Правовой статус какой категории лиц обеспечивается большим объемом правовых гарантий

Обновлено: 04.07.2024

В вопросе о правах личности одно из центральных мест занимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реализации.

В современных условиях проблема гарантий, имеющая исключительное значение, приобрела в еще большей степени политическую направленность и остроту, что объясняется важностью реализации идеи естественных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., уважение и защита прав и свобод человека — одна из главных обязанностей и задач всех государств и народов.

Расширение и углубление правового статуса личности зависят от условий, обеспеченных государством и добросовестным выполнением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека — это в конечном счете экономическое состояние государства. Решающей гарантией осуществления Конституции и ее статей, кодифицированных законом гражданских прав являются сознательность и самодеятельность людей.

Эта активность может превратить букву закона в живую действительность, преодолеть объективные препятствия на пути реализации различных прав (действительно существующие противоречия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинные мышление и действия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается действительность, направленная на развитие активности народа[140].

Традиционно систему гарантий прав, свобод и обязанностей личности подразделяют на две группы: общие и специальные правовые (юридические). Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо он будет носить формальный характер. Специальные (юридические) гарантии — это правовые нормы, определяющие условия и порядок реализации прав, юридические средства их охраны и защиты в случае нарушения и т. п., при помощи которых обеспечивается реализация правового статуса личности с использованием государственного принуждения или возможности такого принуждения со стороны государственных органов.

С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, отмечает Н. А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав, свобод и обязанностей граждан, подобно тому как сами конституционные права и обязанности граждан фиксируют не все правовое положение граждан, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям — и это важно подчеркнуть — уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, личностном, действующем характере обеспеченности не только и не столько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем[141].

По-видимому, гарантии охраны правового статуса следует рассматривать в качестве подвида юридических гарантий реализации, ибо их наличие тоже способствует правильной реализации правового статуса (профилактическая деятельность, предупреждение неправильной реализации, других отрицательных моментов, влияющих на реализацию правового статуса личности).

Развитие нашего государства, расширение и углубление прав, свобод и обязанностей личности требуют дальнейшего совершенствования юридических гарантий правового статуса. Речь идет о совершенствовании не только средств защиты и всего механизма охраны прав, свобод и обязанностей, но и юридических средств, обеспечивающих их правомерную реализацию. Цель совершенствования системы юридических гарантий прав и обязанностей граждан состоит в установлении наилучшей сбалансированности правовых средств обеспечения правомерной реализации прав, законных интересов, исполнения юридических обязанностей и средств их защиты и охраны в целом, отмечает Н. В. Витрук[142].

Совершенствование системы юридических гарантий должно идти не только по этим направлениям, но и по линии закрепления в нормах права стимулирующих гарантий в целях повышения социально-правовой активности личности, способствующих выработке активной жизненной позиции. Личность, проявляя себя, должна иметь для своих действий юридическую базу в виде гарантий.

Таким образом, реализация правового статуса личности связана с функционированием каждой личности, зависит от наличия всей необходимой совокупности свойств, признаков, качеств — от общественно- политических, трудовых, нравственных до мировоззренческих, характеризующих ее, снижающих или даже сводящих на нет условия и факторы, тормозящие максимальное проявление социально-политической активности личности.

Ни для кого не секрет, что нередко наши граждане не реализуют те или иные принадлежащие им права (например, не обращаются в суд, другие соответствующие органы, не жалуются при ущемлении или нарушении их прав). Повышение социально-политической активности личности возможно путем дальнейшего нормативного закрепления соответствующих гарантий, реализации, активного использования права вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, права на критику. В современном российском обществе притупилось чувство непримиримости к недостаткам, порой критику расценивают как попытку в первую очередь подорвать авторитет руководителя. Как известно, критика и самокритика есть испытанный метод разрешения неантагонистических противоречий, трудностей в обществе, отсутствие которых неизбежно ведет к нигилизму.

Общими гарантиями принято считать экономические, политические, идеологические, которые представляют собой совокупность экономических, политических, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод граждан.

Некоторые авторы (Н. В. Витрук и др.) из политических гарантий в самостоятельную группу выделяют социальные, а идеологические гарантии рассматривают как составную часть духовных[143]. Следует согласиться с предложением о выделении социальных гарантий в качестве самостоятельных, а вот с включением идеологических в состав духовных — нет. Скорее всего, они существуют самостоятельно, так как отражаются в политико-правовом сознании общества в целом, отдельных социальных групп, личности.

Экономические гарантии являются определяющими в системе гарантий, так как создают такие материальные условия, которые обеспечивают наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей личности. Экономическими гарантиями выступают прежде всего различные формы собственности, экономическая политика государства, состоящая в поддержке различных слоев граждан.

Социальные гарантии углубляют реальное содержание правового статуса личности на основе принципов гуманизма, справедливости, равенства, расширения реальных условий в реализации потенциальных возможностей как для каждой личности, так и для всего общества.

Социальная защищенность человека в обществе определяется реализацией его права на определенный уровень благосостояния, отраженный в системе гарантий. В рыночной экономике социальная защита касается каждого гражданина в отдельности, ибо осуществляется через перераспределение доходов, она выступает своеобразным тормозом жизненных невзгод для трудящихся, так как недовольство становится источником социальных потрясений.

Если ранее право на труд гарантировалось специальной политикой планового создания рабочих мест, обучением молодежи в системе профессиональной школы, на курсах, составлением балансов освобождавшихся рабочих мест и наличием трудовых ресурсов, строительством предприятий там, где имелись излишки рабочей силы, то в условиях перехода к рынку проблема трудоустройства усложняется. Значительное число предприятий, работающих неэффективно, вынуждено сокращать управленческий персонал; даже безубыточные предприятия будут освобождаться от ненужных работников, что в общей сумме даст многомиллионную армию безработных.

Система социальной защищенности, сложившаяся в СССР в 30-50-е гг. и совершенствующаяся в 60-80-е гг., в потенциале обладала значительными достоинствами, причем многие ее черты были заимствованы западными странами, особенно теми, где к власти пришли социалисты (например, Швеция, Австрия).

Денежные доходы обеспечивались зарплатой, тарифными премиями, коэффициентами, выплатами гарантированных пенсий по нетрудоспособности, стабильным уровнем цен и т. п. Лечение, образование, жилье предоставлялось бесплатно, коммунальные услуги — за невысокую плату, существовал гарантированный минимум заработной платы.

Иными словами, человек имел работу, заработок, бесплатно лечился, по достижении возраста получал пенсию, при временной нетрудоспособности — пособие. Это был необходимый набор социальных гарантий.

Современная система социальной защиты могла бы вполне компенсировать негативные последствия перехода к рынку, а это требует ее обновления по следующим направлениям:

• платное распределение жилья с учетом качества квартир в сочетании с бесплатной передачей его части главным образом малообеспеченным семьям;

• организации мер по трудовой занятости населения (открытие новых предприятий, модернизация и реконструкция старых, переквалификация освободившихся работников, расширение сферы услуг, разрешение разнообразных видов предпринимательской деятельности, выплата пособий по безработице (в размерах и на срок, установленный законом), повышение эффективности работы специализированных государственных органов, занятых трудоустройством населения, и т. д.

Становление социального государства означает переход к тому, что можно назвать современной демократией в узком смысле. Социальное государство — это не только и не столько программы помощи неимущим, сколько принятие государством ответственности за поддержание стабильности экономического положения граждан, что стало неизбежностью при ослаблении традиционных социальных связей в обществе. Характер современного социального государства отражен в структуре его расходов; например, в США средства, перераспределяемые через федеральный бюджет, составляют около 24% ВНП, из них 55-60% расходуются на социальные нужды. Программы пенсионного обеспечения и медицинского страхования поглощают $250 млрд из общей суммы $570 млрд социального бюджета, и только 17-22% выделяемых на социальные программы средств направляются на поддержку малообеспеченных семей. Смысл современного социального государства состоит в стабилизации политической системы на основе расширения социально-экономических функций государства и достижения в обществе социального мира, заключения своего рода нового общественного договора[145].

Политические гарантии — это всестороннее развитие и совершенствование политической системы общества, всей общей системы демократии с основополагающей идеей самоуправления народа, являющейся одной из важнейших в теории. Суть принципа самоуправления состоит в том, чтобы управление не только осуществлялось в интересах народа, но и закономерно, шаг за шагом становилось непосредственным делом самого народа, не знающего над собой, по словам В. И. Ленина, никакой власти, кроме власти их собственного объединения[146].

Идеологические гарантии — мировоззрение личности, осознающей себя как личность, не отделяющей себя от российского государства, осознающей все трудности и сложности переходного периода.

Большое значение придается специальным юридическим (правовым) гарантиям, особенно когда речь идет о разрешении той или иной конфликтной ситуации, когда нужно обеспечить пресечение нарушений права. В конституции содержится довольно широкий круг правовых гарантий. Всю совокупность как конституционного, так и иного законодательства следует рассматривать в целом как систему юридических гарантий прав, свобод и обязанностей граждан, каждой личности.

В этих актах содержатся положения, свидетельствующие об определенных, четко выраженных обязанностях государства. Ущерб, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается государством в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Право на возмещение ущерба возникает при условии оправдательного приговора; прекращения уголовного дела за отсутствием события преступления; за отсутствием в деянии состава преступления или за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления; прекращения дела об административном правонарушении.

Ущерб не подлежит возмещению, если гражданин в процессе дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства путем самооговора препятствовал установлению истины и тем самым способствовал наступлению для себя последствий в виде ограничения личной свободы.

Таким образом, гражданин реабилитируется независимо от того, по каким основаниям к нему были применены меры, ограничивающие свободу личности, — по вине или без вины должностных лиц; значение имеет тот факт, что эти меры применены незаконно, к невиновному гражданину.

Следовательно, государство не только гарантирует право каждого гражданина в судебном порядке отстаивать свои честь и достоинство, жизнь и здоровье от различного рода посягательств, но и вменяет в обязанность всем государственным органам, общественным организациям и должностным лицам уважать личность, охранять ее нрава и свободы, добиваться неуклонного исполнения ею своих обязанностей.

Таким образом, система гарантий защиты прав человека начинается с законодательства, принимаемого в целях обеспечения интересов личности. Для защиты нарушенного права необходима простая и доступная юридическая процедура защиты, система юридических услуг. В правовом государстве крайне важно иметь широкую систему защиты прав личности, опираясь на которую, каждый мог бы успешно реализовать свои права, нести юридическую ответственность.

Иными словами, принципиальное значение имеет способ разрешения возникающих противоречий между личностью и государством, причем огромный шаг вперед в направлении демократизации общества связан с определением порядка обжалования в суд неправомерных действий государства в лице его органов и должностных лиц, ущемляющих права граждан, введением института Уполномоченного по правам человека. Представляется, что наличие Конституционного Суда России дает основание обращаться к нему с соответствующими исками о защите своих конституционных прав в случае их нарушения различными органами власти.

Судебная форма рассмотрения возникающих противоречий в ходе как нормотворческой, так и особенно правоприменительной деятельности призвана служить подлинным гарантом против произвола бюрократии и чиновничества, местничества, дает реальный шанс утвердить идеи правового государства в цивилизованном гражданском обществе.

Право на судебную защиту относится к числу важнейших исконных, неотъемлемых прав человека. Оно закреплено как во Всеобщей декларации прав человека, так и в Декларации прав и свобод человека и гражданина. Потребность в сильной, действенной, оперативной и компетентной судебной защите значительно возросла в последние годы, приобрела особую остроту в условиях экономического, социального и политического кризиса, переживаемого Россией. Чем уязвимее становятся основные конституционные права — на труд, здоровье, имущество, жилище, чем незащищенней чувствует себя россиянин перед лицом растущей безработицы, жилищного кризиса, инфляции, разгула преступности, тем важнее для поддержания стабильности и правопорядка в стране всемерное укрепление, развитие и совершенствование судебной власти как силы, способной защитить нарушенные и оспоренные права граждан и организаций, отмечает И. А. Михайлова[147].

Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд, ибо несовершенство судебной деятельности (а наше судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам еще далеко от совершенства) подчас воспринимается гораздо более негативно, чем промахи законодательной и исполнительной власти, чьи решения в обыденном сознании носят, как правило, абстрактный, отвлеченный характер. Невозможность на протяжении длительного времени добиться рассмотрения и разрешения порой жизненно важного для человека спора (трудового, жилищного, семейного и т. д.) воспринимается им остро и болезненно, как наглядное проявление бессилия государственной власти и ее равнодушия к нуждам, проблемам и заботам простых людей.

Бесспорно, формирование правового государства в России требует широкомасштабной правовой реформы. Ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в первую очередь от всестороннего законодательного обеспечения. В этой связи конституционное регулирование вопросов, связанных с деятельностью судов по рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел, приобретает особую важность и остроту.

Не наполнено конкретным содержанием и положение о том, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Если сложно пригласить для ведения дела опытного адвоката даже за достаточно высокий гонорар, то обеспечить такое участие бесплатно крайне затруднительно. Поэтому названное конституционное положение должно опираться на детально разработанный механизм предоставления бесплатной юридической помощи, на закрепленный в законе порядок выделения специальных бюджетных средств на эти цели. Иначе возможность получения бесплатной юридической помощи по большинству гражданских дел практически сводится на нет[148].

Вызывает сомнение и безусловное соблюдение провозглашенного принципа равенства сторон перед законом и судом. Этот принцип не всегда соблюдался и в прежние времена, когда общество было гораздо более однородно и в социальном, и в имущественном отношении. Тем более сомнительна его последовательная реализация в условиях стремительного имущественного расслоения, резкого увеличения разрыва между доходами наиболее состоятельных и наименее обеспеченных слоев населения. Более того, если прежде неравные возможности для защиты прав и интересов были обусловлены, как правило, неравным имущественным положением субъектов спора, то сейчас (особенно в так называемых горячих точках России) серьезным препятствием для обеспечения подлинного равенства россиян перед законом и судом служит порой обострение национальных противоречий, национальная принадлежность того или иного участника дела.

В целом проблема полноты и гарантированности прав и свобод человека приобрела в современном мире глобальное значение и стала пробным камнем реальности внутригосударственного и международного права как надлежащей основы внутренней и внешней политики. В борьбе против насилия судьбы отдельного человека, больших и малых наций и всего человечества в условиях современной цивилизации оказались неразрывно связанными и зависящими от возможности обуздать силу правом и от силовых отношений перейти к отношениям формально равных, независимых и свободных субъектов.

Следует отметить, что все, как общие, так и специальные (юридические) гарантии действуют в комплексе. Общие гарантии в целом оказывают воздействие, создают атмосферу реализации правового статуса, причем правомерной реализации, способствуют развитию личности. Разумеется, даже при наличии системы гарантий может и не быть практической реализации правового статуса, если она не подкреплена конкретной эффективной организационной деятельностью.

Правовой статус личности представляет собой одну из первичных и вме­сте с тем фундаментальных категорий теоретического правоведения.

Анализ различных подходов к пониманию структуры правового статуса личности позволяет выделить основные элементы, содержащиеся в опреде­лениях практически всех авторов, - это прежде всего права, свободы, закон­ные интересы и обязанности. Поэтому в самом общем виде правовой статус личности может быть определен как система признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей личности, персонифицирующих ин­дивида как субъекта права.

В зависимости от особенностей и специфики сочетания структурных эле­ментов в теоретическом правоведении выделяют виды правового статуса:

а) общий правовой статус;

б) специальный (родовой) статус определенных категорий лип;

в) индивидуальный статус.

Общий правовой статус — это совокупность прав, обязанностей, законных интересов, которыми обладает каждый человек как полноправный член обще­ства.

Содержание общего правового статуса определяется прежде всего Основ­ным законом (конституцией) государства и не зависит от различных текущих обстоятельств. Общий правовой статус является единым и одинаковым для всех людей.

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения от­дельных категорий лиц (например, студентов, пенсионеров, военнослужа­щих, инвалидов, участников войны и т. д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои особенности (дополнительные права, сво­боды, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем за­конодательстве).

Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифици­рованных прав и обязанностей. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависи­мости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами обще­ства и государства.

Рассмотренные статусы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразде­лимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных каче­ствах — гражданина своего государства (общий статус); представителя опре­деленной социальной группы (родовой статус); единственной в своем роде, неповторимой человеческой личности (индивидуальный статус).

Одним из общепризнанных критериев классификации нрав и свобод чело­века и гражданина является критерий политико-правовой связи индивида с государством. В соответствии с данным критерием права и свободы традици­онно подразделяются на личные и гражданские (экономические, политичес­кие, социальные, культурно-духовные, экологические и т. д.).

Личные права (в юридической литературе их именуют также правами че­ловека) представляют собой совокупность правомочий, отражающих есте­ственно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригиналь­ность личности во взаимоотношениях с иными субъектами социальных отношений. К ним относятся: право на жизнь, достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, свобо­ду передвижения и т. д. Эти права определяются витальными (т. е. жизнен­ными) потребностями человека как биосоциального существа. Соблюдение личных прав человека признается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права. Они рассматри­ваются как обязательные для всех государств, не зависят от их социально-эконо­мического строя. Такие права в идеале должны предоставляться каждому субъекту (индивиду) и гарантироваться конституцией и иным национальным законодательством. Соответственно государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, по и перед всеми, кто нахо­дится под его юрисдикцией.




Политические права определяют возможность участия граждан в управ­лении делами государства и общества. К ним относятся: право граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право на объединение, право па проведение собраний, митингов и демонстраций и т. д.

Экономические права включают возможности, с реализацией которых связывается удовлетворение субъективных интересов индивидуальных и коллективных субъектов в сфере производства и потребления материаль­ных благ. К числу экономических прав относятся право частной собственно­сти, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на труд (данное право рассматривается как принципиаль­ная возможность выбора между общественно полезным трудом и социально нейтральным, а также как право на выбор любой профессии по желанию индивида и вытекающее из этого право на свободу выбора работодателя после получения профессионального образования), право на инди­видуальные и коллективные споры с использованием установленных зако­ном способов их разрешения, включая право на забастовку и т. д.

Национально-культурные и духовные права включают возможности, с реализацией которых связывается сохранение национальной идентичности этнических групп, проживающих в пределах государственной территории, обеспечение равного доступа граждан к духовно-культурному наследию, накопленному в ходе исторического развития, свободное осуществление мероприятий культового характера (свобода вероисповедания). К числу данных прав относятся право на равенство независимо от расы, национальности, языка; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; право на доступ к культурным ценностям; право на свободу совести и свободу вероисповедания и т. д.

Экологические права включают возможности, с реализацией которых связывается обеспечение нормальных (с физиологической точки зрения) условий жизни людей. К числу экологических прав относятся право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности - это I предусмотренные законодательством условия, с наличием которых законодатель связывает реальную возможность и максимальную эффективность реализации прав, свобод и обязанностей, в комплексе составляющих правовой статус.

Современную систему юридических гарантий правового статуса личности можно подразделить на три уровня: международный, региональный и национальный.

В основу международной защиты прав человека положены два междуна­родных Пакта о гражданских, политических, социальных, экономических и культурных правах. Кроме того, разработан в достаточной степени эффектив­ный механизм защиты прав человека в рамках ООН, представляющий собой систему специальных органов к числу которых относятся Генеральная Ас­самблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. Кроме того, в мире действует множество так называемых неправительственных международных организа­ций, созданных в целях защиты прав и свобод человека (Международная ам­нистия, Врачи без границ, Международный Красный Крест и т. д.).

На региональном уровне можно выделить прежде всего американскую, аф­риканскую и европейскую системы гарантий правового статуса личности. При этом функционирующую в Европе систему можно считать своеобразным эталоном. Она сформировалась в рамках Совета Европы, старейшей регио­нальной организации. Двумя важнейшими органами Совета Европы явля­ются: Комитет министров, включающий министров иностранных дел госу­дарств-членов и Парламентская ассамблея, представляющая национальные парламенты. Основной формой нормотворческой деятельности Совета Ев­ропы является создание конвенций и соглашений, наиболее важными из ко­торых считают Европейскую конвенцию прав человека и Европейскую со­циальную хартию. Первая из них была принята 4 ноября 1950 г. в Риме 15 членами Комитета министров Совета Европы и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Этот документ был первым международным договором на региональ­ном уровне, трансформировавшим принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., в конкретные юридические обязательства. На основании этой Конвенции были образованы два органа - Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц.

Национальный (внутригосударственный) уровень гарантий правового статуса личности. Внутригосударственные юридические гарантии правового статуса личности можно подразделить на две большие группы:

1) гарантии реализации правового статуса личности, к которым относятся:

- нормативное закрепление основных нрав, свобод и обязанностей в действующем законодательстве, и прежде всего в конституции госу­дарства;

- предоставление человеку возможности своими правомерными дей­ствиями реализовать законные интересы;

- стимулирование (со стороны государства) определенных видов дея­тельности и, таким образом, побуждение людей к занятию этой дея­тельностью (кредитование образования, строительство жилья, уста­новление льгот для военнослужащих и сотрудников ОВД и т. д,);

- государственная забота о социально незащищенных слоях населе­ния (пенсионное обеспечение, государственные программы поддер­жки материнства и детства и т. д.);

2) гарантии охраны правового статуса личности, которые составляют:

- личные гарантии, предполагающие право личности самостоятельно защищать свои законные интересы всеми не запрещенными законом средствами;

- гарантии в правоохранительной сфере, предполагающие создание государственных органов, осуществляющих охрану прав и свобод человека и гражданина на профессиональной основе (милиция, проку­ратура, институт уполномоченного по правам человека и т. д.);

- гарантии в сфере правосудия, предполагающие формирование и функционирование государственных органов (судов), осуществляющих от имени государства объективное разрешение спорных ситуаций, а также определяющих степень виновности лиц, обвиняемых в совер­шении правонарушений, и выносящих решение о мерах юридической ответственности в отношении этих лиц.

Правовой статус индивида обозначает политико-правовую категорию, связанную с социальной структурой общества и состоянием законности. В правах и обязанностях фиксируются основные юридические принципы взаимоотношений личности и государства. Правовой статус личности как самостоятельная юридическая категория говорит о возможности личности участвовать в правах и обязанностях, отвечать за их правомерную или неправомерную реализацию. Эта категория прежде всего связана с понятием правосубъектности.

личность – это социальная характеристика чело­века на определенном этапе общественного развития. Личность – это член общества, наделенный правовым статусом, правосубъектностью, адресат правового воздействия, участник многообразных обществен­ных отношений, совокупность и содержание которых определяют его положение в обществе и социальную роль, поведение и духовную жизнь.

Однако для характеристики личности в ее взаимодействии с дру­гими социальными институтами используются уже иные понятия: гражданин, ЛБГ, иностранный гражданин, физическое лицо, … Понятие гражданина используется для того, чтобы отличать гражданина государства от иностранного гражданина, поскольку у них разный объем правоспособности.

Правовой статус личности представляет собой систему прав, свобод и обязанностей, которые нашли свое четкое правовое закрепление в нормах права, характеризующих политико-правовое состояние лично­сти. Правовой статус определяется в науке как юридически закреплённое положение личности в обществе. В основе пра­вового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений.

Рассмотрение правового статуса личности в статическом состоянии предусматривает включение в его содержание прав, свобод и обязан­ностей, юридически выражающих идею равенства, суть которого со­стоит в признании одинаковой, равной ценности каждой личности во всех сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни. Правовой статус личности в статическом состоянии есть система, совокупность прав, свобод и обязанностей.

Однако правовой статус личности не существует вне пра­воотношений. Он характеризуется возможностью фактического, ре­ального осуществления прав, свобод и обязанностей личности, исполнением ею обязанностей как перед тем или иным субъектом права, так и перед государством. Это общественное равенство общественного положения, и ни­коим образом не равенство физических и душевных способностей от­дельных личностей. Это динамика правового статуса.

Различают следующие виды правового статуса:

1) общий (международный) наиболее универсальный. устанавливается международными актами. принадлежит любому человеку независимо от наличия или отсутствия у него гражданства определённого государства.

2) конституционный, статус гражданина. устанавливается национальным правом отдельного государства. и среди статусов, устанавливаемых национальным правом, является наиболее универсальным, стабильным. устанавливает различия в положении человека и гражданина конкретного государства. выступает основой для отраслевого, специального и индивидуального статуса. 2) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-­правовой и др.; 3). специальный, или родовой, это статус определенных категорий граждан (студенты, пенсионеры, др.; 4). профессиональные и должностные статусы (статус депутата, ми­ниcтpa, судьи, прокурора); 5). индивидуальный.

В структуру правового статуса входят следующие элементы:

а) основные права, свободы и обязанности; б) их гарантии; в)правосубъектность; г) гражданство.

Гарантии - это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА

1 слайд

Понятие основ правового статуса человека и гражданина Правовой статус челове

2 слайд

Понятие основ правового статуса человека и гражданина Правовой статус человека и гражданина – сов-ть его прав и обязанностей. Это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина.

Они включают: Гражданство; Конституционные принципы правового положения чело

3 слайд

Они включают: Гражданство; Конституционные принципы правового положения человека и гражданина; Основные права и свободы, их гарантии, обязанности. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения главы 2 Конституции РФ. Многие другие права и обязанности граждан базируются на основных правах, свободах и обязанностях, развивают и конкретизируют их. Перечисление Конституцией основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Для положения человека в обществе важен принцип равенства перед законом и судом.

В статье 2 Конституции РФ устанавливается, что «Человек, его права и свободы

4 слайд

Правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется сов

5 слайд

Правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права. Конституционное право выполняет особую роль в закреплении правового положения человека и гражданина. Каждая из других отраслей права закрепляет совокупность прав и обязанностей в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т. д.

Гарантии реализации правового статуса человека и гражданина Гарантии прав и

7 слайд

Гарантии реализации правового статуса человека и гражданина Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту. Наличие гарантий предполагает наличие обязанностей. Выше были описаны обязанности граждан перед государством, однако в данной ситуации подразумеваются обязанности государства перед гражданами. Основные гарантии закреплены в Конституции, но это не означает , что перечисленный список гарантий является исчерпывающим. Для более подробного рассмотрения всей совокупности гарантий существует их классификация по сфере действия. Гарантии делятся на: международно-правовые; внутригосударственные.

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных нормативно

8 слайд

Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных нормативно-правовых актах гос-ва, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. В РФ гарантией, обладающей наивысшей юр. силой, является Конституция. В ней закрепляются основные гарантии, определяющие смысл, содержание и применение законов, деятельность всех трех ветвей власти, а также органов самоуправления. Контроль за их соблюдением принадлежит Конституционному Суду РФ. Внутригосударственные гарантии делятся на общие и гарантии правосудия.

Общие гарантии: защита прав и свобод – обязанность гос-ва. В реализации данн

9 слайд

Общие гарантии: защита прав и свобод – обязанность гос-ва. В реализации данной гарантии участвует весь механизм гос-ва. самозащита прав и свобод: каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. судебная защита. Такая форма защиты прав и свобод является наиболее эффективной, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения. возмещение вреда. Каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов гос. власти или их должностных лиц. Размер возмещения вреда устанавливается судом.

5. неотменяемость прав и свобод. Любой человек может быть уверен, что пока с

10 слайд

5. неотменяемость прав и свобод. Любой человек может быть уверен, что пока существует Конституция РФ, права и свободы, закрепленные в ней, являются непосредственно действующими. 6. возраст. В Конституции сказано, что гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ограничением может служить признание гражданина недееспособным или ограниченным в дееспособности, но только по решению суда. Лица, не достигшие этого возраста, также обладают правами, перечисленными в ГК.

Основы правового статуса человека и гражданина Гражданство Общая правоспособ

11 слайд

Основы правового статуса человека и гражданина Гражданство Общая правоспособность Принципы правового положения Основные права и свободы Обязанности Принцип равного гражданства Приобретение Прекращение Неотчуждаемость прав и свобод Конституционные права и свободы человека и гражданина непосредственно действующие Равенство перед судом и законом Полнота прав и свобод граждан РФ Гражданские Политические Экономические, социальные и культурные Гарантии прав и свобод Платить установленные законом налоги и сборы Охранять природу и окр. природу Защищать отечество Основы правового статуса человека и гражданина

Список литературы: http://center-yf.ru/data/Yuristu/Pravovoi-status-chelovek

12 слайд

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: