Правовой нигилизм как антикультура

Обновлено: 30.06.2024

Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой - наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы, разновекторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.

В первом случае ; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности - следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Нигилизм вообще (в переводе с лат. - "отрицание") выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это - одна из форм мироощущения и социального поведения.

Правовой нигилизм - разновидность социального нигилизма как родового понятия, сущность которого в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку (законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают), а с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, универсальность, возможности и даже необходимость права - таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, юридической грамотности.

Истоки правового нигилизма

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти (см. также Понятие права: многообразие определений и единство понятия).

Представления о праве как указаниях "начальства" настойчиво культивировались в народе - то, что исходит "сверху", от властей, то и есть право. Эта тенденция проявляется и сейчас на уровне законодательной власти (например, в интересах власти в ЖК РФ вносились поправки о капитальном ремонте, которые во многом противоречат основам гражданского и налогового законодательства; ужесточается "антиэкстремистское" законодательство, фактически ограничивая конституционные права и свободы граждан, и т.д.).

Не зря говорят: "На Руси всегда правили люди, а не законы". Отсюда - наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Расхожими стали горькие слова А.И. Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство. С этим созвучна и мысль М.Е. Салтыкова-Щедрина: суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Историк В.О. Ключевский отмечал, что русская жизнь не знает никакого права.

Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, который называл его "гадким обманом властей", насилием над личностью. Так что несоблюдение законов - устойчивая российская традиция.

На протяжении длительного времени право в обществе "реального социализма" всячески умалялось, принижалось, в нем не видели истинно демократического и общепризнанного краеугольного института, высокой социальной и культурной ценности. Право, скорее, терпели как необходимое декоративное украшение, формальный атрибут, фасад, свойственный любому "благопристойному" государству. Ведь в сталинской Конституции 1936 г. и некоторых других актах содержались внешне вполне демократические и гуманные нормы о правах и свободах личности, гарантиях ее неприкосновенности, участия в общественных делах и т.д. Действовало социальное законодательство.

Но в целом право считалось "неполноценной и даже ущербной формой социальной регуляции лишь на время и лишь в силу печальной необходимости, заимствованной у прежних эксплуататорских эпох" (Э.Ю. Соловьев).

Сегодня главный источник рассматриваемого зла - кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес.

Правовой нигилизм - продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Последнее - традиционно больное место нашей государственности. Пушкинское "он чином от ума избавлен" подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах:

    1. как состояние умов, чувств, настроений и
    2. как образ действий, реальное поведение.

    Последнее - индикатор вредности и опасности явления. Поступки - плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

    Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

    Формы выражения правового нигилизма

    Правовой нигилизм многолик, изощрен и коварен. Он способен быстро мимикрировать, видоизменяться, приспосабливаться к обстановке. Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные:

    Преступность - мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые "дыры" и "щели". Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и правовые устои общества, подрывает престиж России на международной арене. "Девятый вал" преступности угрожает захлестнуть все общество, приостановить его демократическое развитие. Слово "нигилизм" - слишком мягкое для отражения всего происходящего в данной области.

    Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по "своим правилам". Неисполняемость же законов - признак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы никто не выполняет. Неподчинение же законам наносит не меньший вред обществу, чем их прямое нарушение.

    Такое всеобщее непослушание - результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей разболтанности и безответственности. В подобной мутной среде, т.е. в условиях "криминальной демократии", весьма вольготно чувствуют себя всевозможные дельцы, нувориши, не привыкшие жить по закону. Легально и полулегально отмываются "грязные деньги", перераспределяются материальные блага, общество расслаивается на "очень богатых" и "очень бедных".

    Еще римские юристы провозгласили: бессмысленны законы в безнравственной стране. Они также утверждали, что бездействующий закон хуже отсутствующего. В России сложилась ситуация, когда игнорирование юридических норм, самой Конституции стало привычкой. Красноярский губернатор А.И. Лебедь в одном из своих интервью мрачно пошутил: "Собираюсь поставить в крае эксперимент: попробовать жить по закону". Значит, до него там жили "по понятиям".

    Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся "надзаконными". Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии, разрыхляется "правовое поле", на котором легко произрастает правовой нигилизм.

    Существует мнение, что война законов ушла в прошлое, что она велась, когда был союзный центр. Это не совсем так. Война законов не прекратилась, а видоизменилась. Конечно, накал ее спал, особенно в смысле риторики, эмоций, но она продолжается. Теперь эта война идет в пределах России между законами, указами, судебными решениями, правительственными постановлениями, а также между федеральными и региональными актами. Именно поэтому принимаются меры к выравниванию и согласованию двух уровней законодательства.

    Война законов и властей - абсурдная и наиболее разрушительная форма правового нигилизма. Пагубность ее была убедительно продемонстрирована всей российской практикой последних лет. Общая картина усугубляется еще и тем, что кроме войны юридической в стране идет множество других войн (бюджетов, суверенитетов, компетенций, юрисдикций, телерадиоэфиров, кланов, "авторитетов", олигархов, компроматов и т.д.). Соответственно много и разного рода беспределов.

    Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в "разреженном правовом пространстве", т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а "по понятиям".

    При этом целесообразность может выступать под разным "соусом" - в виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид целесообразности. Законность нередко противопоставляется и так называемому здравому смыслу, от которого - один шаг до произвола и самоуправства, или просто "правовой самодеятельности".

    Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда - трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. Шла борьба за роль "обкомов", "горкомов", "райкомов", при которой законы никем не соблюдались. Плюс личные амбиции и соперничество лидеров, их претензии быть "первыми лицами", "хозяином" в данной "вотчине". При этом верх брали прежде всего престижные или карьеристские соображения, честолюбие, а не законопослушание. Законы в этой борьбе были лишь досадной помехой.

    Это своего рода "номенклатурный", или "элитарный", нигилизм, связанный с параличом власти, а любой паралич власти означает паралич права, закона. Здесь соединяются воедино государственный и правовой нигилизм, который дезорганизует сложившиеся нормы управления обществом. Принцип разделения властей, заложенный формально в Конституции, на деле не сложился, система сдержек и противовесов не отлажена. Исполнительно-распорядительная власть оказалась, по сути дела, бесконтрольной, а потому самоуправной и во многом "свободной" от соблюдения законов, особенно на местах.

    Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

    Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис.

    Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и другие его "измерения" и модификации. Правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры. Не могут быть далее терпимы неприглядные гримасы и уродства, искажающие до неузнаваемости облик новой России и ее неокрепшую демократию.

    Судья – должностное лицо государства, носитель судебной власти в РФ. Судьи наделены в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие.

    Прокурор – должностное лицо органов прокуратуры, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами, соблюдением прав и свобод граждан.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Как право связано с культурой?

    2. Что такое правовая культура в широком значении слова?

    3. Что такое правовая культура человека?

    4. Каковы основные элементы правовой культуры?

    5. Что служит фундаментом правовой культуры?

    6. Почему нужно овладевать правовой культурой?

    7. Что такое правосознание?

    8. Что относится к правовой деятельности?

    9. В чем состоят особенности разных юридических специальностей? Приведите примеры из жизни.

    Но если это верно, то неужели должны пройти десятки и десятки, а то и сотни лет для того, чтобы оказалось возможным достичь достаточно высокого уровня культуры в области права? Такой культуры (воистину замкнутый круг), без которой, в свою очередь, невозможно решить другие наши задачи (С. Алексеев).

    Темы для проектов, рефератов и обсуждения

    1. Правовая и политическая культура: сходство и различия.

    2. Зачем обывателю правовая культура?

    3. Правосознание как форма общественного сознания.

    4. Правовая защита.

    § 70*. Совершенствование правовой культуры

    Необходимость овладения правовой культурой и обществом, и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры – одно из условий формирования духовной личности. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и политическая культура немыслима без полноценного развития нравственного чувства, без знания права и уважения к нему, без совершенствования художественного вкуса. Это особенно важно понять сейчас, когда политика становится практически всем и вытесняет на периферию общественной жизни культуру, право, экономическую целесообразность, мораль.

    Избирательный процесс в современной России стал демократическим по содержанию и форме. Прежнее равнодушие сменила неподдельная заинтересованность отдельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих условиях совершенно нетерпимы политиканство, анархия, правовая самодеятельность и безграмотность. Необходимы культура дискуссий, порядочное поведение по отношению к соперникам по предвыборной борьбе и многое другое.

    Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). И в том и в другом случае говорить об уважении к праву не приходится.

    Особенно опасен доставшийся нам в наследство двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан. Маленький, но красноречивый пример: специалисты обратили внимание на фотографию одного из высокопоставленных подсудимых, направлявшегося от тюремной машины в здание суда с засунутыми в карманы руками. По инструкции же, регулирующей поведение подсудимого, руки должны быть за спиной.

    Яркое проявление правовой антикультуры – неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Остаются неурегулированными правовые основы их деятельности. Чтобы повысить эффективность их работы, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти. Огульная и неквалифицированная критика делу не поможет, она вызывает лишь чувство неловкости.

    Не будем забывать и о том, что негативно к правоохранительным органам относятся в первую очередь правонарушители, сознательно преступающие закон. Огромное же большинство граждан видят в них защитников своих законных интересов, гарантов спокойствия и безопасности.

    Итак, правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме. Все эти элементы свойственны и тем учащимся, у которых не сформировано уважительное отношение к праву.

    Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.

    Право. 10–11 класс. Профильный уровень

    Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Вот почему в учебнике, который вы держите в руках, право рассматривается в неразрывном единстве с государством, особенностями его развития, формами правления, видами политических режимов и т. д.

    Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизнедеятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в.

    Оптимальное содержание правового материала сосредоточено в основном учебном тексте параграфов. Однако очень важны дополнительные и методические материалы, помещенные после параграфов, объединенные в рубрики.

    Вопросы для самоконтроля помогут проверить, насколько глубоко вы усвоили содержание параграфа.

    Это интересно. Цель рубрики – побудить учащихся к осмыслению сложных, дискуссионных вопросов, сформулировать свое мнение по проблемам, вызывающим разногласия. Именно поэтому представленные оценки, суждения, позиции не всегда совпадают с точкой зрения автора.

    В первых двух главах содержатся также термины и краткие сведения о крупнейших мыслителях в области государства и права.

    Темы для рефератов и обсуждения завершают каждый параграф.

    В конце учебника помещен краткий юридический словарь. В него включены те понятия и термины, которые не раскрыты подробно в основном учебном тексте. Словарь поможет вам лучше подготовиться к урокам, выполнить творческие задания, тесты, написать реферат.

    Из истории государства и права

    § 1. Происхождение государства и права

    Государство и право теснейшим образом взаимосвязаны: государство (его соответствующие органы) принимает законы и гарантирует их реализацию, а право закрепляет обязательные правила деятельности органов государства, поведения его должностных лиц. Их происхождение наука рассматривает поэтому как совокупный, взаимообусловленный процесс.

    Теорий происхождения государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли эти общественные институты. Впрочем, для обществознания подобная ситуация, скорее, характерна, чем исключительна. Каждая из существующих теорий, кроме расовой, лишенной нравственного и разумного содержания, помогает понять причины появления в жизни людей таких средств организации общественных отношений, как государство и право.

    Раньше других появилась теологическая теория возникновения государства и права. Она непосредственно связана с религиозными представлениями о происхождении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы также государство и законы. Они являются порождением Его воли. Следовательно, государственная власть вечна и незыблема. В Средние века эту теорию разрабатывал, в частности, философ и богослов Фома Аквинский (1224 или 1225–1274).

    Патриархальная теория, развивавшаяся еще древнегреческим философом Аристотелем (384–322 до н. э.), связывает рождение государства с развитием семьи. В семье главой является отец, в стране-государстве – монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет божественное происхождение.

    Теория договора, сторонниками которой являются Г. Гроций (1583–1645), Б. Спиноза (1632–1677), Т. Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802), определяет государственную власть как результат объединения людей, заключивших между собой взаимное добровольное соглашение (договор). Идея божественного происхождения государства и права отвергается, они рассматриваются как продукт воли и деятельности людей. Заключив договор, люди передали государственной власти часть своих естественных (прирожденных) прав, а государство, в свою очередь, обязалось охранять собственность и безопасность граждан и страны. Государственная власть приобрела, таким образом, законную силу по воле и соглашению народа. Если власть нарушает договор с народом, считали некоторые последователи этой теории, народ имеет право свергнуть ее.

    Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на простых правилах здравого смысла.

    Теория насилия формировалась в XIX–XX вв. в трудах Е. Дюринга (1833–1921), К. Каутского (1854–1938) и других политиков и ученых. Согласно этой теории, государственная власть возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения – государство. Само же завоевание одних народов другими рассматривается как форма подчинения слабых сильными, закон природы, вечный и неизменный. Сторонники этой теории абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств, укрепления власти.

    Нигилист

    В этой статье мы разберемся с тем, что такое правовой нигилизм, в чём он проявляется. Рассмотрим примеры и виды правового нигилизма. Начнём.

    Что такое правовой нигилизм?

    Правовой нигилизм — это категорическое отрицание права как необходимого элемента регулирования общества, негативное отношение к праву. Это проявляется в том, что приверженцы правового нигилизма не выполняют требований действующих законов, игнорируют нормы права, обесценивают законодательную базу, пренебрежительно относятся к самому факту существования правового аспекта жизнедеятельности общества. С позиции юриспруденции речь идет о юридическом невежестве, когда люди не имеют сформированных представлений о значимости и пользе права.

    Правовой нигилизм отвергает необходимость в праве, отрицает его пользу для общества, обесценивает возможные перспективы. Так проявляется морально-психологический генезис рассматриваемого феномена. Также отношение к праву может быть индифферентным, то есть безразличным и отстраненным, что является олицетворением низкого уровня образованности людей в правовом поле. Большое влияние на такое положение вещей оказывает дефицит правового опыта, низкий уровень юридической грамотности.

    Правовой нигилизм может характеризоваться прямой взаимосвязью с незнанием закона, с другой выступать в качестве основы мировоззренческих установок конкретного индивида, для которого главными ориентирами в жизни являются традиции и обычаи, право отодвигается на второй план и не воспринимается как необходимый элемент жизни. Также правовой нигилизм наблюдается у людей с хорошим уровнем знаний законодательства, но при этом для достижения своих целей они используют схемы с коррупционной составляющей.

    Примеры правового нигилизма

    К числу наиболее типичных и распространенных примеров правового нигилизма относится:

    • Продвижение в массы нежелательной литературы и негативно ориентированных идей;
    • Понижение авторитета судебной системы и правоохранительных органов.
    • Массовое игнорирование нормативно-правовых актов и законодательной базы;
    • Регулярное нарушение юридических предписаний и вынесенных судом решений;
    • Разработка и внедрение правовых документов с неоднозначным контекстом;
    • Выдвижение на первый план целесообразности и игнорирование законности;
    • Игнорирование основных прав и свобод человека и гражданина;
    • Столкновение интересов различных органов власти;

    Отдельного внимания заслуживает пассивный нигилизм в праве, в данном случае речь идет о безразличном восприятии действительности. Люди не проявляют стремления к изучению действий юридических законов. Такие люди могут недооценивать важность и социальное значение законов, что не является для них проблемой.

    Можно выделить активный нигилизм, который проявляется в агрессивном отношении к праву. Человек с такими мировоззренческими установками выступает против определенных законов, отвергает необходимость в принятии важных для социума нормативно-правовых актов, также часто не анализирует последствия своих действий.

    Причины правового нигилизма

    К числу наиболее вероятных и распространенных причин правового нигилизма относится:

    • Негативно ориентированная социальная обстановка, политическая и экономическая нестабильность;
    • Недостаточный уровень правового воспитания и просветительской работы с гражданами;
    • Предоставление некорректной информации о праве, результатом является отсутствие понимания ценности законов;
    • Неправильная передача содержания научных литературных источников;
    • Действия властных структур, провоцирующие протесты и волнения среди представителей гражданского общества; представителей высших политических кругов;
    • Пренебрежение правовыми правилами представителями уполномоченных органов;
    • Некорректная работа судебной системы, избирательность права по отношению к различным слоям населения;
    • Наличие противостояния между классами.

    Виды правового нигилизма

    Можно выделить несколько оснований для разделения правового нигилизма на отдельные виды.

    С точки зрения умысла существуют следующие виды:

    • Неосознанный умысел. Проявление в отсутствие причины для осуществления противоправных деяний из-за безразличного отношения к системе права и всем его структурным компонентам;
    • Сознательный умысел. Это преднамеренное совершение противоправных действий. Субъекты понимают, что нарушают правовые нормы и опираются на другие установки и правила поведения.

    С точки зрения субъектного наполнения существуют следующие виды:

    • Индивидуальный. В данном случае речь идет о мировоззренческих установках отдельного индивида, определяющими его отношение и поведение в социуме;
    • Групповой. Правовой нигилизм разделяется представителями одной социальной группы, что приводит к игнорированию или нарушению законов;
    • Общественный. Правовой нигилизм распространяется на большие группы людей, составляющих основу социума.

    С точки зрения уровня проявления существуют следующие виды:

    • Повседневный. Проявляется в том случае, если субъекту не нравится его положение в обществе, он лишен возможностей для удовлетворения своих актуальных нужд и потребностей. Это может быть обусловлено несколькими причинами. В первую очередь речь идет о низком уровне культуры и образования, особенности в области правового сознания. Сюда же можно отнести ложные правовые стереотипы и недостаточно развитую правовую эрудицию;
    • Профессиональный. Его возникновение является результатом практической деятельности в области юриспруденции. Отличительной особенностью субъектов является наличие высокого уровня квалификации в рассматриваемой сфере. При этом обладая знаниями, они сознательно совершают противоправные деяния. Данный вид характеризуется наличием тесной взаимосвязи с обыденным уровнем. Все дело в том, что негативное отношение к праву постепенно трансформируется и может распространяться на другие сферы, в том числе профессиональную деятельность;
    • Научный. В данном случае на первый план выдвигается теоретический аспект. Субъекты имеют высокий уровень знаний правовых основ. Проявляется в научных спорах о различных подходах к формированию понимания сущности и содержания права.

    Способы борьбы с правовым нигилизмом

    Борьба с правовым нигилизмом — это длительный и многогранный процесс. В рамках данного процесса могут быть эффективны следующие направления деятельности:

    • Повышение уровня правого образования, осуществление просветительской работы с населением;
    • Детальная проработка всех аспектов действующего законодательства с целью устранения пробелов;
    • Привлечение молодежи к участи в разработке и формировании правовых норм;
    • Повышение престижа органов законодательной и исполнительной власти;
    • Борьба с коррупционными схемами, выявление и наказание лиц, вовлеченных в незаконное присвоение денежных средств;

    Заключение

    Можно сделать вывод о том, что правовой нигилизм представляет собой отрицательное и часто неуважительное отношение к законам, являющееся результатом влияния совокупности причин. Правовой нигилизм как социальное явление может проявляться в различных формах. Его последствия могут оказывать негативное влияние на общество и государство, что обуславливает необходимость в борьбе с этим явлением. Такой подход позволит минимизировать негативные последствия для социума.

    Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

    Любовь Богданова

    Фролова Валерия

    ученица 11.3 класса

    учитель обществознания

    Кондрашова А.Р

    Саратов 2018 г.

    Глава 1 .Исторический аспект и сущность правового нигилизма……………………………………………………………6

    Глава2 Тенденции правового нигилизма в современной России и пути его преодоления ………………………………………………………. 5

    Глава 3 .Правовой нигилизм среди молодежи……………………………….6

    Список литературы …………………………….

    Правовой нигилизм – разрушительной силы феномен,

    Отвергающий лучик закона во тьме бытия.

    Это вечное зло… Отчего же никто не виновен

    В том, что чашу сию осушила Россия моя?

    Даже высшая власть не способна проделать и шага,

    Чтоб улучшить на практике жизнь миллионов людей.

    Все благие идеи. Как водится, стерпит бумага…

    В наше время, наверное, просто нельзя без идей.

    И плодятся как мухи законы, указы, приказы,

    Откровенно порою вступая друг с другом в войну.

    И терзаем вопросом любой здравомыслящий разум:

    Конституция определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это говорит о социально-правовой ориентации внутренней политики государства, выражающейся в признании главной ценностью прав и свобод человека и гражданина, верховенства закона и равенства перед ним. Но, как только ещё формирующееся государство, Российская Федерация сталкивается с побочными эффектами правового развития, в числе которых особое место занимает правовой нигилизм.

    Можно с уверенностью говорить о том, что уже предпринимаются усиленные меры по формированию высокого уровня правовой культуры среди населения. Вопрос лишь в том, будут ли они работать, или им суждено пасть жертвой произвола чиновников и юридической безграмотности населения.

    Актуальность данной темы заключается не только в том, что ею заинтересовались первые лица государства. Проблема оказывает огромное негативное влияние на систему взаимоотношений в российском обществе: социальная напряженность, экономические неурядицы, региональный сепаратизм, дезинтеграция, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое - результат невостребованности права, отрицательного к нему отношения.

    Несмотря на то, что правовой нигилизм есть явление закономерное и постоянное, то есть преодолеть его невозможно, необходимо снижать его уровень, так как это способствует установлению гражданского общества и правового государства - того, к чему мы стремимся.

    Мы живем в стране, которая провозглашает себя демократическим государством. Это по праву так, когда выполняется главное условие, главный признак демократического государства - проявление народной воли. Народная воля проявляется непосредственно как участие в различных выборах: демократических, свободных или периодических, а также в референдумах. Защита демократических признаков и норм избирательного права, а также права на участие в референдуме гарантируется государством с помощью законодательства и соответствующих законов. Ведь проблема участия граждан в избирательном процессе сегодня как нельзя актуальна. Если у российских граждан есть такое право, закрепленное в Конституции, почему они им не столь охотно пользуются, как стоило бы небезучастному человеку? [1]

    Активность избирателей это очень сложный процесс, как и любое социальное явление. Его довольно сложно предугадать, вычислить по формуле или прогнозировать, в итоге выявив точное число граждан, которые решат отдать свой голос в день голосования. Цель моей работы -проанализировав статистику явок в день голосования на избирательные участки граждан нашей страны, выявить тенденцию активности потенциальных избирателей и определить причины, движущие данный процесс.

    -раскрыть причины правового нигилизма;

    -рассмотреть это явление в историческом развитии;

    - найти методы, которые должны способствовать активизации гражданской позиции.

    Привлечение молодежи - довольно актуальная проблема, потому как именно на молодежь возлагают все надежды. Она представляет собой основную опору любого общества, просто потому что за спиной у молодых людей опыт прошлого, опыт своих предшественников, а впереди - будущее, которое они вправе выбирать сами. В процедуре проведения выборов? С этим тоже предстоит разобраться.

    Глава 1. Исторический аспект и сущность правового нигилизма.

    Термин нигилизм ввел еще блаженный Августин для обозначения людей неверующих; в средние века словом nihilista называли ложно верующих или еретиков. В дальнейшем распространению данного термина способствовали немецкие философы и писатели.[ 2]

    По предположению Л.С. Франка, нигилизм - это отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей. .[ 3]

    Но, несмотря на огромный вклад зарубежных исследователей в дело изучения нигилизма, неверно считать данное явление присущим только западноевропейской части, оно свойственно также и российскому обществу.

    По утверждению многих отечественных исследователей, это явление до сих пор имеет огромное значение в нашей стране.

    В понимании современной юридической науки правовой нигилизм является разновидностью нигилизма социального, сущность которого - в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Некоторые исследователи считают правовой нигилизм чем-то вроде национальной черты русского народа.

    Глава 2.Тенденции правового нигилизма в современной России и пути его преодоления .

    По утверждению многих отечественных исследователей, это явление до сих пор имеет огромное значение в нашей стране. Так, согласно проведенному в 2016 г. опросу 34,9% молодых россиян считают, что в России нельзя жить по закону. Не согласны с ними только 9,3% респондентов, остальные затруднились ответить. Опрос, проведенный среди студентов юридических вузов, показал: 45% опрошенных считают оправданным нарушение закона в определенных жизненных ситуациях; 41 - склоняются к мнению, что умный человек всегда найдет способ обойти закон, если он ему мешает; а 28% полагают, что выжить в сложившейся в стране ситуации, не нарушив закон, практически невозможно.

    В.С. Арутюнян отмечает следующие черты правового нигилизма России на современном этапе: .[7]

    во-первых, он характеризуется массовостью. Правовой нигилизм в России распространен не только среди граждан, но и в официальных округах: в государственных структурах, в исполнительной и законодательной ветвях власти, в правоохранительных органах;

    во-вторых, он носит явно демонстративный, агрессивный и неконтролируемый характер;

    Главная цель госполитики - преодоление правового нигилизма, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства, формирование в обществе устойчивого уважения к закону и создание системы стимулов к законопослушанию. Президент выделил шесть основных направлений работы: правовое просвещение и правовое информирование граждан, развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня, совершенствование системы юридического образования в целом, формирование правовой культуры через СМИ и культуру, совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов и совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

    Во-первых, он характеризуется массовостью. Правовой нигилизм в России распространен не только среди граждан, но и в официальных округах: в государственных структурах, в исполнительной и законодательной ветвях власти, в правоохранительных органах;
    Во-вторых, он носит демонстративный, агрессивный и неконтролируемый характер;
    В-третьих, правовой нигилизм проявляется в самых разных формах. Он может быть как криминальным, так и легитимным.

    Правовой нигилизм как социальное явление, с точки зрения психологического подхода к праву, представляет собой максимальную степень несоответствия официального права в данном государстве правовым представлениям большого числа населения.

    Глава 3.Правовой нигилизм среди молодежи

    hello_html_m38920a91.jpg

    Среди учащихся 11-х классов был проведен опрос. Школьникам был задан вопрос, пойдут ли они на выборы в последующие года их проведения. Результаты голосование приведены в диаграмме.

    Наиболее популярными причинами отказа является:

    Мнение о том, что уже все решено

    Пустая трата времени

    Нет достойных кандидатов

    Исходя из этого опроса можно сделать вывод что первая и основная причина скептического отношения молодежи к выборам – недоверие к власти. В массовом сознании молодого поколения закрепилось мнение о том, что выборы являются формальностью, и что их исход решен заранее.

    Вторая, выделенная причина кроется в непонимании молодыми людьми того, каким именно образом их голос на выборах соотносится с собственной жизнью в социальной среде. Молодое поколение не видит в политическом процессе непосредственного влияния на жизнь, соответственно, оно твердо убеждено в том, что голосование никоим образом не отражается на судьбе отдельного человека.

    Третья причина, по моему мнению – это недостаток информированности. Молодое поколение плохо осведомлено о политической деятельности государства, о самом процессе выборов, о кандидатах. Современная молодежь в силу особенностей своего поколения не проявляет должного интереса к политике, что сказывается на отношении (которое является пассивным) к избирательным кампаниям. И это несмотря на то, что сегодня, в век активного использования интернет-технологий, получить информацию о кандидате и его политической программе не представляется трудным. Однако на поверхность всплывает еще одна проблема: изучив политику кандидатов, основная часть молодежи не понимает, как та или иная предлагаемая политическая платформа повлияет на их жизнь. К андидаты не обращаются к молодёжи, потому что та не голосует, а молодёжь не идёт на выборы, потому что кандидаты к ней не обращаются.

    Но кроме равнодушия к будущему своей страны, играет большую роль и такой аспект как правосознание. Правовой нигилизм очень прижился в нашей стране, несмотря на демократический режим и Конституцию, ставящую права личность человека и гражданина в приоритете. Что говорить, а правовая культура в нашей стране только начинает укрепляться, дабы мы строим правовое государство, пытаемся построить гражданское общество. Основная группа проблем реализации активного избирательного права обусловлена низкой электоральной культурой граждан. Воспитание личности предполагает в первую очередь получение определенного набора правовых знаний. Что я вижу из собственного опыта, наблюдая за подрастающим поколением, которые в скором времени станут дееспособными гражданами, полноценными избирателями? Проведем анализ. Городской подросток воспитан в деловой среде, где каждодневно совершаются множество сделок, где правосознание, можно сказать, парит в воздухе, просто нужно его правильно понимать и осознавать. Другое дело, подросток, растущий за пределами города, допустим, в деревне или поселке городского типа. Да, в нынешний век компьютерных технологий, многое позволительно. Человек сейчас имеет доступ почти ко всему электронному материалу, было бы желание. Однако правосознание не городских жителей как было низким, так и остается. Тоже касается и их участие в политической жизни страны. У них просто другая среда обитания. Всё намного проще. Недаром говорят, деревни в России заброшены и никому не нужны. Но это не значит, что там живут другие люди, которые не обладают избирательным правом.

    Р.Н. Донченко. Правовой нигилизм как устоявшееся общесоциальное явление.

    Сирин С.А. Социальные и философские основания правового нигилизма.

    Павельев Р.Н. Нигилизм как специфическая форма деструктивности: социально-философский анализ.

    Читайте также: