При каком режиме функционирования бтп рсчс осуществляет сбор обработка и обмен информацией

Обновлено: 11.06.2024

В зависимости от обстановки и вероятности возникновения ЧС решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

1.Режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях (при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий);

2.Режим повышенной готовности - вводится при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС);

3.Режим ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.

В режиме повседневной деятельности РСЧС выполняются следующие мероприятия:

- изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

- планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

- проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

- ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

При угрозе войны или с её началомРСЧС передаёт свои полномочия Гражданской обороне страны.

Основные мероприятия, выполняемые в режиме повышенной готовности РСЧС:

- усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

- непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

- принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

- приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

- восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

Основные мероприятия, выполняемые в режиме ЧС:

- непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

- проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

- непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

- организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

На основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов для предупреждения ЧС заблаговременно проводится комплекс организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Данный комплекс включает:

- организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

- оценку риска возникновения ЧС;

- организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;

- организацию и проведение государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

- участие в лицензировании видов деятельности в области промышленной безопасности и декларировании безопасности промышленных объектов;

- планирование и осуществление комплекса превентивных мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;

- создание и совершенствование нормативной правовой базы в области защиты населения и территорий от ЧС;

- экономическое регулирование деятельности по снижению риска возникновения ЧС;

- создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС.

При возникновении ЧС в зависимости от их характера и масштабов проводятся мероприятия по защите населения и территории по следующим основным направлениям:

– локализация ЧС в целях снижения воздействия поражающих факторов ее источника;

– ликвидация последствий ЧС;

– ограничение (запрет) доступа в зону ЧС;

– рассредоточение и (или) эвакуация из зоны ЧС;

– укрытие в защитных сооружениях;

– обеспечение средствами индивидуальной защиты;

– медицинское и другие виды первоочередного жизнеобеспечения;

– организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, необходимых для жизнеобеспечения населения;

– первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;

– осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС.

Ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась ЧС. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При недостаточности имеющихся сил и средств для ликвидации последствий ЧС соответствующий руководитель (КЧС) может обратиться вышестоящему руководителю (КЧС) с целью получения необходимой помощи и (или) принятия на себя координации или руководства работами.

Общественные организации, объединения и граждане могут принимать участие в ликвидации последствий ЧС под руководством соответствующих органов управления по делам ГОЧС, при наличии у участников ликвидации соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.

Согласно функциональному делению РСЧС на каждое министерство и ведомство, привлекаемое к работам в системе РСЧС, возлагаются определенные задачи.

Основными задачами Минздрава России являются:

– Организация разработки научно - методических основ подготовки Всероссийской службы медицины катастроф и ее работы при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

– Организация взаимодействия входящих в нее сил и средств, а также подготовки, усовершенствования и аттестации кадров специалистов Всероссийской службы медицины катастроф;

– Создание и организация работы региональных и территориальных межведомственных координационных комиссий Всероссийской службы медицины катастроф;

– Обеспечение функционирования и развития службы медицины катастроф Минздрава Российской Федерации;

– Разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной медицинской помощи и лечения пострадавшего населения с учетом характера чрезвычайных ситуаций;

– Организация и координация работ по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций;

– Координация работ по эвакуации пострадавших и больных из зон чрезвычайных ситуаций;

– Обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– Сбор, обобщение, анализ и представление органам государственной власти и органам управления РСЧС данных о пострадавших и больных в зонах чрезвычайных ситуаций;

– Создание запасов медицинского имущества и лекарственных средств и поддержание их на необходимом уровне;

– Разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

– Руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы РСЧС и резервов медицинских ресурсов;

– Предупреждение, выявление и пресечение нарушения требований санитарно-эпидемиологической безопасности и охраны здоровья населения.

Таким образом, в общей системе РСЧС на Минздрав России возложены головные функции в решении вопросов организации медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.

Положение об объектовом звене Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет принципы построения, порядок выполнения задач, основы функционирования объектового звена предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

2. Состав объектового звена РСЧС:

  • директор колледжа — председатель комиссии по чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ);
  • комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) — координирующий орган;
  • штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайной ситуации (ГО и ЧС) — постоянно действующий орган управления по делам ГО и ЧС;
  • дежурная служба — орган повседневного управления;
  • система связи и оповещения;
  • эвакуационная группа;
  • нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ)

3. Основные задачи объектового звена РСЧС и ГО

1. Участие в проведении единой государственной политики по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Защита жизни и здоровья персонала, членов их семей и обучающихся, материальных ценностей, уменьшение возможного ущерба от ЧС, определение потребностей в силах, материально-технических и финансовых ресурсах для ликвидации ЧС.

3. Обеспечение постоянной готовности органов управления, средств связи и оповещения.

4. Планирование, подготовка и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС в колледже.

5. Создание запасов средств индивидуальной защиты (СИЗ) для постоянного состава и обучающихся.

6. Обучение персонала и обучающихся действиям в ЧС, подготовка и повышение квалификации руководящего состава и членов КЧС и ПБ.

7. Учет всех возможных потенциальных источников ЧС, в том числе за пределами колледжа, определение степени их опасности.

4. Функционирование объектового звена РСЧС

1. В зависимости от обстановки для объектового звена РСЧС устанавливаются три режима функционирования: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

Режим повседневной деятельности — функционирование объектового звена РСЧС в мирное время при нормальной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической, сейсмической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий.

Выполняются превентивные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС, повышению безопасности и защиты персонала, членов их семей и учащихся от возможных ЧС мирного времени и факторов (последствий) военных действий.

Осуществляются мероприятия по поддержанию в готовности органов управления к действиям в ЧС.

Режим повышенной готовности — функционирование объектового звена РСЧС при ухудшении, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.

При режиме повышенной готовности непосредственное руководство объектовым звеном РСЧС осуществляет комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ).

При необходимости усиливается дежурная служба.

Принимаются меры по защите персонала, членов их семей и обучающихся.

Режим чрезвычайной ситуации — функционирование объектового звена РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником современных средств поражения.

При чрезвычайном режиме принимаются меры по защите персонала, членов их семей и учащихся. Приводится в готовность защитное (подвальное) помещение к приему укрываемых, проводятся эвакомероприятия.

Осуществляется информирование (доклад) вышестоящего органа управления об обстановке и возможном её развитии, о ходе ликвидации ЧС, о целесообразности привлечения дополнительных сил и средств.

Решение о введении режимов функционирования объектового звена РСЧС принимает территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки, сложившейся на территории колледжа или вблизи него (при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации).

2. Объектовое звено РСЧС в своей деятельности по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС взаимодействует с КЧС и ПБ Центрального округа, штабом ГО и ЧС города Новосибирска.

В случае недостатка собственных сил и средств для локализации и ликвидации ЧС, КЧС и ПБ колледжа обращается за помощью к взаимодействующим органам.

Порядок обмена информацией о ЧС, представления донесений о возникновении, развитии и ликвидации ЧС с взаимодействующими органами определяется в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

3. Состав, задачи, полномочия и организация работы КЧС и ПБ, штаба ГО, дежурной службы, должностных лиц объектового звена РСЧС определяются приказами по колледжу, положениями, инструкциями и функциональными обязанностями, утверждаемыми директором колледжа — председатель КЧС и ПБ колледжа.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

· Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров;

· Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации;

· Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.

Мероприятия, осуществляемые при различных режимах функционирования РСЧС.

1. В режиме повседневной деятельности:

· изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

· сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

· разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

· планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

· подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

· руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

· осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

· проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

· ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

2. В режиме повышенной готовности:

· усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

· введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

· непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

· принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

· уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

· приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

· восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

3. В режиме чрезвычайной ситуации:

· непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;




· оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

· проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

· непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

· организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

· проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

При введении соответствующего режима функционирования РСЧС определяются:

· обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

· границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

· силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

· перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

· должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для ведения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При угрозе возникновения или возникновении региональных и федеральных чрезвычайных ситуаций режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливаются решением Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Существуют три режима функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
в режиме повседневной деятельности:
1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
3. разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
5. подготовка населения к действиям в ЧС;
6. пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8. проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
10. проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

в режиме повышенной готовности:
1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
6. приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в режиме чрезвычайной ситуации:
1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.

При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
1. локальной - силами и средствами организации;
2. муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
3. межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
4. межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование РСЧС

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято?
2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана?
3. Из каких подсистем состоит РСЧС?
4. Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры.
5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры.
6. Назовите основные задачи РСЧС.
7. На каких уровнях действует РСЧС?
8. Как организован каждый уровень РСЧС?
9. Назовите координационные органы РСЧС.
10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС.
11. Назовите органы повседневного управления РСЧС.
12. Что относится к силам и средствам единой системы?
13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС?
14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС?
15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности?
16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?
17. Как осуществляется финансирование РСЧС?

Читайте также: