Правопонимание как совокупность теорий объясняющие сущность и содержание права
Обновлено: 30.06.2024
1. \u0415\u0441\u0442\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e-\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u0430\u044f \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435\u043f\u0446\u0438\u044f. \u041e\u043d\u0430 \u043f\u0440\u0438\u043e\u0431\u0440\u0435\u043b\u0430 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u0444\u043e\u0440\u043c\u0443 \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434 \u0431\u0443\u0440\u0436\u0443\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0435\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u0439 XVII \u2013 XVIII \u0432\u0432.
2. \u0418\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0448\u043a\u043e\u043b\u0430 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u041d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0432 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435 XVIII \u2013 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0435
3. \u041d\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442\u0438\u0432\u0438\u0441\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u0414\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 XX \u0432.
4. \u041c\u0430\u0440\u043a\u0441\u0438\u0441\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u042d\u0442\u0430 \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0438\u043e\u0431\u0440\u0435\u043b\u0430 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0448\u0435\u043d\u043d\u0443\u044e \u0444\u043e\u0440\u043c\u0443 \u0432 XIX \u2013 XX \u0432\u0432. \u0432 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0430\u0445 \u041c\u0430\u0440\u043a\u0441\u0430, \u042d\u043d\u0433\u0435\u043b\u044c\u0441\u0430, \u041b\u0435\u043d\u0438\u043d\u0430 \u0438 \u0434\u0440. \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c \u043a\u0430\u043a \u0432\u043e\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0432 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d \u0432\u043e\u043b\u044f \u0433\u043e\u0441\u043f\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u0430. \u041f\u0440\u0430\u0432\u043e, \u043a\u0430\u043a \u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u043e \u0442\u0440\u0430\u043a\u0442\u0443\u044e\u0442\u0441\u044f \u043a\u0430\u043a \u043d\u0430\u0434\u0441\u0442\u0440\u043e\u0435\u0447\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u043f\u043e \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u0443\u043a\u0442\u0443\u0440\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430. \u041f\u043e\u0434 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e \u0435\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u0430\u044f \u0441\u0443\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c. \u0414\u043b\u044f \u043c\u0430\u0440\u043a\u0441\u0438\u0441\u0442\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u043d\u043e \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0432 \u0442\u0435\u0441\u043d\u043e\u0439 \u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u0441\u0432\u044f\u0437\u0438 \u0441 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435\u043c \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0435\u0433\u043e \u0444\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442, \u043d\u043e \u0438 \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u0435 \u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438. \u0412 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u043c \u0430\u0441\u043f\u0435\u043a\u0442\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0447\u0435\u0442\u043a\u043e\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u0438 \u043d\u0435\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e. \u041f\u0440\u0435\u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0440\u043e\u043b\u044c \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b \u0432 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0435 \u0432 \u0443\u0449\u0435\u0440\u0431 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u043c \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430\u043c, \u0436\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u043e\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0430\u043c\u043a\u0430\u0445 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e, \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0436\u0435\u0441\u0442\u043a\u043e \u043e\u0431\u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e-\u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u0430\u043c\u0438. \u0422\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c, \u0432 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e \u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u0430\u044f \u0432\u043e\u043b\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0430\u0435\u0442 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e-\u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0432\u044b\u0440\u0430\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435. \u0424\u043e\u0440\u043c\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u0430\u0441\u043f\u0435\u043a\u0442\u044b \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 (\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0435, \u043d\u0435\u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c\u0435\u0440\u043d\u043e\u0435) \u043f\u0440\u0435\u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0443\u0449\u0435\u0440\u0431 \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c, \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u0421\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043d\u043e\u0441\u0438\u0442 \u0443\u0437\u043a\u043e\u043a\u043b\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440.
5. \u041f\u0441\u0438\u0445\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u0414\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 XX \u0432.
6. \u0421\u043e\u0446\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430. \u042d\u0442\u0430 \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u044f \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430 \u043d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435\u0435 \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 XX \u0432. \u0432 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0430\u0445 \u042d\u0440\u043b\u0438\u0445\u0430, \u0416\u0435\u043d\u0438, \u041c\u0443\u0440\u043e\u043c\u0446\u0435\u0432\u0430, \u041a\u043e\u0442\u043b\u044f\u0440\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e, \u041a\u043e\u0432\u0430\u043b\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438 \u0434\u0440. \u041e\u043d\u0430 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430 \u044d\u043c\u043f\u0438\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0438\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f\u0445, \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u0430 \u0441 \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u0435\u043c \u0438 \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u043e\u043d\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u044b\u0445 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0442\u043e\u0432. \u041f\u043e\u0434 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043c \u0437\u0434\u0435\u0441\u044c \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435 \u0432\u0441\u0435\u0433\u043e \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f, \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0430, \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430, \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043e\u043a.
Мировоззрение людей обновляется каждую историческую эпоху. Это связано с развитием общества и принятыми в социуме нормами морали. Поэтому в мире существуют различные версии происхождения закона и государства. Основные теории правопонимания отражают процесс и результат изменения взглядов человечества. В современной науке нет общепринятой концепции, так как у каждого подхода есть как свои плюсы, так и минусы.
Основные характеристики правопонимания
Право — это сложное общественное явление. Сущность этого феномена интересовала мыслителей и государственных деятелей с древнейших времен. Например, в Древней Греции право отождествлялось со справедливостью. Позднее явление связывали с нравственностью и воспитанием человека, со свободой и равенством. Единого мнения о причинах появления и значении феномена так и не сформировалось. Плюрализм научных концепций наблюдается в силу исторических, философских и политических причин.
Разные точки зрения на понимание этого явления изучаются в рамках теории государства и права (ТГП). Субъектом правопонимания всегда является конкретная личность. Например, юрист, студент или пенсионер. Разные категории людей отличаются:
- уровнем культуры и воспитания, образованием;
- характером исторической эпохи, в которой они проживают;
- религиозными и идеологическими традициями.
Именно из-за таких отличий понимание сущности права всегда субъективно. Объектом является право в его различных проявлениях. Таким образом, правопонимание в ТГП — это юридический критерий, который отражает процесс и результат мыслительной деятельности конкретного индивида. Содержанием правопонимания является знание человека о его правах, обязанностях, дозволенных и недозволенных действиях.
Плюсы и минусы существующих учений
Все известные теории правопонимания систематизированы на основании определённых критериев. Внимания заслуживают как классические, так и нетрадиционные концепции. Философы и исследователи использовали идеалистический или материалистический подход к изучению. У всех учений есть как свои преимущества, так и недостатки.
Естественно-правовая и психологическая теория
К представителям более поздней естественно-правовой школы относятся философы:
- Дж. Локк;
- Вольтер;
- Монтескьё;
- Жан-Жак Руссо.
Мыслители утверждали, что естественное право возникло намного раньше государства и институтов власти.
На первое место выдвигались такие явления, как свобода, равенство и справедливость. Этот фактор можно отнести к главным преимуществам теории. Однако естественные права часто являются устными, поэтому они лишены содержательной определённости.
Психологическая теория оказала огромное влияние на развитие уголовного права, судебной психиатрии и криминалистики. Петражицкий впервые отметил важную роль поведения и мышления человека в формировании системы правосудия. Однако концепция имеет односторонний характер, так как она абсолютно не связана с социальными и экономическими отношениями общества.
Позитивистская и нормативистская концепция
Позитивистская теория противопоставлена естественно-правовой концепции. Гоббс, Шершеневич и Дж. Остин отождествляли право с писаным законом. Направление имеет ряд характерных признаков:
Он представлял правовую систему в виде пирамиды. На ее вершине располагались общепринятые нормы, а у основания — индивидуальные. Согласно учению философа, первую категорию прав должны были создавать законодатели, а вторую — судебные и исполнительные органы.
Правоведы отмечают наличие противоречий между позитивистской и нормативистской концепцией. Главное отличие заключается в том, что Кельзен предлагал устранить из законодательства все элементы, чуждые юриспруденции. То есть полностью отделить право от политики, экономики, социальной и культурной сферы.
Благодаря закону право понимается одинаково всеми индивидами, что способствует установлению правопорядка в обществе.
К сожалению, нормативный подход не всегда справедлив. В истории известно немало примеров, когда законы способствовали закреплению рабства, тирании и геноцида. Еще одной проблемой позитивистского подхода является абсолютизация влияния государства на правовую систему страны.
Социологический и марксистский подход
В середине 19 века сформировалась социологическая теория. Ее сторонники утверждали, что право — это вовсе не то, что задумано и записано органами власти, а то, что получилось в итоге. Явление отождествляется с поведением людей.
Создавать законодательные нормы должны судьи, наблюдая за поведением людей, изучая обычаи и документы. Именно на социологическом подходе основываются принципы англосаксонской системы правосудия. К представителям этого направления можно отнести С. А. Муромцева, Р. Иеринга и Л. Дюги.
Основоположниками марксистской теории считают Ф. Энгельса, К. Маркса и В. И. Ленина. В рамках этой концепции право рассматривается как воля господствующего класса, закреплённая в законах. Главную роль в развитии общества играет экономика. Между государством и правом наблюдается тесная связь, эти явления почти неотделимы друг от друга. Теория применима только к конкретному историческому периоду и ограничена рамками классового общества. Кроме того, концепция жёстко связана с материально-производственными факторами.
Основные положения теорий правопонимания кратко описаны в таблице.
Концепция | Основные положения |
---|---|
Естественно-правовая | Право исходит от природы и Бога и выражается в нравственных представлениях общества о свободе и справедливости. |
Психологическая | Явление отождествляется с правовыми эмоциями и поведением людей. |
Позитивистская | Право выражено в текстуальных законах, имеет вид иерархической пирамиды норм. |
Социологическая | Явление выражается в общественных отношениях. |
Марксистская | Право — воля господствующего класса или всего народа, тесно связанная с материально производственными факторами. |
В 21 веке принят гуманитарный и комбинированный подход к изучению правопонимания. Современные правоведы предпочитают учитывать положения всех известных теорий. Все концепции имеют как недостатки, так и преимущества, поэтому успешно дополняют друг друга.
Представленный материал может быть использован для составления шпаргалки или доклада по обществознанию или теории государства и права.
Проблема правопонимания существует не одно столетие, но до сих пор нет единого мнения о том, что есть право, каково его восприятие и оценка. Вопрос о понятии права является ключевым в теории права, поскольку в зависимости от его решения трактуются другие правовые явления, в том числе ключевые: норма права, форма (источник) права, юридическая ответственность, правонарушение, правосознание, соотношение права и закона и т.д.
Право - уникальное, сложное и многозначное явление, именно поэтому и нет (и, скорее всего, в ближайшее время не будет) однозначного ответа на вопрос: что такое право?
Выделяют следующие причины плюрализма научных концепций о сущности и природе права:
- историческая - концепции о понимании права возникли на различных этапах развития общества, а каждому этапу свойственны черты, признаки и собственные проблемы;
- философская - теории о праве связаны с различным философским мировоззрением;
- социальная - теории и школы выражают интересы различных социальных групп, а с изменением интересов меняются и представления о праве;
- территориальная - зависимость концепций от национальных, религиозных традиций, присущих той или иной стране;
- сложность правового регулирования - наличие различных элементов (нормы права, юридические факты, правоприменительные акты, правосознание и т.д.). В этом случае справедливо указывают на многофункциональную связь права с экономикой, политикой, интересами различных социальных слоев, индивидов и классов, а также взаимодействие с иными социальными нормами.
Рассмотрим основные концепции права (см. схему 8).
----+ Основные теории права/правопонимания +-------
¦Естественно-пра- ¦ ¦ ¦ Юридический ¦ ¦ ¦ Марксистская ¦ ¦ ¦ Психологическая ¦
¦ вовая теория ¦ ¦ ¦ позитивизм ¦ ¦ ¦ теория права ¦ ¦ ¦ теория права ¦
¦ Историческая школа ¦ ¦ Нормативистская ¦ ¦ Социологическая ¦
¦ права ¦ ¦ теория ¦ ¦ концепция права ¦
Естественно-правовая теория своими корнями уходит в Древнюю Грецию и Древний Рим.
В рамках данной теории противопоставляются естественное право и позитивное право (закон), что позволяет лучше уяснить особенности каждого из учений.
Естественное - неписаное право возникает из человеческой природы, из нравственных всеобщих принципов и представляет собой систему неотчуждаемых прав и свобод личности, а также основополагающих нравственных идей, лежащих в основе социального устройства (свобода, равенство, безопасность, собственность, семья и т.д.). Такое право вечно, неизменно, так как присуще человеку от рождения и является высшим, истинным и подлинным правом. Охрану такого права должно осуществлять государство.
Позитивное право (закон) - это официально признанное в государстве право, совокупность юридически оформленных предписаний государственной власти. Такое право не всегда справедливо, способно закреплять произвол, тиранию и даже рабство (римское право). Поскольку естественное право служит критерием оценки позитивного права, последнее должно быть заменено на такое право, которое основывалось бы на естественных законах. С позиции данной теории закон только тогда станет правом, когда он будет разумен и справедлив, а все, что в позитивном праве противоречит праву естественному, не должно считаться правом.
Так, например, Р.3.Лившиц определял право как нормативно закрепленную и реализованную справедливость. Это не просто нормативно закрепленная справедливость, а справедливость, реализующая общественный компромисс. Р.3.Лившиц различает право и закон, который в свою очередь может быть правовым и неправовым, но "однозначного критерия, отличия правового от неправового не существует"*(63).
Л.С.Явич в своей работе "Сущность права" писал, что "по своей социальной природе право не только формально равный, но и справедливый масштаб свободы. ". При этом "справедливость является не только нравственной, но и правовой (юридической) категорией". Автор признает позитивное право, которое должно непременно включать в себя "решающее качество общесоциального права - должно быть масштабом свободы". И тогда позитивное право можно будет назвать юридическим, которое "наиболее совершенное выражение находит в юридическом законе"*(64). Им выделяются юридическое (официально признанное государством, законодательное, легистское) и неюридическое право (право, существующее не только в общественном сознании, моральных правах и социальных притязаниях, но и в качестве реальных правоотношений - прежде всего отношений собственности), которое возникает до того, как санкционируется государством*(65).
Таким образом, Л.С.Явич разделяет закон и право, но не противопоставляет их друг другу.
В.С.Нерсесянц отстаивал позицию противопоставления закону, принятому государством, права, сущность которого им усматривается в свободе, равенстве и справедливости (либертарная концепция). Так называемая либертарная теория права, на наш взгляд, есть один из вариантов естественно-правовой теории.
Автор сформулировал понятие "неправовой закон" - закон, который не соответствует представлениям о свободе, равенстве и справедливости, исходя из чего в многовековой истории человечества трудно найти "правовые законы".
В.С.Нерсесянц признавал и наличие позитивного права, т.е. правового закона, но таким называл лишь тот закон, который представляет собой форму равенства, свободы, справедливости, поскольку законодательство "зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер"*(66).
Юридический позитивизм возник в начале XIX в. Право, в соответствии с данной концепцией, является продуктом государственной воли и суверенной власти, которая таким образом устанавливает обязательный порядок в обществе.
Позитивизм отрицает естественное право как идею, не основанную на реальности и ведущую к нарушению порядка в обществе. Согласно теории юридического позитивизма, право - существующая реальность, позитивный факт. Всякое позитивное право происходит от власти. Право - приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Право есть результат только правотворческих функций государства, независимой от экономических и классовых отношений.
В отличие от естественно-правовой доктрины, для которой характерна первичность прав и свобод, данность их от рождения, юридическому позитивизму свойственно приобретение этих прав от государства.
Главной заслугой этой теории является утверждение принципа верховенства закона и требование строгой законности - основных принципов любого демократического государства*(67).
Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
В теории права различают три основных способа правового регулирования общественных отношений:
1. Дозволение - предоставление лицу права на опре деление собственного поведения, совершение тех или иных действий (правомочия собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом);
2. Запрещение - возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий (переход улицы на красный свет);
3. Связывание - это возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных дей ствий (например, соблюдать Конституцию, возместить вред, уплатить долг).
Обязывания предполагают активные действия, связанные с функционированием государственной власти, с ее велением.
Посредством дозволений, запретов и связываний право выполняет регулятивную и охранительную функции.
Проблемы современного правопонимания (основные концепции) '
• Правопонимание - научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. 1
Правопонимание всегда субъективно, потому что каждый человек воспринимает право по своему. Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его по своему, юрист-профессионал - по другому, ученый - иначе. Люди понимают право так, как им позволяет их разум в определенных традициях соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций.
Существует ряд концепций правопонимания:
1. Естественно — правовая.
Истоки естественно-правовых взглядов - в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека.
Логически завершенную форму эта концепция получила в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон.
Алексеев С.С. Теория государства и права. М, 1997г.
По данной концепции источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека.
Естественно-правовая концепция соединяет право и мораль. По мнению представителей этой концепции основу права составляют такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство и т. п.
Право есть совокупность постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов., олицетворяющих разум, справедливость, свободу, объективный порядок ценностей.
Одним из достоинств данной теории является то, что она обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с .такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др.
Слабая сторона естественно-правовой концепции в том, что она отрицает роль государства в правотворческом процессе. Право ставится в зависимость от таких нравственных ценностей, которые составляют природу человека. Поэтому весьма сложно определить критерий законного и противозаконного, так как у различных людей могут быть разные представления о нравственных ценностях, например, о справедливости.
Эта концепция логически завершенную форму получила в XX веке. Ее автором считают Г. Кельзена. Концепция основана на представлении о том, что право - это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах.
Достоинство нормативизма заключается в том, что гакой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и др.
Недостаток нормативизма - в игнорировании естественных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.
Эта теория завершенную форму, получила в конце XVIII - начале XIX веков в трудах Гуго, Савиньи, Пухта.
Представители этой концепции считали, что право - это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно.
По данной концепции право - это, прежде всего, правовые обычаи, а законы производны от обычного права, " которое основательно и проверено временем.
Законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению, а должен учитывать в законотворческом процессе культурно-исторические и национальные особенности права.
Достоинство исторической концепции в том, что в ней подчеркнута необходимость учета в правотворческом процессе национальных, исторических и культурных особенностей права, а также обращено внимание на естественность развития права.
Недостаток в том, что завышена роль правовых обычаев, которые уже не справлялись с полноценным упорядочением общественных отношений,
Логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Петражицкого, Росса и др.
По данной концепции психика человека - это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущность права определяются не через деятельность законодателя, а через правовые эмоции, переживания людей.
Право подразделяется на:
позитивное (установленное государством);
интуитивное (результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида).
Интуитивные переживания (интуитивное право) выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Оно выступает критерием оценки позитивного права.
В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений.
Достоинство данной концепции в том, что она учитывает психологические особенности людей, роль правосознания в правовом регулировании общественных отношений.
Недостатком этой концепции является ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности. Имеет значение только интуитивное право, выступающее регулятором поведения человека.
Логически завершенную форму концепция получила в XIX-XX веках в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.Ленина. По этой концепции право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, которая определяется характером материальных производственных отношений. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение.
Достоинство данной концепции в том, что она показала зависимость права от социально-экономических фак-
торов, наиболее существенно влияющих на него, обратила внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.
Недостаток - в преувеличении роли классовых начал в праве, в ущерб общечеловеческим началам.
Каждая концепция имеет свои достоинства и недостатки. Различные подходы к правопониманию, разные определения права и стремление к их синтезу в рамках единого понятия имеют определенную ценность в научных целях. В связи с этим, казалось бы, путем объединения признаков, более всего отвечающих интересам правоприменительной практики, можно выработать единый подход к пониманию права. Но будет ли это правильным и полезным? Невозможно предусмотреть гарантии полной объективности, а следовательно существует вероятность объединения недостатков и пороков.
Вряд ли возможно абсолютно совершенное право. Нельзя считать тот или иной признак неприемлемым или наоборот существенным. При этом подходе выявление существенных признаков необходимо по отношению к содержанию и форме права. Мера свободы и справедливости будет характеризовать содержание, а формальным свойством будет общеобязательность, основывающаяся на принуждении со стороны государства.
1 Теория государства и права под общей редакцией проф. В.В. Лазарева, М. Новый юрист, 1997.
Читайте также: