Правовая жизнь общества как объект правовой политики курсовая

Обновлено: 25.06.2024

Цель: охарактеризовать различные стороны правовой жизни и правового прогресса современного общества, т.к. они являются очень важной составляющей всего государства, без которых, в принципе, существование государства не возможно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
Глава 1. ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ ……………………………………….…………………. 3
1.1 Гражданское общество……………………………………………………. 4
1.2 Взаимосвязь гражданского общества и правового государства…………6
1.3 Правовая культура ……………………………. …………………………..7
1.4 Роль правовой культуры в жизни общества………………………………8
1.5 Молодёжная политика…………………………………………………….9
Глава 2. ПРАВОВОЙ ПРОГРЕСС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА……. 14
2.1 Право как ценность: история и современность ………..………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

Глава 1. ПРАВОВАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОЙ ЖИЗНИ ……………………………………….…………………. 3

1.2 Взаимосвязь гражданского общества и правового государства…………6

1.4 Роль правовой культуры в жизни общества………………………………8

Глава 2. ПРАВОВОЙ ПРОГРЕСС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА……. 14

2.1 Право как ценность: история и современность ………..………………..16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………22

Прежде всего, хотелось бы сказать, что такое право, потому что оно является неотъемлемой частью общества и государства. И так, право - одно из самых сложных общественных явлений. Оно вызывает к себе необычайно широкий интерес, поскольку, так или иначе, затрагивает интересы каждого человека.

Цель: охарактеризовать различные стороны правовой жизни и правового прогресса современного общества, т.к. они являются очень важной составляющей всего государства, без которых, в принципе, существование государства не возможно.

Объекты: правовая жизнь, гражданское общество, государство, право, ценность права.

ГЛАВА 1. Правовая жизнь общества: понятие и содержание правовой жизни

Как составная часть общественной жизни, правовая жизнь непосредственно вовлечена в решение общественных задач и ее организация подчинена их реализации. Правовая жизнь может рассматриваться как на уровне общества, так и отдельных его общностей и даже отдельной личности; она дифференцируется по пространственному принципу (правовая жизнь государства, отдельных его территорий), временному (правовая жизнь современного общества и прошедших правовых эпох); по уровню правового развития общества (правовая жизнь правового общества и неправового, с тоталитарным наследием) и др.

1.1 Гражданское общество

Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили развитие в трудах ряда мыслителей, в числе Маркса и Энгельса. В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделения труда. Примитивные формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности.

Главным признаком и основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства. Автономность личности и общества способствует созданию механизмов саморегуляции и саморазвития, формированию сферы невластных отношений свободных индивидов, обладающих способностью и реальной возможностью осуществлять свои естественные права, свободу политического выбора, а также выступать в качестве единственного законного источника власти.

Базовые или первичные потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяются благодаря производственным отношениям, составляющим первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий религиозные, семейно-брачные, этнические и иные взаимодействия. Эти потребности удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

И высший уровень межличностных отношений составляют потребности в политическом участии, связанные с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д. [1, c.136].

1.2 Взаимосвязь гражданского общества и правового государства

Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами. Таким образом, правовое государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.

В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

1.3 Правовая культура

Правовая культура есть общий уровень знаний, и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры — правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой. [4,c.73].

1.4 Роль правовой культуры в жизни общества

Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам.

Введение 3 1. Понятие и основные элементы правовой системы РФ 6 1.1 Понятие и принципы системы права 6 1.2 Предмет и метод правового регулирования 11 2. Система современного Российского права 14 3. Правовая жизнь общества 18 3.1 Понятие и признаки правовой жизни общества 18 3.2 Правовая культура, как неотъемлемая часть правового общества 20 3.3 Правовое государство, как характеристика современного состояния общества 23 4. Взаимодействие системы права с правовой жизнью общества 28 Заключение 33 Список использованной литературы 36

В настоящее время очень часто поднимается вопрос о том, что же представляет собой правовая система и правовая жизнь общества, что она собой представляет и какова его сущность. При этом далеко не все понимают, каким образом, правовая система оказывает влияние на формирование и развитие правовой жизни в обществе. Система права не может быть создана по произвольному усмотрению людей, а обуславливается спецификой общественных отношений и формируется постепенно в процессе исторического развития. Характеристика системы права охватывает вопросы внутреннего строения Российского права и раскрывает основное его назначение, как нормативного регулятора всего комплекса общественных отношений, его функций и служит непосредственно практическим критерием анализа его состояния в данный конкретный момент. Правовое общество должно, по своей сути представлять собой такую сферу человеческой жизни, в которой каждый индивид мог бы быть способным реализовывать свои социальные, экономические, духовные и ряд других интересов, не связанных с политикой и не находящихся в границах государственного регулирования. Конституция Российской Федерации утверждает в статье 1 тот факт, что Российская Федерация признается демократическим правовым государством с республиканской формой правления.

. Однако, не смотря на это, по факту наше общество не до конца готово быть правовым, что можно сказать и о действующей системе права. Психологические особенности нашего общества говорят о том, что именно государство должно заботиться о благосостоянии своего социума. Даже самое развитая система права не имеет возможности в полном объеме предоставлять своему обществу и гражданам, живущем в нем, все блага, которые способствовали бы его многогранному существованию и их полноценному функционированию. Другими словами, каждый человек, живущий в обществе, должен сам разбираться и расставлять приоритеты, что является в первую очередь необходимым для процветания и полноценного функционирования того общества в котором он живет. Невозможно на все сто процентов утверждать, что в России правовое общество достигло в совеем развитии высшего этапа, а соответственно невозможно утверждать, что и правовая система достигла в совеем развитии апогея и больше не нуждается в усовершенствовании. Соответственно, для того, чтобы данная проблема была решена, необходимо усовершенствовать общество, в котором мы живем, с точки зрения права, так как только в случае достижения высокоразвитого и полноценного правового общества, можно будет говорить и о полноценном существовании правовой системы. Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день тема развития и усовершенствования правовой системы и его важнейшей составляющей - правового общества является острой и часто обсуждается среди ученых, политиков, юристов. У каждого на данный счет существует свое мнение, но каждый должен понимать, что для создания сильной правовой системы, необходимо в первую очередь создать почву для развития правового общества, так как именно оно выступает в качестве основной предпосылки видоизменения правовой системы. Целью данной работы является рассмотрение основных характеристик правовой системы и правовой жизни общества, а также форм их взаимодействия. Для достижения данной цели необходимо решить несколько основных задач: 1. рассмотреть понятие и основные принципы правовой системы РФ; 2. изучить предмет и метод правового регулирования; 3. рассмотреть систему современного Российского права; 4. рассмотреть понятие и признаки правовой жизни общества; 5. изучить правовую культуру, как неотъемлемую часть правового общества; 6. рассмотреть правовое государство, как характеристику современного состояния общественной жизни; 7. проанализировать взаимодействие системы права с правовой жизнью общества; Для того, чтобы решить поставленные задачи и достичь цель, необходимо применить комплексную методику, которая включает в себя: 1. метод теоретического изучения понятия и сущности правовой системы; 2. метод изучения и анализа анализу условий формирования правового общества; Объектом данной работы выступает сама система права, находящаяся в прямом взаимодействии с правовым обществом. Предметом данной работы является теоретический анализ юридической литературы, которая занимается проблемой, связанной с изучением правовой системы и правового общества.

Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов. В общем, понимание о системе представляет собой единство связанных друг с другом предметов, явлений в некое единое целое, состоящее из частей, упорядоченных на основе определенных принципов. Следовательно, исследование системы права предполагает выяснение того, из каких частей данное право состоит и каким образом данные части осуществляют между собой взаимодействие. Основными принципами системы права являются: единство, целостность и дифференциация. Обладая единством и целостностью, система российского права вместе с тем разделена на основные элементы, то есть дифференцирована. В качестве первичного, исходного звена, исходного элемента данной системы выделяют правовую норму. Система права, выступая в качестве высшей ценности не только общества, но и государства, рассматривает человека, его свободу, жизнь, честь и достоинство. Целью правовой системы при этом является создание, закрепление и охрана равных и справедливых условий для всестороннего развития каждой личности. Это находит свое отражение в представлении широкого круга прав и свобод, в защите всех форм собственности, в охране жизни, здоровья и достоинства граждан. Следовательно, игнорирование принципов права весьма опасно. Знание принципов помогает выявлять противоречия, устаревшие нормы, пробелы в праве, а тем самым оказывать влияние на процесс их принятия. Но также, знание принципов существенно увеличивает шансы в правильном толковании и применении правовых норм. Основным критерием для выделения отрасли права выступает предмет правового регулирования, который представляет собой группу качественно однородных общественных отношений, на которые и направляется данное регулирование. Каждая отрасль права занимает в системе права свое определенное место, что обусловлено объективно существующей структурой общественных отношений. Существенным в структуре правовой системы является взаимодействие отраслей, институтов и норм материального и процессуального права. Следовательно, система права представляет собой объективно обусловленную характером общественных отношений внутреннюю структуру права, которая выражается в единстве и согласованности, взаимосвязанных норм права. распределенных по институтам и отраслям в соответствии с предметом и методом правового регулирования и имеющая своим центром принципы права. В настоящее время совершенствование системы права является одной из центральных задач юридической науки. Богатство накопленного правового материала и опыта, а также значительные достижения законодательной работы в этой области дают возможность такого высокого уровня эффективности правовой системы, которая бы полностью отвечала требованиям современного общества. Современная Российская система права делится на частно и публичное, а также материальное и процессуальное. Система права никогда не остается неизменной. Поскольку общественные взаимосвязи между людьми непрерывно совершенствуются и видоизменяются, то и система права, охватывающая те или иные отношения, которые до этого находились вне правовой регламентации. Формируются и развиваются новые отрасли права. в юридической литературе ведутся постоянные дискуссии по поводу сложившихся или только зарождающихся новых отраслей права, которые дополняют уже существующую систему права. Правовая жизнь общества представляет собой форму социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов. Одной из неотъемлемых аспектов, которые отражают правовое общество является высокий уровень правовой культуры, то есть такого состояния правовой жизни, которое выражается в уровне развития правовой деятельности, качестве нормативных правовых актов, степени реализации прав и свобод личности и ее правовой активности. Правовое государство также выступает неотъемлемым аспектом характеризующим состояние всего правового общества, так как основной характеристикой правового государства является неразрывное соединение с правовыми нормами, составляющими систему права. Формирование и развитие правового общества неразрывно связано с формированием и развитием системы права, так как социум находясь в постоянном мобильном состоянии, направляет свою деятельность на формирование и развитие новых отраслей права, которые дополнят ныне действующую систему права. Связь «правового общества и политической системы взаимообусловлена: общество влияет на развитие политической системы, посредством принятия и формирования новых отраслей права и усовершенствования старых отраслей права, а система права оказывает существенное влияние на развитие правового общества посредством правовых норм обязательного характера.

Читайте также: