При рассмотрении основных статей баланса необходимо иметь в виду что банки не обязаны раскрывать

Обновлено: 30.06.2024

Первым этапом анализа финансовых результатов деятельности банка является анализ финансовых отчетов, публикуемых в средствах массовой информации. Этой информацией могут пользоваться как внутренние, так и внешние пользователи.

Эти отчеты включают:

• баланс банка на отчетную и предыдущие даты;

• отчет о прибылях и убытках за отчетный и предыдущий периоды;

• данные о движении денежных средств за отчетный и предыдущий периоды;

• сведения о выполнении основных требований, установленных нормативными актами Банка России на соответствующую дату.

На основе этих отчетов можно провести предварительный анализ банка, который должен дать ответы на следующие вопросы:

• рынки, на которых работает банк, его клиенты, т.е. специализация банка;

• уровень прибыльности банка;

• уровень достаточности собственного капитала банка;

• вложение банком собственных средств в формирование внеоборотных активов;

• степень финансовой устойчивости банка в условиях рыночных потрясений;

• степень покрытия рисков по размещению ресурсов банка его собственными средствами.

В целом анализ баланса коммерческого банка состоит из двух стадий:

1) изучения содержания балансовых статей с учетом действующей номенклатуры счетов по принятой для анализа схеме;

2) сопоставления анализируемого баланса коммерческого банка с балансами других банков на соответствующую дату или с балансами того же банка за ряд периодов.

Основные источники информации для анализа: публикуемые балансы и годовые отчеты, содержащие расшифровку групп статей баланса; счет прибыли и убытков; объяснения специфических моментов в деятельности банка и отчет совета директоров.

Кроме того, большинство банков постоянно поддерживает определенный уровень так называемых конфиденциальных резервов, посредством которых могут пополняться или уменьшаться в зависимости от достигнутых результатов доходы банка.

Основной документ для анализа финансового состояния коммерческого банка - это баланс коммерческого банка.

Балансы коммерческих банков строятся по принципу группировки операций с понижением ликвидности статей по активу и степени востребования средств по пассиву.

Эффективная работа коммерческого банка зависит от правильно выбранного соотношения риска и дохода. Риски имеют отношение ко всему разнообразию ожидаемого дохода по всем видам активных и пассивных операций и представляют вероятность того, что финансовые проблемы могут отрицательно сказаться на показателях деятельности и финансовом положении банка. Поэтому, планируя операции банка, следует определить выгодность и затратность каждого вида активных операций и операций по привлечению ресурсов, необходимых для достижения целей и выполнения задач банка, соблюдения ликвидности и платежеспособности.

Ликвидность банка определяется сбалансированностью его активов и пассивов, степенью соответствия сроков размещенных активов и привлеченных пассивов.

Банк, имеющий достаточный запас ликвидных активов для поддержания текущей ликвидности, может ее утерять с течением времени в связи с превышением потока обязательств над потоком превращения вложений в ликвидные активы. Оценка ликвидности наиболее проблематична, так как она связана с оценкой риска активных операций банка.

Общий резерв ликвидности коммерческого банка зависит от нормы обязательного резерва, устанавливаемой Банком России, и уровня резерва ликвидности, определяемого банком самостоятельно.

Каждый коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал исходя из своей ликвидности, надежности, прибыльности.

На общий уровень кредитного потенциала коммерческого банка оказывает влияние следующая совокупность факторов: размер собственного капитала банка, общая величина мобилизованных в банке средств, структура и стабильность источников кредитного потенциала, уровень обязательных резервов в Банке России, режим пользования текущими резервами для поддержания текущей ликвидности, «общая сумма и структура обязательств банка.

Банкам, ориентированным на коммерческий успех, необходим постоянный поиск новых форм работы на рынке капиталов, новых форм обслуживания предприятий и населения, что требует создания устойчивой и в то же время гибкой банковской системы. Требуются качественная отработка всего кредитно-денежного механизма и совершенствование структуры управления им.

Чтобы получить четкое представление о работе конкретного коммерческого банка, как правило, анализу подвергают показатели его деятельности за ряд периодов.

Традиционно анализ деятельности коммерческого банка включает три крупных блока:

1) анализ пассивов, или анализ состояния собственных и привлеченных средств;

2) анализ активов, или анализ размещения ресурсов;

3) анализ доходов, расходов и прибыли.

Проведем предварительный анализ отчетности коммерческого банка Х, полученной из средств массовой информации. Эта отчетность включает:

• баланс банка за 2009—2011 гг. (прил. 1);

• отчет о прибылях и убытках за те же периоды (прил. 2);

• отчетность по капиталу, представляемую в Банк России (прил. 3).

Публикация отчетности позволяет всем заинтересованным контрагентам получать хотя бы приблизительное, первоначальное представление о деятельности банка и его финансовом состоянии.

Подробно рассмотрим содержание статей, входящих в балансовый отчет, чтобы извлечь из банковской отчетности больше полезной информации.

В соответствии с Новым Положением, эмитенты будут избавлены от необходимости опубликования излишних объемов информации, в том числе дублирующих друг друга сведений (по причине раскрытия такой информации в разных формах), а инвесторы получат возможность ознакомления с наиболее существенными условиями эмиссии. При этом принятие Нового Положения не повлияет на уровень информационной прозрачности рынка ценных бумаг.

Обращаем Ваше внимание на то, что новые правила начнут действовать более чем через год – с 1 октября 2021 года. Такой срок вступления в силу Нового Положения предусмотрен для того, чтобы у участников рынка ценных бумаг было достаточно времени для подготовки к новым изменениям.

Исключение требования по раскрытию несущественной для инвесторов информации

  • годового отчета;
  • годовой бухгалтерской отчетности;
  • списков аффилированных лиц;
  • ежеквартального отчета;
  • консолидированной финансовой отчетности.

На данный момент (по состоянию на 21 мая 2020 года) в соответствии с информацией на официальном сайте Центрального Банка, такими аккредитованными агентствами являются:

Также после вступления в силу 1 октября 2021 года Нового Положения эмитенты больше не будут обязаны размещать в Ленте Новостей информацию о существенных фактах, имеющих малую практическую ценность для рынка ценных бумаг или дублирующих информацию из общедоступных источников, таких как ЕГРЮЛ [4] , Федресурс [5] и официальный сайт Центрального Банка.

Такой информацией, которая на данный момент опубликовывается в Ленте Новостей и которую не нужно будет раскрывать после 01 октября 2021 года, являются, например, сведения:

  • о заключении или прекращении договоров с управляющей компанией, специализированным депозитарием, регистратором, оценщиком и аудитором эмитента, являющегося акционерным инвестиционным фондом [6] ;
  • о заключении эмитентом договора с российским организатором торговли о включении ценных бумаг эмитента в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам российским организатором торговли, а также договора с российской биржей о включении ценных бумаг эмитента в котировальный список российской биржи [7] ;
  • о подаче эмитентом заявления на получение разрешения Центрального Банка на размещение и (или) организацию обращения его ценных бумаг за пределами Российской Федерации, а также о получении им указанного разрешения [8] .


Новые методики расчета показателей финансовой деятельности

Рекомендованные на данный момент показатели для формирования отчета о финансовом состоянии эмитента предусмотрены Приложением 3 Действующего Положения[11]. После вступления в силу Нового Положения эти показатели изменятся и эмитентам будет предложено отчитываться о своем финансовом состоянии, используя новые показатели финансовой деятельности и методики их расчета[12], приближенные к международным стандартам (например, показатель EBITDA[13]).


Новые сроки подачи отчета эмитента

Новым Положением предусмотрен увеличенный (в сравнении с действующими правилами) период, в течение которого необходимо публиковать отчет эмитента и раскрывать список аффилированных лиц.

После перехода к раскрытию информации по новым правилам список аффилированных лиц нужно будет предоставлять раз в 6 месяцев (за первое полугодие и второе полугодие календарного года)[14]. Сейчас список аффилированных лиц раскрывается ежеквартально[15].

Также изменятся сроки раскрытия отчета эмитента. С 1 октября 2021 года эмитенты должны будут его представлять раз в полгода: за 6 месяцев – на основании промежуточной консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности), за 12 месяцев – на основании годовой консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности)[16]. Действующим Положением закреплена обязанность раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета[17].

Отчет группы эмитента будет раскрываться в течение 30 дней с даты раскрытия годовой консолидированной или промежуточной финансовой отчетности[18].



Раскрытие консолидированной отчетности

Новое Положение рекомендует эмитентам использовать новый порядок формирования финансовых показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности. Эта информация, раскрываемая в проспекте ценных бумаг и в промежуточных отчетах, интересна, в первую очередь, потенциальным покупателям ценных бумаг.

Такие показатели, по общему правилу, будут рассчитываться на основе консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) эмитента. Финансовые показатели будут рассчитываться на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента только в тех случаях, когда с законодательством эмитент не обязан предоставлять консолидированную финансовую отчетность[19].

Напомним, что консолидированную финансовую отчетность не обязаны предоставлять эмитенты, являющиеся:

Эмитент должен будет указать, на основании какой отчетности (консолидированной финансовой отчетности (финансовой отчетности) или бухгалтерской (финансовой) отчетности) в проспекте ценных бумаг раскрывается информация о его финансово-хозяйственной деятельности.

Поэтому, если указанной эмитентом отчетностью является консолидированная финансовая отчетность, дополнительно необходимо указать на то обстоятельство, что информация о финансово-хозяйственной деятельности в проспекте ценных бумаг отражает деятельность группы эмитента[22].


Помощь консультанта

[3] Пункт 1.3 Нового Положения

[4] ЕГРЮЛ – Единый государственный реестр юридических лиц

[5] ЕФРСФДЮЛ (он же ЕФРС, или Федресурс) – Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности

[6] Абзац 17 пункта 12.7.2 Действующего Положения

[7] Пункт 12.7.18 Действующего Положения

[8] Пункт 12.7.23 Действующего Положения

[9] Пункт 35.3 Нового Положения

[11] Пункт 2.1 Приложения 3 Действующего Положения

[12] Пункт 2.2 Приложения 2 Нового Положения

[13] Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization. Показатель EBITDA представляет собой величину прибыли (или убытка) без учета процентных расходов, расходов на налог на прибыль и расходов на амортизацию внеоборотных активов

[14] Пункт 64.2 Нового Положения

[15] Пункт 73.3 Действующего Положения

[16] Пункт 12.1 Нового Положения

[17] Раздел IV Действующего Положения

[18] Пункт 12.1 Нового Положения

[19] Пункт 2.2 Приложения 2 Нового Положения

[20] Пункт 52.2 Нового Положения

С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб. Но есть и другие критерии. Рассказываем, как определить, нужно ли организации проводить аудит бухотчетности.

Кто освобожден от обязательного аудита бухотчетности за 2020 год

Федеральный закон от 29.12.2020 №476 изменил критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.

До 2021 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Но законом о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ) к малому бизнесу относятся организации с доходом за предшествующий календарный год не более 800 млн рублей.

В связи с этим законом № 476 финансовые критерии обязательного аудита по выручке повышены с 400 до 800 млн рублей, а по сумме активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн рублей. Таким образом, малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
  2. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.
  3. Малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.
  4. Минфин ежегодно публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень поможет определить, должна ли организация проводить аудит отчетности за 2020 год.
  5. Аудиторское заключение тем, кто подпадает под проведение обязательного аудита, нужно представить в налоговый орган и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
  6. За непредоставление информации о проведении аудита организации и ее должностные лица могут быть оштрафованы.

Кто должен проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год

Минфин опубликовал перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Такой перечень публикуется министерством каждый год. В нем указывается законодательное обоснование проведения обязательного аудита, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также кто вправе проводить аудит в каждом случае.

Перечень содержит 75 случаев проведения обязательного аудита.

СКАЧАТЬ

перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Как проверить, подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности за 2020 год

В 2021 году (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит проводится для организаций:

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Обратите внимание! Чтобы определить, должна ли организация проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год, данные о доходах нужно смотреть за 2019 год, как год, предшествующий отчетному 2020 году.

Организациям, которые не подпадают под обязательный аудит по новым правилам, проходить его в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год не нужно.

Есть исключение: если в 2020 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2020 год до 1 января 2021 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2020 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2021 год.

Куда представлять заключение о проведении обязательного аудита бухотчетности

Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

  • сведения, идентифицирующие заказчика аудита;
  • наименование аудиторской организации и идентифицирующие ее данные;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, и период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Что грозит организации, которая не представит в налоговую аудиторское заключение

  • для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
  • для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.

Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).

Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Форма бухгалтерского баланса начиная с отчетности за 2019 год дополнена строкой, в которой необходимо указывать, подлежит ли организация обязательному аудиту (приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н).

Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган.

вопросы

Бухгалтерский баланс содержит исчерпывающую информацию о финансовом состоянии организации в конкретный период времени. В этом документе отражен весь комплекс информации об имуществе, активах и долгах компании, которая выражена в денежном эквиваленте.

Составляется по форме бухгалтерской отчетности №1 в виде таблицы и включает полный комплекс информации о стоимости имущества и обязательствах организации. По способу отражения данных может быть сальдовым (формируется на определенную дату) или оборотным (составляется по результатам оборота средств за конкретный период времени). Составляется с использованием кодов и требует расшифровки.

В статье рассмотрим структуру этого документа и приведем его подробную расшифровку.

Структура бухгалтерского баланса

С точки зрения структуры документ включает две основные части, представляющие активы и пассивы организации.

Активы — стоимость имущественных и неимущественных активов и сумма дебиторской задолженности, то есть средств, которые должны прийти к компании от контрагентов или клиентов. Это первые два раздела бухгалтерского документа:

  • Внеоборотные активы. Это нематериальные активы, основные средства компании, вложения в материальные ценности.
  • Оборотные активы. В их числе сырье и материалы для производства, дебиторская задолженность, денежные средства и выручка на расчетных и валютных счетах, НДС по приобретенным ценностям.

Пассивы — это размеры собственного капитала компании и кредиторская задолженность перед контрагентами, поставщиками, по займам и кредитам (в виде краткосрочных и долгосрочных обязательств). Следующие три раздела формы:

Итоги по двум составным частям — активу и пассиву — должны в итоге быть равны друг другу.

Все строки бухгалтерского документа в подробной расшифровке и унификации приведены в приказе Министерства финансов №66н. В 2019 году в него были внесены изменения приказом №61н.

Составление бухгалтерского баланса — это запись остатков по счетам в нужные строки. Поэтому для корректного составления документа необходимо знать об отражении в конкретных графах таблицы данных определенных счетов.

Рассмотрим основные составляющие бухгалтерского отчета и приведем расшифровку всех его строк с детализаций по счетам.

Коды баланса и их расшифровка

С 2014 года коды строк должны быть в соотношении с кодами, которые указаны в приложении №4 к приказу Минфина №66н. Более ранние коды из приказа №67н после этой даты не применяются.

Отличие устаревших бухгалтерских кодов от современных — в количестве цифр. В старых кодах их было 3, а новые коды являются 4-значными.

Четырехзначный код заключает в себе определенную информацию. Расшифровка следует таким образом:

  • первая цифра указывает принадлежность строки бухгалтерскому балансу, а не другому финансовому отчету;
  • вторая цифра указывает, к какому разделу актива относится строка (от 1 до 5 по пяти разделам документа);
  • третья цифра обозначает положение актива в порядке возрастания его ликвидности;
  • четвертая цифра (0) необходима для построчной детализации данных и введена в соответствии с требованием п. 11 ПБУ 4/99.

В случае с пассивом третья цифра кода показывает порядок возрастания срочности при погашении задолженности.

Помимо этого, в структуру входят коды 1600 и 1700 для расшифровки баланса по активам и пассивам соответственно.

Перечислим коды строк, которые относятся к активам и пассивам нового и прежнего бухгалтерского баланса с их расшифровкой.

Активы нового баланса

Здесь отражают имущество компании материального и нематериального характера. Расположение статей данной части баланса подчиняется правилу возрастающей ликвидности, то есть в верхних строках находятся данные об имуществе, которое на протяжении своего существования находится в первоначальном виде.

Код по приказу №66н Актив (расшифровка)
1100 Нематериальные активы
1150 Долгосрочные финансовые вложения
1160 Отложенные налоговые активы
1170 Иные внеоборотные активы
1180 Отложенные налоговые активы
1190 Иные внеоборотные активы
1200 Оборотные активы
1210 Запасы
1220 НДС по приобретенным ценностям
1230 Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в срок 1 года после отчетной даты
1240 Краткосрочные финансовые вложения
1250 Денежные средства
1260 Иные оборотные активы
1600 БАЛАНС

Пассивы нового баланса

В данной части бухгалтерского баланса отражаются источники, из которых в компанию поступает финансирование. Данный раздел формирует картину собственного и заемного капитала, показывает объемы привлеченных заемных средств с уточнением их долгосрочности или краткосрочности. То есть здесь сконцентрирована информация о поступлении средств и объемах задолженности компании.

Код по приказу №66н Пассив (расшифровка)
1300 Капитал и резервы
1360 Резервный капитал
1370 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
1410 Кредиты, займы (долгосрочные обязательства)
1420 Отложенные налоговые обязательства
1500 Краткосрочные обязательства
1510 Кредиты, займы (краткосрочные обязательства)
1520 Кредиторская задолженность
1530 Доходы будущих периодов
1540 Оценочные обязательства
1550 Иные краткосрочные обязательства
1700 БАЛАНС

Активы и пассивы старого баланса

Строки актива и пассива в бухгалтерском балансе, составленном по приказу №67н, не имеют существенных отличий от соответствующих строк нового документа. Разница заключается в новом кодировании и степени детализации данных внутри каждой.

Приведем расшифровку кодов строк активов и пассивов старого бухгалтерского баланса:

Последние изменения в правилах составления бухгалтерского баланса

При расчете не учитывают расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Также вносится остаток со счета 08 относительно трат, которые принимаются в виде нематериальных активов (при отражении вложений в них в строке 1110).

Выводы

Бухгалтерский баланс представляет собой собрание финансовой информации о компании, представленной в цифровом выражении. Для его полноценной расшифровки можно использовать справочные материалы, а кодирование применяется для автоматизированной обработки сведений из документа в органах статистики.

Бухгалтерский баланс имеет четкую структуру, утвержденную приказом Министерства финансов. В 2021 году следует использовать бланк, утвержденный приказом №61н от 19 апреля 2019 года.

Читайте также: