Правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения

Обновлено: 25.06.2024

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Агафонова Валентина Николаевна

Населенный пункт: Белгородская область, г. Новый Оскол

Введение

Современная социально-психологическая деформация, происходящая в нашем обществе, ведет к росту различных форм

девиантного поведения и вовлечению в противоправную деятельность все большего числа несовершеннолетних. В сознании многих подростков стирается грань между нормой и отклонением, усиливается смещение ценностных ориентаций в сторону асоциальной и противоправной деятельности, криминального образа жизни в целом.

Рост числа и форм девиантного поведения среди детей и подростков ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую – и приводя их к смертельному исходу. Рост числа различных видов девиантного поведения, в основе которых лежит процесс социальной дезадаптации детей и подростков, приобретает все более широкие масштабы, вырастая в серьезную социальную проблему и требует глубокого научного осмысления.

Исследования в области правонарушений подростков проводят прямую связь между тенденциями роста противоправного поведения детей и подростков и ростом семейного неблагополучия. Так, по данным НИИ семьи, в семьях несовершеннолетних правонарушителей в 80% случаев отмечалась полная безучастность родителей к судьбам своих детей, в 70% семей один из родителей (чаще отец) злоупотреблял алкоголем , до 40% подростков росли в конфликтных семьях, в 15 % семей родители фактически свели свои родительские обязанности к удовлетворению элементарных физических потребностей своих детей.

В связи со всем вышесказанным изучение причин подростковой девиантности, факторов, способствующих ее преодолению и форм и методов социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением приобретают все большую актуальность.


1. Девиантное поведение подростков. Общие характеристики

Девиантное поведение [лат. deviatio — отклонение] — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Девиантное поведение бывает различных видов. По форме своего проявления девиантное поведение можно разделить на проявляющееся в открытой, явной форме (например, хищения, хулиганство и др. преступления), и в скрытой, латентной форме (например, бюрократизм, подхалимство и др.). Девиантное поведение можно также разделить на индивидуальное и групповое, а также на первичное и вторичное.

Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и повсеместно следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происходит какое-либо нарушение этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может мириться. Такие социальные отклонения называются отклоняющимся, или девиантным поведением.

Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними подростками социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. Уровень преступлений был самым высоким за последние 30 лет и составил 1856 преступлений на 100 тыс. человек. Не может не настораживать общество также и то, что под влиянием, прежде всего социально-экономических причин и снижения морально- этического уровня значительной части населения за последние годы наблюдается распространение такого социального порока, как проституция во всех ее видах: женская, мужская, гомосексуальная, костюмированная (под противоположный пол). Дельцы от наркобизнеса втягивают в орбиту потребителей наркотиков все большее и большее количество людей, особенно несовершеннолетних. В Российской Федерации на каждые 100 тыс. подростков в возрасте 15-17 лет 40 человек состоят на учете, это или наркоманы, или токсикоманы .

В зависимости от способа взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества, В.Д.Менделевич выделяет 5 видов девиантного поведения:

1) делинквентное;
2) аддиктивное;
3) патохарактерологическое;
4) психопатологическое;

5) на базе гиперспособностей

Делинквентное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы. Под аддиктивным поведением понимается такое поведение, при котором происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.). Патохарактерологический вид девиации обусловлен процессом воспитания, психопатологический – проявлениями психических заболеваний. Особым видом девиантного поведения являются девиации, обусловленные гиперспособностями человека.

Среди всех этих видов девиантного поведения первый – делинквентное поведение , в крайних своих формах являющееся уголовно наказуемым деянием, наиболее часто становится в центр общественного внимания.

Поэтому на практике чаще используется более узкий смысл понятия девиантного поведения. Дело в том, что в реальной общественной жизни практически невозможно обеспечить полное, абсолютное соблюдение всех норм. Поэтому многие девиации допускаются: с ними мирятся, но в определенных пределах, не нарушающих целостность социальной системы. Если же какой-либо вид девиантного поведения грозит ее функционированию (например, преступность), к нему применяют социальные и правовые санкции.


2. Причины появления детей с девиантным поведением.

3. Школьная и социальная дезадаптации. Проблемы управления профилактической работой.

Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии:

Стадии дезадаптации

Формы девиантного поведения

Неподчинение детей, критика действий взрослых, отрицательное отношение к учёбе. Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений

Нарушение правил поведения в школе, срывы уроков. Прогулы, отказ от выполнения заданий. Курение. Грубость, сквернословие

Хулиганство. Раннее начало половой жизни. Драки, нанесение телесных повреждений. Употребление алкоголя, пьянство. Унижение других. Проба наркотиков, токсикомания. Побеги из дома

Следование воровским законам. Воровство. Вымогательство, рэкет, шантаж. Употребление наркотиков

Проблемы управления профилактической работой деструктивных проявлений в подростковой среде обусловлены не только субъективными, но и объективными причинами.

К объективным причинам можно отнести: .

  1. Ориентацию школ на выполнение отчётности по показателям обучения, а не на личностное развитие и социализацию детей, их активное включение в жизнь общества.
  2. Отсутствие программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых школами по профилактике девиантного поведения детей.
  3. Недостаток полномочий и ресурсов (административных, материальных) у школ для осуществления полного цикла профилактической деятельности для получения устойчивых положительных результатов.
  4. Отсутствие у государственных и общественных структур реальных рычагов влияния на родителей, которые не хотят выполнять свои основные функции по нормальному содержанию и воспитанию своих детей.
  5. Не разработанность механизмов реализации законов обеспечивающих приоритет детства и защиту прав детей, их слабое ресурсное и нормативно-правовое обеспечение на региональном и муниципальном уровнях.

В настоящее время в России нет четко структурной системы социальных служб и учреждений, работающих с детьми группы риска.

Разобщённость действий, отсутствие общей стратегии и координирующего центра в деятельности органов и ведомств, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не даёт серьёзного результата в их работе.

Социально-педагогичекой поддержкой и реабилитацией детей занимаются следующие социальные учреждения нашего города.

  • Центры медико-социально-педагогической поддержки.
  • Отделы опеки и попечительства.
  • Центры поддержки семьи.
  • Центры поддержки детей в кризисных ситуациях.
  1. дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  2. дети из неблагополучных семей;
  3. дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
  4. дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.
  5. дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации

В первую группу входят дети, как правило, имеющие проблемы в умственном развитии и соответственно проблемы в обучении, вызванные тем или иным умственным дефектом. К этой же группе также относятся дети-инвалиды и дети, имеющие различные хронические заболевания. Чаще всего с этими детьми в школе работают психологи, логопеды, медицинские работники.

Вторую, самую многочисленную группу составляют дети из так называемых неблагополучных семей. В этих семьях родители (или один из родителей) пьют, употребляют наркотики, занимаются тунеядством, проституцией; устраивают на квартире притоны; надолго оставляют детей одних дома без еды; жестоко обращаются с ними.

В третью группу входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (как правило это дети тех родителей, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении родительских прав; когда родители в бегах, находятся в заключении или психиатрической лечебнице). Дети попадают в эту группу вследствие смерти родителей или лишения, (ограничения) их родительских прав.

Четвёртую группу составляют в основном дети из бедных, многодетных, приёмных, опекунских семей, где факторами риска являются причины экономического, демографического и педагогического характера, а также сложности адаптации детей к новым условиям обучения и проживания.

Пятая группа: Подростки этой группы характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины. В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека

5. Профилактика девиантного поведения подростков

Профилактика девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневной работы всех социальных организаций и учреждений.
Согласно Федеральному закону “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” № 120-ФЗ от
24.06.99 года создана система органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, это органы управления социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания населения, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления образованием и образовательные учреждения, органы по делам молодежи, учреждения здравоохранения, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД.

Основные направления системы профилактики в школе:

  1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
  2. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
  3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
  4. Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);
  5. Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности;

Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях школы

Для выявления и изучения особенностей детей группы риска и социального статуса их семей в ОУ проводятся специальные анкетирования. Например, составляется социальный паспорт школы.

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи детям и подросткам необходимо представлять не только контингент таких учащихся, но и их психологические особенности. В этом случае используется помощь службы сопровождения – школьного психолога.

Характеристика учащихся школы, входящих в группу риска, обычно показывает, что у них существуют психологические, социальные и педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного решения. Поэтому на следующем этапе возникает необходимость разработки программы по их решению.

В задачи программы должны входить:

  • своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей;
  • своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации;
  • своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов;
  • организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;
  • внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями.

Итак, мы рассмотрели основные проблемы, стоящие перед школой в работе с детьми девиантного поведения и некоторые пути их решения. Однако надо помнить, что каждый педагогический коллектив строит работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего образовательного учреждения и контингента учащихся. Главное, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы школы и, конечно, весь педагогический коллектив.

6. Практические рекомендации:

  • с целью преодоления неуспеваемости учителям предметникам и классным руководителям в соответствии с положением по ведению школьной документации своевременно выставлять отметки в журнал и в дневник
  • классным руководителям необходимо своевременно информировать родителей об успеваемости и посещаемости учебных занятий детей
  • заместителям директора по УВР осуществлять контроль работы учителей предметников со слабоуспевающими уч-ся: наличие журнала и тетрадей для индивидуальной работы
  • школьной службе сопровождения наладить работу с родителями неуспевающих учащихся, оказывая им педагогическую и психологическую поддержку
  • социальному педагогу и психологу необходимо проводить анкетирование родителей и учащихся с целью выявления социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения
  • привлекать к работе с данной категорией учащихся и их родителями специалистов центра медико-психолого-педагогической поддержки
  • педагогический коллектив школы должен осуществлять дифференцированный подход в работе с учащимисяся определённой группы риска
  • заместителю директора по ВР необходимо планировать участие учащихся ОУ в районных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, включать в воспитательный план работу школьного лектория с привлечением специалистов центра поддержки семьи и детства

Литература

Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

О Концепции совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях. Решение Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации от 07.07.1998 г. №1/1. //Семья в России, 1998

Менделевич В.Д. Структура девиантных форм поведения в условиях масштабных социально-психологических перемен /Система социальной работы в условиях переходного периода: принципы формирования и функционирования. Материалы межрегиональной научно-практич. конференции. – Казань, 1998.

Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

статья содержит материалы по духовно-нравственному воспитанию старшеклассников, причинах возникновения девиантного поведения, а также методов и форм работы социально-психологической службы с родителями и педагогическим коллективом

Содержимое публикации

Духовно-нравственное воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников

Подготовил:заместитель директора по воспитательной работе,магистр психологии Аккайынской средней школы Актюбинской области Мартукского района Жабагин Руслан Кенжигалиевич

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности. Это связано с разными причинами:

- во-первых, в современном мире человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера;

- во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

Девиантное поведение подростков характеризуется отклонением от принятых и существующих в обществе нравственных норм, правил и принципов и включает в себя антисоциальные, антидисциплинарные, суицидальные, делинкветные поступки. По своему происхождению они обусловлены отклонениями в развитии личности подростка. В современной педагогике установилось мнение, что девиантное поведение старшеклассников формируется под влиянием наследственности и природно-социальной среды. Анализ специальной психолого-педагогической литературы позволяет выделить следующие причины проявления девиантного поведения у подростков. Явное давление на сознание подростков со стороны взрослых и более авторитетных для них людей.

Несоответствие действительного уровня жизни и желаемого.

Психологические комплексы, вызванные физиологическими особенностями.

Проблемы семейного характера.

Влияние на личность подростка окружающего общества и различных референтных групп.
В связи с этим возрастает роль гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании, природоспособностью и национальным своеобразием, которые, в свою очередь, диктуют пересмотр воспитательно-психологической системы и различных аспектов ее деятельности. Все субъекты воспитательного и психологического блоков должны обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с учащимися и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. Характер деятельности воспитателя либо психолога зависит от его предшествующего педагогического опыта, длительности работы в данной школе и отношений, культивируемых значимость развития духовно-нравственных ценностей школьников.

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.

Эффективность педагогической профилактики отклоняющегося поведения старшеклассников достигается при реализации следующих условий:

Создание условий для воспитательной деятельности .

Использование вербальных методик, тренингов, имитационных игр, направленных на профилактику девиантного поведения старшеклассников.

Воздействие на все сферы личности подростка (интеллектуальную, деятельностную, эмоционально-волевую), способствующее духовному росту старшеклассника, формированию эмоционально-образного отношения подростка к реальной действительности.

Использованная литература

1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы / Ю.П.Азаров. - М.: Аргументы и факты.1993.
2. Кобякова Т.Г., Смердов О.А., Теория и практика организации подростковой добровольческой службы по первичной профилактике нарко- и алкогольной зависимости /Т.Г.Кобякова, О.А.Смердов. -Кемерово,1998.

3.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы /Н.В.Самоукина. – М.: Новая школа, 1993.

4.Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения.- М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.
5.Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершенолетних: современные тенденции. Часть 1.2010 г.-282 с.
6.Противоречия школьного воспитания: семь проблем – семь решений / Под ред. Н.Е.Щурковой. – М,1998.

Профилактика безнадзорности и правонарушений в РФ

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

« - предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

1. Развитие социальных институтов воспитания: поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, развитие воспитательных возможностей информационных ресурсов, поддержка общественных объединений в сфере воспитания.

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций по направлениям: гражданское воспитание, патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, приобщение детей к культурному наследию, популяризация научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание [там же].

Одно из важнейших направлений профилактики девиантного поведения и правонарушений среди несовершеннолетних — социально-психолого-педагогическая диагностика, позволяющая определить факторы, способствующие совершению детьми и подростками отклоняющихся форм поведения, а также личностные и социальные детерминанты, которые могут влиять на готовность к различным видам девиантного поведения [8]. Целью диагностического обследования является определение степени социально-психологической адаптации/дезадаптации и выявление факторов, влияющих на психологическое здоровье обучающегося. Социально-психолого-педагогическая диагностика позволяет провести анализ актуального состояния ребенка/подростка, определить сохранность и нарушения когнитивного и личностного развития, определить наличие/отсутствие неблагоприятной социальной ситуации развития у обучающегося [там же]. Диагностическое обследование может проводиться в форме экспресс-диагностики в рамках ежегодного мониторинга психологического здоровья обучающихся. В случаях, требующих более глубокого анализа состояния ребенка, возможно проведение углубленного обследования. Данное обследование возможно при наличии заявления или согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетнего [26, ст. 42].

Продолжая тему просвещения субъектов образовательных отношений, стоит отменить важную роль образовательной организации в развитии психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся, что является одним из условий реализации ФГОС общего образования и входит в перечень трудовых функций педагогических работников [23]. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) детей и подростков может проходить в форме интерактивных развивающих занятий (тренинг, практикум, мастер-класс и т. д.), индивидуальных и групповых консультаций, распространения информационно-просветительских материалов в печатном и электронном виде, взаимодействия на дискуссионных площадках и во время детско-родительских мероприятий. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей будет проявляться в повышении их способностей к эффективному применению психолого-педагогических знаний в процессе реализации моделей родительского воспитания и взаимодействия с их детьми [23], что также является одним из условий снижения потребности детей проявлять отклоняющиеся формы поведения. Приведем нормативные документы, в которых содержатся методические рекомендации по организации психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) обучающихся.

Ссылка для цитирования

Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы. Т. I / Сост. Г.В. Семья, И.Е. Калабихина, А.М. Спивак, Е.И. Цымбал, А.В. Кучмаева, Н.Г. Зайцева, А.А. Шведовская; под науч.ред. В.В. Рубцова, Г.В. Семья. М.: Издание Совета Федерации, 2018. 272 с.

Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы Т. II / Сост. Г.В. Семья, И.Е. Калабихина, А.М. Спивак, Е.И. Цымбал, А.В. Кучмаева, Н.Г. Зайцева, А.А. Шведовская; под науч.ред. В.В. Рубцова, Г.В. Семья. М.: Издание Совета Федерации, 2018. 192 с.

Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Образовательный процесс как фактор формирования правосознания [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Том 6. № 3. С. 61—69. doi:10.17759/psyedu.2014060307

Егоров И.А., Умняшова И.Б. Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 16—22. doi:10.17759/chp.2017130303

Кузнецова А.А., Ларин М.М., Ларина Н.С., Макунина Е.Б. Опыт разработки Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации // Вестник практической психологии образования. 2017. № 3(52). С. 8—18.

Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся. М: МГППУ, 2018.

Организация просветительской работы с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения: метод. рекомендации для руководителей образовательных организаций / Н.В. Дворянчиков, В.В. Делибалт, А.О. Казина, Н.В. Лаврешкин, О.В. Вихристюк, Л.А. Гаязова, Н.В. Власова, Н.В. Богданович, В.А. Чернушевич, Р.В. Чиркина, Г.С. Банников. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 112 с.

Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 14.07.2011, № 151.

Пимонов В.А., Делибалт В.В., Дворянчиков Н.В., Малкин Д.А. К вопросу о нормативно-правовом регулировании организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте профилактики правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 95—109. doi:10.17759/psylaw.2018080107

Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования: метод. пособие для педагогических работников образовательных организаций общего образования / Под ред. С.В. Алёхиной. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.

Умняшова И.Б. Организационно-правовые и этические аспекты деятельности педагогических работников по развитию психолого-педагогических компетенций родителей обучающихся // Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся: сб. научных трудов / Под ред. Г.В. Новикова, И.Б. Умняшова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ; МГУ; ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА; ФПО России, 2017. С. 45—54.

Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. 2016. № 3(48). С. 11—17.

Чиркина Р.В. Развитие системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия: модели анализа, научные подходы и успешные практики // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 156—167. doi:10.17759/pse.2016210114

Чиркина Р.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дегтярев А.В., Дебольский М.Г., Воронина А.В. К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 1. С. 77—94. doi:10.17759/psylaw.2018080106


ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день все более усиливается актуальность такой задачи, как обеспечение социальной стабильности и сохранение положительных черт общественного бытия. Существенным же препятствием в решении данной проблемы выступает феномен девиантного поведения современной молодежи, в частности девиантное поведение подростков.

Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Его определяют, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или отклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. Это может быть не только нарушение формальных или неформальных норм, но и девиантный образ жизни, девиантный стиль поведения, не соответствующий принятым в данном обществе, среде, группе.

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социально-педагогической профилактике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Как отмечает М. А. Галагузова, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных воспитательно - профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками [3, C. 320]. Как указывает Л. В. Мардахаев, профилактика – это использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании. Профилактика предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность [1, С. 129].

Девиантное поведение регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.

Применительно к процессу формирования девиантного поведения, профилактика понимается как комплекс социальных, медико - биологических и образовательных мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению девиации, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий отклоняющих форм поведения [2, С. 59].

Профилактику принято разделять на: первичную, вторичную и третичную. Относительно деятельности психолого-педагогической службы эта классификация может быть раскрыта следующим образом. Педагогическая профилактика девиантного поведения подростков должна включать в себя три основных блока: первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика - это работа с популяцией условно здоровых людей, в которой существует определенное количество лиц из группы риска.

Третичная профилактика направлена на предупреждение, рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Третичная профилактика – это система действий, направленных на уменьшение риска возобновления девиаций и активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к условиям среды и формированию социально эффективных стратегий поведения.

Основной акцент должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики девиантного поведения, так как она является наиболее эффективной, поскольку полностью стремится избежать патологических результатов, уменьшить количество лиц, в которых может быть начат патогенетический процесс. Усилия первичной профилактики изменяют одни формы поведения на другие и направленные не столько на предупреждение болезни, сколько на формирование здорового поведения. Первичная профилактика имеет такие задачи: совершенствование, повышение эффективности используемых ребенком или подростком активных, конструктивных поведенческих стратегий; увеличение потенциала личностных ресурсов (формирование позитивной, стойкой Я-концепции, повышение эффективности функционирования социально поддерживающих сетей, развитие эмпатии, внутреннего контроля собственного поведения и тому подобное).

Основными способами реализации задач первичной профилактики является обучение здоровому поведению: осознание, развитие и тренировка определенных умений исправляться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением, а также предоставление детям и подросткам психологической и социальной поддержки адекватными поддерживающими системами и структурами. Выполнение задач первичной профилактики девиантного поведения должно осуществляться специально наученными в сфере профилактики, психологии и педагогике специалистом – социальным педагогом, психологом, девиантологом.

Профилактическая работа психолого-педагогической службы в образовательной организации осуществляется по таким направлениям: изучение и выявление причин девиантного поведения детей и подростков, предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности, организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска, взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Существуют различные формы психопрофилактической работы специалистов данной службы:

Первая – организация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика отклоняющего поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни. Особое значение имеет политика средств массовой информации, специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы.

Вторая – психопрофилактическая работа – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и теле фильмов. Она заключается в попытке воздействовать на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений.

Четвёртая – организация деятельности, альтернативной отклоняющему поведению. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно- духовная, благотворительная). В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Шестая – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

1. Едакова, И. Б Проблемы реализации социальным педагогом превентивного обучения детей и педагогов по вопросам девиантного поведения [Текст] / И. Б. Едакова, И. В. Колосова, М. Л. Семенова // Научное обеспеченье системы повышения кадров. – 2011. – № 4 (9). – С. 127-130.

2. Чухрова, М. Г. Психологические детерминанты здорового образа жизни и роль образовательного процесса в формировании здоровья молодого поколения [Текст] / М. Г. Чухрова, А. С. Потапов, М. Л. Гафаров В.В // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 3. – С. 59-60.

3. Шептенко, П. А. Профилактика наркозависимости подростков будущими социальными педагогами в процессе социально-педагогической практики [Текст] / П. А. Шептенко, Е. А. Шаталова // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2(33). – С. 317-320.

Характерной чертой российской социальной действительности последних десятилетий стало увеличение масштабов и форм разнообразных девиаций на всех уровнях: социально-институциональном, социально-психологическом, личностно-психологическом. Социальная фактография, подтверждающая этот тезис огромна. И количественный и качественный рост уровня душевого употребления алкоголя (является одним из самых высоких в мире), в том числе кратное увеличение масштабов подросткового и женского алкоголизма. И угрожающие масштабы наркопотребления. И один из самых высоких в мире уровень самоубийств среди подростков.

Фактически мы наблюдаем глубокий кризис институтов социального контроля и социальных регуляторов вообще. Соответственно, сегодня в обществе в целом и в системе социального контроля в особенности существует явно артикулируемый запрос на создание и внедрение эффективных механизмов социальной регуляции: антикоррупционных и правоохранительных, профилактических и коррекционных, финансовых и правовых, и т.д. [1].

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть не только психофизические отклонения, которыми занимаются врачи (здоровье), но и неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся.

К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

Девиант - индивид, отличающийся по своим характеристикам от основной массы ему подобных.

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Как уже было сказано, проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.

Девиантное поведение подростков может проявляться как в незначительных отклонениях от норм и ценностей, так и серьезных правонарушениях и асоциальных действиях. Важно подчеркнуть, что выделенные формы могут встречаться как в отдельности друг от друга, так и во взаимодействии, когда один вид девиации провоцирует возникновение других, что сильнее затрудняет работу по реабилитации подростка и возвращение его в привычную социальную среду [4].

Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о
норме и отклонение определяется социально [3].

Профилактика отклоняющегося поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом [5].

Начиная с 1992 года в России начали уделять определенное внимание проблеме отклоняющегося поведения. Издан ряд законов и нормативных актов.

В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей.

Среди этих институтов особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. Выросло их количество.

Ими накоплен уже немалый опыт решения социальных проблем, в том числе предотвращения и смягчения девиантного поведения различных групп населения, особенно детей [7].

Профилактика девиантного поведения предполагает реализацию следующих принципов:

  • комплексность;
  • адресность;
  • массовость;
  • позитивность информации;
  • минимизация негативных последствий;
  • личная заинтересованность и ответственность участников;
  • максимальная активность личности;
  • устремленность в будущее [5].

Выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика [6].

Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, проводимых чаще среди детей и подростков с целью предотвращения отклоняющегося поведения.

Первичная профилактика направлена на:

  • устранение неблагоприятных факторов, вызывающих
  • девиацию;
  • повышение устойчивости личности к влиянию этих
  • факторов.

Вторичная профилактика предполагает:

Третичная профилактика направлена на лиц, у которых уже сформировалось девиантное поведение.

  • лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения;
  • предупреждение рецидивов.

Психолого-педагогические мероприятия могут входить в структуру всех трех уровней, но больший эффект они дают при первичной и вторичной профилактике.

В целом несомненна необходимость и результативность психолого-педагогической профилактики девиантного поведения. Но она обязательно должна быть экологичной, учитывать интересы участников, активизировать личностные ресурсы, быть систематической и последовательной. Профилактическая работа может осуществляться в групповой и индивидуальной форме, использоваться при работе с различными возрастными категориями и социальными группами. Для ее реализации часто используются активные методы социально-психологического обучения: дискуссии, тренинги, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В зависимости от используемых методов работа может осуществляться в форме массовых акций, тренингов, образовательных программ, психологического консультирования, кризисной помощи и психотерапии [5].

Необходимо срочное введение (по примеру других стран) общественно-государственной цензуры, защищающей всех людей, особенно подрастающее поколение от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, нецензурных выражений в средствах массовой информации [7].

Проблема профилактики девиантного поведения подростков - многофакторная проблема, для решения которой требуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.

Читайте также: