Сенсорные карточки для дидактического пособия для детей с нарушением зрения для чего они нужны

Обновлено: 25.06.2024

О методике Монтессори я узнала уже в сознательном возрасте. Даже в педагогическом институте, где я училась, о ней никогда не упоминали. Настоящим откровением стали принципы, которые использовались в процессе воспитания детей с самого раннего возраста, но больше всего поразило то, что интуитивно я делала то же самое, когда занималась с младшим братом, племянником, а затем и с собственными детьми. Видимо, Мария Монтессори сумела разглядеть и сформулировать самые важные и естественные моменты в развитии ребенка.

Поскольку я всегда любила мастерить поделки, возможность изготавливать пособия для детей стала настоящим хобби. Мы использовали в повседневной жизни все, что было возможно. В ход пошли кофейные зерна, наклеенные на картон, пуговицы и кусочки бархата. За время работы у меня накопилось множество отходов цветной бумаги, бусин, пуговиц и природного материала. Все это пригодилось.

Вот что интересно: делая что-то для малышей, я сама раскрывалась творчески, это помогало снимать напряжение от бытовых трудностей (двое малышей в семье – та еще нагрузка) и мысли тоже становились чище. Когда обдумываешь очередную серию карточек или вкладышей, на депрессию времени не остается. Вот так, еще больше загрузив себя, я поняла, что не только жизнь детей приходит в порядок, но и моя тоже.

Итальянский педагог и детский психолог Мария Монтессори почти 100 лет назад разработала и применила на практике свою теорию разностороннего развития детей, популярность которой не ослабевает. Школа Монтессори применяет различные дидактические материалы, многие из них можно сделать своими руками.

Краткая суть методики Монтессори

Ключ к процессу развития — свобода. Педагоги и родители должны всячески содействовать самостоятельности ребенка. Занятия проходят в специально подготовленном помещении, разделенном на 5 зон (жизненной практики, сенсорного развития, математики, языка и творчества), каждая из которых оснащена своими материалами. Ребенок выбирает то, что ему больше всего нравится, работает в своем темпе и в любое время может менять занятие. А задача взрослых — заинтересовать его, не указывая и не критикуя, помогая, только когда он сам об этом попросит.

В результате дети ведут себя непринужденно, без напряжения. Они учатся сами принимать решения. Специальные материалы — игрушки по системе Монтессори, которые дают детям в строгой последовательности, развивают моторику рук, любознательность и обучают:

  • сравнивать;
  • рассуждать;
  • анализировать;
  • распознавать.

Игрушки Монтессори по развитию речи

Занятия в зоне языка способствуют:

  • расширению словарного запаса;
  • знакомству с печатными и письменными буквами;
  • подготовке руки к письму;
  • составлению слов.

Тактильные дощечки

Ребенок прикасается к ним с закрытыми глазами и рассказывает, что он чувствует. Можно предложить ему ощупать 3-4 дощечки, запомнить их порядок, а после того, как вы поменяете их местами, этот порядок восстановить. Потом он трогает дощечку, открыв глаза.

Ребенок ощупывает дощечки не только пальцами, а всей ладонью, поэтому лучше, чтобы они были размером с его ладошку — 5х10 см.

тактильные дощечки монтессори

На оклеенных гладкой цветной бумагой кусочках картона размещают:

  • мех;
  • вельвет;
  • вату;
  • бархат;
  • наждачную бумагу;
  • пуговицу;
  • шнурок;
  • спички;
  • фольгу;
  • полиэтилен;
  • семечки;
  • крупинки перловки или риса;
  • фрагмент расчески.

Буквы из проволоки

Малышам интересно брать такие буквы в руки, составлять слоги из них, а дети постарше могут участвовать в их изготовлении. Делают их так:

  1. На бумаге рисуют заглавную букву нужного размера.
  2. Буква изгибается из тонкой проволоки по рисунку. Отрезают проволоку пассатижами.
  3. Края и места стыка деталей загибают, чтобы ребенок не поранился.

Буквы из проволоки

Рельефные буквы и цифры

  • шаблоны знаков приклеивают на плотный картон и вырезают;
  • на контур наносят слой клея, посыпают крупой (например манкой);
  • после высыхания закрепить рельеф еще одним слоем клея.

Условия работы с тактильными дощечками

Работа проводится индивидуально.

Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания, есть возможность его дифференцировать с учётом психофизического развития ребёнка.

Поверхность дощечек должна быть различной на ощупь, сверху они оклеены соответствующим материалом, снизу имеют порядковый номер от 1 до 10.

Дощечки должны быть прочные, эстетичные, безопасные; размер дощечек — 6×12 см, чтобы дети обследовали их не только подушечками пальцев, но и всей ладошкой. Располагать их можно в горизонтальном и вертикальном положении.

Перед работой с тактильными дощечками желательно сделать ребёнку массаж пальцев и кистей рук (1-2 мин).

Начинать работу надо с трёх первых дощечек, постоянно увеличивая их количество до 10. При успешном выполнении заданий с десятью дощечками их количество можно увеличить в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Если ребёнку сложно выполнять задания с закрытыми глазами, педагог использует экран (30х40 см), который удерживает на уровне груди ребёнка, чтобы исключить возможность подсматривания. К каждой тактильной дощечке необходимо подобрать набор предметных картинок. На нашем пункте коррекционно-педагогической помощи имеются следующие предметные картинки:

№ дощечекПокрытие дощечекНаборы предметных картинок
№ 1Поверхность оклеена натуральным или искусственным мехомКошка, лиса, шуба, меховая шапка, ковёр, мягкая игрушка, окутанное инеем дерево
№ 2Поверхность оклеена наждачной бумагойДорога, песок, тёрка, кирпичи, кактус, роза, ржавая труба, репейник
№ 3Ворсистая фланель (байка)Фетровая шляпа, одуванчик, вата, лист герани, персик, абрикос, маленький ребёнок
№ 4Застывшие капли воска со свечиОблака, сосулька, капли мёда, пуговицы, камешки, мозаика, лужа, клякса
№ 5Тонкая верёвка или толстый шнурокДорога, река, змея, червяк, скакалка, горы, верблюд, волны
№ 6Очищенные от серы спичкиЗабор, дерево, пила, мостик, плот, лестница, костёр
№ 7Поломанные спички (без серы)Хворост, кочки на болоте, вермишель, костёр, солома, бусы, кубики, снежинки
№ 8Поверхность абсолютно гладкая (целлофан, клеёнка, фольга)Зеркало, каток, арбуз, утюг, стол, вода, стекло, диск, паркет
№ 9Бархатная ткань (бархатная бумага)Трава, кисточки, верба, косы (волосы), полотенце, платье, лепестки розы
№ 10Рубчатая ткань (вельвет)Щётка, ребристая доска, карандаши, ручейки, рельсы, струнный инструмент, грядки, макароны

Задание 1

развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности; учить обследовать дощечку подушечками пальцев и всей ладошкой; обогащать словарный запас качественными прилагательными; закрепить цифровой ряд первого десятка; развивать внимание, способность работать не спеша, сосредоточенно.

  • Рассмотреть и ощупать первые три дощечки. Охарактеризовать их свойства (мягкая, пушистая, тёплая, жёсткая, шершавая, холодная, ворсистая и т.д.).
  • Перевернуть дощечки и назвать их номера. Запомнить соответствие порядкового номера и поверхности дощечек.
  • Закрыть руки ребёнка экраном (на уровне груди). Перемешать дощечки. Ребёнок ощупывает дощечки и располагает их по порядку номеров. Экран убирают, педагог анализирует действия ребёнка. Задание выполняется со всеми дощечками, постепенно увеличивая их количество до 10.

Задание 2

продолжать развивать тактильные ощущения, совершенствовать запоминание; развивать внимание, терпение, творческое воображение; поддерживать интерес к действиям с дощечками; учить детей анализировать, сравнивать, логически согласовывать дощечку и картинку; обогащать словарный запас существительными разного рода и числа; учить согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, падеже; создавать эмоциональное настроение.

  • По количеству дощечек предлагаются предметные картинки (по одной из соответствующего набора). Ощупывая дощечку, глядя на предмет­ные картинки, используя воображение и фантазию, ребёнок подбирает подходящую картинку, объясняет, почему именно эту. Например, дощечки № 1, № 2, № 3, № 4, № 5. Картинки: шуба, тёрка, персик, облака, змея.
  • Верхний ряд — подобранные ребёнком картинки. Нижний ряд — дощечки по порядку номеров. Ощупать дощечку (без экрана), согласовав прилагательное с существительным, назвать картинку. Запомнить картинку. Ощупать следующую и т.д.
  • Предметные картинки закрыть чистыми листками бумаги. Ребёнок ощупывает дощечку и по памяти называет картинку. Названную картинку необходимо открыть и сверить с правильным (неправильным) ответом. Задание проводится как без экрана, так и с экраном.
  • Дощечки остаются те же, а картинки заменяются новыми из соответствующего набора. Это даёт возможность к каждой дощечке подбирать разные существительные с помощью подходящих предметных картинок.
  • Количество предметных картинок увеличивается до 3-5 из каждого набора, одновременно на столе до 30-40 картинок. Ребёнок должен из их общего количества выбрать необходимые к соответствующей дощечке, выстроить в ряд по вертикали над каждой дощечкой. Объяснить свой выбор, ответить на вопросы учителя-дефектолога. Вопросы нужно задавать так, чтобы ребёнок мог использовать различные грамматические формы словосочетаний.

Задание 3

продолжить развивать тактильную память, логику в действиях; развивать воображение, запоминание и последующее воспроизведение; учить сравнивать, анализировать, обобщать, фантазировать; совершенствовать речевую активность.

  • Верхний ряд — предметные картинки, нижний — соответствующие дощечки. Ребёнок подбирает их самостоятельно. Обсуждает с педагогом выполненное задание.
  • Руки ребёнка закрывают экраном, учитель-дефектолог перемешивает дощечки. Глядя на картинки и ощупывая дощечки, ребёнок расставляет их по порядку номеров. Экран убирают и проверяют правильность выполнения задания. Количество дощечек зависит от индивидуальных возможностей ребёнка.
  • Работа без экрана. Ребёнок закрывает глаза. Предметные картинки накрывают, две из них меняют местами. Одновременно меняются местами соответствующие дощечки. Ребёнок открывает глаза и по нарушенному порядку дощечек определяет (называет), какие картинки поменяли местами. Картинки открывают и сверяют с правильным (неправильным) ответом.
  • Аналогичное задание, но с экраном. Нарушенный порядок дощечек ребёнок определяет на ощупь, затем называет картинки, которые поменяли местами.

Задание 4

совершенствовать все виды памяти; стимулировать внимание, сосредоточенность в работе; развивать фантазию, творческое воображение; активизировать речевую активность детей; учить составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы; поддерживать у детей уверенность, положительный эмоциональный фон.

  • Ощупывая дощечку, привлекая творческое воображение и фантазию, ребёнок подбирает сначала как можно больше существительных, затем — как можно больше прилагательных.

Например: дощечка № 1, существительные — кошка, кот, лиса, белочка, медведь, шуба, пух, мех, ковёр, одеяло, плед, шапка. Прилагательные — пушистый (ая, ое), мягкий (ая, ое), лёгкий, тёплый, нежный, приятный, красивый, пышный, замечательный, прекрасный.

  • Ощупывая дощечку, привлекая творческое воображение и фантазию, ребёнок называет одно существительное и как можно больше прилагательных к нему.

Например: дощечка № 2, первое существительное — дорога. Прилагательные — широкая, узкая, ровная, извилистая, безлюдная, ожив­лённая, длинная, короткая, песчаная, утомительная, трудная, бетонная. Второе существительное — песок. Прилагательные — мелкий, крупный, сыпучий, жёлтый, сухой, влажный, тёплый, холодный, чистый и т.д.

Автор: Колпакова Елена Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №10 "Серебряное копытце"
Населённый пункт: г.Алушта,Крым
Наименование материала: учебно-методическое пособие
Тема: "Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование

МДОУ №10 г. Алушта

Нетрадиционные дидактические игры для

детей с нарушением зрения.

Воспитатель группы компенсирующего типа:

Колпакова Елена Васильевна

Одним из самых эффективных средств развития способов зрительной

ориентации считается дидактическая игра, т. к. её основным элементом

является обучающая задача.

Благодаря занимательности игровых действий,

дидактические игры активно способствуют овладению знаниями, т. к. в

увлекательной форме усиливается познавательный потенциал слабовидящего

ребёнка. Именно в дидактической игре ребёнок с нарушением зрения имеет

возможность накопить необходимый для него опыт полисенсорного развития.

Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей,

выступая своеобразной формой учебной деятельности. В ходе игры дети

незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия

поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в

усвоении учебного материала

Комплексный подход в организации игровых упражнений предусматривает

формирование полисенсорной основы восприятия предметов. Это особенно

важно в работе с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как у

них из-за недостаточности зрительной информации могут создаваться

неполноценные представления. Частично компенсировать дефект зрения

может развитие тактильной чувствительности. Поэтому важно давать детям

задания для развития осязательного восприятия, развивать умение

Нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций затрудняет

восприятие признаков, свойств, местоположения предметов окружающего

пространства. Знания детей с косоглазием и амблиопией о предметном мире

носят частичный, неполный и фрагментарный характер. У них наблюдается

снижение способности к интегрированию признаков, использованию в

сенсорно - перцептивном процессе умений и навыков сравнения, анализа,

синтеза, классификации. Поэтому игровые упражнения для детей младшего

дошкольного возраста направлены не только на развитие памяти, но и на

формирование предметных представлений, развитие ориентировки в

пространстве, двигательных навыков.

Дидактические игры на развитие слухового восприятия.

Задача: развитие слухового внимания.

Описание игры: Дети стоят в кругу, один ребёнок в центре. Идут по кругу и

говорят…(имя ребёнка, который стоит в центре круга),

Ты стоишь в кругу,

Быстро глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Ребёнок отгадывает называвшего его, и тот становится на его место в центре

круга. Игра повторяется.

Цель: Поддерживать желание детей воспроизведению услышанного.

Содержание игры: Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза (спят).

Ведущий называет первому участнику какое-либо слово или фразу. Первый

до последнего участника игры. После этого ведущий спрашивает всех

участников, начиная с последнего и кончая первым, о том, какое слово он

Дидактические игры на развитие осязания и развития

мелкой моторики.

Цель: развитие навыков осязательного восприятия, снятие напряженности

мышц кистей пальцев рук (самомассаж рук)

Игра представляет собой прозрачную большую емкость – банку с цветными

шариками – пульками и предметами – игрушками. Условия игры – найти в

Можно использовать крупы: гречку, манку, рис и т.д.

Совместное использование слабого зрения и осязания даёт значительно

лучшие результаты при знакомстве с предметом. Дети лучше воспринимают

форму, точнее оценивают размеры, фактуру, температурные признаки.

Игры на развитие осязания оказывают положительное воздействие на кору

головного мозга и тем самым позволяют ослабить зависимость становления

зрительных функций от зрительного дефекта.

Таким образом, можно считать, что осязание является одним из важнейших

средств компенсации нарушенного зрения и помогает ребёнку с нарушением

зрения лучше узнать признаки и свойства окружающего мира.

1. Содействовать осязательному обследованию, узнаванию и называнию

плоскостных и объёмных предметов .

2. Стимулировать желание группировать предметы.

3. Способствовать нахождению идентичных показателей.

Содержание игр: Педагог показывает детям предмет (геометрическую

фигуру, овощ, фрукт и т.д.). Дети рассматривают и называют данную

Упражнять в запоминании фигур на ощупь.

Осуществлять выбор фигур по памяти.

Материал: магнитная доска, геометрические фигуры.

Содержание: Детям выдаются магнитные доски, на которых в ряд

расположены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Педагог предлагает обследовать и запомнить фигуры, затем убирает

одну из них. После повторного обследования дети называют

недостающую фигуру. Вариант: педагог добавляет одну фигуру и

предлагает детям определить, что изменилось.

Цель: Способствовать развитию умения составлять сериационные

ряды в ритмически заданной последовательности зрительно-

осязательным осязательно-зрительным способами.

Описание: Педагог предлагает детям карточку с наклеенными

геометрическими фигурами (круг – квадрат – круг - квадрат). Дети

стараются воспроизвести его на ощупь. И наоборот – сначала в

2.Учить выбирать высокие/низкие предметы из группы разных по

Описание: У детей по две ёлочки разной высоты. По словесной

инструкции педагога дети выбирают ёлочку нужной высоты и словесно

обозначают её величину.

Задачи: 1. Развивать умение сравнивать предметы по величине

2.Закреплять знания о величине в памяти.

Содержание: Педагог предлагает детям обследовать в тёмных очках

две матрёшки (два мяча) разного размера и сравнить их по величине.

Задача: развивать зрительное восприятие, внимание, наглядно-

образное мышление, речь.

Содержание: С помощью считалки выбирается водящий –

называя предмет, описывает его и рассказывает, для чего он может

Задачи: 1. Развитие тонкой моторики, глазомера тактильных

2. Развитие наглядно-образного мышления, умения установить

закономерности на зрительно воспринимаемом материале.

3. Расширение пространственных представлений (справа налево, слева

направо, сверху вниз, снизу вверх).

Содержание: Ребёнку предлагается сплести узор, как на образце, затем

по инструкции, далее – самостоятельно.

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных

барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимание чувства

другого через прикосновение.

Содержание: Дети сидят напротив друг друга с закрытыми глазами на

расстоянии вытянутой руки.

Задания: - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки,

познакомьтесь одними руками. Постарайтесь узнать своего соседа.

- Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа. Ваши руки

ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки

мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Дидактические игры на развитие зрительно-моторной

координации.

Задачи: 1.Упражнять и стимулировать зрение детей, развивать

прослеживающие функции глаза.

2.Закреплять цветовосприятие через развитие зрительно-моторной

координации и зрительно-двигательной ориентации.

3.Расширять представления детей об окружающем мире.

4.Развивать слуховую память, воображение.

Материал: Зашумленные рисунки и цветные карандаши для каждого

ребёнка. Загадки о предметах, изображённых на рисунках.

Описание игры: Педагог загадывает детям загадки, просит детей отгадать,

но ответ вслух не произносить, а найти его на зашумленном рисунке и

обвести отгадку карандашом такого же цвета. Обводим отгадку по контуру,

не отрывая карандаш от линии и не выезжая за края.

Задачи: 1. Упражнять и стимулировать зрение детей, развивать

прослеживающие функции глаза.

3. Расширять представления детей об окружающем мире.

4. Развивать слуховую память, воображение.

ребёнка. Указка, карандаш для каждого ребёнка.

Описание игры: Перед нами карта леса. Под одной из ёлочек пираты

маршрут поиска клада. «Надо идти прямо вверх до дерева, потом надо

повернуть направо, дойти до цветка, после идти прямо вверх до ёлочки,

повернуть влево до колокольчика, затем вниз до дерева и повернуть вправо до

На печатной основе

На вертикальной поверхности

Цель: поддерживать желание понимать и соотносить пространственные

Описание игры: Ребёнку предлагается карточки: с узором из

геометрических фигур . Ребёнок заполняет карточки согласно образцу,

сопровождая свои действия речью. Затем педагог предлагает поиграть и

отгадать загаданную геометрическую фигуру: «Эта фигура сидит на верхней

строчке справа от треугольника (слева от круга), на нижней строчке между

овалом и квадратом и т.д.

Цель: развитие мелкой моторики, точности движения рук под контролем

глаз; активизация зрительных функций: фиксации взора. Игра представляет

собой цветные изображения животных или любые формы и бельевые

прищепки. Условие игры – прицепить прищепки, создавая гриву льву, ежику

Игры с прищепками – это хорошее упражнение для развития мелкой

моторики, которые являются и тактильным упражнением. Но его можно и

усложнить – прищепки подбирать по цвету. Дети могут соревноваться,

прикреплять прищепки на скорость, играть в одиночку и в коллективе. Если

кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это отразится

на формировании навыков письма.

Дидактические игры на развитие сенсомоторного

Цель: формировать знания детей о четырех основных цвета и их оттенках,

учить детей выделять цвета, развивать мелкую моторику пальцев,

усидчивость, внимание, речь, память.

Материал: коробочка с цветными косточками,3-4 тарелочки. Описание

игры: ребенку необходимо разложить по цвету в тарелочки косточки

Материал: коробка с кружками разного цвета, картинки - карточки (ёлочка,

грибок, бабочка, цветок, чашки большие и маленькие, и т.д. по желанию).

Описание игры: На карточки дети выкладывают кружки разного цвета. Во

время игры воспитатель проговаривает вместе с детьми о том, какие цвета на

карточке. Выкладывание кружков сопровождается стихотворениями:

Про гриб. Про бабочку

Тут и там цветные шляпки,

Не играют с вами в прятки. На лесной полянке чудо –

Вот стоят, ты только срежь-ка,

Вам попалась сыроежка. на цветочках бантики,

это бабочки расселись

как цветные фантики.

Что за чудо, чудо-ёлка

Все зелёные иголки,

В бусинках и шариках,

В жёлтеньких фонариках!

Игра – не только удовольствие и радость для ребёнка. Именно в игре у детей

Читайте также: