Какие формы принимало движение за реформу избирательного права

Обновлено: 18.05.2024

Во второй половине XVIII в. в Англии стала разворачиваться промышленная революция. В области технической она представляла собой замену рукчного труда машинным и переход от мануфактуры к фабрике. В области социальной промышленная революция выводила на историческую арену промышленную буржуазию и пролетариат, а также привела к полному исчезновению в Англии к середине XIX в. крестьянства как класса. Огромную роль играла цивилизационная сторона промышленной революции. Она имела своим следствие миграцию населения из сельской местности в город, Изменение культуры, быта, индивидуального и группового сознания, общественного мышления, инфраструктуры и всего облика страны.

Однако деление страны на избирательные округа продолжало оставаться таким, каким оно было еще до революции. Из-за миграций населения и бурного роста городов уже к концу XVIII в. в Англии сложилась ситуация, когда сельский округ с населением в несколько сот человек и город с населением в несколько сот тысяч человек направляли в парламент одинаковое количество депутатов. В Англии появились так называемые "гнилые местечки" или "карманные" избирательные округа, так как немногочисленные сельские избиратели голосовали именно так, как этого хотел их лендлорд. Во второй половине XVIII в. в Англии даже были случаи продажи депутатских мандатов

Реформа 1832 г.
Плоды промышленной революции вызвали требования демократизации политического строя и реформы избирательного права. Буржуазия и рабочие выступали за реформы вместе, так как и те, и другие не имели доступа в парламент и даже права голоса из-за высокого имущественного и земельного ценза. В 1830 г. в результате широкого общественно-политического движения победу на выборах одержали сторонники реформы. В 1831 г. палата общин приняла билль о реформе, внесенный вигами, но палата лордов его отвергла. В ответ по всей стране прошли массовые выступления, и в 1832 г. лорды утвердили билль. Закон лишил 56 "гнилых местечек" представительства, 30 сельских округов стали посылать в парламент по 1 представителю. "Освободившееся" представительство перешло крупным промышленным городам. Избирательное право получили мужчины с 21 года, уплачивающие налог на бедных и имеющие недвижимость, дающую не менее 10 фунтов годового дохода, а также 6 месяцев ценза оседлости. Число избирателей увеличилось в 3 раза - с 220 до 652 тыс. Право голоса получила значительная часть промышленной буржуазии, однако мелкая буржуазия и рабочие этого права не получили.

Тем не менее, значение реформы 1832 г. оказалось весьма существенным. Она порвала с феодальными традициями и способствовала превращению феодального парламента в буржуазный парламент. Тем не менее, реформа 1832 г. представляла собой компромисс с аристократией. Произошло закрепление освобождения кабинета от королевской зависимости, т.к. стоящая за королем аристократия не могла обеспечивать необходимое большинство в палате общин. Прерогативы короны были переданы в фактическое владение кабинета. Укрепился принцип ответственности правительства. Одним из основных результатов реформы явилось закрепление принцип в отношении короны: король царствует, но не управляет. Сохранение прерогатив короля стало играть роль резерва на случай кризисных ситуаций.

Еще одним результатом реформы стало преобразование политических партий: тори - в консерваторов, виги - в либералов. Было произведено изменение структуры партий, стала проводиться регистрация избирателей, составлялись партийные списки, вводилось членство. Также были произведены изменения в государственном аппарате: упразднены потерявшие значение должности, произошло возвышение министерства внутренних дел и министерства торговли, наблюдалось оживление деятельности центральной администрации. Наконец, следствием реформы 1832 г. была и реформа городского самоуправления: были созданы советы городов, ведавшие городским имуществом, полицией, охраной порядка.

Чартизм.
После избирательной реформы 1832 г. рабочие и мелкая буржуазия оказались лишенными избирательных прав, что вызвало продолжение движения за избирательную реформу и привело к созданию организаций политического характера (Лондонская демократическая ассоциация, Большой северный союз и др.). В 1837 г. на открытое обсуждение этими организациями была вынесена программа борьбы за политические права - "Народная хартия". По сути, это был законопроект, к которому прилагалась петиция, обосновывавшая его основные положения. В Хартии выделялось 6 основных пунктов:

1. Равное представительство (200 избирательных округов с равным количеством жителей, каждый из округов направляет по 1 депутату в парламент).

2. Всеобщее избирательное право (каждый мужчина от 21 года с 6 месяцами оседлости).

3. Годовые парламенты (выборы 24 июня).

4. Отмена имущественного ценза.

5. Тайное голосование при выборах в парламент.

6. Вознаграждение депутатов (оплата 400 ф.ст. в год).

С конца 1830-х до конца 1840-х гг. чартисты представили в парламент 3 петиции, сопровождаемые тысячами подписей, но все эти петиции были отвергнуты парламентом под предлогом того, что часть подписей не является подлинной. В итоге чартизм потерпел поражение, однако это движение сыграло важную роль в истории Англии. С одной стороны, чартисты показали основные направления совершенствования государственной системы, и все их требования в последующем оказались реализованными (кроме годовых парламентов), с другой стороны, их движение, хотя оно и окончилось неудачей, показало возможности мирной борьбы за свои права, без пролития крови и баррикад.

Реформы 1860-1880-х гг.

После чартистского движения к концу 1860х гг. в Англии сложились более либеральные порядки, чем в странах европейского континента. В ней был слабым военный и полицейский аппарат, весьма ограниченная бюрократия, допускались свободы слова, собраний и демонстраций, издания газет, создание различных организаций, в том числе и политических.

В Англии к этому времени сложилась двухпартийная политическая система, и в последней трети XIX в. шел процесс формирования аппаратов либеральной и консервативной партий. В социальном отношении они почти не отличались, как не было существенных различий и в их программах. Обе стояли на страже существующих общественных порядков и стремились к укреплению и расширению британской колониальной империи. Расхождения между ними касались преимущественно форм и методов этой политики и сводились в основном к тому, что либералы имели более разработанную программу внутренних реформ, а консерваторы действовали более активно в сфере колониальной политики. Но и те, и другие боролись за голоса избирателей и проводили многие реформы как бы "обгоняя" друг друга в стремлении заручиться поддержкой самых различных слоев населения.

В 1867 г. была проведена вторая парламентская реформа. Она предоставила право голоса всем мужчинам, имеющим собственные квартиры или уплачивающим аренду в размере не менее 10 ф.ст. в год, в сельской местности сохранялся имущественный ценз - 5 ф.ст. годового дохода; предусматривался ценз оседлости сроком в год. Это привело к увеличению количества избирателей в 3 раза (до 2 млн.). Произошло новое перераспределение депутатских мест по избирательным округам. Сохранялось открытое голосование, но уже в 1872 г. было введено тайное голосование при выборах в палату общин.

В 1884 г. Гладстон провел новую избирательную реформу. Она устанавливала единую систему получения права голоса: на жителей графств (сельскую местность) были распространены те же условия, что в 1867 г. предусматривались для жителей городов. Избирательным правом теперь стал пользоваться каждый владелец либо арендатор земли или дома стоимостью не менее 10 ф.ст. Таким образом, право голоса получили фермеры и часть сельскохозяйственных рабочих. Число избирателей в результате этой реформы увеличилось вдвое. Также было проведено новое перераспределение депутатских мандатов. Однако сохранялся ценз оседлости, избирательных прав не имели женщины, сохранялась мажоритарная система выборов, выборы проводились не в один день, депутаты не получали вознаграждения.

Консервативные кабинеты Дизраели (1874-1880) и Солсбери (1886-1902) провели ряд законов: о разрешении мирного пикетирования во время стачек, об обязательном начальном образовании и др. В 1888 и 1894 гг. была осуществлена реформа местного самоуправления - созданы советы графств и приходов, право избирать в которые было предоставлено женщинам.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

В 70-е гг. XIX в., находясь у власти (1874—1880), консерваторы не предпри­няли смелых шагов в социальной области. Главная причина малой продуктивно­сти деятельности консерваторов в социальных вопросах заключалась в переориентации на буржуазию. Напуганная деятельностью I Интернационала и Париж­ской Коммуной, английская буржуазия усматривала в консервативной партии единство надежного защитника своих интересов. Со своей стороны тори делали все для усиления этих настроений. В итоге для консерваторов стало просто невоз­можно принять масштабную демократическую платформу или зайти достаточно далеко в своих апелляциях к трудящимся. Главный упор, как быстро понял Дизраэли, надо было делать на “национальную партию”, демонстрирующую общ­ность интересов различных классов в сохранении существующего строя. Вслед­ствие этого тори не сумели предпринять сколько-нибудь серьезную попытку за­полнить вакуум, возникший в результате неспособности официального либера­лизма удовлетворить запросы трудящихся.

В 60-70-е гг. XIX в. создаются новые формы работы представителей поли­тических партий с электоратом. В 70-е гг. в стране прошли крупные политиче­ские кампании, в ходе которых вырабатывались новые формы взаимодействия с избирателями. Инициатива в этом принадлежала либералам - Болгарская кампа­ния 1876 г., Мидлтонская кампания 1879-1880 гг. Последняя стала беспрецедент­ным событием в политической истории Англии. На исходе осени 1879 г. У. Гладстон предпринял двухнедельную поездку по городам избирательного округа Мидлтон в Шотландии для встречи со своими избирателями. Ни один политиче­ский лидер до него не предпринимал таких шагов в проведении избирательной кампании. Мидлтонская кампания дала импульс новой политической моде произ­несения программных речей, обращенных непосредственно к избирателям. Посе­щение Гладстоном Мидлтонского избирательного округа было ответной реакци­ей на финансовую и внешнюю политику консервативного правительства Дизраэли, когда продолжавшаяся экономическая депрессия и усилившаяся неопреде­ленность в международных делах (разногласия с Турцией по вопросу о нахожде­нии британского флота в ее водах, англо-афганская и англо-зулусская войны) способствовали тому, что страна готова была слушать политического деятеля, который ассоциировался “с миром и процветанием, особенно с процветанием средневикторианской эпохи”, наивысший размах которого соотносился с годами его первого премьерства. Главный акцент выступлений Гладстона был направ­лен на критику внешнего и имперского курса торийского кабинета. Критические настроения в высказываниях либерального лидера превалировали над позитивны­ми. Это объяснялось тем, что его мидлтонские речи представляли собой своеоб­разную программу “реставрации”: они не были предвидением либерального бу­дущего, а скорее обращением к великим основам и традициям либерального про­шлого - фритреда, сбалансированного бюджета и последовательного прогресса. Радикальное содержание мидлтонских выступлений было незначительным.

О конце XIX в. некоторые исследователи говорят как о периоде кризиса и упадка британского либерализма. Однако это не совсем так: с 1880 по 1915 г. консерваторы и либералы практически поров­ну (по 18 лет) находились у власти; прави­тельство Асквита было коалиционным. Но британский либерализм действительно пе­реживал не лучшие времена. Перемены в мировой экономической конъюнктуре, про­мышленные кризисы нанесли тяжкий удар по былой самоуверенности, оптимизму, по­шатнулась вера в непогрешимость либе­ральных доктрин приверженности лессеферизму (с его основным лозунгом “не мешай­те действовать”) и вреда государственного вмешательства в экономику.

Часть либералов покинули партию. Не­которые из них перешли под знамена обно­вившихся консерваторов, другие обрати­лись к социалистическим воззрениям. Ос­тальные либералы начали порывать с за­косневшими вигскими традициями (в част­ности, беспрецедентное мидлтонское турне Гладстона 1880 г., когда лидер партии обра­тился непосредственно к народным массам). Под давлением радикального крыла либе­ралам пришлось признать необходимость государственного вмешательства в самоуп­равляющуюся экономику. Однако были все же заметны трения между радикалами и ор­тодоксами в плане интерпретации роли го­сударства. Эти расхождения имели серьезные последствия для способности пар­тии функционировать в качестве эффективного избирательного механизма.

К концу XIX в. либерализм трансформировался из философии индивидуума в философию, отражавшую интересы сообщества. Добродетели индивидуума бо­лее не рассматривались как критерий социального прогресса или социального блага. Индивидуализм стал восприниматься лишь как одна из действующих кон­стант, ограничивавших более полное принятие либеральной партией ответствен­ности за социальную реформу. Тем не менее гражданские свободы оставались в центре внимания либералов. По этой причине либералы в отличие от консерва­торов выступили противниками сохранения статус-кво в обществе. Они были го­товы пойти на определенную дезинтеграцию существующих общественных стру­ктур во имя создания “нового порядка” в целях достижения личной свободы. До­пущение государственного вмешательства сопровождалось неприятием этатиз­ма, как несшего угрозу личной свободе. С начала XX в. из соображений полити­ческого единства было решено доверить правительству право на обеспечение по­литических свобод и безопасности.

Идея прогресса оставалась неотъемлемой частью либеральной идеологии. Часто, однако, либералы говорили об изменениях, не вытекавших из реальных событий, не соответствовавших рациональной индивидуалистической пришли к выводу, что сносные социальные условия, особенно в экономической области, могут способствовать улучшению человеческой морали.

Каков же был характер реформаторской деятельности либералов? Крупнейшим событием исследуемой эпохи стала избирательная реформа 1884 г. На проведении очередной избирательной реформы либералы настаивали еще с 1867 г. Они предлагали распространить право голоса и на сельские округа графств. Далее, лишить мандатов старые города, где один депутат приходился на 40 тыс. жителей, и передать их графствам, где на депутата приходилось 70-80 тыс. жителей. Реформаторы также считали необходимым более равно­мерно перекроить избирательные округа. В итоге 34 наиболее населенных го­рода сохранили число представителей, зато у 105 городов с населением менее 16 тыс. жителей права представительства были отобраны, а их мандаты пере­даны вновь учрежденным округам в графствах с населением 50 тыс. человек. Право голоса получили сельские домовладельцы и те, кто платил за жилье не менее 10 ф.ст. в год. Отныне обладали правом голоса и некоторые категории рабочих, в том числе шахтеры. Было создано 12 новых мест в палате общин, ее численность теперь составляла 670.

Реформа, впрочем, носила достаточно компромиссный характер. Не получи­ли право голоса 1 млн 800 тыс. мужчин, хотя электорат в целом увеличился на 4 млн человек. Сохранялся множественный вотум, по-прежнему были лишены избирательных прав женщины. Тем не менее реформа 1884 г. имела большое значение. Характерно, что она не встретила серьезного сопротивления при про­хождении через парламент.

Вывод: Рассмотренные сдвиги в социальной структуре английского общества, внут­ри правящих кругов и политических партий свидетельствовали об определенной тенденции в 60-80-е гг. XIX в. в сторону ослабления позиций аристократиче­ских слоев, усиления и расширения роли представителей деловых кругов и интеллигенции, а также заметной активности мелкой и средней буржуазии и рабочего класса. Эти процессы потребовали от либералов и консерваторов пересмотра своих программ, поиска новых лозунгов и тактики, способных привлечь на свою сторону английских избирателей. Уже в эти годы идеи буржуазного реформизма закладывали ту основу, которая в последующие десятилетия стала фундаментом деятельности двух ведущих партий Великобритании.

В общем к концу XIX в. реформаторский потенциал был в значительной сте­пени утрачен либералами. Они начали терять голоса там, где раньше преоблада­ли. Закоснелые остатки вигизма помешали партии установить более тесные свя­зи с электоратом; мидлтонские речи Гладстона остались исключением.

Что можно сказать об эволюции консервативной партии в рассматриваемый период? Прежде всего надо отметить, что в идеологии и практике тори произош­ли радикальные изменения. Причем причины этой трансформации лежали глуб­же, чем сокрушительное поражение на выборах 1880 г. или уход из политики, а затем и из жизни Б. Дизраэли.

Теперь о месте, которое консерваторы отводили государству. Они рассмат­ривали последнее как органичный продукт исторической эволюции. Ответствен­ность за продвижение цивилизации возлагалась на сравнительно небольшую эли­ту. С тем чтобы не произошла узурпация власти, при определенных условиях консерваторы были готовы допустить вмешательство государства в экономику.

Чемберлен находил, что британская демократия в целом консервативна, так как представляет собой гармоничный синтез классов и интересов, которые долж­ны быть сохранены (монархия, церковь, палата лордов и пр.). Если массы от при­роды консервативны, то консервативная партия есть народная партия.

Многие исследователи подчеркивают весомый вклад консерваторов в транс­формацию конституционной демократии в действительную реальность. Итак, в отношении консерваторов к государству прослеживаются две тенденции - стре­мление к сохранению устоев и допущение возможности ряда реформ.

Традиционное место в идеологии и практике консерваторов отводилось роли личности и индивидуума. Консерваторы находили, что именно свободный инди­видуум, использующий свои способности для достижения наилучших результа­тов, был ответствен за повышение жизненного стандарта. Консерватизм делал особый акцент на важности социальной среды в формировании индивидуума. Консервативные политики всегда стремились поддержать равновесие между индивидуумом, с одной стороны, и обществом - с другой. Императивом защиты индивидуу­ма была частная собственность.

Свобода рассматривалась как социаль­ная и формообразующая концепция. Это - право, которое индивидуум получает и ис­пользует в социальном контексте.

А с другой стороны, общественные движения, развернувшиеся в стране в эти годы, в своих социально-политических и экономи­ческих лозунгах определяли “болевые” точки в законодательстве, их действия становятся мощным рычагом давления на парламент и правительство, вынуж­денных, хотя зачастую и не сразу, уступать напору общественного мнения.

В отличие от либералов консервато­ры полагали, что индивидуальность, ото­рванная от социальных связей, не есть ис­тинная свобода. Индивидуум осознает сво­боду только в пределах общества. Инте­ресно, что, например, в практическом пла­не декларируемая защита прав индивидуу­ма вылилась в негативное отношение к профсоюзам: считалось, что защищалась свобода от тирании тред-юнионистских организаций.

Итак, в чем же выражались реформа­торские действия консерваторов? Надо от­метить, что они ни в коем случае не поку­шались на какие-либо изменения структур. Если либералы допускали возможность из­менения существующих структур, то кон­серваторы всего важнее считали сохранение статус-кво в обществе. Все их ре­формы планировались и проводились в рамках существующей системы.

Растет и движение за независимое представительство рабочих, зародившееся на севере Англии. Уже в 1891 г. была образована Манчестерская трудовая партия. Спустя два года во многих северных текстильных городах стали образовываться лейбо­ристские союзы. Их главной целью являлось осуществление рабочего представи­тельства на местах и в парламенте.

Независимая рабочая партия, окончательно сформировавшаяся к 1900 г., имела ряд важных особенностей. Во-первых, это была партия с социалистиче­ской программой. Она выступала с требованиями обеспечения коллективной собственности на средства производства, распределения и обмена. Однако при осуществлении этих требований лейбористы в отличие от многих социалистиче­ских формирований, предпочтение однозначно отдавали парламентским, а не ре­волюционным методам борьбы. Утверждалось, что народ, а не индивидуумы дол­жен контролировать и двигать вперед экономику. В этом отношении характерна эволюция Р. Макдональда. Он провел четыре года в помощниках либерального депутата от радикальных либералов, а затем повернул к лейборизму. Этот пере­ход будущего первого премьера-лейбориста произошел в 1894 г. Лейбористы, кроме того, высказывались за изменение и убеждение путем реформ, а не разру­шения всего хозяйственного аппарата страны.

Во-вторых, лейбористы выступили сторонниками особых и конкретных це­лей, а не развития теорий классовой борьбы. Это положение прагматического свойства было явно унаследовано ими от тред-юнионов.

Наконец, лейбористы затрагивали вопросы религии, высказываясь в пользу нонконформизма. Многие их вожди были знакомы с Библией больше, чем с ра­ботами Маркса. Они считали, что принципы социализма весьма близки к Нагор­ной проповеди. Но лейбористы сталкивались с оппозицией тред-юнионов, наста­ивавших на политике “блокирующего голоса”. Первый опыт участия в парла­ментских выборах принес неудачу - были провалены 28 кандидатов от лейбори­стов, и лишь в 1900 г., добившись избрания в парламент 29 своих кандидатов, лей­бористы заявили о себе как о серьезной политической силе.

Рост и значение лейборизма могут быть рассмотрены двояко: во-первых, роль лейборизма как парламентской группы давления, во-вторых, в плане оцен­ки лейборизма как наиболее значительной силы, выступившей за политические перемены, знамя борьбы за которые выпало из слабеющих рук либералов.

И все же - начало значительнейшим переменам в британском обществе XIX в. английские историки называют парламентскую реформу 1832 г. “великой”. И действительно, ее значение велико, ибо она положила начало созданию совре­менного гражданского общества в Великобритании, процесс которого в XIX в. был обозначен такими вехами, как парламентские реформы 1832, 1867, 1884-85, 1888 гг. Реформа 1832 г. была первым трудным шагом в этом демо­кратическом движении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Айзенштадт М.П. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. XIX в. М., 1997. С. 130

2.Айзенштадт М.П., Гелла Т.М. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX веке. М., 1999. С. 629

3. Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М., 1991. -161 с.

4. Виноградов К.Б. Мировая политика 60-80-х годов XIX века: события и люди. Л., 1991. – 168 с.

5. История Европы в восьми томах с древнейших времён до наших дней. Т. 5. От Французской революции конца XVIII века до Первой мировой войны. М., 2000. С 215

6. Кан С.Б. История социалистических идей. М., 1967. – 164 с.

7. Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии: XV - первая половина XIX в. М., 1981.

8. Ливен Д. История западной аристократии. 1815-1914 гг. СПб., 2000. -364 с.

9. Международное рабочее движение: Вопросы истории и теории. М., 1976. Т. 1.

10. Покровский П. Бентам и его время. Пг., 1916.

11. Ротштейн Ф.А. Международные отношения в конце XIX века. М.-Л., 1960. С.30

12. Адо А. В. Буржуазная ревизия истории Французской революции XVIII в. // Социальные движения и борьба идей. М., 1982.

13. Тарле Е.В. Очерки и характеристики из истории европейского общественного движения в XIX веке. СПб., 1903.- 367 с.

14. Торицын Т.М. Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей. Рязань, 1972.

15. Туполева Л.Ф. Движение за парламентскую реформу 1832 г. в Англии // Из истории европейского парламентаризма: Великобритания. М., 1995. С 123

16. Туполева Л.Ф. Ирландская земельная лига // Проблемы британской истории. М., 1990.

18. Уэльбек М. Возможность острова. М., 1999.

19. Фадеева Л.А. Очерки истории британской интеллигенции. Пермь, 1995.

20. Циглер Т. Умственные и общественные движения XIX века. СПб., 1900.

21. Черняк Е.Б. Демократическое движение в Англии 1816-1820 гг. М., 1957.

22. Штекли А.Э. Утопии и социализм. М., 1993.

23. История дипломатии. М., 1963. Т. II. 1871-1914. C. 269

[1] История Европы в восьми томах с древнейших времён до наших дней. Т. 5. От Французской революции конца XVIII века до Первой мировой войны. М., 2000. С. 215

[2] Френсис Плейс создатель памфлета - компиляции текстов Бентама - Not Paul, but Jesus ("Не Павел, а Иисус") 1823 г.

[3] Айзенштадт М.П. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. XIX в. М., 1997. С. 130

[4] Айзенштадт М.П. Британский парламент и общество в 30-40-х гг. XIX в. М., 1997. С. 130

[5] Айзенштадт М.П., Гелла Т.М. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX веке. М., 1999. С. 629

[6] История дипломатии. М., 1963. Т. II. 1871-1914. C. 269

[7] Ротштейн Ф.А. Международные отношения в конце XIX века. М.-Л., 1960. С. 30

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 78734
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

После буржуазной революции в Англии активным избирательным правом обладал лишь незначительный круг лиц (в частности, по причине высокого имущественного избирательного ценза). От одного избирательного округа (которые были неодинаковы и по населению, и по площади) в палату общин избиралось два депутата. Лорды-землевладельцы откровенно торговали местами в палате общин.

XIX в. ознаменовался широкомасштабным чартистским движением– за всеобщее избирательное право.

Первая избирательная реформа состоялась в 1832 г.,но из-за сопротивления палаты лордов изменения еще не носили принципиального характера. Однако все же появились одномандатные избирательные округа, была проведена унификация избирательного права в городах и сельской местности; введена предварительная регистрация избирателей, т. е. составление их списков.

Третья избирательная реформапроизошла в 1884–1885 гг. Имущественный ценз был еще более снижен, таким образом значительно расширился круг избирателей; в 1885 г. был прогрессивно изменен принцип нарезки избирательных округов; в одномандатных округах возникает мажоритарная избирательная система относительного большинства.

Избирательные реформы XIX в. дали право голоса 5/6 мужского населения Великобритании.

В 1918 г. к голосованию были допущены даже женщины. Однако мужчины голосовали по достижению 21-летнего возраста, а женщины – только с 30 лет. С 1928 г. существовал единый возрастной избирательный ценз – 21 год. В 1969–1970 гг. возрастной избирательный ценз в Великобритании понижен до 18 лет.

Медленное развитие английской избирательной системы во многом обеспечивало политическую стабильность в стране.

45. РАЗВИТИЕ АНГЛИЙСКОГО ПРАВА В XVII–XX вв.

Феодальное английское право эволюционно преобразовывалось в буржуазное и капиталистическое, не было никакой революционной смены правовых институтов, даже в годы политической революции.

Устойчиво сохраняет свое значение прецедентное право.Основная масса источников права – нормы судебных прецедентов. В XVII в. Вильгельм III Оранский установил, что в случае коллизии нормы прецедента и нормы закона действует прецедентная норма. Таким образом закон был поставлен в зависимость от судебных властей.

Систематизация правав Великобритании в XIX–XX вв. осуществляется в виде издания консолидированных законов, кодификация не происходит, в результате этого не достигается полная согласованность правовых норм и адекватное восполнение возникающих пробелов в праве.

46. РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ АНГЛИЙСКОГО ПРАВА В XVII–XX вв.

В самом начале английской буржуазной революции были отменены феодальные монополии, т. е. исключительные привилегии дворянства. В 1646 г. специальным парламентским ордонансом рыцарские держания были преобразованы в частнособственнические владения (сокаж).Однако не возникло крестьянской собственности на землю. Крестьяне оставались в положении арендаторов. Было разрешено произвольно прерывать аренду земли крестьянином. Феодал (лендлорд) стал полноправным частным собственником земли. Основная масса феодального крестьянства стала арендаторами, затем – сельскими наемными работниками.




Так как Англия в средневековье не подверглась рецепции римского права, в ней не было деления вещей на движимые и недвижимые.Зато закрепился другой подход: выделялась реальная собственность (например, недвижимость и права на нее) и вещи во владении (например, иски, авторское и патентное право). С развитием частного права выделяется акционерное право.В XIX в. оформляется траст– институт доверительной собственности.

В семейно-правовых отношенияхнеравенство мужчины и женщины, характерное для средневековья, постепенно преодолевается. В XIX в. супруги получают право на раздельное жительство, позже разрешается развод, но лишь при доказанной виновности супруга. В XX в. такие оговорки при разводе ликвидируются.

Однако уже в начале XIX в. рабочее законодательство либерализуется. Для молодежи и женщин ограничивается продолжительность рабочего дня. Законодательно регулируются условия найма на работу. Запрещается ночной труд для женщин. В начале 20-х гг. XIX в. были разрешены тред-юнионы (Закон о рабочих коалициях 1825 г.), которые к концу XIX в. стали реальными участниками экономических и политических процессов в Великобритании (Акт о тред-юнионах 1871 г.).

В Англии вплоть до начала XIX в. применяла такие квалифицированные (с мучениями) виды смертной казни,как, например, колесование. В XIX в. Великобритания активно гуманизирует свое уголовное право. В частности, впервые появляется институт условно-досрочного освобождения. Совсем смертная казнь (за исключением наказания за военные преступления) была отменена в Великобритании в 60-е гг. XX в.

На протяжении 30-40-х гг. XIX века произошли существенные изменения во внутриполитическом состоянии многих европейских государств. Экономические кризисы, потрясшие европейский кон­тинент, некомпетентность и коррумпированность монархических режимов, недовольство граждан правительственной политикой поддержки аристократических сословий, борьба королевской вла­сти с либерально-демократической оппозицией сплотили различ­ные слои населения вокруг требований об избирательной рефор­ме. В ходе ожесточенных внутренних конфликтов в ряде стран постепенно вводится новое избирательное законодательство, ос­нованное на принципах всеобщности и равенства.

Решительное наступление на устои французской конституци­онной монархии было предпринято в конце 40-х годов. В сере­дине 1847 года прогрессивные политики и пресса при поддерж­ке общественности потребовали изменить порядок проведения выборов, отменить цензовые барьеры. Поскольку во Франции существовали законы, ограничивающие возможность проведения

15 марта 1849 г. был принят избирательный закон, конкрети­зирующий эти конституционные нормы. Во Франции после ре­волюции 1848 г. прочно утвердилось всеобщее избирательное право, распространявшееся на взрослых мужчин. Отныне все парламентские выборы проводились в этой стране без каких-либо существенных ограничений для избирателей. Единствен­ная попытка вновь сократить электоральную базу предпринима­ется в 1850 г., когда был обнародован новый избирательный за­кон (31 мая 1850 г.), устанавливавший больший ценз оседлости избирателей - до трех лет. Число голосующих вновь резко со­кратилось (до 2,8 млн. человек). Но этот закон был вскоре отменен в результате монархического переворота Луи Бонапар­та (Наполеона III) и принятия Конституции 29 марта 1852 г.

Характерно, что новый императорский режим не ликвидиро­вал систему всеобщего, прямого, равного избирательного права и тайного способа голосования. Рассказывают, что вскоре после провозглашения Луи Бонапарта императором, австрийский по­сол задал ему вопрос: «Будет ли сохранено во Франции всеоб-

Согласно Декрету 2 февраля 1852 г. парламентские выборы во Франции стали проводиться с использованием системы одно­мандатных округов. Разумеется, императорская власть сохраня­ла в своем распоряжении ряд эффективных средств влияния на ход избирательных кампаний: произвольное установление гра­ниц избирательных округов, государственная поддержка офици­альных кандидатов. Важным было и введение присяги на вер­ность конституции (а следовательно, и империи) для избранных депутатов. Это обстоятельство закрывало доступ в высший пред­ставительный орган власти сторонникам республиканской фор­мы правления.

В Соединенном королевстве Великобритании и Ирландии про­цесс реформирования избирательного законодательства также проходил в условиях массовых выступлений общественности в поддержку демократизации основ государственного строя. Жи­тели Великобритании требовали от правительства и парламента решения двух важных проблем: предоставления избирательных прав гражданам со средним и низким уровнем дохода, а также изменения системы избрания депутатов палаты общин от горо­дов и графств.

Высокий имущественный ценз лишал большинство жителей Англии права участвовать в выборах депутатов нижней палаты парламента. Из 24 млн. человек, населявших королевство, право голоса имел только один миллион.

В 1832 г. парламент- Митинг в поддержку реформы

екая реформа уничтожи- избирательного права. Англия, 1831 год

ла 56 старых избиратель­ных округов, в которых проживало менее 2000 че­ловек. Таким образом, ста­ли вакантными 111 депу­татских мест в палате об­щин. Еще 32 города, в ко­торых насчитывалось ме­нее 4000 жителей, стали избирать по одному депу­тату парламента вместо двух. Освободившиеся 144 парламентских места распределялись между городами и графствами, где было образовано 42 новых избирательных округа.


Столкновение рабочих с полицией

в Гайд-парке (Лондон). Рабочие требуют

избирательной реформы.

избирательные права приобрели собственники и арендаторы земель с доходом от 5 фунтов в год, а в городах - квар­тиросъемщики, уплачива­ющие за жилье не менее 10 фунтов в год. Число избирателей в Велико­британии превысило 2 млн.человек (приблизи­тельно 10 процентов на­селения страны). Что ка­сается проблемы предста­вительства, то и в 1867 г.

сельскохозяйственные рабочие и большое число рабочих, тру­дившихся на промышленных предприятиях, расположенных вне городов. Благодаря этому закону число избирателей существен­но увеличилось и достигло 5 млн. человек. Избирательных прав по-прежнему лишались женщины, взрослые сыновья, живу­щие в семьях родителей, съемщики квартир, слуги, батраки.

Принятие новых избирательных законов позитивным обра­зом сказалось на развитии политической жизни Великобрита­нии. Избирательное законодательство перестало быть объектом ожесточенных политических конфликтов.

Реформизм (или реформаторское движение ) является одним из видов общественного движения , которое стремится принести социальный или также политическую систему ближе к идеалу сообщества. Реформа движение отличаются от более радикальных социальных движений , таких как революционные движения , которые отвергают старые идеалы, в том , что идеи часто основаны на либерализме , хотя они могут быть укоренены в социалистических ( в частности, социал - демократических ) или религиозных понятиях. Некоторые полагаются на личную трансформацию; другие полагаются на небольших коллективов, таких как Махатма Ганди «s прялкой и самодостаточной экономики деревни, как способ социального изменения . Реакционные движения , которые могут возникнуть против любого из них, пытаются вернуть все к тому состоянию, в котором они были до каких-либо успехов нового реформаторского движения, или предотвратить любые такие успехи.

СОДЕРЖАНИЕ

Великобритания

После двух десятилетий крайне консервативного правления, затор сломался в конце 1820-х годов с отменой устаревших ограничений для нонконформистов, за которой последовало резкое снятие строгих ограничений для католиков в Великобритании.

Радикальное движение кампанию за реформу избирательной системы , против детского труда , для реформы законов о бедных , свободной торговли , реформы образования , реформы пенитенциарной системы и общественной санитарии . Первоначально это движение стремилось заменить исключительную политическую власть в аристократии с более демократической системой расширения прав и возможностями городских районов и серединой и рабочими классами . Энергия реформ проистекала из религиозного рвения евангелических элементов в установленной англиканской церкви и евангелических работников нонконформистских церквей, особенно методистов.

Реформаторы также использовали научную методологию Джереми Бентама и утилитаристов для разработки конкретных реформ, и особенно для обеспечения государственной инспекции, чтобы гарантировать их успешное функционирование. Наибольшим успехом реформаторов стал Закон о реформе 1832 года . Это дало растущему городскому среднему классу большую политическую власть, в то же время резко снизив влияние районов с низким уровнем населения, контролируемых богатыми семьями. Несмотря на решительное сопротивление закону со стороны Палаты лордов , этот закон дал либералам больше парламентских полномочий, уменьшив при этом политическую силу рабочего класса, оставив их оторванными от основной опоры среднего класса, на которую они рассчитывали. После принятия Закона о реформе 1832 года радикальный союз был разорван до союза либералов и лейбористов эдвардианского периода.

Чартистское движение


Идея всеобщего избирательного права мужчин, первоначальная цель чартистского движения, заключалась в том, чтобы включить всех мужчин в качестве избирателей независимо от их социального положения. Позже это превратилось в кампанию за всеобщее избирательное право. Это движение стремилось перекроить парламентские округа в Великобритании и создать систему заработной платы для выборных должностных лиц, чтобы рабочие могли позволить себе представлять своих избирателей, не обременяя свои семьи.

Движение за права женщин



Реформа в парламенте


Эрл Грей , лорд Мельбурн и Роберт Пил были лидерами парламента в первые годы британского реформаторского движения. Грей и Мельбурн принадлежали к партии вигов , и их правительства увидели парламентскую реформу , отмену рабства во всей Британской империи и реформу закона о бедных . Пил был консерватором , министерство которого сделало важный шаг в направлении тарифной реформы, отменив хлебные законы .


Уильям Юарт Гладстон был реформатором. Среди реформ, которые он помог провести парламенту, была система государственного образования в Законе о начальном образовании 1870 года . В 1872 году он увидел учреждение тайного голосования для предотвращения принуждения, обмана и взяточничества избирателей. К 1885 году Гладстон скорректировал границы парламентских округов, сделав каждый округ равным по населению, не давая одному депутату иметь большее влияние, чем другому.

США: 1840–1930-е гг.

  • Религия. Евангелические пиетистские протестантские церкви принимали активное участие в многочисленных реформах в середине 19 века, включая воздержание и отмену рабства. Увидеть второе великое пробуждение
  • Искусство - Школа реки Гудзон определила характерный американский стиль искусства, изображая романтические пейзажи через трансценденталистский взгляд на природу.
  • Литература - основание трансценденталистского движения , поддерживавшего многочисленные реформы.
  • Утопические эксперименты:
    • Нью-Хармони, Индиана (основатель: Роберт Оуэн ) - практиковал экономический коммунизм, хотя он оказался социально несовершенным и, следовательно, неспособным поддерживать себя.
    • Коммуна Онейда (основатель: Джон Нойес ) занималась евгеникой , сложным браком и совместной жизнью . Коммуна поддерживалась производством столового серебра , и корпорация существует до сих пор, производя ложки и вилки для домашних хозяйств всего мира. Коммуна продала свои активы, когда Нойес был заключен в тюрьму по многочисленным обвинениям.
    • Шейкерс - (основатель: мать Энн Ли ) Делал упор на жизнь и поклонение с помощью танца, поддерживал себя производством мебели . Мебель популярна и сегодня.
    • Ферма Брук (основатель: Джордж Рипли ), сельскохозяйственная коммуна, в которой также были школы.


    • Образовательная реформа - (основатель: Гораций Манн ); Целями были более актуальная учебная программа и более доступное образование. Словарь Ноя Вебстера стандартизировал правописание и язык английского языка; Чрезвычайно успешные детские книги Уильяма Макгаффи учат чтению поэтапно.
    • Моральная реформа - женское движение, начавшееся в 1830-х годах за искоренение проституции и двойных стандартов в сексе. Такие группы, как Общество реформирования женской морали Нью-Йорка , были организованы женщинами Северо-Востока. Эти общества моральных реформ издали журналы и журналы, чтобы распространять свое послание. К 1841 году в 616 местных обществах нравственных реформ на Севере насчитывалось около 50 000 женщин.
    • Движение за права женщин - основано Лукрецией Мотт и Элизабет Кэди Стэнтон, которые организовали Конвенцию Сенека-Фоллс в 1848 году и опубликовали Декларацию чувств, призывающую к социальному и правовому равенству женщин. Его осуществила Люси Стоун, которая начала выступать за права женщин в 1847 году и организовала серию национальных съездов. Сьюзен Б. Энтони присоединилась к этому делу в 1851 году и непрерывно отстаивала избирательное право женщин .
    • Американское рабочее движение . Кампания против чрезмерной продолжительности рабочего дня (и восьмичасового рабочего дня ) была центральной проблемой рабочего движения в 19 веке. В Рыцари труда , организованного среди квалифицированных рабочих в 1869 году и во главе с Uriah Stephens , Теренс Powderly и Mother Jones , наследовал Американской федерации труда , на конгрессе промышленных организаций ( в сочетании теперь как АФТ-КПП ), и Промышленные рабочие мира .
    • Реформа детского труда - Льюис Хайн использовал свою камеру как инструмент социальной реформы. Его фотографии сыграли важную роль в изменении законов о детском труде в Соединенных Штатах .
    • Движение за отменурабства - добавление бывших территорий Мексики в 1848 году по завершении американо-мексиканской войны вновь открыло возможность расширения расового рабства движимого имущества ; адаптация рабовладельческой системы к промышленному производству хлопка привела к усилению дегуманизации чернокожих рабочих и негативной реакции против рабства в северных штатах; ключевыми фигурами были Уильям Ллойд Гаррисон и Фредерик Дуглас .
    • Движение Незнайки , также антикатолическое , антимасонское и нативистское (1845–1856)
    • Запрет или Умеренность движение - Характеризуется Фрэнсис Уиллардахристианского союзом Женщин , которые напряженное образование (сформированное 1881, снизилось в 1940 - е годах) и Carrie Nation «s Anti-Saloon League (создан национально Говард Hyde Рассел ), что способствовало конфронтационный подходу к барам и салоны. Среди других значительных организаций - Партия запрета и Легион Линкольна-Ли .

    Мексика: Ла Реформа, 1850-е гг.


    Мексиканская Либеральная партия, возглавляемая Бенито Хуаресом и Себастьяном Лердо де Техада , руководила выходом Мексики как национального государства из колониализма . Он предполагал современное гражданское общество и капиталистическую экономику . Все граждане равны перед законом , и была подтверждена отмена рабства в Мексике в 1829 году . Либеральная программа, зафиксированная в Конституции Мексики 1857 года , была основана на:

    • Отмена fueros, которые давали гражданский иммунитет членам церкви и вооруженным силам.
    • Ликвидация традиционных общинных земельных владений эхидо и передача прав собственности на собственность крестьянству (Лей Лердо)
    • Экспроприация и продажа концентрированных церковных владений (помимо религиозных нужд духовенства)
    • Сокращение непомерно высоких гонораров церковью за причастие
    • Отмена отдельных военных и религиозных судов (Лей Хуарес)
    • Свобода вероисповедания и гарантии многих гражданских и политических свобод
    • Гражданский регистр рождений, браков и смертей
    • Отмена всех форм жестокого и необычного наказания , включая смертную казнь
    • Ликвидация должников и всех форм личного подневольного состояния

    Османская империя: 1840–1870-е гг.

    Tanzimat, что означает реорганизацию в Османской империи , был период реформирования , который начался в 1839 году и завершился первый конституционной эры в 1876. Tanzimat эпохи реформ характеризовалась различными попытками модернизировать Османскую империю , чтобы гарантировать его территориальную целостность против националистические движения и агрессивные силы. Реформы поощряли османизм среди различных этнических групп Империи, пытаясь остановить волну националистических движений в Османской империи . Реформы были направлены на более основательную интеграцию немусульман и нетурок в османское общество, усилив их гражданские свободы и предоставив им равенство на всей территории Империи. Крестьяне часто выступали против реформ, потому что они нарушали традиционные отношения.

    Россия 1860-х гг.


    России империя в 19 веке характеризовались очень консервативной и реакционной политикой , эмитированной самодержавными царями. Великое исключение произошло во время правления Александра II (1855–1881), особенно в 1860-е годы. Безусловно, самой большой и неожиданной была отмена крепостного права, от которой пострадало 23 миллиона из 74 миллионов населения Империи. Они принадлежали государству, монастырям и 104 тысячам богатых дворян-помещиков. `

    Освобождение крестьян 1861 г.

    Реформа эмансипации 1861 , которая освободила 23 миллионов крепостных была самым важным событием в девятнадцатом веке русской истории, и начало конца для земельной монополии аристократии власти. Эмансипация принесла в города бесплатную рабочую силу, стимулировала промышленность и позволила среднему классу расти в численности и влиянии. Освобожденные крестьяне бесплатной земли не получали. Они должны были заплатить особый налог за то, что составляло их жизнь, правительству, которое, в свою очередь, заплатило землевладельцам щедрую цену за землю, которую они потеряли. Все имущество, переданное крестьянам, находилось в коллективной собственности мирской сельской общины, которая делила землю между крестьянами и контролировала различные владения. Несмотря на то, что крепостное право было отменено, поскольку оно было отменено на неблагоприятных для крестьян условиях, революционная напряженность не уменьшилась, несмотря на намерения Александра II. Революционеры считали, что недавно освобожденных крепостных просто продавали в наемное рабство в начале промышленной революции и что буржуазия фактически заменила землевладельцев.

    Судебные реформы

    Судебные реформы были одними из самых успешных и последовательных из всех его реформ. Установлены совершенно новая судебная система и порядок судопроизводства. Основными результатами были введение единой судебной системы вместо громоздкого набора сословий королевских судов и фундаментальные изменения в уголовном судопроизводстве. Последнее включало в себя установление принципа равенства сторон , введение публичных слушаний , суда присяжных и профессионального адвоката, которого никогда не было в России. Однако были и проблемы, поскольку некоторые устаревшие учреждения не были охвачены реформой. Также реформе помешали внесудебные наказания , широко введенные во времена правления его преемников - Александра III и Николая II . Одним из важнейших результатов реформы стало широкое введение суда присяжных . В суд присяжных входили три профессиональных судьи и двенадцать присяжных. Присяжный должен владеть недвижимостью определенной стоимости. В отличие от современных судов присяжных, присяжные могут не только решить, виновен подсудимый или невиновен, но и решить, что подсудимый виновен, но не подлежит наказанию, поскольку Александр II считал, что справедливость без морали - это неправильно. Приговор был вынесен профессиональными судьями.

    Дополнительные реформы

    За этим последовало множество новых реформ в самых разных областях. Царь назначил Дмитрия Милютина для проведения значительных реформ в российских вооруженных силах. Дальнейшие важные изменения были внесены в промышленность и торговлю, и новая свобода, предоставленная таким образом, привела к появлению большого количества компаний с ограниченной ответственностью . Были составлены планы строительства большой сети железных дорог, частично для освоения природных ресурсов страны, а частично для увеличения ее мощи для защиты и нападения.

    Военные реформы включали всеобщий призыв, введенный для всех социальных слоев 1 января 1874 года.

    Новая судебная администрация (1864 г.), основанная на французской модели, ввела гарантии владения жильем. Также вступили в действие новый уголовный кодекс и значительно упрощенная система гражданского и уголовного судопроизводства . Произошла реорганизация судебной системы с включением судебного разбирательства в открытый суд с пожизненными судьями, системой присяжных и созданием мировых судей для рассмотрения мелких правонарушений на местном уровне. Историк права сэр Генри Мэн приписал Александру II первую крупную попытку со времен Гроция систематизировать и очеловечить способы ведения войны.

    Бюрократия Александра учредила продуманную схему местного самоуправления ( земства ) для сельских округов (1864 г.) и крупных городов (1870 г.) с выборными собраниями, обладающими ограниченным правом налогообложения, и новой сельской и муниципальной полицией под руководством министр внутренних дел .

    Колония на Аляске теряла деньги, и ее было невозможно защитить и во время войны против Британии, поэтому в 1867 году Россия продала Аляску Соединенным Штатам за 7,2 миллиона долларов (что эквивалентно примерно 200 миллионам долларов в текущих долларах). Русские администраторы, солдаты, поселенцы и некоторые священники вернулись домой. Другие остались служить своим коренным прихожанам, которые остаются членами Русской Православной Церкви в 21 веке.

    Турция: 1920–1930-е гг.

    Реформы Ататюрка были серией значительных политических, правовых, культурных, социальных и экономических изменений, которые были осуществлены под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка в 1920-х и 1930-х годах в новой Турецкой Республике.

    В период между 1919 и 1923 годами Мустафа Кемаль был в авангарде турецкой войны за независимость и участвовал в искоренении устаревших институтов Османской империи и закладке основ нового турецкого государства. Он обратился к Национальным конгрессам Эрзурума и Сиваса, чтобы организовать и поднять боевой дух людей, решительно выступающих против сил Антанты, которые оккупировали Анатолию. К концу этих конвенций он сумел передать послание о том, что идея и идеалы устаревшего империализма должны быть отброшены, чтобы люди в пределах национальных границ могли принимать решения в соответствии с принципами и общими руководящими принципами эффективной национальной политики. После оккупации Стамбула силами Антанты он заложил основы нового турецкого государства, когда в 1920 году объединил Великое национальное собрание в Анкаре. С правительством Великого национального собрания, президентом которого он был, Мустафа Кемаль боролся с силами Антанты и султанской армией, которая оставалась там в сотрудничестве с оккупационными силами. Наконец, 9 сентября 1922 года ему удалось отбросить союзные войска обратно в Измир вместе с другими силами, которым удалось проникнуть в центр Анатолии. Этим действием он спас страну от вторжения иностранных войск.

    Читайте также: