Что значит системный подход в обеспечении экологической безопасности

Обновлено: 28.06.2024

Дошкольное детство - самое благодатное время для формирования экологического сознания, понимания ребенком того, что Земля - наш общий дом, а человек в нем - часть природы.

Особое внимание в экологическом образовании детей уделяется системному подходу, который осуществляется в рамках развивающего обучения. В основе этого подхода лежит иерархически построенная программа системных знаний о существенных связях в природе. Действенные, осознанные, обобщённые системные знания задают положительное отношение детей к природе, обеспечивают становление и развитие эколого-ориентированной деятельности дошкольников, оказывают положительное влияние на целостное развитие детей.

В рамках этого подхода решаются задачи формирования экологической культуры личности,а именно: формирования и развития у детей элементарных экологических знаний, экологически ориентированного поведения и деятельности, познавательного, гуманного, эстетического отношения к природе. Системный подход не только объединяет другие виды подходов в экологическом образовании, но и имеет свои специфические методы и формы.

Освоение системных знаний дошкольниками осуществляется в ходе организации поисковой деятельности детей. При этом широко используются простейшие опыты. Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком, под руководством педагога.

В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов.

Всякий опыт - это активный процесс, система действий при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы. Таким образом, основой опыта является деятельность детей.

Так в данном опыте, дети получают ответ, как загрязняется почва от свалок, и почему необходимо сортировать бытовые отходы. Хорошо, что с этого года наше Правительство вплотную занимается вопросом утилизации.

На этапе восхождения от общего к конкретному содержанию дети самостоятельно решают познавательные задачи: с позиций знаний о потребностях организмов в факторах среды объясняют причины сезонных изменений в жизни живых существ, анализируют особенности отношений организмов в биоценозах. Следует отметить, что общение воспитателя и детей в ходе организации деятельности строится по типу личностно-ориентированного взаимодействия, которое дети переносят на объекты природы, что делает их личностно значимым для детей.

Участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности. Примером удачного взаимодействия может стать участие дошкольников, а также членов их семей в проектно-исследовательской деятельности, обеспечивающей интеграцию творческой и познавательной активности детей.

В ходе работы с календарем решаются такие задачи, как: формирование элементарных представлений о фенологических (сезонных) явлениях природы. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений. Знакомятся с правилами поведения в природе. С помощью календаря дети наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года определяют год, время года, месяц, день недели и число месяца, усваивают как в процессе смены времен года меняется погода; что происходит в растительном и животном мире; что происходит в деятельности человека.

Таким образом, системные знания детей, сформированные в ходе организации поисковой деятельности детей, обладают признаками осознанности, мотивированности, действенности. Это значит, что в ходе освоения системных экологических знаний у детей формируется осознанное положительное отношение к объектам природы. В ходе освоения системных знаний о природе у дошкольников формируется позиция субъекта деятельности с присущими ему личностными качествами – самостоятельностью, ответственностью, инициативностью. Эти качества и требуют от детей современная жизнь, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального общего образования, общество, стремящееся к устойчивому развитию.

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Детский сад как основа экологического образования дошкольников. Экологические акции в старшей группе

Детский сад как основа экологического образования дошкольников. Экологические акции в старшей группе Детский сад – основа экологического образования дошкольников 1. Экологические акции. Старшая группа 1. Актуальность проблемы Парадоксально,.

Педагогическая технология экологического образования В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, значимость экологического образования дошкольников.

Перспективы экологического образования в ДОУ, через создание экологической тропы Актуальность данной темы обусловлена тем, что на планете Земля начался глобальный экологический кризис, речь идёт о загрязнении и оскудении.

Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка: оптимизация социально-оздоровительных технологий Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка: оптимизация социально-оздоровительных технологий. "В вашем распоряжении девять.

Средства и методы экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! В. Берестов Каждый из.

Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников

Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных.

Экологические тропы, как форма экологического образования дошкольников Экологические тропы как форма экологического образования дошкольников. Цели и задачи экологической тропы Экологическая тропа – обустроенные.

В.И.Вернадский впервые ввёл понятие о нооценозе, как третьем равноправном компоненте экологической системы, тесно связанном с биоценозом и экотопом. Структура и функционирование образующейся природно-промышленной системы (ППС) составляет предмет исследования, которое целесообразно осуществлять системно.

Принципы методологии системного анализа

Необходимым условием наличия в системе хотя бы потенциальных возможностей управления является ее организованность. Однако не все организованные системы являются кибернетическими, хотя все кибернетические системы являются организованными.

Внешнее воздействие на систему, которое целенаправленно изменяет состояние системы, называется управляющим. Примером целенаправленности управления биологическими системами, сформировавшейся в ходе эволюционного развития живой природы, является стремление организмов к выживанию и размножению. Целенаправленность же искусственных систем определяется их разработчиками.

Один из путей воздействия на поведение управляемой системы основывается на изменении ее параметров. Возможности тем шире, а управление – тем эффективнее, чем шире диапазон значений, которые могут принимать управляющие воздействия в процессе управления. Однако в реальных системах диапазон управляемого воздействия весьма ограничен.

Создание кибернетики подчеркнуло не только актуальность теории управления, но и информации. Информация становится все более важным параметром порядка системы, т. е. мерой ее упорядоченности. Наоборот, мерой дезорганизованности служит энтропия. В изолированной системе последняя приводит (согласно второму началу термодинамики) к хаосу. Открытая система (каковой является, как известно, экологическая система) за счет взаимодействия со средой в состоянии компенсировать эту дезорганизацию и даже увеличить степень своей организованности. Учитывая изложенное, Н.Винер предложил использовать информацию либо энтропию как меру упорядоченности (детерминизации) системы. Практика показывает, что в таковую постепенно превращается информация. Становится очевидным, что без получения информации немыслимы организованные системы, такими являются живые организмы и создаваемые человеком, управляемые системы. Единственно возможным материалистическим объяснением факта сохранения организованности экологических систем является непрерывное поступление из внешнего мира потока информации о происходящих в нем самом явлениях и процессах. Организованность живых организмов не растрачивается со временем, как следовало бы ожидать в соответствии со вторым началом термодинамики.

По мере усложнения больших информационных систем и процессов информация приобретает все новые свойства, не присущие более простым видам ее систем, в создаваемых человеком системах возникает некое подобие функционирования биологических систем, формируются специальные блоки: хранение информации (память), ее передача (подобие нервных клеток), перекодировки (напоминают органы слуха и зрения). Полезность и ценность становятся основными качествами информации. Информация приобретает ценность, поскольку способствует достижению цели.

Исходя из вышесказанного, следует: управление для систем любой природы – это воздействие на объект, выбранное на основании имеющейся информации из множества возможных воздействий, улучшающих его функционирование или развитие.

Таким образом, системы разделяются на информационные и управляющие.

Все воздействия являются динамическими, т. е. изменчивы во времени, и могут характеризоваться обратной связью. Обратная связь означает, что некоторые эффекты процесса возвращаются к своему источнику, вследствие чего эти эффекты изменяются. В случае усиления эффекта обратная связь называется положительной. В другом случае обратная связь является отрицательной и не способствует восстановлению равновесия в системе при нарушении его внешним воздействием.

Любая система, содержащая обратную связь, представляет собой систему с замкнутым контуром передачи воздействий. На использовании отрицательной обратной связи основано функционирование живых систем (живой организм), а также технических (проектируемых человеком). Эта связь направлена на поддержание устойчивого состояния системы, т. е. гомеостаза. Механизм положительной обратной связи используется в синергетике, согласно которому изменения, возникающие, в системе не гасятся, а накапливаются и усиливаются, вследствие чего при взаимодействии с окружающей средой элементы старой системы приходят к согласованному поведению, в результате которого спонтанно возникает новый порядок.

Обратная связь обнаруживается при изучении процессов, протекающих в живых организмах, экономических структурах, системах автоматического регулирования.

На основании выводов системотехники и кибернетики сформулирован ряд принципов и законов эффективного функционирования систем.

Принцип целостности: между различными составляющими в системе устанавливаются определенные отношения, характеризующие взаимосвязь, упорядоченность и взаимодействие данных элементов.

Закон необходимого разнообразия: наиболее эффективной системой является такая, у которой число разнообразных компонентов (составляющих) и их состояние ограниченно по максимуму и минимуму. Отсюда следует, что для повышения упорядоченности сложная система должна состоять из достаточного и необходимого количества компонентов и подсистем, обеспечивающих задачу получения законченных частей целого – конечного целого результата.

Принцип внешнего дополнения: обязательно наличие в системе необходимых и достаточных резервов, поскольку только избыточная система является надежной, а значит и эффективной.

Общая теория систем Л. Берталанфи имеет три фундаментальных направления.

Наука о системах: исследует с помощью эмпирического метода системные концепции в естественных и общественных науках.

Системная технология:используется для решения проблем, которые возникают в промышленности и обществе. При этом положения теории систем переносятся на операционные процессы системного анализа, а также в теорию управления, исследования операций, информатику и промышленную инженерию для поиска практических решений конкретных проблем.

Системная философия: направлена на переориентацию мышления, а именно формирование системного мышления и мировоззрения на системных принципах. Она руководствуется следующими основными целями:

На основании изложенного можно заключить, что системный подход – это наука о системах. Он представляет собой целостное рассмотрение явления, установление взаимодействия составных частей или совокупностей элементов, характерной чертой которого является несводимость свойств целого к свойствам его частей.

Наличие структуры, объединяющей элементы в единое целое образование и определяющей правила и направленность взаимодействия элементов объекта, является необходимым условием существования системы. Установление структуры системы, целей для каждой ее части, а также реализация задач, предписанных ее функциональным назначениям, осуществляется в рамках организационного аспекта.

Элемент – некоторый объект (материальный, энергетический, информационный), который имеет ряд важных свойств, реализует в системе определенный закон функционирования и внутренняя структура которого не рассматривается.

Элементный аспект предусматривает исследование и построение объекта как системы и его поэлементного (компонентного) состава. Его изучение необходимо для проведения обоснованного анализа и обеспечения на основе синтеза целостности системы при ее проектировании. Система может быть разделена на элементы не сразу, а последовательным разделением на подсистемы.

Подсистема– это наибольшие части систем, но в значительной степени управляемые самой системой, поскольку они участвуют в осуществлении единой цели для всей системы и подчинены задачам общей системы. Подсистемы обычно выделяют в иерархически организованных системах, к которым в первую очередь относят живые и социальные. Все подобные системы состоят из подсистем разного уровня, причем каждый низший уровень подчинен высшему, но при этом обладает значительной автономностью. Считается, что иерархические системы обладают наилучшей способностью к развитию. Примером иерархически организованной системы является человеческий организм.

Выделяют следующие классы систем: материальные и идеальные системы. К материальным системам относят все объективно существующие реальные системы. Идеальные (концептуальные или теоретические) системы представляют собой отражение свойств и закономерностей, объективно существующих в природе и обществе материальных систем. Иными словами, идеальные системы – это совокупность логически связанных понятий, суждений, гипотез и законов. Элементами идеальной системы являются понятия, законы, обобщения, выводимые из теории.

Открытые и закрытые системы.Открытые системы – системы, взаимодействующие с окружающей средой. В закрытых системах такой обмен исключается. Понятие закрытой системы является научной абстракцией, и в реальной природе не встречается.

Детерминистические и стохастические системы.Они разделяются по характеру их поведения и предсказания результатов их действия. Примером детерминистических систем являются космологические, механические и другие физические и химические системы, описываемые универсальными законами. Современная наука все больше говорит о стохастических системах, описываемых вероятностными законами, поскольку в реально существующем мире случайные события и процессы играют принципиальную роль.

Телеологические системы.Телеологические (целенаправленные) системы представляют сейчас наибольший интерес для науки, связанный с изучением биологических и социальных систем, характеризующихся целесообразностью (биологические) и целенаправленностью (социальные). В методологии науки произошло возвращение к телеологическим объяснениям, выдвинутым еще Аристотелем, вместо причинных и номологических методов объяснения классической науки. Особенно это характерно для социального и гуманитарного знания, когда на передний план выдвигаются проблемы, связанные с деятельной стороной познания, т. е. изучением целей, мотивов поведения людей, стимулов и потребностей к труду, когда все большее значение приобретает субъективная сторона деятельности (ценность, полезность и т.д.).

Актуальность политического анализа экологических теорий, концепций, институтов, связанных с проблематикой экологической безопасности современного мира, становятся важной предпосылкой рационализации процесса принятия политических решений в контексте проблем глобального развития.

На международном уровне имеется определенный положительный опыт решения вопросов экологической безопасности Организацией Объединенных Наций, Европейским союзом. В рамках этих организаций идет поиск выхода из экологического кризиса, принимаются соответствующие законодательные решения, создаются комиссии, вспомогательные органы и структуры, контролирующие реализацию поставленных задач в области экологии. Важную роль в концептуальной разработке путей выхода из экологического кризиса и формировании международной экологической политики сыграли научные исследования Римского клуба и Стокгольмского института исследования проблем мира.

Учебное пособие имеет целью формирование теоретических, а также системы научно-практических и психологических знаний об особенностях и специфике научно-технических коммуникаций в сфере обеспечения экологической безопасности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

– методологические подходы и основные принципы разработки систем обеспечения экологической безопасности на всех уровнях;

– современные концептуально-методологические разработки в области устойчивого развития, а также управления экологической безопасностью;

– место и роль экологической безопасности в теориях международных отношений;

– политические и правовые аспекты глобального управления природными ресурсами;

– основные глобальные и локальные экологические проблемы, связанные с областью профессиональной деятельности;

– современные подходы к решению основных экологических проблем международным и российским сообществом;

– применять общенаучные подходы при анализе традиционных и новых концепций международной экологической безопасности в профессиональной деятельности;

– анализировать состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

– использовать фундаментальные и прикладные понятия экологии для прогнозирования состояния окружающей среды;

– использовать научные исследования в области экологической безопасности;

– уметь применять системный подход к решению задач по снижению риска в области профессиональной деятельности;

– навыками сравнительного анализа экологической политики стран мира;

– навыками определения критериев экологической безопасности предприятий;

– методом системного подхода при анализе научной литературы в области международных научно-технических коммуникаций;

– современной научной терминологией по экологической безопасности;

– понятийным аппаратом о проблемах и перспективах экологической политики в современном мире.

Тема 1. Экологическая безопасность в контексте мировой политики

1. Понятие, сущность, основные подходы к исследованию экологической безопасности.

2. Формы, модели обеспечения экологической безопасности.

3. Основные слагаемые, способы, принципы обеспечения международной безопасности.

Вопросы экологии и формирования международной экологической политики приобретают в последние десятилетия особую остроту, научную значимость и актуальность. Это происходит благодаря возрастанию значения самих экологических вызовов. Разрушение, деградация, загрязнение окружающей среды начинает осознаваться человечеством. В результате этого расширяется экологическое движение во многих странах мира. Новой концепцией, которая предполагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды, стала концепция экологической безопасности. Экологическая безопасность не может быть достигнута в одностороннем порядке. Она требует объединяющие отношения между странами. Со времени проведения первой международной конференции по окружающей среде (Стокгольм) росло осознание значимости экологических проблем. В последующем комиссия Брунтланд показала, что решение экологических проблем нашей планеты – это общая задача человечества. С созданием программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) экологические вопросы стали неотъемлемым направлением работы всей системы Организации Объединенных Наций.

Экологическая безопасность вначале была включена в качестве одного из элементов во всеобъемлющую систему международной безопасности. Постепенно она становится одним из самых главных слагаемых этой системы.

В современной литературе известно несколько подходов к определению этого понятия.

1. Функциональный подход рассматривает природу и деятельность человека в качестве внешних агентов по отношению друг к другу. Этот подход предполагает разработку предельно допустимых норм антропогенного воздействия на природную среду. Обеспечение безопасности сводится к их измерению.

2. Системный подход. Взаимоотношения между человечеством и природой выступают как сложная система. Основное внимание при этом обращено на соблюдение параметров оптимального состояния. Осуществление экологической безопасности вытекает из поддержания режимов оптимального устойчивого развития.

3. Целостный подход основан на ноосферной концепции глобального уровня. Единство биосферы и человечества при этом выступает фундаментальным принципом. Опасности, чрезвычайные ситуации, кризисы объясняются как следствие нарушения этого единства. Решение проблем обеспечения экологической безопасности сводится к сознательному регулированию взаимоотношений человечества с биосферой.

4. Синергетический подход рассматривает безопасность как равновесное состояние системы. Факторами опасности выступают изменения режимов развития процессов на экстремальные, ведущие к нарушению равновесного состояния системы, что угрожает ей деградацией. Применение синергетического подхода в области экологической безопасности позволяет переводить непрогнозируемые последствия человеческой деятельности в прогнозируемые, более адекватно учитывать особенности развития природных и техноприродных процессов, что обеспечивает более высокую безопасность деятельности.

5. Деятельностный подход исходит из того, что опасны или безопасны сами системы человеческой деятельности. Безопасность зависит от наличия или отсутствия у человека методов и средств работы с ними.

Различают несколько форм экологической безопасности. 1. Экологическая безопасность как социальная цель. Экологическая безопасность совпадает с целью устойчивого развития. 2. Экологическая безопасность как социальная норма. Экологическая безопасность выступает как социальная ценность, интегрированная в массовое сознание. 3. Экологическая безопасность как состояние социо-техноприродной системы. В таком понимании экологическая безопасность имеет системный характер. 4. Экологическая безопасность как социальный институт. 5. Экологическая безопасность как институциональная форма.

Модели международной безопасности можно классифицировать по основанию характера отношений между участниками подобных систем безопасности. Здесь выделяют три модели: коллективную, всеобщую и кооперационную.

1. Милешко Л. П. Общая теория обеспечения экологической безопасности: монография. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016. 176 с.

2. Кукушкина А. В. Экологическая безопасность, разоружение и военная деятельность государств: Международно-правовые аспекты / Предисл. И. Б. Лянгера. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 176 с.


Оглавление

  • Введение
  • Тема 1. Экологическая безопасность в контексте мировой политики

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическая безопасность как часть международных отношений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 1. Экологическая безопасность в контексте мировой политики

1. Понятие, сущность, основные подходы к исследованию экологической безопасности.

2. Формы, модели обеспечения экологической безопасности.

3. Основные слагаемые, способы, принципы обеспечения международной безопасности.

Вопросы экологии и формирования международной экологической политики приобретают в последние десятилетия особую остроту, научную значимость и актуальность. Это происходит благодаря возрастанию значения самих экологических вызовов. Разрушение, деградация, загрязнение окружающей среды начинает осознаваться человечеством. В результате этого расширяется экологическое движение во многих странах мира. Новой концепцией, которая предполагает изменение традиционных подходов к охране окружающей среды, стала концепция экологической безопасности. Экологическая безопасность не может быть достигнута в одностороннем порядке. Она требует объединяющие отношения между странами. Со времени проведения первой международной конференции по окружающей среде (Стокгольм) росло осознание значимости экологических проблем. В последующем комиссия Брунтланд показала, что решение экологических проблем нашей планеты — это общая задача человечества. С созданием программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) экологические вопросы стали неотъемлемым направлением работы всей системы Организации Объединенных Наций.

Экологическая безопасность вначале была включена в качестве одного из элементов во всеобъемлющую систему международной безопасности. Постепенно она становится одним из самых главных слагаемых этой системы.

В современной литературе известно несколько подходов к определению этого понятия.

1. Функциональный подход рассматривает природу и деятельность человека в качестве внешних агентов по отношению друг к другу. Этот подход предполагает разработку предельно допустимых норм антропогенного воздействия на природную среду. Обеспечение безопасности сводится к их измерению.

2. Системный подход. Взаимоотношения между человечеством и природой выступают как сложная система. Основное внимание при этом обращено на соблюдение параметров оптимального состояния. Осуществление экологической безопасности вытекает из поддержания режимов оптимального устойчивого развития.

3. Целостный подход основан на ноосферной концепции глобального уровня. Единство биосферы и человечества при этом выступает фундаментальным принципом. Опасности, чрезвычайные ситуации, кризисы объясняются как следствие нарушения этого единства. Решение проблем обеспечения экологической безопасности сводится к сознательному регулированию взаимоотношений человечества с биосферой.

4. Синергетический подход рассматривает безопасность как равновесное состояние системы. Факторами опасности выступают изменения режимов развития процессов на экстремальные, ведущие к нарушению равновесного состояния системы, что угрожает ей деградацией. Применение синергетического подхода в области экологической безопасности позволяет переводить непрогнозируемые последствия человеческой деятельности в прогнозируемые, более адекватно учитывать особенности развития природных и техноприродных процессов, что обеспечивает более высокую безопасность деятельности.

5. Деятельностный подход исходит из того, что опасны или безопасны сами системы человеческой деятельности. Безопасность зависит от наличия или отсутствия у человека методов и средств работы с ними.

Различают несколько форм экологической безопасности. 1. Экологическая безопасность как социальная цель. Экологическая безопасность совпадает с целью устойчивого развития. 2. Экологическая безопасность как социальная норма. Экологическая безопасность выступает как социальная ценность, интегрированная в массовое сознание. 3. Экологическая безопасность как состояние социо-техноприродной системы. В таком понимании экологическая безопасность имеет системный характер. 4. Экологическая безопасность как социальный институт. 5. Экологическая безопасность как институциональная форма.

Модели международной безопасности можно классифицировать по основанию характера отношений между участниками подобных систем безопасности. Здесь выделяют три модели: коллективную, всеобщую и кооперационную.

1. Коллективная безопасность как понятие появилось в мировом политическом лексиконе еще в 1920–30-е гг., когда предпринимались попытки создать механизм предотвращения новой мировой войны (в основном на базе Лиги Наций). Главными элементами коллективной безопасности является наличие группы государств, объединенных общей целью (защита своей безопасности), и система военно-политических мер, направленных против потенциального противника или агрессора.

Видами коллективной безопасности являются: а) организация государств, имеющих сходное общественно-политическое устройство, общие ценности и историю (например, НАТО, Организация Варшавского договора, Европейский Союз, СНГ и пр.); б) группа совершенно разнотипных государств, но заинтересованных в коллективной защите от общего врага.

Во всех случаях коллективная безопасность сосредотачивает внимание на военно-стратегических проблемах. Это ограничивает возможности использования данной модели в современных условиях. В 1990-е гг. наблюдался подъем интереса к этой модели среди российских ученых и политиков, обусловленный динамикой развития СНГ, а также внешними угрозами (расширение НАТО, исламский фундаментализм, локальные конфликты в сопредельных регионах и пр.). Неслучайно, Ташкентский договор 1992 г. был назван Договором о коллективной безопасности.

3. Кооперационная безопасность. Эта модель стала популярной с середины 1990-х гг. Она сочетает в себе стороны двух предыдущих моделей: она признает многомерный характер международной безопасности и устанавливает определенную иерархию приоритетов, нацеливает субъектов международной деятельности на решение первоочередных задач.

Принципы международной безопасности предусматривают: утверждение мирного сосуществования в качестве универсального принципа межгосударственных отношений; обеспечение равной безопасности для всех государств; создание действенных гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях; недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация; безусловное уважение суверенных прав каждого народа; справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов; укрепление доверия между государствами; выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма; искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма; исключение из международной практики всех форм дискриминации, отказ от экономических блокад и санкций (без рекомендаций мирового сообщества); установление нового экономического порядка, обеспечивающего равную экономическую безопасность всех государств. Коллективная безопасность является необходимой частью международной безопасности.

Читайте также: