Правовые предписания как средства борьбы с коррупцией рк

Обновлено: 25.06.2024

Последние годы в Казахстане наблюдается активная деятельность в борьбе с коррупцией. Начиная с 2015 года была сформирована новая антикоррупционная стратегия Казахстана. Несмотря на принимаемые различные меры со стороны государства, достичь желаемых результатов стране все еще не удается.

Подпишитесь на наш канал в Telegram!

  • Бытовая коррупция, то есть взаимодействие граждан и государственных служащих. Ее суть заключается в получении чиновниками различных подарков и иных благ взамен за государственную услугу. В данный вид коррупции можно отнести также непотизм. Это когда должностное лицо, пользуясь своими полномочиями, обеспечивает близких родственников, супругов или свойственников высокооплачиваемой работой либо услугой для получения выгоды.
  • Деловая коррупция – в данном виде коррупции рассматривается противоправная кооперация между представителем власти и бизнесом. В большинстве случаях это наблюдается при заключении контрактов и получении “откатов”.
  • Политическая коррупция – это взаимодействие руководства высшего ранга и верховных судов. Данный вид коррупции относится к вышестоящим группам лиц, незаконное поведение которых приводит к осуществлению государственной политики в ущерб интересам граждан страны.

Законодательное развитие антикоррупционной деятельности в Казахстане

Казахстанскую историю борьбы с коррупцией в стране можно условно разделить на два основных этапа, которые в той или иной степени характеризуют эволюцию антикоррупционной деятельности в Казахстане.

Больше всего казахстанцы сталкивались с фактами коррупции во время получения различных справок и ускорения получения госуслуг в образовательных и медицинских учреждениях, а также в правоохранительных органах.

На сегодняшний день ключевыми приоритетами Агентства выступают такие понятия, как добропорядочность, партнерства и превенция. Такие изменения должны будут способствовать, во-первых, избавлению государства и общества от криминологического аспекта коррупции, во-вторых, формированию антикоррупционной культуры и широкому вовлечению граждан к противодействию коррупции в стране.

Противодействие коррупции в Казахстане: кто ворует больше?

В целях анализа и оценки антикоррупционной деятельности в стране за последние 10 лет, предлагаем изучить статистические данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее Комитет).

Так, согласно данным Комитета за период с 2009 по 2019 год, можно наблюдать постепенное снижение количества коррупционных преступлений в Казахстане. За анализируемый период больше всего коррупционных случаев было зафиксировано в 2009 году, тогда как наименьшее число фактов взяточничества отмечается в 2015 году. Резкое снижение количества коррупционных фактов в 2015 году, с большой вероятностью можно сказать, что связано с кардинальными изменениями в подходах и методах борьбы с коррупцией в Казахстане. Именно в этот год было принято решение создать независимый орган по противодействию коррупции в стране. Как видно, итоги не заставили себя долго ждать, однако эффект был непродолжительным. Показателей 2015 года смогли достичь лишь в 2019 году.

Больше всего среди общества распространены такие виды коррупции, как получение и дача взяток, злоупотребление должностными полномочиями. Несмотря на снижение количества фактов получения взяток за последние три года, данное преступление остается злободневным для казахстанского общества. Не менее острым стоит вопрос и дачи взяток гражданами страны. За последние годы число такого преступления варьируется в пределах до 260 случаев, что говорит о широкой распространенности данного вида коррупции среди населения. Насущным остается и вопрос злоупотребления должностными полномочиями среди государственных служащих.


Лица, больше всего совершавшие коррупционные деяния в Казахстане за 2009-2019 гг., случай[2]

Ежегодно совершаемые коррупционные преступления приводят также к многомиллиардной потере для национальной экономики страны. Последние 10 лет общий материальный ущерб от коррупции в стране составил более 160 млрд. тенге (387 миллионов долларов США). Больше всего урон казахстанской экономике от коррупционных преступлений был отмечен в 2013 году, составив более 80 млрд. тенге (193 миллионов долларов США). В то же время, настораживает факт ежегодного роста материального ущерба от коррупции в стране. Так, отмечается увеличение суммы потерь практически в полтора раза в 2019 году по сравнению показателей 2015 года. Важно отметить тот факт, что несмотря на уменьшение количества коррупционных преступлений в Казахстане, ущерб от него не снижает, а наоборот увеличивается. Это может свидетельствовать о росте деловой коррумпированности среди высокопоставленных лиц и масштабах воруемых сумм.


Сумма материального ущерба от коррупционных преступлений в Казахстане за 2009-2019 гг., млрд. тенге[3]

Значительная часть материального ущерба приходиться на злоупотребление должностными полномочиями, а также на превышение власти или должностных полномочий чиновниками. Следует отметить, что по данным видам коррупционных преступлений прослеживается ежегодный рост ущерба за последние три года. Обращает внимание на себя также увеличение суммы ущерба от служебного подлога, то есть факты внесения государственным служащим в официальные документы заведомо ложных сведений. Тогда как, по статьям получения и дачи взяток наблюдается иная картина, то есть сумма урона идет на уменьшение.


Сумма материального ущерба от коррупционных преступлений в Казахстане по наиболее распространенным видам коррупции за 2017-2019 гг.

Согласно проведенному анализу, можно выделить следующие основные тезисы:

  • необходимо отметить постепенное снижение количества коррупционных преступлений в Казахстане в анализируемый период;
  • традиционно больше всего среди населения распространены факты получения и дачи взяток должностному лицу, однако урон экономике от таких преступлений сравнительно ниже;
  • наблюдается рост уровня угрозы от такого рода коррупции, как злоупотребление должностными полномочиями среди государственных служащих, наносящий максимальный материальный ущерб стране;
  • отмечается высокий уровень коррумпированности среди сотрудников высших учебных заведений, а также государственных чиновников;
  • несмотря на уменьшение числа фактов взяточничества среди казахстанских полицейских, все еще остается актуальным искоренение коррупции в правоохранительных рядах;
  • прослеживается масштабная борьба уполномоченными органами с бытовой коррупцией, однако она выполняется неравномерно. В то время как противостояние деловой коррупции не получило должного внимания со стороны государства;
  • на сегодняшний в стране отсутствует какая-либо стратегия противодействия политической коррупции в силу нежелания или нехватки политической воли в высших эшелонах государства.

Выводы

Принимая во внимание полученные результаты анализа антикоррупционной деятельности в Казахстане, соответствующим органам страны рекомендуется неотлагательно принять следующие основные меры:

коррупция

Если вы столкнулись с коррупционными проявлениями со стороны государственных служащих или стали невольным свидетелем незаконных коррупционных нарушений, то вам нужно обратиться в Агентство Республики Казахстан по противодейстию коррупции (Антикоррупционную службу) одним из следующих способов:

  1. Письменно по почтовому адресу: 010000, город Нур-Султан, улица Сейфуллина, 37 дом, или в территориальные Департаменты по месту проживания;
  2. Через онлайн-сервис портала электронного правительства egov.kz (требуется наличие электронной цифровой подписи – ЭЦП);
  3. Через единый Сall-центр Антикоррупционной службы по бесплатному номеру 1424.

Как рассматриваются заявления о коррупции

При поступлении заявления в Антикоррупционную службу оно регистрируется в ведомственной информационной системе, а затем рассматривается руководством и сотрудниками службы.

Если в заявлении усматриваются признаки криминального характера, то оно регистрируется в Книге учета информации (КУИ) и далее:

  1. О направлении обращения по территориальности или подведомственности;
  2. О направлении обращения по подсудности либо в соответствующий государственный орган или должностному лицу;
  3. О регистрации и проведении досудебного расследования;
  4. Об оставлении без рассмотрения и списании в номенклатурное дело (при отсутствии события или состава уголовного правонарушения).

Если заявление некриминального характера:

  • По обращениям гражданско-правового характера заявителю даются письменные разъяснения;
  • Жалобы на действие или бездействие лиц, осуществляющих досудебное расследование, перенаправляется в прокуратуру.

В каждом случае заявитель письменно информируется о принятом решении.

Обращение через Call-центр - 1424

Саll-центр 1424 консультирует граждан по вопросам:

  • противодействия коррупции;
  • поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции;
  • иные вопросы, входящие в компетенцию Антикоррупционной службы.
  • о коррупционных фактах, в том числе о совершенных или готовящихся коррупционных правонарушениях.
  • о незаконных действиях (бездействиях) сотрудников Антикоррупционной службы;
  • касательно вопросов воспрепятствования предпринимательской деятельности со стороны государственных служащих;
  • о сведениях по разыскиваемым лицам Антикоррупционной службой;
  • касательно деятельности Антикоррупционной службы (отклики, предложения).

График работы Call-центра 1424

Единый контакт-центр работает круглосуточно каждый день.

Ответственность за предоставление заведомо ложных сведений о коррупционных правонарушениях Согласно статье 439 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан:

Данное действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, влечет штраф на физических лиц в размере 40 МРП.

Поощрения лиц, сообщивших о фактах коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции

Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства и поощряется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

В соответствии с Правилами единовременное денежное вознаграждение устанавливается в следующих размерах:

  1. по административным делам о коррупционных правонарушениях – 30 МРП;
  2. по уголовным делам о коррупционных преступлениях небольшой тяжести – 40 МРП;
  3. по уголовным делам о коррупционных преступлениях средней тяжести – 50 МРП;
  4. по уголовным делам о тяжких коррупционных преступлениях – 70 МРП;
  5. по уголовным делам об особо тяжких коррупционных преступлениях – 100 МРП;
  6. по коррупционным преступлениям где сумма взятки и ущерба превышает тысячу МРП, единовременное денежное вознаграждение составляет 10 % от суммы взятки либо причиненного ущерба, или представленных льгот, или оказанных услуг, но не более четырех тысяч МРП.

Поощрение не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения, которые подлежат ответственности.

Порядок приема обращений

Заявления физического лица об уголовном правонарушении могут быть устными и письменными либо в форме электронного документа.

Письменное заявление либо заявление в форме электронного документа должно быть подписано лицом, от которого оно исходит, с указанием сведений о заявителе.

Устное заявление об уголовном правонарушении заносится в отдельный протокол его принятия, который должен содержать сведения о заявителе, месте его жительства или работы, а также о документе, удостоверяющем его личность. Протокол подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим заявление.

Устное заявление, сделанное при досудебном расследовании или в ходе судебного разбирательства, вносится в соответствующий протокол следственного действия или в протокол судебного заседания.

Заявитель, за исключением должностного лица государственного органа, предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем делается отметка в заявлении либо протоколе, который удостоверяется подписью заявителя.

Противодействие коррупции в судебной системе Республики Казахстан осуществляется планомерно, наступательно с подведением анализов работы в данном направлении, учетом коррупционных рисков и постоянного системного мониторинга.

Данный план предусматривает мероприятия по противодействию коррупции, направленные на закрепление основ предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции являются необходимыми элементами эффективной судебной деятельности.

Реализация Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан в судебной системе будет осуществляться поэтапно, в период с 2015-2017 годы, основными приоритетными направлениями будут являться следующие:

- подбор и подготовка судейских кадров, ужесточение требований к кандидатам в судьи;

- укрепление независимости правосудия, как главного условия эффективного и системного противодействия коррупции;

- дальнейшее совершенствование законодательства;

- повышение эффективности и гласности периодических социологических исследований, проводимых среди участников судебных процессов;

- расширение степени использования современных информационных технологий;

- всестороннее углубление международного сотрудничества по предупреждению коррупции в судах;

- повышение прозрачности работы судов, в том числе взаимодействия со средствами массовой информации;

- повышение эффективности принимаемых предупредительно – профилактических антикоррупционных мер.

I. Цели и задачи плана

Целевые индикаторы Плана:

- качество отправления правосудия;

- качество оказания населению государственных услуг работниками судебной системы;

- доверие общества к судебной системе;

- выявление причин и условий, способствующих проявлению коррупции в судах;

- профилактика и предупреждение коррупционных правонарушений;

- разработка и внедрение механизмов, противодействующих возможности коррупции;

- снижение возможности риска коррупционных действий;

- формирование уровня антикоррупционной культуры среди судейского корпуса, работников судебной системы и общества.

II. Основные принципы антикоррупционной работы

План построен на необходимости соблюдения следующих основных принципов:

- принципа системности. Противодействие коррупции не должно сводиться только к выявлению отдельных фактов коррупционных проявлений. Необходимо уделить основное внимание формированию антикоррупционной культуры и поведения, усилению общественного контроля, а также устранению причин и условий, порождающих коррупцию.

- принципа равенства всех перед законом и судом в соответствии с Конституцией Респуб­лики Казахстан. Неукоснительное соблюдение закона является условием предотвращения коррупции на всех уровнях власти.

- принципа прозрачности, открытости судебной системы. Граждане и организации вправе свободно получать информацию любым, не запрещенным законом способом, а суды обязаны предоставлять такую информацию в соответствии с законом. Работа судов должна быть понятной и доступной обществу.

III. Меры по противодействию коррупции

В рамках реализации решений VI Съезда судей подготовлены и подписаны Главой государства два закона, направленные на дальнейшее совершенствование судебной системы, включая совершенствование конкурсного отбора кандидатов в судьи.

При Верховном Суде Республики Казахстан, областных и приравненных к ним судах созданы президиумы пленарных заседаний, на которые возложены функции по решению оперативных и организационных вопросов, в том числе вопросов коррупционного характера.

В це­лях качественного подбора кадров законодательно закреплена работа Общественных советов по оценке морально-нравственных качеств кандидатов на должность судьи, направленная также на повышение уровня открытости и независимости при подборе кандидатов в судьи.

В областных и приравненных к ним судах, функционируют комиссии по судейской этике, задача которых состоит в контроле за соблюдением этических норм судьями судейского сообщества, своевременного реагирования на обращения общественности о нарушении. Предметом деятельности комиссии является соблюдение всеми судьями морально-этических норм и правил поведения, предусмотренных Кодексом судейской этики.

Методическое и организационное руководство по соблюдению Кодекса судейской этики судьями республики осуществляется Судебным Жюри.

Рас­по­ря­же­ни­ем Пред­се­да­те­ля Вер­хов­но­го Су­да Республики Казахстан со­здан От­дел внут­рен­ней безопасности и предупреждения коррупции в судах Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (далее – ОВБ и ПК).

Основной деятельностью ОВБ и ПК является профилактика проявлений коррупции, предупреждение возможных провокационных действий в отношении судей и работников судебной системы, поднятие имиджа путём формирования нулевой нетерпимости к коррупции. Функционально Отдел обеспечивает исполнение антикоррупционной программы судебной системы, кординацию деятельности по вопросам преупреждения коррупции в судах, а также взаимодействие с иными государственными органами по вопросам противодействия коррупции.

Реализация Плана зависит от активной позиции в деле предупреждения коррупции всего судейского корпуса и лиц судебной системы.

Об Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы

Об Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы

Указ Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986

В целях дальнейшего определения основных направлений антикоррупционной политики государства ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Антикоррупционную стратегию Республики Казахстан на 2015–2025 годы (далее – Стратегия).
2. Правительству Республики Казахстан, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, акимам городов Астаны и Алматы, областей руководствоваться в своей деятельности Стратегией и принять необходимые меры по ее реализации.
3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
4. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент
Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента Республики Казахстан
от 26 декабря 2014 года № 986

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2015–2025 ГОДЫ

Содержание

1. Введение
2. Анализ текущей ситуации
2.1. Положительные тенденции в сфере противодействия коррупции
2.2. Проблемы, требующие решения
2.3. Основные факторы, способствующие коррупционным проявлениям
3. Цель и задачи
3.1. Цель и целевые индикаторы
3.2. Задачи
4. Ключевые направления, основные подходы и приоритетные меры
4.1. Противодействие коррупции в сфере государственной службы
4.2. Внедрение института общественного контроля
4.3. Противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе
4.4. Предупреждение коррупции в судебных и правоохранительных органах
4.5. Формирование уровня антикоррупционной культуры
4.6. Развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции
5. Мониторинг и оценка реализации стратегии

1. Введение

2. Анализ текущей ситуации

2.1. Положительные тенденции в сфере противодействия коррупции

2.2. Проблемы, требующие решения

Коррупция, представляющая собой сложное, исторически изменчивое, негативное социальное явление, возникла, как известно, на ранних этапах развития человеческой цивилизации.
Проблема коррупции существует во всех странах, тормозя социально-экономический прогресс, она различается лишь своими характерными проявлениями и масштабами.
Несмотря на отсутствие универсального и всеобъемлющего определения коррупционного деяния, к нему прежде всего относят злоупотребление чиновниками властью или должностным положением для получения личной выгоды, а наиболее распространенными ее видами признаются обычно подкуп чиновников, использование служебных полномочий в корыстных целях.
Сложность выработки эффективных мер противодействия коррупции обуславливается также ее особенностями для каждого отдельно взятого государства и трудностями, связанными с ее изменчивыми характеристиками.
При определении причин, условий и последствий коррупции должны учитываться такие факторы, как местный менталитет, национальные и религиозные особенности, уровень правовой культуры.
Вместе с тем главными условиями эффективного и системного противодействия коррупции признаются подотчетность и подконтрольность органов власти обществу, независимость и справедливость правосудия, четкие в изложении и несложные в применении законы, меритократия в кадровой политике государства, прозрачность государственных процедур и нетерпимость к коррупции в обществе.
В условиях модернизации экономики и масштабных социальных преобразований в Казахстане все более очевидна потребность в целостной антикоррупционной стратегии, тесно увязанной с современной социально-экономической политикой государства, учитывающей культуру и этику нашего общества, международные тренды в борьбе с этим социальным злом.
Стратегия станет основой для новых механизмов и инструментов повышения эффективности государственной политики в сфере противодействия коррупции.
Помимо сугубо правоохранительной составляющей, в антикоррупционной политике не меньшее значение имеет выбор научно обоснованных форм и методов государственного управления, распределения и использования государственных средств и на этой основе устранение причин и условий коррупции.
В системе противодействия коррупции основополагающим звеном является выявление и минимизация коррупционных рисков, условий и причин, сопутствующих их возникновению.
Оценка коррупционных рисков, уровня их распространенности в различных сферах и отраслях способствует выявлению пробелов в государственном, в том числе нормативно-правовом, регулировании антикоррупционной деятельности, проблем, возникающих в механизмах государственно-правового регулирования, а также выработке мер, направленных на совершенствование правоприменительной практики в процессе антикоррупционной деятельности.
Недостаточная прозрачность при принятии решений, затрагивающих наиболее значимые вопросы общественной жизни, отсутствие надлежащего гражданского контроля и учета общественного мнения в деятельности государственного аппарата ведут к избыточной бюрократии, административным барьерам и злоупотреблению должностными полномочиями, что в совокупности формирует негативные факторы, способствующие росту коррупционных проявлений.
В действующих организационно-правовых механизмах главной проблемой остается нерешенность вопросов надлежащего правоприменения несмотря на происходящее качественное обновление базовых отраслей национального законодательства.
По-прежнему актуальной является проблема использования всего арсенала средств предотвращения коррупционных проявлений.
Действующее законодательство и присущие для казахстанского права институты обладают неиспользованным потенциалом для противодействия коррупции, возможность полноценной реализации которого должна максимально учитываться при рассмотрении вопросов о внедрении зарубежных моделей и опыта в этой области.
Недостает системности и в предупредительно-профилактической работе.
В этом контексте приоритетом для уполномоченного органа по противодействию коррупции должны стать не столько уголовное преследование, сколько разработка и принятие превентивных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий коррупционных проявлений.
При этом внимание должно быть сконцентрировано и на деятельности местных органов власти, в силу расширения их полномочий и ответственности за состояние дел в регионах и поскольку именно они своими государственными услугами обеспечивают удовлетворение повседневных нужд и потребностей граждан.
В целом же в деятельности уполномоченного органа должен сохраняться баланс между его правоохранительными и регуляторными функциями.
Конфликт интересов при выполнении государственных функций также является одной из серьезных причин, способствующих коррупционным проявлениям в государственном секторе. Детальный анализ механизмов реализации государственных функций, в том числе государственных услуг, позволит выявить и устранить причины, способствующие распространению коррупции.
До сих пор недостаточно внимания уделяется повышению правовой культуры граждан и правовому просвещению, особенно по отраслям и нормам действующего права, наиболее востребованным в повседневной жизни населения.
Антикоррупционная пропаганда в основном ограничивается разовыми акциями и кампаниями, шаблонными выступлениями в средствах массовой информации, недостаточно задействовано интернет-пространство.
Существующее информационное поле не всегда способствует консолидации общества в формировании нулевой терпимости к проявлениям коррупции.
Оставляет желать лучшего уровень и качество социологических исследований, посвященных изучению проблем коррупции и эффективности принимаемых государством антикоррупционных мер.
На законодательном уровне до сих пор не разграничены нарушения норм и правил служебной этики от собственно коррупционных правонарушений, что искажает реальную картину коррупциогенности, мешает концентрации усилий государства на актуальных направлениях борьбы с коррупцией и ведет к необоснованному росту коррупционного рейтинга страны.
При этом отсутствует четкое разграничение между уровнями коррупционных деяний и соответственно применяемого наказания за их совершение.
Необходимо наконец-то определиться и с подходами к вопросам противодействия коррупции в частном секторе.
Вмешательство государства в деятельность субъектов предпринимательства должно основываться на четком понимании сферы распространения коррупции и круга лиц, подпадающих под ее определение. При этом не должны создаваться административные барьеры для развития бизнеса и сложности в деле обеспечения благоприятного инвестиционного климата в стране. В целом же должно происходить сокращение участия государства в предпринимательской деятельности.
Предпринимаемые независимым Казахстаном шаги по дальнейшей интеграции в общемировое пространство обязывают нашу страну учитывать определенные международные стандарты, принятые в вопросах противодействия коррупции.
Вместе с тем такие стандарты должны внедряться не только с использованием рекомендаций зарубежных партнеров. Международный опыт должен подлежать тщательному изучению и детальному анализу на предмет его соответствия положениям Конституции страны, сложившейся законодательной и правоприменительной практике, с учетом особенностей формирования и функционирования традиционных и присущих нашей стране правовых механизмов и институтов.

2.3. Основные факторы, способствующие коррупционным проявлениям

Для формирования системы эффективного противодействия коррупции необходимо прежде всего определить основные факторы, способствующие ее проявлениям в современных условиях.
Среди них наиболее актуальными в настоящее время являются, во-первых, несовершенство отраслевых законов, нормы которых при правоприменении нередко создают условия для совершения коррупционных деяний.
Гражданам, не разбирающимся в тонкостях юриспруденции, на практике бывает сложно правильно понять и надлежаще трактовать положения таких законов.
Во-вторых, недостаточная прозрачность государственного и корпоративного управления. Процесс выработки и принятия управленческих решений по-прежнему остается одним из самых закрытых, в том числе в случаях, когда речь идет о решениях, затрагивающих права и законные интересы граждан.
В-третьих, сохраняются коррупционные риски, связанные с прямым контактом должностных лиц с населением при оказании государственных услуг.
В-четвертых, все еще низкий уровень правовой культуры населения, в том числе самих служащих государственного сектора, что позволяет нечистоплотным работникам использовать его в корыстных, противоправных целях.
В-пятых, отсутствие комплексной и целенаправленной информационной работы по формированию антикоррупционной модели поведения граждан и общественной атмосферы неприятия коррупции.
В-шестых, недостаточный уровень оплаты труда отдельных категорий государственных служащих и социальных гарантий на государственной службе.

3. Цель и задачи

3.1. Цель и целевые индикаторы

3.2. Задачи Стратегии:

4. Ключевые направления, основные подходы и приоритетные меры

4.1. Противодействие коррупции в сфере государственной службы

4.2. Внедрение института общественного контроля

4.3. Противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторе

По данным международных организаций, опасность коррупции в квазигосударственном и частном секторах вполне сопоставима с ее масштабами в государственном секторе.
В квазигосударственном секторе при бюджете, нередко превосходящем объемы государственных закупок, проблема коррупциогенности внешне не так остра. Однако нынешняя ситуация скорее свидетельствует о недостаточной прозрачности в этом секторе. Поэтому необходимы организационно-правовые механизмы, обеспечивающие подотчетность, подконтрольность и прозрачность процедур принятия решений в этом секторе.
Вхождение Казахстана в число 30-ти наиболее развитых стран мира возможно лишь при соблюдении современных принципов деловой этики и добросовестного ведения бизнеса.
Действующая Национальная палата предпринимателей, наряду с защитой интересов отечественного бизнеса, должна нести свою долю ответственности за его прозрачность и неподкупность и принимать меры по противодействию коррупции в корпоративном секторе.
Первый шаг на этом пути уже сделан – разработана Антикоррупционная хартия бизнеса. В ней провозглашены основные принципы и постулаты свободного от коррупции частного предпринимательства Казахстана.
Предстоит принять ряд других антикоррупционных мер в различных сферах финансово-хозяйственной деятельности.
Также будут предприняты меры по созданию условий для обеспечения прозрачности при оказании услуг гражданам субъектами квазигосударственного и частного сектора.
Это, в том числе, расширение использования электронных технологий в банковской сфере, установление четких критериев для определения тарифов в сфере естественных монополий, сокращение участия государства в строительной отрасли и других отраслях экономики.
В то же время борьба с коррупционными проявлениями в частном секторе должна вестись таким образом, чтобы она не влекла ухудшения инвестиционного климата и рисков для предпринимателей.

4.4. Предупреждение коррупции в судебных и правоохранительных органах

Эффективность антикоррупционной политики государства в первую очередь зависит от системы обеспечения верховенства права, основным звеном которой является безупречная система правосудия.
Для повышения доверия к судебной системе, улучшения качества отправления правосудия будут приняты меры по исключению коррупции в деятельности судей, в том числе путем ужесточения требований к кандидатам в судьи.
Упрощение судопроизводства, повышение его оперативности, автоматизация деятельности судов позволит обеспечить свободный доступ к правосудию, повысить прозрачность в деятельности судебной системы.
Приоритеты в работе правоохранительной системы должны быть смещены с выявления совершенных преступлений на их профилактику и предупреждение.
В кадровой политике правоохранительных органов необходимо внедрить механизмы конкурсного отбора и принцип меритократии, действующие в системе административной государственной службы.
Будут усовершенствованы процедуры аттестации и тестирования сотрудников, введен запрет на их перевод без использования кадрового резерва.
В сфере правоохранительной деятельности коррупционная среда также может возникать при контактах сотрудников силовых структур с гражданами.
Решение данной проблемы в значительной мере зависит от чистоты рядов правоохранителей, от дальнейшего внедрения новых технологий и автоматизации соответствующих процедур.
Только свободные от коррупции органы правопорядка способны эффективно защищать права граждан, интересы общества и государства.
Доверие населения должно стать главным критерием оценки правоохранительной деятельности.

4.5. Формирование уровня антикоррупционной культуры

4.6. Развитие международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции

Казахстан будет расширять и углублять международное сотрудничество в вопросах противодействия коррупции.
Эффективная внешнеполитическая деятельность Казахстана как полноправного субъекта международного права, результатом которой является в том числе присоединение к Конвенции ООН против коррупции, к другим документам в этой области, обеспечивает активное участие нашей страны в процессах международного противодействия коррупции.
С одной стороны, это создает стимулы для использования лучшей антикоррупционной практики, с другой – расширяет возможности сотрудничества с зарубежными странами.
Нашим государством заключен целый ряд соглашений по оказанию взаимной правовой помощи, экстрадиции преступников и возврату активов.
Совершенствованию нашей антикоррупционной политики будет способствовать и взаимодействие с Европейским Союзом, использование зарубежного опыта, но с учетом нашей специфики и национального законодательства.
Требуют особого внимания офшорные зоны, через которые выводится за рубеж и легализуется капитал, в том числе нередко сомнительного происхождения. Подписание соответствующих международных соглашений и договоров позволит обеспечить прозрачность деятельности офшорных компаний.
Будет продолжена практика проведения международных антикоррупционных мероприятий, участия в авторитетных международных организациях. Наша страна намерена оставаться авторитетной диалоговой площадкой для обсуждения вопросов борьбы с транснациональной коррупцией.

5. Мониторинг и оценка реализации Стратегии

Головным в механизме реализации Антикоррупционной стратегии станет уполномоченный орган по противодействию коррупции, а участвовать в исполнении Стратегии будут все государственные органы, организации и учреждения, компании с государственным участием, политические партии и другие общественные объединения и в целом гражданское общество.
Поэтапная реализация положений Стратегии будет обеспечиваться Планом мероприятий, который будет утверждаться Правительством по согласованию с Администрацией Президента.
Необходимым условием достижения целей Стратегии является мониторинг и оценка ее исполнения, подразделяемые на внутренний и внешний.
Внутренний мониторинг и оценка исполнения будут проводиться непосредственно исполнителем соответствующего мероприятия, внешний – специально созданной мониторинговой группой, куда войдут представители заинтересованных государственных органов, общественности и средств массовой информации.
Условием надлежащего мониторинга и оценки состояния реализации Антикоррупционной стратегии является его открытость.
Отчеты о ходе исполнения соответствующих мероприятий в обязательном порядке будут доводиться до сведения населения в целях получения внешней оценки и учета общественного мнения.
Оценка и мнение общественности будут учитываться на последующих этапах реализации Стратегии.
Завершающей стадией исполнения Антикоррупционной стратегии будет внесение соответствующего отчета на рассмотрение Главе государства.
Ежегодный Национальный отчет о реализации документа подлежит размещению в средствах массовой информации.

© 2012. РГП на ПХВ Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Коррупция является негативным явлением современного общества, требующим постоянного тщательного изучения, системного подхода, комплексного и оперативного противодействия. Уровень и масштабы существующей в стране коррупции сдерживают экономическое развитие, негативно отражаются на инвестиционном климате, снижают имидж страны, международную заинтересованность в сотрудничестве с Республикой Казахстан. В этой связи борьба с коррупцией является основным приоритетом государственной политики Казахстана.

За последние 12 лет в Республике Казахстан сформирована определенная законодательная база для борьбы с коррупцией. Так, нормативная правовая база в сфере борьбы с коррупцией усовершенствована 17 законами, которые приблизили национальное законодательство к существующим международным стандартам.

Активная государственная поддержка развития институтов гражданского общества в виде разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, льгот и размещения социального государственного заказа среди неправительственных общественных организаций привело к возрастанию активности населения в антикоррупционной деятельности.

В целях реализации международных соглашений и международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией 4 мая 2008 года Республикой Казахстан ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, подписаны 12 соглашений с правительствами Румынии, Польши, Эстонии, Хорватии, Грузии, Словакии, Латвии, Китая, Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта и Франции по вопросам противодействия коррупции.

В частности, значимыми этапами в борьбе с коррупцией стало принятие:

усиление ответственности должностных лиц за совершение коррупционных преступлений и правонарушений путем увеличения штрафных санкций и введения конфискации имущества;

возложение на руководителей государственных органов, государственных организаций и организаций с долей государственного участия непосредственную обязанность по противодействию коррупции с установлением за это персональной ответственности;

установление мер по стимулированию антикоррупционного поведения граждан, включающие механизмы поощрения деятельности граждан, направленные на оказание содействия в пресечении и раскрытии коррупционных правонарушений;

оснований для определения перечней должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений;

повышенных требований для поступления и прохождения службы на этих должностях;

обязательств для лиц, претендующих на занятие указанных должностей, о возможности применения в отношении них специальных проверок на предмет соблюдения ими антикоррупционного поведения.

Всеми государственными органами принимаются ведомственные Программы и планы по борьбе с коррупцией, в которых заложены различные антикоррупционные мероприятия.

Республика Казахстан, располагая значительными возможностями для проведения эффективной антикоррупционной политики, имеет сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, к которым согласно анализу относятся:

1. Наличие нормативной правовой базы по противодействию коррупции

2. Сформированный опыт противодействия коррупции

3. Имеющийся потенциал государственных органов в сфере информационной инфраструктуры

4. Противодействие коррупции является одним из приоритетов государственной политики

1. Широкое распространение коррупции во всех сферах

2. Недостаточный уровень правовой грамотности населения

3. Недостаточная открытость деятельности государственных и местных исполнительных органов власти

4. Менталитет населения и государственных служащих

1. Высокий уровень жизни населения

2. Совершенствование действующего законодательства до уровня международных стандартов

3. Улучшение инвестиционного климата

4. Повышение показателей Казахстана в международных рейтингах оценки уровня коррупции

5. Укрепление сотрудничества государственных институтов с гражданским обществом

2. Снижение инвестиционной привлекательности

4. Уменьшение экономической эффективности

5. Снижение уровня жизни населения и рост социальной напряженности

6. Утрата поддержки со стороны гражданского общества

Анализ действующей политики государственного регулирования противодействия коррупции показывает, что в настоящее время, в Республике Казахстан в основном сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции, которые представлены следующими актами:

Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года.

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года.

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года.

Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года.

В тоже время, существующая правовая система противодействия коррупции отстает в ряде направлений от требований и норм международного законодательства, что создает угрозу снижения эффективности проводимых антикоррупционных программ и требует проведения дополнительной нормотворческой работы.

Указанные Конвенции обязывают стран-участниц предусматривать в своем национальном законодательстве и квалифицировать в качестве преступлений такие деяния, как активный и пассивный подкуп широкого круга собственных государственных и иностранных должностных лиц. Участники Конвенции обязуются принимать законодательные и иные меры, дающие все основания осуществлять конфискацию или иным образом изымать орудия совершения уголовных преступлений и доходы от них.

Таким образом, требуется присоединиться к этим Конвенциям и другим международным договорам в данной отрасли для дальнейшей безотлагательной и последовательной корректировки всего казахстанского законодательства. Квалификация всех форм коррупции в качестве уголовных преступлений в соответствии с международными стандартами благоприятно отразится на оценке международного сообщества действий Казахстана по противодействию коррупции.

Необходимо разработать и утвердить Единый национальный реестр разрешительных документов, предусматривающий исчерпывающий перечень всех разрешительных документов (процедур), действующих на территории Республики Казахстан. Данная мера позволит улучшить эффективность противодействия проявления коррупциогенности в сфере регулирования предпринимательской деятельности.

Изучение антикоррупционной политики стран с наиболее низким уровнем коррупции показывает, что базовыми основами проводимых ими мер являются прозрачность деятельности государственных органов и неотвратимость наказания, организованный контроль со стороны гражданского общества за работой государственных органов, высокая заработная плата государственных служащих, эффективная профилактическая и упреждающая работа.

В настоящее время коррупция в Российской Федерации достигла такого уровня, при котором она угрожает правам человека, верховенству закона, стабильности демократических институтов и моральным устоям общества, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, подрывает государственное управление и затрудняет экономическое развитие страны.

По данным исследования Фонда ИНДЕМ, на взятки в России ежегодно тратятся суммы, равные примерно 37 млрд. долларов США (показательно, что вся доходная часть бюджета России составляет 40 млрд. долларов). Особую актуальность коррупции придает ее высочайшая латентность. По экспертным оценкам Россия опустилась со 127-го на 147-е место в мировом рейтинге коррупции, ежегодно публикуемом международной неправительственной организацией Transparency International.

Ввиду обостренной криминальной ситуации в России и той опасности, которую коррупция представляет для российской государственности, назрела реформа антикоррупционного законодательства, обеспечивающая эффективную правовую защиту личности, общества и государства от мздоимства и чиновничьего произвола.

В основе такой реформы должна быть бескомпромиссная воля государства и принятие, благодаря ее усилию, комплексного закона, предназначенного для борьбы с проявлениями коррупции. Однако он будет реализован и эффективен при условии его прямого действия, наличия собственного предмета правового регулирования, восполнения существующих пробелов в праве и устранения недостатков, определения комплекса мер борьбы с коррупцией и создания механизма их осуществления.

Но прежде необходимо проанализировать нормативно-правовые акты, которые напрямую касаются коррупционной проблемы.

На сегодняшний день Россия готова к активному участию в международных антикоррупционных усилиях, доказательством тому, является участие многочисленных представительных российских межведомственных делегации в работе двух важных Конференциях государств-участников Конвенции ООН против коррупции в Иордании в 2006 г. и в Индонезии в 2008 г., в ходе которых мировое сообщество приложило значительные усилия в целях продвижения реализации этой Конвенции – стремясь выработать эффективные механизмы ревизии, а также изучая проблему возвращения финансовых средств, полученных преступным путем, и развивая механизмы оказания технического содействия.

Россия продолжает придерживаться мнения о том, что глобальные, международные усилия по борьбе с коррупцией необходимо развивать и активизировать, однако данный процесс должен быть адекватным, т. е. последовательным, проводимым шаг за шагом, что позволит мировому сообществу двигаться вперед вместе, без внедрения какой-либо градации или соревнования в сфере международного сотрудничества по борьбе с коррупцией. Считаем, что это именно тот подход, который ООН использует для разрешения вопросов, связанных с борьбой с коррупцией в рамках механизмов, установленных в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции.

Россия последовательно вносит вопросы сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией в повестки дня в контактах со своими зарубежными партнерами, включая мероприятия в рамках диалогов и сотрудничества между министерствами и управлениями, а также правоохранительными органами, напрямую задействованными в борьбе с коррупцией на территории России.

Россия самым активным и конструктивным образом вовлечена в работу по борьбе с коррупцией в рамках ряда европейских организаций, таких как Совет Европы и ОБСЕ. В 2006 г. Россия ратифицировала Конвенцию уголовного права Совета Европы по борьбе с коррупцией и таким образом присоединилась к Группе государств против коррупции (ГРЕКО).

В настоящее время предложение подписать Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию со всеми компетентными российскими министерствами и ведомствами и находится на рассмотрении Правительства России.

Власти России и ОЭСР начали развивать контакты в целях изучения путей развития взаимодействия, что будет включать присоединение России к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством.

3 февраля 2007 г. указом Президента Российской Федерации была образована Межпарламентская рабочая группа (МРГ), возглавляемая помощником Президента. В состав МРГ входили представители федеральных и региональных исполнительных органов, парламентариев, представителей высших судебных инстанций, гражданского общества, а также ведущих ученых, специализирующихся в праве. Задачей МРГ являлась разработка предложений по инкорпорированию положений международных конвенций по борьбе с коррупцией в национальное законодательство, включая вопросы создания специализированного органа для координации работы в сфере борьбе с коррупцией.

В настоящее время указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. в России создается новый орган по борьбе с коррупцией – Совет по борьбе с коррупцией, возглавляемый Президентом Российской Федерации. Целью Совета является разработка предложений по государственной политике в сфере борьбы с коррупцией, координация деятельности центральных и местных властей по проведению государственной антикоррупционной политики, а также осуществление соответствующего контроля в этих вопросах. Данный Указ завершил работу МРГ.

В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации 1789-р от 25 октября 2005 года было принято Положение об административной реформе в Российской Федерации на 2006-2008 годы, составной частью которого является План по предотвращению и истреблению коррупции в государственном управлении.

Целью административной реформы является нахождение наиболее подходящих способов функционирования государственной власти, предполагающее развитие механизмов борьбы с коррупцией на федеральном уровне с последующим внедрением его на окружных и региональных уровнях.

Особенностью отечественного законодательства в сфере борьбы с коррупцией является то, что коррупционное поведение закрепляется в качестве не только уголовных правонарушений (преступлений), но и административных, хотя международные акты относят коррупцию к уголовно наказуемым деяниям как правонарушения с высокой степенью общественной опасности.

Объективной стороной указанного состава выступает незаконная передача от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Субъектом данного административного правонарушения выступает юридическое лицо, в интересах или от имени которого осуществляется незаконное вознаграждение должностных лиц либо лиц, осуществляющих управленческие функции. Данный состав направлен на наказание тех юридических лиц, в интересах которых совершаются преступления коррупционного характера. Социальное назначение этого правила в том, чтобы сделать экономически невыгодным и затратным использование коррупционных способов достижения корпоративных целей. Использование административно-правовых методов выступает логическим дополнением уголовно-правовой политики в области противодействия коррупции.

В отличие от уголовного законодательства административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако представляется, что установление мер административной ответственности за коррупционные правонарушения является прерогативой только Российской Федерации. Такая позиция обусловлена предметами ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, к которым относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Определение коррупционности того или иного типа поведения выступает явной прерогативой Российской Федерации.

Правовую основу противодействия коррупции составляют и нормы, определяющие порядок выявления, пресечения, раскрытия, расследования коррупционных правонарушений.

Что касается административных правонарушений коррупционной направленности, то порядок производства по делам об административных правонарушениях указан Кодексом РФ об административных правонарушениях в качестве предмета ведения Российской Федерации.

В структуре правовой основы противодействия коррупции важную роль играют нормативные акты, содержащие меры по предупреждению коррупции, по выявлению и устранению ее причин.

Указанная цель реализуется посредством административно-правового регулирования, так как профилактическая антикоррупционная деятельность государства выражается в основном в совершенствовании запретов, ограничений, обязанностей в сфере государственной и муниципальной службы. В силу изложенного правовую основу противодействия коррупции составляют законодательные акты о различных видах службы, нормативные акты, определяющие статус лиц, замещающих государственные должности. Этими актами могут быть как федеральные законы, законы субъектов Федерации, так и подзаконные нормативные акты.

Читайте также: