Прекращение переписки как мера противодействия злоупотреблению правом на обращение

Обновлено: 04.05.2024

Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", приказов Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 10 января 2015 г. N 1 "Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации" и методических рекомендаций "Обеспечение повышения результативности и эффективности работы федеральных органов исполнительной власти с обращениями граждан и организаций по фактам коррупции", одобренных 5 сентября 2012 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Методические рекомендации определяют порядок регистрации, учета, рассмотрения и контроля должностными лицами органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях .

Далее в тексте настоящих Методических рекомендаций, если не оговорено особо, будут именоваться: органы военного управления, воинские части, организации - ОВУ, Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации - ГВПУ ВС, Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации - ГУК МО, Управление Министерства обороны Российской Федерации по работе с обращениями граждан (общественная приемная Министра обороны Российской Федерации) - УРОГ МО, отдел (профилактики коррупционных и иных правонарушений) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации - ОПКиП, система автоматизированной обработки обращений граждан - САООГ, профилактика коррупционных и иных правонарушений - ПКиП.

К обращениям о возможных коррупционных правонарушениях следует относить обращения, в которых приводятся конкретные факты злоупотребления служебным положением, дачи взятки, получения взятки, злоупотребления полномочиями (незаконного изъятия денежных средств командирами (начальниками), вымогательства денежных средств за совершение действий и оказание услуг), коммерческого подкупа либо иного незаконного использования физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе эти же деяния, совершенные от имени или в интересах юридического лица.

РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ОБРАЩЕНИЙ О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Обращения граждан, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее - обращения), регистрируются:

в книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) по форме, установленной Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, и в САООГ.

При отсутствии САООГ - в книге учета обращений (предложений, заявлений или жалоб) в форме электронных документов согласно рекомендуемому образцу (Приложение N 1 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 555)

В течение 3 дней с момента поступления обращения

ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ

Отделом (профилактики коррупционных и иных правонарушений) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений, должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ведется учет обращений в Журнале учета обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях (в электронной форме или на бумажном носителе) (Приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям)

подразделения по ПКиП ОВУ,

должностные лица, ответственные за ПКиП в ОВУ

Обращения о возможных коррупционных правонарушениях, поступившие в УРОГ МО, направляются в установленном порядке по САООГ (с поручением по установленному образцу, Приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям) одновременно:

в ГВПУ ВС, для рассмотрения и направления ответа заявителю;

в ОВУ, для проведения проверочных мероприятий, подготовки проекта ответа заявителю и согласования его с ОПКиП;

в ГУК МО (через ОПКиП), для согласования проекта ответа и контроля правильности проведения проверочных мероприятий по возможным фактам коррупции

Обращения, поступившие непосредственно в адрес ОВУ, направляются в установленном порядке в органы военно-политической работы ОВУ (должностному лицу ОВУ, ответственному за военно-политическую работу) (далее - исполнитель), для рассмотрения и подготовки ответа заявителю и в подразделение по ПКиП ОВУ (должностному лицу, ответственному за ПКиП) для учета, контроля правильности проведения проверочных мероприятий по возможным фактам коррупции и согласования проекта ответа с поручением по установленному образцу (Приложение N 2.1 к настоящим Методическим рекомендациям)

При поступлении в ОВУ регистрируются в течение 3 дней с момента поступления обращения, общий срок рассмотрения - 30 дней

подразделения по ПКиП ОВУ,

должностные лица, ответственные за ПКиП в ОВУ

Обращение не направляется для рассмотрения в ОВУ или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого является предметом обращения

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения

В течение 7 дней со дня регистрации

ОТВЕТЫ НА ОБРАЩЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Обращения подлежат обязательному рассмотрению в установленный срок.

В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем в обязательном порядке уведомляется заявитель. Запрос на продление срока рассмотрения обращения осуществляется исполнителем и подтверждается (отклоняется) контролером УРОГ МО через САООГ (при поступлении обращения через УРОГ МО)

В течение 30 дней со дня регистрации.

О продлении срока сообщается в течение 3 календарных дней с момента принятия решения

заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

Исполнитель обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости запрашивает у заявителя дополнительные документы и материалы.

По решению руководителя (уполномоченного должностного лица) по указанным в обращении фактам коррупции проводятся проверки и разбирательства

30 дней со дня регистрации

заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

Материалы разбирательства (проверки) должны содержать информацию о результатах проведенных мероприятий, принятых мерах, в том числе о применении мер ответственности к должностным лицам, вывод о подтверждении (частичном подтверждении) или опровержении фактов коррупции

Заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР),

ОПКиП, подразделения по ПКиП ОВУ,

должностные лица, ответственные за ПКиП в ОВУ

В течение 15 календарных дней с момента получения запроса

заместитель руководителя ОВУ по ВПР, (должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

В случае подтверждения фактов коррупции материалы рассмотрения обращения направляются в органы прокуратуры.

При возникновении соответствующих оснований, в отношении должностных лиц могут проводиться проверочные мероприятия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065.

В случае, если изложенные в обращении факты нуждаются в проверке посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, то в процессе рассмотрения обращения направляется запрос в военные правоохранительные органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности

В 3-дневный срок с момента подтверждения фактов коррупции

Ответ заявителю по существу вопросов, поставленных в обращении, должен содержать информацию о проведенных мероприятиях, принятых мерах и о подтверждении (частичном подтверждении) или опровержении фактов коррупции.

Проект ответа заявителю с приложением материалов разбирательства (проверки):

по обращениям, поступившим через УРОГ МО, направляется по САООГ в ГУК МО (через ОПКиП) для согласования.

По обращениям, поступившим непосредственно в адрес ОВУ, воинских частей, организаций направляется исполнителем на согласование в подразделения по ПКиП (должностному лицу, ответственному за ПКиП) ОВУ.

Не позднее 10 дней до окончания срока рассмотрения обращения

заместитель руководителя ОВУ по ВПР, (должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР),

подразделения по ПКиП (должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ

После согласования ответ на обращение подписывается руководителем ОВУ или уполномоченным лицом, которому обращение было направлено для рассмотрения, и направляется заявителю

Не позднее 3 дней после согласования проекта ответа заявителю

Копия ответа заявителю на обращение, поступившее из УРОГ МО, направляется исполнителем в ГУК МО (через ОПКиП) по САООГ.

Копия ответа заявителю на обращение, поступившее непосредственно в адрес ОВУ, направляется исполнителем в подразделение по ПКиП (должностному лицу, ответственному за ПКиП) ОВУ

Не позднее 5 дней после рассмотрения обращения

заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении

заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

В случае, если ответ на обращение, поступившее из УРОГ МО, не дается , материалы разбирательства (проверки) направляются исполнителем на согласование в ОПКиП. В УРОГ МО направляется письмо (через САООГ) о снятии обращения с контроля с указанием причины ненаправления ответа заявителю.

В случае, если ответ на обращение, поступившее в ОВУ, не дается, материалы разбирательства (проверки) направляются на согласование в подразделение по ПКиП (должностным лицам, ответственным за ПКиП) ОВУ.

Уведомление (через САООГ) о снятии обращения с контроля с указанием причины ненаправления ответа заявителю направляется ответственному за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ

10 дней до окончания срока рассмотрения обращения

заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

Для снятия обращения с контроля в УРОГ МО исполнитель прикрепляет к электронной карте обращения в САООГ копию ответа заявителю, проект ответа, согласованный с ГУК МО (через ОПКиП), а также материалы разбирательства (проверки).

Для снятия с контроля обращений, поступивших непосредственно в адрес ОВУ, исполнитель направляет ответственному за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ копию ответа (с приложением копии проекта ответа заявителю, согласованного с подразделением по ПКиП (должностным лицам, ответственным за ПКиП) ОВУ)

30 дней со дня регистрации

заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

КОНТРОЛЬ, ОТЧЕТНОСТЬ, АНАЛИЗ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Контроль за рассмотрением обращений по установленным срокам исполнения осуществляется УРОГ МО.

Контроль за рассмотрением обращений, поступившим непосредственно в адрес ОВУ, осуществляет ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ

30 дней со дня регистрации

УРОГ МО, ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ

Контроль за правильностью проведения проверочных мероприятий должностными лицами ОВУ, воинских частей, организаций по возможным фактам коррупции осуществляется ГУК МО (через ОПКиП)

По обращениям, поступившим непосредственно в адрес ОВУ, воинских частей организаций, контроль осуществляется группами по ПКиП (должностными лицами, ответственными за ПКиП) ОВУ

В ходе согласования проекта ответа и проверки материалов разбирательства

подразделения по ПКиП,

(должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ

По результатам рассмотрения обращений граждан составляется статистический отчет об итогах рассмотрения обращений граждан, в том числе по обращениям о возможных коррупционных правонарушениях

Ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ

Статистические отчеты представляются каждым ОВУ по подчиненности

Не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным

подразделения по ПКиП,

(должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ

Информация из реестров представляется в ГУК МО (через ОПКиП) для обобщения (накопительным итогом) в электронной форме

Ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

подразделения по ПКиП,

(должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ

Информация из Журнала учета обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях представляется в ГУК МО (через ОПКиП) для обобщения, учета и анализа в электронной форме

Один раз в полугодие, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом

подразделения по ПКиП,

(должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ

Анализ рассмотрения поступивших обращений по возможным фактам коррупционных правонарушений проводится ОПКиП

Один раз в полугодие

Информация о количестве обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях, поступивших в ОВУ через УРОГ МО для рассмотрения и требующих согласования проекта ответа с ГУК МО, направляется в УРОГ МО для сверки

Ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным

При проведении проверок (разбирательств) руководствоваться в работе следует Методическими рекомендациями по порядку проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденными статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации 29 декабря 2011 г.

В соответствии со ст. 189 "Регламента Министерства обороны Российской Федерации" (приложение N 1 приказа Министра обороны РФ от 10 января 2015 г. N 1 "Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации") ответ по существу на поступившее в Министерство обороны обращение не дается:

если в нем не указана фамилия автора или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;

если текст письменного обращения не поддается прочтению и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение;

содержащее нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, при этом автору сообщается о недопустимости злоупотребления правом;

содержащее вопрос, на который неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми в Министерство обороны обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. Если соответствующим должностным лицом в соответствии с законодательством принято решение о прекращении переписки по данному вопросу, о данном решении уведомляется автор обращения;

если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну. В этом случае автору обращения сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Исходя из анализа Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ можно установить следующий порядок рассмотрения обращений граждан.

Гражданин направляет письменное обращение (с соблюдением требований, установленных статьей 7 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ) или приходит на личный прием граждан непосредственно в орган местного самоуправления или к должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или к должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменные обращения на имя должностных лиц администрации города, руководителей органов администрации города, иных органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, предприятий могут поступить в органы, ответственные за работу с обращениями, посредством почтового отправления, факсимильной связи, фельдъегерской связи, предоставлены непосредственно гражданами.

Прием и выдача служебной корреспонденции, письменных обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее - документы), на имя должностных лиц администрации города, руководителей органов администрации города, иных органов местного самоуправления, расположенных в здании по адресу: ул. Гоголя, 48, за исключением уведомлений о проведении публичных мероприятий, осуществляется в рабочие дни в кабинете №114 муниципальным служащим отдела по работе с обращениями граждан организационно-контрольного комитета (далее - отдел).

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

График приема документов: понедельник - четверг с 08.00 до 17.00 час., пятница с 08.00 до 16.00 час., перерыв с 12.00 до 12.48 час. При приеме документов проводится проверка правильности их адресования, иных реквизитов, предусмотренных Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ.

Выдача документов представителям органов администрации города, иных органов местного самоуправления, расположенных по адресу: ул. Гоголя, 48, осуществляется в рабочие дни с 10.00 до 11.00 час., с 15.00 до 16.00 час.

Выдача документов представителям администраций районов города и иных органов местного самоуправления, расположенных вне здания по адресу ул. Гоголя, 48, осуществляется по графику: понедельник - четверг с 10.30 до 11.30 час., с 14.00 до 15.00 час., пятница с 13.00 до 14.00 час.

Порядок рассмотрения отдельных обращений, а также исключения из общих правил установлены статьей 11 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ, в частности:

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и адрес поддаются прочтению.

5. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

6. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

7. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан, путем размещения официальном Интернет-сайте города, и иными способами.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Орган местного самоуправления или должностное лицо:

- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

- запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

- принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

- дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

- уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, в случае, если в орган местного самоуправления или должностному лицу обращение поступило в форме электронного документа.

Ответ на обращение направляется в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, в случае, если в орган местного самоуправления или должностному лицу обращение поступило в письменной форме.

Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Из-за пандемии в большинстве органов государственной власти и местного самоуправления снизилось число личных приемов граждан. Поэтому заявители все чаще направляют письменные обращения, в том числе в электронном виде. Одновременно увеличилось и количество судебных споров, связанных с рассмотрением таких обращений. В этой статье — подборка судебных решений за последние два года. В первой части статьи вы найдете аргументы, которые помогли органам власти отстоять свою правоту. Из второй узнаете об ошибках, которые допустили ваши коллеги.

Аргументы в защиту органа МСУ

Сначала расскажем о четырех случаях, когда суды принимали сторону органов власти. Прочтите, какие доводы последние приводили в свою защиту.

Технические проблемы при направлении обращения — вина службы поддержки, а не органа власти

В работе электронных средств связи с органами власти периодически возникают сбои. Бывает, что из-за технической проблемы заявитель не получает ответ на свое обращение. Прочтите, какие аргументы использовать для защиты муниципалитета.

ПРИМЕР 1. Гражданин отправил электронное обращение в орган государственной власти. Ответ в установленный срок не пришел. Тогда гражданин обратился в суд.

Суд установил, что на сайте, через который истец направил обращение, произошел технический сбой. Из-за этого орган власти не получил и не зарегистрировал обращение, не рассмотрел его и не дал ответ. Суд пришел к выводу, что в данном случае речь идет о слабом контроле за работой специалистов и служб, отвечающих за техническую поддержку информационных систем. Это не тождественно бездействию при рассмотрении обращения гражданина.

Суд отказал истцу в удовлетворении заявленных требований (апелляционное определение Московского городского суда от 16.01.2020 по делу № 33а-435/2020).

На заметку: Какими общими нормами руководствоваться при рассмотрении обращений граждан и организаций

Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Граждане вправе обращаться в органы власти лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Такое же право есть у объединений граждан, в том числе у юридических лиц. Обращаться можно в органы местного самоуправления, к их должностным лицам, а также в муниципальные учреждения (ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ). Обязательно рассмотрите обращение, если тема соответствует компетенции органа или его должностного лица. Это может быть предложение, заявление или жалоба. Обращение может быть устным.

Рассмотрите обращение в течение 30 дней со дня его регистрации в органе власти. В исключительных случаях срок можно продлить еще на 30 дней, уведомив об этом заявителя.

Несогласие гражданина с содержанием ответа на обращение не означает, что орган власти бездействовал

Часто заявитель получает ответ по существу, но остается им недоволен и обвиняет чиновников в бездействии. Суды в таких случаях поддерживают органы власти. Несогласие гражданина с содержанием ответа само по себе не свидетельствует о бездействии муниципалитета при рассмотрении обращения.

ПРИМЕР 2. Гражданин отправил жалобу в орган власти. Чиновники рассмотрели ее по существу и направили заявителю мотивированный ответ. Гражданин с этим ответом не согласился и обратился в суд. Истец утверждал, что чиновники не рассмотрели жалобу. Он просил признать бездействие органа власти незаконным. Суд с истцом не согласился и отказался удовлетворять его требования (апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2020 по делу № 33а-780/2020).

Администрация уже дала ответ заявителю, поэтому не стала делать это повторно

В случае неоднократных заявлений и обращений по одному и тому же вопросу можно не давать ответ по существу на повторное обращение. Суды поддержат орган местного самоуправления.

Документ: Арбитражный суд Дальневосточного округа согласился с местной администрацией в постановлении от 20.08.2020 № Ф03-2848/2020

ПРИМЕР 3. Компания попросила управление муниципальной собственности городской администрации предоставить ей земельный участок в аренду без торгов. Чиновники ответили отказом. Компания обратилась в орган МСУ повторно. На это обращение она ответа не получила. Тогда компания подала заявление в суд и попросила признать бездействие чиновников незаконным.

Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Но апелляция поддержала администрацию. Судьи указали, что чиновники уже дали ответ по существу на аналогичное обращение компании. Заявитель не сослался на какие-либо новые обстоятельства, которые могли бы служить основанием для изменения принятого решения.

Заявитель просил провести проверку, но не указал всю необходимую информацию о себе

Внеплановая проверка возможна, если в обращении есть вся необходимая информация о заявителе

Если обращение содержит информацию о противоправных действиях или нарушениях, оно может стать основанием для проверки. Она возможна, если в обращении есть необходимые реквизиты, в частности информация о заявителе. Если ее нет, проверку не проводите. Посоветуйте заявителю обратиться в орган МСУ повторно, указав все обязательные реквизиты. Суд поддержит такое решение органа власти.

ПРИМЕР 4. Гражданка обратилась в орган власти с просьбой привлечь энергосбытовую компанию к административной ответственности за завышение платы и отказ в ее перерасчете. Женщине разъяснили, что для рассмотрения обращения необходимо провести внеплановую проверку. В данном случае это невозможно. Обращение было направлено по электронной почте и не содержит все нужные реквизиты. Заявитель вправе обратиться в инспекцию повторно: лично, по обычной почте либо через портал государственных услуг. Гражданка не согласилась с этим ответом и обжаловала его в суде.

Суд указал, что обращение, поступившее в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом № 59-ФЗ (ч. 3 ст. 7). В обращении заявитель должен указать свои Ф. И. О. и адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа. Либо почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Заявитель направила обращение по электронной почте, но не указала свои полные данные. Суды всех трех инстанций отказали в удовлетворении требования (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.03.2020 № Ф01-8945/2020).

Ошибки, из-за которых муниципалитеты проигрывают суды

Теперь приведем еще четыре случая из судебной практики. В каждом из них судьи выносили решения в пользу заявителей.

Переадресация жалобы в орган, решение или действие которого обжалует заявитель

Часто письменное обращение содержит вопросы, не отнесенные к компетенции того органа, в который оно поступило. Тогда обращение нужно переадресовать органу, который уполномочен его рассматривать. Сделайте это в течение семи дней (ч. 3 ст. 8 Закона № 59-ФЗ). При этом нельзя переадресовывать жалобы на действия какого-либо органа в этот же самый орган. Это подтвердил Конституционный суд.

Документ: Выводы Конституционного суда — в определении от 24.10.2019 № 2947-О

ПРИМЕР 5. Гражданин направил в орган власти жалобу на действия другого органа. Ответа не получил и обратился в суд. Первая и апелляционная инстанции истцу отказали. Они установили, что обращение было переадресовано в другой орган — тот самый, на который жаловался заявитель. Гражданина уведомили о переадресации.

Заявитель подал в суд другой иск. На этот раз он просил признать незаконным бездействие органа, в который было перенаправлено его обращение. Выяснилось, что корреспонденция с обращением гражданина к ответчику не поступала. Поэтому суды снова отказали истцу. Тогда заявитель обратился в Конституционный суд.

Конституционный суд указал, что жалобу нельзя направлять на рассмотрение в государственный орган, орган МСУ или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Закон не допускает произвольной переадресации обращения гражданина в орган власти без учета нормативно установленной компетенции этого органа (п. 3 ст. 5, ч. 3 и 6 ст. 8, ч. 1 ст. 9, п. 4 и 5 ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ). Если в обращении гражданина содержится просьба о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, то оно не может быть перенаправлено в тот орган, с действиями или решениями которого заявитель связывает такие нарушения.

Ответ заявителю в обычном, а не заказном письме

Сохраняйте доказательства того, что вы отправили заявителю ответ. По этой причине нельзя отвечать гражданам простыми почтовыми отправлениями: их невозможно отследить. Чтобы избежать проблем, давайте ответы на письменные обращения заказным письмом с описью вложения.

ПРИМЕР 6. Гражданин направил заявление в орган власти, но ответа на него не получил. Тогда он обратился в суд с просьбой признать незаконным бездействие органа власти.

Неправильная квалификация обращения

Ответственное должностное лицо органа местного самоуправления должно не только правильно квалифицировать обращение, но и дать полный ответ по существу всех поставленных в нем вопросов.

Документ: Верховный суд подтвердил обоснованность привлечения чиновника к административной ответственности в постановлении от 31.07.2019 № 7-АД19-5

Гражданин обратился в суд. Начальника отдела привлекли к административной ответственности по статье 5.59 КоАП. Чиновник пытался оспорить это решение и дошел до Верховного суда.

Суды всех инстанций пришли к выводу, что начальника отдела наказали обоснованно. По содержанию обращение было как предложением — рекомендацией органу МСУ по организации дороги и зоны отдыха в микрорайоне, так и заявлением, содержащим просьбу (п. 2, 3 ст. 4 Закона № 59-ФЗ). Чиновник не объяснил гражданину, возможно ли создание этих объектов, предусмотрено ли оно в планах местной администрации. Следовательно, он не дал ответ по существу на вопросы, затронутые в обращении.

Немотивированный отказ в просьбе о личном приеме

Если в письменном обращении заявитель просит принять его лично, орган МСУ не вправе немотивированно отказать в приеме. Уполномоченное должностное лицо обязано внимательно изучить доводы заявителя и по возможности провести прием. В противном случае отказ может быть признан незаконным в суде.

ПРИМЕР 8. Гражданин обратился с заявлением к должностному лицу и попросил его о личном приеме. Чиновник отказал, сославшись на нецелесообразность такого приема. Тогда гражданин обратился в суд с требованием о признании отказа недействительным.

Суды трех инстанций истцу отказали. Однако Верховный суд с ними не согласился. Истцу фактически отказали в праве изложить его доводы и, не выяснив суть его обращения, признали личный прием нецелесообразным. Отказ был бы законным, если бы чиновники сначала дали ответ по существу поставленных в обращении вопросов (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда от 18.02.2020 № 13-КА19-3).

Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", приказов Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", от 10 января 2015 г. N 1 "Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации" и методических рекомендаций "Обеспечение повышения результативности и эффективности работы федеральных органов исполнительной власти с обращениями граждан и организаций по фактам коррупции", одобренных 5 сентября 2012 г. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Методические рекомендации определяют порядок регистрации, учета, рассмотрения и контроля должностными лицами органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях .

Далее в тексте настоящих Методических рекомендаций, если не оговорено особо, будут именоваться: органы военного управления, воинские части, организации - ОВУ, Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил Российской Федерации - ГВПУ ВС, Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации - ГУК МО, Управление Министерства обороны Российской Федерации по работе с обращениями граждан (общественная приемная Министра обороны Российской Федерации) - УРОГ МО, отдел (профилактики коррупционных и иных правонарушений) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации - ОПКиП, система автоматизированной обработки обращений граждан - САООГ, профилактика коррупционных и иных правонарушений - ПКиП.

К обращениям о возможных коррупционных правонарушениях следует относить обращения, в которых приводятся конкретные факты злоупотребления служебным положением, дачи взятки, получения взятки, злоупотребления полномочиями (незаконного изъятия денежных средств командирами (начальниками), вымогательства денежных средств за совершение действий и оказание услуг), коммерческого подкупа либо иного незаконного использования физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе эти же деяния, совершенные от имени или в интересах юридического лица.

РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ОБРАЩЕНИЙ О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Обращения граждан, а также объединений граждан, в том числе юридических лиц (далее - обращения), регистрируются:

в книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) по форме, установленной Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, и в САООГ.

При отсутствии САООГ - в книге учета обращений (предложений, заявлений или жалоб) в форме электронных документов согласно рекомендуемому образцу (Приложение N 1 к Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 г. N 555)

В течение 3 дней с момента поступления обращения

ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ

Отделом (профилактики коррупционных и иных правонарушений) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений, должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ведется учет обращений в Журнале учета обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях (в электронной форме или на бумажном носителе) (Приложение N 1 к настоящим Методическим рекомендациям)

подразделения по ПКиП ОВУ,

должностные лица, ответственные за ПКиП в ОВУ

Обращения о возможных коррупционных правонарушениях, поступившие в УРОГ МО, направляются в установленном порядке по САООГ (с поручением по установленному образцу, Приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям) одновременно:

в ГВПУ ВС, для рассмотрения и направления ответа заявителю;

в ОВУ, для проведения проверочных мероприятий, подготовки проекта ответа заявителю и согласования его с ОПКиП;

в ГУК МО (через ОПКиП), для согласования проекта ответа и контроля правильности проведения проверочных мероприятий по возможным фактам коррупции

Обращения, поступившие непосредственно в адрес ОВУ, направляются в установленном порядке в органы военно-политической работы ОВУ (должностному лицу ОВУ, ответственному за военно-политическую работу) (далее - исполнитель), для рассмотрения и подготовки ответа заявителю и в подразделение по ПКиП ОВУ (должностному лицу, ответственному за ПКиП) для учета, контроля правильности проведения проверочных мероприятий по возможным фактам коррупции и согласования проекта ответа с поручением по установленному образцу (Приложение N 2.1 к настоящим Методическим рекомендациям)

При поступлении в ОВУ регистрируются в течение 3 дней с момента поступления обращения, общий срок рассмотрения - 30 дней

подразделения по ПКиП ОВУ,

должностные лица, ответственные за ПКиП в ОВУ

Обращение не направляется для рассмотрения в ОВУ или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого является предметом обращения

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения

В течение 7 дней со дня регистрации

ОТВЕТЫ НА ОБРАЩЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Обращения подлежат обязательному рассмотрению в установленный срок.

В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем в обязательном порядке уведомляется заявитель. Запрос на продление срока рассмотрения обращения осуществляется исполнителем и подтверждается (отклоняется) контролером УРОГ МО через САООГ (при поступлении обращения через УРОГ МО)

В течение 30 дней со дня регистрации.

О продлении срока сообщается в течение 3 календарных дней с момента принятия решения

заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

Исполнитель обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости запрашивает у заявителя дополнительные документы и материалы.

По решению руководителя (уполномоченного должностного лица) по указанным в обращении фактам коррупции проводятся проверки и разбирательства

30 дней со дня регистрации

заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

Материалы разбирательства (проверки) должны содержать информацию о результатах проведенных мероприятий, принятых мерах, в том числе о применении мер ответственности к должностным лицам, вывод о подтверждении (частичном подтверждении) или опровержении фактов коррупции

Заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР),

ОПКиП, подразделения по ПКиП ОВУ,

должностные лица, ответственные за ПКиП в ОВУ

В течение 15 календарных дней с момента получения запроса

заместитель руководителя ОВУ по ВПР, (должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

В случае подтверждения фактов коррупции материалы рассмотрения обращения направляются в органы прокуратуры.

При возникновении соответствующих оснований, в отношении должностных лиц могут проводиться проверочные мероприятия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065.

В случае, если изложенные в обращении факты нуждаются в проверке посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, то в процессе рассмотрения обращения направляется запрос в военные правоохранительные органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности

В 3-дневный срок с момента подтверждения фактов коррупции

Ответ заявителю по существу вопросов, поставленных в обращении, должен содержать информацию о проведенных мероприятиях, принятых мерах и о подтверждении (частичном подтверждении) или опровержении фактов коррупции.

Проект ответа заявителю с приложением материалов разбирательства (проверки):

по обращениям, поступившим через УРОГ МО, направляется по САООГ в ГУК МО (через ОПКиП) для согласования.

По обращениям, поступившим непосредственно в адрес ОВУ, воинских частей, организаций направляется исполнителем на согласование в подразделения по ПКиП (должностному лицу, ответственному за ПКиП) ОВУ.

Не позднее 10 дней до окончания срока рассмотрения обращения

заместитель руководителя ОВУ по ВПР, (должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР),

подразделения по ПКиП (должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ

После согласования ответ на обращение подписывается руководителем ОВУ или уполномоченным лицом, которому обращение было направлено для рассмотрения, и направляется заявителю

Не позднее 3 дней после согласования проекта ответа заявителю

Копия ответа заявителю на обращение, поступившее из УРОГ МО, направляется исполнителем в ГУК МО (через ОПКиП) по САООГ.

Копия ответа заявителю на обращение, поступившее непосредственно в адрес ОВУ, направляется исполнителем в подразделение по ПКиП (должностному лицу, ответственному за ПКиП) ОВУ

Не позднее 5 дней после рассмотрения обращения

заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

Ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении

заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

В случае, если ответ на обращение, поступившее из УРОГ МО, не дается , материалы разбирательства (проверки) направляются исполнителем на согласование в ОПКиП. В УРОГ МО направляется письмо (через САООГ) о снятии обращения с контроля с указанием причины ненаправления ответа заявителю.

В случае, если ответ на обращение, поступившее в ОВУ, не дается, материалы разбирательства (проверки) направляются на согласование в подразделение по ПКиП (должностным лицам, ответственным за ПКиП) ОВУ.

Уведомление (через САООГ) о снятии обращения с контроля с указанием причины ненаправления ответа заявителю направляется ответственному за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ

10 дней до окончания срока рассмотрения обращения

заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

Для снятия обращения с контроля в УРОГ МО исполнитель прикрепляет к электронной карте обращения в САООГ копию ответа заявителю, проект ответа, согласованный с ГУК МО (через ОПКиП), а также материалы разбирательства (проверки).

Для снятия с контроля обращений, поступивших непосредственно в адрес ОВУ, исполнитель направляет ответственному за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ копию ответа (с приложением копии проекта ответа заявителю, согласованного с подразделением по ПКиП (должностным лицам, ответственным за ПКиП) ОВУ)

30 дней со дня регистрации

заместитель руководителя ОВУ по ВПР,

(должностное лицо ОВУ, ответственное за ВПР)

КОНТРОЛЬ, ОТЧЕТНОСТЬ, АНАЛИЗ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ О ВОЗМОЖНЫХ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Контроль за рассмотрением обращений по установленным срокам исполнения осуществляется УРОГ МО.

Контроль за рассмотрением обращений, поступившим непосредственно в адрес ОВУ, осуществляет ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ

30 дней со дня регистрации

УРОГ МО, ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ

Контроль за правильностью проведения проверочных мероприятий должностными лицами ОВУ, воинских частей, организаций по возможным фактам коррупции осуществляется ГУК МО (через ОПКиП)

По обращениям, поступившим непосредственно в адрес ОВУ, воинских частей организаций, контроль осуществляется группами по ПКиП (должностными лицами, ответственными за ПКиП) ОВУ

В ходе согласования проекта ответа и проверки материалов разбирательства

подразделения по ПКиП,

(должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ

По результатам рассмотрения обращений граждан составляется статистический отчет об итогах рассмотрения обращений граждан, в том числе по обращениям о возможных коррупционных правонарушениях

Ответственный за учет и соблюдение порядка рассмотрения обращений граждан в ОВУ

Статистические отчеты представляются каждым ОВУ по подчиненности

Не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным

подразделения по ПКиП,

(должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ

Информация из реестров представляется в ГУК МО (через ОПКиП) для обобщения (накопительным итогом) в электронной форме

Ежеквартально, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

подразделения по ПКиП,

(должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ

Информация из Журнала учета обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях представляется в ГУК МО (через ОПКиП) для обобщения, учета и анализа в электронной форме

Один раз в полугодие, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом

подразделения по ПКиП,

(должностные лица, ответственные за ПКиП) ОВУ

Анализ рассмотрения поступивших обращений по возможным фактам коррупционных правонарушений проводится ОПКиП

Один раз в полугодие

Информация о количестве обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях, поступивших в ОВУ через УРОГ МО для рассмотрения и требующих согласования проекта ответа с ГУК МО, направляется в УРОГ МО для сверки

Ежемесячно, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным

При проведении проверок (разбирательств) руководствоваться в работе следует Методическими рекомендациями по порядку проведения разбирательства по фактам дисциплинарных проступков коррупционной направленности, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденными статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации 29 декабря 2011 г.

В соответствии со ст. 189 "Регламента Министерства обороны Российской Федерации" (приложение N 1 приказа Министра обороны РФ от 10 января 2015 г. N 1 "Об утверждении Регламента Министерства обороны Российской Федерации") ответ по существу на поступившее в Министерство обороны обращение не дается:

если в нем не указана фамилия автора или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;

если текст письменного обращения не поддается прочтению и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;

если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение;

содержащее нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, при этом автору сообщается о недопустимости злоупотребления правом;

содержащее вопрос, на который неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми в Министерство обороны обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства. Если соответствующим должностным лицом в соответствии с законодательством принято решение о прекращении переписки по данному вопросу, о данном решении уведомляется автор обращения;

если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну. В этом случае автору обращения сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Читайте также: