Правовая культура как элемент правовой системы

Обновлено: 17.05.2024

Самутин Дмитрий Сергеевич, юрисконсульт малого предприятия "Луч", соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

Что такое правовая культура, в чем заключается ее сущностное (аксиологическое) значение как правовой категории, чем определяется ее роль как несущего фактора развития государственно-правовых процессов?

В научной литературе нет единого мнения на сей счет. Более того, на сегодняшний день в силу отсутствия единого подхода к трактовке самой категории "правовая культура" насчитывается более 250 ее определений .

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 362.

Из сегодняшнего многообразия определений правовой культуры наиболее известно определение, предложенное В.И. Каминской и А.Р. Ратиновым, которые предложили понимать под правовой культурой систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей .

Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С. 43.

Из приведенного определения правовой культуры можно видеть, что явление это сложно структурировано. Процесс развития всего сущего предполагает этапы, стадии, хотя и различные по своим количественным и качественным характеристикам, но тем не менее основанные на совокупности объективных и субъективных факторов. Поэтому полноценный процесс познания сущности того или иного явления невозможен без анализа его структурирующих элементов.

А.Р. Ратинов в качестве элементов правовой культуры предлагает выделить: а) право; б) правоотношения; в) государственные органы и организации; обеспечивающие реализацию права; г) правосознание; д) правовое поведение, т.е. систему практической деятельности людей по исполнению и применению права .

Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 203.

С.С. Алексеев выделяет четыре элемента, к которым относит: уровни правосознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику . А.П. Семитко также считает необходимым акцентирование внимания на уровне развития законодательства, правовой практики и правосознания при определении и характеристике структуры правовой культуры общества. По его мнению, структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы - правовые тексты, правовая деятельность, сознание и развитие субъектов, взятые в уровневом состоянии их развития .

Алексеев С.С. Проблемы теории государства и права. Т. 1. Свердловск, 1974. С. 179 - 180.
Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск, 1990. С. 21.

Он следующим образом определяет понятие правовой культуры: "Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека" .

Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и дополнен. М., 2004. С. 213.

В.И. Червонюк определяет феномен правовой культуры как часть общей культуры, т.е. культуры отдельной личности, общества, цивилизации, под которой понимает всю совокупность ценностей, выработанных обществом. Правовая культура характеризует аксиологический аспект права - его ценность: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, роль юридической науки и т.д. .

Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. М. 2006. С. 465.

А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский, отмечая, что право представляет одну из общечеловеческих ценностей, подчеркивают его самостоятельность и квалифицируют как высокозначимый феномен цивилизации и культуры. И в этом аспекте они понимают правовую культуру как "качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений" .

Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права: Учебник / Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. М., 2004. С. 371.

С.А. Комаров рассматривает категорию правовой культуры в широком и узком смысле слова.

Правовая культура (в широком смысле слова) - это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура (в узком смысле слова) - это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании .

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. СПб.: Питер, 2004. С. 364 - 365.

Довольно интересен подход В.М. Сырых к определению правовой культуры, который пишет: "Правовой режим, обеспечивающий надлежащий уровень законности, неукоснительную реализацию прав и свобод человека, иных лиц, взаимную ответственность государства и личности, охватывается понятием правовой культуры" .

Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. 5-е изд., стереотипное. М., 2006. С. 143.

Мы полагаем, что правовая культура представляет собой целостную совокупность правовых образований личности, обеспечивающих ее способность выступать участником разнообразных связей и отношений в сфере, регулируемой правом. Следовательно, правовая активность рассматривается как сформировавшееся в процессе взаимодействия с правовой средой сущностное социально-правовое качество личности, выражающее ее способность к активной деятельности в сфере правового регулирования. Правовая активность выступает как степень интенсивности, а вместе с тем и социальной ценности этой деятельности, выражающей уровень правовой культуры личности.

Содержание процесса формирования правовой активности личности включает в себя следующие аспекты:

  1. знание права (информационный);
  2. отношение к праву (оценочный);
  3. установку на правомерное поведение (регулятивный);
  4. осознание необходимости своего правомерного поведения (когнитивный).

В характеристике современного аксиологического подхода к проблемам правовой культуры и права в целом необходимо обратить внимание на некоторые особенности их понимания.

Во-первых, в реальной жизненной практике сущность права, правовой культуры нередко рассматривается главным образом в качестве нормативного регулятора в сфере экономико-политических отношений личности, особенно в рыночных отношениях. При таком понимании происходит нивелирование всей ценности права, выражающееся в подмене понятия "ценность права" проблемой роли юридической формы и ее значения для закрепления тех или иных правовых образований.

Во-вторых, роль законодательства зачастую связывается лишь с его нормативностью и государственным принуждением, что приводит к искаженному пониманию сущности и роли права. При этом следует отметить, что практически не учитывается то обстоятельство, что нормативными свойствами обладают и иные общественные явления, а сущностная ценность права и его эффективность в современных условиях зависят не только от эффективности правового регулирования, но и от степени взаимодействия и координированности нормативного и всей системы социального регулирования.

В-третьих, утвердившаяся в отечественном правоведении тенденция при определении социальной ценности права сводить его суть только к нормативности, к отождествлению права с законодательством приносит вред для интенсивно развивающихся в последнее время процессов теоретико-прикладного освоения национальной правовой системы, а следовательно, и правовой культуры как одного из определяющих ее элементов.

И в-четвертых, необходимо учитывать, что все, что относится к праву и его проявлениям, не всегда характеризует его социальную ценность в современной реальности. Об этом убедительно свидетельствуют современное состояние правовой действительности (которую ученые, как правило, анализируют в исторически наличном существовании, не утруждая себя дифференцированным подходом к ней), а также острая критика существующей правотворческой и правоприменительной практики. В силу этого нам представляется, что все-таки прав Л.С. Явич, обращая на эти важные вопросы особое внимание .

Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985. С. 191.

Если исходить из представления о правовой культуре как об определенной системе, то ее компонентом будет выступать правовая культура личности, обеспечивающая социализацию личности и ее правомерную деятельность.

Являясь необходимой предпосылкой и созидательным началом правового состояния общества, его целью и составной частью , правовая культура личности вместе с тем представляет собой степень и характер правового развития самой личности, выражающиеся в уровне ее правомерной деятельности.

Сальников В.П. Правовая культура // Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993. С. 502.

Само понятие "правовая культура личности" является многоплановым и имеет сложную инфраструктуру, без анализа составляющих которой невозможно адекватно оценить механизм влияния общей правовой культуры на процессы формирования и развития государственности. Инфраструктура правовой культуры личности включает в себя несколько несущих элементов.

Первым и, на наш взгляд, наиболее важным среди них является так называемая информационная среда, содержанием которой выступают правовые знания и юридическая технология, а также существующая система правового воспитания. Это необходимая составная часть и важнейшее условие, предваряющее любой поведенческий акт личности в правовой сфере, ее приобщенности к правовой жизни общества.

Правовая культура личности органично включает в себя и поведенческий аспект. Это, в свою очередь, обуславливает существование двух категорий: во-первых, правомерное поведение и его высший уровень - правовую активность личности и, во-вторых, поведение, не предусмотренное нормами права, хотя и не запрещенное ими. Именно поведение, т.е. его правомерность, является центральным, базисным понятием для формирования правовых ориентаций человека, строящих его общественное поведение, его отношение к правовой реальности, определяющее в результате возникающие правовые действия.

Подводя итоги нашего исследования, попытаемся, не претендуя на истину в последней инстанции, сформулировать собственный конструкт понятия правовой культуры: правовая культура - это правовой режим, (качественное состояние правовой организации общества) совокупность материализованных идей, чувств и представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения человека и гражданина, иных лиц в сфере права, базирующийся на правовом сознании, обеспечивающий надлежащий уровень позитивной законности и реального функционирования правовой системы общества.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Правовая культура как элемент правовой системы российского общества

Юриспруденция, право, государство

Другие дипломы по предмету

Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Например, право входит в систему социальных норм; правоотношения являются разновидностью общественных отношений и т.д. Таким образом, данные категории интегрируют в общее правовое пространство, правовую систему, однако в определении сущности и содержания последней правовой культуре отводится основная роль.

Суммируя данные компоненты, существует следующая структура правовой культуры: правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, государственные правовые институты, юридическая наука, юридические акты.

Правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.

В зависимости от носителя правовой культуры различают три ее вида:

-правовая культура общества;

-правовая культура личности;

-правовая культура профессиональной группы.

Правовая культура общества - разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

. Наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

. Превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

. Готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов.

Рассмотрим основные типы правовой культуры:

1.Мифологический тип правовой культуры. Древнейшие экономические, политические и правовые учения возникли в странах Древнего Востока, в которых экономическая и политическая мысль длительное время развивалась на основе мифологических и религиозных представлений, унаследованных от родового строя. Цари, жрецы, судьи наделялись божественными чертами и считались наместниками богов на Земле.

2.Умозрительно-рационалистический тип правовой культуры. Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры народа, которая базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи - создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и соединении с ответственностью перед обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

3.Теологический тип правовой культуры. Теологический тип правовой культуры предполагает совокупность правовых теорий и концепций, видевших причины возникновения права и социальный источник права в сакральном мире (вне и над социальными факторами), а также независимость правовых норм от воли человека.

4.Экспериментально-рационалистический тип правовой культуры.

Экспериментально-рационалистический тип правовой культуры появилась в эпоху научно технического прогресса. Появление экспериментального знания и рационалистического типа правовой культуры способствовало последующему ее упорядочиванию в XIX в.

5.Позитивистский тип правовой культуры. В позитивистском понимании право - это законы и другие официальные установления независимо от их содержания. Такая позиция является отождествлением права и закона. Законы обеспечиваются властным принуждением, образуют в обществе принудительный, репрессивный порядок. Поэтому позитивисты утверждают, что сущность права - это властное веление, принуждение.

Таким образом, структуру правовой культуры составляют: 1) правосознание; 2) право; 3) правовые отношения; 4) законность и правопорядок; 5) правомерная деятельность субъектов; 6) государственно-правовые институты; 7) юридическая наука; 8) юридические акты.

§ 3. Функции правовой культуры

Применительно к целям нашего исследования вопрос о функция правовой культуры - это прежде всего вопрос о роли правовой культуры как элемента правовой системы общества. Добавьте этот тезис. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

) господствующая правовая идеология.

Эффективное функционирование правовой системы, совершенствование юридической деятельности и практики, укрепление законности и правопорядка в обществе также во многом определяется уровнем правовой культуры.

Именно по этому актуальным направлением остается исследование общих вопросов правовой культуры, и в особенности ее функций, так как они определяют работу всего государственного аппарата, его звеньев, деятельность граждан, их коллективов и организаций.

Правовая культура выполняет в обществе ряд функций: познавательную, регулятивную, нормативно-ценностную, коммуникативную и прогностическую. Первая заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Она тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования общества путем предписания индивидам и социальным группам стандартов общественно полезного поведения. Правовая культура обеспечивает согласование и подчинение социальных устремлений и идеалов различных групп правовым предписаниям общества и тем самым вносит упорядоченность в общественные отношения.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей.

Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы, правотворчества и реализации права, юридической практики, правовой активности

Читайте также: