с по­ложением, занимаемым судьями.

    Это проявляется, например, в том, что арбитражные заседатели при принятии решений в ходе рассмотрения дел, подведомственных ар­битражным судам, пользуются теми же правами, что и судьи-профессионалы . Голос ар­битражного заседателя равнозначен голосу судьи , с которым такой за­седатель рассматривает конкретное дело (ст. 19 АПК).

    Несколько иначе обстоит дело с ролью присяжного заседателя . Его голос не обладает подоб­ным свойством , поскольку он привлекается только для решения глав­ным образом вопросов о виновности или невиновности подсудимого по уголовному делу, а также о том, заслуживает или нет данный под­судимый снисхождения. Однако, судья-профессионал не вправе при поста­новлении приговора произвольно игнорировать решение (вердикт) присяжных заседателей.

    В силу большой значимости и ответственности выполняемых при­сяжными или арбитражными заседателями функций они наделяются при отправлении правосудия такой же независимостью, что и судьи-профессионалы . Оказание незаконного влияния на представителей на­рода с целью склонить их или понудить к вынесению неправосудного решения так же порицаемо, как и оказание его в отношении судей.

    Кроме того, участвующим в отправлении правосудия представи­телям народа, наряду с правами, обеспечивающими их активность не­посредственно при принятии решений, предоставлены также доста­точные права по исследованию всех рассматриваемых в суде доказа­тельств и создаются надлежащие условия для их полной, всесторон­ней и объективной оценки, которая необходима для вынесения закон­ных, обоснованных и справедливых итоговых судебных решений. И в этом тоже проявляется сходство статуса заседателей со статусом судей-профессионалов.

    Вместе с тем правовое положение представителей народа, привле­каемых к участию в отправлении правосудия, определяется не только теми правами и обязанностями, которые они могут осуществить при разбирательстве судебных дел и принятии решений по ним, а также мерами их защиты от постороннего влияния. Оно в значительной сте­пени определяется также порядком наделения их соответствующими полномочиями.

    Основы правового статуса присяжных заседателей

    Для характеристики статуса присяжных заседателей важным является не только то, что они наделены в определенных пределах правом участвовать в решении вопросов, возникающих при рассмотре­нии конкретных уголовных дел, но и то, что они получают свои пол­номочия в порядке, детально регулируемом законом.

    Такой порядок исходит прежде всего из необходимости учета требований, предъявляемых к присяжным заседателям. Требования подробно изложены в ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

    Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

      1. не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
      2. имеющие непогашенную или неснятую судимость;
      3. признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
      4. состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

      К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

      1. подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
      2. не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
      3. имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

      Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя определены ст. 10 Закона, в которой говорится, что граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

      Ст. 12 Закона определяет, что на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей , установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
      Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Основы правового статуса арбитражных заседателей

      Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" определяет правовой статус арбитражных заседателей.

      Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, они независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

      Арбитражный заседатель при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов арбитражный заседатель, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

      Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

      Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

      Арбитражными заседателями не могут быть:

      1. лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость;
      2. лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;
      3. лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;
      4. лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;
      5. судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
      6. лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

      Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном ст. 3 закона.

      В случае, если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу.

      Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей регулируется ст. 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

      Арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с АПК и другими федеральными законами по ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела и (или) необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления.

      В случае, если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

      Если после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей невозможно сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей, указанное дело рассматривается судьей единолично.
      При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи.

      Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами.

      Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

      Читайте также: