Предупреждение совершения новых преступлений как цель уголовного наказания

Обновлено: 09.05.2024

Агзамов Ильдар Марсович, доцент кафедры криминологии и психологии Уфимского юридического института МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются особенности предупреждения совершения осужденным новых преступлений, в отношении которого судом принято решение об условном неприменении к нему уголовного наказания. Излагаются средства достижения указанного предупреждения, такие как общий контроль за осужденными, возложенные на них судом обязанности в течение испытательного срока, возможность отмены условного неприменения наказания, поощрительные меры. При этом обращается внимание на отличие от предупреждения преступлений лиц, которым назначено реальное уголовное наказание.

Ключевые слова: предупреждение совершения новых преступлений, цели условного неприменения наказания, цели наказания, средства достижения целей наказания, контроль за осужденным, испытательный срок.

The article deals with the features of preventing new crimes by convicts in respect of which the court decided on conditional non-application of criminal punishment. It presents the means to achieve the mentioned prevention, such as general supervision over convicts, the responsibilities placed on them by the court during the trial period, the possibility of abolishing conditional non-application of criminal punishment, incentive measures. At the same time, it pays attention to the difference between crime prevention by those who were imposed a real criminal penalty.

Key words: prevention of new crimes, goals of conditional non-application of punishment, purposes of punishment, means to achieve the purposes of punishment, supervision over convicts, trial period.

В предыдущих публикациях мы неоднократно обращали внимание на концептуально новое правовое образование - условное неприменение уголовного наказания. При этом указывалось, что анализ действующего уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, а также ряда иных нормативных актов различного уровня, содержащих предписания по условному неприменению наказания, позволяет утверждать, что в рамках современного правового поля объективно существует совокупность норм, обладающая признаками правового института . В ходе дальнейшего теоретического осмысления возникла необходимость в уточнении ряда признаков условного неприменения наказания, а именно в конкретизации содержания такой его цели, как предупреждение совершения осужденным новых преступлений.

Более подробно см., например: Агзамов И.М. Условное неприменение наказания в уголовном праве России: Монография. М., 2012. 440 с.

Следует отметить, что указанный результат стремления является неотъемлемой целью любого уголовно-правового института, связанного с реализацией различных форм уголовной ответственности. Процесс предупреждения при условном неприменении наказания существенно отличается от предупреждения при реальном его исполнении. В первом случае целесообразно говорить лишь о вопросах частной превенции, т.е. о профилактике совершения новых преступлений только со стороны осужденного. Такая позиция обусловлена тем, что идея общей превенции противопоставлена идее гуманизации наказания и процесса его исполнения. Для достижения цели общего предупреждения следовало бы отказаться от института условного неприменения наказания (условного осуждения и условного неприменения наказания в отношении осужденных беременных женщин и лиц, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет), условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, амнистии, помилования и т.д. .

Необходимо уточнить, что исходя из концепции автора статьи условное неприменение уголовного наказания является комплексным правовым институтом, имеющим межотраслевой характер, и понимается как условный отказ государства от применения наказания, назначенного по приговору суда. Данное комплексное правовое образование позиционируется в двух разновидностях: условное осуждение и условное неприменение наказания в отношении осужденных беременных женщин и лиц, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет. В целях юридического оформления соответствующих норм автором ранее было предложено дополнить Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) новой главой 10.1 "Условное неприменение наказания".

Заметим, что в научной литературе последних лет подобные выводы встречаются применительно к иным мерам уголовно-правового характера, когда речь идет также о процессе предупреждения. В частности, отмечается, что применение лояльных, позитивных по своему характеру мер к лицу, совершившему преступление, вероятнее всего, не окажет должного влияния на сознание криминально неустойчивых лиц, привыкших к антисоциальному образу жизни. В этой ситуации предупредительная (профилактическая) деятельность должна иметь индивидуальную направленность . К подобной практике склоняют условия применения конкретных норм УК РФ. Так, согласно его ст. 82 отсрочить отбывание наказания можно только в отношении осужденной беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, а также мужчины, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющегося его единственным родителем.

Пунигов А.С. Иные меры уголовно-правового характера (понятие, виды, общая характеристика). Владимир, 2007. С. 46.

Общей превенции должны соответствовать самые жестокие и устрашающие виды наказания, которые в настоящее время уже нигде не применяются. Наши доводы находят поддержку и в научной литературе последних лет, посвященной исследованию проблем уголовного права . По сути, мы приходим к выводу о том, что институт условного неприменения наказания противопоставлен цели общего предупреждения преступлений; он свидетельствует, с одной стороны, о кризисе системы наказаний, с другой - о гуманистических началах по отношению к преступнику. По мнению Д.А. Шестакова, кризис системы наказаний заключается в "отрицании идеи кары" . К такому выводу приходит мировая научная общественность, когда система наказаний (функции, виды, сроки, условия исполнения наказания) не соответствует современным условиям, духовно-нравственным стандартам. Проявлением кризиса, точнее - его результатом, является увеличивающаяся доля тяжких и особо тяжких преступлений против личности, увеличение рецидивной преступности в целом.

Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: Сб. очерков / Под ред. В.В. Лунеева. М., 2010. С. 342.
Шестаков Д.А. Наказание по Уголовному кодексу Российской Федерации: признаки кризиса // Криминология: вчера, сегодня, завтра: труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. Бишкек, 2003. С. 12.

Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 1955 - 1981. Т. 8. С. 530.

В.А. Никонов при изучении статистической связи между уровнем преступности и удельного веса того или иного вида наказания пришел к выводу, согласно которому ни смертная казнь, ни лишение свободы, ни тем более альтернативные наказанию меры (условное осуждение, отсрочка отбывания приговора) не оказывают значимого общепредупредительного воздействия . Думается, что данный вывод с полным основанием можно адресовать институту условного неприменения наказания.

Никонов В.А. Уголовное наказание. Поиск истины. Тюмень, 2000. С. 44.

Заметим, что цель предупреждения при неприменении наказания имеет свои специфические особенности, а именно: лицо, по сути, не лишается физической возможности совершить новое преступление в отличие от реального применения наказания в виде лишения свободы, хотя и в этом случае не исключена вероятность совершения общественно опасного деяния. Кроме того, данная цель зависит от тех условий, в которых лицо находится во время испытательного срока, т.е. от качества и эффективности процесса ресоциализации. Такая зависимость свидетельствует о диалектическом единстве целей условного неприменения наказания, к которым ранее автор отнес исправление осужденного, ресоциализацию личности виновного и предупреждение совершения осужденным нового преступления .

Более подробно см., например: Агзамов И.М. Цели условного неприменения наказания в уголовном праве России // Научный портал МВД России. 2011. N 2(14). С. 16 - 21.

Говоря о средствах достижения целей условного неприменения наказания, следует отметить, что предупреждение новых преступлений осуществляется реализацией целого комплекса мер. Во-первых, за осужденным осуществляется контроль в течение всего испытательного срока. Во-вторых, в случае совершения им в этот период нового преступления либо административного правонарушения возможна отмена условного неприменения наказания с последующим реальным исполнением назначенного наказания, а при некоторых обстоятельствах такая отмена обязательна (совершение любого умышленного преступления в период испытательного срока, отказ от своего ребенка, систематическое совершение административных правонарушений, сопряженных с ранее совершенным преступлением, иные нарушения). В-третьих, предупреждению совершения преступлений, как ни странно, способствуют предусмотренные уголовным законом поощрительные меры. В-четвертых, средствами предупреждения являются возложенные обязанности и дополнительное наказание (если таковое назначалось). Рассмотрим некоторые перечисленные меры более подробно.

  1. Процесс осуществления контроля вызывает массу вопросов о своей эффективности. Его традиционные способы в современных условиях неприемлемы и малоэффективны в связи с возрастающей нагрузкой на инспекторов уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России в количественном и качественном отношении. Поэтому в последнее время все чаще говорится о внедрении так называемых электронных средств слежения - электронных браслетов. Свое массовое распространение они пока что получили при исполнении наказания в виде ограничения свободы. В частности, число лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях в связи с их осуждением к ограничению свободы, на начало 2012 г. составляло 14 тысяч человек, из них примерно в отношении 6 тысяч использовались электронные средства слежения. В целом система мониторинга уже применяется в 60 субъектах России, в 20 ведутся работы по монтажу оборудования. За все время использования электронных браслетов было выявлено 1118 нарушений режима отбывания наказания осужденными. По представлениям уголовно-исполнительных инспекций 52 осужденным суды заменили неотбытый срок наказания на реальное лишение свободы, а 26 были вменены дополнительные ограничения .

Эффективность и необходимость использования электронных средств слежения сомнений не вызывают. В связи с этим ФСИН России планирует расширить сферу их применения. Речь идет об использовании подобной техники в работе с условно осужденными, больными наркоманией (теми из них, к которым применена отсрочка отбывания наказания), лицами, которым избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, а также с условно-досрочно освобожденными. Кроме того, в целях повышения эффективности электронных средств контроля их планируется оснастить и алкотестерами, поскольку причиной совершения различных правонарушений, в том числе уклонения от возложенных обязанностей со стороны контролируемых лиц, является чрезмерное употребление ими алкоголя.

  1. Наиболее действенным средством предупреждения преступлений является возможность отмены условного неприменения наказания. В связи с этим уместно вспомнить те изменения, которые были внесены в уголовное законодательство Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" . В УК РФ появилась возможность сохранять по усмотрению суда условное осуждение в случае совершения во время испытательного срока подконтрольным лицом нового умышленного преступления средней тяжести. Очевидно, что такое новшество не самым лучшим образом отразится на предупреждении новых преступлений со стороны осужденных к условной мере, поскольку в ходе изучения нами материалов 520 уголовных дел, окончившихся условным осуждением в различные периоды его возрастающей доли, установлены факты назначения условного осуждения при рецидиве. Они составили 9,4% от общего массива рассмотренных дел.

Напомним, что порядок отмены условного осуждения согласно ст. 74 УК РФ частично дифференцирован в зависимости от категории совершенного преступления. Однако подобный подход к отмене отсутствует в ст. 82 УК РФ: совершение осужденным нового преступления в период отсрочки в обязательном порядке влечет ее отмену, и наказание назначается по правилам ст. 70 УК РФ.

Таким образом, говоря о возможности отмены условного неприменения наказания как об одном из средств обеспечения предупреждения совершения новых преступлений, считаем правильным сформулировать единые основания отмены указанной меры как для условного осуждения, так и для условного неприменения наказания в отношении осужденных беременных женщин и лиц, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет. С этой позиции действующие редакции ст. ст. 74 и 82 УК РФ абсолютно неприемлемы.

  1. Вероятность досрочного освобождения лица, которому назначено условное неприменение наказания, и снятие с него судимости зависят от "досрочного доказывания" им своего исправления. В этом смысле подобные поощрительные меры способствуют не только предупреждению, но и исправлению осужденного. Действующие редакции статей УК РФ об условном осуждении, отсрочке отбывания наказания предусматривают такую возможность. И это вполне оправданно. В связи с этим необходимо обязать суд разъяснять осужденному не только последствия негативного поведения во время испытательного срока, но и возможность его досрочного прекращения с объяснением соответствующих критериев, например таких, как добросовестное исполнение возложенных обязанностей, в том числе своевременное периодическое прибытие в уголовно-исполнительную инспекцию для отметки и проведения беседы, отбытие дополнительного наказания (если таковое назначалось) и т.д. По мнению Ю.М. Ткачевского, отказ в досрочном прекращении условного осуждения при наличии указанных обстоятельств свидетельствует о противоречиях в законе. Ученый полагает, что редкая отмена условного осуждения по положительным мотивам (в среднем 1 - 5% от общего количества условно осужденных) говорит о том, что такая форма поощрения позитивного поведения явно недооценивается государством .
  1. Средством предупреждения совершения осужденным новых преступлений являются возложенные на него обязанности и дополнительное наказание (если таковое назначалось). Последнее, как известно, всегда реализуется в реальной, а не в условной форме. Как справедливо отметил Н.А. Беляев, "лишения, страдания, тяготы постоянно должны быть существенным элементом наказания, чтобы воспоминание о них было способно остановить преступника, заставить его отказаться от задуманного преступления" .

Таким образом, рассмотрев процесс предупреждения совершения осужденным новых преступлений с позиции института условного неприменения наказания, можно сделать вывод о том, что данный процесс существенно отличается от предупреждения преступлений осужденного в случае реального исполнения в отношении его назначенного наказания (основного). Подобное утверждение лишний раз свидетельствует о самостоятельности такого комплексного правового образования, как условное неприменение уголовного наказания.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

2. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Комментарии к ст. 1 УИК РФ

1. В комментируемой статье определяются цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Данная норма имеет принципиальное значение, поскольку все дальнейшее содержание УИК РФ определяется на основе и с учетом стоящих перед законом целей и задач.

В научной литературе понятия целей и задач нередко отождествляются, и они употребляются как синонимы. Но в данном случае законодатель разделяет эти понятия, наполняя каждое из них собственным содержанием.

Под целями уголовно-исполнительного законодательства следует понимать те конечные результаты правового регулирования исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, на достижение которых направлено действие закона. Эти результаты выражаются в общих и наиболее значимых достижениях, имеющих социальный характер.

Однако достижение целей невозможно без решения отдельных вопросов, направлений промежуточного плана, связанных с реализацией не всего законодательства в целом, а его конкретных институтов и норм. Достижение этих промежуточных результатов и является задачей уголовно-исполнительного законодательства, что в совокупности обеспечивает возможность достижения его целей.

К целям уголовно-исполнительного законодательства отнесены исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Необходимо отметить, что цели уголовно-исполнительного законодательства практически полностью совпадают с целями уголовного наказания, закрепленными в ч. 2 ст. 43 УК РФ, где сказано, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Подобное совпадение вполне объяснимо, поскольку уголовный закон является базовой и материальной основой закона уголовно-исполнительного.

Наиболее важной целью, стоящей перед уголовно-исполнительным законодательством, является исправление осужденных. В научной литературе имеются различные позиции, касающиеся понятия "исправление", но в целом все они сводятся к тому, что исправление предполагает правопослушное поведение осужденного в период отбывания наказания и после освобождения от отбывания наказания. Исправление осужденного достигается комплексом мер правового, организационного, психолого-педагогического характера, которые применяются к осужденному в период отбывания наказания. Более подробно содержание понятия "исправление" приводится при анализе положений ст. 9 УИК РФ.

Понятие предупреждения преступлений разработано наукой криминологией. Под предупреждением преступлений понимается система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой.

Эти меры связаны с воздействием на всех людей (общее предупреждение), определенные группы людей (групповое предупреждение), на отдельных лиц (специальное предупреждение).

Значительную роль в предупреждении преступлений играет и уголовно-исполнительный закон. Его общепредупредительное значение заключается в воздействии на сознание граждан путем информирования их об условиях и порядке отбывания уголовных наказаний различного вида, материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных в период отбывания наказания, их правах и обязанностях, различных мерах воздействия, применяемых к осужденным. В этой связи уголовно-исполнительный закон способствует формированию определенных сдерживающих начал при определении жизненных установок человека, линии его поведения. В ряде случаев это удерживает человека от совершения преступления, хотя значительное число граждан не совершает преступление не из страха перед наказанием, а исходя из своих моральных и нравственных позиций.

Однако в большей мере уголовно-исполнительный закон способствует специальному предупреждению, т.е. предупреждению совершения преступлений лицами, отбывающими уголовное наказание. В этом отношении эффективность уголовно-исполнительного закона достигается в результате применения целого комплекса мер к осужденным. Это режим отбывания наказания, правоограничения, применяемые к осужденным, применение мер безопасности и иные меры. В результате осужденный или лишается возможности совершить новое преступление, или такая возможность существенно ограничивается. Кроме того, нельзя не принимать во внимание и индивидуально-профилактическую работу, проводимую с осужденными, в том числе и воспитательную работу. Таким образом, условия, связанные с отбыванием наказания, психолого-педагогическое воздействие на осужденного способствуют формированию у него позиции социально полезного и законопослушного лица.

Предупредительное значение имеет и то обстоятельство, что уголовно-исполнительный закон дает основания применения ряда мер предупредительного характера не к осужденным, а к гражданам, которые негативно влияют на процесс исправления осужденных (в частности, проносят на территорию исправительного учреждения наркотики, спиртное, деньги, иные запрещенные предметы, способствуют совершению осужденными преступлений, например побегу, уклонению от отбывания наказания).

2. Задачи уголовно-исполнительного законодательства сформулированы в ч. 2 комментируемой статьи. Этими задачами являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Задача регулирования порядка и условий отбывания наказания решается и в Общей части УИК РФ, где определяются общие условия исполнения и отбывания наказания, и в Особенной части, где указанные условия и порядок конкретизируются применительно к отдельным видам наказания.

Аналогичным образом решаются и иные задачи. Так, задача определения средств исправления осужденных решается путем указания этих средств в ст. 9 УИК РФ, а затем конкретизируется и уточняется применительно к специфике исполнения и отбывания отдельных видов уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод осужденных и законных интересов осужденных находит свое разрешение в нормах о правовом статусе осужденных, их основных правах, обращениях осужденных и более подробно - в нормах, регламентирующих права и законные интересы осужденных различных категорий.

Важное место в уголовно-исполнительном законодательстве отведено и задаче оказания осужденным помощи в социальной адаптации. Это обусловлено тем, что успешная социальная адаптация после освобождения от отбывания наказания существенно снижает риск совершения осужденным нового преступления. Длительный отрыв от общества, трудового коллектива, семьи ведет к утрате осужденным социально полезных связей. Поэтому при исполнении наказания уделяется большое внимание ресоциализации осужденных, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве, оказанию им психологической помощи. Социальная адаптация осужденных предполагает также и контроль за поведением осужденных отдельных категорий после освобождения.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 43 УК РФ. Понятие и цели наказания

1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Вернуться к оглавлению документа : Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 43 УК РФ

Уголовное наказание - это мера государственного принуждения, которая является одной из форм реализации уголовной ответственности. С помощью наказания государство принуждает лицо, совершившее преступление, к законопослушному поведению, соблюдению уголовно-правовых запретов.

Содержание наказания заключается в лишении либо ограничении виновного лица предусмотренных уголовным законом каких-либо материальных или нематериальных благ (прав, свобод, интересов и т.д.), что, безусловно, причиняет страдания лицу, совершившему преступление, являясь, таким образом, по своей сути карой. Между тем сама по себе кара как суть уголовного наказания не является целью наказания и не может преследовать причинение физических, моральных или нравственных страданий виновному.

Процессуальной формой применения наказания может быть только обвинительный приговор суда. Суд является единственным государственным органом, который постановляет обвинительный приговор и назначает уголовное наказание.

От иных мер принуждения, применяемых, например, за административные правонарушения, уголовное наказание отличается количественно (включает больше ограничений) и качественно (назначается только за совершение преступлений, и его назначение влечет правовое последствие в виде судимости).

Уголовное наказание:

  • имеет публичный характер. Это означает, что обвинительный приговор выносится от имени государства и применяется в интересах всего общества;
  • заключается в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного, т.е. сущностью наказания является кара;
  • имеет строго личный характер, применяется только к лицу, совершившему преступление;
  • влечет такое негативное правовое последствие, как судимость, которая сохраняется на определенный срок и после его отбытия.

Под целями наказания в уголовном праве понимаются конечные социальные результаты, достижение которых преследуется установлением наказаний в уголовном законе.

В ч. 2 ст. 43 УК РФ сформулированы три цели наказания:

  • 1) восстановление социальной справедливости;
  • 2) исправление осужденного;
  • 3) предупреждение совершения нового преступления.

Цель восстановления
социальной справедливости

Цель восстановления социальной справедливости взаимосвязана с принципом справедливости: только справедливое наказание может способствовать восстановлению социальной справедливости.

Социальная справедливость характеризуется четырьмя аспектами, выражающими интересы:

  • осужденного;
  • потерпевшего;
  • общества
  • государства.

Справедливость означает соразмерность между преступлением, которое человек совершил, и наказанием, которое он за это понес. Согласно принципу справедливости суд должен назначить такое наказание, которое соответствует характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК РФ). При этом цель восстановления социальной справедливости и принцип справедливости нетождественны. Между ними такая же разница, как между конечным результатом, т.е. целью, к которой стремится законодатель, и средствами, т.е. основными правилами, с помощью которых эта цель может быть достигнута.

Цель исправления осужденного

Цель исправления осужденного предполагает нейтрализацию антиобщественных взглядов и установок осужденного, формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, правилам человеческого общежития. Эта цель достигается путем применения к осужденному как наказания, так и других средств исправления (труд, обучение, профессиональная подготовка, воспитательная работа и общественное воздействие).

Исправление осужденного - это формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (социальное исправление). В уголовном праве подтверждением достижения этой цели является несовершение лицом новых преступлений после хотя бы раз отбытого наказания либо освобождения по каким-либо основаниям от его отбывания (юридическое исправление).

Реализация целей наказания, в частности, такой цели, как исправление осужденного, взаимосвязана с видами наказания. Так, например, пожизненное лишение свободы, в силу возможности УДО после фактического отбытия лицом 25 лет лишения свободы (ч. 5 ст. 79 УК РФ), предполагает наличие цели исправление осужденного. Тогда как смертная казнь не имеет своей целью исправление осужденного.

Цель предупреждения
совершения новых преступлений

Цель предупреждения совершения новых преступлений заключается в удержании лиц от совершения преступлений путем угрозы наказанием либо его реальным применением. Предупреждение нарушений уголовно-правовых запретов возможно как со стороны лиц, уже совершивших преступление, так и со стороны иных лиц. В связи с этим в теории уголовного права предупреждение преступлений подразделяется на частное (частную превенцию) и общее (общую превенцию).

При частном предупреждении ставится единственная задача - исключить рецидив ранее судимого лица. Общее предупреждение адресовано неопределенному кругу лиц. Такое предупреждение осуществляется уже с момента опубликования закона и заключается в психологическом воздействии на сознание граждан.

Агзамов Ильдар Марсович, доцент кафедры криминологии и психологии Уфимского юридического института МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассматриваются особенности предупреждения совершения осужденным новых преступлений, в отношении которого судом принято решение об условном неприменении к нему уголовного наказания. Излагаются средства достижения указанного предупреждения, такие как общий контроль за осужденными, возложенные на них судом обязанности в течение испытательного срока, возможность отмены условного неприменения наказания, поощрительные меры. При этом обращается внимание на отличие от предупреждения преступлений лиц, которым назначено реальное уголовное наказание.

Ключевые слова: предупреждение совершения новых преступлений, цели условного неприменения наказания, цели наказания, средства достижения целей наказания, контроль за осужденным, испытательный срок.

The article deals with the features of preventing new crimes by convicts in respect of which the court decided on conditional non-application of criminal punishment. It presents the means to achieve the mentioned prevention, such as general supervision over convicts, the responsibilities placed on them by the court during the trial period, the possibility of abolishing conditional non-application of criminal punishment, incentive measures. At the same time, it pays attention to the difference between crime prevention by those who were imposed a real criminal penalty.

Key words: prevention of new crimes, goals of conditional non-application of punishment, purposes of punishment, means to achieve the purposes of punishment, supervision over convicts, trial period.

В предыдущих публикациях мы неоднократно обращали внимание на концептуально новое правовое образование - условное неприменение уголовного наказания. При этом указывалось, что анализ действующего уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, а также ряда иных нормативных актов различного уровня, содержащих предписания по условному неприменению наказания, позволяет утверждать, что в рамках современного правового поля объективно существует совокупность норм, обладающая признаками правового института . В ходе дальнейшего теоретического осмысления возникла необходимость в уточнении ряда признаков условного неприменения наказания, а именно в конкретизации содержания такой его цели, как предупреждение совершения осужденным новых преступлений.

Более подробно см., например: Агзамов И.М. Условное неприменение наказания в уголовном праве России: Монография. М., 2012. 440 с.

Следует отметить, что указанный результат стремления является неотъемлемой целью любого уголовно-правового института, связанного с реализацией различных форм уголовной ответственности. Процесс предупреждения при условном неприменении наказания существенно отличается от предупреждения при реальном его исполнении. В первом случае целесообразно говорить лишь о вопросах частной превенции, т.е. о профилактике совершения новых преступлений только со стороны осужденного. Такая позиция обусловлена тем, что идея общей превенции противопоставлена идее гуманизации наказания и процесса его исполнения. Для достижения цели общего предупреждения следовало бы отказаться от института условного неприменения наказания (условного осуждения и условного неприменения наказания в отношении осужденных беременных женщин и лиц, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет), условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, амнистии, помилования и т.д. .

Необходимо уточнить, что исходя из концепции автора статьи условное неприменение уголовного наказания является комплексным правовым институтом, имеющим межотраслевой характер, и понимается как условный отказ государства от применения наказания, назначенного по приговору суда. Данное комплексное правовое образование позиционируется в двух разновидностях: условное осуждение и условное неприменение наказания в отношении осужденных беременных женщин и лиц, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет. В целях юридического оформления соответствующих норм автором ранее было предложено дополнить Уголовный кодекс РФ (далее - УК РФ) новой главой 10.1 "Условное неприменение наказания".

Заметим, что в научной литературе последних лет подобные выводы встречаются применительно к иным мерам уголовно-правового характера, когда речь идет также о процессе предупреждения. В частности, отмечается, что применение лояльных, позитивных по своему характеру мер к лицу, совершившему преступление, вероятнее всего, не окажет должного влияния на сознание криминально неустойчивых лиц, привыкших к антисоциальному образу жизни. В этой ситуации предупредительная (профилактическая) деятельность должна иметь индивидуальную направленность . К подобной практике склоняют условия применения конкретных норм УК РФ. Так, согласно его ст. 82 отсрочить отбывание наказания можно только в отношении осужденной беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, а также мужчины, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющегося его единственным родителем.

Пунигов А.С. Иные меры уголовно-правового характера (понятие, виды, общая характеристика). Владимир, 2007. С. 46.

Общей превенции должны соответствовать самые жестокие и устрашающие виды наказания, которые в настоящее время уже нигде не применяются. Наши доводы находят поддержку и в научной литературе последних лет, посвященной исследованию проблем уголовного права . По сути, мы приходим к выводу о том, что институт условного неприменения наказания противопоставлен цели общего предупреждения преступлений; он свидетельствует, с одной стороны, о кризисе системы наказаний, с другой - о гуманистических началах по отношению к преступнику. По мнению Д.А. Шестакова, кризис системы наказаний заключается в "отрицании идеи кары" . К такому выводу приходит мировая научная общественность, когда система наказаний (функции, виды, сроки, условия исполнения наказания) не соответствует современным условиям, духовно-нравственным стандартам. Проявлением кризиса, точнее - его результатом, является увеличивающаяся доля тяжких и особо тяжких преступлений против личности, увеличение рецидивной преступности в целом.

Уголовное право. Актуальные проблемы теории и практики: Сб. очерков / Под ред. В.В. Лунеева. М., 2010. С. 342.
Шестаков Д.А. Наказание по Уголовному кодексу Российской Федерации: признаки кризиса // Криминология: вчера, сегодня, завтра: труды Санкт-Петербургского криминологического клуба. Бишкек, 2003. С. 12.

Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 1955 - 1981. Т. 8. С. 530.

В.А. Никонов при изучении статистической связи между уровнем преступности и удельного веса того или иного вида наказания пришел к выводу, согласно которому ни смертная казнь, ни лишение свободы, ни тем более альтернативные наказанию меры (условное осуждение, отсрочка отбывания приговора) не оказывают значимого общепредупредительного воздействия . Думается, что данный вывод с полным основанием можно адресовать институту условного неприменения наказания.

Никонов В.А. Уголовное наказание. Поиск истины. Тюмень, 2000. С. 44.

Заметим, что цель предупреждения при неприменении наказания имеет свои специфические особенности, а именно: лицо, по сути, не лишается физической возможности совершить новое преступление в отличие от реального применения наказания в виде лишения свободы, хотя и в этом случае не исключена вероятность совершения общественно опасного деяния. Кроме того, данная цель зависит от тех условий, в которых лицо находится во время испытательного срока, т.е. от качества и эффективности процесса ресоциализации. Такая зависимость свидетельствует о диалектическом единстве целей условного неприменения наказания, к которым ранее автор отнес исправление осужденного, ресоциализацию личности виновного и предупреждение совершения осужденным нового преступления .

Более подробно см., например: Агзамов И.М. Цели условного неприменения наказания в уголовном праве России // Научный портал МВД России. 2011. N 2(14). С. 16 - 21.

Говоря о средствах достижения целей условного неприменения наказания, следует отметить, что предупреждение новых преступлений осуществляется реализацией целого комплекса мер. Во-первых, за осужденным осуществляется контроль в течение всего испытательного срока. Во-вторых, в случае совершения им в этот период нового преступления либо административного правонарушения возможна отмена условного неприменения наказания с последующим реальным исполнением назначенного наказания, а при некоторых обстоятельствах такая отмена обязательна (совершение любого умышленного преступления в период испытательного срока, отказ от своего ребенка, систематическое совершение административных правонарушений, сопряженных с ранее совершенным преступлением, иные нарушения). В-третьих, предупреждению совершения преступлений, как ни странно, способствуют предусмотренные уголовным законом поощрительные меры. В-четвертых, средствами предупреждения являются возложенные обязанности и дополнительное наказание (если таковое назначалось). Рассмотрим некоторые перечисленные меры более подробно.

  1. Процесс осуществления контроля вызывает массу вопросов о своей эффективности. Его традиционные способы в современных условиях неприемлемы и малоэффективны в связи с возрастающей нагрузкой на инспекторов уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России в количественном и качественном отношении. Поэтому в последнее время все чаще говорится о внедрении так называемых электронных средств слежения - электронных браслетов. Свое массовое распространение они пока что получили при исполнении наказания в виде ограничения свободы. В частности, число лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях в связи с их осуждением к ограничению свободы, на начало 2012 г. составляло 14 тысяч человек, из них примерно в отношении 6 тысяч использовались электронные средства слежения. В целом система мониторинга уже применяется в 60 субъектах России, в 20 ведутся работы по монтажу оборудования. За все время использования электронных браслетов было выявлено 1118 нарушений режима отбывания наказания осужденными. По представлениям уголовно-исполнительных инспекций 52 осужденным суды заменили неотбытый срок наказания на реальное лишение свободы, а 26 были вменены дополнительные ограничения .

Эффективность и необходимость использования электронных средств слежения сомнений не вызывают. В связи с этим ФСИН России планирует расширить сферу их применения. Речь идет об использовании подобной техники в работе с условно осужденными, больными наркоманией (теми из них, к которым применена отсрочка отбывания наказания), лицами, которым избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, а также с условно-досрочно освобожденными. Кроме того, в целях повышения эффективности электронных средств контроля их планируется оснастить и алкотестерами, поскольку причиной совершения различных правонарушений, в том числе уклонения от возложенных обязанностей со стороны контролируемых лиц, является чрезмерное употребление ими алкоголя.

  1. Наиболее действенным средством предупреждения преступлений является возможность отмены условного неприменения наказания. В связи с этим уместно вспомнить те изменения, которые были внесены в уголовное законодательство Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" . В УК РФ появилась возможность сохранять по усмотрению суда условное осуждение в случае совершения во время испытательного срока подконтрольным лицом нового умышленного преступления средней тяжести. Очевидно, что такое новшество не самым лучшим образом отразится на предупреждении новых преступлений со стороны осужденных к условной мере, поскольку в ходе изучения нами материалов 520 уголовных дел, окончившихся условным осуждением в различные периоды его возрастающей доли, установлены факты назначения условного осуждения при рецидиве. Они составили 9,4% от общего массива рассмотренных дел.

Напомним, что порядок отмены условного осуждения согласно ст. 74 УК РФ частично дифференцирован в зависимости от категории совершенного преступления. Однако подобный подход к отмене отсутствует в ст. 82 УК РФ: совершение осужденным нового преступления в период отсрочки в обязательном порядке влечет ее отмену, и наказание назначается по правилам ст. 70 УК РФ.

Таким образом, говоря о возможности отмены условного неприменения наказания как об одном из средств обеспечения предупреждения совершения новых преступлений, считаем правильным сформулировать единые основания отмены указанной меры как для условного осуждения, так и для условного неприменения наказания в отношении осужденных беременных женщин и лиц, имеющих ребенка в возрасте до четырнадцати лет. С этой позиции действующие редакции ст. ст. 74 и 82 УК РФ абсолютно неприемлемы.

  1. Вероятность досрочного освобождения лица, которому назначено условное неприменение наказания, и снятие с него судимости зависят от "досрочного доказывания" им своего исправления. В этом смысле подобные поощрительные меры способствуют не только предупреждению, но и исправлению осужденного. Действующие редакции статей УК РФ об условном осуждении, отсрочке отбывания наказания предусматривают такую возможность. И это вполне оправданно. В связи с этим необходимо обязать суд разъяснять осужденному не только последствия негативного поведения во время испытательного срока, но и возможность его досрочного прекращения с объяснением соответствующих критериев, например таких, как добросовестное исполнение возложенных обязанностей, в том числе своевременное периодическое прибытие в уголовно-исполнительную инспекцию для отметки и проведения беседы, отбытие дополнительного наказания (если таковое назначалось) и т.д. По мнению Ю.М. Ткачевского, отказ в досрочном прекращении условного осуждения при наличии указанных обстоятельств свидетельствует о противоречиях в законе. Ученый полагает, что редкая отмена условного осуждения по положительным мотивам (в среднем 1 - 5% от общего количества условно осужденных) говорит о том, что такая форма поощрения позитивного поведения явно недооценивается государством .
  1. Средством предупреждения совершения осужденным новых преступлений являются возложенные на него обязанности и дополнительное наказание (если таковое назначалось). Последнее, как известно, всегда реализуется в реальной, а не в условной форме. Как справедливо отметил Н.А. Беляев, "лишения, страдания, тяготы постоянно должны быть существенным элементом наказания, чтобы воспоминание о них было способно остановить преступника, заставить его отказаться от задуманного преступления" .

Таким образом, рассмотрев процесс предупреждения совершения осужденным новых преступлений с позиции института условного неприменения наказания, можно сделать вывод о том, что данный процесс существенно отличается от предупреждения преступлений осужденного в случае реального исполнения в отношении его назначенного наказания (основного). Подобное утверждение лишний раз свидетельствует о самостоятельности такого комплексного правового образования, как условное неприменение уголовного наказания.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: