Правовой статус городского населения как особого сословия начал определяться

Обновлено: 25.06.2024

В начале XIX века происходит зарождение новых буржуазных отношений, процессы социальных и экономических изменений приобретают значительно больший размах. Россия прошла большой путь развития, существенные изменения происходили как в общественном, так и в государственном строе. Сословная структура российского общества трансформируется: наряду со старыми сословьями землевладельцев и крестьян зарождаются новые. Безусловно, это требует внесения определенных изменений в официально закрепленные правовые нормы, регулирующие отношения сословий.

Цель данного реферата – раскрытие сложившегося в обществе XIX века социального разделения на сословия и их правовое положение.

Для достижения цели необходимо решить несколько основных задач: рассмотреть происходившие в обществе процессы, ознакомиться с издаваемыми в то время правовыми актами в отношении сословий, проанализировать их действительное применение. Для этого следует изучить общественный строй России начала XIX века – как действительно сложившийся, так и закрепленный различными законами.

Таким образом, тема о правовом развитии сословий занимает достаточно большое место во всей истории России. Существует обширный комплекс исторических источников, поэтому освещение в литературе вопроса о юридической специфике сословного строя представляется достаточно полным и раскрытым, что помогает лучше разобраться истиной сущности данной темы.

1. Понятие сословие. Развитие сословий в России

Для более глубокого понимания правового положения сословий, нужно предварительно уяснить общее понятие о сословии.

Сословие (ordo или status) – термин государственного права и обозначает известный ряд политических учреждений. Сословиями называют классы, на которые делится общество по правам и обязанностям. Право даёт либо утверждает, а обязанности возлагает государственная верховная власть, выражающая свою волю в законе. Следовательно, сословное деление – существенно юридическое, устанавливается законом в отличие от других общественных делений, устанавливаемых условиями экономическими, умственными и нравственными, не говоря о физических. Самым наиболее существенным признаком сословного деления служит различие прав, а не обязанностей. Обладая различными правами, классы общества могут нести одинаковые государственные обязанности; но если на них положены неодинаковые обязанности, то они не могут обладать равными правами.

Отсутствие у одного сословья прав, которыми обладают другие, не увеличивает количество его обязанностей; напротив, свобода одного сословья от обязанности, падающей на другие, дает ему лишнее, хотя и отрицательное право в сравнении с другими. Притом государственные обязанности отличаются неодинаковой тяжестью, и, если они разделены между сословьями, а не падают одинаково на всех, то их удельный вес дает преимущество менее обремененным сословиям, позволяя им в потоке юридических отношений держаться выше других.

Таким образом, сословным неравенством прав не обусловливается неравенство обязанностей, но неодинаковые обязанности всегда обуславливают неравенство прав. Значит, обязанность есть случайный признак сословного деления, а права прямо влияют на дифференциацию общества [1, с. 1].

Каждому сословию присущи:

1. Сословные права, которые можно разделить на два разряда: права политические и права гражданские. Первыми определяется участие всего сословия в государственных делах, вторыми – степень правоспособности каждого лица известного сословия в его частных отношения;

2. Сословные обязанности, которые, разумеется, все государственные, но их можно разделить на:

  • Личные обязанности – это часть личного труда, обязательно уделяемого в пользу государства;
  • Вещественные обязанности – это часть имущества, обязательно уделяемого в пользу государства;
  • Прямые обязанности – это жертвы, обязательно приносимые непосредственно государству.
  • Косвенные обязанности – это жертвы, обязательно приносимые лицами определенного сословия не прямо государству, а по поручению государства лицам других сословий [1, с. 9].

Следует немного возвратиться в историю русских сословий. Сословное деление в России отличалось необычайной подвижностью и изменчивостью. Общество несколько раз делилось и переделялось, неоднократно меняло свою юридическую внешность и свой состав. Следя за этими изменениями, историю русских сословий можно разделить на четыре периода, из-за которых в каждом было своё основание сословного деления, непохожее на то, на котором строилось сословное деление предшествующего или последующего периода. Первая формация русского общества, какая нам известна, обнаруживается в памятниках права XI и XII вв. Согласно этим памятникам общество делилось на две резко разграниченные половины, и первоначальным основание деления служило завоевание или вооруженное давление. На этом основании строилось и держалось общество с IX до конца XIIв. Рассматривая состав общества в удельные века (XII, XIV и XV), встречаем другое основание, которым служил хозяйственный договор свободного лица с удельным князем. В период, когда создавалось Московское Государство (в XVI и XVII вв.), основанием сословного деления служило различие государственного тягла, разделенного между классами общества по их хозяйственным положениям. Наконец, с XVIII по XIX в. сословное деление перешло на новое основание, которым служило различие прав, распределенных между сословиями по их политическому значению [1, с. 34].

Следовательно, таковы четыре периода истории сословий России и таковы основания, на которых в каждом из них строилось сословное деление.

2. Правовой статус сословий в начале XIX века в Российской империи

В истории Российского государства начало XIX века занимает особое место в связи с тем, что государственно-правовые явления происшедшие в этот период обусловили дальнейшее развитие государства и права до октябрьской революции. В этот период происходит рост капиталистических отношений в России, развивается освободительное движение. В противовес этим явлениям выявляется тенденция усиления централизации государственного аппарата, как основного орудия укрепления крепостнических отношений. Ведется активная работа по кодификации права, издается ряд крупных инкорпораций и кодексов, что свидетельствует о высоком уровне развития юридической мысли в России [2, с. 80].

Сословная структура общества Русского государства в этот период претерпела некоторые изменения, связанные с усилением разложения крепостнического строя и формированием капиталистических отношений. Однако, по-прежнему, население делилось на 4 сословия:

  • Дворянство;
  • Духовенство;
  • Крестьянство;
  • Городское население.

Закон от 16 июля 1845 г. установил так называемые заповедные дворянские имения – майораты, не подлежащие дроблению и переходящие по наследству старшему сыну. В 1798 г. были уволены со службы офицеры, не являющиеся дворянами, и с 1798 г. лиц не дворянского происхождения к офицерскому званию не представляли [2, с. 81].

Правовое положение духовенства постепенно меняется. С 1801 г. лица духовного звания, а с 1835 г. – их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 года – от постоя. Духовенство начали разделять на черное (монашество) и белое (приходское) [ 2, с. 81].

Постепенно осуществлялся перевод приходского духовенства на государственное содержание, а награжденные из его числа орденами получали наследственные дворянские права [ 3, с. 135].

Указ 28 декабря 1818 года разрешил всем крестьянам (в т.ч. и помещичьим) учреждать фабрики и заводы. Развитие капиталистических отношений отразилось в некоторых актах, касающихся правового положения крестьян.

Указ от 12 декабря 1801 г. представлял право купцам, мещанам и всем крестьянам (кроме помещичьих) покупать земли. Указ от 3 марта 1848 г. предоставил это право и помещичьим крестьянам [2, с. 82].

Земля делалась, таким образом, объектом свободного гражданского оборота. Дворянскую землю стали приобретать и бывшие крепостные. Среди дворянства появились просвещенные кружки, в которых сознавали необходимость освобождения крестьян. Однако широкая масса дворянства, разумеется, была против каких-либо реформ крепостного права.

Один за другим учреждались секретные комитеты по крестьянскому вопросу. И деятельность этих комитетов, протекавшая в самой непроницаемой тайне, кончалась ничем или почти ничем.

Не сладив с крестьянским вопросом, Александр I, а затем и Николай I обратили свой взор на ту группу крестьян, которая принадлежала казне и носила название государственных.

Черносошные крестьяне были относительно свободны, а земля принадлежала им на праве владения. Этим крестьянам было запрещено отчуждать землю в руки лиц, не несших тягло перед государством, передавать землю многочисленным на севере монастырям.

С учреждением регулярной армии при Петре I эти крестьяне перестали быть нужны как служилые люди и были обложены наравне с другими крестьянами подушной податью и причислены к категории государственных крестьян.

На востоке в состав этой группы вошли разного рода инородцы и масса сибирских крестьян, по положению своему ничем не отличавшихся от черносошных крестьян поморских уездов.

Высшей инстанцией, где сосредоточивалось управление государственными крестьянами, был Департамент государственных имуществ в Министерстве финансов. Департамент не пользовался никакой самостоятельностью, а Министерство финансов интересовал лишь сбор податей с крестьян. Впоследствии было образовано Министерство государственных имуществ (1837 г.), а в каждой губернии учреждались особые палаты государственных имуществ, находившиеся под общим надзором губернаторов.

Главная История отечественного государства и права Статьи - ИОГП Изменение правового статуса сословий XVIII

Изменение правового статуса сословий XVIII

В этот период государство стремится к правовой регламентации всех сословий: дворянства, духовенства, крестьян, городского населения.

Укреплению дворянской диктатуры способствовал Табель о рангах 1722 г. Все гос. должности занимали дворяне, служба которых при Петре I была пожизненной. Петровские указы требовали от дворян прохождения военной службы, начиная с солдатского звания, а также обучения за границей.

В период абсолютизма происходит процесс огосударствления церкви. Духовенство было важной политической силой в стране. Оно делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Начатая Петром I церковная реформа не оправдала его ожиданий. В I четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации. С 1722 г. установлены жесткие правила вхождения в духовное сословие. С 1737 г. проводится мобилизация в армию безместного духовенства. В 1764 г. церковь была лишена всех вотчин, епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады. Тем самым было ликвидировано феодальное землевладение церкви. Формально выход из духовного сословия был открытым, но желающих изменить статус практически не находилось.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и дворцовых.

Развитие экономики способствовало выделению из среды крестьянства торговцев и ростовщиков. Но основная масса крестьян несла повинности в пользу хозяина в виде барщины или оброка. Ежегодно крестьяне направляли по одному рекруту с 20 дворов. Кроме того, они работали на строительстве городов, верфей. В 1718 г. была введена подушная подать, которая ликвидировала такой разряд населения, как люди вольные и гулящие.

Различие между холопами и крестьянами стирается. Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями, более того, распоряжались ими как своей собственностью. Указом 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и каторжных работ. Феодально-зависимыми были и гос. крестьяне.

В 1721 г. купцам было разрешено покупать селения (с крестьянами) и приписывать их к мануфактурам; так появились посессионные крестьяне. В результате секуляризации церковных земель возникли гос. крестьяне, которые несли в пользу гос-ва денежный оброк. Дворцовые (с 1797 г. - удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии.

Города развивались как центры торговли и промышленного производства. Гос-во, заинтересованное в преодолении экономической отсталости страны, предоставляло различные льготы. Особо привилегированное положение получили владельцы мануфактур.

Руководящие должности занимали крупные купцы.

Мещане составляли большую часть городского населения и являлись податным сословием. Горожане имели свой сословный суд и органы местного самоуправления - общую городскую думу.

Табель о рангах

Роспись чинов 24 января 1722 г., табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Все новые уч­режденные должности - все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, - выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та­бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут.

Введение табеля о рангах было одной из важнейших государственных реформ. Это нововведение в корне подорвало значение знатности на государственной службе. Со времени введения табеля о рангах государственные служащие добивались высоких чинов только благодаря личным заслугам, а не благодаря рождению в знатной семье.

Виды чинов по табелю о рангах

Читайте также: