Правовой статус организаций как субъектов административного права курсовая

Обновлено: 30.06.2024

Субъект права в любой отрасли права - это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства.

В административном праве нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей.
Полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют определенные особенности по своему характеру, объему, формам выражения.
Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае - вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению. Права и обязанности субъекта административного права образуют его правовой статус.

Правовой статус - категория комплексная, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.
Правовой статус субъекта административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с заявлениями, жалобами, предложениями. Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет значительное число норм, которые реализуются только данным субъектом, например, правила учреждения общественных объединений, закрепленные в законодательстве, адресованы только этим субъектам административного права. В зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права делятся на группы и виды.
Поэтому целесообразно с точки зрения практики правового регулирования и изучения данной проблемы классифицировать субъекты административного права на группы, каждая из которых имеет свой административно- правовой статус. Субъекты административного права разделяются на две группы: физические лица и организации. В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав организации.

Физические лица, как субъекты административного права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица: у гражданина Республики Казахстан один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РК, иной объем, у иностранного гражданина на территории РК - третий.
Организации как субъекты административного права, так же должны быть разделены на виды и группы.
В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные.

Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие), государственные предприятия и учреждения (образовательные, научные, учреждения культуры и другие).
Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются, профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности.

Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов административного права в виде государственных организаций. Но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных, например, в профсоюзах, спортивных организациях и других.

Введение 3 1. Понятие и специфика субъектов административного права 5 1.1. Понятие и содержательная характеристика субъекта административного права 5 1.2. Особенности административной процессуальной правосубъектности 7 2. Характеристика субъектов административного права 16 2.1. Граждане РФ как субъекты административного права 16 2.2. Общественные объединения как субъекты административного права 21 2.3. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 22 Заключение 25 Список использованной литературы 27

Административное законодательство в настоящее время является правовой основой для построения, а также функционирования самой активно, большой и самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной власти. Административное право, без сомнения, является важнейшей отраслью правовой системы любого государства. Особенно велика роль административного права в России, где такие факторы, как огромная территория, большой объем государственной собственности, многонациональный состав населения, исторические и державные традиции, обуславливают значение административной власти, а также государственной администрации в жизни общества и государства. Данная отрасль публичного права закрепляет основные права и обязанности граждан, а также иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, системы государственной администрации, организационными основами и всей системой государственной администрации, а также полномочиями отдельных структурных единиц, принципами, формами и методами их деятельности. Актуальность обращения к проблеме субъектов административного права обуславливается тем обстоятельством, что без субъектов административного права нет возможности осуществить ни одно правоотношение. Субъекты административного права являются реальными участниками административно-правовых отношений. Субъекты административного права имеют административно-правовой статус, они активно участвуют в организации публичного муниципального и государственного управления, как в самой управленческой деятельности, так и в отдельных административных процедурах. В условиях нестабильности функционирования современного общества, характеризующимся ослаблением правопорядка, возникновением негативных социальных явлений, вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности являются приоритетными направлениями деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Цель курсовой работы заключается в формировании целостного представления о субъектах административном праве и их административно-правовом статусе. Объект – общественные отношения в области административного права.

Work5 возьмёт на себя выполнение рефератов на заказ в Сургуте , а вы сможете отдохнуть от учёбы.

. Предмет – субъекты административного права. Задачи: 1. Определить понятие и осуществить содержательную характеристику субъектов административного права. 2. Определить особенности административной процессуальной правосубъектности. 3. Охарактеризовать особенности некоторых субъектов административного права. В данной курсовой работе освящается понятие субъектов административного права, определяются виды субъектов, а также их административно-правовой статус. Таким образом, практическая значимость курсовой работы заключается в системном анализе законодательства и формировании целостной картины правового положения отдельных субъектов административного права. Данная деятельность позволяет определить существующие проблемы в законодательства, а также позволяет определить пути дальнейшего реформирования данного институт в системе государственного управления.

Отечественная система административного права находится в процессе совершенствования, так, многие аспекты деятельности субъектов административного права не имеют однозначной и четкой научной основы и правовой регламентации. Существующие нормативно-правовые акты, а также сформированные государством институтом еще не обладают достаточным уровнем стабильности в условиях меняющейся действительности. Вместе с тем, несмотря на активизацию процессов правотворчества в рамках административного законодательства, развитие статусов субъектов административного права еще далеко от совершенства. Развитие данного процесса сдерживается такими факторами, как недооценка процессов управления на всех уровнях, а также чрезмерные надежды в области саморегуляции. В данной курсовой работе нами осуществлен анализ феномена субъектов административного права, показано, что субъектами административного права являются лица (организации и индивиды), которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками административно-правовых отношений и являться носителями административных прав и обязанностей. Юридическая возможность вступать в административные правоотношения, быть носителем конкретных прав и обязанностей связывается с наличием у них такого правового качества как правосубъектность. Каждый из субъектов административного права имеет определенный административно-правовой статус. Основные полномочия, обязанности и права закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах, положениях и уставах. В рамках административно-правового статуса коллективных субъектов административного права имеются различия. Различия зависят от того, является ли субъект частью государственной администрации или же является ли он самостоятельной единицей, включенной в более сложную организационную структуру. Административно-правовой статус органов государственной власти определяется их компетенцией, то есть системой властных полномочий относительно предметов ведения. Элементы административно-правового статуса включают в себя задачи, цели и функции, которые являются юридически закрепленными. Административное право характеризуется большим числом субъектов, имеющих разные полномочия относительно их структуры, объема и правовых свойств. Данное обстоятельство обуславливается большим объемом сферы административно-правового регулирования, особенно в области государственного управления.

*[pic]* *-----------------------* [1] Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд. Под ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова – М.: Норма, 2007, с 124 [2] Административное право. Общая часть: Учебник/ Под ред, В. А. Юсупова, В. Д. Симухина. – ИМЦ ГУК МВД России, 2005, с. 28. [3] Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд. Под ред. Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова – М.: Норма, 2007, с 126 [4] Гусаров К. В. Проблемы гражданской процессуальной правосубъектности: дис. . канд. юрид. наук. Харьков, 2000. С. 7. [5] Сорокин В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 2002. С. 41—42. [6] Козырина А.Н Административное право. 2007 г. –С. 57 [7] Административное право. Учебник/ Под ред. Алехина А.П. и др. М.2009 –С. 210

Участниками административно-правовых отношений являются различные по своему правовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности. Для правильной и всесторонней характеристики административно-правового статуса каждой из организаций в отдельности важное значение имеет их классификация. Она проводится по целям их деятельности, организационно-правовым формам, объему и характеру полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом, а также по подчиненности или подведомственности. По роду деятельности различаются такие разновидности организаций, как предприятия, учреждения, общественные объединения граждан и иные организации (международные, иностранные и т.д.). По видам собственности организации подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные, общественные и религиозные).

Особое значение в государственной жизни имеют общественные организации. Влияние со стороны государства на негосударственные общественные и религиозные объединения ограничено. Управление ими осуществляют учредители или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Роль государства по отношению к таким организациаям заключается в установлении административно-правового режима, общего для всех объединений граждан независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и в контроле и надзоре за соблюдением ими установленного режима.

Порядок государственного управления деятельностью общественных объединений в настоящее время законодательно обеспечен. Но, на практике еще встречаются случаи, когда возникают определенные трения во взаимоотношениях государства и общественных объединений. Вопросы, возникающие в этих случаях, часто не могут быть решены мирным путем и требуется судебное вмешательство. Административно-правовой статус общественного объединения – это тема, которая в настоящее время носит особенно актуальный характер.

Цель работы: на основе современного законодательства изучить административно-правовой статус общественных объединений.

1. дать понятие и рассмотреть организационно-правовые формы общественных объединений;

2. изучить административно-правововые основы деятельности общественных объединений;

3. рассмотреть законодательные основы правового статуса религиозных объединений.

Основой работы послужит современное российское и международное законодательство. Теоретические аспекты проблемы будут изучены на основе исследований российских специалистов в области административного права. Практика применения законодательства о деятельности различных видов общественных объединений будет подкреплена судебными примерами.

Общественные объединения могут выступать, как субъекты административного права. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Принято различать пять организационно-правовых форм, это: общественные организации, общественные движения, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Законодатель не дает четких разъяснений понятий "общественное объединение" и "общественные организации", а значит, эти понятия тождественны и их деятельность в РФ регулируется Законом об общественных объединениях. Действие этого Закона распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Общественные объединения могут создаваться в конкретных организационно-правовых формах. Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Общественные объединения не обладают государственно-властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями и поэтому могут быть участниками разнообразных административных правоотношений. Они имеют право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов, а также других участников (граждан); выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни.

Специфика административно-правового регулирования общественных отношений различных объединений раскрывается при анализе правовых норм. Соблюдение их гарантируется различного рода с организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто ее не соблюдает, мер юридического принуждения, то есть дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственностью.

Важнейшим средством обеспечения законности в деятельности общественных объединений являются институты приостановления их деятельности, а также ликвидации общественных объединений.

1. В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти государства с общественными объединениями характерно то, что законодательством установлены: государственная регистрация общественных объединений как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений;

2. получение организациями и учреждениями разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности;

3. запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность общественных объединений;

4. обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности;

5. представление государственным органам соответствующей информации;

6. обязанность соблюдать законодательство и другое.

Органы исполнительной власти обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов общественных объединений и выполнению ими своих обязанностей. Вместе с тем государственные органы осуществляют контроль за соблюдением общественными объединениями соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры воздействия, установленные законодательством за экологические правонарушения, нарушения в области строительства, по вопросам рекламы и другое.

Особый административно-правовой статус в нашей стране имеют религиозные объединения. Религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозное объединение подлежит государственной регистрации федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Федерации, но, в то же время, создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.

Государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Но они, в свою очередь, не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях возложен на органы прокуратуры. Орган юстиции, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности. Вместе с тем управление проводит проверки деятельности религиозных организаций и по заявлениям граждан.

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) // Бюллетень международных договоров". 2001. N 3.

2. Международный Пакт "О гражданских и политических правах" от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ.1994. N 12.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // "Российская газета", N 237, 25.12.1993.


Оглавление

  • Предмет административного права (отношения административно-правового регулирования)
  • Источники административного права
  • Функции административного права
  • Понятие и метод административного права
  • Административное право в правовой системе России и соотношение его с другими отраслями права
  • Субъекты административного права: понятие и виды
  • Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности
  • Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений
  • Понятие управления как сферы применения норм административного права
  • Исполнительная государственная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и.
  • Характерные особенности государственного управления как вида государственной деятельности
  • Структура сферы деятельности исполнительной власти
  • Контрольная общегосударственная деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Субъекты административного права: понятие и виды

Субъектом административного права признается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание особым юридическим качеством (административной правоспособностью).

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

— административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

— административная правоспособность и дееспособность субъекта;

— основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Административная правоспособность — это проявление общей правоспособности, т. е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т. п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Административная дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Часто административная право — и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т. е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российское государство, субъекты федерации, государственные и негосударственные организации. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, которые сочетают в себе эти юридические качества.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные лица и лица без гражданства. Также специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Особенностью их является то, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие от иных индивидуальных субъектов административного права.

К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе государственные и негосударственные организации.

Государственные организации как субъекты административного права:

— органы исполнительной власти (государственного управления);

— государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т. п.);

— структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права:

— общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

— органы местного самоуправления;

— частные предприятия и учреждения.

Лица и организации, которые являются субъектами административного права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений — это лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.

Читайте также: