3 а что делает российская федерация чтобы защитить своих граждан

Обновлено: 02.07.2024

Своих не бросаем: как Россия защищает соотечественников за рубежом

Своих не бросаем: как Россия защищает соотечественников за рубежом

Кто стоит на защите соотечественников и как отстаивают права россиян за рубежом, которые нарушаются все чаще? 22.07.2021, Sputnik Таджикистан

ДУШАНБЕ, 22 июл — Sputnik, Мария Науменко. В этом году российскому Фонду поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, исполнилось 10 лет.Организация оказывает всестороннюю поддержку россиянам в случаях нарушения их прав, свобод и законных интересов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека. С 2011 года при поддержке Фонда удалось реализовать более 760 проектов в 35 государствах.Накануне в Общественной палате РФ состоялась видеоконференция, посвященная итогам детальности Фонда за 10 лет. Подробности – в материале Sputnik.Результаты в цифрахВ настоящее время в более чем двух десятках стран при поддержке Фонда работают Центры правовой помощи. Специалисты этого центра бесплатно проводят досудебное рассмотрение юридических споров, связанных с нарушением прав соотечественников. Юристы центров ежегодно оказывают свыше десяти тысяч бесплатных консультаций. За 10 лет правовая помощь была оказана более чем по 85 тыс. индивидуальных и групповых обращений российских соотечественников."МИД рассматривает Фонд как уникальный правозащитный механизм. Мы за то, чтобы Фонд продолжал наращивать свою правозащитную международную активность. Мы были бы только рады, если бы не было такой необходимости в работе за рубежом. Но против российских соотечественников, граждан РФ кампании по дискриминации и голословные политизированные обвинения будут продолжаться еще более изобретательно, и этому надо противостоять", - подчеркнул заместитель директора Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России Владимир Андреев в ходе видеоконференции.Медиа-проекты и микрогрантыФонд поддерживает создание специальных правовых приложений и рубрик в русскоязычных печатных и электронных СМИ. В таких рубриках юристы консультируют соотечественников. Кроме того, на русский язык переводятся отдельные положения законов, затрагивающие интересы соотечественников. С 2012 года Фондом было организованно свыше 90 информационных и медиа-проектов в 25 странах.Совсем скоро у соотечественников еще появится возможность получать микрогранты Россотрудничества от $300 до $1 тыс."В Россотрудничестве создан Общественный Совет, в который входят представители разных общественных организаций, федеральных органов исполнительной власти. Вчера прошло заседание Общественного совета, на котором решили организовать некий финансовый фонд. Этот фонд будет заниматься выдачей микрогрантов, в том числе для соотечественников, на разные культурные мероприятия", - сообщил заместитель руководителя Россотрудничества Алексей Полковников.Голос соотечественников в ООН и ОБСЕПредставители Фонда регулярно участвуют в различных международных форумах, в том числе по линии Совета по правам человека ООН и Европарламента, выступают соорганизаторами международных конференций, круглых столов и семинаров по правозащитной тематике."Если посмотреть на дискуссии, которые происходят на площадках международных организаций, то практически ни одно значимое мероприятие не обходится без обсуждения правозащитной проблематики. И обсуждения эти носят острый, зачастую конфронтационный и политизированный характер", - отметил уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Григорий Лукьянцев.По словам Григория Лукьянцева, с критикой и конфронтационными подходами на международной арене, в первую очередь, выступают те государства, которые позиционируют себя в качестве неких идеалов в соблюдении международных норм в области защиты прав человека, при этом "абсолютно не признавая недостатки, которые существуют по этой тематике в их собственных странах"."В последние годы число случаев с нарушением прав соотечественников за рубежом только растет. Это и политически мотивированные преследования, и задержание россиян за рубежом, и воспрепятствование деятельности журналистов, представляющих российские СМИ. В частности, это применительно к ситуации на Украине: ярая агрессия со стороны националистов в отношении гражданских активистов, выступающих за поддержание связей с РФ, поддерживающих русский язык и русскую литературу. Также очень характерна эта проблема для государств Балтии", - обращает внимание Григорий Лукьянцев."Мы признательны Фонду за то, что они помогают своей деятельностью способствовать тому, чтобы голос наших соотечественников четче и яснее звучал на международных правозащитных форумах: это в рамках Совета ООН по правам человека, и в рамках гуманитарных мероприятий ОБСЕ", - заключил представитель МИД России.

Почти в каждом иностранном государстве есть маленький кусочек России — это посольство.

Кто защищает нас за границей? И чего ждать от Родины, когда на чужбине что-то пошло не так

Многие уверены, что если за границей случится какая-то беда, нужно срочно бежать в посольство: там встретят, выслушают, помогут решить проблемы и вернуться на родину, еще и денег с собой дадут.

Наверное, так когда-нибудь будет в прекрасной России будущего. Но сейчас все работает несколько иначе.

Зачем нужны посольства (дипломатия для самых маленьких)

Россия хочет, чтобы в мире ее уважали, а страны-соседи с ней дружили и торговали. Для этого у нее есть специальные люди — дипломаты. Они разъезжаются в разные части света, открывают там свои офисы и начинают общаться с представителями других стран как бы от лица России.

Еще дипломаты следят за тем, чтобы другие государства учитывали российские интересы и не нарушали права проживающих за границей россиян.

Если интересы России или права ее граждан как-то ущемляются, посольство начинает писать и звонить во все местные инстанции, чтобы узнать, в чем дело. И власти иностранного государства не могут просто так отмахнуться от требований посольства, иначе вся Россия может на них обидеться.

Какие права есть у россиянина за границей

Когда россиянин пересекает границу России, он становится иностранцем и на него начинают распространяться законы другой страны. Если россиянин нарушит закон в иностранном государстве, с ним будут разбираться в соответствии с нормами этой страны. Даже если там законы совсем не такие, как в России, и гражданин стал нарушителем по незнанию.

Например, в России за оскорбления или агрессивные жесты в общественном месте можно отделаться простым разговором с полицией, а вот в Австрии за такое без лишних слов оштрафуют на крупную сумму или дадут 3 месяца тюрьмы. В каких-то странах строгий сухой закон или нельзя ходить в шортах выше колен, а где-то привезенные из России лекарства могут признать наркотиками и дать пожизненное.

В то же время у гражданина России есть права, нарушать которые не может никто и нигде: это право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд и защиту законом наравне с местными жителями. Еще россиянин за границей не должен подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Вот именно за соблюдением этих прав и следят российские дипломаты.

Чем посольство может помочь

Из-за такой размытой формулировки россияне за границей ждут от посольства радушия и гостеприимства: например, что дипломаты заставят полицейских искать карманника, который украл все деньги российского туриста, или добьются, чтобы отель предоставил тот номер, который обещал при бронировании, или оплатят лечение, если угодил в больницу.

Но по сути посольство России в иностранном государстве — это такое же госучреждение, как районная поликлиника или отделение полиции. Когда случаются неприятности, мы идем туда, чтобы нам оказали госуслугу: вылечили, дали справку для бассейна, поговорили с шумными соседями или стали искать карманника, который украл сумку с деньгами. Но никто не ждет, что полицейские напоят чаем или пустят переночевать. Хотя это совсем не значит, что такого вообще не может быть. Везде же люди.

Общий порядок работы посольства прописан в административных регламентах Министерства иностранных дел России: там указано, что и как должны делать дипломаты. Рассмотрим наиболее частые проблемы россиян за границей и то, как в их решении может помочь российское посольство.

Потеря или порча документов

Чаще всего в посольство приходится обращаться тем, кто остался без документов и теперь не может вернуться домой. В таких случаях оформляют свидетельство на возвращение в Россию, или СНВ, — оно выдается бесплатно.

Это специальный бланк, который сотрудники посольства заполняют на русском и английском языках. Он подтверждает, что его предъявитель — гражданин России, следующий на родину.

В некоторых странах по СНВ россиянина беспрепятственно пропустят через границу, даже если для въезда требовалась виза. В других государствах правила строже, поэтому понадобится оформить дополнительные документы, разрешающие выезд без паспорта. Не забудьте узнать в посольстве, что вам делать после получения свидетельства.

1.jpg

СНВ дает 15 дней, чтобы покинуть территорию иностранного государства и вернуться в Россию. На родине этот документ станет основанием для оформления нового загранпаспорта взамен утерянного. Если вместе с загранпаспортом был утрачен и обычный паспорт гражданина РФ, СНВ можно в течение 15 дней использовать как удостоверение личности на территории России.

Чтобы получить свидетельство на возвращение, нужно прийти в посольство или ближайшее консульство России за границей и написать заявление. Прошение о выдаче СНВ можно подать и на сайте Консульского департамента МИД России, но получать свидетельство все равно придется лично, в консульстве.

Чтобы оформить СНВ, дипломаты должны убедиться, что заявитель — на самом деле гражданин России. Для этого пригодятся любые документы: общегражданский российский паспорт, водительские права, служебное удостоверение или ксерокопии утерянного заграна. Если ничего этого нет, придется привести с собой двух граждан России, которые письменно подтвердят гражданство заявителя.

Если предоставить в посольство все нужные документы, свидетельство оформят максимум за 2 рабочих дня. На практике СНВ часто выдают в день обращения, особенно если у человека есть билеты на обратный рейс и самолет вот-вот улетит в Россию.

Если документов и свидетелей нет, посольству придется направлять запрос по месту жительства заявителя, и процесс может затянуться до 27 дней.

Обращение за медицинской помощью

Если за границей россиянину потребуется помощь врача, нужно напрямую обращаться в местные медицинские учреждения. Скорее всего, услуги иностранных врачей будут платными, и нести эти расходы придется самому пострадавшему или его родственникам — так написано в законе о выезде и въезде на территорию России.

От больших финансовых потерь в таких ситуациях может спасти страховка для выезжающих за рубеж — оформлять ее советует МИД России.

Покупайте страховку только у надежных компаний и следите, чтобы сумма страхового покрытия была не меньше 30 000 $, потому что лечение в зарубежной клинике может стоить дорого

Если россиянин попал в иностранную больницу и ситуация серьезная, посольство должно немедленно предупредить родственников и страховую компанию, если с ней заключен договор. Еще дипломаты могут помочь при общении с иностранными медиками, если иначе пациента не хотят лечить по страховке. Но постоянно сидеть у кровати больного и выступать бесплатными переводчиками они вряд ли станут.

Тот же порядок распространяется и на репатриацию — так называется возвращение тела или праха погибшего россиянина на родину для захоронения. Все в той же статье закона говорится, что расходы на транспортировку останков покрываются либо за счет страховки умершего, либо оплачиваются его родственниками. Российские дипломаты лишь помогают с правильным и максимально быстрым оформлением всех документов, требующихся для перевозки гроба с телом через границу.

Но иногда происходят ситуации, не описанные в законах и регламентах, и посольству приходится импровизировать.

В практике знакомого дипломата был такой случай: российский турист отдыхал на горнолыжном курорте и получил тяжелую травму позвоночника. Местные медики оказали ему всю необходимую первую помощь, а затраты покрыла страховка. Но авиакомпания, которой летел этот человек, теперь отказывалась сажать его на обратный рейс, потому что не хотела отвечать за его состояние во время полета. Медицинская транспортировка на специальном самолете стоила огромных денег, и страховка ее не покрыла бы.

После долгих переговоров посольство все же убедило авиакомпанию взять россиянина на рейс — в сопровождении врача и под личную ответственность дипломатов.

Арест или тюремное заключение

Самая сложная ситуация — когда гражданина России за границей обвиняют в нарушении местных законов и берут под стражу. По международным нормам иностранная полиция должна сразу же сообщать в посольство России о любом задержанном россиянине, чтобы дипломаты могли встретиться с ним и узнать, что случилось.

Рано или поздно консула к задержанному россиянину пустят, и тогда нужно подробно рассказать ему все, что произошло: кто задерживал, кто допрашивал, чего хотели, насколько вежливо разговаривали, в каких условиях держали. Консул все зафиксирует, а потом посольство России направит официальный протест правительству иностранного государства. Порой этого бывает достаточно, чтобы россиянина отпустили с извинениями.

Когда обвинения против россиянина обоснованы, а дело дошло до суда, возможности посольства ограничены. Дипломаты обязаны соблюдать законы государства, в котором находятся, и не вмешиваться в работу правосудия, иначе их просто вышлют на родину. Поэтому, если начался суд, дипломаты могут лишь найти хорошего адвоката и следить за тем, чтобы судебное заседание шло в рамках закона. Платить за адвоката придется самому задержанному или его родственникам.

Обычно дипломаты стараются не довести дело до тюремного заключения и убеждают местные власти ограничиться депортацией нарушителя. Часто им идут навстречу, ведь никому не выгодно, когда россиянин томится в зарубежной тюрьме и проедает деньги иностранных налогоплательщиков.

Принцип взаимности

Каждая страна суверенна, то есть может делать все, что захочет, тем более внутри своих границ. Но если где-то систематически нарушаются права российских граждан — например, их задерживают по надуманным обвинениям, а потом не дают встретиться с российскими дипломатами, — Россия может обидеться и так же поступать с гражданами этой страны. Иногда это приводит к международным скандалам, разрыву дипломатических отношений и даже к вооруженным конфликтам.

Но если это не целенаправленная политика иностранного государства, а просто глупость или злой умысел конкретных полицейских, задержавших россиянина, тогда одно только требование вызвать консула может сделать их гораздо вежливее и внимательнее. Никто же не хочет на пустом месте стать виновником международного конфликта.

За границей без средств к существованию

Если россиянин по каким-то причинам оказался за границей совсем без денег, посольство даст ему возможность связаться со знакомыми в России, чтобы те смогли перевести ему необходимую сумму. В большинстве случаев помощь посольства на этом заканчивается.

Но есть и исключительные случаи, когда дипломаты могут оплатить россиянину жилье и питание, купить средства первой необходимости и даже обратный билет на родину. Так будет, если человек заявит, что находится в бедственном положении, из-за чего его жизни угрожает опасность, — и сможет это доказать.

Для рассмотрения каждого такого случая в посольстве собирается специальная комиссия, которая изучает все обстоятельства и решает, нужно ли предпринимать экстренные действия. При этом заявителю придется подробно рассказать комиссии, как он попал в страну, что с ним случилось и почему ни родственники, ни знакомые, ни соседи не могут помочь ему вернуться на родину. Еще он должен убедить дипломатов, что есть прямая угроза его жизни, которая может быть устранена, только если он немедленно вернется в Россию.

О предоставлении помощи для возвращения в Россию

Если комиссия решит, что экстренная помощь необходима, дипломаты снимут заявителю самое дешевое жилье, купят немного еды, средства личной гигиены и минимум одежды, а также оплатят обратный билет на родину — по минимальному тарифу перевозчика.

Чтобы понять, сколько денег у них на это есть, дипломаты используют таблицы Минфина с расчетами суточных и оплаты жилья для госслужащих в заграничных командировках. По закону посольство может тратить на экстренную помощь россиянам не больше 50% от этих нормативов. В каждой стране цифры будут разными, но обычно это около 30 $ в день.

Родные пропали без вести за границей

Бывают случаи, когда россияне едут на отдых в иностранное государство и исчезают там без следа, — порой некому даже написать заявление в местную полицию. Если родственники начали беспокоиться, они могут попросить помощи у российских дипломатов.

Поэтому, когда отправляетесь в зарубежную поездку, лучше подстрахуйтесь и оставьте родным копию загранпаспорта, а также подробно расскажите им о предстоящем маршруте и дате возвращения в Россию.

Если потребуется организовать поиски россиянина, дипломаты из посольства, конечно, не будут сами бегать с фонариками и искать пропавшего. Их главные инструменты — официальные запросы и звонки в компетентные органы иностранного государства. Но даже эти действия часто приносят ощутимую пользу: местные власти не могут просто так отмахнуться от просьб дипломатов и спустить дело на тормозах, иначе будут последствия — все по тому же принципу взаимности.

Стихийные бедствия, войны, революции

Иногда за границей россияне попадают в теракт, революцию или цунами. В такие моменты самое страшное — отсутствие проверенной информации и непонимание, что делать дальше. Мне пришлось прочувствовать это на собственном опыте.

В 2012 году я поехал изучать арабский язык и восточную культуру в Ливан. Спустя две недели недалеко от дома, где я жил, произошел теракт: взорвали какого-то генерала, а вместе с ним целую жилую улицу. Следующие несколько дней весь город гудел: одни люди жгли покрышки, другие строили баррикады, на улицы вывели военную технику, начались перестрелки.

Я решил позвонить в посольство и спросить, что происходит, — может, началась революция или очередная война с Израилем. В посольстве ответили, что по телефону мне ничего говорить не будут: мол, вдруг я какой-нибудь провокатор.

Еще мне сказали, что если я чувствую угрозу своей безопасности, то могу на время укрыться на территории посольства, а там уже решат, что со мной делать. Вот только идти до посольства мне пришлось бы через блокпосты военных и баррикады мятежников. Гораздо безопаснее оказалось добраться до аэропорта, поэтому я купил обратный билет и вернулся в Россию.

Сейчас для чрезвычайных ситуаций в Министерстве иностранных дел РФ есть специальная структура — департамент Ситуационно-кризисный центр. Он координирует действия посольств и других российских ведомств в случаях, когда жизням граждан России за границей угрожает опасность: например, помогает укрыться в ближайшем посольстве, быстро получить последние сведения об обстановке в стране или узнать, где будет точка сбора, если принято решение об эвакуации россиян из зоны бедствия.

После установки приложение попросит ввести данные загранпаспорта и номер телефона. Если зарегистрировать маршрут будущей поездки, то при возникновении опасных ситуаций на телефон придут оповещения. Эта информация также постоянно публикуется в Твиттере Ситуационно-кризисного центра.

В приложении можно узнать полезную информацию о стране, в которой вы находитесь, и найти ближайшее посольство или консульство, используя геолокацию

Звонки в ДСКЦ стоят по тарифу оператора, но можно запросить обратный звонок

2.jpg
2.2.jpg

Запоминаем, граждане

1. За границей россиянам помогают дипломаты из посольства или консульства, но их возможности ограничены.

2. Свои финансовые проблемы за рубежом каждый решает сам.

3. Если вас задержали иностранные власти, требуйте встречи с консулом и без него ни с кем не разговаривайте.

4. Помощь посольства наиболее ощутима, когда жизням россиян за границей угрожает опасность.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

hello_html_7574da1b.jpg
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Семинар

учителей истории и обществознания школ Правобережного района

Открытый урок. 7 класс

Кокоева А.Л.,

учитель истории и обществознания

19 октября 2017 года

Опираясь на традиции защиты Отечества, познакомить подростков с перспективами военной службы, подвести их к осознанию

необходимости уже в их возрасте готовиться к выполнению воинского долга.

П оказать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством.

Задачи урока:

Личностные :

понимать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими

чувствами и нравственным долгом перед Отечеством;

вырабатывать у обучающихся осознанную необходимость подготовки к выполнению воинского долга

Метапредметные :

научиться целеполаганию, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника,

Предметные :

знать основные положения урока, термины:

узнать, почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина, ознакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз безопасности России;

подвести обучающихся к пониманию важности моральной и физической подготовки к службе в армии.

Учебно-методическое обеспечение :

Конституция Российской Федерации, Москва, 2006 г.

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический;

проблемный, частично-поисковый – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для обучающихся проблемы.

hello_html_700437ac.jpg

Ход урока:

Организация деятельности обучающихся

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Ознакомление с оценочным листом

Теперь получите, пожалуйста, тесты. Но прежде чем вы начнёте отвечать на вопросы теста, я хочу немного нарушить ход нашего урока, вы должны были сами оценить свои ответы, поэтому я предлагаю оценить ваши ответы нашим гостям.

Итак, начинаем, у вас три минуты. Время пошло (песочные часы)

Время прошло, сдайте, пожалуйста, свои работы нашим гостям.

Начинаем. К доске__________________

Наша звезда будет символом нашего урока.

Ключ к тесту:

Б, 2. А, 3. Г, 4. В, 5. А, 6. Г

Включаются в деловой ритм урока

Зачитывают и отвечают на вопросы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск существенной информации по памяти.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют знания о долге и чести; строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск информации из практического опыта; строят логическую цепь рассуждений

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности;

Развивают способность к самооценке.

Регулятивные: определяют уровень усвоения изученного материала

II. Актуализация опорных знаний.

Дорогие ребята, к нам пришли гости.

Выходит второклассница и читает стихотворение Валентина Берестова

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш.

3a то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Дорогие ребята, какое слово в стихотворении Валентина Берестова является ключевым? (Любовь)

Минутка релаксации: слушание музыки птиц, воды

Выходит ученик и читает стихотворение Коста Хетагурова

Не верь, что я забыл родные наши горы,

Густой, безоблачный, глубокий небосвод,

Твои задумчиво-мечтательные взоры

И бедный наш аул, и бедный наш народ.

Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных, сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? —

Тебя, родной аул и бедный наш народ.

За вас отдам я жизнь. все помыслы и силы,—

Всего себя лишь вам я посвятить готов.

Вы так мне дороги, так бесконечно милы,

Что сил нет выразить, что высказать нет слов!.

О чём идёт речь в стихотворение в стихотворение Коста Левановича Хетагурова?

(О любви к родному краю, к родине)

- Как называется человек, который любит свою Родину? (Патриот)

- Придумайте, пожалуйста, слова–синонимы к слову Родина . (Отчизна, Отечество).

- Вот сейчас, ребята, вы мне должны назвать тему нашего урока. (Защита Отечества)

- Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

слова отец , отчизна , отчий (дом, край). Слово патриот связано с понятием отец , предок . А вот слово защищать произошло от глагола щитити , первоначально это слово означало прикрыть щитом .

- Подскажите мне, пожалуйста, кто прикрывался щитом?

- А кто защищает своё Отечество? (Воин)

- Где служит воин? (Армия)

- Поднимите, пожалуйста, руки у кого папы служили в армии?

- Наверное, мальчикам папы часто рассказывали о своей службе в рядах российской армии.

- На доске записаны слова (словарная работа):

Армия - вооруженные силы государства.

Отечество - страна, где ты родился и гражданином

Защитники - люди, которые защищают, охраняют, кто

может заступиться, постоять, встать на

защиту, не дать в обиду

Воин - тот, кто сражается с врагом, служит в армии

Патриот - человек преданный и любящий свое

Отечество, свой народ

Земля наших предков - родная земля.

- Родная земля кормит нас хлебом, поит из своих родников, удивляет своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Обязанность защитить родную землю всегда лежала на тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой, на тех, кто силён и отважен.

А мы с вами пользуемся её благами? (Ответы детей)

А кто должен защищать нашу Родину?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с документами, в которых прописаны обязанности гражданина РФ.

- Узнаем, кто и как несет военную службу в рядах российской армии.

Прослушивают и пытаются

Отвечают на вопросы

Слушают и обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют знания о долге и чести; строят осознанные речевые высказывания в устной форме по заданной теме, формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск информации из практического опыта; строят логическую цепь рассуждений

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цели

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют знания по теме; строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя; строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

III .Изучение нового материала.

Но в вначале, ребята, давайте вспомним:

- Как называется основной закон государства?

- Какие главные обязанности граждан России вы знаете?

(платить налоги, сохранять природу и окружающую

среду, защищать Отечество)

В статье Конституции РФ № 59 говорится что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина. Найдите нужную статью и зачитайте.

Запишите его в тетрадь п.1 ст.59

п.1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

- Объясните мне понятия долг и обязанность , в чём их сходство и различие?

Долг – внутреннее (принимаемое) моральное

Обязанность – то, что подлежит обязательному,

Долг и обязанность защищать Отечество распространяется на любого гражданина страны. Ведь участвовать в защите Отечества можно, трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной территории.

- От кого защищали нашу землю?

- Можете привести примеры из истории, с кем воевали наши предки,

выполняя свой долг?

- Чем привлекала завоевателей земля русская?

- Почему наши предки защищали землю русскую?

Я хочу зачитать вам письмо Межевалова Геннадия, вашего ровесника, который в трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. написал заявление в одну из местных комсомольских ячеек:

– Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать своих

близких, свой город, знакомых, друзей)
– Скажите, пожалуйста, Межевалова Геннадия кто-то заставлял идти на фронт и защищать свой город? (Нет, он

сам рвётся на фронт, все его одноклассники тоже

нацелены на это.)
– Почему мать согласна отпустить мальчика, ведь ему 14 лет, как вам. Разве матери не жалко своего сыночка?

(Военное время, вся жизнь отдана защите от врагов.)
– А это обязанность? (Нет, ведь ему 14 лет. Перед

- А ваша конкретная обязанность сейчас? (Учиться,

получить среднее образование).
– Каков вывод?

Вы только что сказали, что долг – это ответственность перед своим близкими людьми, перед обществом, а обязанность – это ответственность перед государством.

Вы знаете, ребята, что война – это огромная беда для любого народа. Но, к сожалению, войны происходят на протяжении всей человеческой истории. Учёные подсчитали, что за последние 5000 тысяч лет произошли около 14 тысяч войн. Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою свободу и независимость.

Несколько слайдов.

- Итак, менялись исторические эпохи, менялась и армия. Какой урок можно извлечь из истории создания армии в России? (Армия должна соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать. Она должна быть организованной и вооружённой)

- Ребята, назовите виды вооружённых сил РФ существующие в настоящее время?

- Давайте встанем и вместе изобразим их движениями на физминутке!

hello_html_7162045e.jpg

- Ребята, а в чём заключается военная служба?

( Военная служба: несение боевого дежурства, участие в учениях и походах, участие в боевых действиях и выполнение задач в условиях вооружённых конфликтов, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий аварий и катастроф.)

Ребята во сколько лет гражданин должен встать на воинский учёт? (17лет)

Работа по учебнику

Самостоятельная работа

Выполните самостоятельную р аботу на листах, которые лежат у вас на столе

Ребята, всегда ли люди добровольно идут служить в армию? Как называются люди, которые уклоняются от военной службы? (уклонисты)

Знайте, что за уклонение от военной службы предусмотрена ответственность, которая предусмотрена ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ.

Среди тех, кто защищал нашу Родину, множество имён, прославивших силу русского оружия. Русской армии. А можете назвать их имена?

Какие главные слова сказал один из героев фильма?

Почему служить Отечеству – это профессия и очень важная?

А вы знаете, что у нас есть выпускники школы, которые связали свою жизнь со службой Отечеству?

Его желание стать военным было обоснованным. Вадим целеустремлённо шёл к своей цели (его физическая подготовка, самостоятельная подготовка к экзаменам)

Видеоролик Фриева Вадима

Что вас, ребята, удивило или вдохновило после просмотра данного видеоролика?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

hello_html_7574da1b.jpg
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Семинар

учителей истории и обществознания школ Правобережного района

Открытый урок. 7 класс

Кокоева А.Л.,

учитель истории и обществознания

19 октября 2017 года

Опираясь на традиции защиты Отечества, познакомить подростков с перспективами военной службы, подвести их к осознанию

необходимости уже в их возрасте готовиться к выполнению воинского долга.

П оказать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством.

Задачи урока:

Личностные :

понимать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими

чувствами и нравственным долгом перед Отечеством;

вырабатывать у обучающихся осознанную необходимость подготовки к выполнению воинского долга

Метапредметные :

научиться целеполаганию, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника,

Предметные :

знать основные положения урока, термины:

узнать, почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина, ознакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз безопасности России;

подвести обучающихся к пониманию важности моральной и физической подготовки к службе в армии.

Учебно-методическое обеспечение :

Конституция Российской Федерации, Москва, 2006 г.

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический;

проблемный, частично-поисковый – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для обучающихся проблемы.

hello_html_700437ac.jpg

Ход урока:

Организация деятельности обучающихся

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Ознакомление с оценочным листом

Теперь получите, пожалуйста, тесты. Но прежде чем вы начнёте отвечать на вопросы теста, я хочу немного нарушить ход нашего урока, вы должны были сами оценить свои ответы, поэтому я предлагаю оценить ваши ответы нашим гостям.

Итак, начинаем, у вас три минуты. Время пошло (песочные часы)

Время прошло, сдайте, пожалуйста, свои работы нашим гостям.

Начинаем. К доске__________________

Наша звезда будет символом нашего урока.

Ключ к тесту:

Б, 2. А, 3. Г, 4. В, 5. А, 6. Г

Включаются в деловой ритм урока

Зачитывают и отвечают на вопросы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Познавательные:

общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск существенной информации по памяти.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют знания о долге и чести; строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск информации из практического опыта; строят логическую цепь рассуждений

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности;

Развивают способность к самооценке.

Регулятивные: определяют уровень усвоения изученного материала

II. Актуализация опорных знаний.

Дорогие ребята, к нам пришли гости.

Выходит второклассница и читает стихотворение Валентина Берестова

Любили тебя без особых причин

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш.

3a то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Дорогие ребята, какое слово в стихотворении Валентина Берестова является ключевым? (Любовь)

Минутка релаксации: слушание музыки птиц, воды

Выходит ученик и читает стихотворение Коста Хетагурова

Не верь, что я забыл родные наши горы,

Густой, безоблачный, глубокий небосвод,

Твои задумчиво-мечтательные взоры

И бедный наш аул, и бедный наш народ.

Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных, сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? —

Тебя, родной аул и бедный наш народ.

За вас отдам я жизнь. все помыслы и силы,—

Всего себя лишь вам я посвятить готов.

Вы так мне дороги, так бесконечно милы,

Что сил нет выразить, что высказать нет слов!.

О чём идёт речь в стихотворение в стихотворение Коста Левановича Хетагурова?

(О любви к родному краю, к родине)

- Как называется человек, который любит свою Родину? (Патриот)

- Придумайте, пожалуйста, слова–синонимы к слову Родина . (Отчизна, Отечество).

- Вот сейчас, ребята, вы мне должны назвать тему нашего урока. (Защита Отечества)

- Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

слова отец , отчизна , отчий (дом, край). Слово патриот связано с понятием отец , предок . А вот слово защищать произошло от глагола щитити , первоначально это слово означало прикрыть щитом .

- Подскажите мне, пожалуйста, кто прикрывался щитом?

- А кто защищает своё Отечество? (Воин)

- Где служит воин? (Армия)

- Поднимите, пожалуйста, руки у кого папы служили в армии?

- Наверное, мальчикам папы часто рассказывали о своей службе в рядах российской армии.

- На доске записаны слова (словарная работа):

Армия - вооруженные силы государства.

Отечество - страна, где ты родился и гражданином

Защитники - люди, которые защищают, охраняют, кто

может заступиться, постоять, встать на

защиту, не дать в обиду

Воин - тот, кто сражается с врагом, служит в армии

Патриот - человек преданный и любящий свое

Отечество, свой народ

Земля наших предков - родная земля.

- Родная земля кормит нас хлебом, поит из своих родников, удивляет своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Обязанность защитить родную землю всегда лежала на тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой, на тех, кто силён и отважен.

А мы с вами пользуемся её благами? (Ответы детей)

А кто должен защищать нашу Родину?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с документами, в которых прописаны обязанности гражданина РФ.

- Узнаем, кто и как несет военную службу в рядах российской армии.

Прослушивают и пытаются

Отвечают на вопросы

Слушают и обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют знания о долге и чести; строят осознанные речевые высказывания в устной форме по заданной теме, формулируют ответы на вопросы учителя; осуществляют поиск информации из практического опыта; строят логическую цепь рассуждений

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цели

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Познавательные:

общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют знания по теме; строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя; строят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

III .Изучение нового материала.

Но в вначале, ребята, давайте вспомним:

- Как называется основной закон государства?

- Какие главные обязанности граждан России вы знаете?

(платить налоги, сохранять природу и окружающую

среду, защищать Отечество)

В статье Конституции РФ № 59 говорится что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина. Найдите нужную статью и зачитайте.

Запишите его в тетрадь п.1 ст.59

п.1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

- Объясните мне понятия долг и обязанность , в чём их сходство и различие?

Долг – внутреннее (принимаемое) моральное

Обязанность – то, что подлежит обязательному,

Долг и обязанность защищать Отечество распространяется на любого гражданина страны. Ведь участвовать в защите Отечества можно, трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной территории.

- От кого защищали нашу землю?

- Можете привести примеры из истории, с кем воевали наши предки,

выполняя свой долг?

- Чем привлекала завоевателей земля русская?

- Почему наши предки защищали землю русскую?

Я хочу зачитать вам письмо Межевалова Геннадия, вашего ровесника, который в трагический момент наступления немецких войск под Сталинградом осенью 1942 г. написал заявление в одну из местных комсомольских ячеек:

– Долг этого мальчика вы видите в чём? (Защищать своих

близких, свой город, знакомых, друзей)
– Скажите, пожалуйста, Межевалова Геннадия кто-то заставлял идти на фронт и защищать свой город? (Нет, он

сам рвётся на фронт, все его одноклассники тоже

нацелены на это.)
– Почему мать согласна отпустить мальчика, ведь ему 14 лет, как вам. Разве матери не жалко своего сыночка?

(Военное время, вся жизнь отдана защите от врагов.)
– А это обязанность? (Нет, ведь ему 14 лет. Перед

- А ваша конкретная обязанность сейчас? (Учиться,

получить среднее образование).
– Каков вывод?

Вы только что сказали, что долг – это ответственность перед своим близкими людьми, перед обществом, а обязанность – это ответственность перед государством.

Вы знаете, ребята, что война – это огромная беда для любого народа. Но, к сожалению, войны происходят на протяжении всей человеческой истории. Учёные подсчитали, что за последние 5000 тысяч лет произошли около 14 тысяч войн. Каждое государство имеет свою армию, чтобы в случае необходимости отстоять свою свободу и независимость.

Несколько слайдов.

- Итак, менялись исторические эпохи, менялась и армия. Какой урок можно извлечь из истории создания армии в России? (Армия должна соответствовать своему времени, задачам, которые необходимо решать. Она должна быть организованной и вооружённой)

- Ребята, назовите виды вооружённых сил РФ существующие в настоящее время?

- Давайте встанем и вместе изобразим их движениями на физминутке!

hello_html_7162045e.jpg

- Ребята, а в чём заключается военная служба?

( Военная служба: несение боевого дежурства, участие в учениях и походах, участие в боевых действиях и выполнение задач в условиях вооружённых конфликтов, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий аварий и катастроф.)

Ребята во сколько лет гражданин должен встать на воинский учёт? (17лет)

Работа по учебнику

Самостоятельная работа

Выполните самостоятельную р аботу на листах, которые лежат у вас на столе

Ребята, всегда ли люди добровольно идут служить в армию? Как называются люди, которые уклоняются от военной службы? (уклонисты)

Знайте, что за уклонение от военной службы предусмотрена ответственность, которая предусмотрена ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ.

Среди тех, кто защищал нашу Родину, множество имён, прославивших силу русского оружия. Русской армии. А можете назвать их имена?

Какие главные слова сказал один из героев фильма?

Почему служить Отечеству – это профессия и очень важная?

А вы знаете, что у нас есть выпускники школы, которые связали свою жизнь со службой Отечеству?

Его желание стать военным было обоснованным. Вадим целеустремлённо шёл к своей цели (его физическая подготовка, самостоятельная подготовка к экзаменам)

Видеоролик Фриева Вадима

Что вас, ребята, удивило или вдохновило после просмотра данного видеоролика?

Читайте также: