Прецедент как основной источник права англии понятие структура виды
Обновлено: 15.05.2024
Главным источником английского общего права является судебный прецедент. Прецедент (от лат.ргаесес — предшествующий) определяется как поведение в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах.
Судебный прецедент — это общее официальное правило, которое устанавливается судьей при решении конкретного дела в том случае, когда он обнаруживает, что из всех действующих правовых норм ни одна не подходит к данному случаю. Это общее правило становится частью действующего права и является обязательным и подлежащим применению судами, равными по статусу данному суду, а также всеми нижестоящими судами. Признание прецедента источником права позволяет судебным органам выполнять правотворческие функции, так как они фактически обладают правом создавать новые нормы права. Тем самым, устраняются противоречия между развивающейся практикой и действующим законодательством, что позволяет решать дела при отсутствии норм права. Установленные правила поведения, которые содержатся в судебных решениях, применяются и в дальнейшем, тем самым обеспечивается устойчивость системы общего права.
Рассматривая судебный прецедент в качестве источника права, прежде всего, необходимо преодолеть упрощенное, примитивное понимание прецедентного .права, когда его сущность и значение сводятся всего лишь к тому обстоятельству, что любое решение суда становится прецедентом при рассмотрении аналогичных дел и потому приобретает нормативный характер. Между тем обязательным для применения в дальнейшем при рассмотрении аналогичных дел является не само по себе состоявшееся судебное решение, а заложенный в нем принцип, идея, правовые мотивы решения.
Судебный прецедент формируется только решениями Высших судов. Решения других судов могут служить примером, но не являются обязательным прецедентом. Суды Высшего звена Англии (Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд) не только применяют, но и создают правовые нормы. Прежде всего, это относится к деятельности Высоких судов, в настоящее время — Верховного суда.
Кроме того, не все судебные решения и выводы по делу образуют прецедент, а только их правовая аргументация. Обычнов судебных отчетах не публикуются дела, в которых спор идет только о фактах. Однако, вопрос права и вопрос факта не всегда легко разделить, а поэтому нередко в судебных отчетах подробно излагаются все доводы судьи первой или апелляционной инстанции, которые привели его к тому или иному заключению.
К важнейшим источникам английского общего права относится право справедливости. По мнению английских правоведов, если бы не право справедливости, английское общее право просто не сохранилось бы в условиях нового времени. Дело в том, что в новых социально-экономических условиях, вызванных переходом от феодализма к обществу, основанному на частной собственности, нормы традиционного общего права стали все чаще обнаруживать пробелы и непоследовательность. Данная ситуация не позволяла добиваться в судах общего права справедливого решения в глазах общества по тому или иному спорному вопросу. Право справедливости основывается на субъективных представлениях о должном в праве и о справедливости.
Право справедливости исторически возникло, как уже отмечалось, из решений специализированного органа — суда лорд-канцлера, который вначале не был связан нормами общего права. В период с XV — до 70-х годов XIX вв. право справедливости утверждается в английской правовой системе, как самостоятельное право, наряду с общим. На сегодняшний день оно выступает как составляющая современного английского общего права.
Статут (закон) — это важный источник современного английского общего права. В Англии законы приобрели форму статутов, которые принимаются в установленном порядке парламентом и должны быть одобрены королем.
В 1965 г. в Англии была создана Правовая комиссия, которой было поручено подготовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем, чтобы в перспективе провести реформу всего права Англии, вплоть до его кодификации. Так, в 1985 г. был подготовлен проект уголовного кодекса, однако, до сих пор он не принят. Параллельно с Правовой комиссией действуют комитеты по пересмотру гражданского и уголовного законодательства, а также различные королевские комиссии, которым поручается подготовка отчетов о состоянии законодательства по определенному вопросу и внесение предложений по его совершенствованию.
В настоящее время судебная практика и статут (закон) являются основными источниками английского права. Возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил свое значение. Сохраняется известное число институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости (например, некоторые виды договоров, вопросы ответственности за нарушения обязательств и другие гражданские правонарушения). Необходимо подчеркнуть, что в силу исторически сложившихся особенностей английского общего права принятые законы постепенно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, обеспечивающих его функционирование и реализацию путем их толкования и конкретизации.
Как отмечает Р. Кросс, в наши дни английский судья как творец права находится в невыгодном, по сравнению с законодателем, положении, поскольку он не может отменить норму, которая введена статутом, или, если статут отсутствует, уклониться от обязательного для него прецедента. Еще более он ограничен тем, что может создавать право только в пределах вопроса, поставленного перед ним тяжбой 1 .
Судебный прецедент как источник права подчинен закону в том смысле, что закон формально может отменить действие судебного решения, при этом суды обязаны подчиняться закону. Однако, благодаря судейскому праву на толкование законов, фактически, именно судебный прецедент имеет приоритет перед законом.
Следующим источником английского общего права является делегированное законодательство, роль которого в XX в. воз-расла. Делегированное законодательство, по сути, представляет собой нормативное регулирование, осуществляемое органами исполнительной власти, прежде всего, правительством, на основании полномочий, делегированных парламентом. Парламент наделяет соответствующие органы исполнительной власти, в частности правительство, министерства, департаменты правительства полномочиями 1 издавать в определенных целях соответствующие нормативные акты. По общему правилу эти нормативные акты имеют ту же юридическую силу, что и законы парламента, в соответствии с которыми и во исполнение которых они принимаются.
Следующим источником права является обычай,имеющий большое историческое значение для формирования общего права. До возникновения общего права в Англии именно многочисленные местные обычаи устанавливали субъектность права и юридические обязанности, ограничившие произвол местных князей. Обычное право сильно различалось в зависимости от местности, в которой действовали его нормы. Это объясняется тем, что оно не было письменным, поэтому могло применяться местными судами, т.е. теми, кто непосредственно был знаком с существованием того или иного обычая. С введением королевского суда и монаршего правосудия на территории всей Англии распространяется единое общее право, и, соответственно, значение обычного права как источника правовых норм падает.
Необходимо отметить, что обычай является не основным, а скорее второстепенным источником общего права. Это объясняется тем, что согласно установленному правилу обычаи можно считать обязательным лишь в том случае, если он имеет характер старинного обычая.
Необходимо указать на важную роль обычаев в регулировании некоторых сфер государственно-правовой жизни Англии. В частности, английское конституционное право кажется абсурдным, если не рассматривать его в контексте конституционных обычаев,которые присутствовали в политической жизни. Например, в Англии министры считаются слугами королевы и могут быть отозваны, когда она того пожелает, или, например, такое положение, что пенсия и жалованье чиновников дается по милости Ее Величества. В области уголовного права, например, теоретический вопрос о привлечении присяжных к рассмотрению дела решается судьей по его усмотрению. Однако, обычай строго предписывает участие присяжных в определенных делах.
Необходимо отметить, что в системе общего права по мере его развития формировались различные судебные доктрины, объясняющие особенности и специфику действия судебного прецедента и его роль в функционировании общего права.
Читайте также: