Правовая гильотина что это

Обновлено: 04.07.2024

За стремительными изменениями в нашем законодательстве уже трудно успевать. Каждый день что-то принимается, а из-за эпидемии законотворческий процесс стал еще стремительней. Большинство законов вряд ли интересны простым гражданам, но за этим потоком мы может пропустить действительно важные законы.

Данный закон должен будет четко регулировать осуществляемый за всеми нами контроль и надзор. Это относится и к простым гражданам, предпринимателям, а также организациям. Новый закон обеспечивает наши права как лиц, которых контролирует, а также прописывает обязанности государственных органов, осуществляющих над нами контроль.

Таким образом, после вступления в силу данного закона сложно будет без оснований осуществить проверку в отношении физических лиц или представителей бизнеса. Иными словами, проверки и надзор должны быть обоснованными и регламентированными. Что и как проверять, будет отдельно прописано, а не как сейчас, когда основная цель государственных органов – провести как можно больше проверок и найти больше нарушений, что, в свою очередь, дает возможность назначить штраф и пополнить бюджет страны.

Закон фактически полностью меняет систему проверок и надзора, а также кардиально меняет требования в области предпринимательской и иной экономической деятельности. Нет сомнений, что данный закон серьезно изменит жизнь абсолютно каждого человека, прямо или косвенно.

Как будет работать закон

Новая реформа будет идти постепенно, сам закон вступает в силу с 1 ноября 2020 года, но отдельные поправки и дополнения вступят в силу до 1 января 2022 года.

Новый закон установит новые сроки, в течение которых может проводиться проверка. Для субъектов малого и среднего бизнеса срок проверки не должен превышать 10 дней, а взаимодействие с проверкой должно быть не более 50 часов для малого и среднего бизнеса и 15 часов для микропредприятий.

При проведении внеплановых проверок нужно будет обязательно согласовать их с прокуратурой. При разработке новых требований к бизнесу в силу они будут вступать в определенное время, 2 раза в год – 1 марта и 1 сентября.

Поскольку все меняется, то закон предусматривает обязанность раз в 6 лет делать переоценку законов и вносить изменения при необходимости.

Также, по замыслу нового закона, основной целью проверки должна быть профилактика, а не назначение наказания. Правда, на этот счет у меня все же остаются некоторые сомнения. Но время покажет, как это все будет работать.

Резюме

Если изучать закон, то сама идея неплохая. По идее, усовершенствование системы контроля и обязательных требований должно упросить нашу жизнь, особенно бизнес, с которым мы взаимодействуем. Облегчение проверок поможет снизить риски и расходы для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, что благоприятно отразится на потребителях, самих предпринимателях и работниках организаций.

Удушающие и частые проверки порой топят малый и средний бизнес, в котором задействовано большинство граждан нашей страны. Люди теряют работу, фирмы закрываются, предприниматели разоряются.

Дело остается за малым, чтобы этот закон действительно заработал как нужно и изменил нашу жизнь в лучшую сторону, а не наоборот. Будем надеяться, что вслед за изменением законодательства изменится и система в пользу народа.

Будьте здоровы и берегите себя!

Если статья понравилась, прошу поставить лайк, если не понравилась, то дизлайк. Любая оценка очень важна.

Благодарю за внимание!

Приветствую, дорогие друзья! Предлагаю юридическую помощь. Решение проблем любой сложности. Практический опыт работы более 8 лет (из них на сайте 9111 более 2,5 лет). Подробнее с моей практикой и отзывами обо мне можете ознакомиться на моей страничке. Успешно окончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию в области гражданского права. Оперативная помощь в день обращения. Изучение проблемы - бесплатно! С Уважением, кандидат юридических наук Бабкин М.А.!

Регуляторная гильотина дала осечку - в 2021 работаем по старым нормам

Наверное, каждый знает, что гильотина была изобретена еще в 18 веке. Она стала самым известным орудием смертной казни благодаря молниеносному отсечению головы, что справедливо считалось самым гуманным способом.

Согласно Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" Правительство РФ до 1 января 2021 года должно было признать утратившими силу нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). С 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года, а несоблюдение требований не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Т.е. все обязательные требования должны были быть пересмотрены и актуализированы в течении 2020 года.

Однако закон, как всегда, оставил лазейку на случай, если правительство вовремя не справится с поставленной задачей, так согласно закона оно вправе определить перечень нормативных правовых актов, в отношении которых не действуют положения закона об отмене с 1 января 2021 года всех обязательных устаревших требований.

Напомним, что в 2019 году Медведев уточнил количество нормативных актов, устанавливающих обязательные требования – их немногим более 9 тыс. штук.

Итак, 31 декабря 2020 года, когда вся страна по настоятельной рекомендации кремля уже отдыхала, кабинет министров не покладая рук в срочном порядке подводил итоги прошедшего года и принял последнее в году Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2467. Данным постановлением был утвержден перечень из 1275 нормативных правовых актов, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Таким образом из 9 тысяч устаревших документов регуляторная гильотина не успела отрубить 1275 штук, т.е. почти 15%.

А специалистам по охране труда рекомендуем посмотреть на выдержку из утвержденного перечня со списком знакомых всем документов. Работать Вам в 2021 году придется все еще по ним. Увы, но даже гильотина не смогла их отрубить в установленный срок.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности";

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров".

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами".

Постановление Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1, Министерства образования Российской Федерации N 29 от 13 января 2003 г. "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную";

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет";

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы";

Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 г. N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов";

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 г. N 46н "Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания";

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 290 "Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей";

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 599 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда";

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 614 "О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 февраля 2014 г. N 80н "О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда";

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве";

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56 "Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания";

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 275 "О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве";

Постановление Министерство труда и социального развития Российской Федерации от 22 января 2001 г. N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 181 н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда".

Полным ходом идет первый этап реформы КНД, известный как "регуляторная гильотина": множество "старых" нормативных правовых актов отменяются, взамен принимаются новые. Как работается бизнесу в условиях стремительно обновляющейся нормативной базы? Компания "Гарант" выяснила это в ходе онлайн-опроса. Исследование проводилось в конце апреля – начале мая 2021 г., в опросе приняли участие 204 респондента, распределение по отраслям и должностям – в диаграммах 1 и 2. География опроса – все регионы РФ.

Основные выводы:

Почти 9 из 10 опрошенных пока не заметили "гильотины": она "совсем не повлияла" на деятельность 72%, "скорее не повлияла" на деятельность 16 % опрошенных. Сильное влияние "гильотины" ощутили на себе лишь 5% респондентов (см. диаграмму 3).

Стало ли лучше после принятия новых актов? Большинство (39%) затруднилось с ответом, несколько респондентов отметили улучшение условий ведения бизнеса (стало проще), однако втрое больше респондентов оценивают изменения негативно, (7% против 21%). Еще 33% респондентов согласились, что содержательно НПА практически не изменился (см. диаграмму 4).

Стало ли лучше после отмены старых актов? Большинство (40%) вновь затруднилось с ответом, негативная оценка отмены старых актов встречается в пять раз чаще, чем позитивная (36% и 7%, см. диаграмму 6).

В связи с принятием новых НПА 40 % респондентов ждут серьезного увеличения издержек (из них 12% надеются отделаться единовременными вливаниями), на уменьшение издержек рассчитывают лишь 7% респондентов (см. диаграмму 5). Оценить связь между издержками и отменой старых НПА решилась всего половина респондентов, из них 12% рассчитывают эти издержки снизить, 21% – увеличить (см. диаграмму 7)

Реформа пока не завершена, поэтому выводы являются предварительными. По этой же причине сложно составить перечень наиболее значимых НПА, вышедших из-под "гильотины". Тем не менее, участники опроса указали на несколько важных актов:

В числе самых "оплакиваемых" отмененных актов упомянуты, в том числе:

  • Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы";
  • ГОСТы в сферах производства продуктов; (о предрейсовом контроле транспортных средств).

Кроме того, у участников опроса была возможность оставить "комментарии и пожелания" по реформе законодательства. Респонденты сетовали на нестабильность законодательства (хотя это неизбежно на первом этапе реформы) и его несогласованность, а также отмечали, что многие "новые" акты "переписаны с отмененных", а кроме того, на отсутствие какого-либо переходного периода (цит.: "Чтобы было время на подготовку не месяц, а полгода хотя бы. Или переходный период потом год").


Статистические результаты опроса

Диаграмма 1. Должностной состав участников опроса.

Первые итоги реализации

Диаграмма 2. Сфера деятельности

Первые итоги реализации

Диаграмма 3. В какой степени повлияла "регуляторная гильотина" на деятельность вашей организации?

Первые итоги реализации

Диаграмма 4. Как, на Ваш взгляд, требования, установленные в принятом НПА, отличаются от ранее действовавших и отмененных в ходе "регуляторной гильотины"? Как это повлияло на условия ведения предпринимательской деятельности?

Первые итоги реализации

Диаграмма 5. Как повлияют, на Ваш взгляд, описанные изменения регулирования на издержки бизнеса?

Первые итоги реализации

Диаграмма 6. Как, на Ваш взгляд, повлияла отмена данного НПА на условия ведения предпринимательской деятельности?

Первые итоги реализации

Диаграмма 7. Как повлияет, на Ваш взгляд, отмена данного НПА на издержки бизнеса?

По поручению Медведева Правительство РФ разрабатывает два законопроекта, которые станут основной новой реформы по упорядочению действующей нормативной базы. Реформа уже получила название регуляторная гильотина Медведева – это наименование также используется в официальных законодательных документах.

Суть термина

Официально регуляторная гильотина — реформа контрольно-надзорной деятельности, однако такое определение мало что говорит обычному гражданину Российской Федерации. Простыми словами это сокращение числа нормативных актов, по причине того, что они морально устарели. Прежде всего речь идет об актах, которые содержат обязательные требования и мешают, вследствие своей косности, развитию бизнеса.

Идея как раз в том, как утверждает нынешний глава Правительства РФ, чтобы пересмотреть действующее законодательство, отменить отжившие свой век нормы и заменить их новыми, отражающими современные реалии бизнеса и производства.

Термин был предложен консалтинговой компанией, разработавшей концепцию гильотин, и уже вошел в употребление в разных странах.

Опыт других стран

Механизм регуляторной гильотины уже опробован в разных странах:

  • Вьетнаме;
  • Мексике;
  • Великобритании;
  • Хорватии и др.

Специалисты компании, предложившей данную реформу, подсчитали, что в Хорватии подобное нововведение позволило за год бизнесу сэкономить более 65 миллионов долларов. Украина также пыталась применить регуляторную гильотину еще в 2014 году, но там реформу ждал провал. Глава министерства экономики страны даже назвал ее причиной регуляторного вакуума, наступившего после отмены нормативных актов, вместо которых новые обязательные требования введены не были.

История вопроса в России

Хотя Дмитрий Медведев озвучил планы по проведению регуляторной гильотины только в начале года, Министерство юстиции занималось пересмотром и отменой советских норм еще с 2012 года.

А в начале 2019 глава председатель Кабмина презентовал регуляторную гильотину и дал поручение министрам подготовить проект такого документа, как постановление Правительства об отмене с 1 февраля 2020 года правовых актов СССР и РСФСР. Список актов включает более 22 000 наименований. Срок подготовки проекта также был озвучен — до середины ноября.

А инициатива пересмотра действующего законодательства принадлежит Президенту РФ. Именно он после очередного послания Федеральному Собранию поручил Правительству разработать законодательные акты об отмене устаревших норм и требований и приятии новых.

4 июня Д. Медведев утвердил еще один документ, который носит название дорожная карта по реализации механизма регуляторной гильотины. Текст дорожной карты размещен на сайте Правительства РФ и находится в свободном доступе. В ней мероприятия по реализации регуляторной гильотины.

План гильотины

В дорожной карте отмечено, что необходимо для реализации реформы и утвержден перечень документов регуляторной гильотины:

Проекты первых двух законов уже разрабатываются Правительством и их планируется внести на рассмотрение Госдумы РФ в ноябре.

Таким образом, единый закон о регуляторной гильотине принят не будет, планируется принятие целого комплекса нормативных актов по реализации реформы, что вполне логично, учитывая объем требований, которые нужно ввести заново.

Список отменяемых документов

Последствия

Предполагается, что новые нормы и обязательные требования будут распределены не по ведомствам, как это сделано сейчас, например, противопожарные или санитарные, а сгруппированы будут по видам бизнеса: ресторанный, отельный и т.д. Насколько удастся реализовать данный проект, пока не ясно. Подобная классификация норм действительно может упростить осуществление предпринимательской деятельности. Однако вполне возможен и правового вакуума, ведь отменить старые требования гораздо проще, чем разработать и сгруппировать новые.

Читайте также: