Правоприменение как форма реализации права киберленинка

Обновлено: 30.06.2024

Правоприменение - это решение конкретного дела, жизненного случая, определённой правовой ситуации; приложение правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам. В качестве наиболее типичного примера применения права можно указать на деятельность суда по рассмотрению дела и вынесению соответствующего решения.

Применение права от других форм его реализации отличает то обстоятельство, что здесь немыслимо бездействие (пассивное поведение, как при соблюдении норм). Право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью её осуществления. Правоприменение носит производный характер, поскольку цель его состоит в обеспечении реализации права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других, отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность.

Наконец, правоприменение - это властная деятельность. И если некоторые действия граждан (дарение автомобиля, обращение с иском в суд и т.д.) и напоминают акты правоприменения, то признака государственной властности им явно недостает. Поэтому в основном уделом граждан является соблюдение правовых норм, использование принадлежащих им прав и исполнение возложенных на них обязанностей.

Правоприменение - организующая деятельность, направляющая развитие отношений между людьми и их объединениями в русло закона.

Применением закона и других правовых норм занимаются компетентные государственные органы и должностные лица. Причём они осуществляют эту деятельность строго в рамках предоставленных им полномочий.

Таким образом, деятельность государственных органов не заканчивается определением дозволенного и запретного в нормативных актах. Обычно государство оставляет за собой право вновь подключиться к правовому регулированию общественных отношений, но уже не в общей (абстрактной) форме, а на уровне конкретных отношений, реальных дел и жизненных ситуаций. Адресаты правовых норм не могут тогда реализовать свои предусмотренные законом права и обязанности без своего рода посредничества государственных органов. Нельзя, например, получить пенсию, очередное воинское звание или квартиру без решения компетентного органа, хотя и налицо все условия, предусмотренные законом. Другими словами, часть правовых норм реализуется только через правоприменение.

Отсюда применение права - это основанная на законе властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

Правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации права и закона только в следующих случаях: а) когда есть спор о наличии или мере субъективных прав и юридических обязанностей (в том числе при определении наказания за противоправное действие); б) при необходимости определить момент действия и факт прекращения чьих-либо прав или обязанностей; в) если надо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей. Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность - таковы задачи субъектов правоприменения.

Определённая последовательность совершения действий в ходе правоприменения даёт основание говорить о трёх его стадиях:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела;

Основанием для начала процесса применения правовых норм является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов (совокупности различных факторов). Это могут быть "главные факты" и факты, подтверждающие главные, но обязательно те и в том объёме, что требуются для нормального разрешения юридического дела. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе (например, при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде).

Часто сбор доказательств и предварительное установление фактов осуществляют одни лица (органы), а решение по делу выносят другие. Однако правоприменяющий орган в этом случае обязан убедиться в достаточности установленных фактов и их обоснованности. Ни прокурор, утверждающий обвинительное заключение, ни судья, который рассматривает уголовное дело, ни директор предприятия, издающий приказ о поощрении работника, не могут отнестись к своим обязанностям формально, слепо, полагаясь на представленные материалы.

Целью первой стадии правоприменительного процесса является установление объективной истины. Поэтому особое внимание законодательство уделяет доказыванию. Как правило закон предписывает, какие обстоятельства нуждаются в доказывании, а какие нет (общеизвестные, презумпции); какие факты доказываются строго определёнными средствами (например, экспертизой, письменными документами). Окончательная оценка доказательств всегда является делом правоприменителя.

Установление юридической основы дела предусматривает:

- нахождение нормы, подлежащей применению;

- проверку правильности текста того акта, в котором содержится искомая норма;

- проверку подлинности нормы и её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

- уяснение содержания нормы.

Все указанные действия объединены одной целью - обеспечить правильную квалификацию установленных фактов.

И первая, и вторая стадия применения права имеют целью вынести правильное, эффективное решение. Процедура его принятия и доведения до сведения адресатов (и для всеобщего сведения) составляет особую стадию.

Акты реализации права

Каждая форма реализации права воплощается в определенном результате. Об актах реализации права можно говорить и по отношению к процессу реализации, и по отношению к его результату. Отсюда условно можно выделить акты соблюдения, исполнения, использования и применения права. Формы их многообразны: одни совершаются в письменной форме, для других свойственны знаковые действия, для третьих - это просто ничем не примечательное правомерное поведение, выраженное в бездействии. Выделяют так называемые конклюдентные действия - действия лица, выражающие его волю что-то совершить но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.

Наибольшее внимание уделяется актам применения права. Здесь решение дела, как своеобразный интеллектуальный процесс выведения определённого заключения из соотнесения фактических обстоятельств и юридических норм, вызревает постепенно. Оно не ограничивается формальным подведением жизненных обстоятельств под общие условия нормы. Это творческая деятельность.

Правоприменительные акты занимают подчинённое положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права.

Правоприменительный акт - это государственно-властный индивидуально-компетентный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью установления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм.

Практическое значение имеет установление эффективности правоприменительного акта, что связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками.

Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели - и ближайшие, и отдалённые, и конечные - достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

Существуют материальные, социально-политические, идеологические, организационные и юридические средства обеспечения эффективности правовых актов.

┌───────┤ Виды актов применения норм права ├──────┐

│ │По субъектам правоприменения │ │По сфере действия ││

│ │- акты органов государственной власти, │ │- во времени, ││

├──┤- акты органов государственного │ │- в пространстве, ├┤

│ │управления, │ │- по кругу лиц ││

│ │- судебные акты и т.д. │ │ ││

│ │По отраслевой принадлежности применяемых│ │По наименованию ││

├──┤норм права │ │- приказы, ││

│ │- акты применения норм уголовного права,│ │- постановления, ││

│ │- административного и т.д. │ │- указания, ││

│ │По функциональному признаку │ │- предупреждения, ││

├──┤- правообеспечительные акты, │ │- предписания, ││

│ │По характеру содержащегося в них решения│ │По способу выражения - ││

│ │- обязывающие, запрещающие, │ │акты-документы, ││

Рис. 1. Виды актов применения норм права

Пробелы и коллизии в праве

1. Понятие и виды пробелов в позитивном праве

2. Установление пробелов

3. Устранение пробелов

4. Преодоление пробелов в праве в процессе применения права

5. Коллизии в праве: установление, устранение и преодоление в процессе применения права

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Правоприменение - это решение конкретного дела, жизненного случая, определённой правовой ситуации; приложение правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам. В качестве наиболее типичного примера применения права можно указать на деятельность суда по рассмотрению дела и вынесению соответствующего решения.

Применение права от других форм его реализации отличает то обстоятельство, что здесь немыслимо бездействие (пассивное поведение, как при соблюдении норм). Право на правоприменительную деятельность сливается с обязанностью её осуществления. Правоприменение носит производный характер, поскольку цель его состоит в обеспечении реализации права третьими лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исполнения и использования других, отсюда правоприменение - комплексная правореализующая деятельность.

Наконец, правоприменение - это властная деятельность. И если некоторые действия граждан (дарение автомобиля, обращение с иском в суд и т.д.) и напоминают акты правоприменения, то признака государственной властности им явно недостает. Поэтому в основном уделом граждан является соблюдение правовых норм, использование принадлежащих им прав и исполнение возложенных на них обязанностей.

Правоприменение - организующая деятельность, направляющая развитие отношений между людьми и их объединениями в русло закона.

Применением закона и других правовых норм занимаются компетентные государственные органы и должностные лица. Причём они осуществляют эту деятельность строго в рамках предоставленных им полномочий.

Таким образом, деятельность государственных органов не заканчивается определением дозволенного и запретного в нормативных актах. Обычно государство оставляет за собой право вновь подключиться к правовому регулированию общественных отношений, но уже не в общей (абстрактной) форме, а на уровне конкретных отношений, реальных дел и жизненных ситуаций. Адресаты правовых норм не могут тогда реализовать свои предусмотренные законом права и обязанности без своего рода посредничества государственных органов. Нельзя, например, получить пенсию, очередное воинское звание или квартиру без решения компетентного органа, хотя и налицо все условия, предусмотренные законом. Другими словами, часть правовых норм реализуется только через правоприменение.

Отсюда применение права - это основанная на законе властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.

Правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации права и закона только в следующих случаях: а) когда есть спор о наличии или мере субъективных прав и юридических обязанностей (в том числе при определении наказания за противоправное действие); б) при необходимости определить момент действия и факт прекращения чьих-либо прав или обязанностей; в) если надо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей. Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность - таковы задачи субъектов правоприменения.

Определённая последовательность совершения действий в ходе правоприменения даёт основание говорить о трёх его стадиях:

1) установление фактических обстоятельств дела;

2) установление юридической основы дела;

Основанием для начала процесса применения правовых норм является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов (совокупности различных факторов). Это могут быть "главные факты" и факты, подтверждающие главные, но обязательно те и в том объёме, что требуются для нормального разрешения юридического дела. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе (например, при производстве дознания, предварительного следствия и разбирательстве уголовного дела в суде).

Часто сбор доказательств и предварительное установление фактов осуществляют одни лица (органы), а решение по делу выносят другие. Однако правоприменяющий орган в этом случае обязан убедиться в достаточности установленных фактов и их обоснованности. Ни прокурор, утверждающий обвинительное заключение, ни судья, который рассматривает уголовное дело, ни директор предприятия, издающий приказ о поощрении работника, не могут отнестись к своим обязанностям формально, слепо, полагаясь на представленные материалы.

Целью первой стадии правоприменительного процесса является установление объективной истины. Поэтому особое внимание законодательство уделяет доказыванию. Как правило закон предписывает, какие обстоятельства нуждаются в доказывании, а какие нет (общеизвестные, презумпции); какие факты доказываются строго определёнными средствами (например, экспертизой, письменными документами). Окончательная оценка доказательств всегда является делом правоприменителя.

Установление юридической основы дела предусматривает:

- нахождение нормы, подлежащей применению;

- проверку правильности текста того акта, в котором содержится искомая норма;

- проверку подлинности нормы и её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

- уяснение содержания нормы.

Все указанные действия объединены одной целью - обеспечить правильную квалификацию установленных фактов.

И первая, и вторая стадия применения права имеют целью вынести правильное, эффективное решение. Процедура его принятия и доведения до сведения адресатов (и для всеобщего сведения) составляет особую стадию.

Акты реализации права

Каждая форма реализации права воплощается в определенном результате. Об актах реализации права можно говорить и по отношению к процессу реализации, и по отношению к его результату. Отсюда условно можно выделить акты соблюдения, исполнения, использования и применения права. Формы их многообразны: одни совершаются в письменной форме, для других свойственны знаковые действия, для третьих - это просто ничем не примечательное правомерное поведение, выраженное в бездействии. Выделяют так называемые конклюдентные действия - действия лица, выражающие его волю что-то совершить но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.

Наибольшее внимание уделяется актам применения права. Здесь решение дела, как своеобразный интеллектуальный процесс выведения определённого заключения из соотнесения фактических обстоятельств и юридических норм, вызревает постепенно. Оно не ограничивается формальным подведением жизненных обстоятельств под общие условия нормы. Это творческая деятельность.

Правоприменительные акты занимают подчинённое положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права.

Правоприменительный акт - это государственно-властный индивидуально-компетентный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью установления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм.

Практическое значение имеет установление эффективности правоприменительного акта, что связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками.

Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели - и ближайшие, и отдалённые, и конечные - достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

Существуют материальные, социально-политические, идеологические, организационные и юридические средства обеспечения эффективности правовых актов.

┌───────┤ Виды актов применения норм права ├──────┐

│ │По субъектам правоприменения │ │По сфере действия ││

│ │- акты органов государственной власти, │ │- во времени, ││

├──┤- акты органов государственного │ │- в пространстве, ├┤

│ │управления, │ │- по кругу лиц ││

│ │- судебные акты и т.д. │ │ ││

│ │По отраслевой принадлежности применяемых│ │По наименованию ││

├──┤норм права │ │- приказы, ││

│ │- акты применения норм уголовного права,│ │- постановления, ││

│ │- административного и т.д. │ │- указания, ││

│ │По функциональному признаку │ │- предупреждения, ││

├──┤- правообеспечительные акты, │ │- предписания, ││

│ │По характеру содержащегося в них решения│ │По способу выражения - ││

│ │- обязывающие, запрещающие, │ │акты-документы, ││

Рис. 1. Виды актов применения норм права

Пробелы и коллизии в праве

1. Понятие и виды пробелов в позитивном праве

2. Установление пробелов

3. Устранение пробелов

4. Преодоление пробелов в праве в процессе применения права

5. Коллизии в праве: установление, устранение и преодоление в процессе применения права


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Взаимодействие государства и права проявляется в активном использовании права при реализации государственно-властных функций и полномочий. Государство, в лице своих органов и должностных лиц, осуществляет деятельность по применению права .

Применение права - деятельность компетентных органов, направленная на реализацию в жизнь предписаний, закрепленных в нормах права .

Как мы отмечали ранее, применение права является особой формой реализации права . Сущностью применения права является организующая властная деятельность государства по управлению общественными делами путем регулирования деятельности различных субъектов общественных отношений. Применение права , как форма государственной деятельности, требует специальных условий. Существует целый ряд отличительных признаков применения права :

  1. Применение права осуществляется специальными субъектами - государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов. Субъекты правоприменительной деятельности наделены государственно-властными полномочиями, что подтверждает властный характер применения права. Уполномоченные субъекты должны действовать строго в пределах своей компетенции, которая определяется соответствующими нормативными правовыми актами. Выход за рамки своих полномочий, решение неподведомственных вопросов в процессе правоприменения является превышением своих полномочий и образует состав правонарушения.

Обычные граждане (не должностные лица) не являются субъектами правоприменения. Государство не уполномочило их для осуществления применения права . У них нет государственно-властных полномочий. Однако это отнюдь не означает, что рядовые граждане не участвуют в правоприменении. Они часто становятся инициаторами применения права , например, обращаются в государственные и муниципальные органы. Подача обращения влечет обязанность властного субъекта дать мотивированный ответ, осуществляемый в рамках правоприменения. Поступая на государственную и муниципальную службу, занимая выборные должности, граждане приобретают полномочия по применению права .

  1. Правоприменение осуществляется в рамках конкретных правовых отношений, которые получили название правоприменительные отношения. Они носят публично-правовой характер. Одним из участников всегда является властный субъект - государственный, муниципальный орган или должностное лицо. Субъекты правоприменения действуют не в своих интересах, а в интересах государства и общества. На это направлена вся их деятельность. Воздействуя на другого участника правоприменительных отношений, государство стимулирует его к правомерному поведению путем использования методов убеждения и принуждения. Говоря о целях и задачах государства и представляющих его субъектов правоприменения, необходимо указать на содействие, убеждение, принуждение, привлечение к ответственности, правовое воспитание, поощрение участников различных общественных отношений.
  2. Правоприменительная деятельность осуществляется в особой процессуальной форме. Это обеспечивает законность и правопорядок в государстве и обществе, и, кроме того, обеспечивает защиту интересов личности. Форма правоприменения должна быть установлена законом. Несоблюдение форм влечет неправомерность всего процесса правоприменения.
  3. Применение права имеет две разновидности, две основных формы. Правоприменение осуществляется через оперативно-исполнительную и правоохранительную деятельность властных субъектов. Оперативно-исполнительная деятельность предполагает создание, изменение или прекращение конкретных правоотношений на основе норм права. Оперативно-исполнительная деятельность является основной формой правоприменения.

Другой формой правоприменения является правоохранительная деятельность , которая предполагает действия уполномоченных органов по охране правовых норм от нарушений. Цель правоохранительной формы применения права - надзор и контроль за соответствием действий и решений различных субъектов правоотношений правовым предписаниям. В рамках правоохранительной деятельности осуществляется профилактика и пресечение правонарушений, применение мер юридической ответственности для устранения последствий нарушений законности и дисциплины. В процессе правоохранительной деятельности осуществляется, прежде всего, применение принудительных мер государственного воздействия. С помощью них удается добиться должного поведения субъекта и предупредить нарушения закона.

  1. Правоприменение включает в себя ряд последовательных стадий. Процесс правоприменения имеет свои характерные особенности. Но наличие общих стадий позволяет структурировать правоприменительный процесс, принять законное и правильное решение по делу, обеспечить его исполнение.
  2. Применение права сопровождается принятием или изданием индивидуального юридического акта - акта применения права. Субъект применения права материализует властные полномочия через создание правоприменительного акта. Правоприменительный акт имеет определенные юридические последствия и влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
  3. Правоприменение представляет собой сложную и многообразную форму реализации права и осуществляется в сочетании с иными формами реализации права. Эти формы взаимопроникают и в своей совокупности составляют содержание отношений в рамках государства и общества. Например, гражданин подает заявление о приеме на государственную службу. Тем самым, он реализует право равного доступа к государственной службе, использует субъективное право. Государственный орган, его руководитель, рассматривает указанное заявление и принимает положительное решение, издает приказ о назначении на государственную должность государственной службы, применяет нормы права. Возникают государственно-служебные отношения. В данном примере взаимодействия государства и личности применение права напрямую связано с использованием гражданином своего субъективного права.

Необходимость применения права объясняется самой природой государственно-властной деятельности. Правоотношение часто не может возникнуть без властного акта уполномоченного государственного органа или должностного лица. Особую актуальность применение права приобретает при наличии спора о праве. Зачастую стороны самостоятельно не могут прийти к согласию, тогда возникает необходимость в участии государства, например судебном разрешении правового конфликта. При совершении правонарушения реакция на него государства, в виде привлечения лица к тому или иному виду ответственности, осуществляется путем применения права , принятия индивидуального акта - решения, приговора, постановления суда или иного властного субъекта. С помощью применения права также устанавливается наличие или отсутствие факта, имеющего определенное юридическое значение (например, наличие брачных, родственных или иных семейных отношений).

Правоприменение, как особая государственная деятельность , основывается на ряде принципов:

  1. законность правоприменительной деятельности предполагает четкое и безусловное соблюдение закона в процессе правоприменения;
  2. целесообразность правоприменения означает учет конкретных условий и факторов, правовой ситуации для разрешения конкретного дела;
  3. обоснованность правоприменения означает тщательное изучение оснований для правоприменения, исследование всех фактов, обстоятельств, выявление соразмерности акта его основе;
  4. социальная справедливость при применении права подразумевает обеспечение интересов всего общества и его отдельных элементов, а не каких-либо социальных групп и коллективов;
  5. гласность правоприменительной деятельности, обнародование содержания и результатов правоприменения для обеспечения права на получение достоверной информации о деятельности государства, открытости решений и действий властных субъектов.

Процесс применения права , об особенностях которого упоминалось выше, представляет собой сложную разностороннюю деятельность . Он осуществляется в несколько стадий (этапов).

Абсолютного единства мнений о количестве стадий правоприменительного процесса нет, но анализ существующих позволяет сделать вывод о наличии трех основных стадий:

  1. Установление фактической основы дела. Указывая на взаимосвязь применения права с другими формами его реализации, мы упоминали о прямой связи правоприменения с конкретными личными и социальными обстоятельствами. Они образуют фактическую основу дела. Правоприменительный процесс начинается с установления и исследования фактических обстоятельств дела, по отношению к которым применяется право.

Установление фактов и обстоятельств осуществляется в процессе доказывания с помощью особых правовых средств - доказательств, которые могут быть устные и письменные, вещественные и другие. Они должны быть допустимыми, т.е. добытыми в соответствии с законом, в особой процессуальной форме и порядке; и относимые, т.е. прямо указывающие на наличие или отсутствие фактов и обстоятельств по конкретному делу. Всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела имеет первостепенное значение для установления истины по делу.

  1. Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая оценка установленным фактическим обстоятельствам дела, решается вопрос о распространении конкретной нормы права на конкретное дело.

Стадия установления юридической основы дела начинается с подбора правовой нормы. Следуя существующей в Российской Федерации системе права , правоприменитель вначале определяет отрасль права , затем отраслевой институт и, наконец, конкретную юридическую норму.

Выбранная норма должна быть подвергнута тщательному анализу на предмет ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Проверяются следующие факты: действует ли норма на данный момент, на какую территорию распространяется действие правовой нормы; применительно к каким субъектам - общим или специальным она действует. Одно из главных правил действия правовой нормы - "запрет обратной силы закона". Нельзя применять нормы права , которая хотя и действует на настоящий момент, но не действовала в момент возникновения правоотношения. Обратную силу могут иметь лишь нормы, смягчающие меры ответственности или каким-либо иным образом улучшающие положение субъекта правоотношения.

Другой запрет касается вступления нормы в законную силу. Не вступившая в законную силу норма применяться не должна. В Конституции РФ специально указано, что акты, затрагивающие права и свободы лица, вступают в силу только после их официального опубликования в установленном порядке. Следовательно, без этого они не действуют и не могут являться юридической основой для правоприменения.

При установлении юридической основы дела бывают случаи, когда данную фактическую ситуацию регулируют две и более действующей нормы, зачастую противоречивого характера. Возникает коллизия правовых норм, которая должна быть разрешена в соответствии с установленными правилами.

  1. Третья стадия правоприменительного процесса - принятие решения по делу. В процессе принятия решения осуществляется правоприменение в собственном смысле слова, по отношению к этой стадии предыдущие стадии являются подготовительными.

При принятии решения властный субъект реализует свои властные полномочия, сводя воедино фактическую и юридическую основы дела, определяя права конкретных субъектов правоотношения.

Решение по делу сопровождается принятием (изданием) индивидуального юридического акта, служащего основанием для возникновения правоотношения. Правильное и справедливое решение по делу обеспечивает законность и объективность государственно-властной деятельности, охраняет интересы государства и общества - с одной стороны, а с другой - охраняет и защищает права граждан.

Ряд авторов справедливо указывают на существование четвертой стадии - исполнения решения по делу. Иногда принятие решения по конкретному делу автоматически предполагает его исполнение (например, назначение наказание на месте совершения правонарушения), но чаще исполнение осуществляется в специальной правовой процедуре и происходит в установленный законом срок после принятия решения.

Выделяют два вида исполнения решения: добровольное и принудительное. Добровольное исполнение решения говорит о самостоятельной деятельности субъектов общественных отношений в рамках властного подчинения. В связи с этим в литературе указывается, что добровольное исполнение - это не стадия правоприменения, а ответная реакция на него со стороны тех или иных элементов общества. Но, во избежание путаницы в стадиях, мы включим его в правоприменительный процесс, указывая на его особый характер.

Принудительное правоприменение состоит в основанной на законе деятельности властного субъекта по исполнению решения по делу. Принудительное исполнение решения происходит, когда добровольное в силу ряда причин юридического и фактического характера невозможно, либо подчиненный субъект отказался добровольно его исполнять.

На основе вышеизложенного можно дать развернутое определение : применение права - осуществляемая в соответствии с законом государственно-властная деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по реализации норм права в рамках разрешения индивидуально-конкретного дела с вынесением акта применения права .

Правоприменение - осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.

Иногда в литературе правоприменение определяется как особая форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.

Правоприменение как особая форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

1) это властная деятельность, государство управомочивает специальные органы на осуществление данного вида деятельности;

2) она связана с разрешением конкретных ситуаций, требующих профессиональных знаний и навыков;

3) всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений, но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно;

4) осуществляется в определенной процессуальной форме, установленной законодательством;

5) сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению.;

6) правоприменение всегда носит подзаконный (поднормативный) характер, так как осуществляется на основе действующего законодательства и в его пределах.

Реализация права в форме правоприменения возможна в случае возникновения определенных обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:

- совершение правонарушения, влекущего применение к правонарушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;

- правоприменительный акт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;

- обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, например нотариальное удостоверение, государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом;

- регулирование взаимоотношений в государственных органах, например назначение на определенную должность, снятие с должности;

- ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации;

- возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению; и др.

Применение права - сложный процесс, включающий несколько стадий. Он протекает во времени, осуществляется разными уполномоченными законодательством субъектами и в соответствии с определенной процедурой.

Под правоприменительной стадией следует понимать систему однопорядковых действий, т.е. действий, схожих, взаимосвязанных между собой.

Любое управленческое решение имеет два основания - фактическое и нормативное, а решение выносится на основе установленных обстоятельств и норм права. Аналогичен и процесс правоприменения - также устанавливаются фактические обстоятельства дела, выбирается соответствующая(ие) юридическая(ие) норма(ы) и на основе этого выносится решение. Таким образом, правоприменительный процесс предполагает следующие стадии.

1. Установление фактической основы дела - это есть не что иное как сбор информации о данных фактах, доказывание их наличия или отсутствия. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Реальные обстоятельства могут быть разные. Вся эта информация в большинстве случаев содержится в документах, приобщенных к юридическому делу, и воссоздает юридически значимою фактическую ситуацию.

Сбор доказательств может представлять сложную юридическую деятельность (предварительное следствие по уголовному делу) либо сводится к представлению лицом, например налоговым органом, в арбитражный суд документов по взысканию недостающей налоговой суммы с предприятия. Факты, положенные в основу решения, должны отвечать требованиям: относимости; полноты; доказанности.

Доказывание - деятельность, которая сводиться к: а) отысканию доказательств; б) их оформлению; в) анализу в совокупности и оценке их доказательственной силы.

2. Выбор и анализ юридической нормы. Установив фактическую основу дела, правоприменитель из всего массива юридических правил должен выбрать норму (или нормы), имеющую отношение к фактическим данным. Далее необходимо проверить подлинность текста, нормативного правового акта, в котором содержится данная норма или, как говорят, - установить аутентичность юридической нормы. Здесь требуется обратиться к официальным источникам.

Выборная норма (или группа норм) подвергается толкованию, т.е. устанавливается ее действительный смысл с помощью всех юридических правил, независимо от того, что отдельные приемы толкования уже применялись в ходе ее поиска. Предполагается использование всех приемов толкования (языкового, системного и др.).

Данную стадию также именуют юридической (правовой) квалификацией, т.е. соотнесением установленных жизненных фактов с содержанием соответствующих норм права либо принципов права.

Можно выделить предварительную квалификацию, которая дается на стадиях, предшествующих вынесению решения по делу, и окончательную, которая дается в принимаемом решении по делу, т.е. содержится в правоприменительном акте.

3. Принятие правоприменительного решения часто и справедливо относят к решающей. На этом этапе и осуществляется правоприменение и завершается и как интеллектуальная деятельность, и как документальная.

Правоприменительное решение - это своеобразный интеллектуальный процесс подготовки определенного вывода из сопоставления фактической и юридической основы.

(4) Сырых выделяет стадию исполнения правоприменительного акта - форму воплощения предписаний норм права в реальном поведении (действиях) субъектов права заключается в фактическом осуществлении обязанным в этом акте лицом признанного правоприменителем требования к нему в пользу управомоченного лица либо в осуществлении установленного субъективного права, меры ответственности и т.д.

В-пятых, применение права как самостоятельная форма реализации- сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации и во взаимном проникновении друг в друга.

В –шестых, применение права- это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права.

В-седьмых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта ( акта применения права), исходящего от субъекта правоприменеия.

В-восьмых, правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности, применяемых в порядке правоприменения тех или иных решений.

2 Основные стадии процесса применения права

Применение права- единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права 11 .

В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения.

Наиболее типичными признаются следующие:

- установление и исследование фактических обстоятельств дела:

- установление юридической основы дела (выбор и анализ нормы права с токи зрения ее подлинности, законности, действие ее во времени, в пространстве и по кругу лиц; анализ содержания нормы права)

- принятие решения (издание индивидуального акта)

- доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.

Иногда выделяются и рассматриваются лишь три стадии правоприменительной деятельности. А именно: установление и анализ фактического материала, касающегося рассматриваемого дела; определение и исследование нормативно- правовой основы данного дела; принятие решения и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения 12 .

Разумеется, дело заключается не в количестве выделяемых ступеней, или стадий правоприменительного процесса, а в их сути, в их содержании. Вся правоприменительная деятельность как цельный, единый процесс разбивается на ряд стадий не ради некой самоцели, а ради более глубокого и разностороннего познания и совершенствования правоприменительного процесса.

Установление фактической основы дела.

Применение права связано с конкретными жизненными обстоятельствами, образующим в своей совокупности фактическую основу разрешаемого дела. Поэтому процесс применения права всегда начинается с установления и исследования фактических обстоятельств дела, являющихся его фактической основой, в отношении которой и применяется юридическая норма.

В ходе этой стадии устанавливаются исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми- правомерными или неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера.

Установление и анализ фактических обстоятельств, необходимых в дальнейшем для разрешения дела, осуществляются не любыми доступными средствами, а при помощи юридических доказательств, фактов (предметов показаний и т.д.), добытых в установленных законом формах и порядке. Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.

Зачастую в законе указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке могут быть использованы в качестве доказательств по делу(например, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательстве).

В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть установлена объективная истина. Это руководящее начало, принцип деятельности органов, применяющих правовые нормы, цель исследования обстоятельств дела 13 . Требования достижения истины по делу означает, что его решение должно основываться на достоверных, проверенных и доказанных фактах, что необходимо полно, всесторонне и исчерпывающе изучить все обстоятельства дела. Истину по делу составляет не только установление достоверности всех фактических обстоятельств дела, но также соответствие выводов правоприменительного органа нормам права, то есть правильная юридическая оценка установленных фактов. Одни достоверные факты без раскрытия их юридического значения не составляют полной истины по делу. Соответствие свойств фактов и признаков, зафиксированных в правовой норме, носит достоверный характер и входит в понятие объективной истины по делу. Если правоприменительный орган установит достоверность фактических обстоятельств, но сделает неверные выводы об их юридическом значении, об истинности такового решения говорить нельзя.

Установление юридической основы дела.

На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, то есть решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие. Установление юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению. При этом полномочный орган вначале определяет отрасль права, регулирующую подобные отношения, а затем в этой отрасли отыскивает конкретную норму, распространяюмую на данный жизненный случай. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяет необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют , развивают и корректируют друг друга лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела 14 . При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института или отрасли права. Если законодатель в пределах общего правила установил особое регулирование для специального круга отношений( например, в рамках общего порядка купли-продажи ,особое правило купли-продажи домостроений), то более конкретная норма, обладающая такой же юридической силой, имеет приоритет при решении соответствующих дел.

После этого осуществляется проверка выбранной нормы на предмет ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц. В частности, устанавливают:

  1. действует ли она на момент разрешения конкретного дела
  2. действует ли она на той территории, где решается дело
  3. распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками возникающего правоотношения.

Работники правоприменительных органов часто пользуются различного рода сборниками законодательства, справочниками, составленными издательствами, фирмами, информационными изданиями ведомств и другими неофициальными материалами. Обычно пользование такими текстами не вызывает каких-либо недоразумений. Однако на неофициальные издания не распространяется презумпция (предложение) их полного соответствия оригиналу акта, следовательно, в каждом конкретном случае их использования следует сличать эти издания с официальными источниками. Во избежание нарушений законности недопустимо основываться при применении права на изданиях, лишь перелагающих содержание нормативных актов.

Принятие решения по делу.

Это завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. В нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права с фактом, подлежащем разрешению. Решению по делу сопровождается одновременно совершением полномочных органом (письменно или в иной форме) индивидуально- правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения.

Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций. Осуществляется или сразу после вынесения решения (например, оглашение приговора или решения суда), ил позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их 16 .

3 Признаки, виды и модели правоприменения

Применение права- это особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования 17 .

Признаки правоприменения 18 :

  1. особый субъект- специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства);
  2. имеет государственно- властный характер;
  3. является деятельность по вынесению индивидуально- конкретных предписаний;
  4. выступает формой управленческой деятельности государства;
  5. осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли – гражданское процессуальное право и уголовно- процессуальное право;
  6. представляет собой сложный, стадийный процесс;
  7. имеет творческий характер;
  8. результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом- актом применения права.

С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить , как властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие реализации юридических норм путем вынесения индивидуально- конкретных решений.

Правоприменение бывает двух видов:

Позитивное правоприменение- это, то которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По- другому можно сказать, что позитивное применение- это применение диспозиции правовых норм 19 .

Юрисдикционное правоприменение- это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм) 20 .Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.

Выделяют две модели правоприменения:

  1. процессуальная модель
  2. информационная модель

Процессуальная модель. На основе процессуальных норм может быть построена процессуальная модель правоприменения, которая в схематичном виде отражает последовательность и порядок совершения процессуальных действий. Например, в уголовном процессе выделяют такие стадии как:

- возбуждение уголовного дела;

-предварительное расследование или дознание;

- стадия окончание расследования и направления дела в суд;

-принятие судом дела на рассмотрение;

- стадия судебного следствия и стадия вынесения приговора;

-стадия обжалования и опротестования приговора 21 .

Информационная модель. Стадии процесса могут быть рассмотрены и в другом, информационном аспекте, и тогда мы получим другую модель и другие стадии 22 .

Стадия установления фактических обстоятельств рассматриваемого дела (стадия доказывания). На этой стадии субъект правоприменения устанавливает, имели ли место те обстоятельства, которые установлены в гипотезах юридических норм.

Читайте также: