Причинение вреда другому человеку или предмету это какая эмоция

Обновлено: 30.06.2024

Эмоции были основополагающим аспектом нашего выживания. Именно через изменения настроения животные приспосабливаются к явлениям окружающей их среды. Например, столкнувшись с угрозой, нормально испугат

Содержание:

Эмоции были основополагающим аспектом нашего выживания. Именно через изменения настроения животные приспосабливаются к явлениям окружающей их среды. Например, столкнувшись с угрозой, нормально испугаться и убежать, или, когда произошло что-то серьезное, например, смерть члена семьи, нормально грустить и заставить других это увидеть.

Однако у человека основные эмоции, присущие другим видам млекопитающих, стали более сложными, что позволяет нам иметь более широкий эмоциональный спектр.

Вторичные эмоции возникают из-за большей изощренности, эмоции, о которых мы поговорим дальше, в дополнение к упоминанию некоторых моделей, которые пытались точно определить, сколько людей имеет.

Что такое вторичные эмоции?

Эмоциональный спектр человека широк по сравнению с другими видами., особенно остальные млекопитающие. В дополнение к представлению самых основных эмоций, таких как гнев, отвращение, грусть, радость и страх, люди развили эмоции, которые для того, чтобы представить себя, очень необходимо, чтобы был дан конкретный социальный контекст. Эти эмоции вторичны, и за ними стоит важный фактор обучения и социализации.

Надо сказать, что изучение вторичных эмоций сложно, потому что, во-первых, изучение первичных эмоций тоже.

Хотя такие великие личности, как Роберт Плутчик и Пол Экман предложили модели первичных эмоций, а затем и вторичных эмоций, научное сообщество не прояснило, что именно это.

Краткое введение в первичные эмоции

Прежде чем углубляться в идею вторичных эмоций, необходимо сделать краткий обзор того, какие первичные эмоции вызывали Плутчик и Пол Экман.

Для Роберта Плутчика, американского психолога, первичные эмоции - это те эмоции, которыми мы обладаем от природы, от рождения., проявляющаяся уже в раннем возрасте, когда мы еще младенцы. Он предположил, что эти эмоции, также называемые основными, были следующими:

  • Радость: состояние благополучия и удовлетворенности собой и своими обстоятельствами.
  • Уверенность: уверенность в том, что нам не причинят вреда в той ситуации, в которой мы находимся.
  • Страх: неуверенность, связанная с ожиданиями, в результате которых мы можем понести некоторый ущерб.
  • Сюрприз. реакция на непредвиденное действие вокруг нас
  • Печаль: ухудшение настроения, которое требует социальной поддержки.
  • Отвращение: избегание или неприятие кого-то или чего-то.
  • Гнев: реакция на обиду или действие, которое нам не понравилось.
  • Ожидание: ожидание, которое мы создаем на основе информации и предыдущего опыта предыдущих обстоятельств.

С другой стороны, Пол Экман считает, что первичных эмоций меньше, считая их универсальными аспектами., то есть проявляется у всех людей, независимо от того, к какой культуре они принадлежат. В его исследованиях принималось во внимание как западное, так и восточное население, в том числе с низкой степенью глобализации и грамотности.

Согласно Экману, основными эмоциями будут: гнев, отвращение, страх, радость, печаль и удивление. Эмоция презрения указывала на то, что она могла быть универсальной, хотя исследования не смогли это подтвердить.

Модели вторичных эмоций

Плутчик считает, что вторичные эмоции - это не что иное, как комбинация первичных и основных, вызывающих эмоции, требующие размышлений и более высокого уровня социализации позади. То есть, Если первичные эмоции - это инстинктивная реакция на требования окружающей среды, то вторичные эмоции - это реакция, сложный и с ясной социальной целью, в среде с социальной стимуляцией, как положительной, так и отрицательной. По этой причине эти эмоции также называются социальными, поскольку для их возникновения необходимо, чтобы были установлены связи с социальной средой.

Вторичные эмоции проявляются на основе того, что было изучено на протяжении всей жизни, подпитываемые опытом и подкрепленные ожиданиями в различных ситуациях. По мере того, как они усваиваются и требуют определенных когнитивных способностей для обладания, эти эмоции начинают развиваться примерно в возрасте двух или трех лет, когда ребенок уже имеет прочные связи со своими опекунами и имеет возможность приобрести определенные языковые навыки.

Какие бывают типы вторичных эмоций?

1. Стыд

Стыд страх, что другие не сочтут нас действительными или не примут нас в социальном плане, или что мы оказываемся в состоянии, которое воспринимается как более низкое, чем то, чем мы хотели бы быть. Эта эмоция вызывает у нас дискомфорт, заставляя нас избегать многих ситуаций, скрывать или пытаться адаптироваться к ожиданиям других за счет нашей собственной личности.

2. Вина

Вина проистекает из ощущение того, что мы сделали что-то, чего мы не должны были делать. Это изматывающее чувство и очень тяжелое бремя, из-за которого человек не может даже двигаться вперед и даже думать, что он заслуживает наказания за это.

3. Гордость

Гордость означает быть очень довольным тем, что вы сделали или как вы поживаете. В своей справедливой степени это адаптивная и полезная эмоция, поскольку она способствует росту самооценки и безопасности. Однако в избытке это может иметь негативные последствия для наших социальных отношений.

4. Удовольствие

Удовольствие - это положительное и приятное ощущение, которое испытывается, когда наши потребности удовлетворены..

Это очень важный аспект в качестве мотивации для изучения основных форм поведения для нашего выживания, таких как еда, сон или размножение, но он также может быть экстраполирован на другие области, не имеющие биологической основы, такие как хобби, более сложные социальные отношения. или работа.

Проблема с удовольствием заключается в том, что, если это происходит чрезмерно, это может скрыть страхи и подавить ответственное принятие решений, что приведет к опасным последствиям, таким как употребление наркотиков или другое рискованное поведение.

5. Ревность

Чувство ревности когда мы воспринимаем угрозу чему-то, что считаем своим собственным, что может причинить ей вред или увести. В должной мере он может помочь нам достичь того, чего мы хотим, однако в большинстве случаев ревность возникает из-за отсутствия самоуважения и недоверия.

Модель Экмана

В 90-е годы Экман расширил свою модель, включив новые эмоции.. Классификация этих эмоций в рамках модели несколько противоречива, потому что, хотя она утверждает, что они все еще являются основными эмоциями, многие из них можно рассматривать как вторичные эмоции, поэтому Экман сам в конечном итоге проводит свое собственное различие между теми, которые изначально считаются универсальными (гнев, отвращение, страх, радость, печаль и удивление) и второстепенными:

  • Вина
  • Смущение
  • Презрение
  • Самоуспокоенность
  • Энтузиазм
  • Гордость
  • Удовольствие
  • Удовлетворение
  • Стыд

Нет сомнений в том, что Экман видит во вторичных эмоциях более сложные состояния ума, чем первичные., являясь результатом нашего роста и взаимодействия с другими. Их не так легко идентифицировать, как основные, и во многих случаях они выражаются просто с помощью жестов, таких как улыбка, изгиб бровей или просто небольшая гримаса, что может быть в случае радости, гнева или разочарование.

Колесо эмоций

Хотя он появился раньше Экмана, Роберт Плутчик имел гораздо более сложную модель.. Эта модель, известная как колесо эмоций, представляет основные эмоции и то, как они объединяются, генерируя второстепенные в виде графика.

Для него, и более или менее в том же духе, что и Экман, вторичные эмоции были бы более сложные версии праймериз, сильно зависящих от социального контекста и возникающие из комбинации основных эмоций.

Вторичные эмоции, предложенные Плутчиком, и основные эмоции, с которых он исходит, следующие.

  • Агрессия (гнев и ожидание)
  • Тревога (Страх и удивление)
  • Любовь (радость и уверенность)
  • Беспокойство (страх и ожидание)
  • Цинизм (отвращение и предвкушение)
  • Вина (радость и страх)
  • Любопытство (уверенность и удивление)
  • Разочарование (удивление и печаль)
  • Восторг (Радость и удивление)
  • Отчаяние (Страх и печаль)
  • Презрение (отвращение и гнев)
  • Доминирование (доверие и гнев)
  • Зависть (печаль и гнев)
  • Фатализм (доверие и предвкушение)
  • Неверие (удивление и отвращение)
  • Возмущение (удивление и гнев)
  • Заболеваемость (радость и отвращение)
  • Оптимизм (радость и предвкушение)
  • Гордость (радость и гнев)
  • Пессимизм (печаль и ожидание)
  • Раскаяние (печаль и отвращение)
  • Сентиментальность (доверие и печаль)
  • Покорность (доверие и страх)
  • Стыд (страх и отвращение)

Окончательное отражение

Как мы видели в статье, исследования эмоций несколько противоречивы. Если с самого начала не было установлено с уверенностью, какие именно эмоции являются универсальными, хотя более или менее признано, что это те, которые предлагает Экман, вторичные эмоции, проистекающие из них, являются предметом с меньшей степенью уверенности. Известно, что вторичные эмоции появляются в контекстах, сильно зависящих от социальных стимулов, поскольку они приобретаются в социальном плане.

Например, страх - это основная эмоция, которая возникает при наличии угрозы, которая может нанести нам вред, вместо этого может возникнуть стыд, потому что мы пролили кофе на себя, мы испачкали штаны, и это дает ощущение, что мы помочились. Во втором случае от этого зависит не наша жизнь, а наша социальная целостность: нам не все равно, что думают другие.

Предстоит провести еще много исследований, и хотя модель Пола Экмана считается наиболее научной и современной, тема вторичных эмоций в частности и эмоций в целом всегда будет вызывать вопросы в научном сообществе.

Психология развития

Психология развития

Психология развития запись закреплена

ЭМОЦИИ ПО К. ИЗАРДУ

В зависимости от модальности, качества переживаний К. Изардом были выделены десять фундаментальных эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь – к отрицательным.

1. Интерес-возбуждение – чувство захваченности, любопытства, это наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес является единственной мотивацией, которая может поддерживать осуществление повседневной, привычной, рутинной работы. У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает желание исследовать, вмешаться, расширить свой опыт; подойти по-новому к человеку или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

3. Удивление является преходящей эмоцией: оно быстро наступает и столь же быстро проходит. В отличие от других эмоций удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.

4. Страдание представляет собой наиболее распространенную отрицательную эмоцию. Оно обычно является доминирующим при горе и депрессии. Психологические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, воображение и т. д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество, чувство изоляции. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо, и побуждает человека предпринять определенные действия: сделать что-то для уменьшения страдания, устранить его причину или изменить свое отношение к объекту, служащему причиной. Самой тяжелой формой страдания является горе. Его источником выступает утрата. Наиболее глубокое горе возникает, например, при потере любимого человека. Состояние горя каждый человек переживает очень тяжело.

5. Гнев – сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Среди причин гнева – личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При переживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем большую потребность в физическом действии он ощущает. В ярости мобилизация энергии настолько велика, что человек чувствует, что он взорвется, если не проявит каким-либо способом свой гнев.

6. Отвращение как эмоциональное состояние связано с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Оно есть результат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызвать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение – это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий человек как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности: человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх является наиболее сильной и опасной из всех эмоций, которая оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связаны чувства недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья, при которых человек ощущает угрозу своему существованию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса.

9. Стыд как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным. Он сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко – ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе.

10. Вина возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и переступили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана прежде всего с осуждением своего поступка самим человеком независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучительного чувства неправоты по отношению к другим или самому себе.

Далее проанализируйте особенности ваших эмоциональных реакций.

К положительным реакциям относятся: 1, 2, 5, 6, 9, 10, 14, 15.

К отрицательным – 3, 4, 7, 8, 11, 12, 13, 16, 17, 18.

Таблица 1 – Эмоциональные реакции

№ п/п Эмоциональные реакции Их выраженность в баллах
Вовсе нет Редко Часто Всегда
Я бываю спокоен
Обычно уверен в себе
Мне свойственно чувство напряженности
Мне трудно быть уверенным в себе
Я чувствую себя способным на многое
Мне больше приходится радоваться, чем грустить
Меня волнуют всевозможные неудачи
Мне свойственны упадок активности, вялость, усталость
Я испытываю чувство удовлетворения собой, своими делами
Я бываю приятно возбужден и активен
Я бываю взволнован так, что не нахожу себе места
Я с тревогой думаю о разных беспокоящих меня вещах
Я испытываю чувство страха
Я предпочитаю тихую грусть и размышления веселью
Мне свойственно спокойное переживание своих эмоций
Я испытываю чувство напряженности
Я не чувствую себя счастливым
Я бываю пессимистичен
Сумма баллов по пунктам: 1, 2, 5, 6, 9, 10, 14, 15
Сумма баллов по пунктам: 3, 4, 7, 8, 11, 12, 13, 16, 17, 18

Выделите те отрицательные реакции, которые дали максимальный балл, и сосредоточьтесь на них. Подумайте, почему они вам свойственны, что следует сделать для того, чтобы они исчезли. Этот тест пригоден для оценки своего привычного эмоционального реагирования по мере того, как вы будете овладевать навыками культуры эмоций.

Владение собой, своими эмоциями - важная составляющая эмоциональной культуры личности. Управление эмоциями и чувствами включает следующие составляющие: контроль за своими эмоциональными реакциями, осмысление их, регулирование этих реакций, т. е. нахождение адекватного способа выражения чувств и эмоций, замена негативных эмоций позитивными.

Задание 2. Ответьте на вопросы и выполните контрольные упражнения

1. Представьте себе, что вы хотите выяснить, какие эмоции испытывает человек. Этот человек дает вам словесное описание переживаемых им чувств. Наиболее полезны для определения типа его эмоций сведения:

а) о привычках этого человека;

б) о причинах разочарования этого человека;

в) о ситуации, которая вызвала появление данных эмоций;

г) о людях, которые присутствовали при ситуации, вызвавшей данные эмоции.

2. Какой из следующих факторов сильнее всего зависит от культурной принадлежности человека?

в) физиологические реакции;

г) внутренние чувства.

3. Какие из перечисленных факторов чаще всего являются причиной стресса?

6) умеренные чувства или эмоции;

в) интенсивные эмоции;

г) неприятные переживания.

4. Какие виды сильных эмоций могут вызывать стресс?

в) страх и радость;

г) гнев, страх и радость.

5. Какие события вызывают наибольший стресс?

а) радостные переживания;

б) горестные переживания;

в) как радостные, так и горестные переживания;

г) мелкие неприятности.

6. Поль постоянно прилагает усилия к тому, чтобы урегулировать проблемы вызывающие у него стресс. Что он делает?

б) борется со стрессом;

в) понижает свой иммунитет;

7. Эмма сформулировала проблему, рассмотрела имеющиеся возможности и выбрала решение. Какой метод она использовала?

а) решение проблемы;

б) изменение отношения к проблеме;

в) примирение с проблемой;

г) все вышеупомянутые методы.

Упражнение 1

Диана два месяца, не покладая рук, работала над курсовой работой по психологии. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что она сдана с опозданием на один час. Диана чувствует, как ее лицо багровеет, сердце начинает сильно колотиться. Опишите, как Диана могла бы прямо или косвенно выразить свой гнев или сдержать его:

а) прямое выражение гнева;

б) косвенное выражение гнева.

Упражнение 2

Подберите для каждого термина характеризующую его фразу(страх, фрустрация, агрессия, перенос, сдерживание гнева, упражнения на расслабление, радость, бегство):

а) причинение вреда другому человеку или предмету;

б) нездоровый подход;

в) неприятная эмоция, принадлежащая к числу основных;

г) бывает вызвана недоступностью или неправильным выбором цели;

д) косвенное выражение гнева;

е) метод контроля над чувством гнева;

ж) самая приятная эмоция;

з) самая распространенная реакция на страх.

Упражнение 3

Профессор Фридман работает над формулой счастья. Его ученики и помощники предложили включить в формулу в качестве компонентов следующие понятия: радость, дружеские отношения, деньги, возраст и душевный покой.

Какие из предложенных компонентов следует включить в формулу?

Упражнение 4

Приведите один пример положительного и два примера отрицательного влияния физиологических реакций организма, вызванных эмоциями.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

В течение долгого времени психологи не обращали на мимику никакого внимания. Впервые ей уделили внимание в 1872 году. Как ни странно, это был никто иной, как Чарльз Дарвин. Его работа об особенностях выражения эмоций у животных и человека заставила многих ученых обратить внимание на мимику.

Дарвин утверждал, что и людей и у животных наблюдается схожесть в выражении “лиц”, когда они испытывают некоторые эмоции. Например, и хищник и человек скалится, когда начинает злиться. При этом, Дарвин подчеркивал, что, в отличие от мимики, жесты человека могут быть условными, поскольку в большей степени говорят не о личности непосредственно, а о культурной среде, в которой человек вырос.


Спустя почти 50 лет о работе Дарвина вновь заговорили. Первым из людей, снова обративших внимание на мимику, стал Дюшен де Булон: нейроанатом родом из Франции. Себе в задачи он ставил полное опровержение ученых-нацистов о том, что людей, которые не принадлежат к арийской расе, можно узнать не только по внешности, но и по жестам.

Спустя еще 30 лет темой мимики вплотную занялся психолог из Америки — Пол Экман. Он провел множество исследований, прежде чем убедиться в том, что Дарвин был прав: действительно в разных культурах один и тот же жест может означать разное, а вот мимика не отличается.

Одним из самых ярких примеров, которые Экман использовал затем в качестве доказательства своей правоты, стали его исследования, которые ученый провел в Папуа Новой Гвинее. Представители местных племен практически не имели контакта с европейской культурой, однако основные эмоции выражались с помощью таких же мимических реакций, как и у европейцев.

На основе ряда исследований Пол Экман и Уоллес Фризен в конце семидесятых годов разработали систему координации лицевых движений, которая оказалась универсальной для представителей любых культур.

Выявлено 7 эмоций, которые одинаково выражают люди из разных уголков мира:

  • удивление
  • страх
  • отвращение
  • презрение
  • гнев
  • радость
  • печаль

Каждую можно определить по ряду характерных признаков. Кроме того, по этим же признаками можно оценить степень ее силы, а также смешана ли она с другими чувствами или же нет.

Какими способами человек выражает эмоции?

На человеческом лице есть три основные зоны, которые отвечают за мимику.

  • брови и лоб
  • переносица, глаза и веки
  • щеки, рот, нижняя часть носа и подбородок

Каждая из этих зон принимает свою форму в зависимости от испытываемой эмоции. Например, если человек удивлен, то он поднимет брови. Если человек испытывает страх, то он приподнимает не только брови, но и верхние веки, а рот приоткрывается.

Для выражения каждой из семи универсальных эмоций есть большая карта микродвижений каждой из представленных зон.

  • смягчение
  • модулирование
  • фальсификация

В первом случае человек может добавить слова или, так называемые, мимические комментарии, к уже существующему выражению лица. Например, если взрослый человек очень боится зубных врачей. То скорее всего, помимо выражения страха, у него на лице будет микровыражение отвращения к самому себе за проявленную слабость.

Второй случай — модулирование, в рамках которого собеседник пытается корректировать степень интенсивности выражения своих чувств. Грубо говоря, в этом случае человек бессознательно пытается сократить амплитуду своих лицевых мускулов.

Фальсификация: кто-то использует фальшивую мимику. Он может либо симулировать выражение того или иного чувства, либо маскировать одну (истинную) эмоцию другой (ложной).

Как научиться распознавать ложь?

Для этого нужно обращать внимание на целых 5 аспектов выражения эмоций.

  • Лицевую морфологию.
  • Как быстро возникает и сколько времени держится эмоция.
  • Какая лицевая зона является основной в выражении эмоции.
  • Какие микровыражения прерывают главное выражение эмоции.
  • Присутствует или нет социальный контекст.

Как правило, люди, которые вынуждены контролировать свои эмоции, большую часть своего внимания уделяют нижней части лица. Для фальсификации эмоции большинство людей используют нос, губы, подбородок и щеки. Но, если в этот момент обратить внимание на верхнюю часть лица: глаза и веки, то можно увидеть истинную эмоцию, которую испытывает человек.

Стоит уделять внимание и микровыражениям. Они длятся недолго, возможно, даже доли секунды, и потребуется немалая практика, чтобы научиться их улавливать.

Если вы хотите стать настоящим профи в распознавании эмоций, совсем необязательно прямо сейчас бежать в книжный магазин и скупать всю литературу, написанную Полом Экманом, а затем тратить десятки часов своего времени на то, чтобы осмыслить прочитанное и позже применить полученные навыки не практике. Специально для тех, кто хочет читать людей, как открытую книгу, освоить базу эффективного общения и развить эмоциональный интеллект, Викиум разработал онлайн-интенсив.

Эмоциональный интеллект от Викиум поможет за 1 месяц научиться понимать истинные мотивы людей, управлять их настроением, эффективно разрешать конфликтные ситуации и усовершенствовать свое общение с окружающими.

Важно ли понимать свои эмоции?

Что управляет человеком? В первую очередь — эмоции: их влияние на поведение и реакции человека сложно недооценить. Даже полное отсутствие эмоций это тоже эмоциональное состояние, которое обязательно влечет за собой соответствующие поведенческие реакции.

Именно эмоции являются определяющим фактором в поведенческих реакциях на то или иное событие, а также на уровень информационно-энергетического обмена.

От эмоционального состояния зависит та или иная направленность мыслей. От эмоционального состояния зависит степень ясности нашего мышления. Именно эмоции определяют уровень агрессии, а также степень мотивации и открытости к другим людям. Если кто-то не может распознавать свои эмоции, то не сможет повлиять на них, если будут нести разрушительные последствия. В подобных случаях человек чаще всего пытается заглушить негативное эмоциональное состояние вредными привычками или перееданием. В конечном итоге подобные поведенческие паттерны могут негативно сказываться на здоровье, материальном состоянии и на психике.

Невозможность понимать эмоции других людей также не несет ничего хорошего. Можно внезапно наткнуться на агрессивную реакцию или обиду или еще что-то. Впоследствие это может привести к полному отсутствию эмоционального интеллекта и нежеланию взаимодействовать с другими людьми.

Способность распознавать свои эмоции.

В качестве примера возьмем состояние гнева и злости. Если его вовремя не взять под контроль, то оно может привести к негативным последствиям. Чтобы быстро распознавать свои эмоции, попробуйте сначала определить физиологические их признаки.

Например, среди физиологических признаков злости можно выделить следующие:

  • выступающий пот в ладонях
  • сдавленность или боль в области живота
  • подрагивание мышц на лице
  • крепко сжатые челюсти
  • небольшое головокружение

Среди эмоциональных признаков злости можно выделить следующие:

  • грусть и раздражительность
  • желание немедленно прекратить происходящее
  • обиду
  • чувство подавленности

Эмоции злости широкого выражаются и в невербальных признаках. Например, вы можете ходить из угла в угол или ерзать на стуле, не находя себе места, повышать голос. Часто во время, когда человек испытывает злость, его начинает мучить жажда.

Как понять свои эмоции? В первую очередь старайтесь развивать осознанность. Так вы сможете вовремя остановиться и оценить ситуацию и свою реакцию со стороны. Иногда только одного осознания своей эмоции будет достаточно для того, чтобы негативная реакция пошла на спад и не повлекла за собой никаких негативных последствий.

Месть лежит в основе многих сюжетов книг и фильмов

Психология

Мы все встречали, а может быть, и близко встречались с мстительным человеком. Они характеризуются отсутствием эмпатии и эмоциональной регуляции. Как нам с ними бороться?

Мошенничество, предательство и физическое или моральное нападение. Это лишь некоторые из причин, по которым кто-то может чувствовать себя мстительным. Однако эти чувства всегда начинаются с очень специфического измерения: потери целостности.

Человек, желающий отомстить, хочет причинить такой же вред другому человеку, думая, что так он будет чувствовать себя лучше. Тем не менее, это не всегда так. Часто люди не чувствуют мира и справедливости. Причинение другим той же боли, которую им причинили ранее, во многих случаях ставит мстящего на тот же моральный уровень.

Доктор Майкл Маккалоу — психолог из Университета Майами и эксперт по механизмам мести и прощения. Он объясняет, что все мы прекрасно понимаем, как хочется обидеть тех, кто обидел нас. Однако от такого поведения нас останавливает контроль над импульсами, этические принципы и регуляция эмоций.

Без этих измерений мы были бы просто животными в асфальтовых джунглях.

Насколько злопамятны люди?

В нашей повседневной жизни такое поведение не всегда понятно и даже может вызывать страх. В качестве примера можно привести человека, который не принимает расставания и начинает угрожающее поведение по отношению к своему партнеру. Или сотрудник, который по непонятным причинам начинает преследовать другого коллегу.

Желание отомстить можно понять, когда кто-то пострадал от акта насилия или несправедливости. Однако некоторые питают это чувство в результате ревности, неуверенности в себе или даже некоторых расстройств личности.

Черты, определяющие мстительных людей

Существует психологическая черта, которая отличает мстительных людей от тех, кто, несмотря на обиду, умеет прощать. Это нарциссизм. Университет Оклахомы (США) провел исследование, которое показало, что наиболее мстительные личности страдают нарциссическим расстройством личности.

Это объясняет несколько вещей. Есть люди, которые чувствуют себя уязвленными из-за незначительных и даже непонятных поступков. Их эго настолько чувствительно, что малейшая мелочь причиняет им боль, и они без колебаний мстят. Они определяются по следующим признакам:

  • Зависть, неуверенность в себе и негативные мысли. Мстительные люди испытывают желание отомстить из-за неуверенности в себе и низкой самооценки. Иногда сам факт того, что другие добиваются успеха, вызывает у них разочарование и желание причинить боль.
  • Отсутствие эмпатии и трудности в работе с эмоциями. Другой переменной, определяющей этот профиль, является неспособность справляться с эмоциями, такими как гнев. Когда эти люди испытывают гнев, они без колебаний проецируют свои чувства на других. Это действует как очистительный механизм для них.
  • Демонстрация силы и садизма. Это еще один более тревожный фактор. Иногда мстительные люди совершают определенные действия ради одного лишь удовольствия причинить вред и навязать свою власть другим.

Как вести себя с мстительными людьми

Мы можем добиваться справедливости через правовые механизмы, но никогда — через акты насилия. Вот почему мы должны быть осторожны с профилем мстительной личности, потому что если и есть что-то, что определяет этот тип личности, так это иррациональные действия. Но как мы можем защитить себя от этих проблемных личностей?

Важно учитывать, что мужчины и женщины с такими импульсами могут страдать расстройствами личности. Тем не менее, мстительные и одержимые желанием причинить вред люди всегда представляют для нас потенциальную угрозу, и мы должны защищаться от них. Поэтому мы должны избегать их, когда это возможно.

Читайте также: