При каком императоре был принят свод римского права

Обновлено: 17.05.2024

Система частного права. Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время. Первую составляли нормы квиритского (цивильного) права.Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами - римскими гражданами.

Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право, как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов. В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Представляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавали новые формы права

Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве . В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.

Источники римского частного права. Определяя источники права как способ, форму образования норм права, можно назвать следующие источники римского права: обычное право, законы народного собрания, постановления сената, императорские конституции, эдикты магистратов и деятельность юристов.Источники древнейшего периода. Самым древним источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. Обычаи, или правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, были распространены еще до образования государства

Наряду с обычным правом уже в древнейший период появились законы , как вторая форма источников права. Первыми законами были законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период народными собраниями и утверждавшиеся сенатом. Наибольшее значение для развития частного права имели эдикты магистратов, и в первую очередь преторов и курульных эдилов. Эдикты - обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность. В этих правилах магистраты излагали годовую программу своей судебной деятельности. Например, претор приказывал, в каких случаях он мог предоставить иск, а когда отказать в предоставлении его. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако новый магистрат, как правило, брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые приобретали общеобязательное значение.

КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

Поскольку к императорскому периоду Римской империи количество нормативного материала было велико, то возникла необходимость в систематизации законодательства, т. е. ее кодификации.

В IV–V вв. действовали два источника права: старое право (переданное предками) и молодое право, созданное императорским законодательством.

Самой большой и значительной кодификацией римского права была кодификация императора Юстиниана.




Но на этом работы по кодификациии правовой системы римского права не завершились, и 15 декабря 530 г. была создана комиссия из 17 членов для кодификации юридической литературы. Председателем комиссии был назначен Трибониан.

Дигесты служили источником права, которое действовало в некоторых европейских странах до XX в.

Это был учебник римского права для изучения в юридических школах.

В связи с тем, что были созданы новые Ди-гесты, возникла необходимость в уточнении ранее изданного Кодекса. Вновь изданный кодекс включил в себя императорские конституции от Адриана до Юстиниана.

Кодификация Юстиниана состояла из четырех частей: Институции – 4 книги; Дигесты – 50 книг, 432 титула, 9123 фрагмента; Кодекс – 12 книг; Новеллы.

Государственность древних франков. Меровинги и Каролинги. Реформы Карла Мартелла.

На определенном этапе развития римской государственности потребовалась систематизация римского права. Первые попытки кодификации законов предприняли частные лица, которые составляли сборники императорских юстиций.

Выпущенный в 295 г. Кодекс Грегориана объединил все императорские конституции, которые были приняты в начале II – конце III вв. В Кодекс вошло 19 книг, разделенных на титулы с предметными рубриками.

Ничего оригинального составители не придумали: первые 13 книг объединяли законы так называемого преторского права. Остальные 6 трактовали уголовное право и судебный процесс. При этом собрание Грегориана было официально признано и применялось на практике в течение двух веков.

Позднее первое собрание дополнил Кодекс Гермогениана. Составитель включил в действующий сборник конституции вплоть до императора Константина (IV в.). В общей сложности он собрал 120 конституций. Собрание выдержало три редакции, в ходе которых конституции подвергались нещадным правкам. Сегодня мы не можем изучить систему и порядок титулов данного документа, поскольку они оказались безвозвратно утраченными.

Первым официальным сборником конституций считается Кодекс Феодосия. Изначально этот восточно-римский император планировал не просто систематизировать, но и дополнить конституции цитатами из произведений классиков. Столь масштабную задачу реализовать не удалось, были собраны только императорские конституции. Собрание насчитывало 16 книг, разделенных предметными титулами.

Кодекс Феодосия был отправлен в Рим, где его одобрил правитель Западной Римской империи Валентиниан III. На западе сборник приобрел сильное влияние и продолжал действовать, даже когда в восточной части давно действовал Кодекс Юстиниана.

Кодификация Юстиниана

Грандиозная работа по кодификации законов развернулась при императоре Юстиниане. Предпосылками для этого стали планы по воссоединению восточной и западной части Римской империи. Государственные интересы предъявляли к законам такие требования как единство, определенность и ясность содержания.

Честолюбивому Юстиниану не терпелось прославиться как великому законодателю. Поэтому он приказал проанализировать правовой материал прошлых лет, убрать устаревшие положения и отобрать актуальные для эпохи законы. Речь шла не только об императорских законах, но и о сочинениях классиков.

Кодекс Юстиниана

13 февраля 528 г. была учреждена особая комиссия, в которую вошли десять выдающихся юристов того времени, включая начальника императорской канцелярии Трибониана и профессора Константинопольской школы права Феофила.

Юристы начали работу с кодификации императорских законов. Юстиниан уполномочил их сокращать и переформулировать старые конституции. Разрешалось разрабатывать новые конституции и выбрасывать устаревшие.

Конституции размещались в соответствующих титулах, которые располагались в хронологическом порядке. В начале каждой конституции было указано имя создавшего её императора, в конце – цель издания и имя консула.

До наших дней эта редакция кодекса не дошла. Известны лишь исторические факты: сборник конституций был сделан за год и был назван в честь императора. Когда он вступил в силу, все прежние конституции были упразднены.

Дигесты

Дигесты представляют собой систематизированный сборник цитат из работ римских юристов. Они являются одним из важных частей свода римского гражданского права.

Сочинения юристов-классиков систематизировала специальная комиссия, в которую вошли чиновники, адвокаты из высшего суда и профессора ведущих школ. Под руководством Трибониана комиссии предстояло проанализировать сочинения юристов и извлечь цитаты, которые имели практическое значение.

Комиссия была разделена три секции. Первая изучала труды по цивильному праву, вторая – по преторскому, третья – сочинения казуистического характера. После системного анализа все цитаты сводились воедино по определенной системе.

При составлении Дигест комиссия изменяла подлинных текст классических произведений путем вставок (так называемых интерполяций) и замены устаревших терминов на актуальные. Юстиниан придал Дигестам законную силу и запретил делать к ним поправки и комментарии.

В сомнительных случаях судья должен был обращаться к императору, ведь только он обладал единоличным правом толкования закона.

Институции Юстиниана

Институции Юстиниана являются официальным древнеримским элементарным учебником по основам римского гражданского права.

Когда Дигесты были составлены, Юстиниан назначил новую комиссию, которой предстояло составить учебник права по аналогии с прежними институциями. В учебник вошли Институции Гая, цитаты из институций Флорентина, Ульпиана и более поздних сборников.

Комиссия под председательством Трибониана завершила работу над учебником к осени 533 года. 21 ноября Институции Юстиниана были опубликованы и получили законную силу.

Помимо кодификационных работ Юстиниан разрешил наиболее спорные вопросы гражданского права. Выпущенный им Кодекс Юстиниана объединял ветви римского права и придавал новое содержание устаревшим правовым понятиям, сохраняя их актуальность.

Кодекс состоит из 12 книг, разделенных на титулы. Последние, в свою очередь, состоит из отдельных императорских постановлений, которые делятся на параграфы. Данный свод законов стал законодательной основой европейских стран и дошел до нас в полном виде. Сегодня его изучают как один из крупнейших памятников римского права.

Новеллы Юстиниана

Новеллы Юстиниана представляют собой сборник императорских институций, в который вошли как институции самого Юстиниана, так и сборники, которые издавали последующие императоры.

Новеллы включали в себя три части: вступление, основная часть и эпилог. Данный документ позволил реформировать ряд правовых отраслей. В частности, реформы касались гражданского права и судопроизводства, а также административных и церковных вопросов.


Оглавление

  • 1. понятие римского частного права
  • 2. Система римского частного права
  • 3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров
  • 4. Право цивильное и право преторское. Эдикты магистратов
  • 5. Правовое значение времени
  • 6. Понятие и границы осуществления права

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Римское право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Понятие и виды источников права. Обычай и закон. Постановления императоров

Источник права — это форма выражения правовых норм, включающая в себя способы, формы образования (возникновения) норм права и условия жизни общества. Институции Гая дают следующие виды источников права: законы, сенатус-консульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов. Также сюда должно относиться обычное право. Институции Юстиниана делили право по признаку письменной и устной формы источников. Обычай является древнейшим устным источником права, он осуществлялся, когда не было ни закона, ни определенного права. Были только обычаи и религиозные предписания. Законы XII таблиц в большей степени есть закрепление обычаев. Опубликовав XII таблиц, государственная власть превратила этот сборник в свод законов цивильного права и в основу римского частного права. Постепенно с развитием римского государства обычай потерял свое значение. Но с установлением мирового римского господства обычай стал выполнять функцию отмены и преодоления устаревших норм цивильного, квиритского права. Юлиан в эпоху принципата обычай рассматривал как живой источник права и признавал за ним такую же силу и такое же основание, как за законом. Юлиан считает, что в основе обычая лежат давнее применение и молчаливое согласие общества. Однако эта теория существовала лишь в архаическом аспекте, т. е. в силу того, что римская традиция о народном суверенитете и законодательной власти давно была опровергнута диктатурой цезарей, но императоры поддерживали видимость сохранения прежних форм государственной власти. В 319 г. н. э. вышло распоряжение, запрещающее действие обычаев, которые отменяют законы. Древний Рим под законом понимал решение комиций — народного собрания того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). В появлении закона участвовали три органа римского государства:

1) магистрат; 2 народ; 3) сенат.

Магистрат (консул, диктатор, претор) вырабатывал письменный проект закона, испрошение закона. Далее магистрат собирал народ в комиции и предлагал принять или отвергнуть данный проект. Однако народ не мог обсуждать предложенный магистратом закон. Если же проект был принят народом, то закон нуждался в одобрении или ратификации со стороны сената. Принятые так законы назывались leges rogatae. Формулировка законов состояла из трех частей:

1) надпись (в ней указывались имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вызвавшие издание закона);

2) содержание самого закона;

3) санкция (гарантии соблюдения закона).

Постановления императоров — конституции — в эпоху принципата существовали в четырех основных формах:

1) эдикты — общие распоряжения (они существенно отличались от эдиктов магистратов, т. к. императорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления, обязательные для всех должностных лиц и населения);

2) декреты — решения по судебным делам;

3) рескрипты — ответы на поступавшие к императорам вопросы;

4) мандаты — инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам. В период домината основной формой закона становится императорский эдикт, поскольку мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты вступают в силу только при рассмотрении конкретных дел. В конце III в. при разделении империи возникла необходимость объединить многочисленные императорские конституции, данное объединение должно было служить символом единства права. Однако правительство не решилось взять на себя такую ответственность, и кодификация была произведена частными лицами: Codex Gregorianus (автор — Грегориан), Codex Hermogenianus (автор — Гермогениан), Codex Theodosianus (автор — восточно-римский император Феодосий II).

Гражданский кодекс, по которому мы живем, выстроен во многом на римском праве. Хотя, конечно, через несколько передаточных звеньев. Они начали это делать три тысячи лет назад. Это оказалось на самом деле живучим. Им удалось создать практически универсальную систему.

Как одно из античных племен умудрилось распространить свое право на все человечество. В чем секрет? Надо рассматривать два варианта ответа. С одной стороны, нужно иметь римские легионы. Но с другой стороны, римляне внутри своей общины вырабатывают практически универсальную модель. Что такое право? Искусство доброго и справедливого, как его определяют юристы. Если мы сейчас спросим не улице, что такое справедливость, кто ее определяет? Нам скажут, государство, что-нибудь такое высокое, страшное. А римлянин скажет — нет, большая справедливость возникает из маленьких частных, это совокупность множества частных справедливостей. Вот если со мной поступают справедливо, справедливо с вами поступают, справедливо с ним. Так мы перейдем к определению справедливости.

Флавий Юстиниан I

До универсальности оставалось несколько веков. Со временем все это усложнялось, разрасталось и т. д. В определенный момент — очень сильно упрощаю, конечно, — юристы начинают воспринимать то, чем они занимаются, искусством. Очень красивое определение, когда юрист пишет про себя: мы называем себя жрецами справедливости. Это почти религия. Начинают воспринимать это как искусство, как науку, как то, что требует осмысления, рефлексии постоянной. Начинают разрабатывать систему права.

Если 20 лет назад представить российскую улицу, на которой одна машина вьехала в другую. Что бы сделали восемь из десяти водителей? Взяли монтировку и вышли разбираться. Что бы сделал римлянин? Пошел в суд, предъявил иск о возмещении ущерба. У него мозг был устроен так, что он искал бы правовую коллизию. Восстановить порушенную ниточку паутинку, чтобы она снова начала действовать. Вот система, которую они сумели разработать, именно она оказалась универсальной. Именно римляне придумали, что право делится на частное и публичное. Что право делится на общее для всех народов и право цивильное, то, что мы называем правом граждан какого-то народа. Наконец, то, что внутри права граждан будет деление на право лиц, право вещей и право обязательств. Право собственности относится к вещному праву. И внутри каждого из разделов пойдут подразделы, секции.

В том, что все это великолепие не пропало, огромную роль сыграл персонаж, живший полторы тысячи лет назад. Это Восточная Римская империя, Западная уже отсутствует примерно 60 лет как. На Востоке на императорский трон поднимают очень любопытную личность, выходца из простых людей по имени Юстиниан. Которого охватывает совершенно неудержимая мечта, которая сейчас прозвучит очень зловеще. Потому что с тех пор мы видели много таких мечтателей восстановить Римскую империю в ее величии и мощи. Для него восстановление империи — это не просто вернуть все земли. Для него восстановление империи — это и приведение в порядок права. Выстраивание правового универсума.

У права, которое я описывал, права, растущего снизу, есть ровно один минус: число юристов не уменьшается, их становится все больше, больше. Те, кто жил давно, оставляют свои тексты. В судах начинается совершеннейший ужас, когда судья, к которому приходят истец и ответчик, вынужден выслушивать бесконечные отсылки стороны истца и стороны ответчика, это новые, новые, новые тексты. А потом разбираться во всех этих текстах. Бывали случаи, когда тяжба разрешалась в ту или иную пользу, когда истец уже давно умер, ответчик умер, их сыновья уже умерли. И результат тяжбы был озвучен внукам истца и ответчика каким-то очередным по счету судьей, потому что судьи тоже умерли.

Много из того, что вы прочтете, будет близко, понятно и знакомо. Если мы перенесемся в средние века Европы, плюс 700 лет к Юстиниану, мы имеем вот эту рукопись, где мы видим, что университеты Европы вырастали на изучении права Юстиниана. Да, университеты начинаются с изучения права. Юридические факультеты самые древние. Первенство оспаривают, как известно, медицинский и теологический факультеты, но, все-таки, юриспруденция, мне приятнее думать, что она была первой.

Про универсальность можно говорить и по-другому. Например, Наполеон, один из самых знаменитых портретов в императорской одежде и диадеме? Он иммитирует Юстиниана I. Для него император — это Юстиниан. Этому есть еще доказательство. В 1804 году Наполеон становится императором. Что он делает именно в этот год? Провозглашает кодекс, который известен тогда как кодекс Наполеона, а сейчас весь мир знает его, как французский гражданский кодекс. Это он и есть, туда внесены поправки, обновления.

Если мы обратим внимание на современное право, в котором не так много, как хотелось бы, осталось от римского, но вот портал кассационного суда в Риме. Несколько статуй из тех, что там есть: Марк Антистий Лабеон, Сальвий Юлиан, Гай, Фабиниан. Это все классические юристы от I века до нашей эры до III века нашей эры. Это же все классика римского права. Почему же эти статуи стоят на портале кассационного суда? Для судей совершенно однозначно, что эти юристы олицетворяют саму идею права. Ведь не то, что в стенах кассационного суда Рима цитируют ночи напролет римских юристов, нет. Но они олицетворяют саму идею того, что такое право, каким оно должно быть и какими должны быть юристы, если мы говорим про личный облик служителя.

Скажу крамольное, вы видите государство. Государство, которого римляне не знали. Но что есть государство, как не правовой конструкт? Формально правовой, подчеркиваю. Если шагать через эпохи довольно широкими шагами, то господство частного права, частных отношений длилось очень долго, на самом деле. Оно приобретало самые разные формы, зачастую неприятные, сугубо извращенные, например, феодализм, который не знал государства и, более того, был ему противоположен. Но все это господство частных отношений базируется на частных правовых сделках. Когда эта система начинает давать сбой массовый, а это где-то начало XV-XVI века, очень много чего в Европе творится, об этом можно много говорить. Но когда начинает давать сбой система, на первый план выходят кто? Не рыцари, не священники, выходят горожане, бюргеры, буржуазия. Которые говорят: дайте нам спокойно торговать, спокойно производить то, что мы продаем. Дайте нам спокойствие. Гарантируйте нам его юридически, гарантируйте нам права.

И медленно, очень медленно, где-то там до конца XVIII века, и очень мучительно, начинает прорастать сама идея государства. Как гаранта, конечно. Как той системы институтов, которая очень четко выделяет публичное пространство, отделяя его от частных пространств и гарантирует, что в публичных пространствах сделки и отношения будут в безопасности.

Конечно, еще влияет много чего. Идея граждан для государства, идея силового управления. Это полностью противоположно, конечно. Если почитать теоретиков, на кого они будут ссылаться? Есть такое направление — юснатурализм, есть юристы, которые опираются на право и понимают, что сначала право, а потом государство. А есть те, кого называли легистами, от слова lex — закон, что все, что дает государство — и есть право, любой закон становится правом. В Европе очень мощная культура того, что называется юридическим, т. е. они понимают, что сначала право, а потом государство. В России традиционно первично было государство.

Статуи портал кассационного суда в Риме

Права человека — это наследие римского права. В самом Риме понятия прав человека не было, но это понятие вырастает из римского материала. Это в XVII веке впервые прозвучало как права человека, но это именно правовая культура. Вы видите борьбу за права отдельного человека, вы видите саму идею конституции, как правоустанавливающего акта. Как того документа, который создает политический порядок, обратите внимание. Легистам не нужна конституция, им нужна воля правителя. Легизм восходит в этом плане к Востоку. К тому, что называется восточной деспотией. Когда есть воля монарха, а все остальное идет лесом.

Если мы когда-нибудь доживем до момента, когда римское право — система принятия справедливости как совокупности множества частных справедливостей, — покажется нам эпизодом далекого прошлого, это значит, что мы доживем до того момента, когда конкретный человек для нас ничего не будет значить.

На определенном этапе развития римской государственности потребовалась систематизация римского права. Первые попытки кодификации законов предприняли частные лица, которые составляли сборники императорских юстиций.

Выпущенный в 295 г. Кодекс Грегориана объединил все императорские конституции, которые были приняты в начале II – конце III вв. В Кодекс вошло 19 книг, разделенных на титулы с предметными рубриками.

Ничего оригинального составители не придумали: первые 13 книг объединяли законы так называемого преторского права. Остальные 6 трактовали уголовное право и судебный процесс. При этом собрание Грегориана было официально признано и применялось на практике в течение двух веков.

Позднее первое собрание дополнил Кодекс Гермогениана. Составитель включил в действующий сборник конституции вплоть до императора Константина (IV в.). В общей сложности он собрал 120 конституций. Собрание выдержало три редакции, в ходе которых конституции подвергались нещадным правкам. Сегодня мы не можем изучить систему и порядок титулов данного документа, поскольку они оказались безвозвратно утраченными.

Первым официальным сборником конституций считается Кодекс Феодосия. Изначально этот восточно-римский император планировал не просто систематизировать, но и дополнить конституции цитатами из произведений классиков. Столь масштабную задачу реализовать не удалось, были собраны только императорские конституции. Собрание насчитывало 16 книг, разделенных предметными титулами.

Кодекс Феодосия был отправлен в Рим, где его одобрил правитель Западной Римской империи Валентиниан III. На западе сборник приобрел сильное влияние и продолжал действовать, даже когда в восточной части давно действовал Кодекс Юстиниана.

Кодификация Юстиниана

Грандиозная работа по кодификации законов развернулась при императоре Юстиниане. Предпосылками для этого стали планы по воссоединению восточной и западной части Римской империи. Государственные интересы предъявляли к законам такие требования как единство, определенность и ясность содержания.

Честолюбивому Юстиниану не терпелось прославиться как великому законодателю. Поэтому он приказал проанализировать правовой материал прошлых лет, убрать устаревшие положения и отобрать актуальные для эпохи законы. Речь шла не только об императорских законах, но и о сочинениях классиков.

Кодекс Юстиниана

13 февраля 528 г. была учреждена особая комиссия, в которую вошли десять выдающихся юристов того времени, включая начальника императорской канцелярии Трибониана и профессора Константинопольской школы права Феофила.

Юристы начали работу с кодификации императорских законов. Юстиниан уполномочил их сокращать и переформулировать старые конституции. Разрешалось разрабатывать новые конституции и выбрасывать устаревшие.

Конституции размещались в соответствующих титулах, которые располагались в хронологическом порядке. В начале каждой конституции было указано имя создавшего её императора, в конце – цель издания и имя консула.

До наших дней эта редакция кодекса не дошла. Известны лишь исторические факты: сборник конституций был сделан за год и был назван в честь императора. Когда он вступил в силу, все прежние конституции были упразднены.

Дигесты

Дигесты представляют собой систематизированный сборник цитат из работ римских юристов. Они являются одним из важных частей свода римского гражданского права.

Сочинения юристов-классиков систематизировала специальная комиссия, в которую вошли чиновники, адвокаты из высшего суда и профессора ведущих школ. Под руководством Трибониана комиссии предстояло проанализировать сочинения юристов и извлечь цитаты, которые имели практическое значение.

Комиссия была разделена три секции. Первая изучала труды по цивильному праву, вторая – по преторскому, третья – сочинения казуистического характера. После системного анализа все цитаты сводились воедино по определенной системе.

При составлении Дигест комиссия изменяла подлинных текст классических произведений путем вставок (так называемых интерполяций) и замены устаревших терминов на актуальные. Юстиниан придал Дигестам законную силу и запретил делать к ним поправки и комментарии.

В сомнительных случаях судья должен был обращаться к императору, ведь только он обладал единоличным правом толкования закона.

Институции Юстиниана

Институции Юстиниана являются официальным древнеримским элементарным учебником по основам римского гражданского права.

Когда Дигесты были составлены, Юстиниан назначил новую комиссию, которой предстояло составить учебник права по аналогии с прежними институциями. В учебник вошли Институции Гая, цитаты из институций Флорентина, Ульпиана и более поздних сборников.

Комиссия под председательством Трибониана завершила работу над учебником к осени 533 года. 21 ноября Институции Юстиниана были опубликованы и получили законную силу.

Помимо кодификационных работ Юстиниан разрешил наиболее спорные вопросы гражданского права. Выпущенный им Кодекс Юстиниана объединял ветви римского права и придавал новое содержание устаревшим правовым понятиям, сохраняя их актуальность.

Кодекс состоит из 12 книг, разделенных на титулы. Последние, в свою очередь, состоит из отдельных императорских постановлений, которые делятся на параграфы. Данный свод законов стал законодательной основой европейских стран и дошел до нас в полном виде. Сегодня его изучают как один из крупнейших памятников римского права.

Новеллы Юстиниана

Новеллы Юстиниана представляют собой сборник императорских институций, в который вошли как институции самого Юстиниана, так и сборники, которые издавали последующие императоры.

Новеллы включали в себя три части: вступление, основная часть и эпилог. Данный документ позволил реформировать ряд правовых отраслей. В частности, реформы касались гражданского права и судопроизводства, а также административных и церковных вопросов.

Читайте также: