Процесс запущен какие изменения ждут белорусских водителей

Обновлено: 28.06.2024

Законодатели могут отменить техосмотр для физлиц, снизить налог на электромобили и ввести ограничения для шумных машин и карпулинга

Какие изменения ждут водителей в 2022 году

Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий появился в 2005 году по инициативе ООН, констатировавшей обострение глобального кризиса в сфере безопасности дорожного движения. А в прошлом году ООН приняла резолюцию, согласно которой количество смертей в ДТП в мире намерены к 2030 году снизить на 50 процентов. Кстати, Россия к этому же времени планирует сократить показатель втрое. Какие меры для этого могут предпринять, разбиралось наше издание.

80 процентов серьезных ДТП совершают мужчины

По статистике ООН, за год в ДТП в мире погибает 1,25 миллиона человек, еще 20-50 миллионов получают различные травмы. Аварии чаще всего становятся причиной смерти людей в возрасте от 15 до 29 лет, половина из них — это мотоциклисты, пешеходы и велосипедисты.

По данным ГИБДД, опубликованным в марте этого года, чаще всего виновниками ДТП в России становились мужчины в возрасте от 30 до 40 лет. Мужчины же совершили 81 процент всех аварий с погибшими и пострадавшими. Это 2250 ДТП, в которых получили различные травмы 3153 человека и умерли 253 человека.


При этом смертоносные аварии чаще всего происходили в Чечне. Там из 100 пострадавших в ДТП умирали 22,1 человека. В Кабардино-Балкарии (второе место) — это 16,7 человека, в Ингушетии (третье место) — 15,6. В список субъектов — лидеров по смертности в ДТП также вошли Дагестан, Карачаево-Черкесия, Ставропольский край и Северная Осетия.

В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу среднее число погибших в ДТП в расчете на 100 пострадавших по итогам января — сентября 2021 года составило 11,1. При этом в среднем по стране этот показатель составил 7,9 погибшего, следует из данных Единой межведомственной информационно-статистической системы, на которые ссылается РБК.

Почему скорректировали показатели смертности в ДТП

Снизить смертность на дорогах собирались за счет целого комплекса мероприятий: изменения законодательства, повышения требований к подготовке водителей, ужесточения контроля за техническим состоянием машин и даже формирования позитивного имиджа инспектора.


При этом, как отметил Александр Горовой, смертность на дорогах России постепенно снижается. По данным первого замглавы МВД, по итогам 2020 года число ДТП снизилось на 11 процентов (до 137,6 тысячи), число погибших в них — на 4,49 процента (до 15,7 тысячи человек), раненых — на 12,7 процента (до 175,1 тысячи).

Законы на выходе — что изменится в ближайшее время

Работу в сфере безопасности дорожного движения продолжит новый, восьмой состав Госдумы. В сентябре этого года группа сенаторов и депутатов внесла в нижнюю палату парламента законопроект об отмене обязательного техосмотра транспортных средств — один из самых ожидаемых и в то же время критикуемых документов в последнее время.

Проект закона позволяет автовладельцам проходить техосмотр по своему желанию. При этом процедура будет добровольной только для физических лиц, для коммерческого автотранспорта она по-прежнему останется обязательной.

Еще один проект закона, который уже внесен в Госдуму, предлагает устанавливать правила дорожного движения федеральным законом, а не постановлениями Правительства. Если документ примут, вносить изменения в ПДД станет легче, рассказал нашему изданию один из авторов законопроекта, заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов.

Свои идеи по изменению законодательства предложили и регионы. Так, Заксобрание Карелии предложило запретить рекламу услуг по скручиванию пробега. Это не только вводит покупателей в заблуждение, но и искажает информацию о реальном техническом состоянии авто, заявили карелы.

При этом электромобили не только наносят меньшей вред экологии, но, и как следует из статистики, гораздо реже попадают в аварии. Госдума идею поддержала и уже приняла проект закона в первом чтении.

Законы на входе — каких еще нововведений можно ждать

Среди других инициатив, которые могут быть приняты в ближайшее время, проект закона Минтранса, согласно которому состояние водителей грузовиков, автобусов и такси будут контролировать с помощью специальных приборов. Они смогут определять усталость человека за рулем по расширению зрачков или частоте пульса. Сейчас документ проходит общественное обсуждение.

Под особый контроль планируют взять и карпулинг — поездки с попутчиками. Водителям хотят разрешить не более двух поездок в день и ограничить сумму компенсации за перевозку. Такой проект закона подготовил тот же Минтранс. Документ также проходит общественное обсуждение.


Предложения, как сделать дороги еще более безопасными, есть и у вновь избранных депутатов Госдумы. Например, первый заместитель председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая предлагает пересмотреть нормы перевозки в автомобилях детей и подростков.

Еще одно предложение касается использования так называемых треугольников на ремнях безопасности, которые еще называются фиксаторы или адаптеры. Такие устройства, как правило, применяются при перевозке детей в такси в регионах, отметила Буцкая.

Москва, которая уже живет в светлом будущем

В сфере законодательного регулирования дорожного движения тон традиционно задает Москва, которая, можно сказать, уже живет в завтрашнем дне. Многие из действующих мер предлагается распространить и на другие регионы.

Так, недавно в столице с помощью камер видеонаблюдения начали выявлять водителей, которые пытаются проехать между полос, в том числе используя островки безопасности. Об этом сообщил телеграм-канал столичной Госавтоинспекции.


А еще ранее камеры на московских дорогах начали фиксировать автомобили с выключенными фарами ближнего света или без дневных ходовых огней. За это водителям грозит штраф 500 рублей.

Кроме того, Москва первой из регионов начала с помощью видеокамер отслеживать непристегнутые ремни безопасности и разговоры по телефонам во время движения. С начала года полицейские выписали порядка 56 тысяч таких штрафов.

Ожидается и принятие других проектов законов. Одна из последних инициатив принадлежит лично мэру Москвы Сергею Собянину. 8 сентября он внес в Мосгордуму пакет законов против шумных автомобилистов.

Документы увеличивают в разы штрафы за преднамеренное нарушение водителями тишины и запрещают использовать в Москве автомобили и мотоциклы с полностью или частично модифицированными глушителем, если они нарушают спокойствие граждан в ночное время.

Закон против шумных автомобилистов назрел не только в Москве, но и во всей России, прокомментировал это предложение нашему изданию заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

Еще одна инициатива, которая касается Москвы и уже внесена в Госдуму, предполагает введение штрафа для тех, кто выбрасывает мусор из автомобиля. В последнее время в Москве также всерьез взялись за электросамокаты и прочие средства индивидуальной мобильности.

Скорость движения этого вида транспорта в столице уже ограничили в крупных парках, на центральных улицах, а также наиболее проблемных участках улично-дорожной сети. Там самокаты не могут разгоняться больше 15 км/ч.

При этом эксперты отмечают, что столкновения электросамокатчиков с пешеходами происходят и на тротуарах, но такие случаи не считаются ДТП, поскольку самокат по закону не является транспортным средством.


При этом, по данным МВД, всего в России в первом полугодии произошло 180 ДТП, в результате которых погибли пять человек и почти 190 пострадали.

Сколько стоит безопасность на дорогах России

В частности, в 2022 году на безопасность на дорогах планируют потратить 331,7 миллиарда рублей, в 2023 году — 445,8 миллиарда рублей, в 2024 году — 544,7 миллиарда рублей.

Поддержат и организации, занимающиеся ремонтом и строительством дорог. Они смогут получить льготные кредиты — по ставке не выше 10 процентов — на опережающее выполнение заказов. Такое постановление утвердил председатель Правительства Михаил Мишустин, сообщается на сайте кабмина.

А согласно дорожной карте, которую ранее представил Минтранс, к концу 2021 года 40 процентов всех четырехполосных дорог (федеральных, региональных и муниципальных) должно быть с ограждением, к концу 2024 года этот показатель должен составить 100 процентов.

Причем на ситуацию положительно влияет любое ограждение — даже пластиковое, отметил эксперт. Аварийность снижают и столбики, и тросы, и отбойники, заключил Шкуматов. Когда водитель видит помеху, он сразу становится более собранным, объяснил он.

С 1 января 2022 года произошли изменения в законодательстве, которые касаются владельцев и водителей автотранспортных средств. Что изменилось и на что это влияет? Каких еще изменений ждать водителям в 2022 году? Представляем вашему вниманию обзор поправок.

Отменили техосмотр для личного транспорта

С 1 января 2022 года техосмотр потребуется проходить только коммерческому автотранспорту, допустим, такси или личному автомобилю, используемому в служебных целях. Также с техосмотром потребуется столкнуться при изменении конструкции машины или при продаже и постановке на учет автомобилей и мотоциклов старше четырех лет (включая год изготовления). Реквизиты нового закона: Федеральный закон от 30.12.2021 № 494-ФЗ.

Добровольно пройти техосмотр вправе все владельцы транспортных средств на любой станции ТО. Поэтому можно сказать, что техосмотр теперь стал добровольным.


Напомним, что раньше легковушки и мототранспорт старше четырех лет обязательно проходили ТО: автомобили возрастом до 10 лет — раз в два года, старше — раз в год.

Ввели новые тарифы ОСАГО

С 9 января 2022 года страховые компании смогут назначать более низкую плату аккуратным водителям и более высокую тем, кто водит рискованно. Основание для этого – Указание Банка России:


Приведем таблицу с новыми (возможными) тарифами по ОСАГО.

Категории ТС и их особенности Минимальные и максимальные базовые ставки, руб.
Действующие значения Будущие значения
“B” и “BE” (кроме такси), если владельцы — юрлица 1 646 – 3 493 1 152 – 4 541
ТС тех же категорий (кроме такси), если владельцы —физлица, в т.ч. ИП 2 471 – 5 436 2 224 – 5 980
ТС тех же категорий — такси 2 877 – 9 619 2 014 – 12 505
“C” и “CE” с разрешенной максимальной массой 16 т и меньше 2 246 – 6 064 1 572 – 7 884
“D” и “DE” (кроме ТС регулярных перевозок), если пассажирских мест не больше 16 2 134 – 4 165 1 494 – 5 415

Кроме того, с 9 января заработают обновленные коэффициенты территории преимущественного использования ТС, а также возраста и стажа (п. п. 1 и 5 приложения 2 к указанию).

Более подробно – смотрите Указание Банка России от 08.12.2022 № 6007-У. В нем есть и другие новшества, касающиеся применения страховых тарифов.

Предусмотрели уголовную ответственность для злостных нарушителей ПДД

Водителей, которые ранее имели административные штрафы и были лишены прав за превышение скорости более чем на 60 километров в час или за выезд на встречную полосу, привлекут к уголовной ответственности за повторные нарушения. Им будет грозить до двух лет лишения свободы или уголовный штраф в размере от 200 до 300 тысяч рублей. Для тех, кто уже был осужден за опасное вождение, повторное нарушение грозит тремя годами колонии или штрафом от 300 до 600 тысяч рублей.

Ввели новый порядок выдачи медицинских справок

Для водителей усложняется процедура получения медицинской “водительской” справки (иногда потребуется сдавать анализы). Также, скорее всего, стоимость справок возрастет. Подробнее мы писали об этом в специальной статье.

Если врачи выявят подозрительные симптомы из длинного списка Минздрава, то для получения медицинской справки после 1 марта 2022 года, водителю придется сдать дополнительные анализы. По сути – пройти “текст” на алкогольную и наркотическую зависимость.

Документы на перевозку – в электронном виде

С 1 января 2022 года перевозочные документы (транспортная накладная, сопроводительная ведомость, заказ-наряд) могут оформляться в электронном виде. Электронные перевозочные документы подлежат направлению в ГИС электронных перевозочных документов.

Коэффициент “вреда” повысили

С 0,4 до 0,6 повышается коэффициент, применяемый к размеру вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, при превышении значений допустимой массы транспортного средства от 2% до 15% (включительно).

Обязали иметь тахографы

Новые штрафы для водителей в 2022 году (опасайтесь фейковых новостей)

С 1 марта 2022 года будут штрафовать за управление транспортным средством без диагностической карты. Размер штрафа – 2 тыс. руб. Чтобы избежать повторных штрафов, карту нужно оформить в течение суток с момента выявления правонарушения. Основание: Федеральный закон от 26.07.2019 N 219-ФЗ.

В сети Интернет сейчас активно распространяется фейковая таблица с “новыми” штрафами для водителей в 2022 году. Не верьте этим данным! Эта таблица – фейк и ничего подобного законодатели в КоАП РФ для водителей в части новых штрафов не вводили, изменения в ПДД и КоАП не внесены.

Читайте также: