Предмет и метод мусульманского права как науки отрасли права и учебной дисциплины

Обновлено: 19.05.2024

Арбитражный процесс как наука есть совокупность правовых знаний, накопленных и постоянно углубляемых в результате специальных научных исследований и обобщения арбитражной практики.

Научные знания отражаются в правовых доктринах, концепциях, комментариях, рекомендациях законодателю и арбитражным судам. В материализованной форме они находят закрепление в формулировках правовых норм, конструкциях законодательных актов, в научных трудах.

Верность выводов и предложений представителей науки подтверждается или отвергается правоприменительной практикой. Иногда к правовым идеям, отвергнутым первоначально при разработке и принятии законов, возвращаются вновь в связи с проявляющейся со временем верностью той или иной правовой идеи. Так, идеи, что органы арбитража должны быть тождественны судам, т.е. осуществлять правосудие, высказывались учеными еще в 1950-е годы (Можейко В.Н. О правовой природе советского государственного арбитража // Советское государство и право. 1947. № 6; Липецкер М.С. Арбитраж в системе органов государственного управления // Тр. Военно-юридической академии. Вып. VIII. М., 1948. С. 65-76.).

Наука арбитражного процессуального права - это самостоятельная отрасль юридической науки, которая занимается изучением арбитражного процессуального права и арбитражного процесса.

Содержание науки арбитражного процессуального права:

  • совокупность взглядов, мнений, концепций ученых, направленных на развитие арбитражного процесса в России.

Предмет науки арбитражного процесса:

  • арбитражное процессуальное право в его неразрывной связи с другими общественными явлениями, в его историческом развитии и практическом применении.

Элементы предмета науки арбитражного процессуального права:

  1. арбитражное процессуальное право как отрасль права;
  2. судебная практика по реализации норм арбитражного процессуального права;
  3. социальная практика , связанная с действием арбитражного процессу­ального права, осуществлением судебной власти в сфере гражданской юрисдикции;
  4. иностранное законодательство и практика функционирования хозяй­ственной юрисдикции за рубежом.

Методы науки арбитражного процессуального права:

  1. диалектический (научного познания);
  2. исторический (рассмотрение вопросов в их развитии и становлении);
  3. сравнительно-правовой.

Система науки арбитражного процесса включает:

  • общую часть (предмет, метод, система науки, история ее развития, задачи, предмет и принципы арбитражного процессуального права, иные вопросы общей части права как отрасли );
  • особенную часть (работы по исследованию специальных институтов арбитражного процессуального права, изучающих стадии арбитражного процесса, а также отдельные виды судебных производств );

Некоторые авторы (см., например, Арбитражный процесс: Учебник / А.В. Абсалямов, Д.Б. Абушенко, К.Л. Брановицкий и др.; отв. ред. В.В. Ярков. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2017) включают в систему науки арбитражного процессуального права также следующие элементы:

  • деятельность иных органов гражданской юрисдикции по защите гражданских (в широком смысле) прав: третейских судов, судов общей юрисдикции, квазисудебных органов;
  • разрешение споров с участием предпринимателей за рубежом .

Однако, по моему мнению , с этой точкой зрения согласиться нельзя по следующему основанию: наука занимается изучением теории и практики, но не самой практической правоприменительной деятельностью, к которой, собственно, и относятся два вышеуказанных элемента.

Арбитражный процесс как учебная дисциплина

Арбитражный процесс как учебная дисциплина - это система обобщенных сведений об арбитражном процессе как отрасли права, а также об арбитражном процессуальном законодательстве и практике применения.

Объект изучения дисциплины арбитражного процесса:

  • концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.

Содержание дисциплины "Арбитражный процесс":

  1. общая часть (предмет, метод, система науки, история ее развития; зада­чи, предмет и принципы арбитражного процессуального права и т.п.);
  2. особенная часть - изучение специальных институтов арбитражного про­цессуального права;
  3. изучение практики арбитражных судов в РФ;
  4. изучение иностранного законодательства об арбитражном процессе.

Задача учебной дисциплины "Арбитражный процесс":

  • ознакомить с достижениями науки, изучающей арбитражный процесс;
  • добиться уяснения норм арбитражно-процессуального права, порядка их реализации;
  • привить практические навыки применения правовых норм к конкретным жизненным ситуациям в сфере рассмотрения и разрешения споров в арбитражном процессе.

Постановления Пленумов ВС РФ

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 46 " О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 45 " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права "

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 года № 43 " О применении судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора "

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 года № 21 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 2011, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"

Земельное право занимает самостоятельное место в общей систе­ме права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений, т. е. земельных отношений. Оно имеет свой предмет и свои методы правового регулирования этих отношений.

Земельное право можно рассматривать в качестве

    1. отрасли права (отрасли законодательст­ва);
    2. правовой науки;
    3. учебной дисциплины.

    Система земельного права как отрасли права

    Под системой отрасли права понимается упорядоченное внутреннее расчленение права на взаимосвязанные элементы (части) в рамках единства этих элементов.

      • (материальная или процессуальная);
      • подинститут права; ;
      • подотрасль права;
      • отрасль права.

      Предметом отрасли законодательства являются общественные от­ношения, регулируемые этим законодательством.

      Как сложное явление социально-политической и экономической жизни общества, земельное право имеет определенную систему. Его первичным составным элементом служат правовые нормы . Пра­вовая норма — это правило поведения субъектов земельных отноше­ний, которым они должны руководствоваться, совершая свои дейст­вия и поступки, принимая ответственные решения.

      Отдельные правовые нормы формируются в группы (блоки или звенья) норм, которые именуются правовыми институтами. Нормы, составляющие правовой институт, регулируют не какие-либо отдель­ные действия, а цельную однородную общность земельных отноше­ний. Так, например, правовой институт арендных земельных отноше­ний регулирует порядок предоставления земель в аренду, условия аренды, права и обязанности арендодателя и арендатора, их ответст­венность за соблюдение договорной дисциплины и т. д.

      Земельное право как отрасль, имеющая свою систему, состоит из

        1. общей части , содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и
        2. особенной части , охватывающей нормы от­дельных разделов земельного права.

        Институты, входящие в общую часть, называются общими, а в особенную часть — специальными (осо­бенными).

        Общая часть земельного права

        Общая часть земельного права включает такие правовые институты, которые содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общее для всей отрасли значение. Эти институты оказывают решающее влияние на формирование содержания и состава институтов особенной части.

        Правовые институты, составляющие общую часть земельного права:

          1. право собственности на землю;
          2. право пользования землей;
          3. право управления в области землепользования;
          4. землеустройства, предоставления и изъятия земли, планирования использования земли;
          5. государственного земельного кадастра, контроля за использованием земли;
          6. правовой охраны земель, мелиорации, рекультивации и вос­производства плодородия угодий;
          7. правовое регулирование платы за землю.

          Сложным является правовой инсти­тут юридической ответственности за нарушение земельного законода­тельства.

          Особенная часть земельного права

          Правовые институты особенной части подчинены ин­ститутам общей части, и их содержание касается определенно­го вида земельных отношений. Сфера их действия ограничена конкретной категорией земель, выделенной в зависимости от основного целевого назначения земель.

          Правовые институты особенной части земельного права:

            • правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
            • правовой режим земель поселений;
            • правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специально­го назначения;
            • правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;
            • правовой режим земель лесного фонда;
            • правовой режим земель водного фонда;
            • правовой режим земель запаса.

            Подотрасли земельного права:

            В состав земельного права входит несколько подотраслей. Правовой режим практически каж­дой категории земель охватывает соответствующую подотрасль земельного права. Так, правовой режим земель поселений, кроме земельного права, определяется также градостроитель­ным правом; правовой режим земель промышленности, энер­гетики и т.д. — в определенной мере горным правом; земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного фонда — соответственно лесным правом; земель водного фонда — водным правом.

            Система земельного права как науки

            Наука земельного права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области земельного права, и является составной частью системы юридических наук.

            Наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует в историческом развитии:

              1. фундаментальные понятия и катего­рии земельного права (предмет и метод науки, понятия земель­но-правовой нормы, субъекта земельного права, земельных отноше­ний, и т.д.);
              2. связи земельно­го права с другими отраслями права;
              3. перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дис­циплины.

              Предметом науки земельного права является:

                • учение о праве;
                • разработка доктрины, кон­цепции земельного права;
                • изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки.

                Развитие теории земельно­го права — необходимое условие эффективности земельного законода­тельства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.

                Кроме того, система земельного права как науки включает в себя элементы научного познания земельных отношений:

                  1. получение информации о предмете (на данном этапе собирается информация о правоприменительной практике, зарубежном регулировании отношений, а также сравнительном правоведении, исследуются история и динамика изменения законодательства, регулирующего земельные отношения);
                  2. исследование предмета , которое включает в себя различные способы и методы научного познания после унификации понятийного аппарата земельного права. Унификация понятий имеет особое значение, т.к. информация, полученная на первом этапе из различных источников, оперирует различными терминами;
                  3. внедрение результатов , полученных в процессе научно-исследовательской работы (как правило, такое внедрение осуществляется в форме законотворческой деятельности).

                  Земельное право как учебная дисциплина

                  Земельное право — учебная дисциплина во многих высших учебных заведениях страны (часто в составе природоресурсного или экологического права).

                  Цель изучения земельного права:

                    1. получение представле­ния о действующих нормативных правовых актах, регулирующих пред­мет земельного права;
                    2. применение данных знаний в практической деятельности.

                    Арбитражный процесс как наука есть совокупность правовых знаний, накопленных и постоянно углубляемых в результате специальных научных исследований и обобщения арбитражной практики.

                    Научные знания отражаются в правовых доктринах, концепциях, комментариях, рекомендациях законодателю и арбитражным судам. В материализованной форме они находят закрепление в формулировках правовых норм, конструкциях законодательных актов, в научных трудах.

                    Верность выводов и предложений представителей науки подтверждается или отвергается правоприменительной практикой. Иногда к правовым идеям, отвергнутым первоначально при разработке и принятии законов, возвращаются вновь в связи с проявляющейся со временем верностью той или иной правовой идеи. Так, идеи, что органы арбитража должны быть тождественны судам, т.е. осуществлять правосудие, высказывались учеными еще в 1950-е годы (Можейко В.Н. О правовой природе советского государственного арбитража // Советское государство и право. 1947. № 6; Липецкер М.С. Арбитраж в системе органов государственного управления // Тр. Военно-юридической академии. Вып. VIII. М., 1948. С. 65-76.).

                    Наука арбитражного процессуального права - это самостоятельная отрасль юридической науки, которая занимается изучением арбитражного процессуального права и арбитражного процесса.

                    Содержание науки арбитражного процессуального права:

                    • совокупность взглядов, мнений, концепций ученых, направленных на развитие арбитражного процесса в России.

                    Предмет науки арбитражного процесса:

                    • арбитражное процессуальное право в его неразрывной связи с другими общественными явлениями, в его историческом развитии и практическом применении.

                    Элементы предмета науки арбитражного процессуального права:

                    1. арбитражное процессуальное право как отрасль права;
                    2. судебная практика по реализации норм арбитражного процессуального права;
                    3. социальная практика , связанная с действием арбитражного процессу­ального права, осуществлением судебной власти в сфере гражданской юрисдикции;
                    4. иностранное законодательство и практика функционирования хозяй­ственной юрисдикции за рубежом.

                    Методы науки арбитражного процессуального права:

                    1. диалектический (научного познания);
                    2. исторический (рассмотрение вопросов в их развитии и становлении);
                    3. сравнительно-правовой.

                    Система науки арбитражного процесса включает:

                    • общую часть (предмет, метод, система науки, история ее развития, задачи, предмет и принципы арбитражного процессуального права, иные вопросы общей части права как отрасли );
                    • особенную часть (работы по исследованию специальных институтов арбитражного процессуального права, изучающих стадии арбитражного процесса, а также отдельные виды судебных производств );

                    Некоторые авторы (см., например, Арбитражный процесс: Учебник / А.В. Абсалямов, Д.Б. Абушенко, К.Л. Брановицкий и др.; отв. ред. В.В. Ярков. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2017) включают в систему науки арбитражного процессуального права также следующие элементы:

                    • деятельность иных органов гражданской юрисдикции по защите гражданских (в широком смысле) прав: третейских судов, судов общей юрисдикции, квазисудебных органов;
                    • разрешение споров с участием предпринимателей за рубежом .

                    Однако, по моему мнению , с этой точкой зрения согласиться нельзя по следующему основанию: наука занимается изучением теории и практики, но не самой практической правоприменительной деятельностью, к которой, собственно, и относятся два вышеуказанных элемента.

                    Арбитражный процесс как учебная дисциплина

                    Арбитражный процесс как учебная дисциплина - это система обобщенных сведений об арбитражном процессе как отрасли права, а также об арбитражном процессуальном законодательстве и практике применения.

                    Объект изучения дисциплины арбитражного процесса:

                    • концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.

                    Содержание дисциплины "Арбитражный процесс":

                    1. общая часть (предмет, метод, система науки, история ее развития; зада­чи, предмет и принципы арбитражного процессуального права и т.п.);
                    2. особенная часть - изучение специальных институтов арбитражного про­цессуального права;
                    3. изучение практики арбитражных судов в РФ;
                    4. изучение иностранного законодательства об арбитражном процессе.

                    Задача учебной дисциплины "Арбитражный процесс":

                    • ознакомить с достижениями науки, изучающей арбитражный процесс;
                    • добиться уяснения норм арбитражно-процессуального права, порядка их реализации;
                    • привить практические навыки применения правовых норм к конкретным жизненным ситуациям в сфере рассмотрения и разрешения споров в арбитражном процессе.

                    Постановления Пленумов ВС РФ

                    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 46 " О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции"

                    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года № 45 " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права "

                    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 года № 43 " О применении судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора "

                    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 года № 21 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 2011, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

                    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства"

                    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"

                    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"

                    Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года № 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"

                    Уголовное право России как учебная дисциплина принадлежит к числу профилирующих в профессиональном обучении студентов юридических образовательных учреждений. Его целью является формирование знаний в области уголовного права, а также навыков и умений применения основных положений уголовного законодательства России в будущей деятельности.

                    Уголовное право как учебная дисциплина состоит из совокупности учебного материала, расположенного в соответствии со структурой УК РФ, рассматривающего теоретические положения, комментирующего нормы уголовного законодательства.

                    Задачами уголовного права как учебной дисциплины являются:

                    формирование и развитие уголовно-правовых знаний и знаний о практике применения уголовного права в профессиональной деятельности;

                    формирование навыков правильного анализа уголовно-правовых норм и институтов и их применения в конкретных правоприменительных ситуациях;

                    выработка навыков и умений квалификации преступлений с учетом состояния современного уголовного законодательства, уголовно-правовой теории и правоприменительной практики.

                    Реализация в полном объеме данных задач позволит подготовить профессионально грамотных юристов, способных эффективно осуществлять борьбу с преступностью уголовно-правовыми средствами.

                    Наука уголовного права представляет систему концептуальных идей, взглядов и воззрений на проблемы развития уголовной ответственности и наказания, эффективности уголовного закона и практики его применения.

                    Наука уголовного права является способом и условием развития уголовного права как учебной дисциплины, она способствует последовательному повышению уровня теоретических положений учебной дисциплины, обобщению и внедрению в процессе подготовки юридических кадров оптимальных методов в правоприменительную практику для взаимного обогащения теории и практики.

                    Догматический метод познания науки уголовного права состоит в использовании возможностей формальной логики для построения силлогизмов, вытекающих из смысла уголовно-правовой нормы, выяснении непротиворечивости и логической обусловленности содержания элементов нормы с иными нормативными предписаниями и соотносимости запрета и санкции за его нарушение.

                    Социологический метод связан с определением социальной (общественной) обусловленности запретов, социально-психологическим восприятием уголовно-правовых норм и запретов населением, различными группами населения, поиском эффективности приемов реализации социологических механизмов в уголовном праве.

                    Сравнительно-правовой метод предполагает изучение, обобщение и использование положительных, передовых приемов законодательной техники, выявление закономерностей появления новых видов общественно опасных деяний и разработку соответствующих уголовно-правовых запретов.

                    Историко-правовой метод предполагает уяснение действия уголовно-правовой нормы, института или законодательства в целом с учетом анализа исторических условий его разработки и применения. Иной аспект проблемы связан с изучением наукой уголовного права богатого наследия прошлого, трудов выдающихся ученых-юристов и включением юридического "наследия" наших предшественников в современную уголовно-правовую теорию и отчасти в правоприменительную практику.

                    Диалектический метод предполагает познание правовых явлений в развитии, опираясь на важнейшие категории диалектики - науки о законах развития природы и общества.

                    Таким образом, наука уголовного права нацелена на развитие теоретических положений уголовного права России, способствует совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной практики.

                    Лекция 2. Уголовный закон[6]

                    Понятие уголовного закона Структура уголовного закона

                    Действие уголовного закона во времени Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц Толкование уголовного закона

                    Понятие уголовного закона

                    Уголовный закон - это нормативный правовой акт, принятый уполномоченным органом законодательной власти, содержащий юридические нормы, которые устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, и устанавливают виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

                    В юридическом смысле источником уголовного права в нашей стране является только федеральный закон. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ уголовное законодательство относится к ведению Российской Федерации. Это объясняется тем, что преступления по сравнению с другими видами правонарушений характеризуются повышенной степенью общественной опасности, а предусмотренные за их совершение наказания заключают в себе наиболее серьезные правовые последствия по сравнению с другими видами ответственности (дисциплинарной, административной и гражданско-правовой).

                    Ныне действующий Уголовный кодекс РФ образует действующую систему уголовного законодательства Российской Федерации. Это нашло законодательное закрепление в его ч. 1 ст. 1, которая гласит: "Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс".




                    Структура уголовного закона

                    Уголовный кодекс - это отличающийся внутренним единством кодифицированный законодательный акт, представляющий собой систему взаимосвязанных норм, которые устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливают виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

                    Уголовный кодекс РФ состоит из двух частей - Общей и Особенной.

                    В Общей части УК РФ содержатся нормы, которые устанавливают принципы и общие положения уголовного права. В ней определены важнейшие институты уголовного права: понятие преступления, формы вины, необходимая оборона, крайняя необходимость, приготовление к преступлению и покушение на преступление, соучастие, понятие и цели наказания, общие начала назначения наказания, освобождение от уголовной ответственности, судимость и др.

                    В Особенной части УК РФ помещены нормы, которые определяют конкретные общественно опасные деяния в качестве преступлений и устанавливают виды и размеры наказаний за совершение каждого такого деяния.

                    Общая и Особенная части УК РФ тесно взаимосвязаны и, взятые вместе, представляют собой неразрывное единство. Следует признать общим принципом уголовного права положение о том, что все нормы Общей части УК РФ распространяются и на статьи Особенной части. Применяя любую норму Особенной части УК РФ, необходимо установить в действиях виновного лица все признаки состава преступления, предусмотренного конкретной статьей Уголовного кодекса Российской Федерации.

                    Уголовный кодекс РФ 1996 г. включает 12 разделов. Каждый из них состоит из одной или нескольких глав, которые в свою очередь подразделяются на статьи, содержащие уголовно-правовые нормы.

                    Общую часть УК РФ составляют 6 разделов (ст. 1-104):

                    1) "Уголовный закон"; 2) "Преступление"; 3) "Наказание"; 4) "Освобождение от уголовной ответственности и от наказания"; 5) "Уголовная ответственность несовершеннолетних"; 6) "Иные меры уголовно-правового характера".

                    Особенная часть Уголовного кодекса УК РФ также включает 6 разделов (ст. 105-360):

                    7) "Преступления против личности"; 8) "Преступления в сфере экономики"; 9) "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка"; 10) "Преступления против государственной власти"; 11) "Преступления против военной службы"; 12) "Преступления против мира и безопасности человечества".

                    В УК РФ нашли законодательное закрепление принципы уголовного права, он выделяет категории преступлений. Согласно ст. 15 УК РФ "в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления". Принятая классификация проходит через весь Уголовный кодекс РФ и имеет значение при решении ряда принципиально важных вопросов, таких как: ответственность за приготовление к преступлению и покушение на преступление; назначение наказания по совокупности преступлений; освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; погашение судимости и др.

                    Статьи Общей и Особенной частей УК РФ различаются по структуре.

                    Статьи Общей части УК РФ включают гипотезу. Они носят декларативный характер, т.е. определяют те или иные институты уголовного права, содержат нормы уголовного права (ст. 3-8; 14; 21; 24; 29; 32; 37-42 и др.).

                    Диспозиция - часть статьи, в которой содержится описание данного вида преступления. Существуют следующие виды диспозиций.

                    Простая - содержит наименование преступления, но не определяет его признаков (ст. 126 УК РФ).

                    Описательная - содержит определение признаков преступления (ст. 158, 285 УК РФ и др.).

                    Бланкетная - не определяет признаков преступления, но отсылает к другим законодательным или ведомственным нормативным актам (ст. 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения утверждаются Правительством Российской Федерации).

                    Ссылочная диспозиция не дает определения признаков преступления, а в целях экономии текста закона отсылает к другим статьям УК РФ (ст. 112 УК РФ, определяя умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, отсылает к ст. 111 УК РФ, в которой определены признаки умышленного причинения тяжкого вреда здоровью).

                    Законодатель иногда формулирует и смешанные или комбинированные диспозиции, в которых имеются признаки и бланкетной, и ссылочной и какой-либо иной диспозиции (ч. 1 ст. 108 УК РФ предусматривает ответственность за убийство (простая диспозиция) при превышении пределов необходимой обороны (ссылочная диспозиция), поскольку определение признаков превышения пределов необходимой обороны дается в ч. 2 ст. 37 УК РФ).

                    Санкцией называется часть статьи Особенной части УК РФ, которая определяет вид и размер наказания за данное преступление.

                    Абсолютно определенная санкция указывает вид и точно определенный размер наказания.

                    Относительно определенная санкция указывает вид наказания и его низший и высший пределы.

                    В действующем законодательстве также часто встречаются и альтернативные санкции, в которых содержатся указания на два или несколько наказаний, из которых суд может выбрать только одно.

                    Читайте также: