Правовое положение воинской части как юридического лица

Обновлено: 30.06.2024

от 3 декабря 2015 года N 717

(с изменениями на 8 ноября 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях повышения уровня правовой работы, укрепления законности и правопорядка в деятельности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации

2. Возложить на главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителей центральных органов военного управления, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей, начальников (руководителей) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации персональную ответственность за состояние правовой работы в подчиненных органах военного управления, воинских частях и организациях.

3. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, Северным флотом, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации:

обеспечить соблюдение законности и правопорядка во всех видах деятельности войск (сил) и органов военного управления.

4. Признать утратившими силу:

пункт 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 2013 года N 775дсп "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба".

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 3 декабря 2015 года N 717

Наставление по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации

(с изменениями на 8 ноября 2018 года)

I. Общие положения

1. Правовая работа - комплекс мер нормотворческой, правоприменительной и правовоспитательной направленности, разрабатываемых и осуществляемых с использованием правовых средств органами военного управления, командирами (начальниками), подразделениями (должностными лицами) юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации*, органами по работе с личным составом в пределах их компетенции в целях обеспечения законности и правопорядка, соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, реализации требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, общевоинских уставов, нормативных правовых (правовых) актов Министерства обороны, успешного решения задач боевой подготовки, повышения боевой и мобилизационной готовности войск (сил), воинской и трудовой дисциплины, защиты прав и законных интересов воинских частей, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил по вопросам их служебной деятельности.

* Далее в тексте настоящего Наставления, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Вооруженные Силы Российской Федерации - Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации - Министерство обороны; Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации - Генеральным штабом; юридическая служба Вооруженных Сил Российской Федерации - юридической службой; органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации - воинскими частями; территориальные управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, региональные управления и территориальные органы военной полиции Министерства обороны Российской Федерации, территориальные управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и военные комиссариаты - региональными (территориальными) органами Министерства обороны; региональные управления правового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - региональными управлениями правового обеспечения.

2. Правовая работа в Вооруженных Силах проводится на стадии:

формирования правовых норм;

соблюдения, исполнения и применения правовых норм.

3. Деятельность воинских частей, командиров (начальников), подразделений (должностных лиц) юридической службы, органов по работе с личным составом по реализации комплекса мер, указанных в пункте 1 настоящего Наставления, включает в себя проведение правовой работы при:

издании командирами (начальниками) воинских частей приказов (директив, указаний, приказаний) и других служебных документов;

упорядочении и систематизации правовых актов Министерства обороны, приказов (директив) командиров (начальников) воинских частей;

ведении справочной работы в воинских частях;

организации деятельности подразделений юридической службы и методического руководства правовой работой в нижестоящих подразделениях (должностных лиц) юридической службы;

производстве административных расследований;

организации консультирования военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей;

обеспечении действий войск (сил) в вооруженных конфликтах;

организации и ведении договорной работы в воинских частях;

организации и ведении работы по защите в судах прав и законных интересов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (по их поручениям), Министерства обороны, Министра обороны Российской Федерации и воинских частей;

организации правового обучения военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

осуществлении иных направлений деятельности*.

* Проведение правовой работы по не регламентированным настоящим Наставлением направлениям деятельности регулируется иными правовыми актами Министерства обороны.

4. Твердое знание командирами (начальниками) воинских частей Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, их высокая правовая культура* являются необходимым условием организации служебной деятельности, успешного выполнения общих, должностных и специальных обязанностей.

* Под правовой культурой понимается совокупность социально полезных качеств, которые находят свое проявление в организаторской, административной, воспитательной и иных видах деятельности, основанной на знании и глубоком уважении российского законодательства, его правильном понимании, исполнении и применении в соответствии с определенными законодательством требованиями.

5. Командир (начальник) воинской части обязан:

устанавливать полномочия и ответственность должностных лиц воинской части в вопросах организации и осуществления правовой работы;

издавать приказы (директивы) в пределах предоставленных полномочий;

планировать мероприятия по организации правовой работы, своевременно вносить в планы необходимые изменения и уточнения и добиваться их выполнения;

координировать правовую работу, проводимую в воинской части;

принимать меры, направленные на обеспечение законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, защиту прав и законных интересов воинской части;

обладать знаниями правовых минимумов и требовать этого от подчиненных;

организовывать правовое обучение подчиненных военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, направленное на усвоение ими установленных правовых минимумов;

внедрять новые, передовые методы, способствующие повышению эффективности правового обучения и воспитания военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

вносить предложения по совершенствованию правовой работы;

обеспечивать в пределах своих полномочий реализацию положений нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих права, свободы и обязанности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

организовывать контроль за состоянием правовой работы в воинской части.

6. Командир (начальник) воинской части, имеющий в непосредственном подчинении подразделение (должностное лицо) юридической службы, кроме того, обязан:

утвердить положение о подразделении (обязанности должностного лица) юридической службы, разработанное в соответствии с Положением о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 700, и с учетом особенностей и задач, решаемых воинской частью;

организовать в установленном порядке материально-техническое обеспечение подразделения (должностного лица) юридической службы (персональными электронно-вычислительными машинами, средствами связи, справочно-правовыми системами, периодическими изданиями правового характера, канцелярскими принадлежностями, транспортом, техническими и другими средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них задач (должностных обязанностей);

осуществлять подбор кадров для замещения должностей юридического профиля и организовывать их обучение по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации);

рассматривать заключения, справки и доклады подразделения (должностного лица) юридической службы;

принимать меры по устранению выявленных нарушений законности и правопорядка, защите прав и законных интересов воинской части;

вносить предложения по совершенствованию правового обеспечения;

непосредственно руководить подчиненными подразделениями (должностными лицами) юридической службы;

согласовывать предложения по проведению организационных мероприятий в подчиненных подразделениях (в отношении должностных лиц) юридической службы с вышестоящим подразделением (должностным лицом) юридической службы.

II. Правовая работа при подготовке и представлении на подпись проектов правовых актов Министерства обороны, приказов (директив) командиров (начальников)

7. Подготовка и представление на подпись проектов правовых актов Министерства обороны осуществляется в соответствии с Инструкцией по подготовке и представлению на подпись проектов правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 декабря 2014 года N 888 "О порядке подготовки, оформления и государственной регистрации официальных документов Министерства обороны Российской Федерации".

Подготовка проектов приказов (директив) командиров (начальников)

8. Подготовка проектов приказов (директив) командиров (начальников) осуществляется соответствующими подразделениями (далее - подразделения) воинских частей по поручению вышестоящего командира (начальника) или в инициативном порядке в соответствии с инструкцией о порядке разработки, согласования и представления проектов приказов (директив) на подпись командиру (начальнику) воинской части, разрабатываемой в соответствии с настоящим Наставлением и утверждаемой в каждой воинской части*.

* Подготовка проектов приказов (директив) командиров (начальников) осуществляется, если иное не установлено настоящим Наставлением, с учетом требований по подготовке служебных документов, установленных соответствующими правовыми актами Министерства обороны.

9. Подготовка приказов (директив) командиров (начальников) по поручению вышестоящего командира (начальника) воинской части осуществляется как одним подразделением, так и несколькими подразделениями, указанными в поручении, с учетом их предназначения и возложенных на них задач.

При этом организация работы по подготовке приказов (директив) командиров (начальников) возлагается на подразделение, руководитель которого в поручении указан первым или назначен ответственным (далее - подразделение-разработчик).

10. Другие подразделения, указанные в поручении, обязаны обеспечить своевременное представление предложений, необходимых документов, справок, расчетов и других материалов, а при необходимости подготовки проекта приказа (директивы) командира (начальника) в сжатые сроки - выделение специалистов.

11. По своей инициативе подразделение подготавливает проект приказа (директивы) командира (начальника) при необходимости решения вопросов, возникающих в процессе повседневной деятельности, устранения возможных противоречий в правовых актах, множественности правовых актов по одному и тому же вопросу, актуализации правовых норм.

12. Подготовка проекта приказа (директивы) командира (начальника) должна начинаться с изучения существа вопроса, подлежащего урегулированию, действующих по этому вопросу законодательных актов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Министерства обороны, вышестоящих командиров (начальников), командира (начальника) воинской части, практики их применения, справочного материала (обобщения, предложения, отчеты, доклады и другие материалы), а также научной литературы и материалов периодической печати по рассматриваемому вопросу, данных социологических и иных исследований, если такие проводились.

13. Подготовка проекта приказа (директивы) командира (начальника) осуществляется исходя из требований конкретности в определении целей и задач, средств их достижения, соответствия законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, обеспечения необходимыми материально-техническими средствами и финансовыми ресурсами, определения исполнителей и сроков выполнения, назначения должностных лиц, ответственных за контроль выполнения приказов (директив) командиров (начальников).

14. Приказы (директивы) командиров (начальников) не должны противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, правовым актам Президента Российской Федерации, в том числе издаваемым им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, правовым актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их компетенции, правовым актам Министерства обороны.

15. Приказы (директивы) командиров (начальников) должны полностью охватывать рассматриваемые вопросы, действовать длительное время без изменений. По одному и тому же вопросу должен действовать, как правило, один правовой акт.


В данной статье исследуется вопрос о воинской части как субъекте гражданского права. Значимой задачей для гражданского права, а также юридической науки в целом, является осмысление роли, значения гражданского права в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства, страны, социума. Вопросы, связанные с реализацией воинской частью гражданской правосубъектности, представляют особый научный интерес.

Ключевые слова: воинская часть, военная организация, субъект гражданского права, гражданское право, правовой режим, юридическое лицо, гражданская правосубъектность.

Современная рыночная экономика предполагает участие в гражданском обороте на равных условия не только частных, но и публично-правовых организаций (военных, как в нашем случае). На сегодняшний день гражданско-правовой статус военных организаций и их правосубъектность действующим гражданским законодательством не урегулированы в полной мере. Соответственно, возникает острая необходимость в решении этого вопроса, поскольку выявленные проблемы приводят к сложностям не только материального, но и процессуального характера, когда в ходе судебного регулирования возникают трудности в определении гражданско-правового статуса военных организаций и рассмотрения их в качестве полноправного участника гражданских отношений [4].

Возможность участия в гражданско-правовых отношениях возникает у военных организаций благодаря обладанию гражданской правосубъектностью, которая реализуется в рамках компетенции руководящих органов и не может выйти за её пределы. Это обстоятельство сильно влияет на возникающие гражданско-правовые отношения с участием военных организаций [5].

Созданные государством воинские части, как и в целом, военные организации, призваны решать определенные, четко поставленные цели, наделение соответствующей компетенцией играет в этом контексте не последнюю роль. Военные организации — это носители прав и обязанностей, которые нужны воинским частям для выполнения возложенных на данные организации задач. Характерно то, что участие в гражданско-правовых отношениях для воинской части означает наличие гражданских прав и обязанностей, которые теснейшим образом связаны с формированием и развитием материально-финансовых ресурсов для выполнения тех или иных задач.

Так, императивные нормы как содержательная сторона компетенции воинской части обусловливаются особенностью правового положения, т. к. воинская часть — это звено в механизме государственного управления. В этом свете следует учитывать, что командир воинской части не только осмысленно и в соответствии с требованиями должен распоряжаться, руководить, выполнять порученные задачи, но и в то же время может использовать ценное право в пределах компетенций разумно распоряжаться имуществом, которое причитается воинской части, заключать необходимые юридически договоры, подписывать финансовые документы (отчёты о прибыли, об убытках, различные иные бумаги, связанные с хозяйственной деятельностью). Совершение данных действий, носящих в действительности гражданско-правовой характер, входит непосредственно в компетенцию командира как руководителя, как человека, который управляет воинской частью и военными.

Поскольку субъективные права и обязанности воинской части взаимосвязаны и обусловлены компетенцией, сами они характеризуются определенными особенностями, проявляющимися в ярко выраженной специфике возникающих гражданско-правовых отношений (договорная и внедоговорная ответственность, вопросы, связанные с имуществом и т. д.).

Соответственно, правосубъектность — объективно существующая правовая категория как сумма и общность возможностей, закрепленных в правоспособности, в особой возможности правообладания, порождающей на основе юридических фактов субъективные права и обязанности и дееспособности — как способности своими действиями реализовывать правовые возможности, заключенные в правоспособности. Закон предполагает наличие у воинских частей как юридических лиц таких прав и обязанностей, которые в точности и доподлинно соответствуют целям деятельности, зафиксированы и уточнены в учредительных документах.

Наблюдается и нередко прослеживается объективное несоответствие объема специальной правоспособности военных организаций. Например, осуществление публичных функций не предусматривает договорную деятельность, её осуществление может порождать юридические проблемы. Так, признавая, что дееспособность как второй содержательный элемент правосубъектности, означающий способность к юридически значимым действиям лица приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности, способствует реализации правоспособности. Дееспособность связана с последней прямой функциональной связью субординации. Важно не упускать из виду, что она, аналогично специальной правоспособности военных организаций, для них является специальной. Это означает, что объём содержания специальной дееспособности должен соответствовать объёму содержания специальной правоспособности, так как дееспособность рассчитана на осуществление правоспособности.

Современная социально ориентированная экономика рыночного типа предполагает участие в гражданском обороте на паритетных началах не только частных, но и публично-правовых образований (военных организаций, в том числе воинской части). Между тем, до конца гражданско-правовая природа военных организаций и правосубъектность действующим гражданским законодательством чётко не определена.

Выступая и фигурируя в гражданском обороте в соответствующей организационно-правовой форме, воинские части наделены специальной правосубъектностью. Вместе с тем гражданское законодательство не запрещает, активно не препятствуя, некоммерческим организациям осуществлять деятельность, приносящую доход, если доходы от деятельности идут на дополнительное обеспечение деятельности конкретной организации. Следует полагать, что реализация гражданской правосубъектности военными организациями, воинской частью, допускающая участие в договорных отношениях, способна будет, хотя бы отчасти и в какой-то мере, разрешить вопрос о дополнительном внебюджетном обеспечении. Пристального внимания заслуживает факт соответствия характера и содержания договорных отношений с публично-правовыми функциями воинских частей.

Таким образом, обозначены важные, основные особенности воинских частей как субъектов гражданских отношений. Информация может быть использована в сфере разработки и регулирования гражданско-правового статуса военных организаций и их правосубъектности.

Основные термины (генерируются автоматически): воинская часть, гражданская правосубъектность, гражданский оборот, гражданско-правовой статус военных организаций, отношение, часть, военный, действующее гражданское законодательство, обязанность, специальная правоспособность военных организаций.

Читайте также: