Правовой обычай как источник права киберленинка

Обновлено: 18.05.2024

Правово́й обы́чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

Особая роль обычного права отмечается в неотдифференцированных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.

В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.

Значительную роль правовой обычай играет в международном праве.

Содержание

Понятие

Правовые обычаи есть особая разновидность общегражданских обычаев (к которым принято относить обычаи делового оборота и другие обычаи, обыкновения и заведенный порядок), действующих в обществе. Их содержание образуют конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных отношений и связей вызывают возникновение в индивидуальном, групповом и массовом общественном сознании определенных стереотипов поведения.

Появление обычного права в обществе было обусловлено определенными социально-экономическими и культурными предпосылками.

Существуют различные теории происхождения обычно-правовых норм в человеческом обществе, которые сводятся к определению их авторами наличия или отсутствия детерминирующей роли государства в процессе зарождения правового регулятора в обществе. Первое направление связывает возникновение обычного права с периодом распада первобытного строя и становления государства. Такой позиции придерживались видные российские ученые дореволюционного периода Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и другие. В настоящее время эту теорию развивают российские ученые-этнографы В. П. Алексеев, А. И. Першиц, а также ученые-юристы А. Б. Венгеров, С. С. Алексеев и другие.

Взаимосвязь государства и права несомненна, однако этот феномен, наблюдаемый в современной действительности, не означает невозможности возникновения права ранее возникновения государства, поскольку в догосударственном обществе уже существовала достаточно развитая нормативная система регуляции обычно-правового характера. А государство нашло лишь адекватные формы закрепления и интерпретации права в интересах господствующих сил [1] .

Для распознания нормы обычного права и установления ее содержания необходимо выделить внутренние формы обычного права, которые можно назвать способами выражения норм обычного права и классифицировать на две группы: способы выражения норм обычного права в виде актов автономной воли участников гражданско-правовых отношений и судебные способы. К первой группе относятся общественные или народные формы выражения норм обычного права (пословицы, поговорки, предания). Более важным способом в пределах данной группы является договор, в особенности, примерные условия договора, которые могут применяться в качестве правовых обычаев, а также своды унифицированных обычаев и правил.

Формы санкционирования государством обычных норм

Данный вид санкционирования имеет тенденцию права как закона приходить на смену обычаям. Замена обычаев государственно-правовыми нормами может производиться по-разному. В одном случае это санкционирование обычая, при котором правило остаётся прежним, но становится юридическим. В других случаях государственно-правовая норма, приходя на смену обычаю, вносит определённые уточнения (без изменения сути и содержания), делающие конкретное правило более чётким. И ещё один вариант, когда правовая норма появляется как синтез нескольких обычаев. Таким образом, последовательная замена обычаев, превращает их в положительное право [3] .

Следующей формой государственного санкционирования обычая является отсылка к нему в законе. В наше время это самый распространённый вид придания норме государственно-правового характера. Очень важно, что при такой санкции обычай превращается в элемент национального права, не утрачивая при этом характер обычая.

При этом этой форме санкционирования присуще следующее: санкционирование может носить достаточно общий характер, когда в конституциях государств есть ссылка на обычай как источник права; когда в специальных нормативных актах имеются разрешения законодателя в определённых правоотношениях руководствоваться местными обычаями; а также когда диспозитивная норма допускает использование правовых обычаев в случаях, если нет соответствующего законодательства, то есть обычай носит субсидиарный характер [4] .

Наряду с санкционированием норм обычного права, государство, в случае необходимости и целесообразности, может предоставить защиту тех обычаев, которые лежат вне правовой сферы. В данном случае обычай превращают в закон и обеспечивают его применение соответствующей санкцией.

Одной из основных форм санкционирования обычая выступает судебное решение. В случае, когда суды систематически применяют ту или иную норму обычного права, такая норма превращается в санкционированный обычай. При определённых исторических условиях сама юридическая практика может привести к образованию своеобразных судебных обычаев, которая со временем может сложиться, например, в систему английского общего права.

Надо оговориться, что дальнейший генезис государства сузил санкционирующую роль судов, либо вообще её устранил. Это связано с тем, что государства, во-первых, не применяют такой источник права как правовой обычай, во-вторых, в высших по юридической силе нормативно-правовых актах признают его полноправным источником права, либо, в-третьих, допускают ссылки на обычное право в действующем законодательстве. Таким образом, обычай, применяемый судом, уже является санкционированным государством.

Целью моей курсовой работы является формирование целостного представления о правовом обычае как источнике права. Поставленная цель предопределила следующие задачи курсовой работы: рассмотреть
понятие и виды источников права
понятие и виды правовых обычаев
правовой обычай в современных правовых системах
правовой обычай в правовой системе России

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие и виды источников права 4
Глава II. Понятие правовых обычаев, формы санкционирования государством обычных норм и их виды. 10
Глава III. Правовой обычай в современных правовых системах и в правовой системе России 18
Список использованной литературы 27

Содержимое работы - 1 файл

Правовой обычай как источник права.doc

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Кафедра теории и истории государства и права

Правовой обычай как источник права

Студентки группы Ю-103 Козалетовой Алены Ильиничны

Научный руководитель кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права СПбГУЭФ Турбова Яна Валентиновна

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры, отражают ее особенности. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. Несмотря на продолжительность своего существования, обычное право стало объектом серьезного научного исследования только с начала XIX века, которое осуществлялось, в основном, этнологами и историками. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами. Обычное право как юридическое явление рассматривается в качестве исторически ценного источника, но малоактуального в современных условиях. Такому представлению, конечно, способствует то незначительное место, которое отводится данному источнику права в правовых системах современных государств. Разумеется, нельзя не отметить, что в современной судебной практике ссылки на обычное право применяются крайне редко, однако достаточно интенсивное развитие получает практика заключения гражданско-правовых договоров на основании обычных норм, а также формирование корпоративных кодексов или сводов единообразных обычаев и правил. Целью моей курсовой работы является формирование целостного представления о правовом обычае как источнике права. Поставленная цель предопределила следующие задачи курсовой работы: рассмотреть

  1. понятие и виды источников права
  2. понятие и виды правовых обычаев
  3. правовой обычай в современных правовых системах
  4. правовой обычай в правовой системе России

Глава I. Понятие и виды источников права

Несмотря на продолжительность существования, обычное право стали систематически изучать лишь с начала XIX в., причем не столько правоведы, сколько специалисты других отраслей знания.

Однако следует сказать, что в настоящее время в условиях развития рыночных отношений формируется обычное право, которое приходит на помощь при наличии пробелов в законодательстве, и это факт нельзя не учитывать. Наше государство признает в качестве самостоятельных источников гражданского права обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ) и другие правовые обычаи, в связи с чем необходимо научно осмыслить отличительные признаки обычного права и его соотношения с другими источниками гражданского права.

Виды источников права определяются по многим классификациям, я постараюсь рассмотреть основные.
Смотря на то, как придаётся нормативный, общеобязательный смысл одним или другим правовым предписаниям, выделяют: прецедент, правовой обычай, нормативно-правовой акт и так называемый договор нормативного содержания.

Юридическим прецедентом называют постановление государственного органа (чаще всего административного или судебного) по какому-то конкретному делу, которое после этого становится общеобязательным при рассмотрении похожих дел. Юридический прецедент стал и является одним их основных источников права в странах с так называемой англосаксонской правовой системой-семьёй (США, Англия, Канада и др.).

Правовые обычаи образуют обычное право. Хотя они и определяются экономическим строением общества, но создаются еще при слаборазвитых экономических отношениях. Это логично, так как государство, в силу своей примитивной организации, в то время, еще не может наладить стабильную правотворческую деятельность своих органов управления.

Самыми яркими примерами правовых обычаев или записей обычного права можно считать такие памятники рабовладельческого и феодального права, как древние законы Драконта (Греция, Афины, VII в. до н. э.), законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н. э.), Салическая правда – варварские законы (Франкская монархия, VI в. до н. э.).

В основе обычного права, как правило, лежат варварские, нецивилизованные правила поведения. Поэтому в современном демократическом государстве они практически никогда не считаются основными источником права.

Нормативно-правовой акт – это властное предписание государственных органов, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права (постановление, закон, кодекс, инструкция и др.). Нормативно-правовые акты образуют строго выстроенную систему, которая основана на их юридической значимости. Он признаётся основным источником права в России и в государствах континентальной Европы.

Договором нормативного содержания называется соглашение двух или более субъектов, содержащее нормы права, решающее вопросы по поводу их взаимоотношений. Одним из примеров такого договора можно считать Федеративный договор, который был подписан субъектами РФ. Все участники договора нормативного содержания добровольно подписывают его и возлагают на себя обязанности, следующие из его содержания. Это одна из характерных черт договора.

Рассмотрим и другие виды источников права. В правоведении принято различать идеальные, материальные и юридические источники права. Следует учитывать, что потребности общества обязательно должны быть осознаны и проанализированы законодательным органом в соответствии с тем уровнем правосознания и политической ориентации, который существует в тот момент. На позицию законодателя могут оказывать своё влияние особенности международной и внутриполитической ситуации, некоторые другие виды факторов. Этот набор обстоятельств в сумме составляет источник права в идеальном смысле. Результат понимания объективных потребностей развития общества, с помощью ряда правотворческих процедур, получает объективное выражение в юридических актах, являющимся юридическим источником права. В этом случае источник права и форма права равнозначны по своему содержанию.

В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Глава II. Понятие правовых обычаев, формы санкционирования государством обычных норм и их виды.

Исторически первой формой права (или источником права в формальном смысле) явился правовой обычай – обычай, санкционированный государст­вом. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но обре­тает возможность государственно–принудительной реализации: если не срабо­тает сила привычки, к делу подключится государство. Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно–правовом акте (отсылки к обычаю);

б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного реше­ния. Если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте норма­тивно–правового акта или положена в основу судебного прецедента, то качест­ва самостоятельного источника права (правового обычая) обычай не обретает: норма обычая существует уже в форме нормативного юридического акта или судебного прецедента.

Правовой обычай— это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям, получив­шее официальное одобрение государства, применение которо­го обеспечивается санкцией государства. Законы Ману, Русская правда - это сборники правовых обычаев.

В правовых актах иногда встречаются ссылки на деловые обыкновения и национально-культурные обычаи.

Например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущест­венные отношения могут регулироваться обычаями делового обо­рота, под которым признается сложившееся и ши­роко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Статья 58 Семейного кодекса определяет, что имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

Второй вид источников права – судебный прецедент, который признавал­ся источником права еще в Древнем Риме. Важным источником права судебный прецедент в на­стоящее время является в странах, в которых получило распространение анг­ло–саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить ин­формацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означа­ет признание у суда правотворческой функции, условием чего, в принципе, являются высокая правовая культура и развитое правовое сознание как су­дебной системы, так и общества в целом, демократические традиции, отла­женные системы информации и социального контроля.

Юридический прецедент— это судебное или административ­ное решение по конкретному юридическому делу, которому прида­ется сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Юридический прецедент распространён в странах общей пра­вовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.




Различают судебный и административный прецедент.

Судебный и административный прецедент - это резуль­тат правоприменительной деятельности судебных или административных органов, вырабатывающих правоположения, для которых характерна извест­ная степень обобщенности и обязательности.

Правоположения - концентрированное выражение юриди­ческой практики. Они в состоянии компенсировать естествен­ное отставание законодательства от динамики общественных отношений. Правоположения юридической практики можно рассматри­вать в качестве прецедентного права. При прецедентной форме права судебные и административ­ные органы фактически создают новые правовые нормы.

Правовой обычай – это устойчивое правило поведения, сложившееся в результате длительного повторения людьми определенных действий.

Обычай является самой древней формой права.

Со временем самые важные для людей обычаи стали трансформироваться в законы, то есть правила поведения, принимаемые государством и выражаемые в письменном виде.

Некоторые обычаи сохраняются до сих пор, однако большинство из них уже не имеют общеобязательной силы, как законы (например: обычай отмечать Новый год, праздновать свадьбу, устраивать поминки), поскольку не являются актуальными для общества в такой степени, чтобы претендовать на статус закона.

Вместе с тем, отдельные обычаи и в настоящее время могут трансформировать и в нормы права. Например, практика работы представительных органов власти выработала неписаный порядок, когда первое заседание вновь избранного парламента открывает старейший по возрасту депутат.

С принятием Конституции в 1993 году этот обычай обрел высшую законодательную силу, поскольку закреплен в части 3 статьи 99 Конституции РФ.

Юридический прецедент – это решение суда или административного органа по конкретному делу, при этом данное решение приобретает обязательную силу при рассмотрении подобных дел.

Такая форма права характерна для стран с англосаксонской системой права, основанной на прецедентом праве (Англия, США, Новая Зеландия, Австралия). Юридические прецеденты стали активно использоваться с XIII века в Англии.

Религиозные тексты

Вопрос № 49. Правотворчество: понятие, виды, принципы.

Правотворчество – это активная государственная деятельность по созданию, изменению или отмене нормативно – правовых актов. Оно протекает в установленных процедурах, и основывается на определенных принципах.

Принципы правотворчества – это основополагающие базовые идеи и правила, придающие процессу правотворчества должную легитимность, эффективность и качество.

Правотворчество строится на следующих принципах:

1. Демократизм – принятие законов и других нормативно – правовых актов должно протекать в условиях широкого привлечения граждан к обсуждению законопроектов, соблюдения демократичности процедур, участие общественных организаций или их представителей в оценке качества законопроекта.

2. Законность – каждый правовой акт должен быть принят с соблюдением установленной процедурой его принятия компетентным органом, не должен противоречить Конституции, федеральным законам.

3. Гласность – широкое оповещение всех субъектов правотворчества о предполагаемом законе или другом важном нормативно – правовом акте; открытость, прозрачность правотворческого процесса для широкой общественности; практика всестороннего обсуждения законопроектов на парламентских слушаниях, конференциях, семинарах, плюс печать, телевидение, радио.

4. Научность – правотворческие органы при разработке и издании юридических норм должны изучать социально – экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества.

5. Профессионализм – заниматься правотворчеством должны компетентные люди – юристы, управленцы, экономисты.

Субъекты правотворчества – создатели нормативно – правовых актов:

- органы государственной власти и управления;

- должностные лица органов государственной власти и управления;

- руководящие органы и должностные лица негосударственных структур;

- руководящие органы и должностные лица органов муниципальной власти;

- граждане государства в случаях всенародного голосования (референдума).

1. В зависимости от субъектов правотворчество может быть:

- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

- правотворчество государственных органов (ГД, СФ, Правительство);

- правотворчество отдельных должностных лиц (Президент, Министр);

- локальное правотворчество (на предприятии, учреждении, в организации);

- правотворчество общественных организаций (профсоюзов).

2. В зависимости от значимости правотворчество делится на:

- законотворчество (правотворчество представительных высших органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы);

- делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативного акта, входящих в компетенцию представительного органа);

- подзаконное правительство (нормы права принимаются и вводятся в действие структурами не относящимися к высшим представительным органам – президент, Правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты).

Правотворчество является составной частью более широ­кого по своему содержанию процесса - правообразования.

Правообразование - это естественно исторический процессформирования права (в первую очередь формирования право­вых предписаний - норм), в ходе которого происходят анализ и оценка сложившейся социальной действительности с точки зре­ния права, выработка взглядов и концепций о правовом регули­ровании общественных отношений.

Правотворчество -это государствен­наядеятельность, направленная на совершенствование дей­ствующего законодательства путем издания новых нормативно-правовых актов, изменения и отмены устаревших правовых норм.

Основное содержаниеправотворчества составляют такие виды деятельности, как издание нормативных актов управомоченными на то органами, а в некоторых странах - формирова­ние судебных прецедентов. Другие проявления правотворчества - изменение норм, отмена устаревших предписаний - имеют вспомогательное значение. Эта деятельность подчинена основ­ной цели правотворчества, которая состоит в совершенствова­нии действующего законодательства.

Принципы правотворчества:

1. Демократизм. Принцип демократизма проявляется в ак­тивном и широком участии населения в правотворчестве, учет общественного мнения и выражение в законах интересов раз­личных слоев общества.

2. Законность.Принцип законности означает строгое и не­уклонное соблюдение установленного порядка подготовки, при­нятия и опубликования нормативных актов. Нормативные акты должны приниматься в пределах компетенции правотворческо­го органа и соответствовать Конституции страны и ее законода­тельству.

3. Научность.Правотворчество призвано соответствовать существующим и перспективным потребностям общественного развития, его объективным закономерностям; должно учитывать и использовать достижения правовой науки и практики, основы­ваться на теоретических разработках проблем, требующих нор­мативного решения.

4. Профессионализм.Принцип профессионализма предпо­лагает участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов: ученых и практиков, рабо­тающих в соответствующей отрасли права, имеющих большой опыт работы.

5. Гласность.Этот принцип состоит в открытости правотвор­ческого процесса для общественности и проявляется в публи­кации проектов с последующим всенародным обсуждением.

Субъектами правотворчестваявляются в первую очередь государственные органы, которые имеют право принимать нор­мативно-правовые акты, и должностные лица, имеющие соот­ветствующие полномочия. В случае принятия нормативных ак­тов путем референдума субъектом пра­вотворчества признается народ.

В предусмотренных законом случаях в качестве субъекта правотворчества могут выступать общественные объединения, которые вправе принимать нормативные акты в пределах своей компетенции.

В России существуют три основные формыправотворчества.

Благодаря существованию источников права каждый гражданин может ознакомиться с законами страны и защитить свои права. Защита прав может осуществляться как самостоятельно, так и при помощи специально уполномоченных на это лиц. Данная тема изучается на уроке обществознания и входит в перечень вопросов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Понятие и виды источников права

Под источником права понимается официальная, определенная государством, форма выражения права. Иными словами можно сказать, что это совокупность документов, содержащих правовые нормы, официально признанные таковыми государством.

Понятие источника права

В современном мире имеется классификация источников права, в которой две системы - англосаксонская и романо-германская. Для каждой из этих систем характерны свои основные виды источников права.

Вот например для англосаксонской системы главным источником права является судебный прецедент, а для романо-германской - нормативно правовой акт (НПА). Но кроме них существуют также и другие источники права, которые играют немаловажную роль для правовых систем.

Виды источников права обозначены на схеме, изображенной на рисунке ниже. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Виды источников права

Нормативный правовой акт

Это один из официальных документов, имеющий единую форму и принятый специально на это уполномоченным государственным органом или при помощи референдума с соблюдением определенной процедуры.

Нормативно-правовые акты

НПА содержит в себе правила поведения, обязательные для всего общества. Все НПА после их принятия направляются на подпись президенту и подлежат официальному опубликованию, т. е. становятся доступными обществу для ознакомления.

Примером НПА, принятым при помощи референдума, является Конституция РФ 1993 года. Ее проект был разослан во все субъекты РФ для общественного ознакомления, затем граждане могли вносить свои предложения для поправок. После формирования конечного проекта закона, он был выдвинут на всеобщее голосование, где и была решена его судьба.

Нормативный договор

Это еще один официальный документ, который является своего рода соглашением между субъектами права. Нормативные договоры бывают двух видов: внутригосударственный и международный.

Признаки нормативного договора

Для международного права он является основным источником права, разграничивает полномочия между странами-союзниками. Внутригосударственный же разграничивает предметы ведения и полномочия между субъектами страны и ее государственными органами.

Судебный прецедент

Особенность данного источника в том, что он характерен только для англосаксонской системы права и представляет собой решение суда по конкретному делу, которое потом является образцом для других судебных разбирательств.

Правовой прецедент

Например, в США запрещено кидаться мороженым из общественного транспорта, а все потому что один гражданин выкинув из окна автобуса рожок с мороженным нанес травму другому. Суд, рассмотрев данный случай, решил вынести подобный запрет. Вот почему в США существуют, на наш взгляд, такие странные законы.

Правовой обычай

Правовым обычаем считается исторически сложившееся правило поведения ввиду его цикличного повторения в течение длительного времени, которое было принято государством в качестве обязательного. Это самый первый и древнейший способ урегулирования общественных отношений.

В современном мире правовой обычай практически не применяется, его приоритетное использование больше всего было характерно в периоды рабовладения и феодализма.

Религиозные тексты

В качестве источников права религиозные тексты используются лишь в некоторых странах. Они представляют собой священное писание, которое применяется в судебной практике.

Коран

Использование подобного источника права больше всего характерно для мусульманских стран и тех, в которых религия занимает главное, почетное место. Например, одним из таких источников будет являться Коран или Сунна.

Правовые доктрины

Под правовой доктриной подразумеваются труды ученых, которые помогают решить спор по тем или иным юридическим вопросам при существовании пробела в законодательстве или отсутствии прецедента.

Правовая доктрина

Применение такого источника больше всего характерно для англосаксонской системы права. Доктрина по своему содержанию очень напоминает толкование определенных норм Конституционным судом, которые в свою очередь применяются для урегулирования тех же вопросов в РФ.

Общие принципы права

Принципы представляют собой руководящие начала, лежащие в основе права. В некоторых западных странах они применяются для решения правовых вопросов при отсутствии иных юридических норм, способных урегулировать возникшую проблему.

Примером таких принципов могут выступать принципы справедливости, гуманности, доброй совести.

Признаки зафиксированных источников права

Признаки права

Официальные источники права должны обладать рядом следующих признаков:

нормативность - предполагает систему эталонных, общих правил поведения;

общеобязательность - означает, что данные нормы обязательны для всех граждан, а не только для определенного круга лиц;

определенность - нормы должны быть ясными, четкими и понятными;

формальность - нормы принимаются с соблюдением специальной процедуры и должны быть зафиксированы в специальных документах;

системность - предполагает наличие определенной иерархии норм;

властный характер - нормы устанавливаются и обеспечиваются государством.

Источники права в РФ

РФ относится к романо-германской системе права, а это значит, что все российское законодательство состоит из НПА. Самым главным источником является Конституция РФ.

Источники права в РФ

Если какой-либо нижестоящий закон противоречит ей, то он должен быть либо отменен, либо изменен в имеющей разногласие части.

Затем по юридической силе следуют:

федеральные конституционные законы;

Также в Российской Федерации используются международные акты, которые при их ратификации главенствуют над всем российским законодательством. Как и в случае с Конституцией, ни один закон страны не должен противоречить им, в иных случаях будут применяться нормы международного права.

Источники права существуют уже очень давно, и их развитие не стоит на месте. Системы урегулирования общественных отношений как внутри, так и между государствами с каждым годом совершенствуются и не исключена возможность, что в скором времени в мире появятся новые источники права.


Читайте также: