Правовая культура рассматривается как 1 из форм творческой деятельности людей в сфере

Обновлено: 16.06.2024

Понятие правовой культуры в контексте правовых норм

Правосознание определяет уровень правомерного поведения людей, отношение лица к действующим нормам права, а также вновь принимаемым нормативно-правовым актам. Данное явление тесно связано с уровнем нравственного сознания, взглядами и представлениями о праве, которые передаются из поколения в поколение, их развитие происходит в процессе воспитания, обучения, в семье.

Правовую культуру необходимо рассматривать не как простое явление или отношение к праву, а как, прежде всего, уважительное отношение к нормам права.

Основной задачей культуры является формирование отношений с окружающим миром и людьми. Данное явление характеризует в узком смысле систему нормативных отношений, возникающих между людьми и организациями, они сформированы в процессе социального взаимодействия и регулируются фиксированными правилами, которые обязательны для исполнения и охраняются государством. В широком смысле данное явление рассматривается в качестве совокупности правовых явлений, знаний, убеждений, а также установок личности, их реализация происходит в процессе общения, труда, выбора определенных моделей поведения, а также отношения к ценностям общества.

Специализированные уровни правовой культуры характеризуется такими явлениями, как право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляция правовых отношений. Также сюда относятся мораль, нравственность. Данное явление также характеризует взаимоотношения между людьми и их группами, а кроме того влияние права на различные стороны общественной жизни.

Формирование правовой культуры

Ученые выделяют в рамках правовой культуры четыре основных уровней, именуемых состояниями:

  • Идеологические, характеризующие правовые идеи;
  • Нормативные, характеризующие правовые нормы;
  • Поведенческие, характеризующие правовые поступки;
  • Объективированные, характеризующие правовые учреждения, которые закрепляют результаты правовой деятельности.

С указанных позиций правовая культура общества выступает в качестве разновидности общественной культуры, которая отражает определенный уровень или степень правосознания, законности, вопросов совершенствования законодательства и юридической практики, с учетом охвата всех ценностей, которые были созданы людьми в сфере права.

Готовые работы на аналогичную тему

Определяя правовую культуру личности, необходимо учитывать важные компоненты правовой культуры общества, а также зависимой от него величины, которые отражают степень и характер прогрессивного развития общества, а также результат правомерной деятельности индивида. Разрешение данных вопросов, во многом, зависит от образованности человека и его правовой информированности.

При помощи правовой культуры происходит массовое развитие правосознания, рост зрелой правовой активности отдельных граждан, что приводит к достаточно положительным результатам в рамках цивилизованного государства. Воспитание правосознания граждан по этой причине выступает в качестве необходимой цели профилактики правонарушений, а также борьбы с преступностью в целом в современных условиях.

Важную роль здесь играет правовое воспитание. Под правовым воспитанием понимается целенаправленное и систематическое воздействие на уровень сознания и культура поведения членов общества, которые реализуются в целях выработки у индивидов чувства уважения к правам, привычки его соблюдать на основе личного убеждения. Для того, чтобы достигнуть положительный эффект в данной сфере, государственные органы должны убедить личность в необходимости соблюдения норм права. Причём их соблюдение должно быть обоюдно выгодно как личности, так и государству.

Важную роль здесь также играют такие явления, как правовое обучение, пропаганда, юридическая практика, также самовоспитание. Под правовым обучением понимается передача, закрепление, усвоение знаний и принципов формы права, а также истоков формирования соответствующего отношения к нормам права, практики их реализации, умения использовать свои права и свободы, реализовывать свои обязанности в полном объеме.

Данная форма воспитания не всегда приемлема для всех индивидов. Это достаточно утопическая идея в форме создания государства, в котором бы всякий индивид соблюдал нормы права. На практике такое невозможно, что связано с различными явлениями, например, юридической безграмотностью, правовым нигилизмом, данные условия влияют на развитие правовой культуры.

Для преодоления данных условий требуется постоянная пропагандистская работа. Она должна заключаться в просвещении населения относительно правовой стороны. В частности, любой индивид должен быть знаком со своими правами и свободами, он должен уметь их реализовывать на практике, знать, куда ему обратиться для их защиты. Также он должен быть осведомлен и о своих обязанностях, то есть должен знать их перечень, а также быть настроен на необходимость их соблюдения. Индивид должен уяснить, что уклонение соблюдение обязанностей влечет применение мер государственного принуждения, что негативно скажется на нём.

Рисунок 1. Классификация прав. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Важную роль здесь также играет юридическая практика. Сами по себе нормы права содержат лишь теоретическую основу регулирования правоотношений. Практические органы, такие, как полиция, прокуратура, судебный органы сталкиваются с вопросами при применении норм права к тому или иному случай. Зачастую именно на практике выявляются пробелы в правовом регулировании, которые должны быть устранены. Кроме того, именно в сфере применения норм права активно развивается явление правового нигилизма. Данное явление связано с несколькими обстоятельствами:

часть духовной культуры, которая характеризуется состоянием юридической науки, правосознания, уровнем разработки текстов законов, качеством обеспечения законности и правопорядка правоохранительными органами, результативностью деятельности юристов-профессионалов.

нормы, ценности, способы действий, выражающие уровень развития правосознания и правовой деятельности, состояние законности, степень гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека, степень правовой активности граждан в достижении индивидуальных и коллективных целей, разрешении конфликтов и противоречий.

составная часть культуры общества и личности. В широком значении П.к. - это система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права. В этом смысле она включает в себя право как систему норм, правоотношения, правовые учреждения и т.д. В узком, субъективном смысле П.к. человека- это совокупность его правовых знаний, отношения к праву и правового поведения.

обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

часть общей культуры общества, правовое состояние общества, правовые ценности, созданные людьми за всю историю развития права, качество юридических форм, норм и институтов в их реальном функционировании. Показателями правовой культуры общества являются: уровень правосознания; состояние законодательства; состояние законности и правопорядка; состояние юридической практики. В зависимости от субъектов-носителей различают правовую культуру общества; правовую культуру социальных групп; правовую культуру личности.

в узком смысле охватывает характерные для данной общности (личности) правовые ориентации, убеждения, ценности, образцы юридически значимого поведения, оценки действующего права и правовых институтов, т.е., по сути, представляет собой определенное состояние правосознания — общественного, массового, группового, индивидуального (см. Правосознание). Широкое понимание П.к. исходит из определения культуры вообще как способа и объективированного результата человеческой жизнедеятельности. Тогда П.к. наряду с правосознанием включает присущие обществу способы правотворчества и реализации права (и опосредующие их государственно- правовые институты), а также действующее позитивное право. Другими словами, П.к. отождествляется с национальной правовой системой (см. Правовая система, Правовая семья). Н.В. Варламова

система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности. В рамках одного государства может существовать одновременно несколько П. к. Особенно это характерно для многонациональных и мультирелигиозных обществ. Так, в России существует русская, элементы мусульманской, обособленная П. к. у цыган и некоторых других этнических общностей. При этом можно говорить о П. к. как общности (общества) в целом, так и П. к. отдельной личности (индивидуума). В правовой теории существует оценочный подход к зрелости П. к.: говорят о "высокой" и "низкой" П. к., о необходимости повышения П. к. общества и личности, В то же время применительно к общностям (обществам) высказывается мнение о несопоставимости разных видов П. к., самоценности каждой из них.

это определенный уровень качественного состояния правовой системы, а также правосознания и правового поведения отдельной личности, социальной группы либо общества в целом.
Различают правовую культуру общества, личности и социальной группы.
Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:
1) уровень правосознания и правовой активности общества;
2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);
3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: реальной потребностью в праве; состоянием законности и правопорядка в стране; степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования; уровнем совершенства законодательства и состоянием правосознания населения и должностных лиц; соотношением общечеловеческого и национального в праве; эффективностью деятельности правоприменительных органов и защищенностью прав личности и т.д.
Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм. Она включает в себя следующие основные элементы:
а) знание и понимание права;
б) отношение к праву, выраженное в привычке к правомерному, законопослушному поведению;
в) навыки правового поведения, выраженные в умении эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод.

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед любым государством, – правовая культура личности, так как она имеет непосредственное влияние на общее развитие социума и всего государства. Это теоретическая основа государства и составляющая других форм правовой культуры:

Взаимодействие между индивидуумами в обществе регламентируется законодательными актами. Правовая культура проявляется в трудовых отношениях, общечеловеческих и социальных, в профессиональных группах, этнических и других общественных формированиях. Поэтому для каждого государства очень важно обучение основам права своих граждан на постоянной основе, так как эта ценность является основополагающей для развития полноценного социума.

правовая культура личности

Терминология

Культура как таковая – это прогресс в развитии человечества, который определяется не материальными факторами, а духовными. Это те показатели, которых добились люди за сотни лет существования во всех сферах жизни, благодаря которым улучшили условия жизни, то есть совершенствовали форму своего существования.

Правовая культура – это достижения человечества в сфере развития правоотношений и самого государства, в формировании прав и свобод каждого гражданина. Она является неотъемлемой частью общей духовной целостности общества.

Виды правовой культуры

Выделяют 3 ее вида в зависимости от носителя:

- культура отдельной группы;

- правовая культура личности.

Поговорим о каждом виде отдельно.

Культура общества

Это система ценностей, накопленная людьми в конкретном обществе. Составляющие элементы:

- юридическая практика в государстве;

- соблюдение законов и порядка;

- общий уровень правосознания;

- общее состояние законодательной базы и прочие.

правосознание это

Культура группы

Многие специалисты в области права против выделения этого пункта в классификации, тем более выделения как отдельного вида, так как для нее характерны все факторы, которые присущи правовой культуре общества. Основной акцент правовой культуры группы – это то, как отдельно взятый человек строит свои отношения в отдельной взятой группе, среди друзей или на работе.

Культура личности

Правовая культура личности - это уровень правового развития, социализации и воспитания каждого гражданина страны. Важно понимать, насколько гражданами усвоены основы и как они используются на практике. Характерные особенности:

- информирование и формирование юридической зрелости каждой личности;

- превращение полученных знаний в привычку и норму поведения;

- готовность каждого человека действовать согласно установленным правовым нормам;

- умение отстаивать свои права, если они нарушены.

Основной акцент – это не только знание юридических правил, но и использование знаний на практике, причем постоянно. Правоотношения с другими субъектами права, окружающей средой должны строиться только с соблюдением законов.

Специфика правовой культуры личности

Любая культура – это прежде всего стремление к цивилизованному образу жизни, повышение духовных, поведенческих, интеллектуальных и психологических ценностей отдельно взятой личности и общественности в целом. Правовая культура личности – это не только понимание правовых основ и процессов, но и неукоснительное соблюдение закона. При этом поведение человека не должно постоянно стимулироваться правоохранительными органами, выработанные обществом нормы должны стать привычными для каждого его члена.

правосознание это

Ниже перечислим элементы правовой культуры личности. Их три, и все они важны. Итак, это:

- знание законодательства, причем не только теоретическое, но и практическое применение знаний на практике, соблюдение законов;

- привычка, точнее, формирование личного отношения к праву, что должно прослеживаться в правомерном и законопослушном поведении;

- умение индивидуума применять на практике свои знания в сфере юриспруденции, способность защитить свои права и свободы, не нарушая при этом закона.

Правосознание

Правосознание – это неразрывная связующая между обществом, личностью и правовой культурой. Оценка и критика, пожелания и ожидания в конкретной сфере права, осознание социальной деятельности. Культура полностью опирается на правовое сознание, и наоборот.

Функции правосознания

1. Познавательная. Это осознание человека правовых явлений и правоотношений в целом.

2. Оценочная. Это формирование представлений о праве и самой идее правового общества. На основе этих представлений каждая личность строит свое негативное или позитивное отношение к отдельным нормам и к законодательству в целом.

3. Регулятивная. Это полное понимание и построение модели поведения согласно нормам действующего права.

знание законодательства

Формирование правовой культуры

Верховенства права можно достичь исключительно в обществе, где правосознание максимально развито, поэтому одна из самых основных задач любого правительства – воспитание ответственности за свои действия у граждан. Именно воспитание правовой культуры – это одна из самых эффективных мер по предотвращению правонарушений и борьбе с преступностью.

Правовое воспитание включает в себя систематическое воздействие на сознание индивидуумов, формирование культуры поведения каждого члена общества. И достигается оно за счет следующих средств:

1. Правовое обучение. Суть методики в том, чтобы передать каждому гражданину все накопленные знания в обществе в сфере правоотношений. Научить каждую личность защищать свои права, отказаться от нарушения закона, сформировать позитивное отношение к законодательству. Естественно, к каждому гражданину должен быть индивидуальный подход. Обучение проводится в школах, средних и высших заведениях, на лекциях и семинарах.

2. Правовая пропаганда неразрывно связана с обучением. Кто-то будет соблюдать правила только на основании того, что он имеет общее представление о праве и законодательстве. В других личностях необходимо воспитывать правосознание постоянно через лекции и специальных пропагандистские мероприятия. Понятное дело, что не требуется от каждого гражданина знания законов на уровне опытного юриста, но основы обязан знать каждый.

3. Юридическая практика. Вне зависимости от того, сколько правительство страны тратит на пропаганду и обучение, повышение правосознания своих граждан, без нормальной работы судебных инстанций, прокуратуры и правоохранителей правовая культура общества не будет существовать в государстве. Любой гражданин будет поступать так же, как судебные и властные структуры. Если чиновники обходят закон, то и граждане будут пытаться его обойти.

Юридическая практика на фоне государственного правосознания – это устранение бюрократизма и взяточничества.

4. Самовоспитание. Не на последнем месте стоит самовоспитание. Если гражданин осознает, что он должен следовать букве закона, заниматься повышением уровня образования, то это огромная профилактика противоправных действий. Такой линии поведения должны придерживаться не только юристы-практики, но и все граждане страны.

правосознание это

- повышение профессионализма государственных чиновников всех уровней;

- практическая реализация конституционной нормы – верховенства права;

- поощрение правомерного поведения, а не только воздействие через карательные меры на правонарушителей.

Наряду с этим гражданин должен понимать, что все правовые и гражданские институты направлены на реализацию его прав, их защиту. А это прямая обязанность государства.

Социализация личности в области права

Не на последнем месте стоит и правовая социализация личности. Социализация в рамках философии и психологии рассматривается как становление личности, развитие и формирование социальной сущности каждого гражданина. Правовая социализация – это одна из составляющих общей социализации индивидуума.

Составляющие правовой культуры и социализации реализуются следующими путями:

- формирование отношения личности к другим индивидуумам;

- поведение гражданина в целом в обществе и его отношение к государству;

- отношение к самому себе.

Для формирования правовой социализации необходим постоянный анализ, и не только положительных факторов. Очень важно, какие компоненты права оказывают негативное влияние на личность человека. Это может быть неточность формулирования отдельных норм закона, противоречивость актов, сложность и объемность сводов законодательных актов. Все это может приводить к тому, что человек начинает антиобщественную деятельность, в некоторых случаях может дойти даже до бунтов. Тогда происходит так, что социализация и правосознание – это не норма для членов общества, а в результате растут преступность и неповиновение.

На практике государство обязано постоянно обновлять компоненты и нормы социальной среды, адаптировать их к нынешним реалиям и стремиться к формированию демократии в обществе со всеми признаками гуманизма и справедливости.

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды

Правомерное поведения трактуется как таковое, что полностью соответствует нормам, принятым в конкретном обществе. Оно должно одобряться всеми членами общества и быть общественно полезным. Давайте попробуем разграничить полезность и правомерность. Например, можно и не ходить на выборы - это вполне правомерно, но не имеет никакой пользы для общества.

Признаки правомерности действий

1. Внешне поведение выражается в действии или бездействии, главное - чтобы все было в рамках дозволенного.

2. Поведение является юридически значимым, то есть влечет за собой юридические последствия.

3. Носит осознанный характер.

4. Со стороны государства поощряется путем разрешительных и охранительных норм.

По социальной значимости правомерное поведение может быть:

  • необходимым для всего общества в целом (к примеру, необходимость отслужить в армии);
  • желательным для государства (например, научные исследования);
  • допустимым, то есть таким, которое, может, и порицается членами общества, но вполне допустимо по нормам законодательства (например, деятельность религиозных обществ).

правовая культура личности

Правомерное поведение классифицируется и по мотивам совершения поступков:

1. Социально-активное поведение – это действия индивидуумов, полностью совпадающие с нормами закона. Объект права полностью осознает и принимает действующее право и порядок.

3. Маргинальное поведение. Характеризуется тем, что индивидуум следует предписаниям действующих норм только под влиянием угрозы или по принуждению. Лишь только послабляется контроль со стороны государства, поведение маргинала сразу становится противоположным и противоправным.

Гражданская и правовая культура: объединяющие факторы

Безусловно, правовая культура - это многослойное и значимое явление. Но оно немыслимо без гражданской культуры. Гражданская и правовая культура личности неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга.

элементы правовой культуры личности

Гражданская культура – это качество человека, которое включает в себя уважение к окружающим, любовь к Родине, толерантность к другим расам и вероисповеданиям. Сама гражданская ответственность есть не что иное, как результат воспитания в правовой сфере, политической и моральной. Основы гражданской культуры закладываются в семье и учебных заведениях. В школе дети познают основы государства и права, основы управления государством, формирования властных структур, права и обязанности граждан и правительства. В формировании правовой и гражданской ответственности имеет большое значение и семья: от мнения и общественной позиции родителей зависит и отношение к обществу детей.

На сегодняшний день не все страны могут похвастаться хотя бы средним уровнем правовой культуры своего населения, а у многих вообще отсутствует правовая культура общества, что подтверждается высоким уровнем преступности. Как правило, тому виной отсутствие общедоступности к нормативным документам, слабая пропаганда и практически полное отсутствие желания у правительства повышать уровень гражданской и правовой культуры, вовлекать население в правотворческую деятельность.

Читайте также: