Правовая культура общества и индивида соотносятся как

Обновлено: 02.07.2024

Правовая культура является частью общей культуры общества. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Правовая культура выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическим феноменами.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и не гуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы.

В философской литературе отмечается, что "соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его качества". Следовательно, правовая подсистема общества -- правовая надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его качество.

Это означает, что правовая культура характеризует качественное состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития, как всей правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Правовая культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества, пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например, законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву) жизни этого общества.

Цель данной работы – рассмотреть связь права и культуры общества в философии.


  • рассмотреть взаимосвязь права и культуры;

  • рассмотреть правовое воспитание как средство формирования правовой культуры ;

  • проанализировать проблемы взаимосвязи права и культуры общества.

Как обобщенная характеристика цивилизованности общества культура затрагивает все сферы его жизни. Поэтому различают художественную, физическую, экономическую, политическую культуру.

Культура всегда выступала важнейшим компонентом общественной жизни. Как никакой другой социальный феномен она способна быть мерой гуманизации общества. Именно в отношении человека к культурным ценностям проявляется свобода и самоутверждение личности.

Естественно, культура, отношения культуры не могли не затронуть и сферу права, правового регулирования. Причем право и культура не только связаны, но и взаимозависимы. Маркс специально подчеркивал, что право не только не может быт выше чем экономический строй, но и обусловленное им культурное развитие общества.

Прежде всего, эта взаимосвязь обусловлена тем, что право входит в состав социальной (духовной) культуры и является ее элементом. Вследствие этого право (как и государство) выступает не только как социальное явление, но и как явление культуры, представляя определенную культурную ценность.

В советском правоведении право не всегда признавалось в качестве элементов культуры и тем более не трактовалось как культурная ценность. Право представлялось как орудие классового господства, средство подавления классовых противников, одних классов другими. С исчезновением классов право, как и государство, должны отмереть, исчезнуть. Естественно, исчезающее со временем явление не могло рассматриваться как социально ценное, как культурная ценность.

Взаимосвязь права и культуры проявляется с двух сторон. Во-первых, характер права, законодательства во многом определяется уровнем культурного развития общества. Исторический анализ права убедительно показывает, что его развитие от варварского права к праву цивилизованных государств происходило параллельно и в значительной мере благодаря культурному развитию общества.

Это проявляется как в состоянии законодательства, его системности, организованности, отсутствии противоречий и пробелов. С другой стороны, изменялись методы и типы регулирования - от грубой прямолинейной императивности к диспозитивному регулированию. Наконец, высший уровень культурности проявился в содержании права, когда в основу его регулирования был поставлен человек, отдельная личность, а основой содержания стали права человека.

С другой стороны, право само активно влияет на развитие культуры. Позитивное право регулирует многие отношения в социально-культурной сфере общества. Опыт отечественного регулирования показывает, что в случае, когда основное влияние оказывается обращенным на правовое регулирование экономических отношений, оставляя в стороне регламентацию социально – культурных отношений, то резко падает уровень культуры населения, возрастает преступность.

Ни одна сфера законодательства не связана так тесно с нравственными основами человеческой деятельности, как законодательство о культуре. Его предмет затрагивает такие духовные феномены как мировоззренческие взгляды, моральные и эстетические черты личности, ее образовательный уровень. Массив нормативных правовых актов о культуре – это правовая нормативная основа нравственно-ценностной ориентации личности, важное средство воздействия на морально- эстетические представления человека, позволяющие целенаправленно формировать модель цивилизованного культурного уровня населения [10, с.122].

Основными задачами законодательства о культуре являются:

- обеспечение и защита конституционного права граждан России на культурную деятельность;

- создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов иных этнических общностей Российской Федерации;

- определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

В максимальной степени взаимоотношения права и культуры проявляются в формировании высокой правовой культуры.


  1. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако целью правового воспитания является "создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей".

Рассмотрим основные элементы механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека. Прежде всего, это конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т. д.), пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой.

Другим "важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы - приёмы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка". К ним относятся многообразные приёмы эмоционального, педагогического воздействия на воспитуемых: убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение. Эти способы часто применяются в юридической практике.

К методам правового воспитания относится правовое просвещение. Процесс распространения правовых знаний служит росту общей правовой культуры. Главная его цель - "воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоёв населения России", овладение населением основами юридических знаний, понимание социальной и юридической ответственности. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих юридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства". Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры [4, с.122].


  1. Проблемы взаимосвязи права и культуры общества

Согласно этому положению, правовая система любого общества всегда, даже если она из-за некоторой своей ортодоксальности и казалось бы неприспособленности к современным условиям утрачивает определенную практическую значимость, остается, тем не менее, неотъемлемой составной частью культурного наследия, которое всегда является индикатором, отличающим одно общество от другого, один народ от другого. Постепенно утверждается мнение, что исторически сложившаяся правовая система и право, в частности, функционируют как социокультурные феномены и являются теми важнейшими факторами, содержание которых учитывается (или должно учитываться) в процессе правообразования и правотворчества, а также правоприменения.

В этносоциологии, интенсивно развивающейся в последние десятилетия, установлено, что при сравнении США и Японии (при равных технологиях) японский образ жизни, составным элементом которого является традиционная правовая система, несравненно более эффективен. Это происходит, как считают ученые, за счет того, что японцы сохранили исторически свойственную им систему социального регулирования, связанную с представлениями об ответственности и справедливости, с понятиями коллективного блага и свободы и т. д., в их традиционном, а не так называемом модернистском содержании. Народ, сохранивший традиционные ценности, гораздо уютнее себя чувствует в эпоху информационного общества, чем тот, который с ними расстался, - таков вывод этносоциологов.

Одной из существенных особенностей социальной жизни, как известно, является тот факт, что она не может быть исследована на основе чисто рациональных соображений, равно как и с помощью только технических методов и приемов. Здесь речь может и должна идти о ценностных (аксиологических) параметрах, поскольку ответ на вопрос, почему люди действуют именно так, а не иначе, почему они оценивают по- разному одну и ту же ситуацию, волей-неволей заставляет исследователя признать важность роли культурных смыслообразующих элементов общественной жизни: ценностей, норм, образцов поведения, оценок, идей, подняться до уровня общих вопросов культуры и применить культурологический метод, дающий возможность решить достаточно сложный вопрос о соотношении права и культуры.

Как объектированный результат человеческой деятельности, общий способ его существования понимается культура в советской теории культуры. Именно так ее определял известный советский культуролог Э.С. Маркарян. В данной трактовке, на наш взгляд, подчеркивается достаточно ценная для дальнейшего исследования мысль: культура - это та социальная реальность, которую создал человек и в которой он живет.

К. Гиртц считает, что в каждой культуре имеются ключевые слова-символы, значение которых открывает доступ к интерпретации целого. Из этого тезиса можно сделать вывод о том, что в каждой культуре есть те смысловые идеи, которые кладутся в качестве фундаментальных принципов всей жизнедеятельности общества. И именно они отличают культуру одного общества от другого.

На начальном этапе исторического развития человеческого сообщества культурные нормы существовали как символические механизмы обеспечения соорганизованности индивидов, их гармоничного сосуществования и воспроизводства в природной среде.

Дальнейшее развитие норм культуры, связанное с формированием собственно трудовой деятельности, производства и обмена как универсального способа кооперации людей в общество, привело их к дифференциации на моральные, религиозные, правовые, этнические и другие виды. Логика эволюции норм культуры позволяет нам констатировать, что они составляют основу всех остальных нормативных систем: норм морали, религии, права, обычаев, традиций. Оставаясь нормами культуры, нормы морали, нормы религии и нормы права приобретают лишь новые дополнительные качества, отличающие их друг от друга, например, взаимообусловленность прав и обязанностей субъектов, связанная с потенциально неизбежной санкцией, как специфическое свойство права. Но сущностно-содержателъные качества морали, религии, права как институтов культуры определяются только культурой, точнее теми идеями, представлениями, которые составляют сущностное ядро самой культуры. Такой подход к рассмотрению генезиса права, морали, религии предопределяет следующую его схему: сформировавшееся вследствие эффективной социальной практики правило поведения, прежде всего, закрепляется как культурная норма и лишь, затем приобретает ту или иную форму: или нравственного долга, или религиозной обязанности, или правового требования и т.п.

Это означает, что включение индивида в наличную систему общественных отношений, сопровождаемое овладением им в первую очередь всей системой культурных ценностей, в том числе и усвоение правовых идей - ценностей. Если усвоенное право становится чертой, собственной характеристикой личности, то соблюдение правил поведения правового характера обеспечивается как бы само собой, добровольно, без вмешательства со стороны кого бы то ни было, и государства в частности.

Таким образом, правовая культура личности – необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, но вместе с тем это степень и характер правового развития самой личности, которые находят выражение в уровне ее правомерной деятельности. Будучи обусловленной в определенной степени правовым состоянием общества, она лежит в его основании, образуя целостное ядро.

Правовая культура личности предполагает ее позитивное правовое сознание в действии. Она представляет собой творческую деятельность, соответствующую прогрессивным достижениям общества в правовой сфере, благодаря которой и происходит постоянное правовое обогащение индивида.

Правовую культуру личности и общества можно рассматривать как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общегуманистических завоеваний человечества, она становится неотъемлемым компонентом цивилизованного правового государства.

Вопрос 3.

Профессиональная правовая культура юриста. Понятие, система, формы и методы правового воспитания.

Профессиональная правовая культура юриста:

Культура юриста как специалиста неотделима от правовой культуры общества. Уровень правовой культуры общества существенно зависит от профессиональной культуры юриста. С другой стороны, от профессионального уровня юриста зависит состояние правовой культуры общества и гражданина.

Уровень правовой культуры профессиональной группы определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т.е. степенью общего образования, уровнем его квали­фикации. Юрист на своем рабочем месте должен соответство­вать своей профессии и соответственно укреплять свой пре­стиж и престиж сообщества юристов.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию в правосознании граждан устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, потребностей и привычек правомерного поведения.

В систему правового воспитания входят такие элементы, как субъекты, объекты, совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.

Формы правового воспитания – это:

1. Правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах. Полученные знания должны превращаться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать нормативно-правовые акты, проявлять правовую активность.

2. Профессиональная подготовка специалистов в области права через юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т. д.

3. Правовая пропаганда в средствах массовой информации – распространение правовых идей и правовых требований среди населения. Проводится при помощи газет, журналов, телевидения, радио. Для этой формы характерен широкий охват аудитории.

4. Издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии к законам, обзоры правовой практики и др.).

6. Наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т. д.).

7. Влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы общих судов, других правоохранительных органов. Например, участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката и т. п. Таким образом, юридическая практика предполагает практическое использование полученных знаний и умений в ситуациях, когда гражданин, с одной стороны, без посторонней помощи правильно выбирает ту или иную организацию или учреждение, куда ему необходимо обратиться для правового решения возникшей у него проблемы.

8. Влияние произведений литературы и искусства: романов и повестей, кинофильмов, театральных постановок, посвященных правовым проблемам.

9. Самовоспитание – заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики.

Методы правового воспитания – это способы целенаправленного воздействия субъекта правового воспитания на правосознание коллектива, группы или одного человека.

Методами правового воспитания являются: убеждение, поощрение, профилактика, предупреждение, потенциальная угроза применения санкции, принуждение, наказание, другие способы и приемы воздействия на сознание воспитуемых. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

Вариант 6.

Статья 105. Убийство.

Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку,
наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Статья 106.
Убийство матерью новорожденного ребенка.

Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов, а равно убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, -

наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 116. Побои
Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий.

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса.

Наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.

Статья 117. Истязание
Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями

Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего Кодекса, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.


Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы, -

наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 121. Заражение венерической болезнью
Заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни

Заражение другого лица венерической болезнью лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.


Статья 123. Незаконное производство аборта
Производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля

Производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет.

Императивные нормы права.

Уголо́вное пра́во — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль, а также учебная дисциплина, в рамках которой изучаются как правовые нормы, так и общетеоретические положения.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Данный принцип прямо вытекает из ст.7 Всеобщей декларации прав человека и потому является общим для всего мирового сообщества.

При этом закон может предусматривать отдельные социально обусловленные особенности уголовной ответственности отдельных категорий лиц: например, женщин, несовершеннолетних, пожилых людей.

Кроме того, отдельным категориям лиц может предоставляться дипломатический иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания. На таких лиц (например, сотрудники дипломатических представительств и консульств), продолжает распространяться уголовная юрисдикция страны, представителями которой они являются.

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед любым государством, – правовая культура личности, так как она имеет непосредственное влияние на общее развитие социума и всего государства. Это теоретическая основа государства и составляющая других форм правовой культуры:

Взаимодействие между индивидуумами в обществе регламентируется законодательными актами. Правовая культура проявляется в трудовых отношениях, общечеловеческих и социальных, в профессиональных группах, этнических и других общественных формированиях. Поэтому для каждого государства очень важно обучение основам права своих граждан на постоянной основе, так как эта ценность является основополагающей для развития полноценного социума.

правовая культура личности

Терминология

Культура как таковая – это прогресс в развитии человечества, который определяется не материальными факторами, а духовными. Это те показатели, которых добились люди за сотни лет существования во всех сферах жизни, благодаря которым улучшили условия жизни, то есть совершенствовали форму своего существования.

Правовая культура – это достижения человечества в сфере развития правоотношений и самого государства, в формировании прав и свобод каждого гражданина. Она является неотъемлемой частью общей духовной целостности общества.

Виды правовой культуры

Выделяют 3 ее вида в зависимости от носителя:

- культура отдельной группы;

- правовая культура личности.

Поговорим о каждом виде отдельно.

Культура общества

Это система ценностей, накопленная людьми в конкретном обществе. Составляющие элементы:

- юридическая практика в государстве;

- соблюдение законов и порядка;

- общий уровень правосознания;

- общее состояние законодательной базы и прочие.

правосознание это

Культура группы

Многие специалисты в области права против выделения этого пункта в классификации, тем более выделения как отдельного вида, так как для нее характерны все факторы, которые присущи правовой культуре общества. Основной акцент правовой культуры группы – это то, как отдельно взятый человек строит свои отношения в отдельной взятой группе, среди друзей или на работе.

Культура личности

Правовая культура личности - это уровень правового развития, социализации и воспитания каждого гражданина страны. Важно понимать, насколько гражданами усвоены основы и как они используются на практике. Характерные особенности:

- информирование и формирование юридической зрелости каждой личности;

- превращение полученных знаний в привычку и норму поведения;

- готовность каждого человека действовать согласно установленным правовым нормам;

- умение отстаивать свои права, если они нарушены.

Основной акцент – это не только знание юридических правил, но и использование знаний на практике, причем постоянно. Правоотношения с другими субъектами права, окружающей средой должны строиться только с соблюдением законов.

Специфика правовой культуры личности

Любая культура – это прежде всего стремление к цивилизованному образу жизни, повышение духовных, поведенческих, интеллектуальных и психологических ценностей отдельно взятой личности и общественности в целом. Правовая культура личности – это не только понимание правовых основ и процессов, но и неукоснительное соблюдение закона. При этом поведение человека не должно постоянно стимулироваться правоохранительными органами, выработанные обществом нормы должны стать привычными для каждого его члена.

правосознание это

Ниже перечислим элементы правовой культуры личности. Их три, и все они важны. Итак, это:

- знание законодательства, причем не только теоретическое, но и практическое применение знаний на практике, соблюдение законов;

- привычка, точнее, формирование личного отношения к праву, что должно прослеживаться в правомерном и законопослушном поведении;

- умение индивидуума применять на практике свои знания в сфере юриспруденции, способность защитить свои права и свободы, не нарушая при этом закона.

Правосознание

Правосознание – это неразрывная связующая между обществом, личностью и правовой культурой. Оценка и критика, пожелания и ожидания в конкретной сфере права, осознание социальной деятельности. Культура полностью опирается на правовое сознание, и наоборот.

Функции правосознания

1. Познавательная. Это осознание человека правовых явлений и правоотношений в целом.

2. Оценочная. Это формирование представлений о праве и самой идее правового общества. На основе этих представлений каждая личность строит свое негативное или позитивное отношение к отдельным нормам и к законодательству в целом.

3. Регулятивная. Это полное понимание и построение модели поведения согласно нормам действующего права.

знание законодательства

Формирование правовой культуры

Верховенства права можно достичь исключительно в обществе, где правосознание максимально развито, поэтому одна из самых основных задач любого правительства – воспитание ответственности за свои действия у граждан. Именно воспитание правовой культуры – это одна из самых эффективных мер по предотвращению правонарушений и борьбе с преступностью.

Правовое воспитание включает в себя систематическое воздействие на сознание индивидуумов, формирование культуры поведения каждого члена общества. И достигается оно за счет следующих средств:

1. Правовое обучение. Суть методики в том, чтобы передать каждому гражданину все накопленные знания в обществе в сфере правоотношений. Научить каждую личность защищать свои права, отказаться от нарушения закона, сформировать позитивное отношение к законодательству. Естественно, к каждому гражданину должен быть индивидуальный подход. Обучение проводится в школах, средних и высших заведениях, на лекциях и семинарах.

2. Правовая пропаганда неразрывно связана с обучением. Кто-то будет соблюдать правила только на основании того, что он имеет общее представление о праве и законодательстве. В других личностях необходимо воспитывать правосознание постоянно через лекции и специальных пропагандистские мероприятия. Понятное дело, что не требуется от каждого гражданина знания законов на уровне опытного юриста, но основы обязан знать каждый.

3. Юридическая практика. Вне зависимости от того, сколько правительство страны тратит на пропаганду и обучение, повышение правосознания своих граждан, без нормальной работы судебных инстанций, прокуратуры и правоохранителей правовая культура общества не будет существовать в государстве. Любой гражданин будет поступать так же, как судебные и властные структуры. Если чиновники обходят закон, то и граждане будут пытаться его обойти.

Юридическая практика на фоне государственного правосознания – это устранение бюрократизма и взяточничества.

4. Самовоспитание. Не на последнем месте стоит самовоспитание. Если гражданин осознает, что он должен следовать букве закона, заниматься повышением уровня образования, то это огромная профилактика противоправных действий. Такой линии поведения должны придерживаться не только юристы-практики, но и все граждане страны.

правосознание это

- повышение профессионализма государственных чиновников всех уровней;

- практическая реализация конституционной нормы – верховенства права;

- поощрение правомерного поведения, а не только воздействие через карательные меры на правонарушителей.

Наряду с этим гражданин должен понимать, что все правовые и гражданские институты направлены на реализацию его прав, их защиту. А это прямая обязанность государства.

Социализация личности в области права

Не на последнем месте стоит и правовая социализация личности. Социализация в рамках философии и психологии рассматривается как становление личности, развитие и формирование социальной сущности каждого гражданина. Правовая социализация – это одна из составляющих общей социализации индивидуума.

Составляющие правовой культуры и социализации реализуются следующими путями:

- формирование отношения личности к другим индивидуумам;

- поведение гражданина в целом в обществе и его отношение к государству;

- отношение к самому себе.

Для формирования правовой социализации необходим постоянный анализ, и не только положительных факторов. Очень важно, какие компоненты права оказывают негативное влияние на личность человека. Это может быть неточность формулирования отдельных норм закона, противоречивость актов, сложность и объемность сводов законодательных актов. Все это может приводить к тому, что человек начинает антиобщественную деятельность, в некоторых случаях может дойти даже до бунтов. Тогда происходит так, что социализация и правосознание – это не норма для членов общества, а в результате растут преступность и неповиновение.

На практике государство обязано постоянно обновлять компоненты и нормы социальной среды, адаптировать их к нынешним реалиям и стремиться к формированию демократии в обществе со всеми признаками гуманизма и справедливости.

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды

Правомерное поведения трактуется как таковое, что полностью соответствует нормам, принятым в конкретном обществе. Оно должно одобряться всеми членами общества и быть общественно полезным. Давайте попробуем разграничить полезность и правомерность. Например, можно и не ходить на выборы - это вполне правомерно, но не имеет никакой пользы для общества.

Признаки правомерности действий

1. Внешне поведение выражается в действии или бездействии, главное - чтобы все было в рамках дозволенного.

2. Поведение является юридически значимым, то есть влечет за собой юридические последствия.

3. Носит осознанный характер.

4. Со стороны государства поощряется путем разрешительных и охранительных норм.

По социальной значимости правомерное поведение может быть:

  • необходимым для всего общества в целом (к примеру, необходимость отслужить в армии);
  • желательным для государства (например, научные исследования);
  • допустимым, то есть таким, которое, может, и порицается членами общества, но вполне допустимо по нормам законодательства (например, деятельность религиозных обществ).

правовая культура личности

Правомерное поведение классифицируется и по мотивам совершения поступков:

1. Социально-активное поведение – это действия индивидуумов, полностью совпадающие с нормами закона. Объект права полностью осознает и принимает действующее право и порядок.

3. Маргинальное поведение. Характеризуется тем, что индивидуум следует предписаниям действующих норм только под влиянием угрозы или по принуждению. Лишь только послабляется контроль со стороны государства, поведение маргинала сразу становится противоположным и противоправным.

Гражданская и правовая культура: объединяющие факторы

Безусловно, правовая культура - это многослойное и значимое явление. Но оно немыслимо без гражданской культуры. Гражданская и правовая культура личности неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга.

элементы правовой культуры личности

Гражданская культура – это качество человека, которое включает в себя уважение к окружающим, любовь к Родине, толерантность к другим расам и вероисповеданиям. Сама гражданская ответственность есть не что иное, как результат воспитания в правовой сфере, политической и моральной. Основы гражданской культуры закладываются в семье и учебных заведениях. В школе дети познают основы государства и права, основы управления государством, формирования властных структур, права и обязанности граждан и правительства. В формировании правовой и гражданской ответственности имеет большое значение и семья: от мнения и общественной позиции родителей зависит и отношение к обществу детей.

На сегодняшний день не все страны могут похвастаться хотя бы средним уровнем правовой культуры своего населения, а у многих вообще отсутствует правовая культура общества, что подтверждается высоким уровнем преступности. Как правило, тому виной отсутствие общедоступности к нормативным документам, слабая пропаганда и практически полное отсутствие желания у правительства повышать уровень гражданской и правовой культуры, вовлекать население в правотворческую деятельность.

Читайте также: