Какой смысл вкладывается в понятие гражданин и гражданское воспитание

Обновлено: 13.05.2024


В современном мире очень важно воспитывать молодежь в верном направлении. От того, какие стремления и цели будут у подрастающего поколения, зависит дальнейшая судьба всего государства, всего общества.

Современные школьники уже совсем иначе относятся к нравственным ценностям общества. Во многом виной этому служит отсутствие должной работы учителей со школьниками, преподавателей со студентами, родителей со своими детьми. Какие-либо детские организации, занимавшиеся такой работой, более 20 лет назад были ликвидированы в результате проведения деидеологизации образования. Но ведь всем предельно ясно, что образование не может существовать без идеологии и политики. А идеологии периодически сменяют одна другую, соответственно, должно видоизменяться и образование. Но нельзя допускать, чтобы какая бы то ни было идеология провозглашала отказ от многовековых общественных ценностей, иначе какой смысл в этой идеологии? Государство должно всегда стоять на защите гражданского образования. А кто еще властен на гражданами? Правительство обязано обеспечивать своим жителям достойное образование, причем при разумных затратах трудовых и финансовых ресурсах государства.


В последнее время все сильнее ощущается влияние Запада на Россию, и это не может не вызывать возмущение у патриотов Российской Федерации. А как это отразится на школьниках? Конечно, негативно. Подростки очень восприимчивы к общественному мнению, к модным молодежным движениям. А если всё это упрямо навязывается Америкой, то о каком Гражданском воспитании в России может идти речь?

Сегодня россиянам особенно приятно осознавать, что наконец-то государство начало бороться с бессмысленностью образования школьников. Российское правительство призвано разработать меры патриотического воспитания подростков. Всё чаще то тут, то там появляются идеи о возобновлении работы детских школьных организаций, о том, что подрастающее поколение должно быть максимально задействовано в активной общественной жизни. Но даже несмотря на эти шаги российского государства, педагогам и родителям с помощью эффективных методологий нужно решать проблему общественного гражданского воспитания детей. Россия остро нуждается в настоящих гражданах, Гражданах с большой буквы, которые точно знают, чего требует от них современная Россия, которые ставят перед собой конкретные цели и добиваются их во что бы то ни стало, которые чувствуют свою ответственность перед Родиной.

Одним из основополагающих факторов гражданского воспитания является необходимость привить к школьникам искреннюю любовь к России, достичь того, чтобы подростки осознавали свой гражданский долг. Российские школьники и студенты должны четко осознавать свои гражданские права и обязанности, к ним относится и участие в выборах, как активное, так и пассивное. Чаще всего учителя истории и обществознания прививают школьникам эти ценности. Также на достижение такой цели ориентированы такие предметы как культура речи, правоведение, культурология, политология и подобные им дисциплины.


Кроме того, с молодости школьников нужно учить принимать взрослые решения самостоятельно, основываясь на здравом смысле и логике. Этому способствуют так называемые дни самоуправления, когда наиболее активным ученикам дают возможность вести уроки у сверстников или более младших классов. Это вырабатывает у школьников осознание своей гражданской значимости в образовательном процессе, воспитывает в них патриотический дух. Навыки, приобретенные школьниками в процессе самоуправления, помогут им в дальнейшей жизни принимать единственно верное решение в конкретной ситуации, а также позволит быстро находить общий язык с коллективом: в институте, на работе, дома.

В данной ситуации никак не обойтись без изучения основного закона Российской Федерации — Конституции. Пусть она станет настольной книгой для подростка, пусть именно в ней он ищет вопросы по правовому устройству и регулированию в России. Но, конечно, мало кто из молодежи захочет самостоятельно почитать Конституцию, скорее всего энтузиазма будет мало. В этом-то и состоит основная задача современных педагогов: вызвать искренний интерес у школьников и студентов к истории Отечества, добиться того, чтобы дети и подростки не были безразличными к судьбе своей Родины, а наоборот, стремились активно участвовать в ее вершении.


Гражданское воспитание школьников должно быть направлено на формирование и всестороннее (комплексное) развитие личности. Очень важно с точки зрения патриотизма не внушить школьнику необходимость любить Родину, а посредством бесед, игр, просмотра фильмов и т. д. помочь ребенку самостоятельно сделать выбор в пользу патриотизма. Это действительно играет большую роль в дальнейшем отношении подростка к России. Помимо этого, необходимо разбудить в человеке чувство гордости за свою Отчизну, с которого берет начало и чувство собственного достоинства. Надо говорить детям о том, что они — непосредственные участники глобального процесса формирования гражданского общества, что только от них зависит будущее нашей страны. Ведь если каждый современный подросток посмотрит на окружающий мир, увидит красоту природы, раскроет в себе лучшие качества, то вся огромная держава превратится в настоящее гражданское общество — то, к чему стремится любая развитая страна.

Уважение к старикам — это тоже неотъемлемая часть настоящей Личности, истинного Гражданина. Старики — это та часть населения страны, которая заложила современной молодежи фундамент для жизни и самореализации, это те, кто дал жизнь нынешним гражданам страны. Прошлое России заслуживает максимального уважения. Поэтому если ребенок хочет стать настоящим Гражданином, Личностью, то он обязан почитать и уважать старость, помогать бабушкам и дедушкам, приходить на помощь родителям в вопросах любой важности.


Вопросы морали и этичного поведения в обществе — одни из основополагающих вопросов гражданского воспитания детей. От того, как ведет себя ребенок в обществе (в классе, в группе, в любом другом коллективе) , зависит отношение к нему других людей. А именно социальные взаимоотношения очень часто становятся причинами войн, конфликтов и недопониманий на различных уровнях. Вот почему так важно с детства прививать ребенку любовь к миру, к этике, учить его правильно себя вести, правильно преподать себя коллективу и руководству. Также стоит помнить золотое правило морали: относись к людям так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе. Ведь никто не станет помогать тому человеку, который сам никогда не придет на помощь в трудную минуту. И это вполне объяснимо с точки зрения психологии: в подсознании каждого человека изначально заложено зерно справедливости, зерно равенства. Поэтому человек никогда не отзовется на помощь другому человеку, который однажды уже отказал в подобной ситуации или подвел. Логична и обратная закономерность: гражданин, всегда охотно помогающий другим людям по их просьбам, в любое время может рассчитывать на их помощь в трудной жизненной ситуации. Конечно, эти закономерности распространяются на нормальных адекватных Личностей. Но здесь, как и везде, есть свои исключения из правил.

Выбор профессии, осознанный шаг во взрослую жизнь — это еще один показатель настоящего Гражданина своей страны, которому не все равно на свою судьбу и судьбу всего государства. Ведь именно молодежь, подрастающее поколение является резервом для развития страны, ее экономического и политического потенциала. Поступление в институт — это переломный момент в жизни каждого абитуриента, после которого начинается совершенно новый этап жизни. Отныне человек учится для получения конкретной професии, которой он осознанно отдал предпочтение. Закончив высшее учебное заведение, выпускник пойдет работать на благо обществу, государству, стране в целом. От каждого специалиста зависит общее состояние его родного государства, поэтому выбор профессии по праву считается одним из самых сложных и важных выборов, который приходится делать человеку. Страна всегда будет гордиться теми гражданами, которые смогли ее прославить, принести ей нечто особенное, полезное, качественно новое.

Все поставленные цели обязательно будут достигнуты, но при одном условии: если в становлении ребенка как Гражданина будут задействованы не только педагоги (учителя и преподаватели) , но и родители. Ведь именно мама и папа как никто другой знают своего ребенка, именно они закладывают в человека фундамент для развития Личности. Безусловно, педагоги оказывают свое влияние на ребенка, обеспечивают свой вклад в его развитие. Но азы, первостепенные зачатки Гражданина в маленьком человечке появляются в результате родительского воспитания. Это подобно растению. Родители сажают зернышко в своего ребенка, а педагоги уже помогают ему вырасти в нечто большее. Но именно от зернышка зависит конечный результат — будет это мощное дерево или чахлый кустарник. Справедливо и обратное: без должного ухода зернышко погибнет и не сможет превратиться ни в дерево, ни в кустарник.

Родители учат детей тому, что такое хорошо и что такое плохо. Конечно же, генетику никто не отменял. В результате становление ребенка как Гражданина можно представить в виде суммы генетических особенностей индивида и его воспитания. Вот почему очень важно правильно расставлять приоритеты в жизни и принимать верные решения.

Только любовь к своей истории, её осмысление, глубокое уважение к предкам, всецелое сопереживание недостаткам и достижениям любых государственных реформ позволят выявить в человеке душевные качества Личности и Гражданина.

Гражданское воспитание — целенаправленный процесс освоения подрастающим поколением навыков самоуправления на основе демократического института власти.

гражданское воспитание

В разные исторические периоды воспитательный процесс рассматривался с точки зрения направленности общества на становление гражданственности каждого.

Воспитание гражданственности у населения страны

сознательное гражданство

Гражданское воспитание укрепляет ответственность каждого человека за сделанный им политический и правовой выбор. Поддержание порядка в государстве, улучшение его обороноспособности. А также стимулирует развитие собственных способностей для достижения личного успеха и прогресса отношений в обществе.

Основные свойства личности и черты характера, которые соответствуют облику настоящего гражданина, формируются у детей, подростков и молодежи в семье, а также в результате воспитания в школах, среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Воспитатели и педагоги проводят с учащимися патриотическую и учебную работу, объясняют необходимость бережного отношения к государственным материальным ценностям, важности природоохранной деятельности. Это позволяет им формировать чувство ответственности, совести, патриотизм, выработать такие навыки как трудолюбие.

Гражданское воспитание в современном обществе

гражданское воспитание детей

Воспитание молодого поколения настоящими гражданами, является важным политическим шагом для руководства любой страны.

Главной целью этого процесса становятся люди, обладающие следующими достоинствами:

  • с уважением относящиеся к национальным особенностям и личностным свободам других граждан;
  • поддерживающие демократические основы государства;
  • соблюдающие законы, исполняющие обязанности гражданина и знающие свои права.

Под гражданским воспитанием понимается систематически осуществляемая духовная и практическая деятельность. Которая направлена на формирование в обществе гражданской активности и сознательности. Его готовности к созиданию и улучшению существующей действительности.

формирование патриотизма

Основной целью гражданского воспитания принято считать формирование чувства патриотизма, нравственных идеалов, желания полноценно трудиться на благо Родины. В этом случае поведение граждан, которые сознательно выполняют свой гражданский долг, является обязательным условием государственного развития.

Особенности гражданского воспитания школьников

воспитание школьников

Определяющими категориями гражданского воспитания считаются такие известные понятия как гражданская позиция и гражданственность. Под ней понимают активность отдельных граждан в общественных делах, их сопричастность к деятельности и проблемам государства. Гражданская позиция, строится, прежде всего, на принципах гуманизма и ценности человеческой жизни. Духовные и нравственные отношения формируют критерии личности.

Воспитание гражданина с активной гражданской позицией предполагает не только выполнение ими общественного долга и усвоение полученного опыта, но дает реальную возможность успешной самореализации.

воспитание гражданина своей страны

Гражданское воспитание школьников должно учитывать их возрастные особенности. Проводиться на соответствующем уровне, позволяющем понять его основные положения. Важно не только интеллектуальное и нравственное развитие детей в процессе обучения. Но и те навыки, которые они получают во время практической или воспитательной работы и правильная организация их успешного саморазвития.

Воспитание школьников настоящими патриотами, строится с учетом бережного отношения к их личностным особенностям. Оно обязательно включает в себя культурные и образовательные элементы.

Гражданско-патриотическое воспитание, как основа становления личности — видео

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование гражданственности человека как личности. Элементы гражданственности, нравственная и правовая культура. Обязанноси человека по отношению к своему государству и другим гражданам.

Ребёнок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Сегодня мы постараемся разобраться, как же мы воспитываем своих дорогих детей.

Итак, что же такое гражданское воспитание?

Это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Основная цель гражданского воспитания - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т.п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием.

Многие помнят знаменитую фразу Владимира Маяковского о том, что человек может не быть поэтом, но гражданином быть обязан. В настоящее время извечные ценности стали уходить на второй план, поэтому эта проблема встаёт особенно остро. Гражданское воспитание школьников подразумевает прививание детям интернациональных, патриотических чувств, знакомство с правовой, нравственной культурой.

Это и собственное достоинство, внутренняя дисциплинированность, доверие и уважение к государству, другим гражданам. Значение гражданственности трудно переоценить, ведь это важный духовно-нравственный фактор, который призван сохранять общественную стабильность, безопасность и независимость государства.

В чем же особенности школьного гражданского воспитания?

Наши усилия в школе направлены на социализацию личности. Повышение у ученика чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции, патриотизма. Мы должны способствовать неприятию норм поведения, являющихся антиобщественными. Стараемся сформировать патриотические чувства, чувства гордости за свою страну. Прививая школьникам любовь к окружающему миру, природе, способствуем закладыванию основ экологической культуры. А также формируем активную гражданскую позицию посредством школьного самоуправления.

Чтобы работа по развитию у ребёнка гражданского самосознания была более эффективной, оно должно прививаться и дома. .

Гражданин – это сплав знания, ума и совести. Утрата хотя бы одного из этих слагаемых делает в сущности невозможным гражданский образ мыслей и поступков.

Пагубное влияние на сознание детей оказывают и те взрослые, которые часто выражают вслух в минуту раздражения или усталости неудовольствие по поводу каких-либо временных трудностей в нашей жизни, передают услышанные где-то обывательские слухи. Эти разговоры опасны для школьников, не имеющих еще твердых взглядов и убеждений, потому что они заражают их душу ядом сомнения, неверия, прививают пренебрежительное отношение ко всему, что делает человека выше, сильнее, благороднее. Взрослый, говорящий о наших недостатках со злорадством, а не с позиции человека, который тоже несет ответственность за имеющиеся недостатки, прививает и детям иждивенческие, не гражданские взгляды и чувства. Важно сейчас не оставить наших подростков один на один со сложной действительностью, не отгораживаться от них, а вместе с ними искать истину, осознавать объективность общечеловеческих ценностей, их доминирующую роль в развитии человеческих отношений.

Семья, как и школа, должна сосредоточить основное внимание на том, чтобы:

– воспитывать у своих детей любовь к идеалам гуманизма, зажигать их передовыми идеями и взглядами; учить всегда и везде страстно отстаивать свои идеи и убеждения;

– вырабатывать у школьников потребность при всех обстоятельствах поступать в соответствии со своими убеждениями и взглядами на жизнь.

Родители должны добиваться того, чтобы лучшие устремления подростков всегда находили свое отражение в их делах. Эта педагогическая задача не вызывает особых затруднений в семьях, где родители живут активной жизнью общества, руководствуются в своих мыслях и действиях общественными интересами. Такие отцы и матери раскрывают перед детьми лучшие стороны своей личности, а потому вызывают стремление подражать им. Если отец или мать не замыкаются в четырех стенах своей квартиры, то это обязательно, конечно, скажется на всем укладе семейной жизни. В подобной семье дети в течение дня не один раз убеждаются, что человека должен радовать не только свой личный успех, огорчать не только своя беда. Когда отец, мать рассказывают дома о своих интересных и полезных делах, а дочь, сын – о своих школьных, то родители получают возможность постепенно незаметно для детей формировать их общественные взгляды и общественную активность.

Надо иметь в виду, что подросток ищет себя, думает, имеет право на ошибку, на свое место и позицию. Пусть ищет, думает, ошибается, но находит свой собственный путь в этот мир, лишь бы он был осознан, прочувствован, выстрадан, нес заряд гуманизма, помогал жить.

Родители должны работать над принятием детьми универсальных, общечеловеческих ценностей, над уважением их к человеческой жизни.

Настоящий патриотизм неразрывно связан с уважением к другим народам, к их обычаям, быту, культуре, национальным традициям. Национальная ограниченность, проявление в какой бы то ни было форме национального высокомерия, шовинизма чужды истинному патриоту. Интересно в этом свете отношение ребят к армии, ее назначению в эпоху новых отношений, абсурдности войны и стремления к мирной жизни.

По данным опроса 43% ребят считают, что конкретно нашей стране армия нужна.

а 7% на вопрос совсем не ответили.

Подростковый возраст является наиболее ответственным и благоприятным периодом для воспитания гражданственности. Именно в этом возрасте происходит существенная перестройка организма подростка, его психических процессов, активизация всей его жизнедеятельности. Формирование гражданственности является целенаправленным процессом выработки у подростков гражданского сознания, чувств и привычек поведения, жизненной позиции. В семье необходимо создавать условия для систематического упражнения подростков в нравственных поступках с целью формирования готовности к истинно гражданскому поведению. Нравственное содержание гражданственности характеризуется бескорыстным отношением личности ко всему, что ее окружает. Задача родителей видится в формировании у детей качеств творчески мыслящей личности, лишенной догматизма, способной понять точку зрения своего оппонента, терпимой к инакомыслию, привычной к многообразию мнений, то есть в воспитании терпимой к инакомыслию личности.

Памятка для родителей

1. Если вы хотите вырастить ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.

2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.

3. Знакомьте своего ребенка с памятными и историческими местами своей Родины.

4. Помните, что чем больше вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребенок.

5. Когда вы общаетесь со своим ребенком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на уроках и после них).

7. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

8. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас.

9. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой в старости.


Исследование вопроса о гражданском воспитании в учреждениях дополнительного образования показало, что воспитание гражданственности и патриотизма не является для них приоритетным направлением.

Гражданское воспитание — это такое воспитание, которое готовит человека быть ответственным гражданином, активным участником политической жизни государства, способного к решительным действиям для своей страны. Основная задача гражданского воспитания — это формирование чувства принадлежности к обществу, в котором человек живет. Основное направление гражданского воспитания — это достижение учащимися следующих целей:

1) законопослушность на уровне устойчивой привычки;

2) знание и понимание законов общества;

3) осознание совокупности своих прав и обязанностей;

4) умение отстаивать свои интересы через систему правоохранительных органов;

5) навыки легитимного действия и противодействия.

Отсюда следует, что воспитание в обучающихся гражданской культуры должно быть:

1) специально организованным процессом, который включает в себя:

2) формирование у обучающихся ценностных ориентаций;

3) обучение здоровому образу жизни, взаимодействию с окружающими людьми;

4) обеспечение условий для личностного и социального развития;

5) организация деятельности детей, способствующей их активному участию в жизни общества.

Цели и задачи формирования гражданственности у подрастающего поколения включают в себя реализацию ценностных ориентаций, обучение базовым знаниям и умениям в сфере гражданского образования.

Организуя гражданское воспитание и просвещение, учреждения дополнительного образования решают задачи, носящие воспитательный, образовательный и развивающий характер.

Нельзя не отметить, что цель гражданского воспитания в системе дополнительного образования может быть достигнута только в результате решения основных задач в их единстве:

1) развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшения гражданского правосознания, мировоззрения, основанного на понимании диалектики взаимосвязи общества, человека и государства, убеждений в принципиальной необходимости оздоровления и стабилизации правовых основ государства;

2) формирование системы знаний о гражданских проблемах современности и путях их разрешения;

3) формирование мотивов, потребностей и привычек гражданского поведения и деятельности, здорового образа жизни, стремления к активной гражданской деятельности;

4) способность анализировать и проектировать гражданские ситуации;

5) обучение взаимопониманию между людьми, гражданской самодостаточности, правовой ответственности за результаты собственной деятельности;

6) формирование волевых качеств.

Хотелось бы выделить несколько необходимых составных частей формирования гражданственности учащихся учреждений дополнительного образования. Ими являются: учет возрастных критериев учеников, а также их психологические и физиологические особенности:

1) формирование гражданского мышления и ценностных гражданских ориентаций;

2) формирование гражданской культуры при повышении общей культуры человека;

3) становление гражданской жизненной позиции, при помощи организации взаимосвязи между научной, правовой, нравственной и практической деятельностью учащихся;

4) учет региональных условий;

5) мобильность и динамичность воспитательного процесса при тесном сочетании школьного и внешкольного процесса обучения.

Развитие преобразований в различных сферах государственной деятельности не может не предполагать последовательное введение гражданского образования, как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования. Такой подход к становлению и формированию гражданственности у подрастающего поколения должен быть рассчитан на длительную перспективу, и, соответственно, должен применяться с учетом значительных усилий со стороны общества.

Проведя исследование накопленного опыта работы в системе дополнительного образования детей и подростков, проведя анализ объективных и субъективных противоречий, можно сделать вывод, что именно в учреждениях дополнительного образования образовательно-воспитательная деятельность имеет наиболее приемлемые условия для внедрения и функционирования программы патриотического и гражданского воспитания подростков. Учреждения дополнительного образования детей и подростков за счет интеграции базового и вариативного компонентов содержания образования могут обеспечивать условия формирования и коррекции гражданской культуры подрастающего поколения. Этому способствует ценностно-целевая основа воспитательной деятельности в системе дополнительного образования, которая базируется на взаимодействии с семьей и школой, которые, несомненно, являются ведущими социальными институтами, которые ориентированы на воспитание в детях патриотизма, гражданской культуры, нравственности, позволяющей реализовывать личностный вклад в развитие государства и общества.

В результате проведенного исследования, были выявлены эффективные и интересные формы развития культуры подростков в сфере гражданского образования. К таким формам можно отнести: фестивали, семинары, недели гражданской активности, форумы, акции патриотической направленности, конкурсы по гражданскому проектированию, а также нельзя не отметить участие подростков и детей в деятельности общественных организаций и объединений.

Обновление образование с целью улучшения гражданской культуры у детей и подростков может внести свой вклад в сохранение нации, обеспечение всестороннего развития российского государства и общества с гражданской, правовой культурой, высоким уровнем жизни. Черты гражданского облика, заложенные в детском или подростковом возрасте, оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека.

Отсюда следует, что гражданские качества личности должны рассматриваться, как качества характеризующие индивида с точки зрения его способности к активному проявлению гражданской позиции, которая проявляется через самоорганизацию и самоопределение в социально значимой деятельности подростка. На сегодняшний день с полной уверенностью можно сказать, что политика государства и педагогическая практика придерживаются единого мнения в данном вопросе. Проблема гражданского образования и гражданского воспитания как слияние нравственной и правовой культуры находит свое отражение и в российском законодательстве. Государство в своей деятельности целенаправленно создает режим всеобщего уважения чести и достоинства гражданина, способствуя их возвышению. Государство ведет работу по утверждению в обществе таких представлений о чести и достоинстве, которые для каждого гражданина являются четким ориентиром его гражданского поведения, стимулирует его всестороннее духовное и физическое развитие, способствуя реализации творческого потенциала, взращивая ответственность за судьбу своей страны.

Формирование гражданского общества предполагает развитие глубокого массового осознания социальных, мировоззренческих и ценностно-целевых перемен в корневых основах общественной жизни. Мотивационно-волевые и интеллектуальные усилия личности, способствующие освоению приоритетных ценностей, которые и составляют факт гражданственности, должны развиваться всеми образовательными учреждениями являясь социально-педагогической направленностью данного процесса. Феномен гражданственности не может не содержать в себе такие приоритетные ориентиры как права человека, равенство перед законом, законопослушность, социальная справедливость, толерантность и патриотизм. Этот сложный социально-педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности нуждается в инновационных технологиях, которые способны обеспечить на личностном уровне реализацию задач, представленных в учебно-воспитательных программах, в учебных комплексах для образовательных учреждений.

Гражданское образование должно включать в себя обучение о образование в их неразрывном единстве. Его целью является подготовка порастающего поколения к условиям жизни в гражданском обществе. Данная цель может быть достигнута путем формирования у подростков устойчивых представлений о государстве и праве, обществе и его социуме, основных социальных связях и отношениях государства, а также его основных институтах. Понятие гражданственность, которое выступает перед нами как результат гражданского воспитания, раскрывает в себе интегративное качество личности, которое подразумевает нравственную и правовую культуру подростка. Данное качество выражает чувство собственного достоинства, внутреннюю свободу личности, уважение и доверие к государственной власти и к гражданам государства.

Отсюда следует, что гражданственность, как сложное интегративное единство, может быть конкретизировано в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом и педагогическом аспектах процесса гражданского образования и воспитания подрастающего поколения. Раскроем данное понятие в каждом из аспектов:

1) Социально-правовой аспект определяет гражданственность, как высокий уровень развития демократического сознания, безоговорочное принятие демократических ценностей, готовность к активному участию в управлении государством.

2) Морально-этический аспект понимает гражданственность как высокий уровень нравственной культуры общества, при этом оценивает степень приближения общества к таким идеалам, как патриотизм, честь, достоинство, ответственность, долг, совесть, милосердие, гуманность.

3) В социально-психологическом аспекте гражданственность рассматривается, как чувство единства со своей страной и обществом, любовь к Родине, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость.

4) Педагогический аспект понимает гражданственность совокупность личностных качеств учащегося, которые определяют его социальную направленность, готовность достигать социально значимых целей, при этом соблюдая правовые и моральные нормы, принятые в данном обществе.

Формирование гражданственности у подрастающего поколения является насущной проблемой педагогической теории и практики, которая сформировалась в результате противоречия между недостаточным уровнем гражданской активности среди детей и подростков и отсутствием разработанности социально-педагогических основ этого явления. Развитию негативных явлений в детской и подростковой среде способствовало снижение роли семьи как института воспитания. Оказать помощь государству в решении этих вопросов призваны учреждения дополнительного образования. При этом дополнительное образование становится не только средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, но и средством развития личности, ее социализации, индивидуализации.

  1. Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. — № 9.
  2. Беляев A. B. Социально-педагогические проблемы гражданственности: История и современность. Ставрополь: СГУ, 1996.
  3. Газман О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. 1990. — № 7.
  4. Никитин А. Ф. Единство гражданского и нравственного воспитания // Советская педагогика. 1990. — № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, гражданское воспитание, гражданское образование, подрастающее поколение, гражданская культура, общество, учреждение, активное участие, гражданская активность, Педагогический аспект.

Читайте также: