Претендовали ли папы на верховенство над светской властью

Обновлено: 06.07.2024

Политика государства в отношении церкви в нашей стране кардинально менялась несколько раз.

Наиболее резкие изменения произошли в правление императора Петра I Великого.

А вот следующий шаг, полностью продолжавший замысел Петра Великого, сделала его духовная наследница, Екатерина II Великая.

Почему нужна была реформа?

Как это ни странно, причина банальна - если в стране что-то не работает, нужно реформировать так, чтобы заработало.

В Средние Века церковь по всей Европе претендовала на главенство над светской властью. У католиков даже была в ходу "теория двух мечей" (сформулирована Папой Римским Геласием в конце V века).

Эта теория гласила, что власть не должна концентрироваться в одних руках. Однако, Господь, заключая с людьми Новый завет, вложил в руки первого Папы два меча - власть духовную и власть светскую. Светскую власть Папа передал королям и императорам, а духовную оставил себе. И поскольку во-первых, духовное преобладает над мирским, во-вторых, Папа дал власть королям, а не наоборот, то на церковь возложена функция контроля за светской властью королей.

Т.е. Папа главнее любого императора или короля. Папа - главный в Европе властелин.

Разумеется, светская власть эту концепцию не любила и стремилась от нее избавиться.

В России же, церковь весь период Ига оставалась той единственной общей для всех русских людей силой, которая объединяла разрозненные территории, сплачивала перед лицом врага и помогала сохранить культуру и историю.

За время от освобождения из-под Ига и до правления Петра I, церковь набрала огромную власть, в том числе мирскую. Патриарх Московский и Всея Руси был не только владыкой церкви, но и важной политической фигурой, претендовавшей на главенство. А монастыри в России плодились и множились, забирая себе земли и крестьян, как бы изымая их из общего экономического оборота.

Петр стремился ограничить власть Патриарха, угрожавшую его непопулярным, но необходимым реформам. И в итоге ввел Священный Синод - чисто гражданское министерство, заведовавшее церковью. Московский патриархат на Руси исчез и не появлялся вплоть до 1917 года.

Однако, в руках церкви оставались огромные финансовые и человеческие ресурсы. Растущей империи, осваивавшей огромные новые территории (Польшу, Новороссию, Северную Америку, даже колонии в Калифорнии были), такие богатства бы очень пригодились.

В итоге для Екатерины, с одной стороны шедшей заветами Петра Великого, а с другой - крайне практично относившейся к государственному управлению, жиреющие монастыри и священники стали проблемой, которую необходимо было решать.

Не секуляризацией единой.

Не стоит думать, что церковная реформа состояла исключительно из "обдирания жирка" с церкви. Помимо упорядочивания владений церкви и монастырей, Екатерина впервые в русской истории взялась за устроение дел в других конфессиях.

Особо русскую царицу почитают буддисты. В 1764 году Екатерина Высочайшим указом своим учредила пост Пандита Хамбо-ламы, что-то вроде патриарха у буддистов. Пост этот позволял навести порядок в среде буддистов Восточной Сибири и Забайкальского края. До этих пор эти земли подчинялись в религиозном смысле, иерархам монгольских и тибетских приходов.

В ответ на это буддисты уже в 1766 году признали в царице воплощение Белой Тары - одной из богоподобных сущностей в буддизме.

Кроме того, Екатерина первой из русских правителей, навела порядок и в среде мусульман. Ислам, в плане организации, религия чуть более тонкая, гибкая и рассыпчатая. В каждом почтенном мулле можно увидеть "начальника", который несет людям свое толкование священных текстов. И тем не менее, Екатерина справилась.

Первое печатное издание Корана на арабском языке в России было отпечатано именно при Екатерине Великой

Первое печатное издание Корана на арабском языке в России было отпечатано именно при Екатерине Великой

В 1773 году Синод издает указ "О веротерпимости". Отныне архиереям Русской Церкви запрещалось вмешиваться в дела иноверцев. Следом за этим Екатерина санкционировала строительство мечетей и, самое главное, открытие медресе (духовных учебных заведений мусульман). По всей стране учреждались муфтияты (примерный аналог епархий в православии), а в 1782 году в России учредили Оренбургское магометанское духовное собрание. Эта организация объединила под собой всех мусульман Империи, структурировала денежные потоки, обучение и назначение мулл и муфтиев и вообще - организовывала религиозную жизнь мусульман в государстве.

Наладив религиозные дела в стране, Екатерина получила обширные ресурсы для казны, лояльные и управляемые религиозные организации. Из самой церкви очередной раз вытряхнули самовольных епископов, которые осуждали политику Империи в отношении церкви.

Может показаться, что Екатерине в этом плане просто повезло подобрать удачные комбинации, но нет.

В иностранной политике Екатерина использовала ровно такой же прием, но обратила его в огромный плюс для России.

Видишь иезуита? А он - есть!

В XVI-XVII веках орден иезуитов был одной из самых сильных религиозных организаций в католичестве. Иезуиты какое-то время даже выглядели, как личные доверенные лица Папы Римского. Однако, к концу XVIII века этот феномен пошел на спад и в 1773 году орден был упразднен Папой Клиементом XIV.

Случилось так, что к этому времени иезуиты были широко распространены на территории Речи Посполитой. Вернее, на тех территориях, которые это государство занимало до его раздела между Пруссией, Австрией и Россией. Вместе с поляками, западными беларусами и украинцами в Российскую империю пришло огромное число католиков. Управлять этими верующими было сложно - структуры управления разделяли между собой иезуиты и католический клир, подконтрольный лично Папе.

И тут случается непредвиденное - орден расформировывают! Екатерина же подарку только обрадовалась. Поскольку в то время общение между людьми было не такое скорое, как сейчас, весть о расформировании ордена достигла русских подданных иезуитов довольно поздно и неофициально. Официальная цензура Екатерины II эту папскую буллу просто не пропустила.

В результате сложилась уникальная ситуация - во всем мире иезуиты расформированы, а в России - нет. И Екатерина еще и печется о благе своих подданных и ордена, помогает кому деньгами, кому решением проблем.

В результате у католического клира во враждебной иноверческой стране появляется мощный и лояльный иноверцам конкурен, который быстро прижимает к себе остатки влияния.

Я категорически отказываюсь верить, что это блестящее решение, заставившее Папу Римского, нехотя, признать, что орден "как бы и не распущен" - это простое совпадение.

Понравилась заметка?

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, прочитайте старые публикации (этим Вы очень меня поддержите и замотивируете!).

25 января 1077 г. наружные ворота замка Каносса в Северной Италии открылись и в них вошел человек. Трое суток этот человек стоял между внутренними и внешними стенами замка босиком на снегу, под пронизывающим ветром, с непокрытой головой, в рубище, совсем один.

кто желал вымолить прощение за тяжкие прегрешения. Длинная рубаха из грубой ткани, одеяние кающегося грешника, не являлась привычным облачением для того, кто сейчас носил ее. Ибо перед замком стоял светский владыка христианского мира, император Священной Римской империи Генрих IV (1056—1106); тем, кто за внутренними стенами Каноссы решал., прощать или не прощать, был духовный глава христианского мира, папа Григорий VII (1073—1085).

Как же могло случиться, что император, предшественники которого со времен Карла Великого господствовали над церковью, назначали и смещали пап, столь ясно и очевидно признал над собой верховенство римского первосвященника? Какие события в жизни Империи и церкви привели к этому? Чтобы лучше понять происшедшее, посмотрим, чем была церковь в средневековом обществе.

Отношения церковных и светских властей были двойственными. С одной стороны, церковь и государство не могли существовать друг без друга. Церковь нуждалась в поддержке светских господ и своим авторитетом освящала власть правителей.

В середине IX в. был составлен другой документ, в соответствии с которым папская власть должна была иметь превосходство над любой светской, а в самой церкви римские первосвященники — обладать безусловным главенством над епископами.

Местом, где зародилось движение за преобразования в церкви, стал монастырь Клюни в Восточной Бургундии. Именно там в середине X в. был введен особо строгий устав с требованиями жесткой дисциплины, беспрекословного подчинения монахов настоятелю, обязательного обучения грамоте, чтения священных книг и физического труда, ограничения в пище и одежде, изгнания всякой роскоши.

Многие монахи, привыкшие к привольной жизни, встретили реформу с неудовольствием и враждебностью, случались бунты и даже убийства аббатов, пытавшихся вводить новый клюнийский устав в своих монастырях. Местные сеньоры и епископы также выступали против реформы. Дабы высвободиться из-под их опеки, клюнийцы настаивали на том, чтобы монастыри подчинялись непосредственно папе. Папство видело в клюнийской реформе долгожданную возможность укрепить свою власть. В течение XI в. многие папы предпринимали энергичные действия по внедрению реформы. Было введено обязательное безбрачие духовенства для того, чтобы священники думали о Боге и церкви, а не о земных удовольствиях. Это вызывало резкое неприятие духовенства, но было поддержано рядовыми верующими, желавшими видеть в своих пастырях людей ангельского чина.

Первоначально многие государи, в том числе императоры, поощряли реформаторов, как из личного благочестия, так и видя в реформе средство высвобождения церкви из-под власти местных сеньоров и, тем самым, ослабления их. Но в вопросе о назначении епископов интересы церкви столкнулись с интересами монархов.

Многовековой спор по этому поводу назывался спором об ИНВЕСТИТУРЕ. Инвеститура, т.е. процесс введения епископа в сан, состоял в том, что епископ после рукоположения получал посох в знак господства над паствой, кольцо, как символ обручения с церковью, и скипетр, как орудие светской власти над епархией. Но кто назначал епископов и кто вручал им эти предметы? Обычно и то и другое делал государь.

Реформаторы же утверждали, что епископ должен свободно избираться духовенством епархии, а совершать инвеституру, т.е. как бы утверждать результаты выборов, следует папе лично или через посланцев, ибо всякий другой порядок означает симонию и нарушение свободы церкви. Монархи и их сторонники заявляли, что епископы являются вассалами королей, а сюзерен сам имеет право назначать своих вассалов.

ные сановники Римской курии и наиболее влиятельные из епископов. Кандидат, набравший 2/3 голосов, считался избранным. Таким образом избрание пап стало внутрицерковным делом, точнее, делом высшего церковного руководства, и светская власть была полностью устранена от выборов.

Клюнийская реформа оказала большое влияние на всю последующую историю Западной Европы в Средние века, но кроме того дала толчок к еще одному событию.

В христианской церкви всегда существовало разделение на восточную и западную ветви, что объяснялось разными культурными и политическими традициями; в первом случае — греческой, во втором — римской. На Востоке существовала единая империя, на Западе — пестрая мозаика различных государств и владений. Обе церкви различались догматами и обрядами. На Востоке богослужение совершалось на местных языках, на Западе — только на латыни. Каждый патриарх в восточной церкви считался абсолютно независимым от других патриархов, а за папой признавалось лишь довольно неопределенное почетное верховенство; на Западе же папа претендовал на абсолютную власть над церковью. Распри между восточной и западной ветвями единой церкви приводили к кратковременным разрывам между ними, но лишь со времен клюнийской реформы эти разногласия стали непреодолимыми.

Восточная церковь отвергла безбрачие низшего духовенства и — главное — верховенство пап над церковью и государями, ибо для Византии, где церковь фактически подчинялась государству, это было неприемлемым. В 1054 г. папа отлучил патриарха Константинопольского от церкви, а тот провозгласил АНАФЕМУ (отлучение, соединенное с полным проклятием) папе. С того времени и доныне разделение церкви на западную, католическую и восточную, православную, сохраняется.

Борьба между светскими и церковными властями распространилась практически на все западноевропейские государства, но наиболее острые формы приняла в Империи, где епископы обладали значительной светской властью и нередко стояли во главе целых княжеств.

прекратит назначать епископов. Обозленный Генрих объявил о низложении папы. Епископы, назначенные им и не желавшие перемен, поддержали его. В ответ Григорий отлучил императора от церкви и заявил, что подданные его свободны отданной ему присяги, т.е. фактически объявил об отстранении императора от власти.

Впрочем, Каносса ничего не дала. Борьба между императором и папой вскоре возобновилась. Против Генриха выступили князья, сместили его и выбрали своего короля. Генрих занял Рим и назначил своего антипапу. В разгар борьбы Григорий VII умер. Лишь в 1122 г. Генрих V (1106—1126), сын Генриха IV, заключил с папой конкордат (т.е. соглашение). По нему император отказывался от назначения епископов, они свободно избирались, но и за ним, и за папой оставалось право утверждать их в должности. Папа передавал новоизбранному епископу кольцо и посох, т.е. делал его духовным владыкой епархии, император — скипетр, т.е. наделял его светской властью. В целом, это ослабляло императоров, ибо не только светские, но и духовные князья оказывались в значительной мере независимыми от них.

После смерти Генриха V в Империи началась борьба за престол. В ходе ее укреплялась власть светских князей, от которых зависел выбор императора, и они были готовы отдать голоса тому, кто предоставит им больше независимости. Усиливала эта борьба и пап, от которых зависела коронация германского короля императорской короной.

Очередную попытку возвышения императорской власти предпринял Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) из династии Штауфенов (или Гогенштауфенов) (1152—1190). Стремясь укрепить свою власть, Фридрих прибегал к помощи юристов — знатоков римского права, которое с недавнего времени стали усердно изучать. Этим правом охотно пользовались монархи, ибо оно понималось как единая правовая система в отличие от обычного права, особого для каждой местности, а также являлось светским правом, независимым от церкви.

Для того чтобы владеть Германией и всей Империей Фридриху приходилось прежде всего укреплять свой домен — герцогство Шваб

ское — ибо только самый сильный из князей мог стать императором. В борьбу между императором,, папой и князьями была втянута еще одна сила — североитальянские самоуправляющиеся города.

Воспользовавшись раздорами между этими городами, Фридрих I захватил наиболее богатый из всех городов — Милан — и разрушил его. По древнеримским образцам главная площадь его была распахана в знак того, что город больше никогда не возродится. Но Фридрих просчитался: города Северной Италии при поддержке папы объединились в союз и в 1176 г. в битве при Леньяно разбили армию Фридриха. Император едва спасся. Власть Империи над Италией рухнула. Сто лет спустя после Каноссы император вновь был унижен перед папой: для того чтобы примириться с ним, Фридриху пришлось во время их встречи в Риме целовать папскую туфлю и в торжественной процессии вести папского коня под уздцы.

Наконец императором был провозглашен внук Барбароссы Фридрих II Гогенштауфен (1220—1250). Фридрих был незаурядной личностью. Образованный человек и тонкий дипломат, проявлявший непривычную для своего времени терпимость в отношении к разным религиям, он вместе с тем продолжал придерживаться мифа об Империи. В центр своей политики он поставил не Германию, а Королевство Обеих Сицилий, унаследованное по материнской линии. Это королевство, в котором сочетались византийская, арабская и западноевропейская культуры, было относительно централизованным.

При Фридрихе II вся судебная и военная власть и налоговая система сосредоточились в руках короля и чиновников, что подорвало экономику Сицилийского королевства: император высасывал все соки из него для своих итальянских авантюр. Папы отлучали Фридриха и возводили на него обвинения в ереси и склонности к мусульманству.

Со смертью Фридриха все его государство рухнуло. В Германии после кратковременного правления его сына наступило междуцарствие (1254— 1273), когда группировки князей выдвигали разных претендентов на престол, но ни один не мог удержаться на нем.

В то время как в Англии и Франции продолжался процесс укреп

ления королевской власти, Германия, а вместе с ней и вся Империя, продолжали разваливаться.

Борьба между светской и церковной властью охватила всю католическую Европу. Начиная с Вильгельма Завоевателя короли Англии стремились утвердить свою власть над английской церковью.

Французские короли не менее иных монархов ссорились со Святым Престолом. Французское духовенство в основном поддерживало централизаторскую политику Капетингов. Король Людовик ЕХ, как уже говорилось, был человеком глубоко благочестивым, но, оказывая всяческие знаки уважения папе, поддерживая пап в борьбе с Фридрихом II, он мягко и вместе с тем решительно противился какому-либо вмешательству римского первосвященника в дела Франции. Людовик стремился поставить местную церковь под свое верховен- ство.

К концу XIII в. папство, казалось, одержало решительную победу. В столкновении двух универсальных сил верх одержала сила духовная. Была ли победа пап над светскими властями окончательной, должно было показать будущее. Но целый ряд последствий этой борьбы уже обозначился. Пока императоры гонялись за призраком всемир-

ной монархии, Германия распадалась на отдельные княжества. В Италии борьба императоров и пап позволила окрепнуть городам-коммунам, которые отстаивали свою независимость. В самих городах шла борьба г^ежду сторонниками папской власти и приверженцами императора.

Конфликт светской и духовной властей повлиял на политическое и нравственное сознание европейцев. Обе власти, беспощадно обвиняя друг друга, вносили в мысли людей критическое к себе отношение: если короли, как утверждали сторонники папства, разбойники, если папы, как заявляли сторонники императоров, думают не о Боге, а об унижении Германии и обогащении Рима, то это в глазах людей срывало с обеих властей покрывало святости. И потом, можно было выступать против папства и не становиться еретиком, против империи и не становиться изменником. Появляются некоторые возможности политического выбора.

6*. Можно ли считать Фридриха 11 Штауфена неверующим? Каковы главные последствия борьбы Империи и папства?


965 лет назад представители Римской католической церкви предали анафеме Патриарха Константинопольского Михаила Керулария и его помощников, напоминает RT. В ответ на это глава Православной Церкви совершил аналогичный шаг в отношении папских легатов. Эти события принято считать поворотным моментом в процессе раскола христианского мира. Впоследствии было предпринято несколько попыток восстановить единство Церкви, но все они завершились провалом. Лишь в 1965 году взаимные анафемы были сняты, однако религиозные структуры и по сей день далеки от слияния. По словам экспертов, церковный раскол стал одной из причин, по которым западная и восточная части Европы пошли разными путями в своём развитии.

16 июля 1054 года три папских легата положили на алтарь собора Святой Софии отлучительную грамоту, предававшую анафеме Константинопольского Патриарха и двух его помощников. Это событие часто называют поводом для раскола христианского мира, однако, по словам историков, процесс конфронтации начался значительно раньше.

Разногласия между Римом и Константинополем существовали столетиями. Обострились они, по словам доктора исторических наук, академика Олега Ульянова, при Карле Великом, основавшем Каролингскую империю и получившем титул императора Запада.

Формальным поводом для конфликта тогда стали претензии Рима к законности процедуры избрания Константинопольского Патриарха Фотия. Однако фактически в тот период Римская курия пыталась проникнуть на Балканы, что противоречило интересам Византийской Империи.

По словам Олега Ульянова, на глобальном уровне соперничество Рима и Константинополя было связано с различными трактовками первенства в христианской Церкви.

В Средние века часть земель на юге Италии принадлежала Византии, а местные христианские приходы относились к юрисдикции Константинополя. Однако византийцам на Апеннинском полуострове противостояла Священная Римская империя и представители местного народа лангобардов. Именно они в Х веке призвали на помощь норманнов, которые активно включились в политическую борьбу на Апеннинах. В первой половине XI столетия на юге Италии возникли два норманнских графства, которые в 1047 году приняли вассальную зависимость от Священной Римской империи.

На подконтрольных норманнам землях западные христианские обряды стали вытеснять восточные, что вызвало сильное недовольство в Константинополе. В ответ были закрыты храмы латинского обряда в столице Византии. Параллельно между греческими и латинскими богословами обострилась полемика относительно того, какой хлеб — пресный или квасной — нужно использовать в таинстве Святого Причастия, и по ряду других канонических и догматических вопросов.

В 1054 году папа Римский Лев IX отправил в Константинополь своих легатов, которыми руководил кардинал Гумберт. Патриарху Михаилу Керуларию папа передал послание, в котором изложил притязания на всю полноту власти в христианской Церкви, ссылаясь на так называемый Константинов дар — документ, являвшийся якобы посланием Императора Константина Великого папе Сильвестру и передававший Риму высшую духовную власть в христианском мире. Впоследствии Константинов дар был признан подложным (подделка была изготовлена, предположительно, в VIII или IX веке во Франции), однако в XI столетии Рим ещё официально называл его подлинным. Патриарх изложенные в послании притязания папы отверг, и переговоры с участием легатов оказались безрезультатными. Тогда 16 июля 1054 года папские легаты вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на его алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме Патриарха Михаила Керулария и его помощников. Четыре дня спустя Патриарх в ответ предал анафеме папских легатов.

На фоне ослабления, а затем и гибели Византийской Империи Рим несколько раз пытался склонить Православную Церковь к объединению под своим началом.

В 1274 году византийский Император Михаил VIII дал своё согласие на слияние Церквей на условиях папы Римского в обмен на военное сотрудничество с Западом. Это соглашение было оформлено на Втором Лионском соборе. Но оно было признано ничтожным при новом византийском Императоре — Андронике II.

Очередная попытка заключения унии была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе 1438—1445 годов. Однако его решения также оказались непрочными и недолговечными. Спустя короткое время их отказались выполнять даже те епископы и митрополиты, которые изначально с ними соглашались: они ссылались на то, что признали верховенство папы Римского под давлением.

В дальнейшем католическая церковь, опираясь на светские власти государств, подконтрольных католикам, склонила к заключению уний отдельные Православные Церкви. Так была заключена Брестская уния 1596 года, учредившая Греко-католическую церковь на территории Речи Посполитой, и Ужгородская уния (1646 год), переподчинившая папе Римскому в духовном плане православное население Закарпатья.

В XIII столетии германский Тевтонский орден предпринял масштабную попытку экспансии на восток, однако его вторжение на русские земли было пресечено князем Александром Невским.

В XVI—XVIII веках (после Брестской унии) православное население подвергалось жестоким репрессиям на территории Речи Посполитой, что в значительной мере и спровоцировало восстания под руководством Богдана Хмельницкого, а затем Максима Железняка и Ивана Гонты.

По его словам, Римско-католическая церковь является структурой, в которой всё подчиняется папе Римскому, а Православие более многообразно.

Правда, по его мнению, в ХХ веке противоречия и различия между церквями были в известной мере сглажены. Это выражалось, в частности, в том, что папа Римский стал терять светскую власть, а Православная Церковь в ряде ситуаций оказывалась в оппозиции к государству.

В 1964 году в Иерусалиме прошла встреча папы Римского Павла VI с Константинопольским Патриархом Афинагором. На следующий год были сняты взаимные анафемы. При этом Православие не признало filioque, а католицизм не согласился с отрицанием догматов о главенстве папы Римского и о непогрешимости его суждений.

Важные изменения произошли в европейской экономике. Хотя в подавляющем большинстве стран еще полностью господствовали феодальные порядки, в наиболее развитых государствах возникли и развивались новые, капиталистические отношения. В этих странах менялось и общественное устройство. Иным стал облик дворянства и крестьянства, возникли новые общественные группы – буржуазия и наемные рабочие.

Европейские государства в XVI–XVII веках: реформация и абсолютизм

Русский ученый Н. И. Кареев

Людовик XIV среди членов Академии наук. Художник Г. Тэтлен. 1666 г.

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии

XV–XVI вв. были для Европы временем духовного обновления. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных людей. Находилось все больше смельчаков, склонных к самостоятельным размышлениям, к сомнениям во всем, что еще недавно казалось незыблемым, в том числе и в вопросах веры. Этих энергичных и предприимчивых людей не устраивали средневековые идеалы смирения и аскетизма, они не хотели смотреть на земную жизнь лишь как на приготовление к жизни загробной. Оставаясь верующими, они испытывали потребность в вероучении, которое оправдывало бы такую позицию. А традиционные католические идеалы вызывали все больше критики, нередко продолжавшей и развивавшей традиции средневековых ересей.

Процессия на площади Св. Марка в Венеции. Художник Д. Беллини

Католическую церковь было за что критиковать. Современники высмеивали и обличали корыстолюбие, невежество, чревоугодие священников и монахов. Всеобщее недовольство вызывали огромные богатства церкви. Предметом зависти дворян были ее обширные земельные владения. Экономным горожанам все меньше нравились пышное церковное убранство и дорогостоящие церковные обряды. Правители хотели установить в своих государствах контроль над церковью и воспользоваться ее богатствами. Этому противились папы, претендовавшие на главенство над светской властью. Кроме того, в Рим поступали колоссальные доходы, получаемые со всех католиков Европы: плата за церковные должности, десятина, плата за исполнение обрядов… Папский двор купался в роскоши, папы и кардиналы пировали, охотились. Многие брали взятки, и за деньги в Риме можно было приобрести любую должность и получить отпущение любых грехов. Несоответствие образа жизни служителей церкви и того, что они проповедовали, вызывало возмущение верующих и даже духовенства.

Вспомните из курса истории Средних веков (или выясните самостоятельно), какие семь таинств признает католицизм?

Недовольство церковью нарастало по всей Европе. В какой бы стране ни вспыхнуло открытое возмущение, оно неизбежно должно было получить самый широкий отклик. В Европе назрела Реформация – широкое движение за обновление, реформу католической церкви, охватившее в XVI в. многие европейские страны.

Карикатура на католическую церковь, изображающая Антихриста в тиаре папы римского. XVI в.

Реформация началась в Германии, и это не случайно. Ни в одной другой стране Европы к началу XVI в. не накопилось столько противоречий. В отличие от многих европейских стран (Англии, Франции, Испании), в Германии, составлявшей основную часть Священной Римской империи, в это время сохранялась феодальная раздробленность. Быстрое развитие капитализма во многих отраслях промышленности причудливо сочеталось здесь с отсталостью деревни, в которой по-прежнему существовали и даже усиливались феодальные отношения.

Идеи объединения страны, ограничения произвола князей, усиления императорской власти и других перемен буквально витали в воздухе. Но многочисленным проектам реформ неизменно противостояли те силы, которые не были в них заинтересованы, и прежде всего семь наиболее могущественных князей – курфюрстов, имевших право выбирать императора. По сути, в стране все враждовали со всеми. Князья не давали усилиться императору и в то же время притесняли простых дворян; дворяне, бессильные перед лицом князей, отыгрывались на крестьянах и горожанах, жестоко страдавших от их произвола. И только в одном – в недовольстве католической церковью – сходились все слои немецкого общества. В раздробленной Германии у слабой императорской власти не было сил противиться притязаниям пап. Церковь сильно зависела от Рима и отправляла туда огромные суммы.

Мартин Лютер против папы римского

Сын разбогатевшего рудокопа, Мартин Лютер (1483–1546) учился в университете и подавал блестящие надежды, но затем бросил учебу и ушел в монастырь, стремясь найти там путь к спасению. Позже он стал священником и доктором теологии, проповедовал в церкви города Виттенберга. После долгих размышлений Лютер пришел к выводу, что милостью Божьей будет оправдан лишь искренне верующий, а те внешние проявления благочестия, которых церковь требует от верующих, не имеют никакого значения для спасения души.

Мартин Лютер. Художник Л. Кранах Старший

Читайте также: