Правовое принуждение как противодействие насилию в обществе

Обновлено: 02.07.2024

Принуждение в праве — это внешнее воздействие на поведение человека, основанное на государственной силе и направленное на утверждение государственной воли. Под принудительностью понимают объективное качество права, обусловленное его властной природой и государственно-волевой природой предписаний.

Правовое принуждение — это принуждение к осуществлению предписаний права и юридических норм. Правовое принуждение направлено на осуществление норм права, производимых на законных, правовых основаниях. Правовому принуждению характерны определенные процедурные формы, в которых данное право осуществляется. Процесс правового принуждения строго регламентирован правом. В системе права существуют правовые отрасли (гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право и др.), основное назначение которых — установление порядка реализации правовых санкций. Процедурные формы могут различаться по своей развитости и сложности.

Нормативные установления обеспечиваются государственным принуждением, так как без этого право не может выступать эффективным механизмом регулирования общественных отношений, выполнять стоящие перед ним задачи.

Правовое принуждение осуществляется с помощью юрисдикционных, правоприменительных актов. Юридические нормы только предусматривают возможность принуждения. На практике властно-принудительные свойства правового регулирования сконцентрированы в актах применения права.

Административно-деликтная норма — это общеобязательное правило поведения, рассчитанное на неоднократное применение и неопределенный круг лиц, регулирующее отношения, возникающие вследствие спривлечения лица к административной ответственности.

Виды мер правового принуждения

Все меры правового принуждения в зависимости от целей и оснований назначения подразделяют на несколько видов:

  • предупредительные, или превентивные меры;
  • меры правовой защиты;
  • меры юридической ответственности.

Юридическое основание превентивного принуждения — это обстоятельства, позволяющие с высокой степенью вероятности предположить возможность нанесения необратимого ущерба обществу. В такой ситуации действуют юридические презумпции, основанные на наблюдениях практики, обобщенных юридической наукой и законодательством. Назначение превентивных мер заключается в том, чтобы предупредить негативные презюмируемые события: правомерное поведение (досмотр багажа и авиапассажиров); негативная характеристика личности (изъятие оружие); стихийное бедствие (реквизиция транспорта для борьбы с ним).

Готовые работы на аналогичную тему

Назначение мер защиты назначено на восстановление прежнего нормального правового положения посредством принуждения субъекта к исполнению возложенной, но не осуществленной юридической обязанности. Если субъект совершил объективно противоправное деяние, то для него могут наступить дополнительные негативные последствия. При этом они несут сопутствующий, а не основной характер.

Основания и цели применения мер правового принуждения

В основании юридической ответственности лежит правонарушение —противоправное деяние. Меры ответственности в совокупности с функцией правовосстановления направлены на нравственное и психологическое преобразование сознания лица-правонарушителя посредством специфических средств, отсутствующих у мер защиты.

К основаниям мер защиты относятся деяния, объективно являющиеся противоправными, которые нанесли ущерб, но при этом не относятся к виновным. Характерным признаком оснований мер защиты является отсутствие вины.

К основаниям применения мер правового принуждения относится девиантное поведение индивида, нарушающее правовые запреты и предписания, обстоятельства, при возникновении которых достижение общественно полезного результата и предупреждение причинения вреда предполагает ущемление интересов субъектов правоотношений.

Основания применения мер правового принуждения:

  • противоправное деяние, посягающее на общественные интересы;
  • возникновение обстоятельств, наличие которых представляет реальную угрозу для отдельных субъектов или общества;
  • необходимость достижения полезного для социума результата, когда другими способами решить определенную задачу заведомо невыгодно или невозможно.

Субъект, совершая противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее правовым предписаниям и запретам, нарушает закон, причиняет вред обществу, противопоставляя себя ему. Ответной реакцией на правонарушения является применение государственного принуждения, которое выражается в пресечении противоправного поведения, в привлечении лица к ответственности, применении других способов воздействия, связанных с ущемлением интересов для недопущения повторного посягательства.

Применение правового принуждения ведет к негативным последствиям физического, морального, организационного или имущественного характера. Это является одним из способов борьбы с деяниями, опасными для общества. В качестве оснований реализации правового принуждения можно рассматривать не только противоправное поведение, но и возникновение реальной или потенциальной угрозы причинения ущерба и вреда определенным социальным интересам.

Правовое принуждение может быть ориентировано на реализацию общественно необходимых целей, потребность в достижении которых способна в случаях, предусмотренных предпосылкой ограничения прав и свобод определенного субъекта.

Цели применения мер правового принуждения:

  • пресечение противоправного поведения;
  • наказание правонарушителя;
  • восстановление нарушенного права;
  • обеспечение реализации предусмотренных законодательством прав и обязанностей;
  • предупреждение девиантного поведения личности;
  • обеспечение сохранности конкретного социального интереса;
  • оказание медицинского или исправительного воздействия на правонарушителя для изменения антиобщественных установок и взглядов, или его излечения.

Это определяется содержанием способов принудительного воздействия, выступающие не только реакцией на девиантное поведение, но и мерами правообеспечительного и профилактического характера. В сфере управления цель правового принуждения — это гарантия предоставления и защиты прав участников административно-правовых отношений, обеспечения стимулирования позитивной управленческой деятельности данных отношений.

Мартыненко Борис Константинович, кандидат юридических наук, профессор кафедры общетеоретических правовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской академии правосудия.

В статье ставятся вопросы и исследуются подходы к феноменам принуждения и насилия в правовом государстве и "оправданности" применения насилия. Автор приводит свое видение и понимание этой проблемы, увязывает ее с современной российской государственно-правовой действительностью.

Ключевые слова: насилие, законы, справедливость, принцип, принуждение, правовое государство, виды насилия.

In article questions are put and approaches to phenomena of compulsion and violence in a lawful state and "correctness" of application of violence are investigated. The author results the both vision and understanding of this problem, coordinates it to the modern Russian is state - the legal validity.

Key words: violence, laws, justice, a principle, compulsion, a lawful state, violence kinds.

Является ли Россия правовым государством?

Как решаются вопросы принуждения и насилия в современном Российском государстве?

Попытаемся, хотя бы коротко, ответить на эти вопросы.

Понятие правового государства воплощает следующие политико-правовые идеи.

  1. Реальное верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

В России существуют целые корпоративные общности, выведенные из-под общей юрисдикции, - Президент, прокуратура, депутатский корпус и т.д.

  1. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.

Так, к примеру, с 1 сентября 2011 г. в средних школах вводят плату за обучение. И совершенно не случайно весь мыслящий юридический научный мир с тревогой констатирует, что не было большего вреда и трагедии для Российского государства за весь период его существования, чем введение ЕГЭ в средней школе и деление на бакалавров и магистров в высшей школе.

Промышленная политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без соответствующей социальной политики, направленной на развитие главного ресурса экономики - человека. Отсюда - значительное увеличение во всех экономически передовых странах затрат на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Общее увеличение роли государства в экономике находит выражение в динамике доли государства в ВВП. Если до Второй мировой войны в развитых странах она составляла в среднем 20%, то к середине 90-х годов - 47%. А как обстоят дела у нас в России?

  1. Взаимная ответственность государства и личности.

За что у нас ответственно государство, в котором при явной недостаточности необходимого конкурентного пространства сложилась псевдорыночная система с засильем олигархических структур, паразитирующих на финансовых спекуляциях, вывозе сырьевых ресурсов и перекачке капитала за рубеж?

  1. Разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. При этом активно действует система сдержек и противовесов, не позволяющих какой-либо власти взять на себя ведущую роль. У нас же явно преобладает президентская власть.
  2. Наличие в стране гражданского общества. В современной России лишь его зачатки, отмечал В.В. Путин, будучи Президентом.

Так что же получается? Не будучи до конца реализованной ни в одной стране практически, концепция правового государства оказывает значительное влияние на развитие государственно-правовой жизни во многих странах теоретически и идеологически. Она выступает в качестве некоего государственно-правового идеала, своего рода законченного государственно-правового штампа, идеологизированного и идеализированного варианта развития того или иного государства, стремящегося к своему совершенству.

70 лет в XX веке мы строили социализм, к шестидесятым годам должны были жить при коммунизме, однако уже в 70-е годы стали строить развитой социализм, а гений Горбачева повел нас к "социализму с человеческим лицом".

90-е годы XX века ознаменовались возвратом к капитализму, в результате чего Россия была отброшена в своем государственно-правовом и экономическом развитии более чем на 100 лет назад.

В практическом плане "правовое государство" - это такая же идеологическая фикция, как и "общенародное государство", "государство всеобщего благоденствия" и другие, им подобные, концепции. В теоретическом плане "правовое государство" - это тот иллюзорный государственно-правовой идеал, образец, вершина, к достижению которой в своем развитии должно стремиться, по замыслу современников, любое "цивилизованное" государство.

Однако данный "идеал" не следует абсолютизировать, поскольку он, как и всякий иной идеал, по мере развития общества и смены поколений - приверженцев данного идеала неизбежно развивается и видоизменяется. В этом смысле, несомненно, прав был Н.А. Бердяев, когда писал, что "вера в конституцию - жалкая вера" и что "вера должна быть направлена на предметы более достойные. Делать себе кумира из правового государства недостойно" [1].

А И.А. Ильин понимал, что никто не принесет России подлинного избавления от социального зла; никакие попытки копировать западный образ жизни, переносить приемы западной цивилизации на российскую почву не приведут к обретению свободы и самостоятельности. Более всего он опасался того, как бы приобретение свободы не обернулось очередным обманом, навязанным обществу для смены господствующей элиты. И время подтвердило его правоту.

А что с принуждением и насилием?

Принуждение, несомненно, есть акт насильственный.

Этот акт может быть правовым и неправовым.

В любом случае принуждение ограничивает свободу индивида.

Правовое (основанное на законе) принуждение направлено на соблюдение законов. Принуждение стесняет внешнюю свободу индивида, но это необходимая плата общества за свое существование: закон, ограничивая своеволие граждан, обеспечивает условия сохранения общества. Нормы права проводятся в жизнь государством. Если бы не было государства, то право было бы бессильно. А если бы не было права, то государство не имело бы смысла своего существования. Право, таким образом, с необходимостью содержит в себе элемент принуждения [2].

Принуждение характеризуется рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации конкретных мер принудительного воздействия. Тем самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и государства.

Назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений.

Меры принуждения, применяемые государством, не есть насилие, поскольку не влекут намеренного, целенаправленного причинения вреда. Принуждение подразумевается, но только в положительном контексте - как реализация охранительной функции государства и права. Отличие в том, что если "принуждение" может употребляться как в положительном, так и в отрицательном смысле, то "насилие" - только в отрицательном [3].

А сегодня в мире в целом и в России в частности преобладает насилие. Почему? Не случайно М.Н. Марченко полагает, что нельзя не заметить наметившуюся тенденцию дифференцированного подхода, а проще - использования двойных стандартов США (мирового жандарма в современном однополярном мире) при реализации основных постулатов либеральной концепции в отношении своих собственных государственно-правовых институтов (под предлогом борьбы с международным терроризмом ратуют за их всестороннее укрепление) и по отношению к государственно-правовым институтам других стран (выступают под лозунгом либерализации, демократизации, борьбы за права человека и пр. - за их фактическое ослабление); в отношении "общечеловеческих" ценностей и интересов (формально-пропагандический, "шоу"-подход) и в отношении своих собственных, национальных, в особенности корпоративных ценностей и интересов (реальный, фактически не имеющий никаких материальных или моральных ограничений подход) [4].

И недалеким от истины представляется мнение И. Фроянова о том, что в настоящее время "перед нами новый, более утонченный и коварный вариант агрессивного экспансионизма, при осуществлении которого нет прямого насильственного захвата, присоединения или подчинения чужих земель, есть втягивание других государств в сферу влияния своей экономической мощи с целью хозяйственного, финансового господства и подавления, бесцеремонное навязывание своих политических и духовных ценностей, деформирующих менталитет народов, подвергающихся подобной агрессии". По существу, делает вывод ученый, "мы имеем здесь своеобразную форму продолжения "холодной войны", но с другими установками и средствами, чем это было до крушения СССР" [5].

Совершенно не случайно В.В. Колотуша [6] полагает, что применение силы всегда было средством универсализации общественной жизни независимо от подлинных или мнимых оснований ее применения. Мир в конечном счете превращается в относительно однообразный. Это происходит либо мирным путем, либо военным, либо сочетанием того и другого. Этот процесс периодически останавливается под действием также объективных обстоятельств. Среди них - невозможность реализации на практике провозглашенных целей либо ничтожность методов их достижения. Опыт показывает, что по крайней мере борьба с терроризмом и гуманитарное вмешательство на территории других стран приводят не к лечению болезни, а к ее усугублению. Тысячи и тысячи погибших, десятки тысяч раненых, лишения и страдания миллионов, радиоактивное загрязнение среды обитания, массовые нарушения международного гуманитарного права.

Анализ практики и оснований силового принуждения в современном мире показывает, что относительно самостоятельную политику в нем могут пока что себе позволить лишь очень крупные государства, к тому же, как правило, обладающие оружием массового поражения. Свобода для мелких и средних государств стала проблематичной. Сейчас могут балансировать между основными центрами силы, проводить более или менее самостоятельную политику только достаточно сильные страны, те, которые могут нанести неприемлемый ущерб сильным мира сего. Непременным условием самостоятельности является наличие общенационального консенсуса и национальной энергии и устремлений. Этих качеств России пока не хватает. Сейчас мелкие государства в отличие от времен биполярного мира такого себе позволить не могут, их суверенитет ограничивается либо добровольно, либо принудительно, в том числе ненасильственным принуждением. Надо заметить, что ненасильственное вмешательство, всякого рода "революции роз" также чреваты: они порождают неустойчивость правового порядка, подтачивают правосознание.

Действует правило - кто не с нами, тот против нас. Несогласные полностью или частично либо подавляются, либо уничтожаются, при этом корыстные мотивы камуфлируются гуманитарными соображениями. Хотя за субъективной стороной все же надо видеть объективную тенденцию к движению мира к единому человечеству. Но лучше и вернее это делать мирным путем. Тем более что пределы силового вмешательства ограничены не только его оправдывающими аргументами и недостаточностью ресурсов, но также очевидным бессилием даже самой мощной силы и готовностью и способностью слабых найти асимметричный, но неприемлемый ответ.

По большому счету, насилие и жестокость в разных их формах насаждались в российском обществе с 1990 года повсеместно [7]. И конечно же, в эпоху построения правовой государственности будут возрастать правовое принуждение и государственное насилие самых различных видов: экономическое, политическое, идеологическое, информационное и т.п. Вероятность применения физического насилия против собственного народа со стороны государства повышается до 100%. Для противодействия беспорядкам разработаны мероприятия. Например, армия уже готова подавлять бунты, там работают психологи с установками, что все беспорядки организованы под эгидой спецслужб США. Для полиции в России подготовлены другие специфические средства - звуковое оружие, например. Некоторые изготавливают на заводах Олега Владимировича Дерипаски. Очень хорошие образцы, лучше мировых аналогов, уже давно в массовом производстве и поставляются для ОМОНа. Например, автомобиль "Тигр" - он специально разработан для уличных боев с демонстрантами. В Иркутске, когда там экологи якобы за чистоту Байкала "мутили", стоило выехать этим авто - все потихоньку и разошлись. Выяснилось, что зачинщиками демонстрации были криминальные круги: они использовали программы от "Майкрософта" незаконно и нарушали этим Уголовный кодекс России. ОМОН быстро нейтрализовал этих негодяев [8].

Так является ли Россия правовым государством?

Ответ, вероятно, может быть таким: да, Россия - правовое государство, но в той мере, в какой ее законы являются правовыми, ветви власти реально не преобладают одна над другой, государство действительно заботится о гражданах, а судьи реально являются независимыми. (К примеру, вспомним 2-й суд над Ходорковским и связанные с ним скандалы.)

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Принуждение можно понимать, как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение.

В настоящее время и в обозримом будущем принуждение необ­ходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и интере­сов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не главный, но важный и необходимый метод властвования.

В обществе существуют различные виды принуждения. По объ­екту различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личность, ее имущество. Примерами организационного воздейст­вия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвида­ция организаций. Деление это в значительной мере условно, так как нередко эти способы влияния на граждан и организации со­четаются.

Принудительные меры могут применяться как к индивидуаль­ным, так и к коллективным субъектам права.

По юридическому критерию очень важно отличать легальное (правовое) и нелегальное, не основанное на законе принуждение (насилие). Видами нелегального принуждения являются агрессия других государств, завоевания, внешнее насилие. Внутри страны источниками насилия могут быть преступность, охлократия (власть толпы, самосуд), бандократия (власть полулегальных формирова­ний, например, мафии, черной сотни). Источником насилия внутри страны нередко являются злоупотребления ее властных структур, некомпетентность, халатность должностных лиц, т.е. админист­ративный произвол.

Юридическая наука изучает правовое принуждение, которое при­меняется на основе юридических норм и в связи с их нарушени­ем, понуждает к соблюдению государственно-властных предпи­саний.

1. Оно осуществляется в связи с неправомерным, вредным для общества деянием как реакция на вредоносное поведение. Его использование обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в норме, и индивидуальной волей лиц, нару­шающих ее. Если же нет неправомерных действий — нет и при­нудительных акций.

2. Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам права, которые нарушили юридические нормы, оно персонифицировано. Это внешнее воздействие на субъекта с целью заставить его выполнять правовые предписания, не допускать новых правонарушений, воспитать виновного и окружающих. Цели принудительной деятельности достигаются путем воздействия на моральную, имущественную, организационную, физическую сфе­ру конкретного субъекта права.

3. Правовое принуждение осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов.

4. Принуждение применяется на основе закона. Юридические нормы регулируют, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться. Четкая регламентация принудительного воздействия является конкретизацией и юридической гарантией провозглашенных Конституцией принципов неприкос­новенности личности, жилища и личной собственности граждан.

5. Существует государственная монополия на правовое при­нуждение. Только государство вправе издавать юридические нор­мы и применять установленные им санкции. Только государство, обладающее специальным аппаратом принуждения, вправе при­менять принудительные меры к гражданам и к организациям, коллективным субъектам. Что же касается общественных, иных негосударственных организаций, то они могут применять меры принуждения только к своим членам на основе своих уставов (по­ложений), и только те, которые непосредственно связаны с член­ством в организации. Это в основном меры морального принужде­ния, самой серьезной из которых является исключение из организации. Негосударственные организации не могут физичес­ки воздействовать на своих членов. В тех случаях, когда членство в негосударственных организациях связано с использованием кол­лективных фондов, и меры воздействия, особенно исключение, затрагивают имущественные интересы граждан, государство рег­ламентирует правовыми нормами использование подобных мер, а государственные (муниципальные) органы контролируют закон­ность их применения.

Общественные органы могут осуществлять принуждение в отношении граждан только по поручению государст­ва, в установленных законом случаях и, как правило, под госу­дарственным контролем.

Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обла­дают многочисленными признаками, возможна различная класси­фикация их в зависимости от избранного критерия. Так, по субъекту можно различать государственно-правовое и общественно-право­вое принуждение. Первое, в свою очередь, делится на судебное и внесудебное.

Основная задача принудительных актов — защита правопо­рядка. По способу его охраны, по функциональному назначению следует различать три вида принуждения: пресечение, восста­новление, наказание (взыскание).

В зависимости от основания и процедурных особенностей вы­деляют уголовное, административное, дисциплинарное, граждан­ско-правовое, государственно-правовое принуждение.

Юридическая наука выделяет два типа неправомерных дея­ний: правонарушения (виновные неправомерные деяния) и объ­ективно-противоправные (не виновные противоправные деяния). Соответственно есть принуждение в связи с правонарушениями и в связи с объективно-противоправными действиями. Неправо­мерные действия могут быть невиновными и виновными, но при­знак вины в ряде установленных законом случаев не имеет юри­дического значения.

Органы исполнительной власти участвуют в осуществлении разных видов принуждения. Они сами используют средства дис­циплинарного и административного воздействия. Органы мили­ции, службы безопасности возбуждают уго­ловные дела, ведут предварительное расследование и применяют меры уголовно-процессуального принуждения.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте понятие административно-правового метода государственного управления.

2. Виды методов государственного управления.

3. Дайте понятие убеждения в деятельности органов исполнительной власти.

Литература:

1. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

2. Козбаненко В.А. Государственное управление. Основы теории и организации. – М.: Статут, 2000.

3. Козлов Ю.М. Административное право: Учеб. – М.: Юристъ, 1999. – С. 238–277.

4. Попов Л.Л. Административное право. – М.: Юристъ, 2002.

5. Ренова Э.Н. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Норма, 2002.

6. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. – М.: Норма, 2002. – Т. 1–2.

7. Старилов Ю.Н., Полянский В.В., Галлиган Д. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2002.

8. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. – М., 2001.

9. Четвериков В.С. Административное право России. Общая и особенная части: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001

10. Волкова Л.П. Административно-правовой аспект разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления // "Административное право и процесс", 2009, N 1

Принуждение можно понимать как отрицание воли подвластного и внешнее воздействие на его поведение. Поскольку команда не исполнена, нарушена воля властвующего, последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферы подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения.
Сейчас и в обозримом будущем принуждение необходимо для охраны правопорядка, собственности, прав и интересов граждан и организаций, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не главный, но важный и необходимый метод властвования.
В обществе существуют различные виды принуждения. По объекту воздействия различаются психическое, материальное, организационное и физическое воздействие. Последнее может быть направлено на личность, ее имущество. Йримерами организационного воздействия являются увольнение, исключение, лишение прав, ликвидация организаций. Деление это в значительной степени условно, так как нередко эти способы влияния на граждан и организации сочетаются.

4. Принуждение применяется на основе права. Юридические нормы регулируют, какие меры, при каких условиях, в каком порядке, кем могут применяться.
Законодательством определяются основания для применения органами власти мер принуждения, закрепляются признаки (составы нарушений), при наличии которых применяются принудительные средства. В нормативном порядке устанавливается, какие принудительные меры и в каком размере могут применяться при наличии законных оснований. Большое значение имеет четкая регламентация процесса применения принудительных средств, определение круга субъектов принуждения и их компетенции. Процедура осуществления принудительного воздействия устанавливается правом и создает необходимые гарантии для охраны прав и интересов граждан и организаций.
Всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволенное правовой нормой негативное изменение статуса личности, организации. Только в правовых рамках уполномоченные государством органы и должностные лица могут ограничивать права и свободы субъектов права.
5. Существует государственная монополия на нормативное регулирование правового принуждения. Только государство вправе издавать юридические нормы, устанавливающие, в связи с чем, кто, какие меры принуждения, в каком порядке может применять. Только государство, обладающее специальным аппаратом принуждения, вправе применять принудительные меры к гражданам и к коллективным субъектам.
Правовыми нормами государство предоставляет негосударственным организациям и гражданам право на самозащиту, а кроме того, муниципальным и частным организациям — право применять меры дисциплинарного принуждения; муниципальным и некоторым общественным организациям (народным дружинам, общественным инспекциям и др.) делегирует право применять некоторые меры административного принуждения.
1 Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1966. С. 158.
Негосударственные организации, граждане могут осуществлять принуждение в отношении граждан только по поручению государства, в установленных законами случаях и, как правило, под государственным контролем.
Таким образом, правовое принуждение как способ обеспечения правопорядка должно применяться строго на правовой основе, специально уполномоченными государством органами и лицами только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными действиями.
Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают многочисленными признаками, возможна различная классификация их в зависимости от избранного критерия. Так, по субъекту можно различать государственное, муниципальное и общественноправовое принуждение. Первое, в свою очередь, делится на судебное и внесудебное.
Основная задача принудительной деятельности — защита правопорядка. По способу его охраны следует различать три вида принуждения: пресечение, восстановление, наказание (взыскание).
Юридическая наука выделяет два типа неправомерных деяний: правонарушения (виновные неправомерные деяния) и объективнопротивоправные (невиновные противоправные деяния). Соответственно есть принуждение в связи с правонарушениями и в связи с объективнопротивоправными действиями, а также за нарушения, которые могут быть невиновными и виновными, но признак вины в этих случаях не всегда имеет юридическое значение. Иными словами, следует различать принуждение в связи как с неправоправными, объективнопротивоправными действиями, так и правонарушениями.
В зависимости от того, какой отраслью права установлены принудительные меры, принято различать принуждение по конституционному, гражданскому, уголовному, уголовнопроцессуальному, трудовому, административному праву.


Ключевые слова: права и свободы, преступление, объективная сторона преступления, физическое и психическое принуждение, физическое и психическое насилие.

Конституция Российской Федерации гарантировала охрану большого круга прав и свобод человека и гражданина, так как они определяют смысл, содержание и применение законов (статья 18 Конституции Российской Федерации) [1]. При этом Основной закон допускает ограничение прав и свобод исключительно федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны, безопасности государства, а также здоровья, прав и законных интересов других лиц (статья 55 Конституции Российской Федерации).

Необходимо обратить внимание на то, что в уголовном праве принуждение рассматривается не только как общественно опасное деяние, но и в качестве способа совершения преступления, как обстоятельство, исключающее преступность деяния, как наказание и т. д.

Обе категории традиционно исследуются в двух ракурсах — физическое и психическое принуждение (насилие). Во всех случаях, независимо от того, о принуждении или о насилии идет речь при характеристике способа совершения преступления, это общественно опасное деяние, которое имеет целью воспрепятствовать проявлению свободы воли человека, направлено на то, чтобы заставить его совершить поступок, который он совершать не желает.

Психическое принуждение включает не только угрозы применения физического насилия, но и другие виды угроз способные оказать влияние на свободное волеизъявление человека. Такое принуждение выражается в применении физического насилия в отношении другого человека, например, ребенка, второй половины, родителей и т. д., что является результатам психического давления на человека, от которого преступники требуют определенного поведения. Особое место здесь занимают и такие способы воздействия на волю человека как принуждения посредством гипноза, применения высокочастотных генераторов и т. д.

Физическое насилие и угроза его применения в качестве способов воздействия на потерпевшего и в качестве деяния могут расцениваться в качестве принуждения, только если они используются для подавления волеизъявления другого человека и для влияния на его поведение.

Важное значение имеет и тот факт, что законодатель учел подавленность воли человека, в частности в случае совершения им преступного деяния под принуждением, вопрос о том, подлежит ли он уголовной ответственности или преступность деяния исключается решается с учетом положений ст.40 УК РФ.

В противовес следует привести опыт установления уголовной ответственности за принуждение в зарубежных правопорядках. Например, уголовное законодательство Грузии содержит статью 150, устанавливающую ответственность за принуждение, то есть незаконное ограничение деяний человека, выражающееся в его физическом (психическом) принуждении к совершению (несовершению) действий, осуществление которых (воздержание от которых) является его правом; ст.134 УК Таджикистана также устанавливает ответственность за принуждение, то есть выполнение (невыполнение) каких-либо действий; ст.48 УК Литвы устанавливает ответственность за ограничение свободы действий человека, которое выражается в требовании совершения незаконных действий либо воздержаний от совершения законных действий с применением психического насилия в отношении потерпевшего либо его близких; законодательство Германии, Австрии, Дании, Швейцарии, Швеции и Голландии также содержа положения об уголовной ответственности за принуждение сделать что-либо, бездействовать, претерпевать какие-либо невыгоды, подчинится чему-нибудь [5, с.108].

Основные термины (генерируются автоматически): принуждение, УК РФ, физическое насилие, Российская Федерация, уголовная ответственность, категория, психическое принуждение, состав преступлений, физическое принуждение, объективная сторона.

Читайте также: