Правовая экспертиза как составная часть нормотворческой деятельности

Обновлено: 25.06.2024


В целях получения наиболее качественного результата правовой оценки НПА, реализация выверенного порядка уполномоченными субъектами по проведению обязательной юридической экспертизы НПА, а также совершенствующиеся подходы к законодательной и правоприменительной практике, помогают выявить на раннем этапе большинство возможных правовых последствий их принятия, делая национальное законодательство более совершенным в нормах материального и процессуального права, способствуя его большей легитимности.

Оглавление

  • Введение
  • 1 Понятие и виды экспертизы нормативных правовых актов

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Юридическая экспертиза нормативных правовых актов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Понятие и виды экспертизы нормативных правовых актов

Экспертиза нормативных актов — это ничто иное, как анализ содержания таких актов с целью определения возможных правовых, экономических, а также иных последствий их принятия. Ее проведение является важным элементом нормотворческого процесса, направленного на усовершенствование качества акта. Таким образом, правовые акты подлежат правовой экспертизе, если такие документы носят нормативный характер, то есть рассчитаны на неопределенный круг лиц, неоднократное применение и так далее.

Под криминологической экспертизой подразумевается исследование содержания проекта правового акта в целях выявления норм, влекущих возникновение криминогенных последствий. Она проводится Генеральной прокуратурой, и обязательна только для проектов в сфере государственной службы, судебной и правоохранительной деятельности, социальной защиты, финансов, здравоохранения, образования, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Обязательная криминологическая экспертиза не проводится в отношении проектов ненормативных актов, актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее международных договоров и поправок к ним, локальных и технических актов, а также содержащих государственные секреты, если иное не предусмотрено Главой государства. Как правило, криминологическая экспертиза проводится в течение десяти рабочих дней. Если это проект срочного закона, — в течение трех рабочих дней, а повторно направленного проекта правового акта — в течение пяти рабочих дней. По результатам рассмотрения поступившего обращения Генеральной прокуратурой принимается решение о признании обоснованности выводов. В исключительных случаях, не терпящих отлагательства, допускается принятие правового акта, с последующим проведением его обязательной криминологической экспертизы. Данное правило не распространяется на Декреты и Законы. Проведение криминологической экспертизы регулируются соответствующим Указом Главы государства. 6 Проведение такой экспертизы акта осуществляется после проведения его обязательной юридической экспертизы.

Финансово-экономическая экспертиза подразумевает под собой системное документальное изучение финансово-экономических показателей, и составление соответствующего заключения на основании специальных познаний эксперта в экономической сфере.

Помимо прочего, можно отдельно выделить также три вида правовой экспертизы нормативных актов в зависимости от степени административного плеча: внешняя, внутренняя и независимая. Первая производится уполномоченными на то органами государственного управления, вторая — локально, а последняя — гражданами или их объединениями.

Таким образом, были детально рассмотрены понятие экспертизы нормативных актов, а также определены ее основные виды. Отметив, что правовые акты, носящие нормативный характер, подлежат правовой экспертизе, сделан вывод, что ее проведение является важным элементом нормотворческого процесса, направленного на усовершенствование качества акта. Среди основных видов правовой экспертизы, выделены такие как обязательная юридическая, криминологическая, финансово-экономическая и экологическая экспертизы. В первом случае, экспертиза проводится в отношении актов Национального банка, Комитета государственного контроля, Следственного комитета, Управления делами Главы государства, Национальной академии наук, различных министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных органов базового уровня, а также в процессе подготовки проекта нормативного акта в третей стадии нормотворческого процесса. Порядок ее проведения, и более детальные аспекты данной экспертизы будут предметно освещены в других блоках работы. Во втором случае, правовая оценка проводится Генеральной прокуратурой. Такая экспертиза обязательна только для проектов в сфере государственной деятельности, социальной защиты, финансов, здравоохранения, образования, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Она не проводится лишь в отношении проектов ненормативных, локальных и технических актов, а также содержащих государственные секреты. Отдельно стоит отметить, что ее проведение осуществляется только после юридической экспертизы. В третьем случае речь идет о системном изучении финансово-экономических показателей, а в последнем — об оценке мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

В целом, по данному блоку работы, можно сделать небольшой вывод о том, что проведение правовой экспертизы помогает выявить на раннем этапе большинство возможных экономико-правовых последствий его принятия, делая национальное законодательство более совершенным.

Читайте также: