Представители каких древнеиндийских каст имели право заниматься врачеванием

Обновлено: 30.06.2024

Исходя из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:
выделить основные этапы и периоды истории врачевания в Древней Индии;
рассмотреть основные источники врачевания;
изучить нововведения древнеиндийских врачевателей;
увидеть основные представления о причинах болезней в Древней Индии;
рассмотреть основные гигиенические традиции Древней Индии.

Оглавление

Введение I. История 1. Периодизация истории врачевания ..……………………..………….………. …..4 2. Источники по истории и врачеванию древней Индии……………………….…. 5 II. Врачевание в разные исторические периоды 1.Санитарное дело периода Хараппской цивилизации….………………………..…6 2. Врачевание Ведийского периода………………………….…………. …. 7 3. Врачевание Классического периода ….…………….……….…………………..…8 III. Представления о болезнях 1. Причины болезней ……………………………………………………………. 10 2. Виды медицинской помощи………………………………………………….……12 Заключение Приложения Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

Введение I. История 1. Периодизация истории врачевания ..……………………..………….………. …..4 2. Источники по истории и врачеванию древней Индии……………………….…. 5 II. Врачевание в разные исторические периоды 1.Санитарное дело периода Хараппской цивилизации….………………………..…6 2. Врачевание Ведийского периода………………………….…………. . …. 7 3. Врачевание Классического периода ….…………….……….…………………..…8 III. Представления о болезнях 1. Причины болезней ……………………………………………………………. .10 2. Виды медицинской помощи………………………………………………….…… 12 Заключение Приложения Список литературы

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. Единого названия страны в глубокой древности не существовало 1 .

Поэтому главный вопрос (проблема), который следует решить – какие принципиальные изменения и нововведения произошли в медицине Древних цивилизаций благодаря достижениям древнеиндийских врачевателей.

Исходя из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:

  • выделить основные этапы и периоды истории врачевания в Древней Индии;
  • рассмотреть основные источники врачевания;
  • изучить нововведения древнеиндийских врачевателей;
  • увидеть основные представления о причинах болезней в Древней Индии;
  • рассмотреть основные гигиенические традиции Древней Индии.

1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ВРАЧЕВАНИЯ

В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:

1) период Хараппской цивилизации (Ш – начали II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства; этот период так же носит название периода Индской цивилизации 2 .

2) Ведийский период (конец 2 –середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление "священных текстов" (санскрит – веда), передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;

2. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ И ВРАЧЕВАНИЮ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и другие 4 .

II. Врачевание в разные исторические периоды

1. САНИТАРНОЕ ДЕЛО ПЕРИОДА ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название "хараппская" (от г. Харап-па на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III – начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.

Во многих отношениях (по величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству и т. д.) хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо важное значение. Об этом свидетельствуют также размеры магистральных труб, диаметр которых достигал 2 м. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ' ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода создать наиболее совершенный образец санитарно-технического строительства древности 5 .

Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивилизации позволяет даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных текстов медицинского содержания сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания .в долине Инда в середине III –начале II тысячелетий до н. э.

В то же время высокий уровень санитарно-технических сооружений хараппской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в древней Индии в целом,– в последующие периоды истории древней Индии он значительно снизился и уже не достигал уровня хараппской культуры.

2. ВРАЧЕВАНИЕ В ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в "Ригведе" ("Rigveda" – веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к XII–X вв. до н. э.) и "Атхарваведе" ("Atharva-veda" – веда заклинаний и заговоров, VIII–VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э.

В "Ригведе" упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе в следующих словах: "Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель– болезней, а жрец – жертвенных возлияний". Некоторые разделы "Ригведы" содержат тексты об обрядах магического врачевания – в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями.

Главными медицинскими божествами ведийского периода были: близнецы Ашвины – боги-врачеватели и хранители, Рудра – владыка лекарственных трав и покровитель охотников, а также высшие божества: Агни – бог огня и возрождающейся жизни, Индра – символ небесного грома и податель дождя и Сурья – бог солнца 6 .

В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в "Атхарваведе" болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем "Атхарваведа" отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались – бхишадж ("изгоняющий бесов"). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в "Яджурведе" (VIII–VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.

В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны): брахманы - жрецы, кшатрии - военная знать и члены царских родов, вайшьи - земледельцы и скотоводы и шудры. Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие – парии, используемые на самых неприятных и унизительных работах 7 .

Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.

3. ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в период интенсивного, духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: "Предписания Маку" (II в. до н. э.– II в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно-философского учения – буддизма (с VI в. до н. э.) – первой мировой религии.

К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система медицинских знаний, "в некоторых отношениях: подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед", как писал о ней А. Бэшем.

Искусство врачевания (санскрит аюрведа – учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Дживаке (VI–V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры).

Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: "Чарака-самхита" (датируется I–II вв. н. э.) и "Сушрута-самхнта" (датируется IV в. н. э.).

Более ранняя "Чарака-самхита" посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.

"Сушрута-самхита" в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

Первые воспоминания о государстве, расположившемся в долине благодатной реки Инд, относятся к 3 тысячелетию до н. э. Священная река дала название огромной стране Индии, которая не уступает по величине своего культурного наследия таким очагам цивилизации, как Древний Египет и государства Месопотамии.

В долине Инда строились дома четко по разработанному плану. В самых нужных местах рыли колодцы, которые обкладывались обожженным кирпичом. Кирпич использовали при возведении стен домов. В сточную систему города выходили водосточные трубы. Нигде больше не известна подобная древняя цивилизация, оборудованная такой функциональной системой водоотвода.

Но такие высокоразвитые санитарно-технические сооружения нехарактерны для последующих периодов развития Древней Индии, далее наблюдается только снижение архитектурных разработок. Учение считают, что это связано с катаклизмами: засухами и наводнениями, а также с истощением внутренних ресурсов.

Но речь сегодня не о становлении Индии как государства, а о развитии медицины этой страны. Где лучше всего развивалась фармация и медицина древнего мира? Индия, Китай - именно здесь берут свое начало первые медицинские знания. Некоторые из них вызывают восхищение и в современном мире. Многие актуальны и сегодня.

Далее мы опишем, какой была медицина в Древней Индии, кратко. Самое главное об этом читайте в нашем обзоре.

медицина древней индии

Формирование древнеиндийских философских знаний

В древнеиндийской философии смешались разнообразные взгляды, где просматриваются идеалистичные и материалистические тенденции. В основном здесь содержится основная идея о мировой душе, которая находится в процессе саморазвития. Именно мировая душа побуждает первоматерию к созданию материального мира, в том числе человека. Философия и медицина Древней Индии были нераздельны. Считалось, что человеческое тело является внешней оболочкой бессмертной души, которая есть часть мирового духа. Недостатком духовной сущности является чрезвычайная привязанность к миру материализма, поэтому от природы человек несовершенен. В этом и причины его телесных проблем.

Китайская медицина относительно философских учений

Достижения индийской медицины оказали влияние на медицину Китая. Для древнекитайской философии свойственен путь развития от поклонения природным стихиям до конструктивных религиозно-философских структур – конфуцианства и даосизма, а также до натурфилософии. Понятие о развитии мира китайскими философами заложили основы медицины и понятия причин болезни. Из очень глубокой древности стали формироваться представления об анатомии. Но во 2 веке до н. э. произошло утверждение конфуцианства, поэтому рассечение трупов попало под запрет. По убеждениям Конфуция, человеческое тело должно оставаться нетронутым и быть возвращено родителям в сохранности. Поэтому познания об анатомических особенностях организма у древних китайцев отставали от представлений древних индусов.

Представления о болезнях и здоровье в Древнем Китае основывались на традиционных понятиях философии. Традиционная китайская медицина связывала человеческие органы с первоосновами инь или янь. Инь отвечала за здоровье органов-цзан – сердца, печени, легких, селезенки и почек. Янь отводилось шесть органов-фу: желудок, желчный и мочевой пузыри, толстая и тонкая кишка и три обогревателя. Обогревателями называли систему для поддержки внутренней теплоты, зависящую от пищеварения, дыхания и мочеотделения. В человеческом организме инь и янь должны находиться в гармонии, а при болезни равновесие нарушалось.

история медицины древней индии

Зарождение врачевания в ведийскую эпоху

Аюрведические познания

Аюрведа получила очень широкое признание и постепенно распространилась на территории Востока. Аюрведическое знание постепенно изменялось, но существовало везде. Иногда его относят к китайской медицине, но это неверно. Индийский философ в своем труде дает практические советы и описывает акупунктуру, или иглоукалывание. Очень давно, еще во время Дханвантари, при лечении болезней пользовались приемом акупунктуры и гирудотерапией, то есть применением пиявок, также делали пластические операции и проводили трансплантацию органов. Для аювердических приемов в лечении широко использовали многокомпонентные травяные сборы. Каждое растение занимает определенную нишу и применяется для достижения желаемого результата.

фармация и медицина древнего мира индия китай

Первые понятия о жизнедеятельности организма

Медицина Древней Индии в классический период истории страны меняет представления о происхождении заболеваний. Происходит новый виток в развитии медицины – отброшены в прошлое сверхъестественные причины возникновения болезней, которые господствовали в ведический период. Отныне человек рассматривался как частица окружающей среды. Теперь, по представлениям древних индусов, он состоял из стихии огня, земли, воды, эфира и воздуха. Функционирование организма связывали со связью между собой огня, воздуха и воды, которые переносили три жидкости: желчь, ветер и слизь (желчь — между пупком и сердцем, ветер — ниже пупка, слизь — выше сердца). Три жидкости и пять стихий вместе образовали 6 органических продуктов человеческого организма: мышцы, кровь, кости, мозг, жировую прослойку и мужское семя.

Ветер переносит прохладу и свежесть, звук и потоки воздуха. Он в организме отвечает за выделения, пищеварение, кровообращение и обмен веществ. Если ветер замедляется, то циркуляция соков и веществ приостанавливается и нарушается нормальная жизнедеятельность организма.

Медицина Древней Индии базируется на следующих знаниях:

  • Флегма в человеке и космосе представляла собой мягкие вещества, она действовала, словно смазка, покрывала все неровные и шероховатые поверхности, отвечала за движение и взаимодействие.
  • Желчь – это огненная стихия, отвечающая за температурный режим в организме, за активность сердечной мышцы и за нормальную деятельность пищеварительного тракта.
  • При нарушении взаимодействия и нормального потока слизи, ветра и желчи начиналось заболевание. Его тяжесть и серьезность определялась степенью дисбаланса между тремя самыми важными первоэлементами.

конфуцианство и медицина древней индии

Причины стремительного развития медицины в Древней Индии

В чем особенности развития медицины в Древней Индии? Не зря она получила второе название – страна мудрецов, ведь она всегда славилась врачевателями, которые стали известны далеко за пределами родной земли. Из буддийских преданий сквозь призму веков дошли сведения о древних целителях: Чараке, Дживаке и Сушруте.

Древнеиндийские врачеватели обладали самыми обширными знаниями о строении человеческого тела. Религиозные каноны не ставили под запрет исследование трупов, достаточно было искупить свои действия взглядом на солнце, прикосновением к священной корове или воспользоваться ванной для очищения.

особенности медицины древней индии

Огромный вклад в развитие медицины врачевателя Сашутры

Конфуцианство и медицина Древней Индии во времена врачевателя Сашутры уже не имели ничего общего, так как начала развиваться хирургия. А Конфуций, как мы помним, был против нарушения целосности человеческого тела. Для Сашруты хирургия стала первой и самой выдающейся медицинской наукой. При нем индусы освоили изготовление хирургического инструментария из стали в отличие от других народов, применяющих для изготовления приборов бронзу и медь. Древние кузнецы умели их делать острыми, удобными в руке и способными расщепить волос. В названиях инструментов упоминались тигры, медведи, львы, олени, волки и множество видов насекомых. Их зубы, хоботы и когти стали образцом для скальпелей, игл и щипцов. А перед операцией хирург просил силы у этих животных, но не забывал обеззаразить инструменты прокаливанием на огне, мытьем горячей водой и соками специальных растений.

Древнеиндийские хирурги при переломах пользовались неподвижными повязками, вытяжениями и бамбуковыми шинами; сшивали края ран пеньковыми и льняными нитями; кровотечения останавливали холодом и золой; по особой методике лечили язвы, опухоли и ожоги. Еще тогда начали для болеутоления пользоваться беленой, вином, гашишем, опиумом и индийской коноплей.

Индийские хирурги успешно проводили пластические операции на лице. Они занимались восстановлением губ, носа и ушей (их теряли по приговору суда или в драке).

история медицины древней индии кратко

Медицина Древней Индии: школы врачевания

С удивлением можно узнать о передовой на то время школе Сушруты, в которой были специальные лаборатории, где изготавливались лекарственные средства, операционные залы, а также отдельно отведенные комнаты для теоретических и практических занятий. При обучении у Сушруты последователям надлежало пользоваться приспособлениями, напоминающими больные органы. Для ознакомления с пусканием крови использовали отростки водяных лилий, на плодах панаса учились извлечению твердых тел, искусству перевязок тренировались на макетах. При обучении врачеванию ученик должен был изучить философию, фармакологию, ботанику, химию, биологию, а также овладеть врачебными навыками.

Становление профессии врача в Древней Индии

Отношение к врачу в Древней Индии было неоднозначным на протяжении всей истории. В ведийский период профессия врачевателя пользовалась уважением и почитанием. Но при развитии кастовой системы ситуация кардинально изменилась, при появлении неравенства некоторые занятия занесли в разряд нечистых, а тех, кто ими занимается, объявили неприкасаемыми. В эту категорию попали врачеватели, рядом с ними оказались акробаты, плотники и те, кто ухаживает за лошадьми. Но все же из древних текстов можно узнать, что занятие врачеванием было в почете.

Среди ведущих лекарей Древней Индии оказались монахи, а сами монастыри стали центрами врачевания. Для монахов было позволительно оказывать медицинскую помощь нуждающимся, в этом было их предназначение и благодать.

особенности развития медицины в древней индии

Йога – способ заглянуть в себя

Медицина Древней Индии переплелась с религиозно-философскими учениями, особенно с йогой. Она соединила в себе морально-этическое учение, религиозную философию и комплекс тренировок (асаны). Для постижения учения необходимо пройти двухуровневую подготовку: постижение духа и физическую йогу. Для психического и физического здоровья надлежит содержать тело и мысли в чистоте, а также уметь полностью расслабляться. Йога до сих пор пользуется небывалой популярностью и имеет множество последователей.

Древнеиндийские центры врачевания

Медицина Древней Индии (кратко история становления представлена вашему вниманию в статье) на то время предусматривала своеобразные центры врачевания. Город Таксила являлся одним из центров медицинского образования на территории Древней Индии. Ученик должен был досконально обладать не только теоретическими знаниями, но и смело ими пользоваться на практике. После обучения учитель собирал своих учеников вместе, чтобы произнести специальное наставление.

Непосредственно право на врачевание должен выдавать раджа. Он и занимался наблюдением за работой врачей, и следил за соблюдением врачебной этики. Врачу надлежало всегда быть опрятным и чистым, носить надушенную одежду, коротко стричь бороду, всегда содержать ногти в порядке, выходить из дома с зонтиком и палкой, а самое главное, никому не рассказывать о состоянии своих пациентов. Существовали правила, по которым врач не брал плату с бедняков, брахманов и друзей. А если зажиточный человек отказывался платить, с него взимали часть имущества. За неправильно назначенное лечение надлежало выплатить штраф.

История медицины Древней Индии рассказывает о том, что для древнеиндийской культуры основной отличительной чертой являлося почитание знаний. Из многих стран именно в Индию приезжали набраться опыта молодые врачеватели. В городах открывались университеты, где уделяли внимание изучению астрономии, математики, астрологии, религиозно-философских текстов, санскрита и медицины.

История медицины Древней Индии кратко изложена в этом материале. Надеемся, что информация была интересна и полезна для вас.

Исходя из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:
выделить основные этапы и периоды истории врачевания в Древней Индии;
рассмотреть основные источники врачевания;
изучить нововведения древнеиндийских врачевателей;
увидеть основные представления о причинах болезней в Древней Индии;
рассмотреть основные гигиенические традиции Древней Индии.

Оглавление

Введение I. История 1. Периодизация истории врачевания ..……………………..………….………. …..4 2. Источники по истории и врачеванию древней Индии……………………….…. 5 II. Врачевание в разные исторические периоды 1.Санитарное дело периода Хараппской цивилизации….………………………..…6 2. Врачевание Ведийского периода………………………….…………. …. 7 3. Врачевание Классического периода ….…………….……….…………………..…8 III. Представления о болезнях 1. Причины болезней ……………………………………………………………. 10 2. Виды медицинской помощи………………………………………………….……12 Заключение Приложения Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

Введение I. История 1. Периодизация истории врачевания ..……………………..………….………. …..4 2. Источники по истории и врачеванию древней Индии……………………….…. 5 II. Врачевание в разные исторические периоды 1.Санитарное дело периода Хараппской цивилизации….………………………..…6 2. Врачевание Ведийского периода………………………….…………. . …. 7 3. Врачевание Классического периода ….…………….……….…………………..…8 III. Представления о болезнях 1. Причины болезней ……………………………………………………………. .10 2. Виды медицинской помощи………………………………………………….…… 12 Заключение Приложения Список литературы

Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. Единого названия страны в глубокой древности не существовало 1 .

Поэтому главный вопрос (проблема), который следует решить – какие принципиальные изменения и нововведения произошли в медицине Древних цивилизаций благодаря достижениям древнеиндийских врачевателей.

Исходя из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:

  • выделить основные этапы и периоды истории врачевания в Древней Индии;
  • рассмотреть основные источники врачевания;
  • изучить нововведения древнеиндийских врачевателей;
  • увидеть основные представления о причинах болезней в Древней Индии;
  • рассмотреть основные гигиенические традиции Древней Индии.

1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ВРАЧЕВАНИЯ

В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:

1) период Хараппской цивилизации (Ш – начали II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства; этот период так же носит название периода Индской цивилизации 2 .

2) Ведийский период (конец 2 –середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление "священных текстов" (санскрит – веда), передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;

2. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ И ВРАЧЕВАНИЮ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и другие 4 .

II. Врачевание в разные исторические периоды

1. САНИТАРНОЕ ДЕЛО ПЕРИОДА ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название "хараппская" (от г. Харап-па на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III – начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.

Во многих отношениях (по величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству и т. д.) хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо важное значение. Об этом свидетельствуют также размеры магистральных труб, диаметр которых достигал 2 м. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ' ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода создать наиболее совершенный образец санитарно-технического строительства древности 5 .

Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивилизации позволяет даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных текстов медицинского содержания сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания .в долине Инда в середине III –начале II тысячелетий до н. э.

В то же время высокий уровень санитарно-технических сооружений хараппской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в древней Индии в целом,– в последующие периоды истории древней Индии он значительно снизился и уже не достигал уровня хараппской культуры.

2. ВРАЧЕВАНИЕ В ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в "Ригведе" ("Rigveda" – веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к XII–X вв. до н. э.) и "Атхарваведе" ("Atharva-veda" – веда заклинаний и заговоров, VIII–VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э.

В "Ригведе" упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе в следующих словах: "Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель– болезней, а жрец – жертвенных возлияний". Некоторые разделы "Ригведы" содержат тексты об обрядах магического врачевания – в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями.

Главными медицинскими божествами ведийского периода были: близнецы Ашвины – боги-врачеватели и хранители, Рудра – владыка лекарственных трав и покровитель охотников, а также высшие божества: Агни – бог огня и возрождающейся жизни, Индра – символ небесного грома и податель дождя и Сурья – бог солнца 6 .

В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в "Атхарваведе" болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем "Атхарваведа" отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались – бхишадж ("изгоняющий бесов"). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в "Яджурведе" (VIII–VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.

В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны): брахманы - жрецы, кшатрии - военная знать и члены царских родов, вайшьи - земледельцы и скотоводы и шудры. Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие – парии, используемые на самых неприятных и унизительных работах 7 .

Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.

3. ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в период интенсивного, духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: "Предписания Маку" (II в. до н. э.– II в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно-философского учения – буддизма (с VI в. до н. э.) – первой мировой религии.

К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система медицинских знаний, "в некоторых отношениях: подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед", как писал о ней А. Бэшем.

Искусство врачевания (санскрит аюрведа – учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Дживаке (VI–V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры).

Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: "Чарака-самхита" (датируется I–II вв. н. э.) и "Сушрута-самхнта" (датируется IV в. н. э.).

Более ранняя "Чарака-самхита" посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.

"Сушрута-самхита" в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.

а) совокупность средств и приемов врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества;

б) эмпирический опыт народного врачевания данного этноса;

в) становление и развитие медицинской теории и практики различных цивилизаций;

г) исследования, в ходе которых проверяются эмпирические знания, создаются научно-обоснованные концепции, гипотезы, теории.

2. В современном мире существует три глобальных направления медицинской деятельности. К ним не относится:

а) народная медицина; в) традиционная медицина;

б) научная медицина; г) нетрадиционная медицина.

3. Установите соответствие:

1) народная медицина

а) исследования, в ходе которых проверяются эмпирические знания, создаются научно-обоснованные концепции, гипотезы, теории

б) использование нетрадиционных методов в практике врачебной деятельности

3) научная медицина

в) совокупность средств и приемов врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества

г) эмпирический опыт народного врачевания данного этноса

4. Источниками сведений о первобытном врачевании являются:

а) этнографические; в) вещественные;

б) фонодокументы; г) письменные.

5. Особенностью первобытного врачевания не является:

а) накопление и обобщение эмпирических знаний;

б) интернациональный характер врачевания;

в) начало целенаправленного применения эмпирического опыта;

г) становление культовой практики врачевания.

6. Первые признаки медицинской помощи относятся к периоду существования:

а) первобытно-родовой общины; в) соседской общины;

б) человеческого стада; г) эпохи классообразования.

7. Одним из первых хирургических вмешательств периода существования поздней родовой общины является:

а) переливание крови; в) ампутация конечностей;

б) трепанация черепа; г) пересадка органов и тканей.

8. Что пришло на смену рациональной практики врачевания в связи с развитием религиозных веровании:

а) народная медицина; в) традиционная медицина;

б) культовое врачевание; г) научная медицина.

9. Правовые аспекты деятельностей врачевателей Древней Месопотамии зафиксированы в:

а) законах Хаммурапи; в) папирусе Эберса;

10. Назовите два направления, сформировавшиеся в Древней Месопотамии в середине II тыс. до н.э.

а) асуту; в) иштар;

б) дингир; г) ашипуту.

11. Установите соответствие направлений врачевания Древней Месопотамии:

а) ашипуту; 1) искусство врачевателей;

б) асуту; 2) искусство заклинателей.

12. С чем связывали возникновение болезней врачеватели асу?

а) со сверхъестественными причинами;

б) с естественными причинами;

в) с наказанием человека за грехи;

г) не объясняли причины возникновения болезней.

13. Что делали врачеватели Древней Месопотамии перед тем, как приступить к лечению больного:

а) брали у больного анализы; в) собирали анамнез;

б) читали молитву; г) прогноз.

14. Источниками, предоставляющими наиболее полные сведения о древнеегипетской медицине являлись:

а) Папирус Эдвина Смита; в) Папирус Хёрста;

б) Папирус Георга Эверса; г) Папирус Бругша.

15. Богами врачевания Древнего Египта являлись:

а) бог солнца Амон - Ра; в) покровитель знаний и мудрецов Тот.

б) владыка загробного мира Осирис; г) богиня войны Сохмет.

16. Передача медицинских знаний в Древнем Египте осуществлялась в:

а) светских школах; в) медицинских университетах;

б) храмовых школах; г) семейных кланах.

17. Особенностью заупокойного культа Древнего Египта являлась:

а) бальзамирование умерших; в) мацерация умерших;

б) кремация умерших; г) традиционное захоронение.

а) акупунктура; в) йога

б) точечный массаж; г) прижигание.

19. Высокоразвитая система традиционного врачевания Древней Индии, сложившаяся к началу н.э.:

20. Представители каких древнеиндийских каст имели право заниматься врачеванием:

а) кшатрии, шудры; в) кшатрии, шудры;

б) брахманы, кшатрии, вайшьи; г) вайшьи, шудры.

21. Впервые метод мацерации был применен в:

а) Индии; в) Египте;

б) Китае; г) Месопотамии.

22. Элементом традиционной китайской медицины не является:

а) прижигание; в) диететика;

б) система дыхательных упражнений; г) асаны.

23. Визитной карточкой оперативного лечения древнекитайской медицины являлось::

а) изобретение шин и протезов;

б) ампутация поврежденных конечностей;

в) применение средств обезболивания;

г) пересадка внутренних органов.

24. Одной из основ традиционной медицины Древнего Китая являлось широкое применение вариоляции. Прививки оспы производились путем:

а) втирания в кожу;

б) вдувания в ноздри;

в) непосредственного контакта с больным человеком;

г) контакта с зараженным животным.

25. Установите соответствие:

1) врачеватели Древней Индии

2) врачеватели Древнего Китая

26. Верховный древнегреческий бог-целитель:

а) Гипнос; в) Асклепий;

б) Гигиея; г) Гермес.

а) Гомеру; в) Праксагору;

б) Гиппократу; г) Галену.

а) Эмпедокла из Акраганта; в) Гиппократа II Великого;

б) Эврифона из Книда; г) Праксагора.

30. Установите соответствие:

2) органы будущего плода развиваются из оплодотворенного яйца путем последовательных преобразований

31. Хирургическая повязка, накладываемая на область черепа, до сих пор применяемая в хирургии:

б) Гиппократа и других древнегреческих врачевателей;

в) Гиппократа и Гомера;

г) неизвестных авторов.

34. Философские основы медицины Древнего Рима базировались на концепции:

а) материализма; в) механицизма;

б) идеализма; г) натурфилософии.

35. Первые древнеримские врачеватели по социальному статусу принадлежали к категории:

а) рабов; в) купцов;

б) именитых граждан; г) крестьян.

36. Установите соответствие между понятиями и их содержанием:

а) больница при храме

в) преподаватель врачебной школы

г) сточная система

37. В Древнем Риме функции военных госпиталей выполняли:

а) термы; в) валетудинарии;

б) акведуки; г) капсарии.

а) развитии хирургии Древнего Рима:

б) мероприятиях санитарного характера;

в) организации медицинского дела;

г) медицинском образовании.

39. Общественные бани (термы) Древнего Рима представляли комплекс сооружений, где каждый посетитель мог насладиться водой…

40. Установите соответствие:

1) Врачеватели Древней Греции; а) Диоскорид Педаний;

2) Врачеватели Древнего Рима; б) Эрасистрат;

41. Преподавание медицины в Византийской империи проводилось в соответствии с традициями:

а) православной церкви; в) стран Средиземноморья;

б) античного наследия; г) средневековой Руси.

42. Византийская империя, сохранившая античные традиции, по сравнению с латинским Западом, достигла уровня врачевания, который:

а) опережал достижения Западной медицины;;

б ) отставал от уровня развития медицины Западной Европы;

в) врачевание Византии и Западной Европы находилось на одном уровне;

г) Византия копировала европейские достижения.

43. Направления древнерусского врачевания (языческое, храмовое, светское):

а) существовали параллельно, не противоречили друг другу;

б) существовали параллельно, вели борьбу за лидерство;

в) преемственно сменяли друг друга;

г) сменяли друг друга, отрицая предшествующий опыт.

44. Народная медицина Древней Руси развивалась в тесной связи с:

а) языческими верованиями; в) традициями христианства;

б) античными традициями; г) традициями исламского мира.

Похожие документы:

Г. А. Балл Общественная и научная актуальность проблемы “гуманизм в современном мире”, наверное, очевидна. Вместе с тем нуждаются в комментировании само понятие

. не столько расхождения в понимании мира и человека в мире, существующие между мировоззренческими направлениями, . Глобальная или массовая? // Обществ. науки и современность. – 2003. – № 2. – С. 143 – 156. 34. Рац М. Диалог в современном мире .

Учебник для студентов медицинских вузов

. относится как к общим вопросам (научные основы психотерапии; современные аспекты медицинской и тесно связанной с ней . существует три основных направления в психотерапии, иными словами, три . и работу с ними, стимуляцию совместной деятельности отца и сына .

Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. Исходные философ проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. 672 с

. обсуждению глобальных проблем современности и путей их решения. Конечно, далеко не все разделы и направления философского . бесконечного мира и согласие c ним, перенесение желания блага со своей личности на бесконечный мир и существа .

Управление взаимодействием этих элементов и процессов наиболее трудная, но вместе с тем и определяющая задача в системе организации управления качеством медицинской помощи

. не существующие друг без друга. Если эффективность деятельности . медицинской науки и техники. Основные тенденции развития современных производственных технологий в здравоохранении составляют три основные направления . медицинской помощи. К ним он относил .

Междисциплинарный Центр Философии Права Доктрины Правового Государства и Верховенства Права в Современном Мире


1 чел. помогло.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. В современном мире существует три глобальных направления медицинской деятельности. К ним не относится:

а) народная медицина; в) традиционная медицина;

б) научная медицина; г) нетрадиционная медицина.

а) развитие медицинской теории и практики различных цивилизаций;

б) совокупность средств и приемов врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества;

в) эмпирический опыт народного врачевания данного этноса;

г) исследования, в ходе которых проверяются эмпирические знания, создаются научно-обоснованные концепции, гипотезы, теории.

^ 2. Первые признаки медицинской помощи относятся к периоду существования:

а) первобытн о-родовой общины; в) соседской общины;

б) человеческого стада; г) эпохи классообразования.

^ 2. Источниками сведений о первобытном врачевании являются:

а) этнографические; в) вещественные ;

б) фонодокументы; г) письменные.

^ 3. Что пришло на смену рациональной практики врачевания в связи с развитием религиозных веровании:

а) народная медицина; в) традиционная медицина;

б) культовое врачевание; г) научная медицина.

^ 4. Назовите два направления, сформировавшиеся в Древней Месопотамии в середине II тыс. до н.э.

а) асуту ; в) иштар;

б) дингир; г) ашипуту.

^ 3. Установите соответствие направлений врачевания Древней Месопотамии:

а) ашипуту; 1) искусство врачевателей;

б) асуту; 2) искусство заклинателей.

^ 4. С чем связывали возникновение болезней врачеватели асу?

а) со сверхъестественными причинами;

б) с естественными причинами;

в) с наказанием человека за грехи;

г) не объясняли причины возникновения болезней.

^ 5. Источниками, предоставляющими наиболее полные сведения о древнеегипетской медицине являлись:

а) Папирус Эдвина Смита; в) Папирус Хёрста;

б) Папирус Георга Эверса; г) Папирус Бругша.

^ 5. Богами врачевания Древнего Египта являлись:

а) бог солнца Амон - Ра; в) покровитель знаний и мудрецов Тот.

б) владыка загробного мира Осирис; г) богиня войны Сохмет.

^ 22. Бальзамирование трупов активно практиковалось в:

а) Египте ; в) Риме;

б) Греции; г) Америке.

6. Высокоразвитая система традиционного врачевания Древней Индии, сложившаяся к началу н.э.:

^ 6. Представители каких древнеиндийских каст имели право заниматься врачеванием:

а) кшатрии, шудры; в) кшатрии, шудры;

б) брахманы , кшатрии, вайшьи; г) вайшьи, шудры.

^ 22. Впервые метод мацерации был применен в:

а) Индии ; в) Египте;

б) Китае; г) Месопотамии.

7. Элементом традиционной китайской медицины не является:

а) прижигание; в) диететика;

б) система дыхательных упражнений; г) асаны.

^ 7. Одной из основ традиционной медицины Древнего Китая являлось широкое применение вариоляции. Прививки оспы производились путем:

а) втирания в кожу;

б) вдувания в ноздри;

в) непосредственного контакта с больным человеком;

г) контакта с зараженным животным.

а) Гомеру; в) Праксагору;

б) Гиппократу; г) Галену.

а) Эмпедокла из Акраганта; в) Гиппократа II Великого;

б) Эврифона из Книда; г) Праксагора.

^ 9. Хирургическая повязка, накладываемая на область черепа, до сих пор применяемая в хирургии:

^ 10. В Древнем Риме функции военных госпиталей выполняли:

а) термы; в) валетудинарии ;

б) акведуки; г) капсарии.

а) развитии хирургии Древнего Рима:

б) мероприятиях санитарного характера;

в) организации медицинского дела;

г) медицинском образовании.

^ 11. Установите соответствие:

1) Врачеватели Древней Греции; а) Диоскорид Педаний;

2) Врачеватели Древнего Рима; б) Эрасистрат;

1 - бге г) Эмпедокл;

^ 11. Установите соответствие:

^ 12. Византийская империя, сохранившая античные традиции, по сравнению с латинским Западом, достигла уровня врачевания, который:

а) отставал от уровня развития медицины Западной Европы;

б) опережал достижения Западной медицины;

в) врачевание Византии и Западной Европы находилось на одном уровне;

г) Византия копировала европейские достижения.

^ 13. Медицинская литература Древней Руси получила распространение в период:

а) расселения славянских племен на территории Восточно-Европейской равнины;

б) принятия христианства;

в) начала политической раздробленности;

г) образования единого централизованного государства.

^ 13. Народная медицина Древней Руси развивалась в тесной связи с:

а) языческими верованиями; в) традициями христианства;

б) античными традициями; г) традициями исламского мира.

б) вариоляцию населения;

в) захоронение трупов в отдаленности от населенных пунктов;

г) введение 40-дневного карантина для прибывших судов.

^ 14. Неотъемлемой частью медико-санитарного быта древнерусского государства являлись:

а) приюты для прокаженных; в) водопровод;

б) паровые бани; г) канализация.

^ 15. Медицина народов арабо-язычных халифатов формировалась под влиянием:

а) исламской культуры;

б) Империи Великих Монголов;

г) медицины Тибета.

^ 15. Для медицины арабо-язычного Востока не характерно:

а) учреждение высокоорганизованных больниц:

б) развитие фармации и фармакопеи;

в) отделения врачевания от верований;

г) высокий уровень развития анатомии.

^ 16. Становление и развитие больничного дела Западной Европы периода Раннего Средневековья осуществлялось под непосредственным контролем:

а) христианской церкви; в) армии;

б) государства; г) самих больных.

^ 12. Больницы в современном понимании возникают в эпоху:

а) античности; в) классического ср едневековья;

б) раннего средневековья; г) Возрождения.

^ 17. После окончания медицинского факультета университета студент получал степень:

а) профессора медицины; в) магистра медицины;

б) бакалавра медицины; г) доктора медицины.

^ 16. В каком городе Западной Европы была построена первая врачебная школа:

а) в Париже; в) в Салерно ;

б) а Венеции; г) в Падуе.

18. Изучение внутренних болезней на медицинских факультетах в университетах Западной Европы периода Средневековья носило характер:

а) практический; в) экспериментальный;

б) теоретический; г) прикладной.

^ 18. Цель анатомических вскрытий в Средневековой Западной Европе:

а) изучение строения и функций внутренних органов;

в) гадание на внутренностях;

г) изучение физиологии.

^ 17. В период господства инквизиции и борьбы с ересями ряд медицинских трудов претерпел существенные изменения. В числе их авторов:

а) Ибн-Сина; в) Гиппократ;

^ 19. Лепрозорий – это:

а) резиденция ордена Св. Лазаря; в) больница для бедных;

б) приют для прокаженных ; г) место, где студенты проходят практику.

^ 19. Первые водопроводы в Западной Европе появились в:

а) X веке; в) XV веке ;

б) XII веке; г) XVII веке.

20. Итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи являлся одним из основоположников:

а) анатомии как науки; в) хирургии;

б) физиологии как науки; г) эпидемиологии

^ 20. Установите соответствие:

^ 21. Установите соответствие:

^ 21. Каким медицинским наукам и направлениям соответствуют данные ниже определения:

^ 23. Впервые большой круг кровообращения описал:

а) Грегор Мендель; в) Уильям Гарвей;

б) Карл Линней; г) Рене Декарт.

24. Установите соответствие:

^ 25. Один из основоположников микробиологии – Роберт Кох первым окончательно установил этиологию:

а) дифтерии; в) натуральной оспы;

б) столбняка; г) туберкулеза.

^ 25. Английский исследователь – Эдвард Дженнер - вошел в историю микробиологии как основоположник метода:

а) инокуляции; в) вакцинации;

б) вариоляции; г) пальпации.

^ 26. В России XVIII – XIX вв. прообразом современной истории болезни служили:

^ 23. Основы топографической анатомии заложил великий анатом и хирург:

а) Н.М. Максимович-Амбодик; в) П.А. Загорский;

б) И.В. Буяльский; г) Н.И. Пирогов.

^ 27. Особенность развития хирургии в России:

б) отечественные хирурги являлись дипломированными врачами;

в) очень ярко был выражен антагонизм между дипломированными врачами и хирургами;

г) антагонизма между дипломированными врачами и хирургами никогда не существовало.

^ 28. Метод замораживания трупов и тончайших распилов их частей впервые применил:

а) Н.И. Пирогов ; в) Б.В. Петровский;

б) М.Н. Сеченов; г) И.Ф. Буш.

^ 27. В XIX в. часть хирургических отраслей получила статус самостоятельных дисциплин:

а) нейрохирургия, неврология; в) педиатрия, пульмонология;

б) урология, травматология; г) трансплантология, анестезиология.

^ 26. Психоанализ как метод изучения и лечения психических расстройств (неврозов) впервые ввел:

а) Филипп Пинель; в) С.С. Корсаков;

б) Джон Конолли; г) Зигмунд Фрейд.

^ 28. Первым наркомом здравоохранения РСФСР являлся:

а) А.А. Семашко ; в) А.А. Тарасевич;

б) З.Р. Соловьев; г) И.В. Русаков.

29. Принципы, заложенные в основу становления и развития советской медицины, не включали:

а) государственный характер;

б) профилактическое направление;

в) сословный подход к медицинскому обслуживанию;

г) участие населения в мероприятиях по охране здоровья.

а) А.И. Абрикосов; в) Н.Н. Бурденко;

б) Н.А. Семашко; г) С.С. Юдин.

^ 29. Главным хирургом Красной Армии в период Великой Отечественной войны являлся:

а) Н.Н. Бурденко; в) В.П. Филатов;

б) И.С. Пирогов; г) З.П. Соловьев.

^ 24. Современная эмбриология изучает 3 периода индивидуального развития. К нам не относится:

а) протогенез; в) эмбриогенез;

б) эпигенез; г) постнатальный онтогенез.

^ 30. Реформа здравоохранения 1991 г. предусматривала введение:

а) службы скорой помощи;

б) бесплатной и всеобщей медицинской помощи;

в) частной медицинской практики;

г) медицинского страхования.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

^ ОСНОВНЫЕ ДАТЫ В ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

XVIII в. до н.э. - законы Хаммурапи.

ХХ1-ХУШ вв. до н.э. – египетские медицинские папирусы.

XII в до н.э. – Асклепий.

1Х-Ш вв. до н.э. – индийские Аюр-Веды.

430-370 гг. до н.э. –Демокрит.
460-377 гг. до н.э. – Гиппократ.

1020 г. – выход в свет труда Абу Али ибн Сины (Авиценны) "Канон вра­чебной науки".

XI в. – первые больницы на Руси.

XI в. – возникновение университетов в Европе.

1543 г. – выход в свет труда А. Везалия "О строении человеческого тела".

1581 г. – первая аптека в Москве.

1628 г. – выход в свет труда В. Гарвея "О движении сердца и крови у жи­вотных".

1654 г. – организация школы лекарей аптекарского приказа.

1707 г. – открытие госпитальной школы в Москве.

1725 г. – открытие Петербургской академии наук.

1755 г. – открытие Московского университета.

1764-1765 гг. – начало функционирования медицинского факультета в Московском университете.

1761 г. – письмо М.В. Ломоносова к графу И.И. Шувалову "О размноже­нии и сохранении Российского народа".

1761 г. – выход в свет труда Д.Б. Морганьи "О местоположении и причи­нах болезней, открываемых анатомом".

1761 г. – обоснование перкуссии как метода объективного обследования

1786 г. – преобразование госпитальных школ в медико-хирургические

1798 г. – преобразование медико-хирургических училищ в медико-хирур­гические академии.

1804, 1805 гг. – открытие медицинских факультетов в Казанском и Харь­ковском университетах.

1806-1818 гг. – введение перкуссии в клиническую практику (Ж. Корвизар).

1819 г. г. – обоснование аускультации как метода объективного обследова­ния больного (Р. Лаэннек).

1828 г. – синтез мочевины (Ф. Велер).

1828 г. – защита Н.И. Пироговым докторской диссертации "Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко вы­полнимым и обязательным вмешательством".

1839 г. – создание учения о клеточном строении животных и раститель­ных организмов (Т. Шванн).

1843 г. – выход в свет труда Н.И. Пирогова "Полный курс прикладной

анатомии человеческого тела".

1846 г. – первое применение эфирного наркоза в России (Ф.И. Иноземцев). 1847 г. – выход в свет труда С.Ф. Хотовицкого "Педиатрика".

1857 г. – открытие микробной природы брожения (Л. Пастер).

1858 г. – выход в свет труда Р. Вирхова "Целлюлярная патология как учение, основанное на физиологической и патологической гистоло­гии".

1859 г. – создание эволюционного учения (Ч. Дарвин).

1852-1859 гг. – выход в свет труда Н.И. Пирогова "Топографическая ана­томия, иллюстрированная проведенными в трех направлениях рас­пилами через человеческие трупы".

1863 г. – выход в свет труда И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга".

1864 г. – появление в России земской медицины.

1865 г. – выход в свет труда Н.И. Пирогова "Начала общей военно-поле­вой хирургии".

1866 г. – открытие закона наследственности (Г. Мендель).

1867 г. – выход в свет труда Д. Листера "Антисептический метод лечения ран".

1869 г. – создание периодической системы элементов (Д.И. Менделеев).

1895 г. – открытие рентгеновских лучей (К. Рентген).

1896 г. – открытие явления радиоактивности (А. Беккерель).

1897 г. – выход в свет труда И.П. Павлова "Лекция о работе главных пи­щеварительных желез".

1900 г. – открытие групп крови (К.Ландштайнер).

1904 г. – присуждение Нобелевской премии И.П. Павлову за исследова­ния механизмов пищеварения.

1904-1905 гг. – опубликование Н.С. Коротковым метода определения кровяного давления.

1908 г. – присуждение Нобелевской премии И.И. Мечникову за разработ­ку фагоцитарной теории иммунитета.

1910 г. – начало применения специфической химиотерапии (Эрлих).

1918 г. – организация Народного Комиссариата здравоохранения РСФСР.

1920 г. – организация Государственного института народного здравоохра­нения (ГИНЗ).

1923 г. – выход в свет труда И.П.Павлова "Условные рефлексы".

1929 г. – открытие пенициллина (А. Флеминг).

1932 г. – организация Всесоюзного института экспериментальной меди­цины.

1936 г. – введение сульфаниламидов в химиотерапию.

1940 г. – введение в химиотерапию антибиотиков (А. Флеминг).

1944 г. – организация Академии медицинских наук СССР (АМН СССР).

1948 г. – создание Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

1952 г. – присуждение Нобелевской премии 3. Ваксману за открытие

стрептомицина и вклад в борьбу с туберкулезом.

1973 г. – разработка международной программы онкологических иссле­дований.

1980 г. – организация международного движения "Врачи мира за предот­вращение ядерной войны" (Женева).

1985 г. – присуждение Нобелевской премии Б.Лауну, Е.И.Чазову за вклад в развитие международного движения "Врачи мира за предотвраще­ние ядерной войны".

1986 г. – первая успешная пересадка сердца больному.

Читайте также: