Представители каких древнеиндийских каст имели право заниматься врачеванием
Обновлено: 30.06.2024
Исходя из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:
выделить основные этапы и периоды истории врачевания в Древней Индии;
рассмотреть основные источники врачевания;
изучить нововведения древнеиндийских врачевателей;
увидеть основные представления о причинах болезней в Древней Индии;
рассмотреть основные гигиенические традиции Древней Индии.
Оглавление
Введение I. История 1. Периодизация истории врачевания ..……………………..………….………. …..4 2. Источники по истории и врачеванию древней Индии……………………….…. 5 II. Врачевание в разные исторические периоды 1.Санитарное дело периода Хараппской цивилизации….………………………..…6 2. Врачевание Ведийского периода………………………….…………. …. 7 3. Врачевание Классического периода ….…………….……….…………………..…8 III. Представления о болезнях 1. Причины болезней ……………………………………………………………. 10 2. Виды медицинской помощи………………………………………………….……12 Заключение Приложения Список литературы
Файлы: 1 файл
Реферат.doc
Введение I. История 1. Периодизация истории врачевания ..……………………..………….………. …..4 2. Источники по истории и врачеванию древней Индии……………………….…. 5 II. Врачевание в разные исторические периоды 1.Санитарное дело периода Хараппской цивилизации….………………………..…6 2. Врачевание Ведийского периода………………………….…………. . …. 7 3. Врачевание Классического периода ….…………….……….…………………..…8 III. Представления о болезнях 1. Причины болезней ……………………………………………………………. .10 2. Виды медицинской помощи………………………………………………….…… 12 Заключение Приложения Список литературы
Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. Единого названия страны в глубокой древности не существовало 1 .
Поэтому главный вопрос (проблема), который следует решить – какие принципиальные изменения и нововведения произошли в медицине Древних цивилизаций благодаря достижениям древнеиндийских врачевателей.
Исходя из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:
- выделить основные этапы и периоды истории врачевания в Древней Индии;
- рассмотреть основные источники врачевания;
- изучить нововведения древнеиндийских врачевателей;
- увидеть основные представления о причинах болезней в Древней Индии;
- рассмотреть основные гигиенические традиции Древней Индии.
1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ВРАЧЕВАНИЯ
В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:
1) период Хараппской цивилизации (Ш – начали II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства; этот период так же носит название периода Индской цивилизации 2 .
2) Ведийский период (конец 2 –середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление "священных текстов" (санскрит – веда), передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;
2. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ И ВРАЧЕВАНИЮ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и другие 4 .
II. Врачевание в разные исторические периоды
1. САНИТАРНОЕ ДЕЛО ПЕРИОДА ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название "хараппская" (от г. Харап-па на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III – начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.
Во многих отношениях (по величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству и т. д.) хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.
Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо важное значение. Об этом свидетельствуют также размеры магистральных труб, диаметр которых достигал 2 м. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ' ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода создать наиболее совершенный образец санитарно-технического строительства древности 5 .
Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивилизации позволяет даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных текстов медицинского содержания сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания .в долине Инда в середине III –начале II тысячелетий до н. э.
В то же время высокий уровень санитарно-технических сооружений хараппской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в древней Индии в целом,– в последующие периоды истории древней Индии он значительно снизился и уже не достигал уровня хараппской культуры.
2. ВРАЧЕВАНИЕ В ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД
Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в "Ригведе" ("Rigveda" – веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к XII–X вв. до н. э.) и "Атхарваведе" ("Atharva-veda" – веда заклинаний и заговоров, VIII–VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э.
В "Ригведе" упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе в следующих словах: "Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель– болезней, а жрец – жертвенных возлияний". Некоторые разделы "Ригведы" содержат тексты об обрядах магического врачевания – в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями.
Главными медицинскими божествами ведийского периода были: близнецы Ашвины – боги-врачеватели и хранители, Рудра – владыка лекарственных трав и покровитель охотников, а также высшие божества: Агни – бог огня и возрождающейся жизни, Индра – символ небесного грома и податель дождя и Сурья – бог солнца 6 .
В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в "Атхарваведе" болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем "Атхарваведа" отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались – бхишадж ("изгоняющий бесов"). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в "Яджурведе" (VIII–VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.
В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны): брахманы - жрецы, кшатрии - военная знать и члены царских родов, вайшьи - земледельцы и скотоводы и шудры. Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие – парии, используемые на самых неприятных и унизительных работах 7 .
Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.
3. ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в период интенсивного, духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: "Предписания Маку" (II в. до н. э.– II в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно-философского учения – буддизма (с VI в. до н. э.) – первой мировой религии.
К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система медицинских знаний, "в некоторых отношениях: подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед", как писал о ней А. Бэшем.
Искусство врачевания (санскрит аюрведа – учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Дживаке (VI–V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры).
Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: "Чарака-самхита" (датируется I–II вв. н. э.) и "Сушрута-самхнта" (датируется IV в. н. э.).
Более ранняя "Чарака-самхита" посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.
"Сушрута-самхита" в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.
Первые воспоминания о государстве, расположившемся в долине благодатной реки Инд, относятся к 3 тысячелетию до н. э. Священная река дала название огромной стране Индии, которая не уступает по величине своего культурного наследия таким очагам цивилизации, как Древний Египет и государства Месопотамии.
В долине Инда строились дома четко по разработанному плану. В самых нужных местах рыли колодцы, которые обкладывались обожженным кирпичом. Кирпич использовали при возведении стен домов. В сточную систему города выходили водосточные трубы. Нигде больше не известна подобная древняя цивилизация, оборудованная такой функциональной системой водоотвода.
Но такие высокоразвитые санитарно-технические сооружения нехарактерны для последующих периодов развития Древней Индии, далее наблюдается только снижение архитектурных разработок. Учение считают, что это связано с катаклизмами: засухами и наводнениями, а также с истощением внутренних ресурсов.
Но речь сегодня не о становлении Индии как государства, а о развитии медицины этой страны. Где лучше всего развивалась фармация и медицина древнего мира? Индия, Китай - именно здесь берут свое начало первые медицинские знания. Некоторые из них вызывают восхищение и в современном мире. Многие актуальны и сегодня.
Далее мы опишем, какой была медицина в Древней Индии, кратко. Самое главное об этом читайте в нашем обзоре.
Формирование древнеиндийских философских знаний
В древнеиндийской философии смешались разнообразные взгляды, где просматриваются идеалистичные и материалистические тенденции. В основном здесь содержится основная идея о мировой душе, которая находится в процессе саморазвития. Именно мировая душа побуждает первоматерию к созданию материального мира, в том числе человека. Философия и медицина Древней Индии были нераздельны. Считалось, что человеческое тело является внешней оболочкой бессмертной души, которая есть часть мирового духа. Недостатком духовной сущности является чрезвычайная привязанность к миру материализма, поэтому от природы человек несовершенен. В этом и причины его телесных проблем.
Китайская медицина относительно философских учений
Достижения индийской медицины оказали влияние на медицину Китая. Для древнекитайской философии свойственен путь развития от поклонения природным стихиям до конструктивных религиозно-философских структур – конфуцианства и даосизма, а также до натурфилософии. Понятие о развитии мира китайскими философами заложили основы медицины и понятия причин болезни. Из очень глубокой древности стали формироваться представления об анатомии. Но во 2 веке до н. э. произошло утверждение конфуцианства, поэтому рассечение трупов попало под запрет. По убеждениям Конфуция, человеческое тело должно оставаться нетронутым и быть возвращено родителям в сохранности. Поэтому познания об анатомических особенностях организма у древних китайцев отставали от представлений древних индусов.
Представления о болезнях и здоровье в Древнем Китае основывались на традиционных понятиях философии. Традиционная китайская медицина связывала человеческие органы с первоосновами инь или янь. Инь отвечала за здоровье органов-цзан – сердца, печени, легких, селезенки и почек. Янь отводилось шесть органов-фу: желудок, желчный и мочевой пузыри, толстая и тонкая кишка и три обогревателя. Обогревателями называли систему для поддержки внутренней теплоты, зависящую от пищеварения, дыхания и мочеотделения. В человеческом организме инь и янь должны находиться в гармонии, а при болезни равновесие нарушалось.
Зарождение врачевания в ведийскую эпоху
Аюрведические познания
Аюрведа получила очень широкое признание и постепенно распространилась на территории Востока. Аюрведическое знание постепенно изменялось, но существовало везде. Иногда его относят к китайской медицине, но это неверно. Индийский философ в своем труде дает практические советы и описывает акупунктуру, или иглоукалывание. Очень давно, еще во время Дханвантари, при лечении болезней пользовались приемом акупунктуры и гирудотерапией, то есть применением пиявок, также делали пластические операции и проводили трансплантацию органов. Для аювердических приемов в лечении широко использовали многокомпонентные травяные сборы. Каждое растение занимает определенную нишу и применяется для достижения желаемого результата.
Первые понятия о жизнедеятельности организма
Медицина Древней Индии в классический период истории страны меняет представления о происхождении заболеваний. Происходит новый виток в развитии медицины – отброшены в прошлое сверхъестественные причины возникновения болезней, которые господствовали в ведический период. Отныне человек рассматривался как частица окружающей среды. Теперь, по представлениям древних индусов, он состоял из стихии огня, земли, воды, эфира и воздуха. Функционирование организма связывали со связью между собой огня, воздуха и воды, которые переносили три жидкости: желчь, ветер и слизь (желчь — между пупком и сердцем, ветер — ниже пупка, слизь — выше сердца). Три жидкости и пять стихий вместе образовали 6 органических продуктов человеческого организма: мышцы, кровь, кости, мозг, жировую прослойку и мужское семя.
Ветер переносит прохладу и свежесть, звук и потоки воздуха. Он в организме отвечает за выделения, пищеварение, кровообращение и обмен веществ. Если ветер замедляется, то циркуляция соков и веществ приостанавливается и нарушается нормальная жизнедеятельность организма.
Медицина Древней Индии базируется на следующих знаниях:
- Флегма в человеке и космосе представляла собой мягкие вещества, она действовала, словно смазка, покрывала все неровные и шероховатые поверхности, отвечала за движение и взаимодействие.
- Желчь – это огненная стихия, отвечающая за температурный режим в организме, за активность сердечной мышцы и за нормальную деятельность пищеварительного тракта.
- При нарушении взаимодействия и нормального потока слизи, ветра и желчи начиналось заболевание. Его тяжесть и серьезность определялась степенью дисбаланса между тремя самыми важными первоэлементами.
Причины стремительного развития медицины в Древней Индии
В чем особенности развития медицины в Древней Индии? Не зря она получила второе название – страна мудрецов, ведь она всегда славилась врачевателями, которые стали известны далеко за пределами родной земли. Из буддийских преданий сквозь призму веков дошли сведения о древних целителях: Чараке, Дживаке и Сушруте.
Древнеиндийские врачеватели обладали самыми обширными знаниями о строении человеческого тела. Религиозные каноны не ставили под запрет исследование трупов, достаточно было искупить свои действия взглядом на солнце, прикосновением к священной корове или воспользоваться ванной для очищения.
Огромный вклад в развитие медицины врачевателя Сашутры
Конфуцианство и медицина Древней Индии во времена врачевателя Сашутры уже не имели ничего общего, так как начала развиваться хирургия. А Конфуций, как мы помним, был против нарушения целосности человеческого тела. Для Сашруты хирургия стала первой и самой выдающейся медицинской наукой. При нем индусы освоили изготовление хирургического инструментария из стали в отличие от других народов, применяющих для изготовления приборов бронзу и медь. Древние кузнецы умели их делать острыми, удобными в руке и способными расщепить волос. В названиях инструментов упоминались тигры, медведи, львы, олени, волки и множество видов насекомых. Их зубы, хоботы и когти стали образцом для скальпелей, игл и щипцов. А перед операцией хирург просил силы у этих животных, но не забывал обеззаразить инструменты прокаливанием на огне, мытьем горячей водой и соками специальных растений.
Древнеиндийские хирурги при переломах пользовались неподвижными повязками, вытяжениями и бамбуковыми шинами; сшивали края ран пеньковыми и льняными нитями; кровотечения останавливали холодом и золой; по особой методике лечили язвы, опухоли и ожоги. Еще тогда начали для болеутоления пользоваться беленой, вином, гашишем, опиумом и индийской коноплей.
Индийские хирурги успешно проводили пластические операции на лице. Они занимались восстановлением губ, носа и ушей (их теряли по приговору суда или в драке).
Медицина Древней Индии: школы врачевания
С удивлением можно узнать о передовой на то время школе Сушруты, в которой были специальные лаборатории, где изготавливались лекарственные средства, операционные залы, а также отдельно отведенные комнаты для теоретических и практических занятий. При обучении у Сушруты последователям надлежало пользоваться приспособлениями, напоминающими больные органы. Для ознакомления с пусканием крови использовали отростки водяных лилий, на плодах панаса учились извлечению твердых тел, искусству перевязок тренировались на макетах. При обучении врачеванию ученик должен был изучить философию, фармакологию, ботанику, химию, биологию, а также овладеть врачебными навыками.
Становление профессии врача в Древней Индии
Отношение к врачу в Древней Индии было неоднозначным на протяжении всей истории. В ведийский период профессия врачевателя пользовалась уважением и почитанием. Но при развитии кастовой системы ситуация кардинально изменилась, при появлении неравенства некоторые занятия занесли в разряд нечистых, а тех, кто ими занимается, объявили неприкасаемыми. В эту категорию попали врачеватели, рядом с ними оказались акробаты, плотники и те, кто ухаживает за лошадьми. Но все же из древних текстов можно узнать, что занятие врачеванием было в почете.
Среди ведущих лекарей Древней Индии оказались монахи, а сами монастыри стали центрами врачевания. Для монахов было позволительно оказывать медицинскую помощь нуждающимся, в этом было их предназначение и благодать.
Йога – способ заглянуть в себя
Медицина Древней Индии переплелась с религиозно-философскими учениями, особенно с йогой. Она соединила в себе морально-этическое учение, религиозную философию и комплекс тренировок (асаны). Для постижения учения необходимо пройти двухуровневую подготовку: постижение духа и физическую йогу. Для психического и физического здоровья надлежит содержать тело и мысли в чистоте, а также уметь полностью расслабляться. Йога до сих пор пользуется небывалой популярностью и имеет множество последователей.
Древнеиндийские центры врачевания
Медицина Древней Индии (кратко история становления представлена вашему вниманию в статье) на то время предусматривала своеобразные центры врачевания. Город Таксила являлся одним из центров медицинского образования на территории Древней Индии. Ученик должен был досконально обладать не только теоретическими знаниями, но и смело ими пользоваться на практике. После обучения учитель собирал своих учеников вместе, чтобы произнести специальное наставление.
Непосредственно право на врачевание должен выдавать раджа. Он и занимался наблюдением за работой врачей, и следил за соблюдением врачебной этики. Врачу надлежало всегда быть опрятным и чистым, носить надушенную одежду, коротко стричь бороду, всегда содержать ногти в порядке, выходить из дома с зонтиком и палкой, а самое главное, никому не рассказывать о состоянии своих пациентов. Существовали правила, по которым врач не брал плату с бедняков, брахманов и друзей. А если зажиточный человек отказывался платить, с него взимали часть имущества. За неправильно назначенное лечение надлежало выплатить штраф.
История медицины Древней Индии рассказывает о том, что для древнеиндийской культуры основной отличительной чертой являлося почитание знаний. Из многих стран именно в Индию приезжали набраться опыта молодые врачеватели. В городах открывались университеты, где уделяли внимание изучению астрономии, математики, астрологии, религиозно-философских текстов, санскрита и медицины.
История медицины Древней Индии кратко изложена в этом материале. Надеемся, что информация была интересна и полезна для вас.
Исходя из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:
выделить основные этапы и периоды истории врачевания в Древней Индии;
рассмотреть основные источники врачевания;
изучить нововведения древнеиндийских врачевателей;
увидеть основные представления о причинах болезней в Древней Индии;
рассмотреть основные гигиенические традиции Древней Индии.
Оглавление
Введение I. История 1. Периодизация истории врачевания ..……………………..………….………. …..4 2. Источники по истории и врачеванию древней Индии……………………….…. 5 II. Врачевание в разные исторические периоды 1.Санитарное дело периода Хараппской цивилизации….………………………..…6 2. Врачевание Ведийского периода………………………….…………. …. 7 3. Врачевание Классического периода ….…………….……….…………………..…8 III. Представления о болезнях 1. Причины болезней ……………………………………………………………. 10 2. Виды медицинской помощи………………………………………………….……12 Заключение Приложения Список литературы
Файлы: 1 файл
Реферат.doc
Введение I. История 1. Периодизация истории врачевания ..……………………..………….………. …..4 2. Источники по истории и врачеванию древней Индии……………………….…. 5 II. Врачевание в разные исторические периоды 1.Санитарное дело периода Хараппской цивилизации….………………………..…6 2. Врачевание Ведийского периода………………………….…………. . …. 7 3. Врачевание Классического периода ….…………….……….…………………..…8 III. Представления о болезнях 1. Причины болезней ……………………………………………………………. .10 2. Виды медицинской помощи………………………………………………….…… 12 Заключение Приложения Список литературы
Древняя и самобытная цивилизация Индии сложилась в III тысячелетии до н. э. в пределах Индостанского субконтинента задолго до появления в стране индо-иранских (арийских) племен. Единого названия страны в глубокой древности не существовало 1 .
Поэтому главный вопрос (проблема), который следует решить – какие принципиальные изменения и нововведения произошли в медицине Древних цивилизаций благодаря достижениям древнеиндийских врачевателей.
Исходя из поставленного вопроса, мы выделили следующие задачи, которые помогут нам раскрыть особенности врачевания Древней Индии:
- выделить основные этапы и периоды истории врачевания в Древней Индии;
- рассмотреть основные источники врачевания;
- изучить нововведения древнеиндийских врачевателей;
- увидеть основные представления о причинах болезней в Древней Индии;
- рассмотреть основные гигиенические традиции Древней Индии.
1. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ВРАЧЕВАНИЯ
В истории врачевания древней Индии четко прослеживаются три этапа, разделенные как во времени, так и в пространстве:
1) период Хараппской цивилизации (Ш – начали II тысячелетия до н. э., долина р. Инд), когда на территории современного Пакистана сформировались первые в истории древней Индии рабовладельческие города-государства; этот период так же носит название периода Индской цивилизации 2 .
2) Ведийский период (конец 2 –середина I тысячелетия до н. э., долина р. Ганг), когда с приходом ариев центр цивилизации переместился в восточную часть субконтинента и началось составление "священных текстов" (санскрит – веда), передаваемых в течение, длительного периода в устной традиции;
2. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ И ВРАЧЕВАНИЮ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
О древней Индии писали известные историки, философы и путешественники древности: греческие историки Геродот, Страбон и Диодор, участники походов Александра Македонского, посол Селевки-дов при дворе царя Чандрагупты — Мегасфен, китайский историк Сыма Цянь, паломник Фа Сянь и другие 4 .
II. Врачевание в разные исторические периоды
1. САНИТАРНОЕ ДЕЛО ПЕРИОДА ХАРАППСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Во второй половине III тысячелетия до н. э. в бассейне р. Инд сформировалась высокоразвитая городская культура, получившая впоследствии название "хараппская" (от г. Харап-па на территории современного Пакистана). Расцвет хараппской культуры приходится на конец III – начало II тысячелетия до н. э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел (керамика, терракота, изделия из металла и камня) и внешней торговли, создание протоиндийской письменности, которая, к сожалению, окончательно еще не расшифрована.
Во многих отношениях (по величине территории, уровню городского строительства, санитарному благоустройству и т. д.) хараппская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.
Каждая улица и каждый переулок имели свой выложенный кирпичом канал для стока нечистот глубиной от 30 до 60 см и шириной от 20 до 50 см. Сверху все каналы покрывались хорошо пригнанными кирпичами, которые легко можно было снимать при осмотре и чистке системы, чему придавалось особо важное значение. Об этом свидетельствуют также размеры магистральных труб, диаметр которых достигал 2 м. Перед поступлением в каналы сточная вода и нечистоты проходили через отстойники и выгребные ' ямы покрытые плотно притертыми крышками. Устройству сточной системы в Мохенджо-Даро уделялось значительно больше внимания, чем строительству жилых зданий. Это говорит о высокой культуре древней цивилизации долины Инда, которая сумела за две тысячи лет до римского водопровода создать наиболее совершенный образец санитарно-технического строительства древности 5 .
Высокое санитарное состояние древних городов хараппской цивилизации позволяет даже при отсутствии или недостаточности расшифрованных текстов медицинского содержания сделать вывод об относительно высоком уровне и эмпирического врачевания .в долине Инда в середине III –начале II тысячелетий до н. э.
В то же время высокий уровень санитарно-технических сооружений хараппской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в древней Индии в целом,– в последующие периоды истории древней Индии он значительно снизился и уже не достигал уровня хараппской культуры.
2. ВРАЧЕВАНИЕ В ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД
Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Указания на врачебные знания сохранились в "Ригведе" ("Rigveda" – веда гимнов и мифологических сюжетов, устная традиция которой восходит к XII–X вв. до н. э.) и "Атхарваведе" ("Atharva-veda" – веда заклинаний и заговоров, VIII–VI вв. до н. э.). Записывать священные тексты начали в середине I тысячелетия до н. э.
В "Ригведе" упомянуты три недуга: проказа, чахотка, кровотечение, и однажды говорится о врачевателе в следующих словах: "Наши желания различны, возчик жаждет дров, врачеватель– болезней, а жрец – жертвенных возлияний". Некоторые разделы "Ригведы" содержат тексты об обрядах магического врачевания – в ведийский период медицинские знания тесно переплетались с религиозными верованиями и магическими представлениями.
Главными медицинскими божествами ведийского периода были: близнецы Ашвины – боги-врачеватели и хранители, Рудра – владыка лекарственных трав и покровитель охотников, а также высшие божества: Агни – бог огня и возрождающейся жизни, Индра – символ небесного грома и податель дождя и Сурья – бог солнца 6 .
В обширной древнеиндийской мифологии были и злые демоны, которые приносили людям несчастья, болезни, разорение, лишали потомства. Так, в "Атхарваведе" болезни или связываются, со злыми духами, или расцениваются как наказание богов; излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Вместе с тем "Атхарваведа" отражает и практический опыт народа в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Древние лекари так и назывались – бхишадж ("изгоняющий бесов"). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменялись и представления о причинах болезней. Так, в "Яджурведе" (VIII–VII вв. до н. э.) уже упоминается о четырех соках организма.
В конце ведийского периода древнеиндийское общество окончательно подразделилось на четыре основных сословия (варны): брахманы - жрецы, кшатрии - военная знать и члены царских родов, вайшьи - земледельцы и скотоводы и шудры. Каждая из варн состояла из множества каст и подкаст. Кроме того, вне варн и как бы вне закона существовало пятое, самое низкое сословие – парии, используемые на самых неприятных и унизительных работах 7 .
Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн.
3. ВРАЧЕВАНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
В VI в. до н. э. древняя Индия вступила в период интенсивного, духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: "Предписания Маку" (II в. до н. э.– II в. н. э.), математические, астрономические и медицинские трактаты (первые века нашей эры), а также возникновение и распространение религиозно-философского учения – буддизма (с VI в. до н. э.) – первой мировой религии.
К началу нашей эры в древней Индии сложилась высокоразвитая система медицинских знаний, "в некоторых отношениях: подобная системе Гиппократа и Галена, а в некоторых ушедшая еще дальше вперед", как писал о ней А. Бэшем.
Искусство врачевания (санскрит аюрведа – учение о долгой жизни) высоко ценилось в древней Индии. Буддийские предания и тексты сохранили славу о чудесных целителях Дживаке (VI–V вв. до н. э.), Чараке и Сушруте (первые века нашей эры).
Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: "Чарака-самхита" (датируется I–II вв. н. э.) и "Сушрута-самхнта" (датируется IV в. н. э.).
Более ранняя "Чарака-самхита" посвящена лечению внутренних болезней и содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических заболеваний; лечение детских болезней; противоядия; элексиры против старческого одряхления; средства, повышающие половую активность.
"Сушрута-самхита" в основном посвящена оперативному лечению; в ней описано более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств.
а) совокупность средств и приемов врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества;
б) эмпирический опыт народного врачевания данного этноса;
в) становление и развитие медицинской теории и практики различных цивилизаций;
г) исследования, в ходе которых проверяются эмпирические знания, создаются научно-обоснованные концепции, гипотезы, теории.
2. В современном мире существует три глобальных направления медицинской деятельности. К ним не относится:
а) народная медицина; в) традиционная медицина;
б) научная медицина; г) нетрадиционная медицина.
3. Установите соответствие:
1) народная медицина
а) исследования, в ходе которых проверяются эмпирические знания, создаются научно-обоснованные концепции, гипотезы, теории
б) использование нетрадиционных методов в практике врачебной деятельности
3) научная медицина
в) совокупность средств и приемов врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества
г) эмпирический опыт народного врачевания данного этноса
4. Источниками сведений о первобытном врачевании являются:
а) этнографические; в) вещественные;
б) фонодокументы; г) письменные.
5. Особенностью первобытного врачевания не является:
а) накопление и обобщение эмпирических знаний;
б) интернациональный характер врачевания;
в) начало целенаправленного применения эмпирического опыта;
г) становление культовой практики врачевания.
6. Первые признаки медицинской помощи относятся к периоду существования:
а) первобытно-родовой общины; в) соседской общины;
б) человеческого стада; г) эпохи классообразования.
7. Одним из первых хирургических вмешательств периода существования поздней родовой общины является:
а) переливание крови; в) ампутация конечностей;
б) трепанация черепа; г) пересадка органов и тканей.
8. Что пришло на смену рациональной практики врачевания в связи с развитием религиозных веровании:
а) народная медицина; в) традиционная медицина;
б) культовое врачевание; г) научная медицина.
9. Правовые аспекты деятельностей врачевателей Древней Месопотамии зафиксированы в:
а) законах Хаммурапи; в) папирусе Эберса;
10. Назовите два направления, сформировавшиеся в Древней Месопотамии в середине II тыс. до н.э.
а) асуту; в) иштар;
б) дингир; г) ашипуту.
11. Установите соответствие направлений врачевания Древней Месопотамии:
а) ашипуту; 1) искусство врачевателей;
б) асуту; 2) искусство заклинателей.
12. С чем связывали возникновение болезней врачеватели асу?
а) со сверхъестественными причинами;
б) с естественными причинами;
в) с наказанием человека за грехи;
г) не объясняли причины возникновения болезней.
13. Что делали врачеватели Древней Месопотамии перед тем, как приступить к лечению больного:
а) брали у больного анализы; в) собирали анамнез;
б) читали молитву; г) прогноз.
14. Источниками, предоставляющими наиболее полные сведения о древнеегипетской медицине являлись:
а) Папирус Эдвина Смита; в) Папирус Хёрста;
б) Папирус Георга Эверса; г) Папирус Бругша.
15. Богами врачевания Древнего Египта являлись:
а) бог солнца Амон - Ра; в) покровитель знаний и мудрецов Тот.
б) владыка загробного мира Осирис; г) богиня войны Сохмет.
16. Передача медицинских знаний в Древнем Египте осуществлялась в:
а) светских школах; в) медицинских университетах;
б) храмовых школах; г) семейных кланах.
17. Особенностью заупокойного культа Древнего Египта являлась:
а) бальзамирование умерших; в) мацерация умерших;
б) кремация умерших; г) традиционное захоронение.
а) акупунктура; в) йога
б) точечный массаж; г) прижигание.
19. Высокоразвитая система традиционного врачевания Древней Индии, сложившаяся к началу н.э.:
20. Представители каких древнеиндийских каст имели право заниматься врачеванием:
а) кшатрии, шудры; в) кшатрии, шудры;
б) брахманы, кшатрии, вайшьи; г) вайшьи, шудры.
21. Впервые метод мацерации был применен в:
а) Индии; в) Египте;
б) Китае; г) Месопотамии.
22. Элементом традиционной китайской медицины не является:
а) прижигание; в) диететика;
б) система дыхательных упражнений; г) асаны.
23. Визитной карточкой оперативного лечения древнекитайской медицины являлось::
а) изобретение шин и протезов;
б) ампутация поврежденных конечностей;
в) применение средств обезболивания;
г) пересадка внутренних органов.
24. Одной из основ традиционной медицины Древнего Китая являлось широкое применение вариоляции. Прививки оспы производились путем:
а) втирания в кожу;
б) вдувания в ноздри;
в) непосредственного контакта с больным человеком;
г) контакта с зараженным животным.
25. Установите соответствие:
1) врачеватели Древней Индии
2) врачеватели Древнего Китая
26. Верховный древнегреческий бог-целитель:
а) Гипнос; в) Асклепий;
б) Гигиея; г) Гермес.
а) Гомеру; в) Праксагору;
б) Гиппократу; г) Галену.
а) Эмпедокла из Акраганта; в) Гиппократа II Великого;
б) Эврифона из Книда; г) Праксагора.
30. Установите соответствие:
2) органы будущего плода развиваются из оплодотворенного яйца путем последовательных преобразований
31. Хирургическая повязка, накладываемая на область черепа, до сих пор применяемая в хирургии:
б) Гиппократа и других древнегреческих врачевателей;
в) Гиппократа и Гомера;
г) неизвестных авторов.
34. Философские основы медицины Древнего Рима базировались на концепции:
а) материализма; в) механицизма;
б) идеализма; г) натурфилософии.
35. Первые древнеримские врачеватели по социальному статусу принадлежали к категории:
а) рабов; в) купцов;
б) именитых граждан; г) крестьян.
36. Установите соответствие между понятиями и их содержанием:
а) больница при храме
в) преподаватель врачебной школы
г) сточная система
37. В Древнем Риме функции военных госпиталей выполняли:
а) термы; в) валетудинарии;
б) акведуки; г) капсарии.
а) развитии хирургии Древнего Рима:
б) мероприятиях санитарного характера;
в) организации медицинского дела;
г) медицинском образовании.
39. Общественные бани (термы) Древнего Рима представляли комплекс сооружений, где каждый посетитель мог насладиться водой…
40. Установите соответствие:
1) Врачеватели Древней Греции; а) Диоскорид Педаний;
2) Врачеватели Древнего Рима; б) Эрасистрат;
41. Преподавание медицины в Византийской империи проводилось в соответствии с традициями:
а) православной церкви; в) стран Средиземноморья;
б) античного наследия; г) средневековой Руси.
42. Византийская империя, сохранившая античные традиции, по сравнению с латинским Западом, достигла уровня врачевания, который:
а) опережал достижения Западной медицины;;
б ) отставал от уровня развития медицины Западной Европы;
в) врачевание Византии и Западной Европы находилось на одном уровне;
г) Византия копировала европейские достижения.
43. Направления древнерусского врачевания (языческое, храмовое, светское):
а) существовали параллельно, не противоречили друг другу;
б) существовали параллельно, вели борьбу за лидерство;
в) преемственно сменяли друг друга;
г) сменяли друг друга, отрицая предшествующий опыт.
44. Народная медицина Древней Руси развивалась в тесной связи с:
а) языческими верованиями; в) традициями христианства;
б) античными традициями; г) традициями исламского мира.
Похожие документы:
Г. А. Балл Общественная и научная актуальность проблемы “гуманизм в современном мире”, наверное, очевидна. Вместе с тем нуждаются в комментировании само понятие
. не столько расхождения в понимании мира и человека в мире, существующие между мировоззренческими направлениями, . Глобальная или массовая? // Обществ. науки и современность. – 2003. – № 2. – С. 143 – 156. 34. Рац М. Диалог в современном мире .
Учебник для студентов медицинских вузов
. относится как к общим вопросам (научные основы психотерапии; современные аспекты медицинской и тесно связанной с ней . существует три основных направления в психотерапии, иными словами, три . и работу с ними, стимуляцию совместной деятельности отца и сына .
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. Исходные философ проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. 672 с
. обсуждению глобальных проблем современности и путей их решения. Конечно, далеко не все разделы и направления философского . бесконечного мира и согласие c ним, перенесение желания блага со своей личности на бесконечный мир и существа .
Управление взаимодействием этих элементов и процессов наиболее трудная, но вместе с тем и определяющая задача в системе организации управления качеством медицинской помощи
. не существующие друг без друга. Если эффективность деятельности . медицинской науки и техники. Основные тенденции развития современных производственных технологий в здравоохранении составляют три основные направления . медицинской помощи. К ним он относил .
Междисциплинарный Центр Философии Права Доктрины Правового Государства и Верховенства Права в Современном Мире
1 чел. помогло.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
^ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. В современном мире существует три глобальных направления медицинской деятельности. К ним не относится:
а) народная медицина; в) традиционная медицина;
б) научная медицина; г) нетрадиционная медицина.
а) развитие медицинской теории и практики различных цивилизаций;
б) совокупность средств и приемов врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении всей истории человечества;
в) эмпирический опыт народного врачевания данного этноса;
г) исследования, в ходе которых проверяются эмпирические знания, создаются научно-обоснованные концепции, гипотезы, теории.
^ 2. Первые признаки медицинской помощи относятся к периоду существования:
а) первобытн о-родовой общины; в) соседской общины;
б) человеческого стада; г) эпохи классообразования.
^ 2. Источниками сведений о первобытном врачевании являются:
а) этнографические; в) вещественные ;
б) фонодокументы; г) письменные.
^ 3. Что пришло на смену рациональной практики врачевания в связи с развитием религиозных веровании:
а) народная медицина; в) традиционная медицина;
б) культовое врачевание; г) научная медицина.
^ 4. Назовите два направления, сформировавшиеся в Древней Месопотамии в середине II тыс. до н.э.
а) асуту ; в) иштар;
б) дингир; г) ашипуту.
^ 3. Установите соответствие направлений врачевания Древней Месопотамии:
а) ашипуту; 1) искусство врачевателей;
б) асуту; 2) искусство заклинателей.
^ 4. С чем связывали возникновение болезней врачеватели асу?
а) со сверхъестественными причинами;
б) с естественными причинами;
в) с наказанием человека за грехи;
г) не объясняли причины возникновения болезней.
^ 5. Источниками, предоставляющими наиболее полные сведения о древнеегипетской медицине являлись:
а) Папирус Эдвина Смита; в) Папирус Хёрста;
б) Папирус Георга Эверса; г) Папирус Бругша.
^ 5. Богами врачевания Древнего Египта являлись:
а) бог солнца Амон - Ра; в) покровитель знаний и мудрецов Тот.
б) владыка загробного мира Осирис; г) богиня войны Сохмет.
^ 22. Бальзамирование трупов активно практиковалось в:
а) Египте ; в) Риме;
б) Греции; г) Америке.
6. Высокоразвитая система традиционного врачевания Древней Индии, сложившаяся к началу н.э.:
^ 6. Представители каких древнеиндийских каст имели право заниматься врачеванием:
а) кшатрии, шудры; в) кшатрии, шудры;
б) брахманы , кшатрии, вайшьи; г) вайшьи, шудры.
^ 22. Впервые метод мацерации был применен в:
а) Индии ; в) Египте;
б) Китае; г) Месопотамии.
7. Элементом традиционной китайской медицины не является:
а) прижигание; в) диететика;
б) система дыхательных упражнений; г) асаны.
^ 7. Одной из основ традиционной медицины Древнего Китая являлось широкое применение вариоляции. Прививки оспы производились путем:
а) втирания в кожу;
б) вдувания в ноздри;
в) непосредственного контакта с больным человеком;
г) контакта с зараженным животным.
а) Гомеру; в) Праксагору;
б) Гиппократу; г) Галену.
а) Эмпедокла из Акраганта; в) Гиппократа II Великого;
б) Эврифона из Книда; г) Праксагора.
^ 9. Хирургическая повязка, накладываемая на область черепа, до сих пор применяемая в хирургии:
^ 10. В Древнем Риме функции военных госпиталей выполняли:
а) термы; в) валетудинарии ;
б) акведуки; г) капсарии.
а) развитии хирургии Древнего Рима:
б) мероприятиях санитарного характера;
в) организации медицинского дела;
г) медицинском образовании.
^ 11. Установите соответствие:
1) Врачеватели Древней Греции; а) Диоскорид Педаний;
2) Врачеватели Древнего Рима; б) Эрасистрат;
1 - бге г) Эмпедокл;
^ 11. Установите соответствие:
^ 12. Византийская империя, сохранившая античные традиции, по сравнению с латинским Западом, достигла уровня врачевания, который:
а) отставал от уровня развития медицины Западной Европы;
б) опережал достижения Западной медицины;
в) врачевание Византии и Западной Европы находилось на одном уровне;
г) Византия копировала европейские достижения.
^ 13. Медицинская литература Древней Руси получила распространение в период:
а) расселения славянских племен на территории Восточно-Европейской равнины;
б) принятия христианства;
в) начала политической раздробленности;
г) образования единого централизованного государства.
^ 13. Народная медицина Древней Руси развивалась в тесной связи с:
а) языческими верованиями; в) традициями христианства;
б) античными традициями; г) традициями исламского мира.
б) вариоляцию населения;
в) захоронение трупов в отдаленности от населенных пунктов;
г) введение 40-дневного карантина для прибывших судов.
^ 14. Неотъемлемой частью медико-санитарного быта древнерусского государства являлись:
а) приюты для прокаженных; в) водопровод;
б) паровые бани; г) канализация.
^ 15. Медицина народов арабо-язычных халифатов формировалась под влиянием:
а) исламской культуры;
б) Империи Великих Монголов;
г) медицины Тибета.
^ 15. Для медицины арабо-язычного Востока не характерно:
а) учреждение высокоорганизованных больниц:
б) развитие фармации и фармакопеи;
в) отделения врачевания от верований;
г) высокий уровень развития анатомии.
^ 16. Становление и развитие больничного дела Западной Европы периода Раннего Средневековья осуществлялось под непосредственным контролем:
а) христианской церкви; в) армии;
б) государства; г) самих больных.
^ 12. Больницы в современном понимании возникают в эпоху:
а) античности; в) классического ср едневековья;
б) раннего средневековья; г) Возрождения.
^ 17. После окончания медицинского факультета университета студент получал степень:
а) профессора медицины; в) магистра медицины;
б) бакалавра медицины; г) доктора медицины.
^ 16. В каком городе Западной Европы была построена первая врачебная школа:
а) в Париже; в) в Салерно ;
б) а Венеции; г) в Падуе.
18. Изучение внутренних болезней на медицинских факультетах в университетах Западной Европы периода Средневековья носило характер:
а) практический; в) экспериментальный;
б) теоретический; г) прикладной.
^ 18. Цель анатомических вскрытий в Средневековой Западной Европе:
а) изучение строения и функций внутренних органов;
в) гадание на внутренностях;
г) изучение физиологии.
^ 17. В период господства инквизиции и борьбы с ересями ряд медицинских трудов претерпел существенные изменения. В числе их авторов:
а) Ибн-Сина; в) Гиппократ;
^ 19. Лепрозорий – это:
а) резиденция ордена Св. Лазаря; в) больница для бедных;
б) приют для прокаженных ; г) место, где студенты проходят практику.
^ 19. Первые водопроводы в Западной Европе появились в:
а) X веке; в) XV веке ;
б) XII веке; г) XVII веке.
20. Итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи являлся одним из основоположников:
а) анатомии как науки; в) хирургии;
б) физиологии как науки; г) эпидемиологии
^ 20. Установите соответствие:
^ 21. Установите соответствие:
^ 21. Каким медицинским наукам и направлениям соответствуют данные ниже определения:
^ 23. Впервые большой круг кровообращения описал:
а) Грегор Мендель; в) Уильям Гарвей;
б) Карл Линней; г) Рене Декарт.
24. Установите соответствие:
^ 25. Один из основоположников микробиологии – Роберт Кох первым окончательно установил этиологию:
а) дифтерии; в) натуральной оспы;
б) столбняка; г) туберкулеза.
^ 25. Английский исследователь – Эдвард Дженнер - вошел в историю микробиологии как основоположник метода:
а) инокуляции; в) вакцинации;
б) вариоляции; г) пальпации.
^ 26. В России XVIII – XIX вв. прообразом современной истории болезни служили:
^ 23. Основы топографической анатомии заложил великий анатом и хирург:
а) Н.М. Максимович-Амбодик; в) П.А. Загорский;
б) И.В. Буяльский; г) Н.И. Пирогов.
^ 27. Особенность развития хирургии в России:
б) отечественные хирурги являлись дипломированными врачами;
в) очень ярко был выражен антагонизм между дипломированными врачами и хирургами;
г) антагонизма между дипломированными врачами и хирургами никогда не существовало.
^ 28. Метод замораживания трупов и тончайших распилов их частей впервые применил:
а) Н.И. Пирогов ; в) Б.В. Петровский;
б) М.Н. Сеченов; г) И.Ф. Буш.
^ 27. В XIX в. часть хирургических отраслей получила статус самостоятельных дисциплин:
а) нейрохирургия, неврология; в) педиатрия, пульмонология;
б) урология, травматология; г) трансплантология, анестезиология.
^ 26. Психоанализ как метод изучения и лечения психических расстройств (неврозов) впервые ввел:
а) Филипп Пинель; в) С.С. Корсаков;
б) Джон Конолли; г) Зигмунд Фрейд.
^ 28. Первым наркомом здравоохранения РСФСР являлся:
а) А.А. Семашко ; в) А.А. Тарасевич;
б) З.Р. Соловьев; г) И.В. Русаков.
29. Принципы, заложенные в основу становления и развития советской медицины, не включали:
а) государственный характер;
б) профилактическое направление;
в) сословный подход к медицинскому обслуживанию;
г) участие населения в мероприятиях по охране здоровья.
а) А.И. Абрикосов; в) Н.Н. Бурденко;
б) Н.А. Семашко; г) С.С. Юдин.
^ 29. Главным хирургом Красной Армии в период Великой Отечественной войны являлся:
а) Н.Н. Бурденко; в) В.П. Филатов;
б) И.С. Пирогов; г) З.П. Соловьев.
^ 24. Современная эмбриология изучает 3 периода индивидуального развития. К нам не относится:
а) протогенез; в) эмбриогенез;
б) эпигенез; г) постнатальный онтогенез.
^ 30. Реформа здравоохранения 1991 г. предусматривала введение:
а) службы скорой помощи;
б) бесплатной и всеобщей медицинской помощи;
в) частной медицинской практики;
г) медицинского страхования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
^ ОСНОВНЫЕ ДАТЫ В ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
XVIII в. до н.э. - законы Хаммурапи.
ХХ1-ХУШ вв. до н.э. – египетские медицинские папирусы.
XII в до н.э. – Асклепий.
1Х-Ш вв. до н.э. – индийские Аюр-Веды.
430-370 гг. до н.э. –Демокрит.
460-377 гг. до н.э. – Гиппократ.
1020 г. – выход в свет труда Абу Али ибн Сины (Авиценны) "Канон врачебной науки".
XI в. – первые больницы на Руси.
XI в. – возникновение университетов в Европе.
1543 г. – выход в свет труда А. Везалия "О строении человеческого тела".
1581 г. – первая аптека в Москве.
1628 г. – выход в свет труда В. Гарвея "О движении сердца и крови у животных".
1654 г. – организация школы лекарей аптекарского приказа.
1707 г. – открытие госпитальной школы в Москве.
1725 г. – открытие Петербургской академии наук.
1755 г. – открытие Московского университета.
1764-1765 гг. – начало функционирования медицинского факультета в Московском университете.
1761 г. – письмо М.В. Ломоносова к графу И.И. Шувалову "О размножении и сохранении Российского народа".
1761 г. – выход в свет труда Д.Б. Морганьи "О местоположении и причинах болезней, открываемых анатомом".
1761 г. – обоснование перкуссии как метода объективного обследования
1786 г. – преобразование госпитальных школ в медико-хирургические
1798 г. – преобразование медико-хирургических училищ в медико-хирургические академии.
1804, 1805 гг. – открытие медицинских факультетов в Казанском и Харьковском университетах.
1806-1818 гг. – введение перкуссии в клиническую практику (Ж. Корвизар).
1819 г. г. – обоснование аускультации как метода объективного обследования больного (Р. Лаэннек).
1828 г. – синтез мочевины (Ф. Велер).
1828 г. – защита Н.И. Пироговым докторской диссертации "Является ли перевязка брюшной аорты при аневризме паховой области легко выполнимым и обязательным вмешательством".
1839 г. – создание учения о клеточном строении животных и растительных организмов (Т. Шванн).
1843 г. – выход в свет труда Н.И. Пирогова "Полный курс прикладной
анатомии человеческого тела".
1846 г. – первое применение эфирного наркоза в России (Ф.И. Иноземцев). 1847 г. – выход в свет труда С.Ф. Хотовицкого "Педиатрика".
1857 г. – открытие микробной природы брожения (Л. Пастер).
1858 г. – выход в свет труда Р. Вирхова "Целлюлярная патология как учение, основанное на физиологической и патологической гистологии".
1859 г. – создание эволюционного учения (Ч. Дарвин).
1852-1859 гг. – выход в свет труда Н.И. Пирогова "Топографическая анатомия, иллюстрированная проведенными в трех направлениях распилами через человеческие трупы".
1863 г. – выход в свет труда И.М. Сеченова "Рефлексы головного мозга".
1864 г. – появление в России земской медицины.
1865 г. – выход в свет труда Н.И. Пирогова "Начала общей военно-полевой хирургии".
1866 г. – открытие закона наследственности (Г. Мендель).
1867 г. – выход в свет труда Д. Листера "Антисептический метод лечения ран".
1869 г. – создание периодической системы элементов (Д.И. Менделеев).
1895 г. – открытие рентгеновских лучей (К. Рентген).
1896 г. – открытие явления радиоактивности (А. Беккерель).
1897 г. – выход в свет труда И.П. Павлова "Лекция о работе главных пищеварительных желез".
1900 г. – открытие групп крови (К.Ландштайнер).
1904 г. – присуждение Нобелевской премии И.П. Павлову за исследования механизмов пищеварения.
1904-1905 гг. – опубликование Н.С. Коротковым метода определения кровяного давления.
1908 г. – присуждение Нобелевской премии И.И. Мечникову за разработку фагоцитарной теории иммунитета.
1910 г. – начало применения специфической химиотерапии (Эрлих).
1918 г. – организация Народного Комиссариата здравоохранения РСФСР.
1920 г. – организация Государственного института народного здравоохранения (ГИНЗ).
1923 г. – выход в свет труда И.П.Павлова "Условные рефлексы".
1929 г. – открытие пенициллина (А. Флеминг).
1932 г. – организация Всесоюзного института экспериментальной медицины.
1936 г. – введение сульфаниламидов в химиотерапию.
1940 г. – введение в химиотерапию антибиотиков (А. Флеминг).
1944 г. – организация Академии медицинских наук СССР (АМН СССР).
1948 г. – создание Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
1952 г. – присуждение Нобелевской премии 3. Ваксману за открытие
стрептомицина и вклад в борьбу с туберкулезом.
1973 г. – разработка международной программы онкологических исследований.
1980 г. – организация международного движения "Врачи мира за предотвращение ядерной войны" (Женева).
1985 г. – присуждение Нобелевской премии Б.Лауну, Е.И.Чазову за вклад в развитие международного движения "Врачи мира за предотвращение ядерной войны".
1986 г. – первая успешная пересадка сердца больному.
Читайте также: