При открытии фитнес клуба нужно ли согласование с роспотребнадзором

Обновлено: 02.07.2024

Тренажерные залы могут быть мини-формата до 150 квадратов и макро-формата от 150 квадратов и более. Какой бы вариант вы ни избрали, нужно подбирать сооружения с высоким потолком, и большими оконными проемами. Предварительно вам следует рассчитать пропускную способность вашего заведения согласно требованиям 5 м 2 на посетителя или 6 м 2 на единицу оборудования. При этом нужно предусмотреть свободное пространство для разминочных занятий.

Нормативные акты

  1. Обустройство канализации и водопроводной системы внутри вашего зала описывается СП 30.13330.2016 (свод правил принят 17 июня 2017 года). Предыдущим документом, по которому организовывались эти системы был СП 30.13330.2012 (актуализация для СНиП 2.04.01-85*). Вероятнее всего, именно этим документом руководствовались строители при возведении/реконструкции приобретенного/арендованного вами здания. Если вы нашли сооружение, "заточенное" под фитнес-услуги (ФУ), согласуйте необходимость внесения изменений с местными органами СЭС. Возможно, они не понадобятся.
  2. Освещение нужно организовывать согласно СНиП 23-05-95 (актуализирован как СП 51.3330.2011).
  3. Шум, в вашем зале должен нивелироваться согласно своду правил 51.13330.2011 (актуализация СНиП 23-03-2003). Действует с изменениями №1 от 06.11.17 (Приказ Минстроя №770/пр от 05.05.17). ПДК описаны в таблице №1 п. 19. * - актуализация для СНиПа31-06-2009 (с Изменениями N 1, 2), содержащая описания требований к общественным сооружениям.
  4. В таком помещении, как тренажерных зал (ТЗ) обязательно потребуется система кондиционирования, хорошее отопление и качественная вентиляция. Поможет правильно провести данные системы СНиП 41-01-2003 (в актуализацииСП 60.13330.2012).
  5. Взаимоотношения между клиентом и тренажерным заведением определяются ГОСТом Р 52024-2003 по ПП №80-ст от 18.03.03.

Требования СЭС (Роспотребнадзора)

Проверки РПН (Роспотребнадзора) начинаются с требований по соблюдению:

Подробнее информацию о требованиях этих документов можно прочитать в статье о правилах оформления УП (Уголка Потребителя) и вывески.

Основным требованием в этой части является информирование клиента:

  • об оказываемых услугах, их цене, правилах предоставления;
  • о медицинских противопоказаниях;
  • ФИО тренера;
  • форме и правилах расчета за услуги.

Кроме того, клиенты информируется о правилах ТБ при получении услуг тренажерного зала, и могут получить иную дополнительную информацию. Все инструктора, работающие с клиентами, должны проходить медицинский осмотр и иметь санитарные книжки.

Требования к размещению

Организации спортивного назначения размещают как в отдельно стоящих сооружениях, так и в составе оздоровительных комплексов и даже в жилых домах (цоколь, полуподвал, при надлежащей организации вентиляции, отопления и шумоизоляции).

Требования к помещению

Рекомендуемая высота тренажерного зала 4 м и более. При обустройстве в цоколе и полуподвале жилого дома можно рассмотреть минимальную высоту в 3,5 м. Для каждого клиента должно быть выделено по 5 м 2 пространства.

Набор помещений для такого зала включает:

  1. Рецепцию, если ТЗ не является элементом более крупного спортивного комплекса.
  2. Собственно зал с тренажерами.
  3. Туалетная комната и душ раздельный для мужчин и женщин. Количество туалетных комнат определяется пропускной способностью зала. В мини-"тренажерках" достаточно 2 шт. Если помещение будет по площади более 100 м 2 , санузел обустраивается не далее, чем в 75 м от основного места локализации людей.
  4. Раздевалка предусматривает раздельные комнаты для посетителей разного пола.
  5. Помещение для хранения инвентаря для уборки. Инвентарь маркируется.
  6. Помещения для хранения белья 2 штуки (чистого и грязного), например, полотенец, если это предусмотрено.

Сам зал для занятий тоже желательно зонировать на:

  • грузо-блочную часть (силовые тренажеры);
  • зона работы со свободными весами (гири, гантели, либо штанги).

Помещение ТЗ должно хорошо проветриваться/вентилироваться, иметь отделку, соответствующую санитарным нормам (разрешенную), допускающую регулярную уборку и обработку дезинфектантами:

  • материалы подобные резине, изготовленные на заводе в виде плит либо листов от 1 см толщиной;
  • рулонные материалы для спортивных залов;
  • наливные полы на основе полиуретана.

Покрытие делают в 1-2 слоя поверх бетонной заливки. Допустимы и деревянные полы, но к ним предъявляются особые требования. При этом, если в зале предусмотрены помосты для занятий с серьезными весами, их нельзя выполнять связанно с фундаментом. Полы должны быть ровными и гладкими, без щелей и повреждений.

Стены ТЗ должны быть ровными и гладкими, как минимум на высоту 1,8 метров. Их окрашивают в светлые тона и покрывают легко моющимися материалами. Потолок покрывается не осыпающимися материалами. Освещенность в тренажерном зале выдерживается порядка 150-200 лк.

Требования к микроклимату

Любые помещения, предназначенные для занятий спортом должны быть "сухими". Влажность не должна превышать 60%. Для поддержания влажности требуется провести расчет избытка тепла при тренировке в помещении.

Если глубина зала составляет 6 метров и более, учитывают:

  • количество солнечной радиации;
  • теплоизлучение искусственных осветителей в зоне, расположенной в 6 и более метрах от оконных проемах (освещенность можно принять 200 лк);
  • выделения тепла и влаги людьми.

Таблица показывает выделения тепла и влаги человеком, которые требуется учесть:

Тепло- и влаговыделения от людей

Количество теплоты (Вт) и влаги (г/ч) при температуре, °C

При легкой работе

При работе средней тяжести

При тяжелой работе

Свежий воздух должен поступать:

  • в помещение спортзала из расчета 80 кубов/час на клиента (как минимум) с соотношением приток:вытяжка-2:3;
  • в туалетных комнатах при раздевальне - 50 м 3 /ч на 1 унитаз/писсуар.

Кратность воздухообмена в помещении раздевальни должна быть от 1,5 кубов, в душе не менее 5 кубов. Температурный режим:

  • в раздевальне и душевых в пределах - 22-25 о С;
  • в туалетных комнатах при раздевальнях - 20 о С;
  • в зале для выполнения тяжелых физических упражнений, к каковым относят и ТЗ - 16-18 о С;
  • вестибюль, рецепция - 20-22 о С.

Если зал универсален и в нем проводятся и другие виды занятий, нужно предусмотреть его прогрев в ускоренном режиме. Такие требования выдвигают серьезные запросы к вытяжке и обогреву зала.

Требования к системе отопления и вентиляция

Согласно СП 60.13330.2012 система отопления может быть:

  • воздушная (п.п. 7.1.14 ,7.1.15 и 7.1.16);
  • электрическая или работающая на газу газовая либо с температурой поверхности до 150°С (п.п. 4.6, 6.4.12 и 6.4.14) либо с высокотемпературным излучателем (п.п. 5.8, 6.2.9, 6.4.11, 6.4.12);
  • водно-радиаторная, водяная с панелями, конвекторами либо гладкими трубами с температурой источника тепла до 150°С;
  • с нагревателями в полах и стенах встроенного типа, работающими как водяная система (п. п.6.3.3, 6.4.7 и 6.4.8).

Последний вариант считается лучшим. Но чаще используется обычными водяными радиаторами/конвекторами.

Все отопители (при условии, что они не вмонтированы в пол и стены) закрываются решетками для обеспечения безопасности тренирующихся.

Система вентиляции оборудуется по схеме приток-вытяжка с механическим побудителем. Организуется приток воздуха - струями "внастил". Такая система:

  • исключает обдувание приточным воздухом клиентов в период занятий и снижает риск ухудшения их здоровья и жалоб;
  • предотвращает образование зон "застоя" воздушных масс.

Это достигается равномерным распределением приточных решеток по периметру ТЗ.

Полезные рекомендации

Соблюдение следующих правил - не является строгим требованием СЭС, но их применение не запрещено санитарными службами и относится к категории мер экономии и энергосбережения:

  • поздней весной, летом и ранней осенью (при благоприятной погоде) можно предусматривать отключение вентиляционной системы и проветривание естественным методом (фрамуги);
  • снижение температурных показателей воздушной среды в нерабочий период с последующим поддержанием температуры на 5 о С во время функционирования.

Если последний метод взят на вооружении, то отопительную систему лучше разработать из 2 групп отопителей:

  • основной (способной поддерживать минимально-требуемую постоянную температуру);
  • компенсационной - обеспечивающей быструю "подгонку" температуры до нужных цифр.

Проектировать систему вентиляции стоит с включением возможностей удаления загрязненных воздушных масс под влиянием:

  • гравитации;
  • давление, создаваемое приточным элементом вытяжки.

Хороший результат дает возможность использования ветра, как доп. побудителя для включения механизма вентиляции.

Водопровод и канализация: основные требования

В любом ТЗ требуется обустройство внутренних систем:

  • доставки воды (холодной и обязательно горячей);
  • организации сбора стоков (канализации).

Вода должна быть питьевой и соответствовать стандартам такой воды. Расход воды рассчитывается по СП 30.13330.2012, исходя из пропускной способности зала. Этот же свод правил определяет правила подбора диаметра труб для указанных систем.

Если ТЗ обустраивается в не канализованном районе, придется предусмотреть местные очистительные системы. Сброс неочищенных вод в окружающую среду возбраняется. При наличии канализационной сети в населенном пункте, канализация тренажерного зала врезается в эту систему.

Требования пожарной службы

Основной и спорный вопрос по требованиям - это необходимость в автоматизированных системах оповещения о пожаре, управления эвакуацией и его тушения. Очень много зависит от габаритов помещения, количества людей, которое одновременно будет принимать ТЗ и разного рода помещений. Даже если внимательно проштудировать НПБ 110-03, трудно определиться с тем, что нужно под конкретный спортзал. Придется либо обратиться к опытным проектировщикам, и довериться им. Либо предварительно выяснить вопрос в местных органах пожарного надзора.

Однозначно можно сказать, что:

  1. Любое закрытое спортивное помещение оборудуется средствами первичного тушения пожара:
  • огнетушители не менее 2 шт.
  • пожарный щит.
  1. Систему оповещения. Если будет заниматься не 1-2 человека, а как минимум 15-20 одновременно, нужно будет организовывать и систему управления эвакуацией.

Для спортивных сооружений такого типа требуется система оповещения, независимо от их размеров. Если ТЗ крупный 500-750 м 2 и имеет несколько помещений (например, зал велотренажеров и беговых дорожек, зал силовых тренажеров, разминочная), то выбирается СОУЭ-4 типа. Весь комплекс зонируется, подбор динамиков осуществляется в зависимости от размеров каждой зоны. Проектирование и выбор оборудование остается за проектировщиком. В качестве АУПС можно использовать, при наличии денежных средств, аспирационный извещатель типа VESDA.

Обязательно должен быть выполнен в цветном исполнении план пожарной эвакуации, разработаны инструкции по ППБ и правила поведения при пожаре. Эвакуационные выходы должны открываться в сторону выхода и не должны быть загромождены. Для среднего размера ТЗ обязательно предусмотреть аварийное освещение.

Работники ТЗ должны проходить регулярные инструктажи по ППБ, знать место расположения средств тушения пожара, уметь ими пользоваться. На них возлагается ответственность за помощь при эвакуации клиентам тренажерного зала.

Материалы, которые используются для покрытия стен, полов и путей эвакуации должны быть минимально горючими и разрешенными к использованию в спортивных заведениях. Например, требования к покрытию пола регламентированы СНиП 21-01-97 (пункт 6.25).

В маленьких спортзалах ответственным за ППБ является его владелец или управляющий. В более крупных, директор может назначить такое лицо приказом.

Занятия не нравятся, заменили тренера, закрыли бассейн или сауну. В случае нежелания посещать фитнес-центр может ли клиент требовать возврата денег без объяснения причин и обязан ли уплачивать штраф? Что учесть при заключении договора, чтобы потом можно было отстоять свои права?

Если фитнес-клуб не оправдал ваших ожиданий

Долгое время деятельность фитнес-центров в России не была урегулирована. В августе этого года ситуация начала меняться: вступил в силу закон, которым были внесены поправки в Закон о физической культуре и спорте, направленные на совершенствование деятельности фитнес-центров 1 . Как отмечается в пояснительной записке к проекту закона, он был разработан с целью увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, и создания условий для занятий физической культурой и спортом.

Новый закон приведет к повышению профессионализма тренеров?

Закон также предусматривает возможность создания особых профессиональных стандартов для работников фитнес-центров, но пока они приняты не были. Вероятно, их появления следует ожидать позднее.

К сожалению, в новом законе не говорится о правах клиентов фитнес-центров. Рассмотрим их на основе типичных проблем, возникающих у клиентов.

Какие права есть у клиента фитнес-центра?

Как потребитель услуг фитнес-центра клиент имеет право на:

  • получение информации об услугах, в том числе об их перечне и стоимости, о конкретном лице, оказывающем услуги, и его квалификации, о правилах поведения в фитнес-центре (ст. 8, 10 Закона о защите прав потребителей);
  • получение услуг, качество которых соответствует договору (ст. 4 Закона о защите прав потребителей);
  • безопасность услуг (ст.7 Закона о защите прав потребителей);
  • отказ от услуг в любое время с возвратом денежных средств за еще не оказанные услуги (ст. 32 Закона о защите прав потребителей).

Может ли клиент вернуть абонемент фитнес-центра и получить обратно деньги?

Клиент имеет право в любой момент отказаться от услуг фитнес-центра без объяснения причин, и ему должны вернуть деньги за неиспользованное время занятий (ст. 32 Закона о защите прав потребителей).

Обратите внимание: включение в договор условия о штрафе за его расторжение или о невозможности его расторгнуть ранее определенной даты является нарушением прав клиента (ст. 16 Закона о защите прав потребителей). Даже если такие условия включены в договор, который вы подписали с фитнес-центром, не бойтесь требовать возврата средств. В случае отказа вы вправе обратиться в суд: эти условия договора он признает ничтожными как противоречащие закону.

Если вы не желаете более пользоваться услугами фитнес-центра, подготовьте письменное заявление в свободной форме о расторжении договора и возврате средств. Позаботьтесь о том, чтобы представитель фитнес-центра проставил отметку о получении заявления с датой и печатью на втором экземпляре, который останется у вас. Это имеет значение для отсчета 10-дневного срока, в течение которого фитнес-центр обязан вернуть деньги за неиспользованные занятия (ст. 22 Закона о защите прав потребителей). Также это поможет доказать факт обращения с заявлением в суде, если потребуется.

Как вычислить сумму, которая подлежит возврату за неиспользованное время занятий? Для этого нужно определить точный срок действия абонемента по договору в днях и разделить стоимость абонемента на получившееся количество дней – так вы определите стоимость услуг за один день. Затем необходимо вычесть из общего срока абонемента количество дней, в которые абонемент мог использоваться с начала его действия до дня подачи заявления, и умножить стоимость одного дня на получившееся число.

Фитнес-центр имеет право вычесть из суммы возврата расходы, понесенные им как исполнителем (ст. 32 Закона о защите прав потребителей). Однако он должен обосновать, что эти расходы возникли именно в связи с обслуживанием конкретного клиента. Иными словами, фитнес-центр вправе включить в расчет фактических расходов стоимость выпуска клубной карты клиента, но не может учитывать аренду помещений или оплату труда тренеров.

Если ожидания не совпали с реальностью

Нередко получается так: ради посещения бассейна клиент записался в фитнес-центр, а бассейн не открылся или, наоборот, закрылся вскоре после покупки абонемента. Если возможность пользования бассейном предусмотрена договором, такая ситуация является случаем оказания услуг ненадлежащего качества (ст. 4 Закона о защите прав потребителей). В этом случае клиент имеет право по своему выбору потребовать уменьшить цену услуг, безвозмездно устранить недостатки или возместить расходы на устранение недостатков, например оплатить посещение другого бассейна (ст. 29 Закона о защите прав потребителей). Для реализации этого права необходимо обратиться к фитнес-центру с претензией или в суд в случае отказа удовлетворить ваши требования.

Клиент также вправе отказаться от исполнения договора с фитнес-центром, если в установленный в нем срок недостатки не будут устранены. При этом, в отличие от расторжения договора по желанию клиента, о котором речь шла выше, в данном случае он не обязан возмещать фитнес-центру фактически понесенные расходы.

Еще одним случаем оказания услуг ненадлежащего качества может стать ситуация, когда тренера, к которому записался клиент и квалификация которого обозначена в договоре, заменили на менее квалифицированного специалиста. Нарушением прав клиента также станет замена тренера в случае, если право на посещение авторского курса конкретного специалиста предусмотрено договором. В то же время замена тренера специалистом с аналогичной или даже низшей квалификацией, если она соответствует условиям договора, – это право фитнес-центра. Поэтому, если из-за этого занятия больше не нравятся клиенту, ему ничего не остается, кроме как расторгнуть договор с требованием возврата средств за неиспользованные тренировки.

Также клиенту не стоит рассчитывать на компенсацию, если занятия не принесли желаемого результата, например не привели к набору мышечной массы. Большинство фитнес-центров не станут вносить в договор условие о гарантии достижения такого результата. Но даже в таком случае, если услуги были оказаны в полном объеме, в суде будет трудно доказать, что эффект не был достигнут именно по вине фитнес-центра, а не из-за поведения клиента.

Что делать, если фитнес-клуб продал абонемент, но так и не открылся?

Если фитнес-центр заключил договор с клиентом, но так и не предоставил возможность приступить к тренировкам, такие действия представляют собой нарушение сроков оказания услуг (ст. 28 Закона о защите прав потребителей). Клиент может отказаться от договора и обратиться в суд для возврата уплаченных денежных средств. Организация будет обязана возместить стоимость абонемента в полном объеме. Также клиент имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Кроме того, за каждый день просрочки начисляется неустойка в размере 3% цены услуги, если больший размер неустойки не предусмотрен договором (п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей).

Может ли клиент рассчитывать на компенсацию, если получил травму по вине фитнес-клуба?

Фитнес-центр, как и любое другое юридическое лицо, оказывающее услуги потребителям, обязан обеспечивать безопасность таких услуг для клиентов (ст. 7 Закона о защите прав потребителей). Перед допуском к занятиям человека должны ознакомить с правилами техники безопасности под роспись. В доступных для клиентов местах должна быть размещена информация о правилах пользования тренажерами.

Если клиент все же получил травму во время занятий в фитнес-центре, он вправе рассчитывать на компенсацию. Однако для этого будет необходимо доказать в суде, что травма была получена именно по вине фитнес-центра – из-за некорректных рекомендаций тренера или несоблюдения требований по ознакомлению клиента с правилами техники безопасности. И желательно заранее подготовить доказательства вины фитнес-центра: проследить, чтобы обстоятельства получения травмы были зафиксированы в медицинских документах при вызове неотложной помощи, заручиться свидетельскими показаниями.

Если суд установит причинно-следственную связь между вредом здоровью и действиями или бездействием сотрудников фитнес-центра и признает его вину, клиент может получить возмещение медицинских расходов, за исключением расходов на медуслуги, которые могли быть получены бесплатно, и компенсацию морального вреда.

На что обратить внимание при заключении договора с фитнес-центром?

При заключении договора важно обратить внимание на те пункты, на основании которых можно будет требовать оказания определенных услуг или воспользоваться средствами защиты, предусмотренными Законом о защите прав потребителей. То есть следует убедиться, что услуги, которые вы ожидаете получить в фитнес-центре, и особенности их оказания четко сформулированы в условиях договора.

К таким условиям относятся:

  • сроки начала и окончания оказания услуг;
  • сроки начала и окончания оказания отдельных услуг, если они предусмотрены (например, авторские курсы, пользование бассейном);
  • виды оказываемых услуг;
  • квалификация тренеров и иных специалистов;
  • время работы фитнес-центра;
  • иные условия, имеющие принципиальное значение для вас при посещении фитнес-центра.

Не забудьте обратить внимание на реквизиты организации и убедиться, что она существует в действительности. Для этого нужно проверить наличие ее в ЕГРЮЛ на сайте ФНС России.

После оплаты абонемента следует сохранить чек и иные платежные документы. Они упростят задачу доказывания размера оплаты в случае возникновения конфликта с фитнес-центром.

В договоре не должны быть прописаны условия, ухудшающие положение клиента по сравнению с гарантиями, установленными законом, например не допускается включение пункта о неустойке за отказ от исполнения договора (ст. 16 Закона о защите прав потребителей). Однако если фитнес-центр все же включает такие условия в договор, в последующем клиент сможет добиться признания их ничтожными в суде.

Права потребителей при оказании услуг фитнес-клубов и тренажерных залов.

Эпидемия коронавируса повлияла на образ жизни миллионов граждан. В сфере оказания фитнес-услуг наблюдалась одна из самых сложных ситуаций, поскольку в 2020г. из-за опасности распространения новой коронавирусной инфекции COVID -19 фитнес-клубы и тренажерные залы были вынуждены закрыться, вследствие чего, потребители не могли воспользоваться оплаченными услугами по договорам.

Состав и порядок информации, доводимой до сведения потребителей, установлен ст.ст. 8, 10 Закона, а также п.5.2.9 ГОСТ . Согласно указанным нормам, потребитель вправе потребовать, а исполнитель услуг обязан предоставить необходимую и достоверную информацию об исполнителе и оказываемых им услугах, которая в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг.

Так, потребителю должна быть предоставлена информация об исполнителе: наименование, адрес, режим работы. Данная информация располагается на вывеске организации.

Также исполнитель обязан своевременно предоставить информацию об оказываемых им услугах, обеспечивающую возможность правильного выбора потребителя, в частности:

ü перечень оказываемых услуг;

ü цены на оказываемые услуги и сведения о порядке и форме оплаты;

ü правила и условия эффективного и безопасного использования предоставляемых услуг;

ü сведения о конкретном лице, которое будет оказывать услуги (инструктор, тренер и т.д.);

ü перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;

ü медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;

ü правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях;

ü квалификация обслуживающего персонала;

ü место нахождения пункта медицинской помощи;

ü правила поведения на территории спортивных сооружений с целью исключения дисциплинарных нарушений и снижения риска травматизма при оказании услуги;

ü иная дополнительная информация.

Информация должна располагаться в любом удобном и доступном для потребителя месте (уголок потребителя, стойка информации, стенд).

При заключении договора физкультурно-оздоровительных услуг, обслуживающий персонал должен провести консультацию (собеседование, инструктаж) с потребителем о правилах личной безопасности, об особенностях выбранного вида услуг, о порядке и правилах оказания выбранного вида услуг, о факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий, о полноте и правильности заполнения обязательных документов.

Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги предоставляются на условиях публичного договора (ст. 426 ГК РФ). Фитнес-клубы обязаны оказывать услуги каждому обратившемуся и не вправе устанавливать какие-либо ограничения для посетителей. Такие услуги оказываются на основании заключаемого с клиентом договора, который по своей правовой природе относится к договору возмездного оказания услуг.

В договор об оказании физкультурно-спортивных услуг должны быть включены следующие сведения:

ü наименование и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

ü наименование услуги.

Если потребителю при заключении договора не была представлена вышеуказанная информация и вследствие этого был причинен вред его жизни, здоровью или имуществу, то он вправе отказаться от исполнения такого договора и потребовать возмещения вреда и убытков (например, не была предоставлена информация о противопоказаниях, и в связи с этим обострилось хроническое заболевание).

Договором об оказании услуги также может считаться абонемент, клубная карта, билет, чек.

Потребитель имеет право в любое время отказаться от исполнения договора о выполнении работ и вернуть денежные средства. Однако в данном случае, исполнитель вправе потребовать оплаты за фактически понесенные расходы.

Таким образом, при заключении договора фитнес-клуб не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, оставшаяся сумма за неиспользованный период возврату не подлежит, либо с потребителя будут удержаны какие-либо штрафы в виде фиксированных сумм. Подобные условия договора ущемляют права потребителя (ст.16 Закона). При добровольном отказе потребителя от услуги исполнитель имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. Потребитель вправе запросить у исполнителя услуг предоставления расчета понесенных им затрат в письменном виде. Исполнитель обязан предоставить такой расчет.

Потребитель вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае, когда фитнес-клуб отменил занятия, заменил занятия, заменил тренеров или инструкторов. В таком случае потребителю стоит рассчитывать на возврат денежных средств только за не посещенные занятия.

Зачастую в договорах исполнители прописывают условия о том, что в случае пропуска занятий они не восстанавливаются. Действительно, в ч. 2 ст. 781 ГК РФ установлено, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором. Но в ч. 3 этой же статьи говорится, что в случаях, когда невозможность исполнения договора возникла по обстоятельствам, за которые ни одна сторона не отвечает, заказчик (потребитель) возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. Таким образом, можно сделать вывод, что если занятия были пропущены, например, по причине болезни, то исполнитель не должен требовать их оплаты.

Спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды (ст.7 Закона) .

ГОСТ (п.6) закрепляет, что спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и использоваться в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.

На спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, должны быть сопроводительные документы на русском языке. Спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке, а не подлежащие обязательной сертификации – иметь документ изготовителя, подтверждающий их пригодность и безопасность применения.

При обнаружении факта оказания услуги ненадлежащего качества потребитель вправе потребовать:

ü безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

ü соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

ü повторного оказания услуг.

При неустранении исполнителем обнаруженных потребителем недостатков оказанных услуг или существенном нарушении требований к качеству данных услуг потребитель вправе требовать расторжения договора и компенсации всех понесенных им убытков в связи с некачественно оказанной услугой.

В момент заключения договора до потребителя должна быть доведена полная и точная информация о сроках оказания услуг, которые соответственно должны быть зафиксированы в договоре.

Если исполнителем данные сроки нарушаются, то ст.28 Закона наделила клиента фитнес-клуба правом:

ü назначить исполнителю новый срок;

ü потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

ü отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

За нарушение сроков оказания услуг исполнитель также несет ответственность в виде неустойки 3% от стоимости физкультурно-оздоровительных услуг.

В случае если сроки не были установлены договором и после истечения разумного срока оказание услуг так и не было начато, то у потребителя возникает право в любой момент отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств.

При отказе исполнителя в добровольном порядке удовлетворить заявленные требования потребитель вправе обратиться в суд с соответствующим иском , а также воспользоваться иными правами, предоставленными потребителю Законом :

ü уплату штрафа в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (пункт 6 статьи 13);

ü возмещение морального вреда (статья 15);

ü выбор суда (по месту жительства или по месту пребывания потребителя, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора) (пункт 2 статьи 17);

ü освобождение от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 3 статьи 17).

Физическая культура и спорт в условия действующих ограничений, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)

1. Разрешенные формы занятия физической культурой и спортом:

1.1. Индивидуальные и групповые занятия граждан физической культурой и спортом на открытом воздухе, включая открытые спортивные площадки, при условии соблюдения расстояния между занимающимися не менее 1,5м.

1.2. Индивидуальные и групповые занятия физической культурой и спортом детей и взрослых в специально предназначенных для целей физической культуры и спорта помещениях (спортивные залы, плавательные бассейны, многофункциональные спортивные комплексы, физкультурно-оздоровительные комплексы), за исключением помещений расположенных на территории торгово-развлекательных комплексов, при условии соблюдения требований, указанных в разделе 2.

1.3. Спортивная (предспортивная подготовка) подготовка детей и взрослых в помещениях физкультурно-спортивных организаций: многофункциональные спортивные комплексы, дворцы спорта, физкультурно-оздоровительные комплексы, футбольные и легкоатлетические манежи, крытые спортивные объекты с искусственным льдом, стадионы, объекты для стрелковых видов спорта, теннисные корты, гольф-поля, плавательные бассейны, находящиеся в пользовании организаций дополнительного образования детей, спортивных школ, спортивных школ олимпийского резерва, училищ олимпийского резерва, центров олимпийской подготовки.

2. Требования к возобновлению деятельности физкультурно-спортивных организаций, указанных в пункте 1.3

2.1. Для возобновления деятельности физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, необходимо:

2.1.1. Принять локальные нормативные акты организации, устанавливающие стандарт безопасной деятельности в соответствии с примерной формой, утвержденной Комитетом по физической культуре и спорту согласованию с Роспотребнадзором (далее – Стандарт безопасной деятельности).

2.1.2. Обеспечить объект спорта всеми необходимыми средствами и способами защиты (нанесение разметки, установка защитных экранов, установка санитайзеров).

2.1.4. Получить уникальный QR-код и разместить его при входе на объект спорта на видном месте.

2.2. После выполнения физкультурно-спортивными организациями, осуществляющими спортивную подготовку, требований пункта 2.1, необходимо:

2.2.1. Соблюдать методические рекомендации Роспотребнадзора
МР 3.1/2.1.0192-20 от 04.06.2020 по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и фитнес-клубах), а также МР 3.1/2.1.0184-20 от 25.05.2020 по организации работы спортивных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.

2.2.3. В дни осуществления спортивной подготовки обеспечивать допуск на объекты спорта, включая все внутренние помещения, исключительно тренерского состава, граждан, осуществляющих спортивную подготовку, а также обслуживающего персонала, присутствие посторонних людей запрещается.

2.3. Для возобновления деятельности физкультурно-спортивных организаций, оказывающих услуги населению (за исключением организаций, расположенных на территории торгово-развлекательных комплексов), необходимо:

2.3.1. Принять локальные нормативные акты организации, устанавливающие Стандарт безопасной деятельности в соответствии с примерной формой, утвержденной Комитетом по физической культуре и спорту по согласованию с Роспотребнадзором.

2.3.2. Обеспечить объект спорта всеми необходимыми средствами и способами защиты (нанесение разметки, установка защитных экранов, установка санитайзеров).

2.3.4. Получить уникальный QR-код и разместить его при входе на объект спорта на видном месте.

2.4. После возобновления деятельности физкультурно-спортивных организаций, оказывающих услуги населению (за исключением организаций, расположенных на территории торгово-развлекательных комплексов), необходимо:

2.4.1. Осуществлять предварительную запись посетителей с учетом требований Роспотребнадзора о количестве посетителей в соотношении к площади объекта спорта.

2.4.2. Обязать работников организации использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания и рук: гигиенических, в том числе медицинских, масок (одноразовых, многоразовых), респираторов и иных их заменяющих текстильных изделий, обеспечивающих индивидуальную защиту органов дыхания человека, и средств индивидуальной защиты рук (одноразовые перчатки).

2.4.3. Сохранять между работниками и посетителями дистанцию не менее 1,5 метров.

2.4.4. Предусмотреть между посетителями дистанцию не менее 1,5 метров методом расстановки спортивного оборудования, нанесения разметки в студиях групповых занятий, а также закрытия части кабинок для переодевания.

2.4.5. Обеспечить нахождение в помещениях фитнес-центров, доступных для посещения граждан, не более 1 человека на 4 кв. м площади зала для занятия спортом, в плавательных бассейнах - не более 1 человека на 10 кв. м площади зеркала воды дорожки плавательного бассейна.

2.4.6. Обеспечить нахождение в плавательном бассейне, в котором проводится групповое занятие, не более 1 человека на 5 кв. м площади зеркала воды плавательного бассейна (учесть наличие необходимой площади в помещениях для переодевания).

2.4.7. Обеспечить посещение посетителями фитнес-центров
и плавательных бассейнов исключительно по сеансам, с интервалами между сеансами (групповыми занятиями) не менее 30 минут, обеспечить дезинфекцию помещений и контактных поверхностей в них после каждого сеанса (группового занятия).

2.4.8. Соблюдать иные санитарные меры (регулярное проветривание
и использование оборудования по обеззараживанию воздуха в помещениях, антисептическая обработка рук при входе в указанные помещения).

2.4.9. Соблюдать методические рекомендации Роспотребнадзора
МР 3.1/2.1.0192-20 от 04.06.2020 по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и фитнес-клубах), а также МР 3.1/2.1.0184-20 от 25.05.2020 по организации работы спортивных организаций в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

3. Организация тренировочных сборов на территории Ленинградской области

3.1. При планировании и организации тренировочных сборов на территории Ленинградской области необходимо:

3.1.2. Получить подтверждение принимающей организации о готовности проведения тренировочных сборов, готовности объекта спорта на котором планируется проведение тренировочных сборов.

3.1.3. Получить подтверждение принимающей организации о возможности размещения спортсменов на период проведения тренировочных сборов.

3.1.4. Организовать проведение разъяснительной работы с работниками, обеспечивающими тренировочные сборы, и спортсменами, участвующими в тренировочных сборах, об особенностях организации тренировочного процесса в условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

3.2. При проведении тренировочных сборов на территории Ленинградской области необходимо:

3.2.1. Обеспечить соблюдение положений постановления № 277.

3.2.2. Осуществлять мониторинг состояния здоровья спортсменов с применением термометров и другого медицинского оборудования.

4. Организация тренировочных сборов, предусматривающих выезд за пределы Санкт‑Петербурга и Ленинградской области

4.1. При планировании и организации тренировочных сборов, предусматривающих выезд спортсменов за пределы Санкт‑Петербурга и Ленинградской области, необходимо до выезда на территорию другого субъекта Российской Федерации осуществить следующие мероприятия:

4.1.1. Получить согласованное с подразделением Роспотребнадзора субъекта Российской Федерации подтверждение принимающей организации о готовности проведения тренировочного сбора, готовности спортивного объекта, на котором планируется проведение тренировочного сбора.

4.1.2. Получить подтверждение возможности размещения спортсменов на период проведения тренировочного сбора.

4.1.3. Организовать проведение разъяснительной работы с работниками, обеспечивающими тренировочный сбор, и спортсменами, участвующими в тренировочном сборе, об особенностях организации тренировочного процесса в условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

4.2. При проведении тренировочных сборов за пределами Санкт‑Петербурга и Ленинградской области необходимо:

4.2.1. Соблюдать правила пребывания в субъекте Российской Федерации, на территории которого проводятся тренировочные сборы, в условиях риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

4.2.2. Осуществлять мониторинг состояния здоровья спортсменов с применением термометров и другого медицинского оборудования.

5. До 26.07.2020 в Санкт‑Петербурге запрещено:

5.1. Проведение спортивных и иных массовых мероприятий, а также посещение гражданами указанных мероприятий, если иное не предусмотрено Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (согласование с Роспотребнадзором стандарта безопасной деятельности мероприятия, в том числе санитарно-гигиенической безопасности).

5.2. Посещение плавательных бассейнов и фитнес-центров, находящихся в зданиях торгово-развлекательных центров (комплексов), торговых центров, в том числе с отдельным входом.

5.3. Проведение любых досуговых и торжественных мероприятий с очным присутствием физических лиц, а также оказание соответствующих услуг.

5.4. Предоставление социальных услуг, предусматривающих проведение спортивных мероприятий и групповых занятий с населением в помещениях и на открытых спортивных площадках, организуемых центрами физической культуры, спорта и здоровья администраций районов Санкт‑Петербурга.

Читайте также: