Правовое положение оперуполномоченного как субъекта уголовного процесса

Обновлено: 04.07.2024

Профессия оперуполномоченного хорошо известна многим по сериалам, но в реальной жизни она достаточно сильно отличается от созданного фильмами образа. Оперуполномоченный представляет собой должностное лицо, которое входит в состав подразделений органов ОВД, ФСБ, системы исполнения наказаний и пр. Данный специалист имеет полномочия для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Именно он опрашивает свидетелей, занимается обследованием помещений и транспортных средств и выполняет иную рутинную работу.

Задачи и полномочия

Оперуполномоченный – это должностное лицо, наделенное полномочиями по совершению оперативно-розыскных мероприятий. Он может опрашивать свидетелей, обследовать помещения и автотранспорт, осуществлять наблюдение за людьми.

Основными задачами оперативников являются:

  • предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений;
  • розыск лиц, которые скрываются от следственных органов и суда;
  • розыск без вести пропавших лиц;
  • установление личности неопознанных трупов.

Сотрудники уголовного розыска обязаны не только раскрывать совершенные преступления, но и предотвращать противоправные деяния. Работа оперативников часто связана со сбором информации и слежкой. По этой причине они могут носить гражданскую форму одежды, и на них не распространяются требования к внешнему виду: тем самым они не привлекают внимание других людей и не отличаются от них в толпе.

К служебным обязанностям относится опрос потерпевших, свидетелей, подозреваемых. Сотрудники имеют допуск к секретным материалам, поэтому они не могут разглашать известные им сведения.

Помимо допросов и опросов, к основным задачам сотрудников службы безопасности можно отнести:

  1. Поиск доступных для анализа или разыскиваемых документов и объектов.
  2. Сбор образцов для проведения сравнительного анализа.
  3. Идентификация личности и наблюдение.
  4. Извлечение сведений с разных техсредств, включая перехват переговоров.
  5. Инспекция предметов.
  6. Оперативные эксперименты.
  7. Обследование определенных участков, производственных площадей и сооружений, транспортных средств и жилых зданий.
  8. Обеспечение безопасности лиц, которые нуждаются в защите со стороны государства.

Основная ответственность сотрудников службы безопасности заключается в возможности проведения оперативного розыска, который начат после открытия уголовного дела. От оперативности их работы во многом зависит успех дела.

Сотрудники правоохранительных органов должны следовать инструкциям и распоряжениям следователей и прокуроров. Они проводят обыски и обращения к другим субъектам.

Сотрудники, которые проводят поисковую деятельность, обязаны направлять запросы в международные организации и правоохранителям по принятым стандартам взаимодействия.

Оперативники для достижения поставленных перед ними задач вправе проводить следственные эксперименты, наблюдать за нарушителями, собирать данные для проведения экспертизы, прослушивать телефонные разговоры, получать сведения с компьютера, заниматься мониторингом почты, контролировать ход расследования и вносить свои коррективы, следить за законностью и пр.

Результатами работы оперативники делятся со следователями, прокурором, дознавателями или судом. Выводы оперативников (если следователь сочтет это возможным) могут рассматриваться в качестве доказательств в уголовных делах или служить поводом к возбуждению нового уголовного дела.

Требования к кандидатам на должность

Сотрудники должны обладать особыми качествами, которые необходимы для работы в указанной сфере.

Так как деятельность связана с физическими и психологическими нагрузками, то к потенциальным кандидатам предъявляют ряд требований. Они должны обладать не только стрессоустойчивостью, но и отличной физической подготовкой. Необходимость работы с большими массивами данных требуют хорошей памяти.

Другими личными качествами, которые востребованы в профессии, являются честность, ответственность, хорошая обучаемость, стремление к профессиональному развитию и пр.

Среди специальных навыков, которыми должны обладать оперативники, можно выделить:

  1. Навыки работы на компьютере.
  2. Работа с офисными программами.
  3. Навыки поиска информации в интернете.

Для того чтобы иметь возможность попасть в ряды сотрудников, требуется пройти службу в армии и иметь высшее образование.

Но попасть в ОВД на должность оперативника могут как мужчины, так и женщины. В профессии по объективным основаниям больше мужчин, так как не все женщины могут выдержать столь плотный режим работы.

Среди прочих требований к кандидатам:

  1. Возраст в пределах 35 лет.
  2. Отсутствие проблем со здоровьем (это должна подтвердить медкомиссия) и хорошая физическая форма. Пригодность для мужчин подтверждает категория годности А в военной карточке. Кандидату предстоит пройти Военно-медицинскую комиссию в м/ч МВД.
  3. Отсутствие судимости у близких родственников и самого кандидата.
  4. Знание уголовного законодательства.
  5. Хорошая ориентация в российской правовой системе.

Профессиональный отбор завершит полиграф, который позволит определить психологическую готовность к службе.

Условия работы

Рабочий процесс оперативного работника предполагает 5-6 дневную рабочую неделю с графиком с 9 до 18 часов. Суббота может стать сокращенным рабочим днем. В ряде случаев могут быть нерегулярные рабочие часы (ненормированный рабочий график), отсутствовать выходные или отпуск.

В среднем зарплата оперативника составляет не менее 37 тыс. р. Сумма варьируется в зависимости от должности, различных надбавок и бонусов. Если начинающий специалист может получать около 20-25 тыс. р., то опытный начальник – в два раза больше.

Средняя зарплата оперативников во многом зависит от региона. В Брянской области она составляет от 37,5 тыс. р., в Тюменской – от 37,3 тыс. р., в Пермском крае – от 39,2 тыс. р., в Калининградской области – 39,4 тыс. р., в Свердловской – 40 тыс. р., в Архангельской – от 43 тыс. р., в Бурятии – от 43,5 тыс. р.

Зарплата состоит из оклада и премиальной части. Премиальные составляют обычно более 50% от зарплаты. Премия может начисляться по разным основаниям, в том числе за выполнение плана или раскрытие особо важного преступления и пр.

Зарплата сотрудника будет увеличиваться по мере его карьерного роста. В рамках данной профессии он будет таким:

  1. Младший оперуполномоченный.
  2. Оперуполномоченный.
  3. Старший оперуполномоченный.
  4. Оперуполномоченный по особо важным делам.
  5. Старший оперуполномоченный по особо важным делам.

На доход прямо влияет не только должность, но и выслуга лет. К окладу допускается установить надбавки за работу с секретными сведениями, за особо важную деятельность, за напряженную работу и пр. Надбавки к окладу могут иметь форму материальной помощи и поощрений.

Например, в Москве и Санкт-Петербурге действуют надбавки за работу с секретными сведениями в размере 500-1500 р., надбавки за личные высокие результаты работы – 1400-8000 р., доплаты за звание – до 15 тыс. р. В столице оперуполномоченным дополнительно положена столичная доплата в размере 10% от базовой ставки (около 2000 р.).

Преимущества и недостатки работы оперативника

Преимуществами работы оперативника являются:

  1. Регулярное и стабильное получение заработной платы.
  2. Востребованность профессии.
  3. Возможность карьерного роста.
  4. Общественная значимость и полезность работы.
  5. Наличие дополнительных льгот: внеплановое зачисление ребенка в детский сад, оплачиваемый отпуск, продленный отпуск, возможность досрочного выхода на пенсию и пр.
  6. Наличие дополнительных преимуществ в виде доступного бесплатного медобслуживания, возможности льготного приобретения жилья.

При этом не лишена работа оперуполномоченного сотрудника объективных минусов:

  1. Высокая психологическая и физическая нагрузка.
  2. Сверхурочный график работы, ненормированный рабочий день.
  3. Угроза жизни и здоровью.

Таким образом, официальной задачей оперуполномоченных является выполнение задач по оперативному розыску. Оперативно-розыскной деятельностью они занимаются оперативно и негласно. Основными задачами оперативников являются предупреждение преступлений, раскрытие преступлений, розыск скрывающихся преступников. Работа оперативных сотрудников является достаточно сложной в физическом и психологическом плане, часто им приходится работать сверхурочно на условиях ненормированного графика. Компенсируются неудобства высокими доходами и доступными им дополнительными льготами. Для работы оперативником подойдут лица в возрасте до 35 лет с высшим юридическим образованием и хорошим состоянием здоровья. От них требуется внимательность, хорошая память и высокий уровень стрессоустойчивости.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Определение Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. № 2417-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ана Роберта Сергеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 61 и частью первой статьи 62 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”


Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. № 2417-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ана Роберта Сергеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 61 и частью первой статьи 62 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Р.С. Ан оспаривает конституционность пункта 1 части первой статьи 61 УПК Российской Федерации, закрепляющего, что судья, прокурор, следователь, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу, и части первой статьи 62 того же Кодекса, предусматривающей, что при наличии оснований для отвода судья, прокурор, следователь, дознаватель, секретарь судебного заседания, переводчик, эксперт, специалист, защитник, а также представители потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика обязаны устраниться от участия в производстве по уголовному делу.

Как следует из представленных материалов, Р.С. Ан за совершение ряда преступлений осужден приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 8 апреля 2010 года к наказанию в виде лишения свободы. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 июня 2010 года приговор изменен и срок назначенного наказания снижен. В основу приговора помимо иных доказательств были положены показания свидетелей, допрошенных 14 декабря 2007 года оперативным уполномоченным Управления по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел по Республике Карелия, который сам с 23 апреля 2007 года, т.е. на момент проведения допроса, являлся свидетелем по данному уголовному делу.

Сторона защиты, как утверждает в своей жалобе Р.С. Ан, неоднократно ходатайствовала о признании доказательств, полученных с участием названного сотрудника органа дознания, недопустимыми, указывая, что, будучи допрошенным в качестве свидетеля, он должен быть отведен от дальнейшего участия в производстве по уголовному делу и не вправе в рамках предварительного расследования проводить допросы свидетелей; ходатайства, однако, удовлетворены не были. Суды же, рассмотревшие уголовное дело заявителя в первой и кассационной инстанциях, пришли к выводу о допустимости оспариваемых доказательств, мотивировав свое решение тем, что допросы свидетелей проводились оперативным уполномоченным по поручению следователя, в производстве которого находилось уголовное дело.

Заявитель полагает, что пункт 1 части первой статьи 61 и часть первая статьи 62 УПК Российской Федерации не соответствуют статьям 2, 17, 18, 19 (часть 1), 45, 46, 49 (части 2 и 3), 50 (часть 2), 52 и 123 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют оперативному уполномоченному сотруднику органа дознания участвовать в производстве по уголовному делу, в том числе выполнять поручения следователя, после того, как этот сотрудник был допрошен по делу в качестве свидетеля.

2. Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, являются непосредственно действующими, определяют деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2, 17 и 18). Гарантируя каждому государственную защиту прав и свобод (статья 45, часть 1) и закрепляя принципы презумпции невиновности (статья 49), состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве (статья 123, часть 3), Конституция Российской Федерации тем самым предусматривает возложение на соответствующих должностных лиц функции уголовного преследования от имени государства, в том числе функцию доказывания виновности обвиняемого в совершении преступления в предусмотренном федеральным законом порядке (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 1627-О-О).

3. Дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, возложено на орган дознания, осуществляющий и иные полномочия. Так, помимо дознания на него, в частности, возлагается выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно (пункт 2 части второй статьи 40 УПК Российской Федерации), а также обязательных письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, оказание содействия при их осуществлении (пункт 4 части второй статьи 38 УПК Российской Федерации).

При этом орган дознания, осуществляя от имени государства уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения, должен руководствоваться в своей деятельности конституционным принципом состязательности сторон, в силу которого функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо, а также принципами уголовного судопроизводства, в том числе принципом законности (статья 7 УПК Российской Федерации). Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, иные сотрудники органа дознания, включая дознавателей и оперативных сотрудников, обязаны строго следовать установленной процедуре досудебного производства по уголовным делам, их деятельность должна отвечать требованиям объективности и беспристрастности. В ином случае законность процессуальной деятельности субъекта доказывания может быть поставлена под сомнение применительно как к самому процессу собирания доказательств, так и к их дальнейшей оценке.

4. Согласно Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (статья 50, часть 2). Конкретизируя данное конституционное требование, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает перечень нарушений, влекущих признание доказательств по уголовному делу недопустимыми, относя к ним все доказательства, полученные с нарушением его положений (статья 75).

В качестве одной из гарантий соблюдения законности в уголовном судопроизводстве статьей 61 УПК Российской Федерации закреплен перечень обстоятельств, исключающих участие в производстве по уголовному делу судьи, прокурора, следователя и дознавателя: так, указанные лица не могут участвовать в производстве по делу, если уже имеют в нем иной процессуальный статус либо состоят в родственных отношениях с любым из участников производства по делу. Положения статьи 62 УПК Российской Федерации, в свою очередь, устанавливают обязанность этих лиц при наличии названных оснований устраниться от участия в деле (часть первая); в случае, если такое лицо не устранилось от участия в деле, отвод может быть заявлен подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями (часть вторая).

Вопрос о конституционности положений статей 61 и 62 УПК Российской Федерации уже рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, в целях обеспечения беспристрастности участников уголовного судопроизводства и разделения процессуальных функций уголовно-процессуальный закон запрещает судье, прокурору, следователю и дознавателю участвовать в производстве по уголовному делу, если имеются обстоятельства, дающие основание полагать, что они лично, прямо или косвенно, заинтересованы в исходе данного уголовного дела, в частности если они являются по этому делу свидетелями (определения от 16 декабря 2008 года № 1080-О-П и от 13 октября 2009 года № 1233-О-О).

В силу положения пункта 1 части первой статьи 61 УПК Российской Федерации лицо, допрошенное по уголовному делу как свидетель, не может участвовать в производстве по данному делу в качестве дознавателя. Между тем функции, аналогичные выполняемым по уголовным делам дознавателем, могут быть реализованы как начальником подразделения дознания, так и оперативными сотрудниками органа дознания, которые, наряду с иными полномочиями, выполняют письменные поручения следователя о производстве отдельных следственных действий, направленных на сбор доказательств, и тем самым фактически участвуют в уголовном судопроизводстве на стороне обвинения. Такого рода обязанности, исполняемые в ходе предварительного расследования сотрудниками органа дознания, включая сотрудников его оперативных подразделений, носят публичный характер, что предполагает их независимость и беспристрастность и несовместимо с наличием у них личной заинтересованности в исходе уголовного дела, которая может отразиться на оценке имеющихся в деле доказательств, поставить под сомнение объективность этих доказательств при принятии решений по делу.

Соответственно, нормы части первой статьи 61 УПК Российской Федерации об обстоятельствах, исключающих участие указанных в ней лиц в производстве по уголовному делу, распространяются и на оперативных сотрудников органа дознания, что означает недопустимость их привлечения - предполагающего, по сути, выполнение процессуальных функций стороны обвинения - к участию в расследовании уголовного дела, в том числе по поручению следователя, данному в порядке пункта 4 части второй статьи 38 УПК Российской Федерации, если они уже являются по этому уголовному делу свидетелями; иное может породить сомнения в достоверности добытых ими доказательств.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Обзор документа

Оспаривались нормы, запрещающие участвовать в производстве по уголовному делу лицам, которые подлежат отводу.

Так, судья, прокурор, следователь, дознаватель не могут участвовать в производстве, если они являются потерпевшими, гражданскими истцами, ответчиками или свидетелями по данному уголовному делу.

По мнению заявителя, эти положения неконституционны.

Причина - положения на практике позволяют оперуполномоченному сотруднику органа дознания участвовать в производстве по уголовному делу, в т. ч. выполнять поручения следователя, после того, как этот же сотрудник был допрошен как свидетель.

КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.

В силу УПК РФ лицо, допрошенное по уголовному делу как свидетель, не может участвовать в производстве по этому же делу в качестве дознавателя.

Между тем функции, аналогичные выполняемым по уголовным делам дознавателем, могут быть реализованы как начальником подразделения дознания, так и оперативными сотрудниками органа дознания.

Данные лица, наряду с иными полномочиями, выполняют письменные поручения следователя о производстве отдельных следственных действий, направленных на сбор доказательств. Тем самым они фактически участвуют в уголовном судопроизводстве на стороне обвинения.

Такого рода обязанности, исполняемые в ходе предварительного расследования сотрудниками органа дознания, включая сотрудников его оперативных подразделений, носят публичный характер.

Это предполагает, что они не должны иметь личной заинтересованности в исходе уголовного дела, которая может отразиться на оценке имеющихся в деле доказательств, поставить под сомнение их объективность при принятии решений по делу.

Соответственно, оспариваемые нормы распространяются и на оперативных сотрудников органа дознания.

Это означает, что недопустимо привлекать таких сотрудников к участию в расследовании уголовного дела, в т. ч. по поручению следователя, если они уже являются в том же деле свидетелями.

Иное может породить сомнения в достоверности доказательств, добытых такими лицами.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Порядок уголовного судопроизводства в Российской Федерации определяется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ). Глава 52 УПК РФ устанавливает правила производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений в отношении некоторых категорий лиц, занимающихся публичной деятельностью, так называемых лиц особого правового статуса.

Положения главы 52 УПК РФ предусматривают лишь изъятия из общего порядка производства по уголовному делу, определенного другими главами уголовно-процессуального закона, а также устанавливают дополнительные гарантии в отношении указанных лиц, обеспечивают независимость их мнения при принятии решений, вытекающих из интересов их работы, качественное выполнение ими государственных (общественных) функций, чтобы исключить возможность оказания на них какого-либо внешнего воздействия. Нормы главы 52 УПК РФ регулируют наиболее значимые стадии уголовного преследования специальных субъектов уголовного судопроизводства: возбуждение уголовного дела, задержание, избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу и направление уголовного дела в суд.

Если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, то решение о привлечении лица, обладающего особым правовым статусом, принимается аналогично решению о возбуждении уголовного дела в отношении такого лица.

Лица особого правового статуса могут быть задержаны в общем порядке на 48 часов, кроме члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудитора Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и др. Согласно ст. 449 УПК РФ, данные лица, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Избрание в отношении лиц особого правового статуса в качестве меры пресечения заключения под стражу осуществляется в судебном порядке.

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица с особым правовым статусом, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда.

После окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении лица с особым правовым статусом направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной ст.ст. 31-36 УПК РФ.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

10 декабря 2013, 00:00

Возбуждение и расследование уголовных дел в отношении лиц особого правового статуса

Порядок уголовного судопроизводства в Российской Федерации определяется Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – УПК РФ). Глава 52 УПК РФ устанавливает правила производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений в отношении некоторых категорий лиц, занимающихся публичной деятельностью, так называемых лиц особого правового статуса.

Положения главы 52 УПК РФ предусматривают лишь изъятия из общего порядка производства по уголовному делу, определенного другими главами уголовно-процессуального закона, а также устанавливают дополнительные гарантии в отношении указанных лиц, обеспечивают независимость их мнения при принятии решений, вытекающих из интересов их работы, качественное выполнение ими государственных (общественных) функций, чтобы исключить возможность оказания на них какого-либо внешнего воздействия. Нормы главы 52 УПК РФ регулируют наиболее значимые стадии уголовного преследования специальных субъектов уголовного судопроизводства: возбуждение уголовного дела, задержание, избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу и направление уголовного дела в суд.

Если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, то решение о привлечении лица, обладающего особым правовым статусом, принимается аналогично решению о возбуждении уголовного дела в отношении такого лица.

Лица особого правового статуса могут быть задержаны в общем порядке на 48 часов, кроме члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, мирового судьи, прокурора, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудитора Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и др. Согласно ст. 449 УПК РФ, данные лица, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Избрание в отношении лиц особого правового статуса в качестве меры пресечения заключения под стражу осуществляется в судебном порядке.

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК РФ не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица с особым правовым статусом, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда.

После окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении лица с особым правовым статусом направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной ст.ст. 31-36 УПК РФ.

Оперуполномоченными являются сотрудниками следственных отделов различных правоохранительных органов. Их официальная задача — выполнение оперативного розыска, который регулируется специальным одноименным законом. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) делается публично и негласно.

Результаты деятельности предоставляются следователю, прокурору, дознавателю или суду в установленном порядке. Если следователь или дознаватель сочтет это необходимым, то выводы ОРД могут рассматриваться в качестве доказательств в уголовном процессе или в качестве основания для возбуждения нового уголовного производства.

Кто такой оперуполномоченный?


Оперуполномоченный — должностное лицо, то есть специалист, наделенный полномочиями осуществлять оперативно-розыскные мероприятия: опрашивать свидетелей, обследовать помещения и транспортные средства, проводить наблюдение за людьми.

Вся рутинная работа по расследованию преступлений ложиться на плечи прокурора.

О работе сотрудника

Основные места работы уполномоченного- это органы, имеющие право заниматься оперативно-розыскной деятельностью:

  • Органы внутренних дел;
  • ФБС;
  • ФСИН;
  • Органы контроля над оборотом наркосодержащих средств;
  • Органы государственной охраны.

Сотрудники имеют право:

Обязанности и полномочия

Следующие оперативно-розыскные меры входят в число основных задач (обязанностей) сотрудника службы безопасности:

  • Допрос жертв и свидетелей, расследование подозреваемых;
  • Поиск доступных объектов и документов;
  • Сбор образцов с целью проведения сравнительного исследования;
  • Наблюдение (мониторинг) и идентификация личности;
  • Извлечение информации из различных технических средств связи (включая перехват по телефону);
  • Инспекция различных предметов;
  • Обследование определенных участков площадки, производственных площадей и сооружений, жилых зданий, транспортных средств;
  • Оперативный эксперимент.

Основная ответственность сотрудников службы безопасности заключается в проведении оперативного розыска преступников, который может быть начат только после официального открытия уголовного производства или после получения информации о подготовке, инциденте или преступлении для получения дополнительной информации о возбуждении уголовного дела.

Сотрудники правоохранительных органов обязаны следовать инструкциям и указаниям следователей, прокуроров и судов в ходе судебных разбирательств. В обязанности этих сотрудников входит проведение обысков и обращений к другим субъектам в соответствии со статьей, по которой возбуждено уголовное дело.

Задача сотрудника службы безопасности заключается в применении мер безопасности в отношении лиц, которые нуждаются в государственной защите в ходе расследования. Сотрудники, проводящие поисковую деятельность, также обязаны направлять запросы в международные организации и правоохранительные органы других стран в соответствии с признанными международными стандартами.

Обязанности сотрудников, проводящих обыски, включают строгое соблюдение законодательства Российской Федерации и их деятельности в соответствии с Законом № 144 и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Основные задачи профессии


Основная функция этого специалиста — сбор информации. Оперуполномоченный проводит интервью с потерпевшими и свидетелями, а также беседу с подозреваемыми.

Представители этой профессии осматривают место происшествия, собирают доказательства и проводят их последующее изучение.

При необходимости сотрудник службы безопасности может просматривать документы, запрашивать информацию о предмете данных, отслеживать личную переписку, совершать телефонные звонки и проводить личные наблюдения.

В некоторых случаях необходимо безотлагательно проводить исследовательские эксперименты. Все эти действия основаны на материалах уголовного дела.

Как проходят рабочие будни?

Рабочий процесс включает в себя 6-дневную рабочую неделю с графиком работы с 09.00 до 18.00. Суббота может быть сокращена. В некоторых случаях возможны нерегулярные рабочие часы, отсутствие выходных или отпуска.

Размер заработной платы

Средняя зарплата сотрудника службы безопасности в стране составляет около 37 тысяч рублей. Однако сумма сильно зависит от должности, опыта работы, бонусов и надбавок. Поэтому молодой сотрудник может получать 20-25 тысяч рублей, а опытный начальник отдела — в два раза больше. В Москве активисты получают на 10-15 тысяч больше, чем в регионах.

Карьерный рост

Эта профессия в основном для мужчин, женщины оперуполномоченные редко занимают данную должность из-за плотного графика. Для этой должности гражданин должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Возраст до 35 лет, а если ранее гражданин служил в Министерстве внутренних дел — до 50 лет;
  2. Высшее юридическое образование;
  3. Военная служба;
  4. Хорошее физическое состояние, нет проблем со здоровьем;
  5. Отсутствие судимости даже у близких родственников.

Тем не менее, с точки зрения карьерного роста, продвижение по службе может занять много времени, так как сотруднику постоянно нужно улучшать свои навыки. Ранг и должность работника напрямую связаны.

Таким образом, офицер безопасности может претендовать на повышение звания, включая капитана, операционного офицера — вплоть до майора, оперуполномоченного высокого уровня, старшего прапорщика.

Финансовая и материальная поддержка сотрудников милиции постепенно улучшается, их уважают в обществе. Хороший оперативный сотрудник может стать руководителем состава органа полиции.

Необходимые навыки в работе

  • Умение работать с большим количеством информации;
  • Умение правильно ориентироваться в законодательстве Российской Федерации;
  • Хорошее знание применяемого уголовного права.

Личные качества: педантичность, внимание, честность, высокая степень справедливости, ответственность, способность учиться, желание развиваться профессионально, честность и стрессоустойчивость. Работа в команде.

  1. Навыки работы на ПК.
  2. Работа с программами: MS Office (Word, Excel, Power Point, Access), Adobe Photoshop, Microsoft Office Publisher, правовых систем (гарант, консультант)
  3. Работа с интернетом по поиску информации.

Моральный облик: иметь разносторонние интересы, выполнять задачи быстро и точно, стремиться улучшить свои рабочие навыки, если необходимо (быстро учиться), грамотно планировать свое время.

Требования для трудоустройства


На сегодня в органах внутренних дел установлены следующие требования:

  • Пригодность для службы охраны правопорядка (для мужчин категория в военной карточке А — подходит для военной службы). Кроме того, кандидат должен пройти Военно-медицинскую комиссию в медсанчасти Министерства внутренних дел на должность опера по ОУР.
  • Обязательным условием для приема на должность уполномоченного сотрудника ОУР является наличие высшего профессионального образования.
  • К квалификационным требованиям к должностям среднего, старшего и старшего командиров, относится расследование или организация уголовного судопроизводства, административное расследование, экспертиза административных правонарушений или проведение антикоррупционных и судебных расследований.
  • Ни одного темного пятна в автобиографии кандидата и членов его семьи.
  • Завершится профессиональный отбор (ЦПД и полиграфом, которого не избежать), т.е. необходимо определить психологическую пригодность кандидата для службы.
  • Позиция отдела кадров, то есть желание привлечь кандидата на службу, и фактическая доступность рабочих мест.

Нужно ли высшее образование?

Министру внутренних дел было разрешено набирать кандидатов на должности специалистов без какой-либо специальной юридической подготовки. Например, специалисты с гражданскими дипломами теперь могут работать с угрозами, расследованиям, в инспекции молодежи (ПНД) и в дорожной полиции (ГИБДД).

Представители МВД не скрывают, что были вынуждены принимать такие меры из-за нехватки персонала, но обещают тщательно просматривать всех заявителей.

Кадровые работники будут отдавать предпочтение выпускникам военных вузов, гражданских факультетов с опытом работы по юридической профессии. Что касается молодых учителей, они найдут место в

Министерстве внутренних дел согласно их профилю — в ПДН. Выпускников технических институтов и вузов ждут в ГИБДД. В МВД также принимают людей, которые уже имеют высшее образование и получают второе — юридическое. Их готовы нанять до конца последнего курса.

В какие учебные заведения МВД лучше поступить?

Многие юноши спрашивают, как стать опером. Поскольку уполномоченный — официальное лицо, наличие университетского образования является обязательным. Лучше всего поступить в вузы МВД. Во всех крупных городах и регионах страны есть полицейские университеты. С точки зрения качества преподавания и авторитета по России, лучшими из них являются:

  1. Санкт-Петербургский институт МВД России. Это первая в стране полицейская школа, основанная в 1968 году. Здесь готовят специалистов для следственной работы и операционной, информационной безопасности и военной тематики.
  2. Московский университет МВД России В.Я. Кикоти. Это самый престижный полицейский университет страны, организованный на базе трех крупных городских учреждений. Университет имеет филиалы в Рязани и Московской области.
  3. Уральский юридический институт МВД России. Здесь обучают уполномоченных, криминологов и полицейских, и развивают науку.
  4. Краснодарский университет МВД РФ. Через свою сеть филиалов он предоставляет персонал для органов безопасности юга России.
  5. Воронежский институт МВД РФ. Учреждение было основано на базе первой в стране полицейской школы.

Подобные объекты есть во Владивостоке, Хабаровске, Калининграде, Иркутске, Казани, Ростове-на-Дону, Улан-Удэ и других городах. Кстати, выпускники полицейских колледжей получают все военные навыки в процессе обучения, поэтому они освобождаются от военной службы.

Первое собеседование

Главное, чтобы у кандидата или его близких родственников не было судимости, и он был здравомыслящим человеком. Конечно, выбор кандидата может быть затруднен отсутствием работы в органах, но обычно вакансий достаточно. Даже если нет нужной позиции, есть похожая работа в той же сфере.

На собеседование лучше прийти в аккуратно выглаженной чистой одежде. Таким образом, создается впечатление серьезного, ответственного человека. Стараться не задавать глупых вопросов, слушать и писать.

Как проходит первичное обучение?

Как правило, работодатель не может сразу нанять кандидата, он отправляет его на учебу. Для этого для каждого сотрудника создается личное дело. Процесс начального образования не сложный, но длительный.

Как правило, это пребывание в казармах (то есть постоянное проживание в общей комнате и особый тип выезда) периодом от 6 месяцев до 2 лет.

Социальные гарантии

Заработная плата выплачивается ежемесячно и состоит в основном из оклада, класса, опыта работы и премий. Премия составляет более половины зарплаты. Социальный пакет предусматривает только внеплановое зачисление ребенка в детский сад, оплачиваемый отпуск по болезни и отпускные.

Плюсы и минусы данной профессии


  • Относительно хорошая зарплата и спрос на профессию;
  • Проведение общественно полезных мероприятий и возможность реализовать свой потенциал;
  • Наличие ряда услуг (длительный отпуск, оплачиваемый отпуск по болезни, досрочный выход на пенсию, бесплатное медицинское обслуживание, программы покупки предпочтительного жилья).

Минусов тоже много. Во-первых, довольно сильные умственные и физические нагрузки. Оперативные сотрудники часто работают сверхурочно и иногда бывают вне дома по несколько дней. Это часто приводит к хроническим заболеваниям и проблемам в семье. Ежедневно приходится контактировать с антисоциальными людьми, существует постоянная угроза здоровью.

оперуполномоченные мвд на совещании

Среди сотрудников полиции есть свое разделение труда. Одни собирают доказательства по преступлениям, другие конвоируют и охраняют подозреваемых, третьи — пресекают массовые беспорядки. Однако есть и те, кто преступников ищет.

Деятельность оперуполномоченного

Оперуполномоченный (или по-простому — опер) — это сотрудник оперативно-розыскного отдела МВД, ФСБ или иной силовой структуры. Иными словами, это должностное лицо, у которого имеется право проводить определенные мероприятия по охране правопорядка: разыскивать преступников, пропавшие ценности, пресекать преступления и правонарушения и т.д. Деятельность оперуполномоченного регламентируется ФЗ №144 "Об оперативно-розыскной деятельности", где прописаны основания и основные задачи для любого работника оперативно-розыскного отдела.

Вкратце, в задачи оперуполномоченного входит:

Опрос свидетелей и потерпевших;

Осмотр мест преступлений (жилых домов, машин, промышленных помещений);

Наблюдение за людьми;

Поиск информации в разных средствах коммуникации (например, прослушка, наблюдение с помощью специальной аппаратуры);

Контроль за почтовыми, телеграфными и другими отправлениями.

Чем отличается опер от следователя?

чем работа опером в полиции отличается от работы следователем

Designed by Marco Verch/flickr

В Российской империи люди этой профессии назывались агентами уголовно-сыскной полиции, а после Октябрьской революции они стали называться оперуполномоченными. При этом обязанности между следователями прокуратуры и операми были поделены: первые ведут дело и устанавливают все обстоятельства преступления, чтобы представить дело в суде, вторые — занимаются розыском преступников и ищут доказательства их вины.

Это разделение труда сохраняется и поныне:

Следователи Следственного комитета, ФСБ или МВД занимаются сбором и систематизацией доказательств преступления.

Оперуполномоченные в зависимости от направления работы занимаются розыском подозреваемых, сбежавших преступников, пропавших без вести, украденных ценностей, контрабанды и т.д. Кроме того, они ведут агентурную работу и занимается пресечением преступлений.

Требования к навыкам оперуполномоченного

Профессия оперуполномоченный достаточно сложна физически и морально, поэтому большинство занимающихся этим делом — мужчины. Женщины на этой работе встречаются крайне редко.

Кандидат в оперы должен отвечать определенным требованиям:

Возраст до 35 лет. Однако с учетом стажа в органах МВД на других должностях допускаются кандидаты до 50 лет.

Высшее юридическое образование.

Для мужчин — обязательная служба в армии.

Физическая подготовка, навыки владения оружием и приемами рукопашного боя.

Отсутствие судимостей как у самого кандидата, так и в его семье.

Также от оперативного работника ожидают смелости, инициативности, умения работать в команде, высоких морально-волевых качеств.

Однако главный навык любого хорошего сыщика — это налаживание контакта с людьми. Причем работать ему приходится с весьма специфическим контингентом: бывшими уголовниками, наркоманами и в целом маргинальными людьми. Выстроить среди них агентурную сеть — весьма нетривиальная задача. К сожалению, этому нельзя научиться в полицейском вузе. Подобный навык нарабатывается в ходе длительной практической работы.

Опер, как правило, работает шесть дней в неделю, выходной — только воскресенье. Но это все только на бумаге. Часто им приходится работать и в отпуске, и в выходные дни.

Как стать оперуполномоченным?

Чтобы устроиться на работу опером, необходимо закончить ведомственный вуз МВД или пройти курсы профессиональной переподготовки, если уже есть иная специальность. После обучения курсанту будет присвоено офицерское звание — это тоже обязательное условие для работы оперуполномоченным. Обучение в вузе займет от трех до пяти лет и уже во время обучения будет зачисляться рабочий стаж. Поступить можно в следующие учебные заведения:

Московский университет МВД России

Краснодарский университет МВД России

Санкт-Петербургский университет МВД России

Академия управления МВД России

Волгоградская академия МВД России

Нижегородская академия МВД России

Омская академия МВД России

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (ВИПК)

Выпускники этих вузов получают звание младшего лейтенанта и могут без проблем идти работать по своей специальности. Ведь все нужные юридические знания они получают в период обучения, а также, когда проходят стажировку.

Какая у оперуполномоченного зарплата

Опер — достаточно востребованная профессия и помимо того еще и перспективная, ведь хороший сыщик на вес золота. Если он при этом еще и наделен организаторскими способностями, то в дальнейшем вполне может возглавить состав органа полиции или найти себе место в частных структурах (к примеру, служба безопасности банка, крупной компании).

За время работы у любого хорошего опера появляются разные полезные знакомства и связи, которые помогут двигаться по карьерной лестнице вверх, имея определенные профессиональные навыки и аналитические способности.

Зарплата оперуполномоченного варьируется от 20 000 до 40 000 руб. Эта цифра зависит от премий, звания, занимаемой должности, и различных надбавок, а также стажа работы. Таким образом, молодой сотрудник может иметь зарплату 20 000 — 25 000 руб., а опытный — вдвое больше. В Москве зарплата оперов в полиции на 10 000 — 15 000 руб. выше, чем в регионах.

Карьерные перспективы оперуполномоченного

Карьерные перспективы оперуполномоченного

Designed by 8photo/Freepik

Карьерный путь опера занимает много времени, ведь нужно всё время посещать курсы повышения квалификации. Звание и должность в правоохранительных органах взаимосвязаны и опер может быть претендентом на повышение звания до капитана, а старший опер уже до майора, и так можно дорасти и получить звание подполковник.

Еще существует такая должность, как “младший оперативный сотрудник”, она не дает права на звание офицера. Её занимают прапорщики транспортных и территориальных органов внутренних дел. Они занимаются в основном расследованиями мелких общеуголовных преступлений, поэтому карьерного роста в этой должности фактически нет.

Вакансии в полиции для оперуполномоченных

Как правило, структурные подразделения МВД РФ вывешивают вакансии на своих официальных сайтах. При этом требования к оперуполномоченным будут серьезно отличаться между собой. Зависеть они будут от того, в каком конкретно отделе будет трудиться кандидат. В некоторых случаях понадобится даже знание языков программирования и баз данных (РНР, HTML, Javascript, СУБД Oracle и т.д.).

Абсолютный минимум для трудоустройства в полиции: высшее или среднее профессиональное образование.

Плюсы и минусы профессии оперуполномоченного

Занятие оперов очень тяжелое и даже опасное, не каждый захочет и сможет выбрать себе такую профессию. Но в этой работе есть и свои преимущества.

Востребованность и хорошая зарплата. Работая в правоохранительных органах, опер заслуживает уважение от жителей своего города, ведь он защитник общества.

Полезная деятельность. Вычисляя и задерживая преступников, опер меняет мир в лучшую сторону, защищая невинных граждан от нарушителей закона и опасности.

Льготы. Занимая эту должность, работник имеет такие льготы как длинный отпуск, можно выйти на пенсию раньше, чем люди, не работающие в правоохранительных органах, бесплатное медобслуживание, специальные программы по приобретению жилья.

    Психологическая и физическая нагрузка. Оперу иногда приходится задерживать преступников, вести допрос, настаивать на своем. А нарушители закона — не из приятных людей и общение с ними несет негатив.

График работы. Часто опера работают сверхурочно, иногда вообще не появляются дома, что приводит к проблемам в семье и различным заболеваниям.

Угроза жизни и здоровью. На оперативного работника могут внезапно напасть, нанеся ущерб здоровью

Читайте также: