Предоставление денежных средств за вознаграждение какой вид бизнеса

Обновлено: 30.06.2024

Вроде бы компания принадлежит ее учредителю, однако по закону он не имеет права просто взять снять деньги с расчетного счета и положить себе в карман либо потратить безналично на личные нужды. Проблема заключается в том, что деньги предприятия это еще не деньги учредителя.

Возникает вопрос, какими легальными способами можно средства компании сделать личными деньгами ее владельца, и в каком случае получится заплатить меньше налогов? При этом следует понимать, что налоговая инспекция и банки не любят, когда юридические лица обналичивают свои счета.

Как в 2021 году законно выводить денежные средства с расчетного счета ООО? Именно об этом будет рассказано подробно далее.

Дивиденды

Учредитель юридического лица вправе получать дивиденды, которые выплачиваются из чистой прибыли организации поквартально или раз в полугодие, год. Все основные положения объясняет статья 28 закона № 14-ФЗ от 08 февраля 1998 года.

Дивиденды облагаются НДФЛ по ставке 13 %, страховые взносы по ним не начисляются, что делает эту выплату более привлекательной, чем зарплата.

Однако если компания сработала в убыток, и учредитель не получит дивидендов. Кроме того из кассы их выплачивать нельзя, перевод необходимо осуществлять безналично на карту учредителя с расчетного счета организации.

Для справки! Если в компании не один учредитель, нужно будет организовать официальное собрание и подписать протокол о выплате дивидендов. Встречу по итогам предыдущего года проводят в период между 1 марта и 30 апреля, она является обязательной.

Трудовой договор

Трудовой договор

Риски могут возникнуть если учредить числится в штате компании только фиктивно или его заработная плата существенно отличается от окладов других сотрудников либо не соответствует рыночным значениям.

Для справки! Зарплата – это вознаграждение за труд (статья 129 ТК РФ). Поэтому начислять официальную зарплату учредителю разрешается только в том случае, если он состоит с компанией в трудовых отношениях.

Компенсационные выплаты

Оформление в штат учредителя может принести такую побочную выгоду как возможность предоставления ему всевозможных компенсаций. Часть из них не облагаются ни НДФЛ, ни страховыми взносами. С каких-то выплат взимается только подоходный налог 13 %.

Примеры компенсаций:

за использование личного автомобиля;

за пользование сотовой связью;

расходы на проезд до места назначения и обратно;

расходы по найму жилого помещения и многие другие.

Несмотря на то, что компенсаций для сотрудников организации действующим законодательством предусмотрено немало, миллионы таким способом вывести с расчетного счета не получится. Кроме того каждая выплата обязательно должна быть надлежащим образом подтверждена документально.

Если окажется, что трудовой договор с учредителем фиктивный, на самом деле он никак не участвует в деятельности компании, могут возникнуть вопросы и к компенсационным выплатам.

Как вывести деньги из ООО через представительские расходы

Еще один вариант оплаты расходов учредителя, связанных с переговорами и деловой активностью предприятия – это оплата представительских расходов.

К представительским относятся в частности расходы на официальный прием и обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах, оплата услуг кафе, ресторанов и даже компенсация жилья.

компенсация

Для их учета в целях налогообложения предусмотрен лимит в размере 4 % от затрат на оплату труда за тот отчетный период, за который они оплачиваются (пункт 2 статьи 264 НК РФ).

С представительских расходов не начисляется НДФЛ и страховые взносы, если они не превышают лимиты для целей налогообложения (пункт 1 статьи 217 НК РФ, подпункт 2 пункта 1 статьи 422 НК РФ, подпункт 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 года).

Такие расходы нужно обязательно подтверждать документально (статья 9 Закона № 402-ФЗ, письмо ФНС № ГД-4-3/8852 от 08 мая 2014 года).

К выгодным разъяснениям чиновников в отношении представительских расходов можно отнести то, что ими считаются расходы на ведение переговоров не только с фактическими контрагентами организации, но и с потенциальными, то есть при желании с кем угодно. Здесь полезно изучить письма Минфина № 03-03-06/1/49848 от 05 июля 2019 года и № 03-03-06/2/32859 от 05 июня 2015 года.

Аренда имущества или иные договоры оказания услуг

Если у учредителя организации есть в личной собственности активы (земля, недвижимость, транспортные средства, оборудование и т. д.), которые могут быть использованы в коммерческой деятельности предприятия, он вправе сдавать их в аренду компании.

Вывод денег будет осуществляться с расчетного счет на счет учредителя в рамках действия договора аренды. Если учредитель не имеет статуса ИП, то организация обязана как налоговый агент удерживать 13 % из каждого перевода на счет учредителя.

Однако в такой ситуации выгоднее и безопаснее оформить ИП на спецрежимах УСН или ПСН. Иначе высока вероятность признания деятельности учредителя предпринимательской.

Внимание! При аренде имущества, оформленный индивидуальный предприниматель заплатит за вывод средств от 1 до 6 %, в зависимости от региона регистрации физлица и ставки налога в субъекте РФ.

Аренда имущества

Главное чтобы в таких сделках применялись рыночные цены и операции были реальными, а не фиктивными. Аналогично компания может оплачивать другие услуги учредителю-ИП.

А вот заключение с собственником компании договора на управление ООО (использование управляющего ИП) считается на данный момент сделкой с высокими налоговыми рисками, в подавляющем большинстве судебных споров арбитры становятся на сторону контролеров, в результате участники такой схемы получают доначисления налогов и санкции.

Солидные суммы, которые получает управляющий в качестве вознаграждения, должны быть обоснованы реальными экономическими достижениями организации. Если прибыль отсутствует, потому что большая часть дохода ООО уходит на оплату услуг управляющего, это вызовет много вопросов. Налицо схема ухода от налогов, считают инспекторы.

Договор займа как способ законного вывода денежных средств

Часто для вывода денег учредителю используется предоставление ему займа. Исключить негативные налоговые последствия поможет заключение процентного займа. Это избавит учредителя от обязанности платить 35 % НДФЛ с материальной выгоды. Материальную выгоду считают исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Также не стоит делать невозвратные займы, контролеры на проверке могут переквалифицировать их в зарплату или дарение. В первом случае компании и учредителю грозит доначисление страховых взносов и НДФЛ, во втором только НДФЛ.

Обратите внимание! Если учредитель компании оформил на себя ИП, то заключение займа между ООО и им как ИП может стать проблемной сделкой.

Договор займа

Суд переквалифицировал процентный займ, который ИП учредитель получил от собственной компании в дивиденды и обязал заплатить НДФЛ со всей суммы займа (определение Верховного суда по делу № А26-3394/2018 № 307-ЭС19-5113 от 09 апреля 2019 года). Поэтому заключать договор займа нужно с учредителем как с физлицом, а не с ИП.

Выдача денег под отчет

Данный способ – не самая удачная идея для вывода средств в пользу учредителя с расчетного счета. Хотя многие до сих пор выдают большие суммы под отчет учредителю компании, если одновременно он числится в ней директором.

Не закрытый подотчет налоговики могут посчитать опять же дивидендами, зарплатой или дарением денег, с соответствующими налоговыми последствиями.

Правомерность такого подхода подтвердили судьи в определении Верховного суда № 310-ЭС19-28047 от 03 февраля 2020 года.

деньги под отчет

Подотчет можно рассматривать скорее как возможность оплатить не очень существенные расходы учредителей деньгами фирмы, если есть возможность обосновать такие расходы деловыми целями.

Для справки! Никаких ограничений для выдачи подотчетных средств учредителю нет. Но придется соблюдать общие правила выдачи и отчета по деньгам, в данном случае они будут такими же, как и для рядовых сотрудников.

Вывод денег на депозит

Этот способ не сделает деньги компании деньгами ее учредителя, но может сберечь его средства в случае блокировки счета по Закону 115-ФЗ.

Для этого с разными банками оформляются договоры на размещение депозита от юридического лица с открытой датой. Подобная хитрость иногда спасает деньги путем перевода на депозитный счет денег с заблокированного счета в другом банке.

Когда по 115-ФЗ блокируется расчетный счет, кредитное учреждение предлагает клиенту закрыть его и перевести деньги в другой банк или забрать их с уплатой высокой комиссии (10-30 % от суммы).

деньги на депозит

Платить комиссию дорого, а перевод денег на обычный счет в другом банке может привести к новой блокировке, поэтому альтернативным решением может стать переброска на депозит, но важно, чтобы он был открыт заранее. В дальнейшем после переброски денег по счетам компании их можно вывести на учредителя одним из вышеперечисленных в статье способов.

Таким образом, получается, что существует по меньшей мере восемь законных способов обналичить часть денежных средств ООО для нужд учредителя. Их можно использовать совместно, и тогда общая сумма получится вполне приличной. Законно выводить денежные средства с расчетного счета ООО в 2021 году конечно сложнее, а контроль со стороны ФНС заметно усилился. Но грамотные учредители все еще могут использовать некоторые методы.

Какие меры поддержки государства есть для организаций и ИП

Свободный и честный бизнес — это основа государственной экономики: бизнес организует денежные потоки, производит блага, дает рабочие места — роль его сложно переоценить. Все государства, и Россия в том числе, стараются разрабатывать системы стимулирования бизнеса и поддержки предпринимателей.

Выделяются следующие виды мер поддержки:

  • финансовые — выплата различных денежных сумм на развитие бизнеса или, наоборот, предоставление льгот по обязательным платежам, например, по налогам;
  • имущественные — предоставление льготных возможностей получения недвижимости или земли, например, в аренду;
  • информационные и образовательные — по всей стране создаются центры поддержки предпринимательства, которые консультируют по вопросам ведения бизнеса, обучают или позволяют обменяться опытом с другими предпринимателями, работающими в том же субъекте.

Особенное значение система поддержки предпринимательства приобрела в условиях пандемии коронавируса и нарастающего экономического кризиса.

Поддержка предпринимателей работает одновременно на несколько целей:

  • стимулирование граждан к созданию собственных бизнесов и, соответственно, повышению экономической активности;
  • поощрению малого и среднего бизнеса как экономической основы государственной экономики;
  • направление средств и сил в наиболее приоритетные сферы — существуют отдельные программы поддержки, например, инновационных направлений бизнеса.

Чтобы, будучи предпринимателем, рассчитывать на государственную поддержку, важно понимать, какому бизнесу помогает государство — госпомощь ориентирована прежде всего на малый и средний бизнес.

Субъектами малого и среднего предпринимательства являются организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, описанным в ст. 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007. В числе таких критериев, например:

  • среднесписочная численность работников: до ста человек для малого бизнеса и от 101 до 200 — для среднего;
  • уровень дохода за календарный год: до 120 млн рублей — микропредприятие, до 800 млн рублей — малое, до 2 млрд — среднее.

В соответствии со ст. 4.1 209-ФЗ ведется единый реестр субъектов МСП. Реестр находится в ведении налоговой службы и содержит информацию обо всех организациях, подходящих под критерии МСП.

Субсидии от центра занятости

Центры занятости — это структуры, основная задач которых — помощь гражданам в поиске работы и законных источников заработка. Кроме подбора подходящих обратившемуся гражданину вакансий, центры занятости предлагают широкий спектр образовательных программ, с помощью которых гражданин вправе повысить квалификацию, получить дополнительную специальность и тем самым повысить шансы на рынке труда.

Поскольку бизнес — это один из видов законной занятости, центры занятости в том числе поощряют граждан, намеренных уйти в предпринимательство. Если лицо открывает свою фирму или регистрируется в качестве ИП, один из видов субсидии на бизнес от государства, на которую он вправе рассчитывать, — единовременная субсидия центра занятости.

Размер ее небольшой — всего несколько десятков тысяч рублей — этого недостаточно для стартового капитала, но хватит на оплату расходов, связанных с организацией бизнеса:

  • нотариальных действий;
  • услуг юриста, нанятого для составления необходимых документов и консультирования будущего предпринимателя;
  • государственных пошлин;
  • первоначальную закупку бланков, оформление печати.

Получить ее вправе только гражданин, который состоит на учете в качестве безработного и подал заявление о намерении открыть бизнес.

Гранты

Компания вправе получить помощь индивидуальным предпринимателям от государства и в форме гранта, например, с помощью Фонда содействия инновациям.

Фонд поддерживает современные, инновационные направления деятельности, стартапы, молодых ученых. Объем финансирования зависит от конкретной программы и достигает 25 млн рублей.

Для получения гранта необходимо подать заявку, которая включает в себя в том числе подробный бизнес-план. Грант предполагает определенную цель — деньги предоставляются на какой-то срок, от нескольких месяцев до нескольких лет, в течение которых получатель средств достигает заявленного результата и отчитывается в этом.

В числе возможных целевых показателей, например, такие как:

  • разработка объекта интеллектуальной собственности и официальная регистрация прав на него;
  • организация деятельности предприятия и найм определенного количества сотрудников;
  • выпуск в производство и продажа собственного продукта;
  • достижение определенного уровня выручки.

При недостижении заявленного результата, Фонд вправе потребовать возврата предоставленных денег.

Как учитывать грант на развитие бизнеса

Вопрос: Мы получили из регионального бюджета финансовую поддержку в виде гранта на развитие бизнеса как малое предприятие. На УСН не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.

Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ гранты являются средствами целевого финансирования. Мы применяем УСН с объектом налогообложения "доходы". Можно ли не включать полученный грант в доходы?

Ответ: Сумму гранта вы должны включить в состав внереализационных доходов. А вот порядок такого включения будет зависеть от того, предоставлен грант в рамках Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) или нет. Поясним подробнее.

Федеральные и региональные программы поддержки бизнеса

Постановлением Правительства РФ №316 от 15.04.2014 утверждена федеральная программа, нацеленная на повсеместное развитие бизнеса и улучшение предпринимательского климата в стране. В частности, программа имеет подпрограмму, ориентированную на поддержку малого и среднего предпринимательства.

Подпрограмма предполагает выделение средств из бюджета на финансирование льготного кредитования организаций, ведущих свою деятельность в приоритетных областях, например:

  • в сельском хозяйстве;
  • туризме;
  • здравоохранении;
  • общественном питании;
  • науке и разработке новых технологий.

Программа предполагает софинансирование финансовой помощи бизнесу федеральным региональными бюджетами, как получить помощь ИП от государства в рамках программы в конкретном регионе, предприниматель вправе узнать на ресурсе администрации своего региона или сайте регионального органа власти, специализирующегося на проблемах предпринимательства.

Отдельные субъекты РФ организуют собственные региональные меры поддержки малого предпринимательства, суть и требованиях которых содержатся на региональных информационных ресурсах и у местных центров поддержки предпринимательства.

Налоговые каникулы для МСП

Федеральный закон №477-ФЗ от 29.12.2014 ввел еще одну форму, в которой предоставляется помощь государства при открытии малого бизнеса — налоговые каникулы для предпринимателей в первые два года их деятельности.

Налоговые каникулы — это период, в течение которого налог имеет нулевую ставку. Рассчитывать на нее вправе индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и ведущие деятельность в таких сферах как научная, производственная или социальная.

Предоставления налоговых каникул урегулировано и на региональном уровне: каждый субъект РФ самостоятельно определяет, какие виды экономической деятельности вправе рассчитывать на фискальное послабление, и устанавливать ограничения, например, по численности сотрудников организации.

Поддержка субъектов МСП, участвующих в госзакупках

Следует помнить, что независимо от ситуации заказчики обязаны не менее 15% своих закупок проводить исключительно среди СМП и выбирать исполнителя из их числа — законодатель гарантирует, что не менее 15% бюджетных денег, переданных заказчикам в распоряжение, уйдет малому предпринимательству;

Дополнительные меры поддержки из-за коронавируса

Особо важной стала помощь предпринимателям от государства в 2020 году в период эпидемии коронавируса, когда принудительная остановка практически всей мировой экономики привела к беспрецедентному падению активности и прибылей. Многие предприятия в одночасье остались без возможности работать, зарабатывать на оплату труда сотрудников, текущих расходов, налогов, платежей, не говоря уже о формировании активов и резервов.

В такой ситуации адекватной мерой стали прямые деньги на бизнес от государства в 2020 году — всем организациям, которые пострадали от эпидемии, выплачиваются средства в сумме, соответствующей количеству работников бизнеса. На каждого работника в штате полагается выплата в размере МРОТ — 12 130 рублей. Для получения выплаты от государства необходимо соблюсти ряд условий:

  • организация должна относиться к одной из пострадавших отраслей. Отрасли, признанные пострадавшими, перечислены в Постановлении Правительства РФ №434. Важно понимать, что отношение к пострадавшей отрасли определяется по основному ОКВЭД организации. То есть, если основной код относится к пострадавшей отрасли — компания получит выплату, если нет — не получит. Даже если один из второстепенных ОКВЭДов компании входит в перечень пострадавших и по нему компания ведет большую часть деятельности — выплату она не получит;
  • компания не должна увольнять сотрудников: допускается увольнение не более 10% от численности на 1 апреля 2020 года, при этом, если в компании трудилось два человека, один из которых уволен — то есть уволено по факту 50% сотрудников — фирма все равно получит выплату.

Еще одна форма, в которой оказывается помощь ИП от государства в 2020 году, — это льготное кредитование под 2% годовых. Для получения такого кредита компания должна относиться к пострадавшей отрасли. Кроме того, если в течение следующего года фирма сохранит 90% своих сотрудников, кредит спишут, а при сохранении 80 — 90% сотрудников — спишут половину.

Пострадавшие компании вправе рассчитывать на:

  • приостановление проверок и применения мер взыскания;
  • продление сроков сдачи отчетности и документов по требованию;
  • приостановление банкротств.

На некоторую помощь в связи с коронавирусом вправе рассчитывать и самозанятые — плательщики налога на профессиональный доход:

  • те из них, кто зарегистрировался в этом качестве в 20219 году — это самозанятые Москвы, Московской области, Татарстана и Калуги — получат обратно всю сумму налога, уплаченного в 2019 году;
  • самозанятые, зарегистрировавшиеся в этом качестве в 2020 году, получат налоговый капитал в размере МРОТ, из которого смогут рассчитывать налог, начисленный им в 2020 году. Налоговый капитал не выплатят напрямую — если самозанятый не засчитает его в счет налога, в конце года он сгорит.

Как узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать ваша компания

Чтобы узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать конкретный бизнес, необходимо обращаться за разъяснениями в профильные органы организации, работающие в регионе, где работает бизнес:

  • в каждом регионе имеется центр развития и содействия предпринимательству. Такие центры ведут образовательную и консультационную деятельность, помогают в спорных вопросах и информируют о государственных программах и других возможностях получить финансирование деятельности;
  • налоговые органы — проконсультируют по проблемам налогообложения и налоговым каникулам;
  • центр занятости — по вопросу субсидии на оформление бизнеса.

Чтобы узнать, вправе ли фирма получить помощь в связи с пандемией коронавируса, достаточно официального сайта ФНС.

Помощь от государства из-за коронавируса

После перехода система предложит простой, трехшаговый, алгоритм проверки возможностей получения помощи:

Шаг 1. Проверить ОКВЭД и убедиться, что он отнесен к списку пострадавших отраслей.

Шаг 2. Проверить, состоит ли компания в реестре СМП.

Шаг 3. Ответить на несколько вопросов и получить перечень мер, на которые компания вправе рассчитывать.

Гольцова Полина

Инвестирование — это внешний финансовый поток, который поддерживает бизнес на старте, на стадии развития и до момента, когда он начнет приносить стабильную прибыль. На деньги инвесторов можно покупать оборудование, арендовать помещения или нанимать персонал.

Нередко финансовая поддержка извне требуется бизнесу и в период стабильной работы. Однако многие инвесторы отказываются вкладывать деньги в проект, пока он не раскрыл свой потенциал.

По данным Федерального бюро статистики труда США и исследовательской компании Startup Genome, до 75 % вновь созданных организаций не доживают до стадии воплощения идеи в жизнь. В 30–40 % случаев вложенные в них средства полностью теряются.

Между тем привлечение финансирования из внешних источников помогает поддержать бизнес в период становления и развития.

Виды кредитов для бизнеса

Этапы развития компаний

Вне зависимости от рода деятельности компании проходят через:

начальный этап — на нем идет разработка и вывод продуктов на рынок; на этой стадии, по статистике от исследователей из Startup Genome, закрывается до 90 % стартапов с убытками для инвесторов;

этап расширения, который наступает после разработки и внедрения бизнес-модели; для него характерны рост продаж и постоянный денежный поток;

этап роста, когда предприятие получает стабильный доход, укрепляет позиции на рынке.

На каждом этапе не обойтись без финансирования. На старте оно помогает компании создавать первые образцы продукта или тестировать выбранную бизнес-модель. На этапе расширения — продвигать продукт или выходить на зарубежные рынки. Инвестиции в зрелое предприятие обеспечивают модернизацию производства, поглощение конкурентов либо поиск и развитие новых направлений.

Кредиты от Сбербанка

Получите кредит для бизнеса в Сбербанке на выгодных условиях

Типы финансирования бизнеса

Существует два способа привлечения средств:

Долевое инвестирование. Подразумевает передачу части бизнеса финансовому партнеру. Он становится совладельцем предприятия, влияет на организационные или рабочие процессы и получает часть прибыли.

Долговое финансирование. Речь о получении кредита, который гасят в оговоренные сроки с выплатой процентов. Собственник бизнеса сохраняет контроль над предприятием. Однако банки часто отказывают в займах компаниям, которые находятся на начальном этапе, из-за высоких рисков. На двух следующих этапах финансированием такого типа можно активно пользоваться.

Как выбрать тип финансирования

При привлечении финансирования нужно определиться, будет ли это заем под проценты или долевое участие инвестора. Для этого взвесить плюсы и минусы каждого варианта.

Долевое партнерство менее выгодно для собственника компании, поскольку ему придется постоянно отдавать часть прибыли инвестору. В то же время участие в бизнесе сторонних людей или компаний позволяет оптимизировать рабочие процессы, наладить связи с другими участниками рынка.

Если предприниматель планирует привлечь заемный капитал, то ему придется выполнять условия кредитора, например банка. При этом важно оценить потенциал и доходность бизнеса; учесть стоимость активов и размер дебиторской задолженности.

Кредиты от Сбербанка

Подайте заявку на кредит для бизнеса, не выходя из дома

Принципы поиска инвесторов

У бизнеса на разных стадиях развития могут быть разные источники финансирования. Так, на начальном этапе обычно используют собственный капитал, средства знакомых или друзей либо помощь частных инвесторов.

На этапах расширения и роста привлекают венчурные фонды, прямые либо стратегические инвестиции, банки. Зрелым компаниям помогают банки или фонды прямых инвестиций.

Источники финансирования для стартапов

Вновь созданные компании могут рассчитывать на такие источники средств:

Друзья или знакомые. Эти деньги привлечь проще и быстрее. Но у способа есть минус: если предприятие провалится и возникнут сложности с возвратом долгов, отношения с близкими людьми могут испортиться.

Частные инвесторы, которые занимаются финансированием компаний на ранних стадиях развития, — бизнес-ангелы. Одни вкладывают в предприятие деньги, а взамен получают его часть. Затем перепродают ее ради прибыли. Другие выбирают дивидендную модель, и получают фиксированную долю от растущей доходной части. Развитие проекта можно ускорить, если привлечь партнера с опытом или связями.

Бизнес-инкубаторы. Предлагают создателям стартапов учебные курсы или услуги по поиску клиентов. Помогают построить бизнес-модель будущего предприятия. Правда, искать источники финансирования собственнику компании приходится самому.

Корпоративные акселераторы роста. Заинтересованы в поиске и развитии стартапов для внедрения идей в рамках корпорации. После запуска пилотного проекта появляется возможность начать работать с крупным заказчиком.

Гранты от государственных и коммерческих фондов. Их выделяют по результатам конкурсов. Потратить деньги можно на заранее оговоренные цели, это необходимо подтверждать отчетами. Для участия в конкурсе нужно подать заявку и подготовить пакет документов.

Инвестиционные клубы. Объединяют частных инвесторов, которые ищут стартапы и представляют их на встречах сообщества. Связаться с клубом можно через заявку на сайте или социальные сети.

Краудфандинг. Позволяет привлечь средства от нескольких частных инвесторов через специальные площадки. Распоряжаться полученными деньгами бизнес может по своему усмотрению.

Социальный контракт - это новые возможности для активной занятости: трудоустройства, открытия собственного дела, для начала работы в качестве самозанятого, даже для занятия личным подсобным хозяйством. Эта программа с нынешнего года активно работает во всех регионах страны. На 1 июля 2021 года в России заключено более 120 тысяч социальных контрактов, рассказала "РГ" замминистра труда Ольга Баталина.

 Фото: iStock

"В 2021 году все регионы, за исключением Москвы, которая реализует социальный контракт за счет средств регионального бюджета, получили федеральные средства на развитие программы. Выделено 26,3 миллиарда рублей. Соцконтракт позволяет человеку не просто поддержать свое текущее финансовое положение, но главное сформировать внутри семьи дополнительный источник дохода. За счет чего? У социального контракта четыре основных направления использования. Первое направление связано с содействием занятости. Задача социального контракта помочь семье с детьми найти работу в том месте, где семья живет. Если для этого необходимо пройти переобучение или повышение квалификации, то за счет средств социального контракта такая образовательная программа будет оплачена. При этом человеку необходимо будет зарегистрироваться в службе занятости, разместить свое портфолио на федеральном портале "Работа в России". Но помимо тех возможностей, который предоставляет служба занятости, получатель социального контракта будет иметь еще и дополнительную финансовую поддержку. После заключения социального контракта он получит единовременную выплату в размере одного прожиточного минимума. А самое главное, что после того, как человек найдет работу, он в течение трех месяцев получит еще три выплаты в размере прожиточного минимума трудоспособного гражданина для дополнительной финансовой поддержки на старте своей трудовой деятельности", - поясняет Баталина.

В Минтруде считают, что возможность получить дополнительные выплаты будет стимулировать россиян быстрее находить работу.

Еще одно направление использования социального контракта - это индивидуальное предпринимательство или самозанятость. Если, например, в маленьком городе или сельской местности нет организованной занятости, подходящей по профилю образования человека, но есть желание реализоваться, то здесь как раз и поможет социальный контракт. "На мой взгляд, самозанятость - одно из самых эффективных с точки зрения достижения конечного результата направлений. Как это работает? Человеку выплачиваются средства в размере 250 тысяч рублей. Это тот стартовый капитал, на который можно открыть, например, семейную мастерскую по пошиву или ремонту одежды или обуви. Или на эти средства реально организовать небольшую кондитерскую. Кто-то сможет приобрести парикмахерское оборудование. Люди, живущие в сельской местности, на эти средства смогут приобрести скот, птицу. Или построить теплицы, обустроить пасеку, приобрести технику для сельхозобработки", - уточняет Ольга Баталина.

Еще один блок федеральной поддержки в рамках социального контракта - новый, он появился в этом году. Это поддержка личного подсобного хозяйства. "В сельской местности нередко бывает так, что семья обладает значительным земельным участком в частном доме, и могла бы разводить скот или птицу, или выращивать овощи. Но не имеет на это средств. Поддержка развития личного подсобного хозяйства предполагает получение средств в размере 100 тысяч рублей. Обязательное условие - регистрация в качестве самозанятого", - добавляет замминистра.

Как получить социальный контракт? Семья должна подать заявление в органы социальной защиты, указать сведения о получаемых за предыдущие три месяца доходах. Если доходы ниже величины прожиточного минимума, то семья может претендовать на получение социального контракта.

Полностью материал о новых и уже давно практикующихся мерах соцподдержки читайте в ближайших номерах "Российской газеты".

Читайте также: