При выявлении схода подвижного состава обязан ли машинист поезда лично осмотреть место схода

Обновлено: 16.06.2024

СОВЕТ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА

Приложение N 40 к Протоколу
52-го заседания Совета
по железнодорожному транспорту
государств-участников Содружества,
13 - 14.05.2010 г.

РЕГЛАМЕНТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАШИНИСТА ПАССАЖИРСКОГО ПОЕЗДА, РАБОТАЮЩЕГО БЕЗ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА, С ПРИЧАСТНЫМИ РАБОТНИКАМИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Порядок действий машиниста и причастных работников в случае сбоя в графике движения поездов и остановки пассажирского поезда на перегоне

2. Порядок действий машиниста и причастных работников в случае отказа тормозов (их несрабатывания)

4. Порядок действий машиниста и причастных работников при неисправностях в поезде

4.1. Порядок действий машиниста при получении информации об искрении под вагонами с признаками срабатывания тормозов в составе поезда

4.2. Порядок действий машиниста и причастных работников при сходе вагонов на перегоне и выходе за габарит или саморасцепе автосцепных устройств в поезде

5. Порядок действий машиниста и причастных работников в случае завышения давления в тормозной магистрали поезда

5.1. При перезарядке тормозной магистрали пассажирского поезда остановить поезд минимальной разрядкой тормозной магистрали.
5.2. Для ликвидации завышенного давления в тормозной магистрали выполнить несколько циклов торможений и отпуска.
5.3. После перехода на нормальное зарядное давление в тормозной магистрали, прежде чем возобновить движение, через начальника пассажирского поезда проверить отпуск тормозов у каждого вагона (по отходу тормозных колодок от поверхности катания колес или по манометру, расположенному в тамбуре или служебном отделении вагона).

6. Порядок действий машиниста и причастных работников при возникновении пожара на локомотиве, в вагоне состава пассажирского поезда

6.1. Порядок действий машиниста при возникновении пожара на локомотиве

6.1.1 Машинист останавливает поезд, информирует по поездной радиосвязи дежурных по станциям, ограничивающим перегон, поездного диспетчера и машинистов встречных и вслед идущих поездов, находящихся на перегоне, а также начальника пассажирского поезда о случившемся.
После остановки поезда принять меры к его удержанию на месте. Передать указание начальнику пассажирского поезда затормозить состав ручными тормозами, если есть возможность, отцепиться от состава и отъехать от вагонов на безопасное расстояние, но не менее чем на 50 метров.
Через поездного диспетчера или дежурного по станции затребовать пожарное подразделение к месту остановки поезда.
Подавать сигнал пожарной тревоги (один длинный, два коротких) и руководствоваться требованиями инструкции "По обеспечению пожарной безопасности на локомотивах".
6.1.2 При пожаре на крыше локомотива, когда имеется опасность поражения током во время действий по тушению пожара, немедленно сообщить об этом поездному диспетчеру или дежурному по станции и потребовать снятия напряжения в контактной сети на участке, где будет остановлен поезд.
6.1.3 Тушение пожара до прибытия пожарного подразделения осуществляется машинистом с привлечением через начальника пассажирского поезда работников поездной бригады пассажирского поезда, а также локомотивных бригад встречных поездов.

6.2. Порядок действий машиниста и причастных работников в случае возникновения пожара в вагоне состава пассажирского поезда

6.2.1 Начальник пассажирского поезда по радиосвязи обязан связаться с машинистом и сообщить о пожаре.
6.2.2 Машинист, получив информацию от начальника поезда, подает сигнал пожарной тревоги (один длинный, два коротких), сообщает о возгорании дежурным по станциям, ограничивающим перегон, поездному диспетчеру и машинистам встречных и вслед идущих поездов, находящихся на перегоне.
6.2.3 Машинист останавливает поезд по возможности на площадке и в удобном месте для подъезда пожарных подразделений, эвакуации пассажиров и через дежурного по станции, поездного диспетчера вызывает к месту остановки пожарный поезд.
6.2.4 Если не удается потушить очаг возгорания силами поездной бригады, машинист по указанию начальника пассажирского поезда с участием электромеханика обязан снять напряжение на отопление состава и приступить к растаскиванию состава.
6.2.5 Растаскивание состава от горящего вагона осуществляется по команде начальника пассажирского поезда. Хвостовую часть состава необходимо закрепить и отъехать с горящим вагоном не менее, чем на 50 метров, далее отцепить горящий вагон, закрепив тормозными башмаками, и отъехать от него не менее, чем на 50 метров.
6.2.6 После растаскивания состава машинист немедленно докладывает об этом дежурному по станции, поездному диспетчеру для принятия мер по оказанию помощи и снятия напряжения в контактной сети энергодиспетчером и дает указание начальнику пассажирского поезда произвести ограждение хвоста и головы поезда.

7. Порядок действий машиниста при обнаружении в пути следования проворота бандажа колесной пары локомотива

7.1. При ослаблении бандажа колесной пары с проворотом внимательно осмотреть состояние бандажа и его стопорного кольца на наличие трещин и излома. Дальнейшее следование локомотива определяет машинист.
При самостоятельном выезде с перегона машинист выключает тяговый двигатель и тормоз этой колесной пары (тележки).
7.2. При ослаблении бандажа колесной пары без проворота поставить новую риску и установить контроль за состоянием колесной пары, совпадением рисок. Следовать с установленной скоростью, предварительно отключив тяговый электродвигатель и исключив торможение этой колесной пары.
7.3. При повторном провороте бандажа колесной пары в пути следования отцепить на ближайшей станции локомотив от поезда и следовать резервом в основное депо со скоростью не более 25 км/час.

8. Порядок действий машиниста при вынужденной остановке поезда на перегоне по причине неисправности локомотива

8.1. При отказе на локомотиве тягового оборудования или других неисправностей, обеспечивающих безопасное ведение поезда и невозможности устранения причины отказа, машинисту запрещается отправляться на перегон со станции.
8.2. При ведении поезда в зависимости от сложившейся ситуации и поездной обстановки:
остановить поезд по возможности на станции, площадке и прямом участке пути, если не требуется экстренной остановки, и сообщить о вынужденной остановке по поездной радиосвязи дежурным по станциям, ограничивающим перегон, поездному диспетчеру и машинистам встречных и вслед идущих поездов, находящихся на перегоне, а также начальнику пассажирского поезда;
привести в действие автотормоза поезда и вспомогательный тормоз локомотива на максимально допустимое давление в тормозных цилиндрах;
при необходимости наполнить воздухом запасной резервуар токоприемника.
8.3. При невозможности устранения возникшей неисправности по истечении 10 минут после остановки поезда, через дежурного ближайшей станции, поездного диспетчера затребовать вспомогательный локомотив, с указанием на каком километре и пикете находится голова поезда, в связи с чем требуется помощь и время ее затребования.
8.4. После получения от поездного диспетчера информации, с какой из ограничивающих перегон станций будет оказана помощь и на какую станцию будет выводиться поезд, принять меры к ограждению состава установленным порядком и приступить к более детальному осмотру тягового подвижного состава для выявления и устранения неисправности.
8.5. Если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 и более минут и возможность удержания поезда на месте на автотормозах отсутствует, дать указание начальнику пассажирского поезда привести в действие ручные тормоза состава с применением, при необходимости, тормозных башмаков, находящихся на локомотиве.
8.6. Машинисту запрещается приводить поезд в движение без приказа поездного диспетчера.

9. Порядок действий машиниста и причастных работников при получении информации о срабатывании автоматических устройств контроля технического состояния подвижного состава, указывающих о нагреве буксового узла в составе пассажирского поезда

9.1. Получив информацию от дежурного по станции о нагреве буксового узла в составе пассажирского поезда, машинист обязан служебным торможением остановить поезд на станции. О причине остановки сообщить начальнику пассажирского поезда, указав номер по счету вагона, колесной пары, сторону и уровень нагрева.
9.2. Начальник пассажирского поезда должен организовать силами поездной бригады осмотр греющегося узла (буксы, редуктора, шкива, генератора) вагона. В случае невыявления нагрева на указанном вагоне, дополнительно проверяет на нагрев по два вагона с каждой стороны от указанного вагона.
9.3. Начальник пассажирского поезда докладывает машинисту о результатах осмотра и возможности дальнейшего следования, а тот, в свою очередь, дежурному по станции с указанием фамилии начальника пассажирского поезда.
9.4. Если определено, что указанный нагрев не связан с неисправностью буксового узла и причина нагрева установлена и устранена, разрешается продолжать движение с установленной скоростью.
9.5. При получении информации о срабатывании средств контроля "Тревога-1", "Тревога-2" о нагреве буксового узла в составе поезда действовать в соответствии с порядком, установленным на железной дороге, по которой в данный момент следует поезд.
9.6. Если приборами контроля выявлен нагрев буксового узла на локомотиве, машинист после остановки оставляет поезд и локомотив в заторможенном состоянии и сам осматривает механическую часть локомотива, о результатах осмотра докладывает поездному диспетчеру и совместно с ним принимает решение о дальнейшем следовании поезда.

10. Порядок действий машиниста и причастных работников в случае обнаружения "толчка" в пути

10.1. При обнаружении "толчка" в пути, неисправности, из-за которой возможен сход подвижного состава с рельс, машинист обязан остановить поезд. Немедленно по поездной радиосвязи сообщить дежурным по станциям, ограничивающим перегон, поездному диспетчеру, машинистам встречных и вслед идущих поездов, находящихся на перегоне, а также начальнику пассажирского поезда о причинах остановки, указав при этом характер выявленной неисправности с указанием километра, пикета и скорости, при которой она выявлена по форме:
"Внимание, внимание! Слушайте все! Я, машинист позда N ____, фамилия ___ (работаю без помощника машиниста), на ____ км, пикета ____, ____ обнаружил "толчок" (боковой, вертикальный) при скорости _____км/час.
Получить подтверждение о том, что информация о "толчке" в пути воспринята машинистом локомотива вслед идущего поезда и дежурными по станциям, ограничивающим перегон.
10.2. После остановки поезда, установленным порядком затормозив состав, тщательно осмотреть экипажную часть локомотива, а через начальника поезда - состояние подвижного состава и опасного участка пути. При отсутствии неисправности механической части подвижного состава и неисправности пути под составом, после доклада дежурному по станции, поездному диспетчеру об осмотре и отсутствии замечаний продолжить движение с таким расчетом, чтобы проследовать опасное место всем составом со скоростью не более 20 км/час, а при обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения, возобновить движение только после устранения этой неисправности.

11. Порядок действий машиниста при неисправности устройств автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и контроля бдительности машиниста

11.1. В случае возникновения неисправности устройств автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (далее - АЛСН) и контроля бдительности машиниста и невозможности восстановления их действия машинист обязан доложить об этом поездному диспетчеру (дежурному по станции). Получить приказ поездного диспетчера на следование поезда с неисправными устройствами АЛСН. После получения приказа поездного диспетчера машинист может следовать с пассажирским поездом до пункта смены локомотивных бригад, где АЛСН должна быть отремонтирована или произведена смена локомотива.
11.2. Машинист следует по участку со скоростью, согласно приказа начальника железной дороги. Скорость проезда светофора с одним желтым огнем или двумя желтыми огнями не должна превышать 40 км/час.

12. Порядок действий машиниста при неисправности поездной радиостанции и в зоне неустойчивой связи.

14. Порядок действий причастных работников в случае невозможности ведения пассажирского поезда машинистом по состоянию здоровья

14.1. В случае ухудшения ЗДОРОВЬЯ машинист обязан принять меры к экстренной остановке поезда и по поездной радиосвязи сообщить дежурным по станциям, ограничивающим перегон, поездному диспетчеру и машинистам встречных и вслед идущих поездов, находящихся на перегоне, а также начальнику пассажирского поезда о невозможности управлять поездом.
14.2. Начальник пассажирского поезда должен принять меры по закреплению и ограждению состава, оказанию машинисту первой медицинской помощи до прибытия врача. После оказания помощи согласовать порядок дальнейших действий с поездным диспетчером, исходя из конкретных условий (дальнейшее следование со вспомогательным локомотивом, доставка локомотивной бригады для смены и т.д.). Дальнейшее ведение поезда этим машинистом запрещается.

15. Порядок взаимодействия машиниста и причастных работников в случае наезда пассажирского поезда на людей, автотранспорт, посторонние предметы

16. Порядок действий машиниста и причастных работников в случае отсутствия напряжения в контактной сети на перегоне или станции, неисправности контактной сети, повреждения токоприемников локомотива

17. Порядок действий машиниста и причастных работников при получении информации от дежурного по станции о срабатывании устройств контроля схода железнодорожного подвижного состава (УКСПС), нарушений нижнего габарита (УКНГ), выявленном "волочении" в составе поезда

17.1. Машинист обязан остановить поезд и сообщить об этом машинистам встречных и вслед идущих поездов, находящимся на перегоне, начальнику пассажирского поезда о причинах остановки.
17.2. Начальник пассажирского поезда, получив информацию от машиниста, организует осмотр состава с обеих сторон на наличие волочащихся деталей или схода вагонов.
17.3. Машинист производит осмотр механической части локомотива.
17.4. При выявлении неисправности начальник пассажирского поезда устраняют ее, о чем докладывают машинисту, который, в свою очередь, о результатах осмотра и принятых мерах начальником пассажирского поезда с указанием его фамилии докладывает дежурным по станции, ограничивающим перегон, и поездному диспетчеру и сообщает о возможности дальнейшего следования поезда.
17.5. Если начальник пассажирского поезда не обнаружит неисправность в поезде, машинист о результатах осмотра докладывает дежурным по станции, ограничивающим перегон, и поездному диспетчеру и далее следует по его указанию. Поезд принимается на станцию со скоростью не более 20 км/час, где повторно осматривается работником вагонного хозяйства, а при его отсутствии - начальником пассажирского поезда.
17.6. При обнаружении волочения детали, не поддающегося устранению силами поездной бригады, или схода подвижного состава начальник пассажирского поезда сообщает об этом машинисту, указав возможную причину, который, в свою очередь, докладывает дежурным по станциям, ограничивающим перегон, и поездному диспетчеру. Поездной диспетчер принимает решение о выводе поезда с перегона.

При выявлении схода подвижного состава помощник машиниста обязан немедленно произвести закрепление хвостовой части поезда, согласно нормам закрепления, ограждение места схода, согласно нормам ограждения и доложить машинисту поезда.

Машинист поезда, получив информацию о сходе подвижного состава, обязан:

- включить красные огни буферных фонарей;

- обеспечить установленным порядком ограждение поезда;

- доложить ДНЦ (ДСП, ограничивающих перегон);

Осмотреть место схода и передать ДНЦ (ДСП) уточнённые дан­ные: перегон, километр, пикет, номер поезда, есть ли пострадавшие, сколько единиц находится в сошедшем состоянии, из них, сколько лежит на боку, есть ли сход локомотива, какой вагон сошел первым по счету от головы или хвоста поезда, род подвижного состава, груженые или порожние вагоны, есть ли повреждения и утечка груза. Наличие габарита по соседнему пути. Состояние контактной сети. Необходимость отключения напряжения, в том числе и по смежному пути.

Проверить наличие в составе поезда вагонов с опасными грузами и вагонов, сопровождаемых проводниками. Вскрыть пакет перевозочных документов для определения по аварийной карте первоочередных действий или передать по радиосвязи номера аварийных карт, указанных на оборотной стороне поездной ведомости.

При наличии парений, утечки груза, подходить для осмотра не с подветренной стороны.

Характер местности (высота насыпи, наличие кривой, уклон, болото, мост и т.д.). Возможность подъезда восстановительной техники, включая и автотранспорт.

В дальнейшем руководствоваться указаниями дежурного по станции и поездного диспетчера.

9 Действия локомотивной бригады при выявлении падения давления в тормозной магистрали или торможения отдельного вагона в пассажирском поезде

9.1 Порядок действий при выявлении открытия стоп-крана в пассажирском поезде.

После отправления поезда проводники пассажирских вагонов должны убедиться в отпуске тормозов вагонов и отсутствии постороннего стука и результатах осмотра доложить начальнику пассажирского поезда.

Машинист локомотива действует на основании решения о дальнейшем следовании, принятого совместно с начальником поезда. Начальник поезда по факту и о причинах срыва стоп-крана составляет акт установленной формы, который передает машинисту при остановке поезда на станции по графику движения.

В пути следования машинист должен контролировать нормальное действие электропневматического тормоза по сигнальным лампам, а при дублированном питании – по показаниям амперметра в положении перекрыши, которые не должны изменяться в процессе ведения поезда в сторону уменьшения более чем на 20 %. При большем отклонении показаний, падении напряжения на источнике питания в положении торможения ниже 45 В, при недостаточной эффективности электропневматического тормоза или неудовлетворительной плавности торможения, самопроизвольном наполнении тормозных цилиндров, а также при погасании сигнальной лампы перейти на пневматическое управление тормозами.

При остановочных торможениях электропневматическим тормозом перед запрещающими сигналами торможение следует производить постановкой ручки крана машиниста в V положение, по достижении необходимого давления в тормозных цилиндрах ручку крана следует перевести в III положение (перекрыша без питания магистрали)

Если в пути следования сигнальная лампа погаснет или загорание сигнальных ламп не соответствует положению ручки крана машиниста, то необходимо перейти на пневматическое управление тормозами, выключив источник питания (АЗВ) электропневматических тормозов. Если сигнальная лампа гаснет при подъезде к запрещающим сигналам или предельному столбику в режиме электропневматического торможения, применить экстренное торможение и выключить источник питания электропневматических тормозов, о чём сделать соответствующую запись в справке ВУ - 45.

Перед отправлением выполнить сокращенное опробование автотормозов.

В пункте смены локомотивных бригад составить совместный акт по обнаруженной неисправности. В комиссионном осмотре принимают участие ТЧМ (ТЧМИ), ЛНП, ПЭМ и работник вагонного хозяйства.

9.4 В случаях выявления в пассажирском поезда отдельного вагона с заторможенными колесными парами, необходимо:

– после остановки поезда на перегоне или станции привести в действие вспомогательный тормоз локомотива и отпустить тормоза поезда краном машиниста усл. № 395;

– выявить вагон с не отпущенным тормозом;

– проверить, не приведен ли в действие ручной тормоз вагона;

Если поезд следовал на пневматических тормозах, проверить действие пневматического воздухораспределителя вагона усл. № 292 путем опробования тормозов, с замером времени отпуска, которое должно составлять не более 25 сек.

В случае выявления неотпуска или замедленного отпуска тормоза вагона, перекрыть разобщительный кран от тормозной магистрали к воздухораспределителю и полностью выпустить воздух из запасного резервуара. Проверить отход тормозных колодок от поверхности катания колесных пар. Произвести сокращенное опробование тормозов поезда и следовать далее до ближайшего ПТО, где неисправность должна быть устранена. Если поезд следовал на электропневматических тормозах, то в первую очередь отключить питание ЭПТ на локомотиве и если тормоза вагона отпустили, значит, неисправность находится в электрической части электровоздухораспределителя усл. № 305. В этом случае выполнить сокращенное опробование тормозов поезда и следовать на пневматическом управлении тормозами до ближайшего ПТО, где неисправность должна быть устранена. В случае неотпуска тормоза вагона, перекрыть разобщительный кран от тормозной магистрали к воздухораспределителю, принудительно с помощью поводка выпускного клапана полностью выпустить воздух из запасного резервуара. Если тормоза на вагоне отпустили вскрыть клеммную коробку ЭПТ подвагонного оборудования и отсоединением проводов №1 и №2 отключить электровоздухораспределитель. Произвести сокращенное опробование тормозов поезда и следовать далее на пневматических тормозах.

Если отпуск тормоза вагона (после его принудительного отпуска поводком) не произошел, то причиной может быть неисправность механической части электровоздухораспределителя усл. № 305. Необходимо при перекрытом разобщительным кране от тормозной магистрали к воздухораспределителю, соблюдая требования техники безопасности, вывернуть пробку тормозного цилиндра (тормоз вагона должен отпустить). При невозможности выкручивания пробки из крышки тормозного цилиндра, для его отпуска (предотвращения повторного наполнения), ослабить крепление по фланцу электровоздухораспределителя усл. № 305 к рабочей камере(три болта) и выпустить воздух. Произвести отключение проводов ЭПТ №1 и №2 в клеммной коробке. Выполнить сокращенное опробование тормозов поезда и следовать до ближайшего ПТО на пневматическом управлении тормозами, где неисправность должна быть устранена.

Когда при выпуске воздуха из тормозного цилиндра его шток под действием возвратной пружины не садится на место возможной причиной может быть излом возвратной пружины штока ТЦ, заедание штока в ТЦ из-за отсутствия смазки или в зимнее время наличия льда, заедание ТРП. Для устранения неисправности соблюдая требования охраны труда выбить валик тормозной рычажной передачи к тормозному цилиндру. Убедиться в отходе колодок от поверхности катания колесных пар и надежном креплении ТРП.

В случаях неисправности пневматического тормоза на одном из двух хвостовых вагонов заказать вспомогательный локомотив.

2.2. При вынужденной остановке на перегоне поезда, машинист локомотива (МВПС, ССПС) лично сообщает диспетчеру поездному и дежурным по станции, ограничивающим перегон о времени и причине остановки.

2.3. Машинист остановившегося поезда обязан получить подтверждение о том, что информация об остановке поезда или возникновении аварийной и нестандартной ситуации воспринята машинистом локомотива вслед идущего и встречного поезда, следующего по соседнему пути, диспетчером поездным и дежурными по станциям, ограничивающими перегон.

2.4. В случае схода подвижного состава локомотивная бригада обязана:

- произвести ограждение места схода согласно п.48 ИСИ.

2.5. После личного осмотра места схода машинист обязан передать дежурному по станции и диспетчеру поездному следующую информацию:

- имеются ли человеческие жертвы;

- наличие габарита по соседнему пути;

- километр и пикеты, на которых произошел сход, характер местности имеются ли подъезды к железнодорожному полотну;

- сколько единиц подвижного состава сошло с рельсов (есть ли сход локомотива) из них количество подвижного состава стоящего на железнодорожном полотне или лежащих на боку;

- тип сошедших вагонов (груженые или порожние), имеются ли среди сошедших вагонов цистерны, а по перевозочным документам установить род груза;

- передать данные о состоянии контактной сети и количестве поврежденных опор контактной сети;

3. Действия локомотивной бригады при остановке поезда по нарушению целостности тормозной магистрали

- взять с собой сигнальные принадлежности, деревянные пробки, кольца для соединительного рукава, газовый ключ, в ночное время фонарь, в случае остановки поезда на неблагоприятном профиле пути тормозной башмак для закрепления вагонов;

- для определения причины падения давления в тормозной магистрали произвести осмотр всего состава поезда;

- при выявлении неисправности приступить к ее устранению.

3.4. В грузовом поезде:

3.6. В пассажирском поезде, необходимо получить подтверждение проводника последнего вагона в том, что этот вагон является хвостовым.

4. Порядок взаимодействия работников в случае, когда поезд потерял управление тормозами

4.1. В случае обнаружения отказа автотормозов в поезде, машинист обязан:

- немедленно применить экстренное торможение всеми имеющимися средствами на локомотиве (комбинированный кран, принудительный срыв ЭПК);

- привести в действие вспомогательный и ручной тормоз локомотива;

- привести в действие песочницу;

- применить электрическое торможение на тех сериях локомотивов, где это предусмотрено. При этом локомотивный тормоз необходимо отпустить. Не допускается одновременно применять пневматическое и электрическое торможение на электровозах и тепловозах в случаях, не предусмотренных схемой локомотива;

- в пассажирском поезде передать по радиосвязи требование начальнику поезда о необходимости приведения в действие стоп-кранов и ручных тормозов состава;

- одновременно с принятыми мерами подавать сигнал общей тревоги;

- по поездной радиосвязи сообщить об отказе тормозов дежурному впереди находящейся станции и диспетчеру поездному, для принятия мер к свободному приему поезда на станцию или пропуску через станцию на проход, машинистам других поездов, находящихся на перегоне по форме:

4.2. Машинист должен помнить, что вызов по каналу радиосвязи действует 12-15 секунд, после этого вызов надо повторить до получения ответа от диспетчера поездного и дежурного по станции.

4.3.1. В зависимости от поездной обстановки и при наличии свободного пути на станции незамедлительно приготовить маршрут приема поезда на свободный путь.

4.3.2. По согласованию с диспетчером поездным принять одно из следующих решений:

- организовать всеми имеющимися средствами остановку поезда (установку тормозных башмаков, использование локомотива и т.д.);

- в случае невозможности остановки поезда обеспечить его пропуск на следующий перегон, если на нем нет пассажирского поезда;

4.3.4. При пропуске поезда на свободный перегон стрелки противоположной горловины станции должны быть установлены по соответствующему маршруту.

Независимо от возможности остановки поезда на перегоне действия работников на последующей станции, куда следует неуправляемый поезд, аналогичны вышеперечисленным.

4.3.5. Если на перегоне оказался поезд встречного направления, то диспетчер поездной и дежурный по станции обязаны довести сложившуюся ситуацию до машиниста этого поезда любыми возможными способами. В этом случае машинист поезда должен остановиться, затормозить поезд, отцепиться от состава, отъехать от него на возможно большее расстояние и принять меры по остановке неуправляемого поезда, соблюдая при этом меры личной безопасности.

4.3.6. Во всех случаях маршрут приема, отправления или пропуска неуправляемого поезда должен готовиться без замыкания стрелок в маршруте поездными или маневровыми светофорами, аналогично случаям приема, отправления поездов при запрещающих сигналах светофоров в соответствии с требованиями ИДП.

3.2.1. В пути следования локомотивная бригада контролирует работу локомотива по показаниям контрольно-измерительных приборов и путем визуального осмотра оборудования локомотива. При зеленом огне светофора, отсутствии предупреждения и перегонном времени более 5-ти минут помощник мащиниста с разрешения машиниста обходит дизельное помещение.

При стоянках на станциях и перегонах помощник машиниста, а при стоянке более 5 мин. машинист, производят осмотр экипажной части локомотива с обязательным контролем нагрева буксовых узлов.

Машинист и помощник машиниста в кривых участках пути следят за состоянием своего поезда и при обнаружении признаков неисправностей или схода подвижного состава принимают меры к немедленной остановке поезда.

3.2.2. Помощнику машиниста запрещается покидать кабину управления локомотива в следующих случаях:

- при приближении поезда к сигналам, требующим снижения скорости или остановки;

- в случае появления белого огня на локомотивном светофоре (кроме участков, не оборудованных автоблокировкой);

- при следовании поезда по станции, а также в пределах искусственных сооружений и при проследовании постов безопасности;

- неисправности устройств автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН, КЛУБ, КЛУБ-У) кроме случаев следования по приказу поездного диспетчера и наличию сведений о свободности перегона;

- при следовании поезда по местам ограничений скорости, указанным в бланке предупреждения формы ДУ-б1 или установленным приказами начальника дороги;

- в местах проверки действия автотормозов.

При приближении встречного поезда и до проследования всем составом встречного поезда помощник машиниста должен находиться у рабочего места машиниста и внимательно наблюдать за состоянием встречного поезда, визуально проверить наличие сигналов на хвостовом вагоне встречного поезда.

3.2.3. - при сдаче локомотива локомотивной бригадой выполняется техническое обслуживание (далее ТО) локомотива в соответствии с циклами проведения ТО-1 установленными приказом начальника депо и производится запись в журнале формы ТУ- 152 о работе оборудования локомотива и неисправностях выявленных в пути следования и при проведении ТО-1;

- по окончании работ связанных со сдачей локомотива, он закрепляется и приводится в нерабочее состояние или предъявляется лицу, ответственному за его сохранность. Для исключения доступа посторонних лиц двери кабин управления локомотива должны быть закрыты, ключи управления и ключи от входных дверей передаются принимающему лицу или дежурному по депо. Инвентарь и инструмент, подлежащий сдаче, сдается в соответствии с порядком, установленным приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо.

Регламент переговоров членами локомотивной бригады между собой и с другими работниками ж/д транспорта

- о получении поездных документов;

- о наличии полученного предупреждения;

- о получении справки об обеспечении поезда тормозами и сверке номеров хвостового вагона, записанного на документах и справке;

- о давлении в тормозной и питательной магистралях;

- о положении ручек кранов машиниста №254 и 395;

- о включении приборов безопасности и радиостанции;

- о свободности пути на котором находится их поезд;

- о показании выходного (маршрутного) светофора и скорости с пути отправления;

- о нахождении осмотрщика вагонов и подаче оповестительного сигнала;

- помощник осматривает состав поезда со своей стороны, машинист со своей и друг другу докладывают об отсутствии препятствия к отправлению;

- помощник напоминает машинисту о постановке ручки крана машиниста № 395 в 1-е положение на 3-4 секунды и записывают максимальное отклонение стрелки манометра давления воздуха в тормозной магистрали.

На промежуточных станциях перед отправлением после стоянки регламент выполняется с сокращением той информации, которая характерна только для первоначальной станции отправления.

При этом, если при замере плотности окажется, что она отклоняется от первоначальной более чем на 20% или при постановки ручки крана машиниста №395 стрелка манометра отклоняется на большую величину, чем на станции отправления отправление должно быть отменено. В этом случае машинист сообщает диспетчеру, что возникло подозрение на нарушение целостности тормозной магистрали и локомотивная бригада по установленной технологии выполняет сокращенное опробование тормозов.

3.3.2. При управлении поездом локомотивная бригада следит за свободностью пути, показаниями сигналов, сигнальных указателей и знаков и выполняет их требования.

После отправления со станции локомотивная бригада ведет наблюдение и обменивается информацией:

- о положении стрелок по маршруту следования;

- о разрешенной скорости на перегоне и выданных предупреждениях;

- о времени следования по перегону;

- о показании светофоров, особенно при их смене на более запрещающее;

- о необходимости проверки тормозов на их действие по приказу начальника дороги;

- о наличии на перегоне устройств дистанционного контроля за техническим состоянием подвижного состава;

- о приближении к станциям, искусственным сооружениям и переездам;

- о состоянии поезда при осмотре на кривых участках пути;

- о подаче оповестительных сигналов в установленных местах;

- о состоянии агрегатов и узлов после осмотра их помощником машиниста;

Машинист и помощник машиниста повторяют друг другу показания всех сигналов, подаваемых светофорами, сигнальными знаками, указателями и подаваемыми ручными сигналами с пути и поезда.

В случае обнаружении внезапно возникшего препятствия для движения, в том числе и по смежному пути, локомотивная бригада принимает немедленные меры по остановке встречного поезда и ограждению места препятствия.

3.3.3. Следуя на станцию и проходе по станционным путям, локомотивная бригада следит за правильностью приготовления маршрута, свободностью пути и сигналами, подаваемыми работниками станции и всей информацией обмениваются между собой по установленному регламенту. Машинист принимает немедленные меры к остановке поезда в случае возникновения угрозы безопасности движения.

Во время следования на запрещающее показание светофора локомотивная бригада находится в состоянии особой бдительности, помощник машиниста, стоя у рабочего места машиниста ведет информацию по установленному регламенту, внимательно контролирует его действия и, в случае не принятия машинистом мер к своевременной остановке поезда у запрещающего сигнала, он обязан остановить поезд применением экстренного торможения.

В пути следования локомотивная бригада следит за исправностью пути, своего и встречных поездов и при обнаружении замечаний докладывают диспетчеру, дежурным по станции и локомотивным бригадам встречных поездов.

В условиях автоблокировки и диспетчерской централизации, когда возникают неисправности напольных светофоров, локомотивной бригаде передаются по радиостанции регистрируемые приказы на их проследование.

Когда приборы дистанционного контроля за техническим состоянием подвижного состава выдают на пульт дежурным по станции аварийную информацию, между дежурным и локомотивом ведутся переговоры по установленному регламенту.

Также разработаны регламенты переговоров и взаимодействия работников железнодорожного транспорта при возникновении не стандартных ситуаций:

- когда поезд, следующий на станцию потерял управление тормозами;

- в случае ухода вагонов со станции на перегон;

- в случае вынужденной остановки поезда на перегоне из-за самопроизвольного срабатывания тормозов;

- при сходе вагонов на перегоне с выходом за габарит;

- при повреждении контактной сети и других устройств электроснабжения;

- при обнаружении локомотивной бригадой неисправности в верхнем строении пути;

- при внезапной остановке поезда на перегоне из-за неисправности локомотива.

2.2. При вынужденной остановке на перегоне поезда, машинист локомотива (МВПС, ССПС) лично сообщает диспетчеру поездному и дежурным по станции, ограничивающим перегон о времени и причине остановки.

2.3. Машинист остановившегося поезда обязан получить подтверждение о том, что информация об остановке поезда или возникновении аварийной и нестандартной ситуации воспринята машинистом локомотива вслед идущего и встречного поезда, следующего по соседнему пути, диспетчером поездным и дежурными по станциям, ограничивающими перегон.

2.4. В случае схода подвижного состава локомотивная бригада обязана:

- произвести ограждение места схода согласно п.48 ИСИ.

2.5. После личного осмотра места схода машинист обязан передать дежурному по станции и диспетчеру поездному следующую информацию:

- имеются ли человеческие жертвы;

- наличие габарита по соседнему пути;

- километр и пикеты, на которых произошел сход, характер местности имеются ли подъезды к железнодорожному полотну;

- сколько единиц подвижного состава сошло с рельсов (есть ли сход локомотива) из них количество подвижного состава стоящего на железнодорожном полотне или лежащих на боку;

- тип сошедших вагонов (груженые или порожние), имеются ли среди сошедших вагонов цистерны, а по перевозочным документам установить род груза;

- передать данные о состоянии контактной сети и количестве поврежденных опор контактной сети;

3. Действия локомотивной бригады при остановке поезда по нарушению целостности тормозной магистрали

- взять с собой сигнальные принадлежности, деревянные пробки, кольца для соединительного рукава, газовый ключ, в ночное время фонарь, в случае остановки поезда на неблагоприятном профиле пути тормозной башмак для закрепления вагонов;

- для определения причины падения давления в тормозной магистрали произвести осмотр всего состава поезда;

- при выявлении неисправности приступить к ее устранению.

3.4. В грузовом поезде:

3.6. В пассажирском поезде, необходимо получить подтверждение проводника последнего вагона в том, что этот вагон является хвостовым.

4. Порядок взаимодействия работников в случае, когда поезд потерял управление тормозами

4.1. В случае обнаружения отказа автотормозов в поезде, машинист обязан:

- немедленно применить экстренное торможение всеми имеющимися средствами на локомотиве (комбинированный кран, принудительный срыв ЭПК);

- привести в действие вспомогательный и ручной тормоз локомотива;

- привести в действие песочницу;

- применить электрическое торможение на тех сериях локомотивов, где это предусмотрено. При этом локомотивный тормоз необходимо отпустить. Не допускается одновременно применять пневматическое и электрическое торможение на электровозах и тепловозах в случаях, не предусмотренных схемой локомотива;

- в пассажирском поезде передать по радиосвязи требование начальнику поезда о необходимости приведения в действие стоп-кранов и ручных тормозов состава;

- одновременно с принятыми мерами подавать сигнал общей тревоги;

- по поездной радиосвязи сообщить об отказе тормозов дежурному впереди находящейся станции и диспетчеру поездному, для принятия мер к свободному приему поезда на станцию или пропуску через станцию на проход, машинистам других поездов, находящихся на перегоне по форме:

4.2. Машинист должен помнить, что вызов по каналу радиосвязи действует 12-15 секунд, после этого вызов надо повторить до получения ответа от диспетчера поездного и дежурного по станции.

4.3.1. В зависимости от поездной обстановки и при наличии свободного пути на станции незамедлительно приготовить маршрут приема поезда на свободный путь.

4.3.2. По согласованию с диспетчером поездным принять одно из следующих решений:

- организовать всеми имеющимися средствами остановку поезда (установку тормозных башмаков, использование локомотива и т.д.);

- в случае невозможности остановки поезда обеспечить его пропуск на следующий перегон, если на нем нет пассажирского поезда;

4.3.4. При пропуске поезда на свободный перегон стрелки противоположной горловины станции должны быть установлены по соответствующему маршруту.

Независимо от возможности остановки поезда на перегоне действия работников на последующей станции, куда следует неуправляемый поезд, аналогичны вышеперечисленным.

4.3.5. Если на перегоне оказался поезд встречного направления, то диспетчер поездной и дежурный по станции обязаны довести сложившуюся ситуацию до машиниста этого поезда любыми возможными способами. В этом случае машинист поезда должен остановиться, затормозить поезд, отцепиться от состава, отъехать от него на возможно большее расстояние и принять меры по остановке неуправляемого поезда, соблюдая при этом меры личной безопасности.

4.3.6. Во всех случаях маршрут приема, отправления или пропуска неуправляемого поезда должен готовиться без замыкания стрелок в маршруте поездными или маневровыми светофорами, аналогично случаям приема, отправления поездов при запрещающих сигналах светофоров в соответствии с требованиями ИДП.

Читайте также: