Правом какой страны определяется гражданская правоспособность и дееспособность физического лица

Обновлено: 28.06.2024

Коллизионные вопросы право- и дееспособности иностранцев

Коллизионные вопросы правоспособности иностранцев

Для международного частного права характерен дифференциро­ванный подход к физическим лицам , находящимся в пределах юрисдикции конкретного государства, основанный:

1) на разделении на соответствующие категории:

  • собст­венные (отечественные) граждане данного государства;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства (в последние годы все более актуально выделение в отдельную группу беженцев).

2) на установле­нии определенного правового режима в отношении каждой из них.

Иностранный гражданин — это лицо, имеющее особую право­вую связь — гражданство — с определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пре­делов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней мере два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится.

По общему правилу гражданская правоспособность лица — это его способность иметь гражданские права и обязанности, возни­кающая с момента рождения и устанавливаемая законом (апри­мер, ст. 18 Гражданского кодекса РФ раскры­вает содержание гражданской правоспособности в российском праве).

В практике международного частного права сложилось та­кое положение, когда иностранные граждане, обладая определен­ным объемом правоспособности, которая предоставлена им соб­ственным (отечественным) правопорядком, во время своего пре­бывания на территории другого государства не вправе ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем го­сударстве. В то же время объем прав, которыми наделены ино­странные граждане в государстве пребывания, зачастую может быть более значительным, нежели тот, который они имеют в сво­ем отечестве.

Иностранные граждане, пребывающие на территории других стран, обладают правоспособностью, определяемой местным пра­вопорядком . Преимущественно это осуществляется на основе принципа национального режима. Национальный режим может быть установлен внутригосударственным актом или международ­ным договором.

Таким образом, действующее коллизионное право Российской Федерации, помимо закрепления коллизионного принципа (личного закона), применительно к вопросам правоспособности позволяет говорить о двух аспектах проблемы:

  • правоспособности как таковой, определяемой на основе отсылки к личному закону лица;
  • объеме правоспособности, обусловленном принципом на­ционального режима.

Основные изъятия из национального режима - практически повсеместно иностранные граждане не могут:

  • занимать высшие государственные должности;
  • избирать и быть избранными в пред­ставительные органы власти;
  • исполнять воинскую обязанность;
  • быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодо­рожных локомотивов и т.д.

Предписания об уравнивании в правах граждан договариваю­щихся государств содержатся в двусторонних соглашениях о пра­вовой помощи (например, в Договоре о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам между Россий­ской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 19 июня 1992 г., ст. 1).

Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (СНГ) принцип национального режима имеет еще большую сфе­ру действия, ибо он распространяется не только на граждан дого­варивающихся государств, но также и на другие категории субъ­ектов, т.е. лиц, постоянно проживающих на территории соответ­ствующей договаривающейся стороны.

Следовательно, если гражданин Болгарии постоянно прожива­ет на территории Российской Федерации, определение его право­вого статуса, скажем, в Республике Молдова или Украине должно подчиняться принципу национального режима, т.е. он должен быть уравнен в правах с собственными гражданами соответствен­но либо Молдовы, либо Украины.

В Российской Федерации изъятия из принципа национально­го режима установлены федеральным законодательством:

Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев

Вопросы дееспособности в международном частном праве традиционно определяются в основном по личному закону (lex personalis) в двух разновидностях:

  • закона гражданства (lex nationalis, или lex patriae);
  • закона местожительства (lex domicilii).

Однако при рассмотрении затронутой проблемы существенно одно немаловажное обстоятельство — речь идет преимущественно о дееспособности в рамках обязательственных отношений, ибо в иных областях, например в брачных отношениях, дееспособ­ность представляет собой отдельный вопрос, решение которого целесообразно осветить в разделе, посвященном брачно-семейным отношениям.

Таким образом, в сегодняшней правовой действительности рассмотренный подход стал преобладающим не только в нацио­нально-правовых системах, но и в международных договорах.

Из­вестное исключение из него существует для сделок с недвижимо­стью: в этом случае приведенные акты перечисленных выше и прочих государств уточняют, что способность лица заключить сделку по поводу недвижимой собственности подчиняется закону места нахождения недвижимости (lex rei sitae).

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ являет собой исключительно важный документ с точки зрения полноты освещения и решения анализируемой части вопросов, так как впервые в многостороннем масштабе закреплены унифи­цированные нормы в области определения

Особенности гражданско-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Все физические лица в международном праве подразделяются на 3 группы:

  • граждане страны;
  • граждане иных государств;
  • лица, не имеющие гражданства.

В последнее время в отдельную категорию все чаще выделяют беженцев.

Иностранный гражданин в РФ – это физическое лицо, которое имеет подданство или гражданство иностранного государства и не является гражданином России.

Иностранных граждан подразделяют на лиц, которые временно проживают на территории РФ или постоянно проживают в стране. К лицам без гражданства относятся физические лица, не являющиеся гражданином России, не имеет доказательств наличия гражданства другого государства.

Лица без гражданства, граждане других государств относятся к субъектам международного частного права. Такие отношения осложнены иностранным элементом, обладают определенными правами и обязанностями. Иностранный элемент представляет собой:

  • имущественные отношения, где субъектом является сторона, обладающая подданством или гражданством иностранного государства;
  • возникновение, прекращение или изменение связанных с юридическим фактом отношений, которые происходят в иностранном государстве;
  • субъекты относятся к одному государству, а объект находится за границей.

Правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Объем правомочий субъектов трансграничных отношений определяется через правоспособность и дееспособность. Гражданская правоспособность – это способность иметь определенные гражданские права и нести соответствующие обязанности. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с моментом его смертью (ст. 17 ГК).

При определении гражданской правоспособности важно руководствоваться его личным законом. На территории России лица без гражданства и иностранные граждане обладают равной с российскими гражданами правоспособностью. Они могут независимо от расы, национальности, пола, религиозных взглядов и некоторых других факторов, обладать личными неимущественными и имущественными правами, иметь в собственности имущество. Все правила, установленные Гражданским кодексом По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Курсовая. Гражданское право подробнее , распространяются как на граждан РФ, так и на лиц без гражданства и иностранных граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

В отдельных случаях законодатель предусматривает дифференцированный подход в определении дее- и правоспособности иностранных граждан на территории РФ. Особенности правового положения этой категории субъектов вытекают из специальных двусторонних соглашений.

Особенности личного закона:

  • используется в форме национального закона (закон гражданства) или закона места жительства (закон домилиция), в определении личного закона может использоваться смешанный подход;
  • правоотношения иностранного гражданина регулируются правом государства, гражданством которого он обладает (если личный закон используется в форме национального закона);
  • правоотношения иностранного гражданина регулируются правом государства, на территории которого он находится (если личный закон используется в форме закона домилиция).

Выбор личного закона осуществляет законодатель. Личный закон в форме национального закона применяется в большинстве европейских стран. В странах с системой общего права (Канада, США, Англия По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Англия подробнее ) предпочтение отдается личному закону в форме закона домилиция. В РФ используется смешанная система определения личного закона.

Личным законом физического лица в РФ (ст. 1195 ГК) является право страны, гражданством которого данное лицо обладает. Для иностранного гражданина, постоянно проживающего на территории России личным законом также является российское право. Если лицо обладает двойным гражданством, то есть является бипатридом, то его личным законом также признается российское законодательство. Это правило применяется и в отношении лиц, имеющих место жительства на территории РФ.

Личным законом беженца выступает право страны, которая предоставляет убежище. Это положение исключительное, оно отображает факт того, что при особых обстоятельствах, когда беженцы были вынуждены уехать из места своего постоянного проживания или из страны своего гражданства, их связь с этой страной утрачивается. Определяющим для правового положения таких лиц выступает право принявшей их страны.

Личный закон предусматривает, когда и в каком случае может применяться право той или иной страны к определенному лицу, объем прав разных категорий граждан – субъектов в трансграничных отношениях регулируется правовым национальным режимом, специальным режимом и преференциальным – режимом наивысшего благоприятствования.

Исключения из принципа определения правоспособности и дееспособности

Существует ряд исключений из определения правоспрособности и дееспособности по личному закону в России для граждан других государств и лиц без гражданства. Это относится к сделкам, которые совершаются лицами без гражданства и иностранными гражданами. Заключая сделки в России, иностранный гражданин не может ссылаться на полный объем полномочий, которыми обладает в своем государстве.

Гражданская дееспособность граждан определяется именно российским правом. Это касается обязательств, возникающих в результате причинения вреда в РФ. Российское По данной теме мы уже выполнили реферат Российское гражданство подробнее законодательство подчиняет своему праву решение вопросов о признании граждан других государств или лиц без гражданства безвестно отсутствующими, ограниченно дееспособными, об объявлении их умершими.

Коллизионные вопросы право- и дееспособности иностранцев

Коллизионные вопросы правоспособности иностранцев

Для международного частного права характерен дифференциро­ванный подход к физическим лицам , находящимся в пределах юрисдикции конкретного государства, основанный:

1) на разделении на соответствующие категории:

  • собст­венные (отечественные) граждане данного государства;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства (в последние годы все более актуально выделение в отдельную группу беженцев).

2) на установле­нии определенного правового режима в отношении каждой из них.

Иностранный гражданин — это лицо, имеющее особую право­вую связь — гражданство — с определенным государством. В связи с этим на гражданина любого государства, находящегося вне пре­делов юрисдикции своего отечества, распространяется по крайней мере два правопорядка: своего государства и иностранного, на территории которого лицо находится.

По общему правилу гражданская правоспособность лица — это его способность иметь гражданские права и обязанности, возни­кающая с момента рождения и устанавливаемая законом (апри­мер, ст. 18 Гражданского кодекса РФ раскры­вает содержание гражданской правоспособности в российском праве).

В практике международного частного права сложилось та­кое положение, когда иностранные граждане, обладая определен­ным объемом правоспособности, которая предоставлена им соб­ственным (отечественным) правопорядком, во время своего пре­бывания на территории другого государства не вправе ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем го­сударстве. В то же время объем прав, которыми наделены ино­странные граждане в государстве пребывания, зачастую может быть более значительным, нежели тот, который они имеют в сво­ем отечестве.

Иностранные граждане, пребывающие на территории других стран, обладают правоспособностью, определяемой местным пра­вопорядком . Преимущественно это осуществляется на основе принципа национального режима. Национальный режим может быть установлен внутригосударственным актом или международ­ным договором.

Таким образом, действующее коллизионное право Российской Федерации, помимо закрепления коллизионного принципа (личного закона), применительно к вопросам правоспособности позволяет говорить о двух аспектах проблемы:

  • правоспособности как таковой, определяемой на основе отсылки к личному закону лица;
  • объеме правоспособности, обусловленном принципом на­ционального режима.

Основные изъятия из национального режима - практически повсеместно иностранные граждане не могут:

  • занимать высшие государственные должности;
  • избирать и быть избранными в пред­ставительные органы власти;
  • исполнять воинскую обязанность;
  • быть судьями, прокурорами, нотариусами, командирами экипажей речных, морских и воздушных судов, машинистами железнодо­рожных локомотивов и т.д.

Предписания об уравнивании в правах граждан договариваю­щихся государств содержатся в двусторонних соглашениях о пра­вовой помощи (например, в Договоре о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам между Россий­ской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 19 июня 1992 г., ст. 1).

Согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отноше­ниях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (СНГ) принцип национального режима имеет еще большую сфе­ру действия, ибо он распространяется не только на граждан дого­варивающихся государств, но также и на другие категории субъ­ектов, т.е. лиц, постоянно проживающих на территории соответ­ствующей договаривающейся стороны.

Следовательно, если гражданин Болгарии постоянно прожива­ет на территории Российской Федерации, определение его право­вого статуса, скажем, в Республике Молдова или Украине должно подчиняться принципу национального режима, т.е. он должен быть уравнен в правах с собственными гражданами соответствен­но либо Молдовы, либо Украины.

В Российской Федерации изъятия из принципа национально­го режима установлены федеральным законодательством:

Коллизионные вопросы дееспособности иностранцев

Вопросы дееспособности в международном частном праве традиционно определяются в основном по личному закону (lex personalis) в двух разновидностях:

  • закона гражданства (lex nationalis, или lex patriae);
  • закона местожительства (lex domicilii).

Однако при рассмотрении затронутой проблемы существенно одно немаловажное обстоятельство — речь идет преимущественно о дееспособности в рамках обязательственных отношений, ибо в иных областях, например в брачных отношениях, дееспособ­ность представляет собой отдельный вопрос, решение которого целесообразно осветить в разделе, посвященном брачно-семейным отношениям.

Таким образом, в сегодняшней правовой действительности рассмотренный подход стал преобладающим не только в нацио­нально-правовых системах, но и в международных договорах.

Из­вестное исключение из него существует для сделок с недвижимо­стью: в этом случае приведенные акты перечисленных выше и прочих государств уточняют, что способность лица заключить сделку по поводу недвижимой собственности подчиняется закону места нахождения недвижимости (lex rei sitae).

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ являет собой исключительно важный документ с точки зрения полноты освещения и решения анализируемой части вопросов, так как впервые в многостороннем масштабе закреплены унифи­цированные нормы в области определения

Процесс регулирования ЧПО с иностранным элементом состоит из двух стадий. Первая стадия – это решение коллизионного вопроса и выбор применимого права на основе предписаний коллизионной нормы права страны суда. Вторая стадия представляет собой непосредственное применение избранного права. Если компетентным признано иностранное право, неизбежно возникновение специфических проблем: определение общих понятий права другого государства; установление его содержания; особенности толкования и применения иностранного закона. Общее положение – суд обязан установить содержание иностранного права ex officio (по должности) в целях определения нормативно-правовой основы будущего судебного решения.

Европейская конвенция относительно информации об иностранном законодательстве 1968 г. устанавливает процедуру и механизм, предназначенные облегчить судам доступ к информации об иностранном праве. Государства-участники обязаны создать при министерствах юстиции специальные отделы либо самостоятельные ведомства, занимающиеся сбором информации об иностранном и национальном праве; отвечающие на запросы соответствующих иностранных и национальных органов о содержании национального и иностранного права; направляющие запросы в компетентные органы иностранных государств о содержании права данных государств. В этих целях в России создан специальный Научно-исследовательский центр пра во вой информации при Ми ню с те России.

Положения российского законодательства о порядке и способах установления содержания иностранного права содержатся в ГК, СК и АПК. Суд в соответствии со своими полномочиями обязан самостоятельно заниматься установлением содержания иностранного права. Механизм этого процесса – дипломатический порядок, официальные запросы через Минюст России, непосредственные сношения судов разных государств друг с другом и иными компетентными органами. Суд устанавливает содержание норм иностранного права в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной соответствующего государства (п. 1 ст. 1191 ГК). Необходимо также учитывать иностранную судебную практику.

Российские суды вправе обращаться с запросами о содержании иностранного права в Минюст России, в иные компетентные органы РФ, в зарубежные компетентные органы, привлекать экспертов (абз. 1 п. 2 ст. 1191 ГК). Участвующие в деле лица по собственной инициативе могут предоставлять российским судам информацию о содержании иностранного права, соответствующие документы, иным образом помогать суду при определении содержания применимого иностранного права (абз. 2 п. 2 ст. 1191 ГК).

Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

4.1. Положение физических лиц в международном частном праве, определение их гражданской правоспособности

Субъектами большинства ЧПО с иностранным элементом являются физические лица. В МЧП определены следующие категории физических лиц: иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы. Иностранные граждане – это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством; бипатриды – лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами; апатриды – лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством; беженцы – лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства и получившие убежище на территории другого. Правовой статус бипа-тридов и апатридов обладает серьезной спецификой. В международном праве он оценивается как усложненный статус, международно-правовая патология.

Основная особенность гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, что они в принципе подчиняются двум правопорядкам – правопорядку государства места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. Их правовое положение отличается двойственным характером.

Лица, постоянно или временно пребывающие на территории иностранного государства, естественно, обязаны соблюдать его законы и подчиняться местному правопорядку. Однако отдельные вопросы правового статуса таких лиц определяются их личным законом. Понятие личного закона физических лиц в российском праве установлено в ст. 1195 ГК. Генеральная коллизионная привязка личного закона – это закон государства гражданства, субсидиарная – право государства места жительства. Личный закон иностранного гражданина – это право страны, гражданство которой данное лицо имеет.

Личным законом лиц с двойным гражданством, одно из которых российское, является российское право. Личным законом иностранных граждан также может быть российское право, если иностранец имеет место жительства в Российской Федерации (п. 3 ст. 1195 ГК). Личный закон апатрида определяется на основе признака домицилия (п. 5 ст. 1195 ГК). Такая норма является общей для законодательства большинства государств, но это правовое положение порождает проблему. Как определить личный закон апатрида при отсутствии у него постоянного места жительства? Закон домицилия применяется и при определении личного закона бипатрида (п. 4 ст. 1195 ГК). Личным законом индивида, имеющего статус беженца, является право страны убежища (п. 6 ст. 1195 ГК).

Гражданская правоспособность физических лиц – это способность индивида иметь права и обязанности. В праве большинства государств установлена императивная материально-правовая норма. В сфере гражданской правоспособности иностранцы пользуются национальным режимом; однако отдельные вопросы правоспособности имеют коллизионное регулирование и определяются по личному закону индивида.

В российском праве гражданская правоспособность физических лиц определяется на основе их личного закона (ст. 1196 ГК). При этом иностранные граждане и апатриды пользуются в Российской Федерации гражданской пра во спо соб но с тью наравне с российскими гражданами. Российское право закрепляет сочетание коллизионного и материально-правового методов регулирования гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства. Предоставление национального режима этим лицам на территории РФ установлено в Конституции (ч. 3 ст. 62). Применение коллизионного регулирования – личного закона – предполагает признание иностранных ограничений правоспособности, основанных на приговоре иностранного суда и не противоречащих публичному порядку РФ. В российском законодательстве установлены и другие изъятия из принципа национального режима (ограничения прав иностранцев заниматься определенной деятельностью, занимать определенные должности).

Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом определяется в соответствии с законодательством государства пребывания. Российское государство обязано защищать граждан Российской Федерации за рубежом и оказывать им покровительство. Если в каком-либо государстве имеет место ущемление прав российских граждан, то постановлением Правительства РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) к гражданам соответствующего иностранного государства на территории РФ (ст. 1194 ГК).

4.2. Гражданская дееспособность физических лиц в международном частном праве

Гражданская дееспособность физического лица – это его способность своими действиями осуществлять гражданские права и обязанности. Законодательство всех стран устанавливает, что полностью дееспособным в публичном и частном праве индивид становится по достижении установленного в законе возраста. В законодательстве также закреплена возможность признания физического лица неде-ес по соб ным или ограниченно дееспособным. Ос нов ны ми аспектами правового статуса индивида, связанными с категорией гражданской дееспособности, являются право лица на имя (ст. 1198 ГК), институты опеки и попечительства, признание физического лица безвестно отсутствующим и объявление его умершим. Общепризнанным является положение, что вопросы гражданской дееспособности индивидов подчиняются коллизионному регулированию (генеральная коллизионная привязка – личный закон физического лица).

Читайте также: