Применение права как особая форма реализации права

Обновлено: 18.05.2024

Правоприменение - особая форма реализации права. В форме примене­ния права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.

Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:

а) когда необходимо официально установить юридически значимые об­стоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или без­вестно отсутствующим);

б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);

в) когда речь идет о реализации санкции. Признаки правоприменения:

1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют неко­торые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло);

2) имеет государственно-властный характер;

3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает формой управленческой деятельности государства;

5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок приме­нения права регламентирован специальными (процедурными) юридически­ми нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - граж­данское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

6) представляет собой сложный, стадийный процесс;

7) имеет творческий характер;

8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридичес­ким актом - актом применения права.

С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содей­ствие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-кон­кретных решений.

Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд ста­дий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную само­стоятельность и завершенность.

В качестве основных можно выделить три стадии:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) формирование юридической основы дела;

В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-при­нудительная реализация правоприменительного акта.

Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (со­ставляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэто­му все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в се­бя следующие правоприменительные действия:

а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;

г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмо­трен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.

По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивиду­альное государственно-властное веление по применению права.

Все правовые акты можно поделить на две большие группы - норматив­ные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-вла­стный характер.

Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми ак­тами:

а) представляют собой письменные акты-документы;

б) исходят от государства;

в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, за­щищаются государством).

В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правопримени-тельных актов являются индивидуальные (кон­кретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.

Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.

Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по по­воду правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выде­ление земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное при­менение - это применение диспозиций правовых норм.

Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

Применение права – это особая форма реализации права, которая является государственно-властной деятельностью уполномоченных органов и должностных лиц по реализации норм права в рамках разрешения конкретного дела с составлением и вынесением акта применением права.

Признаки применения права как особой формы реализации права:

1. Это властно-императивная форма реализации права;

2. Носит властный характер;

3. Направлено на урегулирование конкретного (индивидуального) дела;

4. Является разовым и индивидуально-определенным действием и имеет персонифицированный субъективный состав;

5. Осуществляется государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами (специальными субъектами);

6. Осуществляется в особой процессуальной форме;

7. Включает в себя ряд последовательных стадий;

8. Связана с составлением и вынесением акта применения права.

Стадии правоприменительного процесса:

1. Установление фактических обстоятельств дела (установление и исследование фактических обстоятельств дела, по отношению к которому применяется нормы права);

2. Установление юридической основы (выбор нормы права и юридической квалификации дела);

3. Принятие решения по делу (принятие или издание акта применения права, которое служит основанием возникновения, изменения или прекращений правоотношений);

4. Исполнение решения – ряд авторов считают эту стадию не обязательной для применения права, поскольку, как правило, исполнение акта применения права происходит в специальной процедурной форме и установленный законом срок после принятия решения. 18. Акты применения права: понятие, виды и отличие от нормативно-правовых актов.

Акты применения права – это официальное решение уполномоченных государственных органов, органов власти местного самоуправления и их должностных лиц, вынесенное по результатам рассмотрения и разрешения конкретного дела (вопроса) в отношении персонифицированного субъекта на основании нормы права.

Особенности акта применения права, разграничивающие его от нормативно-правового акта:

1. Акт применения права регулирует конкретное правоотношения, в отличии от нормативно-правового акта, который носит общий характер и регулирует определенную группу общественных отношений;

2. Акт применения права носит персонифицированный характер, то есть адресован конкретному субъекту правоотношений (физическому или юридическому лицу), нормативно-правовой акт адресован широкому кругу лиц (неопределенной или конкретной группе субъектов права);

3. Не является, в отличии от нормативно-правового акта, источником права, является обязательной стадией правоприменительного процесса;

4. Носят разовый характер, являясь индивидуально-определенным действием, а нормативно-правовой акт, как правило, имеет длительное действие.

1. В зависимости от субъектов, издавших акт применения права

1.1. Акты применения нормы права государственным органом исполнительной власти (Распоряжение Правительства РФ);

1.2. Акт применения нормы права государственным органом законодательной власти (Постановление Государственной Думы о назначении на должность уполномоченного по правам человека в РФ);

1.3. Акты применения нормы права государственным органом судебной власти (Решение районного федерального суда РФ по гражданскому делу);

1.4. Акт применения нормы права исполнительного органа субъекта РФ (Распоряжение Губернатора Самарской области от 04.03.2015 №101-р О награждении Почетной грамотой Губернатора Самарской области и поощрении ценным подарком Кузьменко Н.П.);

1.5. Акт применения нормы права законодательного органа субъекта РФ;

1.6. Акт применения нормы права законодательного органа местного самоуправления;

1.7. Акт применения нормы права исполнительного органа местного самоуправления.

2. В зависимости от порядка принятия акта применения права:

2.1.Акт применения нормы права, изданные коллегиальными органами власти (Постановление Государственной Думы о назначении на должность уполномоченного по правам человека в РФ);

Акт применения нормы права, изданный единолично (Распоряжение Губернатора Самарской области от 04.03.2015 №101-р О награждении Почетной грамотой Губернатора Самарской области и поощрении ценным подарком Кузьменко Н.П.).

3. По предмету правового регулирования:

3.1.Акт применения конституционной нормы права;

3.2.Акт применения уголовной нормы права;

3.3.Акт применения гражданской нормы права.

4. В зависимости от характера применяемой нормы:

4.1. Акт применения материальной нормы права;

4.2. Акт применения процессуальной нормы права.

5. В зависимости от функции применяемой нормы (или форме правоприменительной деятельности):

5.1. Акт применения регулятивной нормы права (регулятивные акты, которые содержать дозволение, предписание или рекомендацию по решению конкретного дела (вопроса));

5.2. Акт применения охранительной нормы права (правоохранительные акты).

6. В зависимости от правовой природы:

6.1. Основные акты – акты применения права, которые выражают конечный результат конкретного дела (вопроса), например, приговор суда;

6.2. Вспомогательные акты – акты, которые выполняют подготовительную функцию при решении конкретного дела (вопроса), например, постановление пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

7. В зависимости от формы внешнего выражения:

7.1. Акты-документы – акты, имеющие письменную форму и оформленные в строго определенном порядке;

7.2. Устные акты – акты, которые применяются в процессе оперативного руководством государственными органами и органами местного самоуправления;

7.3. Конклюдентные действия – действия, которые совершаются посредством определенных жестов (знаки регулировщика дорожного движения).

8. В зависимости от времени исполнения:

8.1. Акты, вступающие в силу немедленно;

8.2. Акты, вступающие в силу в срок законом;

8.3. Акты, вступающие в силу с даты, указанной в правоприменительном акте.

Правоприменениеявляется особой формой реализации права. Оно осуществляется в тех случаях, когда соблюдения, исполнения и использования права оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешательство в этот процесс компетентных государственных органов.

Применение права – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм в конкретных жизненных ситуациях путем вынесения индивидуальных конкретных правовых предписаний – актов применения права.

Применение права продолжает нормативное регулирование, заданное правотворчеством с помощью норм права, дополняя его индивидуальным (поднормативным) регламентированием, выражающимся в уточнении правового положения субъектов в реально создавшейся обстановке, конкретизации их субъективных прав и юридических обязанностей. Поэтому применение права можно считать вторым (после правотворчества) средством правового регулирования. Если правотворчество является нормативным, то правоприменение – индивидуально-определенным, персонифицированным.

Необходимость применения права возникает в тех случаях, когда:

1. субъективное право гражданина не может быть реализовано без государственно-властного веления;

2. существует необходимость в установлении юридически значимых обстоятельств;

3. между субъектами права существует спор об их правах и обязанностях;

4. требуется привлечь правонарушителя к ответственности, то есть реализовать санкцию правовой нормы;

5. существует необходимость принять решение о награждении отличившихся граждан.

Правоприменение отличается от других форм реализации права тем, что здесь немыслимо бездействие (т.е. пассивное поведение).

Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспечивает реализацию права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других.

Применение права – это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за этим процессом.

Субъектами правоприменительной деятельности являются специально уполномоченные органы государства либо уполномоченные должностные лица. Правоприменительная деятельность реализуется посредством следующих способов: организационно-распорядительного, правосудия, общественно-юрисдикционного, административно-юрисдикционного, следственного, контрольно-надзорного и других. В порядке исключения правоприменительная деятельность может осуществляться негосударственным органом, например третейским судом. Такое делегированное правоприменение осуществляется на основании законодательства и под контролем органов государственной власти.

Правоприменительная деятельность представляет собой определенную последовательность действий.

Выделяют следующие стадии правоприменения:

I стадия – анализ фактических обстоятельств дела, с которыми связано применение диспозиции или санкции правовой нормы;

II стадия – формирование юридической основы дела – юридическая квалификация. На этой стадии происходит:

- оценка собранных фактов на основе норм права;

- выбор (отыскание) и анализ правовой нормы для определения поведения участников правоотношения или для оценки поведения в случае применения санкции;

- уяснение смысла и содержания нормы права;

- разъяснение нормы права компетентным государственным органом или иным субъектом;

- установление действия нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц;

III стадия – вынесение решения по делу, то есть принятие акта применения права.

Вопрос 69. Акты применения правовых норм: понятие, признаки, виды

Применение права – это властная деятельность компетентных государственных органов или уполномоченных на то должностных лиц по реализации предписаний правовых норм путем конкретизации общих правовых предписаний для индивидуально-конкретного случая. Применения права практически осуществляется в виде издания в соответствии с правовой нормой индивидуальных юридических актов. Основными требованиями правильности применения норм права являются:

- законность, которая означает, что органы и должностные лица, осуществляющие применение той или иной правовой нормы, могут применять ее только в пределах предоставленных им полномочий и в полном соответствии с требованиями нормы, а также строгого соблюдения процессуального порядка применения правовой нормы и только в необходимых случаях;

- обоснованность применения права означает возможность применения той или иной нормы только в результате анализа достоверной информации о событии, вызвавшем необходимость ее применения, только после всесторонней проверки всех обстоятельств конкретного дела - обстоятельств, которые имеются в виду в гипотезе нормы права или предполагаются ее санкцией;

- целесообразность означает, что в результате применения той или иной нормы представляется возможным в данной конкретной ситуации оптимальным образом достичь цели, ради которой применяется эта норма.

Акт применения права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальные государственно-властные предписания уполномоченного государственного органа или должностного лица, который выносится в результате разрешения конкретного юридического дела в точном соответствии с законом на основании надлежащим образом и в полном объеме исследованных им обстоятельств конкретного дела, который определяет права, обязанности или юридическую ответственность лиц, в отношении которых он вынесен.

Признаки акта применения права:

1) имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение только для тех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем;

2) это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется;

3) акты должны быть законными, выносится в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права;

4) издаются в установленный законом форме и имеют точные наименования (приказ, распоряжение, приговор, постановление по делу об административном правонарушении, протест, определение и т.д.). Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных актов.

Независимо от органов, их принимающих, и их наименования, все акты применения права должны в обязательном порядке содержать следующие основные элементы:

а) вводную часть, где указывается наименование акта, орган (должностное лицо), его издавший, дата и место издания, адресат;

б) описательную часть, где отражаются все фактические обстоятельства рассмотренного дела и собрание по делу доказательства;

в) мотивировочную часть, где приводятся аргументы, обосновывающие принятое по делу решение;

г) резолютивную часть, где формируется само принятое по делу решение.

Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям:

1. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права:

- акты представительных органов государственной власти;

- акты органов исполнительной власти;

- акты органов судебной власти;

- акты органов местного самоуправления.

2. По их наименованию: постановление, решение, приговор, приказ и т.д.

3. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права:

- регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в ВУЗ, постановление главы администрации города);

- охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (например, приговор суда, постановление следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого).

- в виде отдельного документа;

- в виде резолюции на материалах дела;

- в устной форме (например, объявление наряда вне очереди в армии).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.

Во-первых, в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участие государства. Это прежде всего нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное распределение имущественных благ.

Во-вторых, взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элемента властные решения, т.е. акты применения права (например, указ Президента России о снятии с должности министра).

В-третьих, право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (так, хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды).

В-четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др.

Таким образом, применение права – это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки:

1) осуществляется органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти;

2) имеет индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности:

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах:

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения.

Нерсесянц:

Применение норм права – это их реализация в предусмотренных правом случаях и в предписанной им форме правореализующих действий государственного органа (или должностного лица), осуществляемая в пределах его компетенции по разрешению конкретных правовых дел и принятию соответствующих правовых актов.

Стадии применения права.

Алексеев:

Применение норм права – сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая – выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья – принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права.

1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты. Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК), приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК).

2. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т.е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Основная трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила:

Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий – прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ – акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Возможность принудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.

Нерсесянц:

Правоприменительная деятельность – это одновременно и применение государственным органом или должностным лицом определенной нормы права для решения конкретного правового дела (вопроса), и вместе с тем реализация данным органом (или лицом) соответствующей своей обязанности (и права), предусмотренной диспозицией применяемой нормы права. В процессе применения норм выделяются три стадии:1) установление фактических обстоятельств дела; 2) юридическая квалификация этих фактических обстоятельств; 3) принятие решения по делу.

Основная задача первой стадиипроцесса правоприменения – выявление, исследование и установление фактических обстоятельств дела под углом зрения их соответствия правопри-менительным случаям (условиям, основаниям), предусмотренным гипотезой определенной нормы, которую необходимо применить при соответствующих обстоятельствах.

Юридическая квалификация фактических обстоятельств дела (фактического состава дела, включая конкретные действия всех его участников) на второй стадииправопримени-тельного процесса – это продолжение и завершение их юридических (юридико-квалификационно мотивированных, конкретизированных и ориентированных) исследований, начатых на первой стадии правоприменения. Ведь и на первой стадии собирались и изучались не просто факты как таковые, а именно определенные, юридически значимые факты, т.е. юридически характеризуемые, оцениваемые, квалифицируемые факты.

Юридическая квалификация любого факта – это его оценка с точки зрения определенной нормы права, устанавливающая конкретное юридическое значение данного факта (действия лица, отношения, события и т.д.). Поэтому все правоприменение в целом носит юридико-квалификационный характер, и различные моменты и аспекты юридической квалификации фактических обстоятельств дела присущи всем формам и стадиям правоприменительной деятельности.

Для установления искомой юридической квалификации необходимо, с одной стороны, в окончательном виде проверить и определить правомерность и адекватность юридической оценки всего фактического состава дела (и прежде всего юридически значимых действий его участников) на основе и с позиций именно данной выбранной нормы права, а с другой стороны, еще раз проанализировать саму эту выбранную для юридической квалификации норму права. В ходе такого анализа нормы права необходимо выявить и уяснить действительный юридико-регулятивный смысл данной нормы применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого дела (т.е. осуществить соответствующее казуальное толкование содержания этой нормы), проверить подлинность текста применяемой нормы (его соответствие тексту официальной публикации оригинала на момент правоприменения) и распространение ее действия (во времени, пространстве, по объекту регуляции и кругу лиц) на обстоятельства данного дела.

Окончательная юридическая квалификация установленного фактического состава рассматриваемого правового дела (вопроса) позволяет перейти к завершающей третьей стадии правоприменительного процесса– к принятию решения по данному делу.

В ряде случаев при наличии пробелов в праве юридическая квалификация соответствующих отношений (фактических обстоятельств дела) и решение дела в целом осуществляются посредством надлежащего использования аналогии закона или аналогии права.

Аналогия и пробелы:

В процессе правоприменения может оказаться, что в действующем позитивном праве отсутствует конкретная правовая норма,прямо регулирующая обстоятельства рассматриваемого дела. Такая ситуация может означать: 1) либо сознательное нежелание законодателя(и в целом всех субъектов правоустановительной деятельности) регулировать эти обстоятельства; 2) либо наличие пробела в действующем позитивном праве.

Под пробелом в правеимеется в виду отсутствие такой нормы права, которая по смыслу действующего права и характеру регулируемых им общественных отношений необходима для регулирования данных конкретных фактических обстоятельств (фактических отношений), находящихся в сфере сложившейся правовой регуляции.

Пробелы в праве могут быть либо следствием неизбежного отставания законодательства от более динамично развивающихся общественных отношений, либо результатом ошибок и упущений самого законодателя, низкого уровня его законотворческой культуры и т.д.

В процессе правоприменения для преодоления пробелов в действующем праве используются такие специальные право-применительные приемы,как аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона– это применение к неурегулированному отношению нормы закона (действующего позитивного права), регулирующей сходные (аналогичные) отношения.

При использовании аналогии закона в процессе правоприменительной деятельности для юридической квалификации соответствующих отношений и решения дела в целом нужную норму, регулирующую сходные (аналогичные) отношения, следует искать прежде всего в той отрасли законодательства, к сфере регуляции которой относится рассматриваемое отношение (обстоятельства дела), а при ненахождении ее в данной отрасли – продолжать поиск ее в близких отраслях законодательства и в законодательстве в целом (во все действующем позитивном праве).

При отсутствии искомой нормы законодательства, регулирующей сходные отношения, т.е. невозможности использования аналогии закона, используется аналогия права.

Аналогия права– это применение к неурегулированному законодательством (действующим позитивным правом) отношению общих начал и смысла права.

При этом под общими началами и смыслом права имеются в виду общеправовые и отраслевые принципы права и правовой регуляции.Эти принципы права (общие начала и смысл права) разрабатываются и обосновываются в юридической теории, в доктрине позитивного праза. Ряд доктринальных положений об общих началах, смысле и принципах права получил закрепление в самом законодательстве (в соответствующих общих частях и разделах нормативно-правовых актов). Допущение аналогии права по существу означает признание юридической доктрины источником действующего права (в сфере использования аналогии права).

Таким основополагающим и всеобщим принципом права и правовой регуляции, согласно либертарно-юридической теории правопонимания и доктрине позитивного права, является принцип формального равенства,конкретизацией которого являются все остальные нормативно-правовые формы и средства правового регулирования общественных отношений.

Использование аналогии закона и аналогии права в право-применительном процессе имеет Одно принципиально важное исключение: аналогию закона и аналогию права нельзя использовать в сфере отношений уголовно-правового наказания и административных взысканий.

Читайте также: