Представители гуманистической психологии считали что воспитательное воздействие следует осуществлять

Обновлено: 02.07.2024

5. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является:

1. ведущий анализатор;

2. предмет отражения;

3. активность субъекта;

4. вид деятельности.

6. При определении устойчивости произвольного внимания чаще всего используется:

1. аппаратурные методы;

2. таблицы Шульте;

3. методики селективного (дихотомического) слушания;

4. тахистоскопическая методика.

7. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:

1. в гештальтпсихологии;

2. в гуманистической психологии;

3. в бихеовиризме;

4. в психоанализе.

8. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:

9. К. Леонгард изучал акцентуации характера:

1. у детей младшего школьного возраста;

4. у взрослых людей.

10. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого – это:

1. пилотажный эксперимент;

2. формирующий эксперимент;

3. констатирующий эксперимент;

4. включенное наблюдение.

11. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала:

1. Н.А. Менчинская;

2. И.С. Якиманская;

4. Е.И. Кабанова – Меллер.

12. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г.№ 191, норма часов педагогической работы за ставку заработной платы педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет:

1. 40 часов в неделю;

2. 36 часов в неделю;

3. 30 часов в неделю;

4.24 часа в неделю.

1. преодоление стресса;

2. усилия, с помощью которых личность пытается предотвратить угрозу стресса

3. степень воспринимаемой угрозы, определяемая психологической конституцией индивидуума;

4. когнитивный мыслительный процесс принятия адаптационного решения.

14. В рамках психологической коррекции происходит формирование:

1. личностной позиции;

2. навыков адаптивного поведения;

15. Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, в частности, в условиях педагогического взаимодействия называется:

1. интерактивной толерантностью;

2. коммуникативной состоятельностью;

3. коммуникативной толерантностью;

4. коммуникативной компетентностью.

1. обучение должно идти впереди развития ;

2. обучение должно идти наравне с развитием;

3. обучение не должно совпадать с этапами развития;

4. обучение должно ориентироваться на нравственность.

17. Стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений объекта -это:

1. метод самонаблюдения;

2. метод интроспекции;

3. метод объективного наблюдения ;

4. метод феноменологического самонаблюдения.

18. Психика существует как:

19. Способность к ощущению, составляющая основу высших форм психической организации и обозначающая эволюционный переход от пассивного отражения к активному познанию мира:

20. Высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер:

21. Стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который возникает в критических условиях и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями:

23. Мысль об ассоциации как возможном механизме образования явлений психики была впервые высказана:

24 Научно-экспериментальной базой бихевиоризма явились:

1. положение К. Коффки о том, что обучение письму и речи может быть только с помощью подражания;

2. положение Э.Торндайка о характеристике научения и данные Г.Эббингауза о вербальном запоминании;

3. представления Д.Гартли о значении памяти;

4. выделение психической реальности как самостоятельной сферы познания Р. Декартом и Дж. Локком.

25. Основных периодов развития интеллекта по Ж. Пиаже:

26. Абстрагирование относится к:

1. мыслительным операциям;

2. мыслительным процессам;

3. мыслительным факторам;

4. мыслительным видам.

27. Развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез, т.е. часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем-

28. Конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни:

1. стадия развития социальных отношений;

2. кризисная ситуация развития;

3. латентный период развития;

4. социальная ситуация развития ребенка;

29. Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психических новообразований на данной ступени развития:

1. учебная деятельность;

2. ведущая деятельность;

3. коммуникативная деятельность;

4. предметно-манипулятивная деятельность.

30. Соотнесение уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом:

1. социальный возраст;

2. психологический возраст;

3. хронологический возраст;

4. условный возраст.

31. В основе возрастной периодизации А.Н. Леонтьева лежит:

1. собственная активность человека;

2. ведущий тип деятельности;

3. становление морали;

4. удовлетворение либидо.

4. А.Н. Леонтьевым.

1. кризиса 3 лет;

2. кризиса 7 лет;

3. кризиса среднего возраста;

4. кризиса подросткового возраста

34. Возрастом интенсивного интеллектуального развития принято считать:

1. младший школьный возраст;

2. дошкольный возраст;

3. подростковый возраст;

4. юношеский возраст.

35. Развивающее обучение рассматривает учащегося:

1. как самообучающийся субъект учения;

2. как объект обучающих воздействий учителя;

3. как субъект, усваивающий знания, умения, навыки в качестве самоцели, а не как средство развития;

4. как субъект, усваивающий знания, умения, навыки как средство развития.

36. При либеральном стиле педагогического общения учитель:

1. единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением своих требований;

2. привлекает учащихся к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность;

3. дает возможность раскрытия и эффективного взаимодействия каждому участнику педагогического процесса;

г ) уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам.

37. Воспитание как процесс помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении рассматривается в авторской концепции

1. Е.В Бондаревской

38. Знания, умения, навыки, позволяющие вести работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности являются основой содержания воспитания в авторской концепции

1. Е.В. Бондаревской

39. Система основных научных подходов (теорий, методов, достижений), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенной исторический период:

4.все ответы верны.

40. Подход к обучению, строится на таком способе организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными получателями информации, а сами активно в учебном процессе, называется:

1. компетентностный подход;

2. деятельностный подход;

3. личностный подход;

4. когнитивный подход.

41. Новым подходом в воспитании детей является:

1. личностно-ориентированный подход

3. природосообразный подход

4. когнитивный подход

42. Теория обучения младших школьников, которая основывается на учете внутренних закономерностей развития ребенка, развитии нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формировании внутреннего побуждения к учению:

1. психологическая теория Л.В. Занкова;

2. психологическая теория Н.А. Менчинской;

3. психологическая теория Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;

4. психологическая теория Ш.А. Амонашвили.

43. По методике О.С. Газмана, этапы деятельности по педагогической поддержке детей в системе личностно-ориентированной технологии воспитания включают:

1. диагностический, поисковый, договорный. деятельностный, рефлексивный

2. анализ, моделирование, реализация, контроль

3. изучение ситуации, принятие решения, совместная деятельность по реализации решения, анализ и рефлексия

2. стереотип поведения;

45. Феликсология воспитания, по Н.Е. Щурковой, Е.П. Павловой, – научно-теоретическое рассмотрение содержательной характеристики воспитания, обеспечивающее в состав цели воспитания формирование способности ребёнка быть:

1. толерантным в жизни на этой земле

2. счастливым в жизни на этой земле

3. свободным в жизни на этой земле

46. Процесс, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения в обществе, ценностям и т.д.:

1. прав человека

2. основных свобод

48.Эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неосуществления какой-либо значимой для человека цели, неудовлетворения значимой потребности и вызываемое непреодолимыми препятствиями в их достижении:

49. Создание новой информации или использование новых способов ее анализа и обобщения:

1. теоретическое мышление;

2. практическое мышление;

3. аналитическое мышление;

4. продуктивное мышление.

50. Одну из первых теорий структуры интеллекта предложил:

51. Состояние, обусловленное врожденным или приобретенным недоразвитием психики и интеллекта, затрудняющее или делающее невозможным адекватным социальное функционирование человека:

1. задержка психического развития;

2. недоразвитие психического развития;

3. патология умственного развития;

4. психический дефект.

52. Автором теории конвергенции двух факторов является:

53. Создателем теории когнитивного развития является:

54. Побудительная основа психической жизни человека, совокупность причин психологического характера, определяющих активность поведения человека:

55. По теории А. Маслоу, наивысшей потребностью человека является:

1. потребность в безопасности;

2. потребность в признании;

3. потребность в безопасности;

4. потребность в самоактуализации.

56. Мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью понять его мысли и представления:

57. Способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию чувств и эмоционального состояния:

1. неадекватные аффективные реакции;

2. эмоциональные нарушения;

3. способность к эмоциональной децентрации;

4. способность к эмоционально-ценностному отношению.

58.Стереотипы в деятельности педагога…

1. влияют на взаимоотношения с учащимися;

2. не влияют на взаимоотношения с учащимися;

3. верны оба ответа;

4. оба ответа не верны.

59. Ответ на вопрос, в какую оптимальную воспитательную систему должен быть включен растущий человек, чтобы переход от кульминации развития в одной фазе состоялся в кульминации другой фазы развития человека. содержится в методологии;

… 1. герменевтического подхода;

2. акмеологического подхода;

60. Какую стратегию саморегуляции использует в ситуации угрозы собственной Я -концепции человек с высокой самооценкой?

61. Как соотносятся понятия навыка и умения?

1. они синонимичны;

2. умения формируются позже навыка;

3. это не связанные понятия;

4. навык сложнее умения.

62 Человеческие способности…

1. постоянны в течении жизни;

2. являются врожденными;

3. существуют в развитии;

4. передаются по наследству.

63. Анатомо-физиологический задаток-это…

1. главное условие развития способности;

2. результат воспитания;

3. степень развития способности;

4. предпосылка способности.

1. черта характера;

2. сочетание способностей;

3. врожденное качество ума;

4. внезапное внутреннее озарение.

65. Резко выраженные черты характера, представляющие собой крайние варианты нормы-

66. Решающее значение для формирования характера имеет…

67. Вычленение признака в объекте и отвлечение от остальных называется…

68. Мышление, которое осуществляется без логического анализа условий задачи и без осознания пути нахождения решения, называют…

69. Социализация в полном понимании - это…

1. процесс усвоения личностью конвенциальных норм группы;

2. приобретение в процессе воспитания социально-значимых свойств личности;

3. двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, активное воспроизводство им системы социальных связей и отношений за счет активной деятельности;

4. приспособление личности к изменениям социальной среды через овладение ею новыми социальными ролями.

70. Факторы социализации - это…

1. конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей общества;

2. генетически обусловленные физиологические и психические особенности человека;

3. общество, культура, нация, семья, трудовой коллектив;

4. все то, под влиянием чего осуществляется социализация личности.

71. Какие стадии социализации выделяются в отечественной социальной психологии?

1. первичная, маргинальная, устойчивая, дезадаптивная;

2. дотрудовая, трудовая, послетрудовая;

3. раннее и позднее младенчество, раннее и среднее детство, подростничество, юность, ранняя, средняя и поздняя взрослость;

4. предконвенциональная, конвенциональная, постконвенциональная.

72. Социальную установку можно охарактеризовать как…

1. переживание индивидом значения и смысла социального объекта;

2. готовность к деятельности;

3. удовлетворение витальных потребностей;

4. статус индивида в группе.

73. Л.С. Выготский предложил данные критерии для периодизации детства…

1. новообразования, ведущий тип деятельности;

2. новообразования, динамика перехода от одного периода к другому;

3. динамика перехода от одного периода к другому, социальная ситуация развития;

4. новообразования, социальная ситуация развития.

74. Представление о психическом развитии, происходящем путем приспособления (адаптации) индивида к окружающей социальной среде, принадлежит…

4. Л.С. Выготскому.

75. Представление о психическом развитии как процессе приобретения знаний, умений и навыков характерно для…

1. биогенетических концепций психического развития;

2. социогенетических концепций психического развития;

3. концепции конвергенции двух факторов;

4. психогенетических концепций.

76. Высший уровень проблемного обучения характеризуется…

1. умением решать сложные задачи;

2. самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения;

3. возникновением познавательной потребности;

4. быстрым темпом усвоения учебного материала.

77. В концепции развивающего обучения Л.В. Занкова высший уровень трудности определяется…

1. большим объемом учебного материала;

2. самостоятельным изучением учебного материала;

3. познанием существенных связей явлений;

4. необходимостью запоминания большого количества информации.

78. Научно-теоретический тип мышления характеризуется…

1. усвоением логических форм;

2. формированием содержательных обобщений;

3. овладением большой суммы знаний;

4. умением четко излагать свои мысли.

79. Какое психическое образование является следствием интериоризации деятельности контроля?

80. Документ, провозгласивший право ребенка на защиту от вмешательства в его личную жизнь, – это:

3. Конвенция о правах ребенка;

4. Декларация прав человека.

81. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, "государства-участники признают право ребенка на образование, с этой целью они, в частности:

1. предлагают бесплатное и обязательное начальное образование;

2. предлагают бесплатное среднее образование (общее и профессиональное. и предоставление в случае необходимости финансовой помощи для дальнейшего образования;

3. предлагают обязательное начальное образование, с предоставлением в случае необходимости финансовой помощи.

4. предлагают бесплатное основное общее образование и предоставление в случае необходимости финансовой помощи для дальнейшего образования;

82. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности:

83. Разрешается ли привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей)?

3. В особых случаях, по распоряжению вышестоящих инстанций

4. Разрешается эпизодически в связи

84. Является ли информационная компетентность обязательным требованием квалификационной характеристики по всем педагогическим должностям работников образования ?

2) Да, за исключением педагогов-психологов

3) Требование предъявляется дифференцированно от занимаемой педагогической должности

4) Единый квалификационный справочник по должностям работников образования данного требования не содержит

85. Согласно требованиям квалификационной характеристики, должен ли педагог-психолог, не занятый преподавательской работой, принимать участие в работе педагогических и методических советах, других формах методической работы:

3) по усмотрению администрации учреждения

4) в квалификационной характеристике по должности педагога-психолога данное требование не предусмотрено

86. Является ли знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения обязательным компонентом квалификационной характеристики по должности педагога-психолога?

3. Требование предъявляется дифференцированно от типа и вида образовательного учреждения, в котором работает педагог-психолог

4. В квалификационной характеристике по должности педагога-психолога данное требование не предусмотрено

87. По методике оценки квалификации аттестуемых педагогических работников под ред. В.Д. Шадрикова, профессиональный стандарт квалификации педагога рассматривается как совокупность:

1. 3 компетентностей

2. 4 компетентностей

3. 5 компетентностей

4. 6 компетентностей

89. IQ умственно отсталого ребенка :

90.Отличие детей с задержкой психического развития от детей с умственной отсталостью:

Гуманистическое направление изучает варианты творческого развития человека, его самосовершенствование на протяжении жизни. Предметом изучения являются:

  • межличностные отношения;
  • автономия;
  • психическое здоровье;
  • свобода;
  • любовь;
  • ответственность;
  • самоактуализация.

У этой науки есть ряд задач:

  • изучение этапов деградации личности;
  • поиск самого себя;
  • поиск смысла жизни;
  • осознание собственного достоинства.

Психологи считают, что гуманистическая школа появилась под влиянием нескольких факторов:

  • вершинных экспериментов;
  • идеи освобождения, дзен-буддизма;
  • групповой динамики;
  • expending drag;
  • доктрины актуализации;
  • единства противоположностей — Инь-Янь;
  • тантрических идей;
  • центрирования на личности.

Сильные стороны научного направления:

  1. Наука уделяет много внимания управлению собственным психическим здоровьем, определению состояния.
  2. Исследователи принимают во внимание воздействие окружающих факторов на поведение, изменение состояния человека. Гуманистическая психология подчеркивает важность желаний, мыслей.
  3. Наука помогает здоровым людям исследовать собственный потенциал, оценить свои способности.
  4. Это направление оказывает положительное влияние на развитие здравоохранения, образования.

Гуманистическую психологию нельзя назвать упорядоченной областью научного знания. Она представляет собой комплекс метафизических концепций

Основоположники и последователи направления

Представители гуманистической психологии:

  1. Карл Роджерс. Создал теорию личности, которая строится на положениях гум-ой. Основой жизни по его теории является желание реализовать врожденные возможности. Основой личности ученый считает реальность.
  2. Бюлер Шарлотта. Психолог из Германии, которая создала собственную периодизацию жизненного пути личности. Главный мотив — самореализация.
  3. Гордон Виллард Олпорт. Психолог из Америки, который изучал психологию личности. Ученый развивал собственную теорию личности, которая основывалась на самоактуализации, стремлении любого человека к тому, чтобы добиться чего-то существенного в жизни.
  4. Ролло Мэй. Еще один психолог из Америки, который выпустил множество работ, касающихся гуманистической психологии.
  5. Франкл Виктор. Психолог из Австрии. Разработал отдельное психологическое учение, главный постулат которого говорит о том, что развиваться личность начинает когда ищет смысл жизни.
  6. Абрахам Харольд Маслоу. Это один из главных основателей гуманистического направления в психологии. Он создал иерархическую модель мотивации, согласно которой у человека на протяжении всей жизни появляются определенные потребности.

Маслоу выделял такие потребности индивидов:

  1. Личная безопасность. Любой человек желает чувствовать себя защищенным, избавиться от излишней тревожности, спокойно заниматься любимым делом.
  2. Желание самоактуализации. Потребность постоянно достигать поставленных целей, успешно развивать собственные сильные стороны.
  3. Потребность в почитании. Многие хотят получать всеобщее внимание, одобрение влиятельных людей.
  4. Физиологические потребности. К ним относятся жажда, голод, половое влечение.
  5. Потребности в любви. Любой рано или поздно захочет находиться рядом с другими людьми, получить признание.
  6. Эстетические потребности. Желание жить в гармонии, соблюдать симметрию, следовать красоте.
  7. Потребность в новых знаниях. Это важно для саморазвития.

Главной потребностью Маслоу считал самоактуализацию.

Гуманистическая психология доклад. Доклад: Основные положения гуманистической психологии

1. Основные положения гуманистической психологии

2. Концепция невроза в гуманистическом направлении

3. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия

Список использованной литературы

1. Основные положения гуманистической психологии

История становления и развития науки

Как самостоятельное направление, гуманистическая психология выделилась только к началу 60-х годов 20 века. В то время активно развивался бихевиоризм, которому эта школа начала противостоять.

Главное описание, методики, задачи гуманистической психологии раскрыл в своих трудах Абрахам Маслоу. Существует несколько культовых событий в истории развития этого научного направления:

Философской основой гуманистической психологии является экзистенциализм.

Гуманистическая ориентация в современной психологии личности.

15. Бихевиоральное направление (классический бихевиоризм Дж. Уотсона, теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера).

Основные принципы и методы исследования

В процессе развития этого направления сложилось несколько основных принципов, которым следовали ученые:

  1. Несмотря на любые обстоятельство окружающей среды, личность имеет свободу выбора, независимость.
  2. Человек — особая сущность, сознание которой выделяет его из окружающего мира. Благодаря этому определяется уникальность, которая отличает людей от животных.
  3. Человеческие качества от рождения являются позитивными. Изначально он не может быть злым, максимум нейтральным. Со временен общество может пагубно влиять на развитие личности, развивая в ней негативные качества.
  4. Нельзя окончательно определить природу человека, поскольку он развивается на протяжении всей жизни.
  5. Главным источником информации являются субъективные переживания личности, накапливаемый жизненный опыт.
  6. Человек является целостным, единым. Невозможно разделять психические, органические основы.

Исходя из множества принципов, выделяется три нравственных жизненных понятия:

  1. Субъект не раб своих привычек.
  2. Нормальное отношение между людьми строится только на взаимном уважении, принятии опыта обоих сторон.
  3. Личность должна жить, развиваться, ощущая себя в настоящем.

Базовое утверждение сторонников этого направления говорит о том, что индивид имеет потенциал для выздоровления, заложенный от рождения. Если окружающие условия выстроятся благоприятным образом, он сможет его реализовать.

Развитие науки в настоящее время

Пик популярности этого направления приходится на период с 1960 по 1970 год. В то время сторонники бихевиоризма, фрейдизма были ослаблены возникшими расхождениями собственных убеждений. Возросшая популярность не смогла укрепить это направление, как отдельную и постоянную психологическую школу.

Благодаря этому направлению укрепились такие ветви психологии, как гуманистическая педагогика, психотерапия.

Гуманистическая психология является направлением психологии, которое занимается изучением личности. Ее представители утверждают, что у любого человека есть огромный потенциал, который он может реализовать в течение жизни, быть счастливым.

Предположения гуманистической психологии

Потом добавилось еще одно предположение — люди в основном хорошие, и есть врожденная потребность, чтобы сделать себя и мир лучше.Гуманистический подход подчеркивает личную ценность личности, центральные человеческие ценности, и творческую, активную природу человека. Этот подход является оптимистичным и фокусируется на благородные человеческие способности преодолевать трудности, боль и отчаяние.

Пирамида потребностей.Оба Роджерс и Маслоу считали личный рост и самореализацию в жизни, как одну из базовых человеческих потребностей. Это означает, что каждый человек стремится расти психологически и постоянно улучшать себя. Это было названо термином самореализации что включает в себя психологический рост, и удовлетворение жизнью. Тем не менее, Роджерс и Маслоу оба описывают различные способы, как самоактуализация может быть достигнута.

Смотрите также: Предрассудки и дискриминации

Центральное место в гуманистических теориях Роджерса (1959) и А. Маслоу(1943), является субъективизм, сознательного опыта .Гуманистические психологи утверждают, что объективная реальность является менее важной, чем субъективное восприятие человека и понимание мира. Из-за этого, Роджерс и Маслоу уделяли мало внимание научной психологии особенно использование психологической лаборатории для исследования человека и поведение животных.

Гуманизм отвергает научную методологию, как и эксперименты используемые качественные методы исследования . Например, дневник счета, анкеты, неструктурированные интервью и неструктурированные наблюдения. Качественное исследование полезно для исследования на индивидуальном уровне, и изучает глубину способов, которыми люди думают или чувствуют (например, тематические исследования).

Гуманизм рассматривает человека как принципиально отличающегося от других животных, главным образом потому, что люди сознательные существа способны мыслить у них есть разум и язык. Эксперименты гуманистических психологов на животных, таких как крысы, голуби, или обезьян отводилось мало значения. Исследование таких животных, может сказать очень мало о человеческой мысли, поведении и опыте.

Гуманистические психологи отклонил строгий научный подход к психологии, потому что они оценивали его как бесчеловечный и не способный охватить богатства сознательного опыта. Во многом отказ от научной психологии в 1950-х, 1960-х и 1970-х годах пошатнуло доминирование бихевиористского подхода в североамериканской психологии.

8. Факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности являются . педагогической психологии (по И.А. Зимней).

9. По мнению А.М. Столяренко, условия и закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования, являются . педагогической психологии.

11. В истории развития педагогической психологии существовало следующее психолого-педагогическое направление:

12. В педагогической психологии наблюдение, осуществляемое педагогом-психологом в процессе совместной деятельности с учащимися, называется:

13. Среди трех дидактических концепций педагогической психологии отсутствует:

14. В структуру педагогической психологии входит психология:

общая, возрастная и социальная

ученика и учителя

обучения, воспитания, педагогической деятельности

15. Совершенствованием методов воспитательного воздействия занимается . психология.

2. Психология обучения

Учебные элементы: понятие учебной деятельности, мотивация учения, механизмы образовательного процесса, соотношение обучения и развития, проблемы школьной неуспеваемости

1. Собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, получение знаний, умений и навыков, называются:

2. Совместная деятельность учителя и ученика, обеспечивающая усвоение знаний школьниками и овладение способами приобретения знаний, называется (по А.К. Марковой):

3. Один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение знаний в процессе решения теоретических задач, называется:

4. Способность человека к освоению культурно-исторического опыта называется:

5. Очень быстрое, практически автоматическое обучение с использованием генетически заложенных, т.е. готовых с рождения форм поведения, называется:

6. Уровень актуального развития психики характеризуют:

обучаемость, воспитуемость, развиваемость

самообучаемость. самовоспитуемость, саморазвиваемость

обученность, воспитанность, развитость

7. Мотивы учения, характеризующиеся ориентацией учащегося на овладение знаниями (фактами, явлениями, закономерностями), называются:

8. Главной целью традиционного обучения является формирование:

способности и потребности в саморазвитии

гражданского долга и чувства ответственности

знаний, умений и навыков

9. С точки зрения Н.Ф. Талызиной, в умение учиться обязательно входят действия: моделирование, кодирование, декодирование, которые являются … действиями.

10. Закрепление правильных реакций в программированном обучении достигается посредством:

11. Высший уровень проблемного обучения характеризуется:

умением решать сложные задачи

самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения

возникновением познавательной потребности

быстрым темпом усвоения учебного материала

12. Создателем концепции усвоения учащимися младших классов научных понятий является:

13. В основу развивающего обучения легло понятие:

зона ближайшего развития

поэтапное формирование умственных действий,

14. Обучение, при котором учебная информация разбивается на небольшие части и обучающийся не может сделать следующего шага в овладении материалом, не овладев предыдущим, составляет суть . обучения:

15. Обучение, направленное на стимулирование осознания какого-либо противоречия в процессе деятельности, приводящее к потребности в новых знаниях, называется . обучение:

3. Психология воспитания

Учебные элементы: воспитание, мораль, нравственность, духовность, нравственные нормы

1. Направление психологии, признающее внешнее воздействие на поведение личности основным воспитывающим фактором:

2. С позиции деятельностного подхода, воспитательное влияние должно быть направлено, прежде всего, на . сферу личности.

3. Представители гуманистической психологии считали, что воспитательное воздействие следует осуществлять, целенаправленно влияя на … воспитанника.

4. Основоположником теории коллективного воспитания считается:

5. Для ребенка педагог становится наиболее значимой фигурой в . возрасте.

6. В воспитательном плане считается наиболее эффективным . обучение.

7. По мнению бихевиористов, психика – это . объект воздействия окружающего мира.

8. Целенаправленный психолого-педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности по овладению нравственным и этическим опытом называется:

9. Невозможность для человека нарушения норм, ставших внутренними регуляторами поведения, определяется как:

10. Свойство родителя влиять на ребёнка, который признаёт за ним право принимать ответственные решения и изменять его поведение, называется:

11. Сознательная деятельность субъекта, направленная на изменение свойств своей индивидуальности в соответствии с ясно поставленными целями, называется:

12. Конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения психолого-педагогических задач в совместной деятельности, общении, называются … воспитания.

13. Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на:

эмоциональные и поведенческие

осознанные и неосознанные

одинарные и комплексные

прямые и косвенные

14. Способы организации воспитательного процесса и деятельности учащихся называются … воспитания.

15. Конвенциальный уровень нравственности (с 10 до 13 лет) характеризуется (по Л. Кольбергу):

суждением о поступке в соответствии с пользой для себя

ориентацией на принципы других людей и на законы

суждением о поведении, исходя из своих критериев

совершением нравственных поступков ради одобрения взрослых

4. Психология педагогической деятельности

Учебные элементы: педагогическая деятельность, личность учителя, профессионально-личностный рост педагога, профессиональное мастерство

1. По мнению Н.Ф. Талызиной, способность педагога проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность составляют суть . способностей.

2. Профессиональные изменения личности педагога считаются негативными деформациями в том случае, если эти изменения:

затрудняют деловое и личностное взаимодействие

проявляются в процессе организации учебной работы

осуждаются другими людьми

заставляют уделять работе много времени и внимания

3. Предрасположенность человека к воспитательным воздействиям обозначается термином:

4. Способ психологического воздействия, обращенный к сознанию и логике воспитанника, - это:

5. В структуру педагогической деятельности включены следующие компоненты:

конструктивный, коммуникативный, организаторский

мотивационный, личностный, физический

интеллектуальный, эмоциональный, социальный

перцептивный, интерактивный, коммуникативный

6. Умение наладить личные контакты с каждым из учащихся присуще в наибольшей степени:

7. По мнению Н.Ф. Талызиной, способности учителя передавать учащимся учебный материал доступно и интересно, побуждать учащихся к мыслительной активности, называются:

8. Требования, предъявляемые к качествам специалиста, его возможностям и способностям, устанавливает:

закон об образовании

9. По классификации Е.А. Климова, профессия педагога относится к типу:

10. В модель личности учителя (по Л.М. Митиной) входят педагогические:

целеполагание, мышление, рефлексия

мышление, эмоции, идеалы

11. По мнению Н.Ф. Талызиной, способности педагога к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта, - это … способности.

12. Ученику предоставляется полная свобода, возможность влиять на педагогический процесс при . стиле педагогического руководства.

13. Компонент педагогической деятельности, связанный с умением мысленно планировать воспитательно-образовательный процесс, называется:

14. А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда педагога:

собственно педагогическую деятельность, педагогическое общение и личность учителя

педагогические знания, педагогические действия, личность учащегося

педагогическое предвидение, педагогическая рефлексия, педагогическое мышление

любовь к детям, знание предмета, педагогическое общение

15. Стиль педагогического общения, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний, называется:

Гуманистические теоретики подчеркивают, что каждый человек является архитектором своего собственного поведения и жизненного опыта. Человек — это мыслящее существо, которое свободно принимает решения и выбирает свои действия. Таким образом, гуманистическая психология предполагает ответственного человека, который свободно выбирает из предложенных вариантов.

Гуманистическая психология предлагает новый подход к изучению человеческой природы. В его рамках личность рассматривается как уникальная и целостная, открытая, динамичная и несводимая система, которая находится или может находиться в процессе постоянного формирования. Человек несет ответственность за использование возможностей, которые предоставляет ему жизнь. Психология человека уделяет особое внимание вопросу о природных основах человека. Биологические и социальные факторы служат истоком, фоном и средой для развития человека и, как таковые, не ограничивают свободный ценностный выбор и направление личности.

Метакогниции и метапотребности (пиковые ценности и потребности) занимают особое место в гуманистической психологии. Обширный эмпирический материал доказал, что для сохранения психического здоровья личности необходимо помочь ей выбрать такой путь развития, при котором эти ценности и потребности могут быть сформированы и реализованы. Особое значение и уникальность имеет экзистенциальный (жизненный и смысловой) опыт каждого человека.

Гуманистическая психология

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология — это особое направление, отличающееся от других школ рядом принципиально важных положений для понимания природы человека. Она традиционно включает такие концепции, как теория черт личности Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу. Теория Маслоу, теория К. Роджерса и непрямая психотерапия, идеи Ш. Бюлера о жизненном пути человека и идеи Р. Мэя.

Каждая из перечисленных теорий использует свой понятийный аппарат, создает оригинальные концепции внутреннего мира человека и его развития на протяжении жизни, верифицирует и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Однако различия, существующие между теориями, не являются препятствием, которое не позволяло бы рассматривать их с позиции общих методологических принципов.

Такими принципами являются:

  • Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию в силу наличия врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самореализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
  • Принцип целостности, который позволяет рассматривать личность как сложную, открытую систему, направленную на реализацию всего своего потенциала.
  • Принцип гуманности, утверждающий, что человек по своей природе добр и свободен, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной природы, делают его агрессивным и отчужденным.
  • Принцип целенаправленного детерминизма, который предполагает изучение черт личности в связи с ориентацией человека на будущее, то есть в связи с его ожиданиями, целями и ценностями, отвергая при этом идею каузального детерминизма.
  • Принцип активности, позволяющий принимать субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития. Психотерапевт меняет отношение клиента и помогает ему взять на себя ответственность за себя, но не читает нотаций и не инструктирует его.
  • Принцип неэкспериментального изучения личности, в основе которого лежит идея целостности, а значит невозможность адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (как и личность) обычно обладает свойствами, которые не содержатся в ее отдельных частях.
  • Принцип репрезентативности, который означает, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, поскольку задача изучения нормальной и полноценно функционирующей личности реализуется в отборе здоровых, самоактуализированных индивидов.

Каждый опыт в жизни человека, даже если он оценивается им как негативный, является полезным, значимым опытом, уже содержащимся во внутренней жизни личности, достойным уважения и признания — хотя бы как урок, который, возможно, дорого нам обошелся, но который защищает нас от многих ошибок в настоящем и будущем.

Теория личностных черт Г. Олпорта

К диспозиционному направлению часто относят теорию Гордона Олпорта (1897-1967), согласно которой: 1) люди имеют широкий спектр предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый отдельный человек уникален, отличается от других людей своим психологическим оснащением (системой характеристик) (см. учебник 4.2).

Особое место в этой сложно организованной системе занимает сфера мотивации и потребностей. В нем выделяют два уровня функционирования: уровень мотивов потребностей и уровень высших мотивов или мотивов развития.

Принцип так называемого гомеостаза — стремление к устранению напряжения — применим только на самом низком уровне мотивационной системы (мотивы потребности). Формы подлинно личного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, реализация собственной инициативы и чувства ответственности и т.д.) не укладываются в формулу гомеостаза. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию — характерные черты мотивов развития.

Системы высших мотивов проникают в центральное ядро личности — самость — и трансформируются в системы ценностей индивида. Стремление к самоактуализации и самореализации являются мотивами развития и частью присущих человеку потребностей. Мотивы развития порождают систему целей, ориентированных на будущее, реализация которых обеспечивает формирование новых способностей человека. Человек, по мнению Олпорта, обращен к своему будущему.

Согласно Олпорту, развитие личности связано с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека сохраняются связи между старыми и новыми мотивами, причем характер этих связей носит исторический, а не функциональный характер. Функционально они не идентичны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как самостоятельные единицы человеческой психики, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).

Олпорт объясняет формирование новых мотивов путем преобразования средств деятельности в ее цели и мотивы. Другими словами, предметы и действия, которые когда-то служили человеку лишь средством для достижения определенных целей, начинают вызывать интерес к себе и приобретают собственную мотивационную силу.

Теория самоактуализации А. Маслоу

Научная среда, повлиявшая на теорию Маслоу, значительна и разнообразна. Живя в Нью-Йорке, он встречался и учился у таких выдающихся ученых, как А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Гольдштейн, К. Хорни, М. Мид, М. Вертхаймер.

Научные поиски Маслоу были многогранны. Он занимался поведением приматов с точки зрения бихевиоризма, женской сексуальностью, антропологическими исследованиями индейцев; проводил тренинговые группы.

Одно из центральных мест в теории Маслоу занимает проблема мотивации. Отвергая психоаналитическую интерпретацию потребностей и мотивов, он формулирует позицию, согласно которой социальность присуща человеческой природе и проявляется как биологически обусловленный атрибут. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости обусловлены не природой, а нечеловеческими условиями воспитания и жизни индивида, некоторыми традициями, присущими обществу.

Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им как тенденция, нарушающая душевное равновесие индивида. Именно это нарушение гомеостаза приводит к личностному росту, развитию и самоактуализации, то есть к желанию, которое Маслоу определяет как стремление человека быть тем, кем он может быть. Концепция самоактуализации занимает видное место в его концепции.

Хотя желание человека быть тем, кем он может быть, является врожденным, оно остается потенциальным, пока не возникнут особые условия для его реализации. Это условие — удовлетворение всех остальных (базовых) потребностей человека: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении. «Если окажется, что все потребности не удовлетворены и в организме преобладают физиологические потребности, то все остальные потребности могут просто перестать существовать или отойти на второй план.

В более поздних работах позиция о порядке удовлетворения потребностей была пересмотрена и дополнена следующим положением: если в прошлом потребности индивида в безопасности, любви и уважении были полностью удовлетворены, то он приобретает способность стойко переносить лишения в этой области и добиваться успеха, несмотря на неблагоприятные обстоятельства. Основными компонентами психического здоровья человека являются: 1) стремление быть всем, чем может быть человек, и 2) стремление к гуманистическим ценностям.

Существуют положительные и отрицательные стороны самоактуализации, последняя ведет к крайнему индивидуализму и автономии. С положительной стороны самоактуализации, определенная относительная независимость от других, присущая здоровой личности, конечно, не означает отсутствие взаимодействия с ними; это лишь означает, что в такого рода контактах цели индивида и его собственное бытие являются главными определяющими факторами.

В целом, он описывает здоровую личность как автономную, склонную принимать других, спонтанную, чувствительную к красоте, юмору и склонную к творчеству. Сравнивая здорового человека с больным, он писал, что самоактуализирующийся человек необычен не потому, что к нему что-то добавилось, а потому, что он ничего не потерял в процессе своей индивидуальной жизни.

Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса

Важным постулатом теории К. Роджерса (1902-1987) является представление о том, что человек существует в постоянно меняющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Это не мир предметов и вещей, но включает в себя все, что человек (организм) чувствует, независимо от того, осознанно это чувство или нет. Восприятие того или иного чувства он назвал символизацией объекта. В личном мире человека сознательно переживается лишь малая его часть, причем некоторые содержания опыта легко облекаются в образы, а другие остаются неартикулированными основаниями нового опыта. Истинное значение индивидуального опыта известно только самому человеку. Полное и непосредственное знание и понимание мира опыта возможно лишь потенциально.

Тело реагирует на окружающую среду так, как она дана ему через опыт и восприятие. Именно эта сфера — восприятие событий — является реальной. Другими словами, человек реагирует не на абсолютную реальность, а на свое собственное восприятие этой реальности. Эта позиция является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс.

Она раскрывается в следующих трех принципах:

1) поведение человека нельзя понять с точки зрения объективного наблюдателя, а с точки зрения самого человека, его субъективного восприятия и познания действительности;

2) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения

3) Люди по своей природе добры и стремятся к совершенству.
В психологическом смысле реальность — это личный перцептивный мир человека. В психотерапии изменение сферы восприятия, психологической реальности приводит к изменению реакций человека. Например, пока родитель воспринимается как доминирующий, реакции ребенка остаются соответствующими.

Тело реагирует на конкретное феноменальное поле как организованное целое. Эта роджерсианская позиция противопоставляется функционализму, который разбивает личность и когнитивные процессы на отдельные компоненты, которые сами по себе не составляют этой целостности.

Личность имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать, поддерживать и укреплять организм как среду опыта, развиваться к зрелости. Тело движется к большей независимости и ответственности, к самоуправлению, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самореализации присуща каждому человеку от рождения, но воспитание и нормы, установленные обществом, заставляют человека забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении кроется источник аномального поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить в поведении общую картину своего феноменального мира; чем меньше защитных, искажающих содержание переживаний, тем адекватнее они выражаются в общении.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: