Политические права и свободы в зарубежных странах для чего нужны

Обновлено: 04.05.2024

Личные правасоздают основу жизнедеятельности лица как человека и личности. Эти права характеризуют человека как социально-биологическое существо и являются основой для су­ществования всех иных прав.

Исторически личные права появились раньше всех иных – они получили закрепление еще в первых конституциях конца XVIII в. Это обусловлено самим их характером, поскольку без них невозможно осуществление иных прав и само существование человека.

К числу основных личных прав и свобод относятся: право на жизнь; право на свободу, достоинство и неприкосновенность личности; презумпция невиновности; право не давать показания против близких родственников; защита от незаконного вмешательства в личную жизнь; неприкосновенность жилища; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода вероисповедания; свобода совести, свобода мнений и убеждений; право на судебную защиту и юридическую помощь.

Право на жизнь является одним из определяющих личных прав.

Неприкосновенность жилища означает, что войти в чье-либо жилище можно только с разрешения самого лица, в нем прожи­вающего, или с санкции компетентных надзорных или судебных органов.

Важное значение имеет тайна почтовых и телеграфных отправ­лений и тайна телефонных переговоров. Исключение в демокра­тических государствах может быть сделано только в том случае, если есть веские основания полагать, что прослушивание теле­фонных переговоров и просматривание писем и телеграмм позво­лят раскрыть преступление. Такое прослушивание и просматрива­ние производятся правоохранительными органами с санкции про­курора или судьи.

Свобода совести заключается во внутреннем убеждении каждо­го человека по своему выбору исповедо­вать любую религию или не исповедовать никакой. В этом свобо­да совести отличается от свободы вероисповедания, согласно ко­торой человек не вправе быть атеистом, но свободен в выборе ре­лигии, которую хотел бы исповедовать.

В некоторых странах определенная религия провозглашается государственной. Такое положение занимает англиканская рели­гия в Великобритании, лютеранство – в некоторых Скандинавских странах, ислам – в Иране, Марокко, Ливии, Пакистане и ряде других стран, иудаизм – в Израиле.

Право на доброе имя и уважение достоинства реализуется в за­щите человека от оскорблений, а также от распространения о нем ложной и унижающей его достоинство информации. Соответст­вующие гарантии содержатся в уголовном и гражданском законо­дательстве.

Политические права определяют пределы и формы участия граждан в управлении обществом и государством. Такие права, как правило, принадлежат только гражданам страны (хотя некоторые могут принадлежать и негражданам).

К числу политических прав относятся: право получать и распространять информацию; свобода собраний, митингов, уличных шествий; свобода объединений; право на участии в решении государственных дел; избирать и быть избранным; на равный доступ к государственным должностям; направлять обращения в органы власти (право пе­тиций).

Социально-экономические права и свободыпоявилась в конституциях сравнительно недавно. Более или менее подроб­ное конституционное регулирование социально-экономических прав начинается с начала XX в.

Социальные права характеризуют определенные формы поддержки граждан со стороны государства. Важнейшими социальными правами явля­ются: право на труд; на отдых; на охрану здоровья; на благоприятную окружающую среду; на социальное обеспечение при утрате трудоспособности; право на жилище.

Право на труд закрепляется в конституциях Италии, Испании, Португалии, Греции, Японии, Брази­лии, Китая, Кубы и др. Право на труд закреплено в Ев­ропейской социальной хартии (новая Хартия вступила в силу в 1999 г.). Во многих странах после второй мировой войны были поставлены вне закона принудительный труд, использование труда детей, а также женщин на трудных и вредных для здоровья работах. В ряде стран (Франция, США, Италия, Великобритания) запреще­на дискриминация при найме трудящихся на работу и их увольне­нии, а также в отношении условий труда. В некоторых странах введено даже уголовное наказание за дискриминацию при приеме на работу (Дания, Финляндия, Норвегия, Нидерланды).

С правом на труд связано право на отдых. В большин­стве стран право на отдых конкретизируется нормами, устанавли­вающими продолжительность рабочего дня (чаще всего 8 часов), рабочей недели (например, в Болгарии, Чехии и Словакии – 42,5 часа, на Кубе – 44 часа), обязательного ежегодного оплачи­ваемого отпуска и т. п. Для лиц, не достигших совершеннолетия, устанавливается сокращенный рабочий день.

Экономические праваопределяют статус человека как субъекта экономической (хозяйственной) деятельности.

К данной категории прав обычно относятся: право собственности; право объединятся в профессиональные союзы, и заклю­чать коллективные договоры с нанимателями; право на забастовку; свобода осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности; право на справедливую оплату труда.

Право на частную собственность получило закрепление в первых буржуазных конституциях (Франции, США).

Культурные правапозволяют человеку про­явить свои творческие способности, обеспечить повышение об­разовательного и культурного уровня.

К культурным правам обычно относят: право на образование; право пользования родным языком при общении, воспитании и обучении; право на участие в культурной жизни, свободный доступ к культурным ценностям; свобода художественного и научно-технического творче­ства и преподавания; право интеллектуальной собственности.

Рассмотрим подробнее реализацию в зарубежных странах права на образование. Сегодня общепризнанным является право на по­лучение бесплатного начального образования, но не везде ситуация одинакова. В странах Европы, Северной Америки, Австралии, Канаде, Японии зада­ча ликвидации массовой неграмотности уже давно решена. Странам Азии, Аф­рики, Латинской Америки и Океании еще предстоит добиться, чтобы все взрослое население научилось читать и писать. Причем данная задача все еще не решена в таких относительно развитых в эконо­мическом отношении странах, как Бразилия, Мексика, Аргентина. Значительные усилия прилагают многие страны Аф­рики для преодоления почти поголовной неграмотности населе­ния.

Правовой статус личности характеризуется не только правами, но и наличием обязанностей. В большинстве современных государств наиболее конкретно определены следующие обязанности: 1) соблюдать конституцию и законы; 2) платить налоги; 3) нести воинскую службу (более чем в 20 странах отказ от службы в вооруженных силах наказывается ли­шением свободы. В то же время воинская обязанность закреплена в законодательстве не всех стран. Например, вооруженные силы США формируются на контрактной основе).

В ряде современных конституцийзакрепляютсятакженовые обязанности: беречь окружающую среду и заботиться о природе (экологическая обязанность);трудиться (в Японии, Эквадоре, Китае, Турции, Кубе); принимать участие в выборах (в Австралии, Бельгии, Австрии, Аргентине, Греции, Люксембурге, Перу, Сальвадоре, Сингапуре, Турции, Эквадоре); воспитывать детей и заботиться о них; заботиться о престарелых родителях.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

а) Право избирать и быть избранным — ст. 48 Конституции Италии. Необходимо отметить, что в Нигерии совокупность активного и пассивного избирательных прав формулируется, как право на свободные, справедливые и периодические выборы в любой орган.

б) Право мирных собраний, демонстраций, шествий и иных манифестаций:

Основной закон ФРГ, статья 8: “Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия без предварительного извещения или разрешения.”

г) Право на обращение в государственные органы индивидуально или коллективно.

“Каждый имеет право, как отдельно, так и вместе с другими лицами, обращаться письменно с просьбами или жалобами в компетентные учреждения и в органы народного представительства”. (ст. 17 ОЗ Германии)

д) Право на получение информации о деятельности государственных органов:

Конституция Франции, статья 15: “Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления”.

е) Право на получение возмещения за незаконные действия государственных органов —ст. 27 Конституции Кубы.

ж) Право на образование политических партий:

Конституция Нигерии, статья 19: “Каждый гражданин имеет свободу политического выбора, которая включает следующие права: право создавать политические партии; правопринимать участие в деятельности политических партий или набирать новых членов в политические партии; право проводить кампанию за политическую партию или дело.”

з) Право на сопротивление

Конституция Португалии,статья 21:“Каждый пользуется правом оказывать сопротивление любому приказу, который наносит ущерб его правам и свободам и их гарантиям, а также применять силу для отпора любой агрессии, если невозможно обратиться к представителям власти.”

и) Осуществление контроля за регулированием и расходованием налогов: Конституция Франции, статья 14: “Все граждане имеют право, лично или через своих представителей, удостоверяться в необходимости общественного обложения, свободно выражать на него согласие, следить за его расходованием и определять его размер, основания, порядок и продолжительность взимания.”


8. Личные права и свободы человека и гражданина в зарубежных странах.

К категории личных прав и свобод можно отнести следующие:

Право на жизнь:

Статья 27 Конституции Азербайджана:

I. Каждый обладает правом на жизнь.

Право на свободу и личную неприкосновенность

предполагает защиту от произвольного лишения свободы, гарантии от необоснованно ареста, обыска или задержания, то есть без соответствующего решения суда. В качестве гарантии данного права законодательство зарубежных стран устанавливают различные сроки для задержания без санкционирования судом. В среднем срок содержания под стражей варьируется от 24 до 72 часов, однако в отдельных государствах срок может быть значительно превышен.

В США вопрос о сроке задержания без решения суда является предметом правового регулирования штатов, при этом большинство штатов установили срок — 72 часа. В Индийском Союзе общий срок также определен в размере 24 часов (Статья 22 Конституции). В Конституции Швейцарии указано, что задержанный должен быть немедленно доставлен в суд.

Право на неприкосновенность жилища

обеспечивает защиту жилища человека от незаконного проникновения в него, без соответствующего согласия на то хозяина. Ограничения данного права возможны, но только на основании решения суда.

Свобода передвижения и выбора места жительства

означает свободное передвижение по территории государства, выезд и возвращение в него для граждан, а также легальные въезд, нахождение и передвижение по территории государства для ИГ и ЛБГ. Данное право может быть ограничено в целях обеспечения государственной безопасности, в первую очередь для иностранных граждан и лиц без гражданства. Ограничения свободы передвижения также могут быть установлены и для граждан государства, обычно в случаях, когда речь идет о чрезвычайном, военном положении или массовых заболеваниях.

Свобода совести и вероисповедания:




свобода совести — понятие более широкое по отношение к свободе вероисповедания, характеризующее отношение человека и гражданина к религии, рассматривается как их право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, иметь религиозные или нерелигиозные убеждения.

Свобода вероисповедания (религии) — это право человека исповедовать религию.

Свобода мысли и слова:

Статья 19 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, что «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Декларация прав человека и гражданина, статья 11 (Франция):

Право на судебную защиту

статья 60 Конституции республики Беларусь

Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Право на тайну или неприкосновенность частной жизни

категория частной жизни охватывает: 1) непосредственно собственную личную жизнь человека; 2) его жизнь в семье; 3) трудовую (в широком смысле слова деятельность); 4) состояние здоровья; 5) общение человека с другими людьми, в том числе через современные технические средства такого

Конституция Нидерландов, статья 10:

Каждое лицо имеет право на неприкосновенность частной жизни, за исключением случаев, которые установлены Актом парламента либо иными актами, изданныи на его основе.

Конституция Испании, статья 18:

Гарантируется право на честь, личную и семейную интимность

Право на достоинство и неприкосновенность личности

Данное правогарантирует защиту человека от применения в отношении него пыток, содержания его в нечеловеческих условиях и проведение медицинских опытов, а также совершения иных унижающих его часть и достоинство действий.

Конституция Польши, статья 40:

Никтo нe мoжeт быть пoдвeргнут пыткaм ни жeстoкoму, бeсчeлoвeчнoму или унизитeльнoму oбрaщeнию и нaкaзaнию. Примeнeниe тeлeсных мeр нaкaзaния зaпрeщaeтся.

Право на имя

Право на семью, вступление в брак

Конституция Швейцарии, статья 16:Право на брак и семью гарантируется. Конституция Кубы, статья 35 признает в качестве семьи только союз мужчины и женщины.

Право на воспитание детей

Конституции Перу, статья :

Правом и обязанностью родителей является содержание, образование и защита их детей

Право на информацию

предполагает право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Право определять свою национальность и пользоваться языком

предусматривает свободу человека самостоятельно определять свою национальную принадлежность: как федераций, так и унитарных государств с автономиями. В демократических государствах принято предоставлять право на определение своей национальности самим людям.

Право на ношение оружия – США.

Право на индивидуальность – статья 26 Конституции Португалии.

Право на доброе имя и репутацию – статья 26 Конституции Португалии.

Право на стремление к счастью – статья 13 Конституции Японии.


9. Обязанности граждан в зарубежных странах.

Обязанности граждан в своей совокупности составляют правовой статус гражданина и человека. Обязанности далеко не всегда закрепляется в конституционном порядке, но все же вытекают из предписаний тех отраслей права (уголовного, административного и др.), которые указанные ограничения закрепляют Среди основных обязанностей – уважать конституцию, участвовать в голосовании на выборах в высшие органы государственной власти (там, где существует обязательное голосование), соблюдать законы, платить налоги, являться в суд по вызову, отбывать воинскую повинность (там, где она существует), подчиняться полицейским предписаниям и др. Нарушение этих обязанностей влечет за собой наказание. Новейшие конституции (Словакия и др.) подчеркивают, что обязанности граждан могут устанавливаться только законом. При этом различаются обязанности граждан и лиц, не имеющих гражданства данного государства (последние, например, не несут воинской повинности).

Политические обязанности (для всех граждан):

1) выполнять обязательные публичные функции;

2) соблюдать конституцию и законы страны;

3) голосовать на выборах.

Обязанности, связанные с гражданством:

1) быть верным стране;

2) защищать Родину;

3) участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий и др.

Публичные субъективные обязанности:

1) платить налоги, установленные законом;

2) переносить экспроприацию, установленную законом;

4) быть свидетелем в соответствии с нормами процессуального кодекса

Обязанности человека и гражданина на примере зар. Стран:

1) Участие в выборах (ст. 48 Конституции Италии);

2) Воинская обязанность (ст. 52 Конституции Италии);

3) Уплата налогов (ст. 54 Конституции Италии);

4) Воспитание детей (ст. 6 ОЗ Германии, ст. 30 Конституции Италии, ст. 37 Конституции Кубы);

5) Соблюдение законов и Конституции государства (ст. 54 Конституции Италии);

6) Верность государству (ст. 54 Конституции Италии);

7) Добросовестное, дисциплинированное выполнение государственных функций, государственная служба (ст. 54 Конституции Италии, ст. 54 Конституции Катара);

8) Уважать и помогать родителям (ст. 37 Конституции Кубы);

9) Уважать национальные традиции и обычаи (ст. 57 Конституция Катара)

Мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права — статья 14 Конституции Ирана.


10. Понятие политических партий, их сущность и функции. Основные подходы к конституционно- правовому регулированию и внутренней организации политических партий в зарубежных странах

Политическая партия – постоянно действующее общественное объединение, представляющее интересы определенной части общества в органах власти на основании общих взглядов и интересов в политической и социальной сферах жизни, преследующее цель - получение и осуществление власти в государстве.

В ряде зарубежных стран грани между партиями и другими политическими объединениями носят нечеткий характер и зачастую стираются. Партии, которые выдвигают цели насильственного свержения конституционного строя, применяют террористические методы для достижения своих целей, требуют установления диктатуры определенного социального слоя, запрещаются конституциями и законами и действуют нелегально.

Партии организуются и действуют свободно. Они создаются, как правило, на основе явочного порядка: никаких предварительных уведомлений или разрешения властей (государственных органов) для создания партии не требуется. Партии сами определяют свои цели, структуру, внутреннюю организацию, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами.

Функции:

А) идеологическая: каждая политическая партия, будучи у власти, формирует в обществе идеологию, соответствующую основным идеям данной партии.

Б) воспитательная, просветительская:

- представители политической партии осуществляет правовое воспитание населения, путем распространения позиции партии на происходящие политические и социальные процессы, предоставляют информацию о законодательном процессе и т.д.;

- занимаются правовым воспитанием населения, формируя представления о гражданском долге, о важности институтов непосредственной демократии;

- создают молодежные общественные объединения, направленные на воспитание будущих избирателей.

В) формирование плюрализма мнений: создание политических партий позволяет сформировать многополярную политическую систему с разнообразием мнений в обществе;

Г) лоббирование интересов своих избирателей в органах власти;

Д) формирование органов государственной власти;

Е) разрешение политических конфликтов;

Ж) обеспечение реализации институтов непосредственной демократии: политические партии организуют избирательные кампании, выдвигают кандидатов, финансируют выдвижение собственных кандидатов и т.д.


11. Классификация политических партий в зарубежных странах (типы и виды).

Основные виды политических партий:

Консервативные - выступают за ограниченное государственное регулирование в сфере экономики и социальной сфере, а также за сокращение налогов (республиканская и демократическая партии США, консервативная партия Великобритании, ХДС ФРГ, ЛДП Японии и др.).

Социал-демократические - отстаивают усиление государственного вмешательства в экономику, включая частичную национализацию и финансирование социальных программ за счет увеличения прогрессивных налогов (лейбористская партия Великобритании, социалистические партииво Франции, Италии и Испании, социал-демократические партии в Германии и скандинавских странах).

Политические права и свободы, которыми гражданин наделяется как член политической общности, определяют его правовое положение в системе общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственной власти. Современные конституции признают за всеми гражданами равный политический статус, что нашло свое выражение в принципе "Равенство всех перед законом". Граждане наделяются широким кругом политических прав и свобод. Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций). Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства.

Важнейшим политическим правом является избирательная правосубъектность гражданина, состоящая из активного и пассивного избирательного права, открывающая для граждан не только возможность участвовать в формировании представительных учреждений, но и проводить в них своих представителей.

К числу политических прав, давно получивших закрепление в конституциях, относится свобода мысли, слова, печати. Все это, хотя и в разных формулировках, означает свободу выражения мнений публично и по общественно значимым вопросам. Свобода выражения мнений означает отсутствие цензуры – автор вправе публиковать или иными способами делать общедоступными свои мнения и убеждения, однако за нарушение законов о печати, о средствах массовой информации он несет ответственность.

Конституции многих стран устанавливают и другие ограничения: запрещаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, религиозную, национальную вражду, пропаганда идей национального, языкового, иного превосходства.

Для создания СМИ необходима их регистрация в соответствующем государственном органе. СМИ в силу их особой роли в обществе находятся под прямым или косвенным контролем государства.

Почти во всех конституциях говорится о свободе объединения в политические партии, профессиональные организации, социально-экономические, культурные, спортивные и иные общества. В единичных странах исключение делается для партий (одно-, двух-, беспартийная система).

Конституции устанавливают лишь самые общие положения, относящиеся к партиям, иногда упоминают о свободе образования профсоюзов. Конституции обычно устанавливают многопартийность и правило, что их организация и методы деятельности должны соответствовать принципам демократии и национальной независимости.

Конституции устанавливают, что организация и деятельность общественных объединений должны быть подчинены демократическим принципам. Даже если они занимаются политической деятельностью и оказывают давление на государственную власть, их главной целью в отличие от партий не является завоевание власти, создание правительства. В странах тоталитарного социализма общественные организации вовлекаются в политику под руководством коммунистической партии.

Особенно детально законодательство регулирует порядок создания политических партий. Для создания партии необходимо присутствие на учредительном собрании минимума граждан, обладающих политическими правами.

Важнейшим политическим правом граждан является свобода собраний, митингов и демонстраций. Многие конституции уточняют: это право собираться мирно и без оружия. Если собрание происходит на улице, площади, в парке, собравшиеся ограничивают свободу других лиц (например, право на свободу передвижения или прогулку в общественном месте). Поэтому для собрания на открытом воздухе требуется предварительное уведомление или даже разрешение властей.

Собрания не разрешаются в таких местах, где расположен законодательный орган, резиденция главы государства, где существуют острые национальные, религиозные и иные противоречия. Тема собрания на открытом воздухе, фамилии его организаторов, предполагаемое число участников должны быть сообщены мэрии или полиции при уведомлении или обращении за разрешением. Для демонстраций существуют более жесткие требования: мэрия утверждает маршрут движения, может ограничить число участников демонстрации.

К числу политических прав относится право петиций. Это индивидуальные и коллективные обращения граждан к высшим органам государства (в англосаксонских странах под петициями понимается прежде всего обращение к парламенту).

Основы конституционно-правового статуса человека и гражданина – институт конституционного права, обеспечивающий защиту жизни и безопасность человека, в первую очередь от произвола со стороны государства.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина включает:

  1. принципы правового положения человека и гражданина;
  2. гражданство (подданство);
  3. права, свободы и обязанности человека и гражданина;
  4. гарантии прав и свобод.

Как член гражданского общества каждый человек обладает рядом прав и равноправен в их осуществлении с другими членами гражданского общества.

Как член политического общества он может обладать большими или меньшими правами, максимум прав предоставляется гражданину.

Права человека – естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К числу неотчуждаемых прав относят право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяется право на использование достижений культуры или чистую природную среду.

Права гражданина связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному государству, политическому сообществу. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся избирательные права, право на объединение (в том числе в политические партии), право на участие в управлении делами государства и т. д.

Право и свобода в конституционном праве рассматриваются как мера возможного поведения лица.

В научных публикациях встречаются попытки провести различия между этими двумя понятиями. Теоретически это применительно к конкретной стране. Практически такое разграничение нереально, особенно в сравнительно-правовом плане, в силу особенностей современной конституционной регламентации в зарубежных странах:

1) далеко не все права во всех странах называются именно правами, они могут называться в одних странах правами, в других – свободами;

2) одна и та же возможность может в самой конституции называться то правом, то свободой в зависимости от контекста.

Эта группа конституционных прав и свобод предоставляет гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. В их число включаются право участия в управлении государством, избирательные права, доступ к государственной службе, право объединения, включая политические партии, свобода союзов и ассоциаций, свобода собраний и манифестаций, свобода печати, право петиций. Эти права и свободы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах. Они составляют (в разных сочетаниях) обязательную часть конституций демократических государств. Политические права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носит, например, право избирать и быть избранным. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или профсоюзов, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве.

Свобода союзов и ассоциаций подразумевает право граждан на создание политических партий и других общественных организаций, которые обладают свободой деятельности. Число партий и союзов, как правило, велико, что внешне создает впечатление о широких возможностях реализации этого права. Однако большинство из них малочисленны, а зачастую и не ведут сколько-нибудь заметной общественной деятельности. Реально проявляют себя только крупные политические партии, профсоюзы, объединения предпринимателей, религиозные общества, творческие союзы, спортивные клубы и т, т

Суть свободы демонстраций и собраний состоит в том, что на проведение собраний, митингов, шествий, манифестаций, демонстраций не требуется предварительного разрешения властей и они не ограничиваются местом и временем. Но практически такой неограниченной свободы нет ни в одной стране. Полиция не только дает (или не дает) соответствующее разрешение, но и предписывает маршруты крупных шествий, контролирует время их начала и конца, применяет оцепления участников и физическое воздействие на них в случае "несоблюдения общественного порядка". Применение всех этих ограничительных положений носит особенно широкий характер, когда власти сталкиваются с массовыми движениями политического протеста.

Составной частью политической свободы является свобода печати, радио и телевидения. Проблема ограничения этой свободы всегда носила острый характер, становясь все более сложной вусловиях политических кризисов власти, активизации экстремистских организаций, общего возрастания роли средств массовой информации и их вмешательства в частную жизнь граждан. Ограничения злоупотреблений свободой печати идут главным образом путем расширения составов уголовных преступлений, таких, как клевета и диффамация, подстрекательство к насильственным действиям, распространение запрещенных печатных материалов, призывы к государственной измене, оскорбление личности, распространение ложных слухов и пр. В ряде стран (США, Великобритании, Австралии и др.) предусмотрена высокая материальная ответственность и даже уголовные наказания за нарушения законов о печати. В законодательстве отдельных государств установлен порядок конфискации публикаций, содержащих недопустимую информацию.

В число политических прав нередко включается право на участие в отправлений правосудия. Некоторые конституции фиксируют это в.общем виде, используя формулу: "Народ участвует в отправлении правосудия" (Конституция Италии. Ст. 102), другие - путем указания на формы участия представителей населения в судебном рассмотрении конкретных дел (Конституция США. Ст. III).

Исторически сложились две такие формы. Одна — институт заседателей (шеффенов); граждане в числе двух, четырех и более (в зависимости от страны и характера дела) вместе с профессиональным судьей образуют единую коллегию, которая ведет весь процесс, решает, все вопросы (включая вынесение приговора) совместно. Европейские страны в большинстве своем (Франция, Германия, Италия и др.) предпочли шеффенскую систему. Другая форма — институт присяжных заседателей (США, Великобритания): присяжные, также обычные граждане, образуют самостоятельную коллегию в составе, как правило, 12 человек (бывает и 6), которые призваны в итоге судебного разбирательства единогласно или большинством голосов ответить на вопрос: виновен обвиняемый или нет. В зависимости от этого вердикта профессиональный судья выносит приговор.

Эта группа конституционных прав и свобод предоставляет гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. В их число включаются право участия в управлении государством, избирательные права, доступ к государственной службе, право объединения, включая политические партии, свобода союзов и ассоциаций, свобода собраний и манифестаций, свобода печати, право петиций. Эти права и свободы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах. Они составляют (в разных сочетаниях) обязательную часть конституций демократических государств. Политические права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носит, например, право избирать и быть избранным. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или профсоюзов, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве.

Свобода союзов и ассоциаций подразумевает право граждан на создание политических партий и других общественных организаций, которые обладают свободой деятельности. Число партий и союзов, как правило, велико, что внешне создает впечатление о широких возможностях реализации этого права. Однако большинство из них малочисленны, а зачастую и не ведут сколько-нибудь заметной общественной деятельности. Реально проявляют себя только крупные политические партии, профсоюзы, объединения предпринимателей, религиозные общества, творческие союзы, спортивные клубы и т, т

Суть свободы демонстраций и собраний состоит в том, что на проведение собраний, митингов, шествий, манифестаций, демонстраций не требуется предварительного разрешения властей и они не ограничиваются местом и временем. Но практически такой неограниченной свободы нет ни в одной стране. Полиция не только дает (или не дает) соответствующее разрешение, но и предписывает маршруты крупных шествий, контролирует время их начала и конца, применяет оцепления участников и физическое воздействие на них в случае "несоблюдения общественного порядка". Применение всех этих ограничительных положений носит особенно широкий характер, когда власти сталкиваются с массовыми движениями политического протеста.

Составной частью политической свободы является свобода печати, радио и телевидения. Проблема ограничения этой свободы всегда носила острый характер, становясь все более сложной в условиях политических кризисов власти, активизации экстремистских организаций, общего возрастания роли средств массовой информации и их вмешательства в частную жизнь граждан. Ограничения злоупотреблений свободой печати идут главным образом путем расширения составов уголовных преступлений, таких, как клевета и диффамация, подстрекательство к насильственным действиям, распространение запрещенных печатных материалов, призывы к государственной измене, оскорбление личности, распространение ложных слухов и пр. В ряде стран (США, Великобритании, Австралии и др.) предусмотрена высокая материальная ответственность и даже уголовные наказания за нарушения законов о печати. В законодательстве отдельных государств установлен порядок конфискации публикаций, содержащих недопустимую информацию.

В число политических прав нередко включается право на участие в отправлений правосудия. Некоторые конституции фиксируют это в.общем виде, используя формулу: "Народ участвует в отправлении правосудия" (Конституция Италии. Ст. 102), другие - путем указания на формы участия представителей населения в судебном рассмотрении конкретных дел (Конституция США. Ст. III).

Исторически сложились две такие формы. Одна — институт заседателей (шеффенов); граждане в числе двух, четырех и более (в зависимости от страны и характера дела) вместе с профессиональным судьей образуют единую коллегию, которая ведет весь процесс, решает, все вопросы (включая вынесение приговора) совместно. Европейские страны в большинстве своем (Франция, Германия, Италия и др.) предпочли шеффенскую систему. Другая форма — институт присяжных заседателей (США, Великобритания): присяжные, также обычные граждане, образуют самостоятельную коллегию в составе, как правило, 12 человек (бывает и 6), которые призваны в итоге судебного разбирательства единогласно или большинством голосов ответить на вопрос: виновен обвиняемый или нет. В зависимости от этого вердикта профессиональный судья выносит приговор.

Читайте также: