Предоставление университетам самоуправления при каком

Обновлено: 03.05.2024

Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Частью 13 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ открытый конкурс.

В соответствии с частью 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Договор управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией заключается на период до определения победителя указанного конкурса.

В случае если введенный в эксплуатацию объект капитального строительства может быть признан многоквартирным домом, орган местного самоуправления обязан провести (объявить) открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления этим многоквартирным домом.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления, в случае непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, будет содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 09.10.2015 N АЦ/54994/15 "О контроле за соблюдением требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении органом местного самоуправления в соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ открытых конкурсов по отбору управляющей организации в отношении отдельных блок - секций вновь введенного в эксплуатацию многоквартирного дома" Ковровская городская прокуратура

Прокуратура
Владимирской области

Прокуратура Владимирской области

20 ноября 2015, 20:13

Порядок выбора управляющей организации в построенном доме

Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Частью 13 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ открытый конкурс.

В соответствии с частью 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.

Договор управления многоквартирным домом между застройщиком и управляющей организацией заключается на период до определения победителя указанного конкурса.

В случае если введенный в эксплуатацию объект капитального строительства может быть признан многоквартирным домом, орган местного самоуправления обязан провести (объявить) открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления этим многоквартирным домом.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления, в случае непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, будет содержать признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 09.10.2015 N АЦ/54994/15 "О контроле за соблюдением требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении органом местного самоуправления в соответствии с частью 13 статьи 161 ЖК РФ открытых конкурсов по отбору управляющей организации в отношении отдельных блок - секций вновь введенного в эксплуатацию многоквартирного дома" Ковровская городская прокуратура

Цель студенческого самоуправления: создание условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.

Задачи, возникающие в процессе достижения цели:

  • всесторонняя поддержка студенческих коллективов;
  • совершенствование механизма студенческого и аспирантского самоуправления;
  • правовая, информационная, методическая и иная ресурсная поддержка органов студенческого самоуправления;
  • формирование и развитие общественного мнения по проблемам воспитания молодёжи;
  • подготовка предложений администрации вузов, государственным органам и общественным объединениям по проблемам, затрагивающим интересы молодёжи и контроль их реализации;
  • выступление с инициативами, внесение предложений в администрацию университета, органы государственной власти по студенческой (аспирантской) и молодёжной проблематике;
  • организация сотрудничества с молодёжными и другими общественными объединениями городов РФ, а также с международными организациями и межгосударственными объединениями.

Содержание

Определения студенческого самоуправления

1. Студенческое самоуправление как целенаправленная деятельность студентов.

Этот процесс расположен к студенчеству ближе всего, так как зарождается внутри студенчества, по его инициативе (с исключениями), им же реализуется. В этом ракурсе очень часто в уставах, конвенциях, резолюциях, положениях и других документах ССУ рассматривают как особую форму инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности.

2. Студенческое самоуправление как форма воспитательной работы в вузе.

Для справки: Россия вступила в Болонский процесс, и теперь обязательным условием аккредитации и аттестации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления.

3. Студенческое самоуправление — есть одна из форм молодёжной политики РФ, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.

Признаки студенческого самоуправления

  1. Системность — совокупность элементов, находящихся в определённых взаимоотношениях и связях между собой и образующих определённое единство.
  2. Автономность — относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке её основных направлений; возможность формировать позицию, характеризующуюся независимостью и самостоятельностью в выборе мотивации деятельности, её целей, средств достижения, стиля осуществления.
  3. Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности ОССУ, структурных подразделений вуза, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и т. д.
  4. Связи с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления вуза, преподавательским корпусом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями. В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования вуза, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления.
  5. Наличие органов самоуправления, выражающееся в создании на каждом уровне иерархии студенческого самоуправления его органов: советов учебных групп (треугольников), советов факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т. д. Каждый ОССУ действует на основе собственного положения, порядок утверждения в каждом конкретном случае предусматривается индивидуально.
  6. Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений. Самодеятельность предусматривает также наличие определённых полномочий у ОССУ, включённость непосредственных исполнителей в процессы разработки и принятия решений.
  7. Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодёжной политики; чёткое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей.
  8. Независимость — финансовая и юридическая независимость ОССУ от администрации вуза
  9. Участие в управлении вузом — участие в работе ученого совета вуза

Субъекты студенческого самоуправления

2 точка зрения — субъектами ССУ являются не только студенты, но и аспиранты (очевидно, схожесть статусов).

3 точка зрения — субъектами являются не только студенты, но и преподаватели. (международный день студентов)

4 точка зрения — субъектами являются студенты и администрация вуза, так как студенческое самоуправление включает в себя такой компонент как соуправление.

Принципы студенческого самоуправления

Принципы ССУ — наиболее общие мировоззренческие идеи относительно сущего и должного в ССУ. Предлагаемые принципы являются основой концепции Студенческого Самоуправления вуза. Принципы определяют самые важные, характерные черты Студенческого Самоуправления вуза, отличающие его от других существующих форм студенческих организаций в России.

Суть идеи Студенческого Самоуправления отражают все принципы в совокупности. Иначе говоря, только система этих принципов даёт верное представление о сущности Студенческого Самоуправления.

Формы ССУ в России

В РФ в настоящее время выработаны 4 формы студенческого самоуправления:

  1. Общественное объединение студентов данного образовательного учреждения;
  2. Общественный орган, выполняющий функции студенческого самоуправления (статус органа определяется приказом ректора (директора) или договором);
  3. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой деятельности;
  4. Отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением (статус организации определяется соглашением).

(Согласно Примерному Положению об ОССУ вуза)

Федеральное агентство по образованию определяет следующие формы студенческого самоуправления:

Органы студенческого самоуправления (ОССУ)

Чертков Александр

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н.

В документе отмечено, что законодательно установлены различные формы учета мнения населения при преобразовании муниципальных образований. При объединении поселений и образовании городского округа мнение населения выражается путем голосования простым большинством голосов муниципальных депутатов представительного органа местного самоуправления. В Московской области, как и в ряде других регионов страны, идет преобразование муниципальных районов в городские округа посредством объединения поселений. В данном вопросе региональные и муниципальные органы, насколько известно из открытых источников, действуют строго в рамках законодательства.

Возникает вопрос: в достаточной ли мере принимается во внимание мнение населения? С позиций нормативизма – да, поскольку практика руководствуется действующей нормой закона. С точки зрения серьезной самостоятельности населения (не местных органов) – в решении вопросов местного значения такой учет недостаточен. В аспекте реального обеспечения и защиты прав граждан законодательство и правоприменительная практика отражают объективную реальность. Но в будущем возможны иные формы выражения воли населения.

Возникает и другой вопрос: как быть с поселенческим самоуправлением? Местное самоуправление выступает наиболее приближенным к населению уровнем осуществления публичной власти, поселенческий уровень наиболее доступен человеку. Поселенческое самоуправление имеет свои преимущества – прежде всего это шаговая доступность. Считается, что люди знают друг друга и доверяют ответственные должности на местах лицам, заслужившим уважение земляков. При объединении поселений власть пространственно отдаляется от населения.

Но всегда ли органы местного самоуправления поселений действуют в интересах граждан? К сожалению, нет. Более того, подчас интересы граждан и муниципальных чиновников диаметрально противоположны. Поэтому полагаю, что нерациональное использование и без того недостаточных ресурсов, а также некомпетентность и коррумпированность отдельных местных чиновников отдаляют органы местного самоуправления от населения в гораздо большей степени, чем территориальные преобразования.

Напомню, что прямыми представителями граждан являются избираемые населением муниципальные депутаты. Если исходить из презумпции, что последние – компетентные люди, честно отстаивающие интересы избирателей, тот факт, что они голосуют за упразднение поселения и создание городского округа, свидетельствует о том, что они видят в таком непростом выборе благо для избирателей и делают его со всей ответственностью.

Объективный взгляд на проблему показывает, что к объединению поселений подталкивает груз годами не решаемых местных проблем, а ресурсный потенциал многих поселений для их преодоления оказывается недостаточным. Объединение потенциалов поселений в масштабе городского округа позволяет снять многие проблемы. В конечном счете граждане должны выиграть от объединения нескольких муниципальных образований в одно, иначе реформа не имеет смысла.

Нельзя также не отметить проблему недостаточности участия населения в решении вопросов местного значения, характерную и для округов, и для поселений. Подчеркну, что конституционно-правовое и социальное назначение функционирования органов местного самоуправления городского округа, объединившего несколько поселений, так же, как и смысл работы органов поселения, состоит в обеспечении прав и законных интересов жителей. Демократические начала в осуществлении местного самоуправления могут и должны быть реализованы не только на поселенческом, но и на окружном уровне – правовые и организационно-технические возможности для этого есть. В частности, думается, можно было бы увеличить депутатский корпус в округах, расширив представительство бывших поселений, поскольку депутаты работают на общественных началах, нагрузка на бюджет минимальна.

Важно иметь в виду, что население нередко воспринимает районные или окружные власти в качестве разновидности государственной власти, а не как собственное самоуправление. Но такое восприятие характерно и для отношения к властям поселений. В этом смысле противопоставлять два указанных уровня осуществления местного самоуправления с позиции применения форм непосредственной демократии нет, на мой взгляд, ни оснований, ни смысла.

В свою очередь, исторический опыт показывает, что отказ от поселенческого самоуправления во многих регионах не полный и далеко не окончательный. Процессы укрупнения и разукрупнения территориальных единиц на региональном и местном уровнях были характерны и для СССР, и для Российской империи. Сегодня период укрупнения муниципалитетов, формирования городских и муниципальных округов сменил этап роста количества поселений в 2000-х гг. Поселенческое самоуправление будет возвращаться по мере развития гражданского общества и улучшения социально-экономической ситуации. На мой взгляд, следует стратегически стремиться к повышению уровня участия граждан и в делах государства, и тем более в решении вопросов местного значения. Речь идет не только о законодательном аспекте, но и о правоприменительной практике, и даже о целенаправленном развитии активистской культуры россиян, их вовлечении в решение публичных дел.

Таким образом, защита прав органов местного самоуправления должна обеспечиваться в том числе в рамках конституционного правосудия, но защита прав и законных интересов граждан – приоритетна. Резюмируя, подчеркну, что в нынешних реалиях КС РФ принял мудрое решение, позволив представительным и исполнительным органам регионов и муниципалитетов объединить ресурсный и управленческий потенциалы муниципальных образований для улучшения жизни граждан. Насколько это благое начинание будет реализовано, покажет время.

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

ВложениеРазмер
uchenicheskoe_samoupravlenie.zip 102.08 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Ученическое самоуправление: от теории к практике

Классный руководитель 7 класса

Барашкова Наталья Борисовна

Где нет структуры – нет организации,
не может быть и управления.

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости.

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Наше понимание места ученического самоуправления в структуре школы основано на следующих положениях:

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.

Самоуправление в школе существует давно, но, подчиняясь объективным законам действительности, находится в постоянном развитии.

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы разрабатывается план внеклассных школьных дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются школьные, классные мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива школы.

На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Современная модель самоуправления вобрала в себя то лучшее, что было на всех этапах развития и во всех предыдущих моделях.

В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива.

Третий уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление.

Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.

Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

Отсюда следуют два существенных вывода:

1. В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно-массовая деятельность учащихся;

2. В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.

Основу этой методики составляют:

• Умелое предъявление требований к учащимся;

• Воспитание ученического актива;

• Организация перспектив в учебной, трудовой, общественной деятельности;

• Формирование здорового общественного мышления;

• Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять ученическому активу их функции по выполнению возложенных на них обязанностей.

Школьное самоуправление дает возможность ученику:

- приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний;

- раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;

- ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы.

В центре внимания сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.

Целями и задачами школьного самоуправления являются:

- Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;

- Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностно-социальных норм через участие в общественной жизни школы;

- Создание условий для самовыражения, самоусовершенствования и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений

и видов деятельности;

- Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников;

- Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

При организации ученического самоуправления в школе, классе и реализации данной программы мы опираемся на следующие принципы:

свободный выбор модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса;

деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления.

Эти принципы составляют основу организации самоуправления нашего образовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики, а именно: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно - равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Правовой основой развития ученического самоуправления в школе являются:

Закон РФ "Об образовании";

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Устав общеобразовательного учреждения;

Положение о Совете старшеклассников.

Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления: создание благоприятных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную, содержательную, индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирующую учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократичной культурой.

Задачи, поставленные перед моделью ученического самоуправления:

  1. создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося;
  2. представление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школы (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);
  3. развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений и навыков коллективной и руководящей деятельности;
  4. развитие навыков и способов конструктивного общения со всеми участниками образовательного процесса;
  5. обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.

Мы считаем, что структура созданной нами модели ученического самоуправления чёткая, так как элементы модели соответствуют поставленной цели; отсутствуют "лишние звенья"; имеется взаимодействие с родительским и педагогическим самоуправлением, с администрацией образовательного учреждения; описание модели доступно для понимания всех участников образовательного процесса.

В основу организации классного самоуправления 7а класса положена структура научно-исследовательского института. Название поручений отражают специфику модели.

  1. ОПТ – отдел порядка и труда объединяет учащихся, которые в ходе познавательной и трудовой деятельности осваивают навыки самоуправления. Такие поручения, как завуч, диспетчер по расписанию, санитар, мастер, позволяют активно участвовать в жизнедеятельности классного коллектива.
  2. ОПИ – отдел печати и информации сформирован из учащихся, интересы которых связаны с творческой деятельностью. Журналист пишет статьи о важнейших событиях, почтальон отвечает за корреспонденцию, фотограф фиксирует жизнь класса в фотографиях.
  3. ОКД – отдел культуры и досуга позволяет школьникам развивать свои организаторские способности. Режиссер, культорганизатор, экскурсовод, ди-джей пишут сценарии и проводят классные мероприятия, подбирают музыкальное оформление к праздникам, организуют экскурсии.
  4. ОЗС – отдел здоровья и спорта решает вопросы, связанные с формированием у учащихся потребности вести здоровый образ жизни
  5. ОЗД – отдел заботы и добра вносит разнообразие в социально значимую деятельность учащихся, обогащает внутри коллективные отношения. Сотрудники отдела выполняют обязанности ботаников, вожатых, спасателей и социальных работников.

Защиту интересов прав школьников гарантирует Комиссия по решению споров, состоящая из ведущего специалиста (классного руководителя), председателя родительского комитета и трех самых уважаемых учащихся класса.

Классное ученическое собрание

Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

Читайте также: