Православие как религия решая задачу обеспечения безопасности

Обновлено: 07.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

КТО И ЗАЧЕМ НАПАДАЕТ НА ПРАВОСЛАВИЕ?

Последние годы идут яростные нападки на православие. Хорошо организованные и грамотно направляемые. Возможно – и хорошо оплаченные…..

Кому и зачем это нужно – более чем понятно: только врагам России. Давно известно: чтобы уничтожить народ, надо отрезать его от корней, уничтожить его религию, традиции. Тогда бывший народ легко впитает ДРУГУЮ религию, другие традиции – даже недавно чуждые и враждебные ему. И станет народом-новоделом, лишённым корней и традиций.

Так можно раскалывать целые народы, внедряя в них чужую религию. И превращая один ЕДИНЫЙ народ в разные враждебные друг другу народы.

Пример - сербы: завоеватели двум частям единого сербского народа внедрили две другие религии – католицизм хорватам, и мусульманство боснийцам. К чему это привело – хорошо известно.

С той же целью, хотя и с меньшим успехом, в Белоруссии и Украине внедряли католицизм и униатство.

Обратные примеры - православие часто просто спасало целые народы от исчезновения.

Так было с сербами, болгарами, румынами, греками, грузинами, армянами….. Утратив независимость и государственность, находясь под чужеземным господством, они имели лишь один общий стержень, который соединял и сплачивал их: общую религию. Она и цементировала этническую общность, сохраняла народную культуру. Это прививало иммунитет против чужих и чуждых заимствований, человек ощущал себя малой частицей великой общности – своего народа, его традиций. Потому и сберегал эти традиции, что для него они и были смыслом существования – продолжить свой род и СВОЙ народ. Не раствориться, не исчезнуть, не погибнуть…..

Мы одна из самых социально и имущественно расколотых наций в мире! По разрыву доходов богатейшей и беднейшей части населения (и их взаимной неприязни!) – мы сейчас впереди планеты всей.

Я вовсе не зову всех вернуться в лоно православия – хотя это и было бы замечательно: пусть не верой, но душой быть православным, хотя бы потому, что это вера твоих предков.

Цель моя проще и мельче, надеюсь – и доступнее. Я ПРОШУ – люди, пожалуйста, перестаньте оплёвывать веру своих предков! Неужели вы НЕ ПОНИМАЕТЕ, что и на радость кому творите.

Иноверцы, пожалуйста, прекратите оплёвывать православие, ведь вам явно не понравится, если кто-то начнёт пинать вашу религию?

Люди, я люблю вас, пожалуйста, будьте бдительны, не позволяйте забивать мусором ваши головы.

- Жидосионисты. Если кто не в курсе: по канонам, ортодоксальный иудей, проходя мимо христианского храма, обязан плюнуть в его сторону. Вот ортодоксы сейчас радостно и плюют в православие, используя всю мощь СМИ и интернета.

У жидосионистов большой опыт в изничтожении православия -поднаторели, расстреливая священников и сжигая церкви после октября 1917 года. Сейчас делают то же самое - но пока в переносном смысле. Но в МП они уже открытым текстом обещают и реальные действия.

Православие ненавидят как конкурента, и потому, что вложенные в них деньги надо отрабатывать. Отрабатывают бездарно: трындят о девяти миллионах уничтоженных при христианизации Руси. Они, бедолаги, просто не знают, что всё население Руси в 10 веке не превышало 5 млн человек.

- Агенты влияния. Ясно без комментариев.

- Толеранты. Хотят сделать с Россией то, во что уже превратили Европу……

- Русофобы. Не могут упустить ни одной возможности плюнуть в Россию и русских, а тут такая удобная создалась ситуация – столько союзников по оплёвыванию.

При случае из таких легко вербовать изменников и палачей – частью нации они себя не ощущают, а вешать других – рациональнее и разумнее, чем быть повешенным или даже просто голодать самому.

Кажется, никого не упустил, желающие могут добавить больше.

Что ГЛАВНОЕ. Мы единый народ, и нужно крепить то, что нас соединяет, и нейтрализовать то, что нас разъединяет. Из перечисленных категорий явных врагов не так уж много. Больше - обманутых и прозомбированных. Возможно, с ними надо работать, чтобы вернуть их в русскую нацию из болота толерастии, космополитизма, интернационализма и пофигизма. Тогда мы станем сильнее, а враги - слабее.

Пандемия заставила большинство государств мира пересмотреть привычный взгляд на социальное взаимодействие и проведение массовых мероприятий. Эта ситуация повлияла и на религиозную сферу. Поэтому актуально рассмотреть влияние коронавируса на религию и веру. Эта проблема затрагивает ряд вопросов социального, философского и теологического характера.

Отношения властей и религиозных учреждений

Государственная власть, вводя карантинные ограничения, вступила в противоречие с религиозными учреждениями. Так, запрет на массовые собрания и мероприятия предполагал отказ от богослужений. Между тем, религиозные учреждения разделились по реакции на введенные карантинные мероприятия: поддержка сочеталась с нейтральностью и призывами к игнорированию властных предписаний.

Влияние коронавируса на религию

Реализация гарантированных Конституцией и Декларацией прав человека духовно-религиозных прав и свобод была поставлена под вопрос.

В связи с этим, исследователи озадачились определением влияния коронавирусной пандемии на религиозную сферу и духовно-религиозное бытие. Так, пандемия вызвала необходимость решить следующие задачи:

Пандемия COVID-19 поставила общество перед необходимостью переосмысления прежних установок социально-культурной и религиозно-духовной жизни. В поле религии пандемия и последствия карантина повлияли в частности на функционирование религиозных институтов. Биологическая власть, о которой писал французский философ Мишель Фуко, способствовала запрету проведения массовых мероприятий. Так, под ограничение подпало празднование Пасхи, Вербного воскресенья и т. д. Следовательно, уместно заметить, что коронавирусная пандемия и религиозная сфера оказались в конфликте.

Во-первых, государство, накладывая ограничения на посещение религиозных учреждений, нивелировало значимость религиозного ритуала. Обряд религии и веры заменили на эпидемический ритуал. Во-вторых, в обществе возник вопрос, сможет ли религия противостоять инфекции. Тем самым власти поставили авторитет религии и религиозных деятелей под сомнение. В-третьих, уместно отметить, что в конфликт вступили не только религия и пандемия. В процессе конфронтации оказались религиозная деятельность, конституционное право человека на свободу вероисповедания, передвижения и карантин. С другой стороны, религиозная сфера нашла точку пересечения между реализацией своей деятельности и ситуацией карантинно-пандемических ограничений. Об этом пространно пишут иностранные источники. Это комплекс мер:

  • помощь в распространении медицинских препаратов;
  • содействие государственной власти в проведении эпидемических мероприятий;
  • пропаганда эпидемической безопасности (в том числе пересмотр правил обращения в храме);
  • волонтерская деятельность (закупка медицинских препаратов).

Как церкви отреагировали на пандемию?

Однако не все церкви и конфессии согласились на поддержку ограничений. Некоторые церкви выступили на позиции корона-нигилизма, призывая игнорировать ограничения. Американский Совет по международным отношениям активно обсуждал эту ситуацию. Эксперты отмечали опасность распространения предрассудков и предубеждений, связанных с коронавирусной пандемией. Настроения паники показали, что рациональные элементы замещаются не столько чисто иррациональными элементами, сколько архаичными.

В Украине достаточно высокая степень доверия к церкви как религиозному институту. Поэтому позиция церкви (по поводу карантина, пандемии, информационной гигиены и безопасности), безусловно, учитывается.

С начала объявления Всемирной организацией здравоохранения пандемии эта проблема стала центральной в исследованиях. О влиянии пандемии и карантина на религиозную сферу уже было опубликовано достаточно много материалов. В частности, на английском языке. Исследователи солидарны в одном – амбивалентной ситуации, в которой оказалась религия во время пандемии.

Проблема религиозной безопасности во время пандемии

Религия может быть бальзамом или риском. Этот контекст предполагает внимание к проблеме религиозной безопасности. Следовательно, исследователи соглашаются в одном вопросе. Этот вопрос касается возможности религии и религиозных институтов обеспечить защищенность жизненно важных интересов во время пандемии. Это интересы как личности, так и общества и государств в целом. Лидеры христианства, иудаизма и ислама поддерживают усилия правительства по контролю над коронавирусом.

Влияние коронавируса на религию


Кроме того, и сейчас ведутся дискуссии о том, как три мировые религии могут сотрудничать по благотворительным инициативам. Глобальная пандемия COVID-19 требует немедленной стратегии для всего общества, чтобы предотвратить передачу вируса. Эксперты подчеркивают, что следует учитывать контекст глобализации и многоконфессиональности. Во время неопределенности, религиозные лидеры обратились к своим религиозным текстам и теологии. Цель – найти ответы для общества и поощрить людей к безопасным практикам в поле культа.

Влияние карантина на национальную безопасность

Религиозная безопасность связывается с предупреждением ценностной маргинализации. Пандемия коронавируса актуализировала проблему национальной безопасности государства. В это понятие входит и безопасность в сфере религии. Объектами религиозной составляющей национальной безопасности государства выступают люди. Это общество с его духовно-религиозными правами и свободами, религиозные учреждения и взаимоотношения между людьми, а также само государство.
Следующий вопрос – факторы национальной безопасности. Следует выделить несколько ключевых факторов:

  • внутренняя религиозная стабильность (согласие между церквями и конфессиями внутри государства, их способность к решению религиозных конфликтов максимально мирным и ненасильственным путем);
  • внешняя религиозная стабильность (связанная с международным авторитетом государства и механизмами поддержки этого авторитета);
  • возможность удовлетворения религиозных потребностей, реализовать права и свободы в сфере религии;
  • наличие комплексной стратегии социально-культурного, политического и духовного развития государства.

Новые диссиденты: феномен отрицания пандемии

В данном контексте внутренняя религиозная стабильность государства и реализация духовно-религиозных прав и свобод людей оказалась под риском. Эксперты отмечают негативное воздействие карантинных мероприятий на эту сферу человеческой жизни.

Влияние коронавируса на религию

В ситуации пандемии COVID-19 четко прослеживается конфликт между Православной церковью Украины (ПЦУ) и Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП). Первая выступила на центристских позициях поддержки мероприятий, внедряемых государством по борьбе с коронавирусной инфекцией. Вторая, наоборот, выступила на так называемой позиции корона-нигилизма или корона-диссидентства.

2020-й год запомнится людям не только пандемией. Мировые СМИ, описывая влияние коронавируса и карантина на экономику и работу, применили неоднозначную риторику. О чем идет речь, можно узнать, ознакомившись с публикацией “Влияние коронавируса и карантина на экономику и работу”.

Религиозные учреждения оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения. Религия – источник ценностных ориентаций в социально-культурном пространстве. Уместно подчеркнуть, что конфликт между религиозными учреждениями является угрозой для консолидации населения на территории страны. Сама же пандемия и карантинные мероприятия формируют новую модель религиозно-церковного и духовного бытия.

Цифровизация религиозной сферы

Исследователи констатируют переход реализации религиозной деятельности к цифровому (онлайновому) формату. Между тем, с точки зрения эпидемиологической безопасности, эти меры являются формально оправданными. Но, с точки зрения религиозно-духовной безопасности, эти меры негативно сказываются на социальной консолидации. Так, ограничения способствуют:

  • вспышкам насилия и недоразумения;
  • разобщенности;
  • экзистенциальной отчужденности;
  • росту психологического напряжения, которое выливается в посттравматический синдром.

Следовательно, данная проблема требует детального рассмотрения с целью выработки дальнейших стратегий предупреждения негативных последствий пандемии и карантина. Специалисты уделяют повышенное внимание взаимодействию эпидемических мер, социально-культурной и религиозно-духовной жизни.

Кризис веры

Пандемия – вызов для верующих людей. Религия и вера – не тождественные понятия. Вера касается возможности человека принимать постулаты (истины) без доказательств. Религия же – это правила, обряды, ритуалы, догматика и т. д. Закрытие храмов, болезни священнослужителей заставили людей задуматься. Вера оказалась под вопросом: как Бог позволил подобной беде случиться? Логично вспомнить проблему добра и зла. Чтобы оправдать присутствие зла в мире, религия предложила верующим людям понятие теодицеи. Впервые это понятие употребил Лейбниц в XVIII-м веке. Теодицея – ряд аргументов, оправдывающих зло в мире, сотворенном добрым Богом. Пандемия – безусловное зло.

Второй аспект этой проблемы – вопрос, почему вера не бережет людей от болезни. Впрочем, парадоксальным образом человек сохраняет непоколебимую уверенность в силе Бога. Так, в России (например, в Воронеже) устраивались крестные ходы, освящение больниц и госпиталей. Католичество предложило прихожанам онлайновые богослужения. Празднование Пасхи проходило в цифровом формате. Православная церковь не отрекается от массовых богослужений. Вероятно, причина кроется в нежелании посеять в сердце человека сомнение в силе веры.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Прошу не воспринимать статью как критику ради критики. Задача этой статьи — расставить некие вехи, по которым можно будет ориентироваться в поисках личного счастья и душевного покоя. Христианство оказало глубокое влияние на нашу культуру и очень многие душевные проблемы, с которыми все мы сталкиваемся, порождены именно им — вот об этом и поговорим.

Начнем с того, что христианство, как и всякая религия, не имеет никакого отношения к Богу. Христианство говорит о Боге, но не имеет с ним никакой непосредственной связи. Этот как раз тот случай, когда следует напомнить, что рассуждать о вкусе устриц имеет право только тот, кто их ел. Так вот, создатели христианства устриц не ели.

Христианство, как систематизированное учение возникло не спонтанно и не внезапно, его именно создали, и не просто так, а со вполне конкретными практическими целями. Как говорит Ницше, настоящий христианин был только один — Иисус. Иисус воплощал собой христианство — он был христианином. А все, кто позже встал под знамя новой религии, в христианство только верили.

В психологии эта проблема постоянно становится камнем преткновения — люди часто не видят разницы между верой и знанием. Принимая чужие слова и принципы за непреложную истину, люди отказываются от необходимости получать свой собственный опыт и забредают в такие дебри, из которых сами потом выбраться уже не могут. Чем больше человек полагается на чужие мнения и идеалы, тем скорее он утрачивает почву под ногами и оказывается в подвешенном состоянии — жизнь становится полнейшей абстракцией, лишенной вкуса и цвета.

Христианство, каким оно сформировалось, — это лишь набор легенд и преданий о жизни святых людей. В нем нет никакой силы — одни лишь сказки о ней. Всякие документы свидетельствующие о древних великих свершениях — это впечатления записанные с чужих слов, много раз переиначенные в соответствии с требованиями момента. За каждым текстом стоят живые люди, которые следовали своим целям и текущей конъюнктуре.

И все-таки на основе этих рассказов и пересказов выстроена огромная философская и онтологическая концепция, с претензией на то, что она получена из рук самого Бога. Однако ничто не может изменить того факта, что основой религии является вера, а не знание. Религию творят и насаждают люди, в лучшем случае, верующие в Бога, однако, не имеющие никаких собственных знаний о том, что есть Бог и где его следует искать.

Здесь нужно сделать оговорку, что во все времена в лоне христианской церкви встречались и по-настоящему святые люди. Святые не потому, что четко и беззаветно следовали всем постулатам религии, а потому, что совершили переход от веры к знанию Бога. Они больше не верят, теперь они — Знают. А то, что, рассказывая о своих переживаниях, они используют христианскую терминологию — это дело лишь привычки и необходимости подобрать хоть какие-то слова к неописуемым откровениям.

Достижение такого состояния — не заслуга христианского учения и не результат праведной жизни. Того же состояния люди достигали и безо всякого посредства религиозных учений. Просветление, восстановление связи с Богом — это результат честности с самим собой и поиска опоры внутри, в своем собственном психологическом опыте, а не во внешних учениях и правилах. Христианство же претендует на то, что только послушные ему будут спасены, а все прочие будут наказаны.

Итак, между спасением души и фактическими ценностями религиозного института, которым мы сегодня знаем христианство, лежит огромная пропасть. И если в самых лучших своих намерениях религия действительно желает помочь эту пропасть преодолеть, то на практике получается совершенно обратное — она спасению души только препятствует.

Раннее христианство

Христианство не всегда было религией — на начальных этапах своего существования оно было сектой. Не в том негативном смысле, в котором принято использовать это слово сегодня, а в своем изначальном значении, как братство, принявшее свое, отдельное учение о вере. Отколовшись от иудаизма, раннее христианство было Мистерией, — учением о пробуждении духовных сил и достижении высшего состояния души.

Как и все прочие Мистерии, раннее христианство было практическим учением. Не верой ради веры, а системой практических знаний со своим собственным языком и своими техниками пробуждения души ото сна. И к этим мистическим знаниям допускались только подготовленные и достойные. Раскрывать тонкости духовных истин профанам считалось опасным, что замечательно иллюстрируется историей самого Иисуса.

Позже, когда христианство начало получать все большее распространение, из него насильно начали вытравливать главную его составляющую. Будучи Мистерией, христианское учение имело своей целью достижение того же состояния души, в котором пребывал Иисус. Но уже через несколько веков после смерти Иисуса от изначального христианства осталась только выхолощенная вера в прощение и спасение, обещанные праведникам.

Христос — как и Будда — отличался от других людей поступками, а христиане с самого начала отличались от других лишь верою.

Карл Ясперс

Вместо того, чтобы учить, как при этой жизни достичь царствия Господня, новое христианство предложило расслабиться и довериться церкви — чтобы спасти свою душу теперь достаточно стало просто верить в Бога. Христианство предложило бесплатный сыр тем, кого в Мистериях и близко бы не подпустили к сакральным знаниям. Не удивительно, что такая удобная религия очень быстро набрала популярность.

Изначальная мистическая сторона христианства сохранилась в гностических учениях, которые были связующим звеном между ранним христианством и более древними Мистериями. Но гностицизм вскоре был объявлен ересью и церковь приложила огромные усилия к его истреблению. Были уничтожены практически все документальные свидетельства, и только в 1945 году в Египте были обнаружены гностические тексты, открывающие эзотерический взгляд на христианское учение.

В других мировых религиях тоже наблюдается подобная ситуация. Буддизм и индуизм — это такие же социально-государственные институты, как и христианство. Но, в отличие от последнего, в восточных религиях практическая сторона достижения просветленного состояния не была отвергнута, а выделилась в самостоятельные эзотерические учения — Дзэн и Адвайту. Христианство же окончательно превратилось в экзотерическую профанскую систему верований.

Христианство в руках государства

С четвертого века нашей эры начинается история христианства, как полноценной религии. Римский император Константин признал христианство на равне с прочими распространенными на тот момент религиями. Сам он, однако, практически до самой смерти оставался язычником и, по некоторым сведениям, вел образ жизни не достойный даже императора, не то что христианина.

К концу того же века император Феодосий I окончательно установил за христианством статус государственной религии Рима. А еще чуть позже язычество было официально запрещено, и началась история массового и насильного обращения язычников в новую религию.

Совершенно очевидно то, что государственную поддержку христианство получило не за свою истинность и не за то, что римские императоры нашли в нем созвучия своим духовным исканиям. С самого начала это был вопрос социально-политический.

Массами нужно было управлять, а христианство для этого подходило как нельзя лучше. К тому же, оно уже получило широкое народное признание. Государству оставалось лишь взять бразды правления в свои руки и пустить колесницу в нужном направлении. Плюсом христианства также было и то, что оно подразумевало четкую иерархию, позволяющую держать весь религиозный институт под четким контролем.

Еще нужно сказать о происхождении Библии — основного документа христианской религии. Ко временам Константина Библия уже приняла известную нам форму из двух заветов, и Константин посодействовал укреплению и распространению канонического христианского учения, приказав изготовить 50 экземпляров Библии.

Как и христианство, Библия возникла не одномоментно. Текст священного писания оформлялся в течение многих веков, но окончательную свою форму принял тоже где-то в третьем-четвертом веках нашей эры.

Библию никто не писал. Знакомая нам толстая книга — это сборник разрозненных рассказов, выстроенных в исторической и смысловой последовательности. Авторы этих преданий никому неизвестны — один рассказал, другой передал, третий записал. Но наибольшее влияние оказал последний — тот, кто включил этот рассказ в текст Завета.

Формирование канонического текста Библии происходило не по Божественному указу, а по воле конкретных живых людей, принимавших решение, что признать Божественной истиной, а что считать опасной ересью. Библия — результат сознательного и целенаправленного отбора таких текстов, которые были угодны зарождающейся церкви, и исключения тех, что ставили саму необходимость церкви под сомнение.

Библия, с назначенным ей статусом Божественной истины, окончательно поставила крест на идеалах и ценностях раннего христианства и завершила переход от непосредственного знания Бога, к вере в него.

Рабская психология

Помните басню про лису и зеленый виноград? Она очень хорошо иллюстрирует формирование и природу христианских ценностей. Это известный психологический эффект, который встречается на каждом шагу, — когда человек не может получить желаемое, он оказывается перед выбором — признать свою несостоятельнось или совершить интеллектуальный кульбит и желаемое полностью обесценить. А поскольку смотреть правде в глаза очень неприятно, всегда проще назвать виноград зеленым.

[Христианская проповедь] — целая методика, настоящая школа совращения в веру: принципиальное презрение и унижение тех сфер, из которых могло бы прийти сопротивление (разума, философии и мудрости, сомнения и осторожности); беззастенчивое самовосхваление и превознесение учения при постоянном напоминании, что оно дано нам самим Богом… что в нем ничего нельзя критиковать, но должно все принимать на веру… и принимать должно не как-нибудь, а в состоянии глубочайшего смирения и благодарности…

Ницше

Другими словами, христианство стало для масс средством психологической защиты перед лицом собственной ничтожности. Когда человек не может опереться на себя и свое собственное мнение, он вынужден придумывать искусственные правила и следовать им. Вот основа христианской черно-белой морали — ее задача поставить в стойло тех, кто не способен к самоопределению.

Так вот, христианство — это и есть рабский кодекс. Оно может упорядочить существование общины, не причиняя особого психологического вреда, но при одном условии — если это община слабых инфантильных душ, которые без Закона впадают в беззаконие.

Они [евреи] извратили ценности, изобретя моральные идеалы, которые — до тех пор, пока в них верят, — превращают их немощь в мощь, а их ничтожество — в ценность.

Карл Ясперс

Для слабой души христианство привлекательно с двух сторон. Во-первых, вопреки собственным установлениям, оно тешит гордыню, создавая чувство сопричастности с миром божественного — этакая ярмарочная духовность. Во-вторых, недостижимый для раба мир материальных ценностей, христианство провозглашает порочным и грешным — обесценивает его.

Если всех вокруг низвести до своего уровня, то можно стать сильным среди слабых, — вот цель и логика христианской социальной морали.

Десять заповедей
и христианская мораль

Дошедшие до нас заповеди прошли через целую мясорубку искажающих факторов. Во-первых, сама природа слов такова, что никакое глубинное прозрение они выразить не могут. Во-вторых, пересказы, переводы и пере-переводы — механизм сломанного телефона, когда рассказчик расставляет акценты, как ему заблагорассудится, мало чего оставляет от исходной информации. В-третьих, политический фактор — в окончательном тексте Библии заповеди были сформулированы так, чтобы выдерживать общую социально-политическую линию новой религии.

Посмотрите, по меньшей мере половина заповедей — это чисто социальные установки. Правила комфортного сожительства в общине. А другая половина — отстаивание интересов самой религии и игра на поддержании существующих традиций.

Если копать глубоко, то можно догадаться, об эзотерической основе отдельных заповедей, но ведь мало кто это делает. Обычно, заповеди понимаются в лоб, буквально. Более продвинутые верующие идут дальше и понимают заповеди шире, но и это тоже ничего не меняет. Суть остается та же: заповеди — это смазка для социальной машины, а не инструмент спасения души.

Кстати, интересный момент. Заповеди — это система запретов. Они не говорят, что делать, а только то, чего не делать. Это родительский наказ, оставленный детям, которые, иначе, перевернут все вверх дном. Такие запреты нужны, когда к людям нет доверия, — и это снова возвращает нас к старой логике — раб, оставленный без присмотра, начинает бесчинствовать. Поэтому и нужна дубинка из заповедей и Божьего гнева, которая бы всегда висела на видном месте.

Так формируется и укрепляется основной инструмент социального давления — совесть. Только христианство идет дальше обычной психологии. Совесть — говорит оно, — требует ответа не перед собой, не перед родителями, а перед Богом. Но подразумевается при этом не Самость, что было бы вполне разумно. Христианство требует соблюдения тех заветов, которые сочло важными по собственному произволу.

Чувство вины и конфликт совести — вот подарок христианства человечеству.

Здесь тоже срабатывает хорошо известная ловушка. Если долго наблюдать за просветленным человеком, то можно выследить какие-то характерные модели реагирования. Например, можно подметить, что он не хочет никого убить, что он не стремится прелюбодействовать, не крадет, не завидует, не врет… — в общем, ведет праведный образ жизни.

Тогда можно сделать вывод, что дело, как раз в соблюдении этих простых правил. Не убивай, не ври, не кради — и все будет хорошо, ты станешь таким же духовным и счастливым. Но это будет очень большой ошибкой, потому что причины и следствия здесь перепутаны местами.

На первом месте всегда стоит уровень духовного развития — именно он формирует поведение. Провернуть этот механизм в обратном направлении невозможно. Сколько из себя не изображай просветленного, духовности от этого не прибавится, а скорее даже убудет.

Просветленный человек выглядит праведником не потому, что ему хватает твердости и силы воли следовать всем мыслимым заповедям. А грешник не становится менее грешником от того, что, стиснув зубы, не позволяет себе нарушить установленный закон.

Настоящий праведник живет вообще без правил — у него больше нет той мотивации, которая порождает греховные поступки, поэтому он и выглядит праведником. Но вместе с тем, он может совершать и такие действия, которые совершенно не согласуются с христианскими заповедями, и это все равно не будет для него грехом, потому что за каждым его поступком стоит сам Бог (Самость).

Вердикт

Критиковать христианство в общем-то легко, однако же нельзя его недооценивать. Проблемы, описанные здесь, возникают по большей части из-за того, что основную массу верующих составляют профаны — люди, понимающие все слишком буквально и ищущие в религии ответы на вопросы, которые следовало бы задать себе.

Духовный рост во все времена требовал огромного мужества и непомерных усилий, которые мало кому по зубам. Чтобы по-настоящему сделать шаг в направлении духовности, нужно в некотором смысле сойти с ума — многие ли к этому готовы? Но очень многие хотят к духовности приобщиться…

Несмотря на то, что христианство мы знаем только в очень искаженной форме, в нем все-таки можно еще разглядеть следы той вечной мудрости, которую открывали посвященным в древних Мистериях.

Классический миф о рождении героя, представленный в христианской традиции в тех же символах и образах, как и во многих других культурах и религиях, учит пробуждению души ото сна. Жизненный путь Иисуса, так красочно описанный в Библии, — это символическое отражение той битвы между светом и тьмой, которая идет в каждом из нас.

Христианство же больше всего опасно своей безаппеляционностью и подчиненностью интересам социума. Как ни крути, а просветление и общественные ценности всегда находились и будут находиться по разные стороны баррикад. Современное христианство в этом конфликте интересов изменяет своему предназначению и выбирает сторону общества — оно предает себя и тех людей, которые ему доверились.

Христианство больше не ведет людей к их спасению, оно слишком занято спасением себя.

Пандемия заставила большинство государств мира пересмотреть привычный взгляд на социальное взаимодействие и проведение массовых мероприятий. Эта ситуация повлияла и на религиозную сферу. Поэтому актуально рассмотреть влияние коронавируса на религию и веру. Эта проблема затрагивает ряд вопросов социального, философского и теологического характера.

Отношения властей и религиозных учреждений

Государственная власть, вводя карантинные ограничения, вступила в противоречие с религиозными учреждениями. Так, запрет на массовые собрания и мероприятия предполагал отказ от богослужений. Между тем, религиозные учреждения разделились по реакции на введенные карантинные мероприятия: поддержка сочеталась с нейтральностью и призывами к игнорированию властных предписаний.

Влияние коронавируса на религию

Реализация гарантированных Конституцией и Декларацией прав человека духовно-религиозных прав и свобод была поставлена под вопрос.

В связи с этим, исследователи озадачились определением влияния коронавирусной пандемии на религиозную сферу и духовно-религиозное бытие. Так, пандемия вызвала необходимость решить следующие задачи:

Пандемия COVID-19 поставила общество перед необходимостью переосмысления прежних установок социально-культурной и религиозно-духовной жизни. В поле религии пандемия и последствия карантина повлияли в частности на функционирование религиозных институтов. Биологическая власть, о которой писал французский философ Мишель Фуко, способствовала запрету проведения массовых мероприятий. Так, под ограничение подпало празднование Пасхи, Вербного воскресенья и т. д. Следовательно, уместно заметить, что коронавирусная пандемия и религиозная сфера оказались в конфликте.

Во-первых, государство, накладывая ограничения на посещение религиозных учреждений, нивелировало значимость религиозного ритуала. Обряд религии и веры заменили на эпидемический ритуал. Во-вторых, в обществе возник вопрос, сможет ли религия противостоять инфекции. Тем самым власти поставили авторитет религии и религиозных деятелей под сомнение. В-третьих, уместно отметить, что в конфликт вступили не только религия и пандемия. В процессе конфронтации оказались религиозная деятельность, конституционное право человека на свободу вероисповедания, передвижения и карантин. С другой стороны, религиозная сфера нашла точку пересечения между реализацией своей деятельности и ситуацией карантинно-пандемических ограничений. Об этом пространно пишут иностранные источники. Это комплекс мер:

  • помощь в распространении медицинских препаратов;
  • содействие государственной власти в проведении эпидемических мероприятий;
  • пропаганда эпидемической безопасности (в том числе пересмотр правил обращения в храме);
  • волонтерская деятельность (закупка медицинских препаратов).

Как церкви отреагировали на пандемию?

Однако не все церкви и конфессии согласились на поддержку ограничений. Некоторые церкви выступили на позиции корона-нигилизма, призывая игнорировать ограничения. Американский Совет по международным отношениям активно обсуждал эту ситуацию. Эксперты отмечали опасность распространения предрассудков и предубеждений, связанных с коронавирусной пандемией. Настроения паники показали, что рациональные элементы замещаются не столько чисто иррациональными элементами, сколько архаичными.

В Украине достаточно высокая степень доверия к церкви как религиозному институту. Поэтому позиция церкви (по поводу карантина, пандемии, информационной гигиены и безопасности), безусловно, учитывается.

С начала объявления Всемирной организацией здравоохранения пандемии эта проблема стала центральной в исследованиях. О влиянии пандемии и карантина на религиозную сферу уже было опубликовано достаточно много материалов. В частности, на английском языке. Исследователи солидарны в одном – амбивалентной ситуации, в которой оказалась религия во время пандемии.

Проблема религиозной безопасности во время пандемии

Религия может быть бальзамом или риском. Этот контекст предполагает внимание к проблеме религиозной безопасности. Следовательно, исследователи соглашаются в одном вопросе. Этот вопрос касается возможности религии и религиозных институтов обеспечить защищенность жизненно важных интересов во время пандемии. Это интересы как личности, так и общества и государств в целом. Лидеры христианства, иудаизма и ислама поддерживают усилия правительства по контролю над коронавирусом.

Влияние коронавируса на религию


Кроме того, и сейчас ведутся дискуссии о том, как три мировые религии могут сотрудничать по благотворительным инициативам. Глобальная пандемия COVID-19 требует немедленной стратегии для всего общества, чтобы предотвратить передачу вируса. Эксперты подчеркивают, что следует учитывать контекст глобализации и многоконфессиональности. Во время неопределенности, религиозные лидеры обратились к своим религиозным текстам и теологии. Цель – найти ответы для общества и поощрить людей к безопасным практикам в поле культа.

Влияние карантина на национальную безопасность

Религиозная безопасность связывается с предупреждением ценностной маргинализации. Пандемия коронавируса актуализировала проблему национальной безопасности государства. В это понятие входит и безопасность в сфере религии. Объектами религиозной составляющей национальной безопасности государства выступают люди. Это общество с его духовно-религиозными правами и свободами, религиозные учреждения и взаимоотношения между людьми, а также само государство.
Следующий вопрос – факторы национальной безопасности. Следует выделить несколько ключевых факторов:

  • внутренняя религиозная стабильность (согласие между церквями и конфессиями внутри государства, их способность к решению религиозных конфликтов максимально мирным и ненасильственным путем);
  • внешняя религиозная стабильность (связанная с международным авторитетом государства и механизмами поддержки этого авторитета);
  • возможность удовлетворения религиозных потребностей, реализовать права и свободы в сфере религии;
  • наличие комплексной стратегии социально-культурного, политического и духовного развития государства.

Новые диссиденты: феномен отрицания пандемии

В данном контексте внутренняя религиозная стабильность государства и реализация духовно-религиозных прав и свобод людей оказалась под риском. Эксперты отмечают негативное воздействие карантинных мероприятий на эту сферу человеческой жизни.

Влияние коронавируса на религию

В ситуации пандемии COVID-19 четко прослеживается конфликт между Православной церковью Украины (ПЦУ) и Украинской православной церковью Московского патриархата (УПЦ МП). Первая выступила на центристских позициях поддержки мероприятий, внедряемых государством по борьбе с коронавирусной инфекцией. Вторая, наоборот, выступила на так называемой позиции корона-нигилизма или корона-диссидентства.

2020-й год запомнится людям не только пандемией. Мировые СМИ, описывая влияние коронавируса и карантина на экономику и работу, применили неоднозначную риторику. О чем идет речь, можно узнать, ознакомившись с публикацией “Влияние коронавируса и карантина на экономику и работу”.

Религиозные учреждения оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения. Религия – источник ценностных ориентаций в социально-культурном пространстве. Уместно подчеркнуть, что конфликт между религиозными учреждениями является угрозой для консолидации населения на территории страны. Сама же пандемия и карантинные мероприятия формируют новую модель религиозно-церковного и духовного бытия.

Цифровизация религиозной сферы

Исследователи констатируют переход реализации религиозной деятельности к цифровому (онлайновому) формату. Между тем, с точки зрения эпидемиологической безопасности, эти меры являются формально оправданными. Но, с точки зрения религиозно-духовной безопасности, эти меры негативно сказываются на социальной консолидации. Так, ограничения способствуют:

  • вспышкам насилия и недоразумения;
  • разобщенности;
  • экзистенциальной отчужденности;
  • росту психологического напряжения, которое выливается в посттравматический синдром.

Следовательно, данная проблема требует детального рассмотрения с целью выработки дальнейших стратегий предупреждения негативных последствий пандемии и карантина. Специалисты уделяют повышенное внимание взаимодействию эпидемических мер, социально-культурной и религиозно-духовной жизни.

Кризис веры

Пандемия – вызов для верующих людей. Религия и вера – не тождественные понятия. Вера касается возможности человека принимать постулаты (истины) без доказательств. Религия же – это правила, обряды, ритуалы, догматика и т. д. Закрытие храмов, болезни священнослужителей заставили людей задуматься. Вера оказалась под вопросом: как Бог позволил подобной беде случиться? Логично вспомнить проблему добра и зла. Чтобы оправдать присутствие зла в мире, религия предложила верующим людям понятие теодицеи. Впервые это понятие употребил Лейбниц в XVIII-м веке. Теодицея – ряд аргументов, оправдывающих зло в мире, сотворенном добрым Богом. Пандемия – безусловное зло.

Второй аспект этой проблемы – вопрос, почему вера не бережет людей от болезни. Впрочем, парадоксальным образом человек сохраняет непоколебимую уверенность в силе Бога. Так, в России (например, в Воронеже) устраивались крестные ходы, освящение больниц и госпиталей. Католичество предложило прихожанам онлайновые богослужения. Празднование Пасхи проходило в цифровом формате. Православная церковь не отрекается от массовых богослужений. Вероятно, причина кроется в нежелании посеять в сердце человека сомнение в силе веры.

Читайте также: